Программа курса «качественные исследования в социологии»



Скачать 181.15 Kb.
Дата24.04.2016
Размер181.15 Kb.
ТипПрограмма курса
программа курса
«качественные исследования в социологии»

БЛОК 2

Этнографические методы в социологии
П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БЛОКА




Наименование тем

Всего часов

В том числе на

лекции

практ.

занятия


1

2

3

4

5

1

Этнография как метод исследования в социологии

2

2




2

Методы исследования в социальной антропологии современного общества

2

2




3

Антропология организаций, профессий и работы

2

2




4


Этнографии образования

2

2




5

Феминистская этнография

2

2




6

Этнография городской жизни

2

2



7


Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы, триангуляция

2

2




8

Цикл полевого исследования. Этика полевого исследователя

2

2




9

Неформализованное интервью

4

2

2

10

Наблюдение, этнографическое исследование

4

2

2

11

Использование документальных источников

2

2







ИТОГО ПО КУРСУ

26

22

4


Тема 1. Этнография как метод исследований в социологии



Этнография как метод исследований. Развитие этнографического подхода в социологии. «Журнал современной этнографии». Развитие социально-антропологического подхода в современной России.
Вопросы для повторения

  1. Раскройте суть этнографии как метода исследований, дисциплины.

  2. Как шло развитие этнографического подхода в социальных науках? Приведите примеры исследований, характеризующих различные этапы этого развития.

  3. Что такое «кризис репрезентации»?

  4. Расскажите о «Журнале современной этнографии»

  5. Расскажите о применении социально-антропологического подхода в современной России.


Рекомендуемая литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс. 1995.

  2. Гиртц К. Насыщенное описание: о природе понимания в культурной антропологии // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997.

  3. Гиртц К.С точки зрения туземца // Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М. Ин-т социологии РАН. 1996.

  4. Дюльмен Р. ван Историческая антропология в немецкой социальной историографии // THESIS. 1993. №3.

  5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

  6. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб: Евразия, 1998.

  7. Куропятник А.И. Традиции антропологического образования // Социологическое образование в России: итоги, проблемы и перспективы. СПб: СПбГУ, 1998.

  8. Мендра А. Основы социологии. М.: NOTA BENE, 1998

  9. Мосс М. Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1996.

  10. Романов П.В. Методологическая эволюция социально-антропологических исследований организаций //Журнал социологии и социальной антропологии. №4, 1999.

  11. Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии"//Социологический журнал. №3/4, 1996. С.138-149.

  12. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е.Ярской-Смирновой и П.Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.

  13. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2003.



Тема 2. Методы исследований в социальной антропологии современного общества

Этнографическая полевая работа. Полевые исследования. Метод наблюдения. Метод интервью. Неопросные методы исследований: анализ текстов. Прикладные исследования. Партисипаторные и акционистские исследования. Этика полевого исследования


Вопросы для повторения

  1. В чем состоят особенности этнографической полевой работы?

  2. Раскройте смысл дихотомии «качественные и количественные методы исследования»

  3. Что означает выражение «стать туземцем»?

  4. Дайте характеристику анализу текстов как методу исследования в социальной антропологии

  5. Дайте примеры и характеристику этнографического описания.


Рекомендуемая литература

Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 98–105.

Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. кол. Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.

Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989.

Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях / Под ред. М. Малышевой. М.: МЦГИ, 1997.

Журженко Т. Ю. О междисциплинарном подходе, профессионализме и научной объективности в гендерных исследованиях // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе: Материалы международ. науч. конф. Иваново, 1997.

Козлова Н.Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка //Журнал социологии и социальной антропологии. Т.II. №3, 1999.

Малышева М. М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 146–168.



Маслова О. М. Качественная и количественная социология. Методология и методы // Социология 4М. 1995. № 5–6. С. 5–15.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1, 2 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990.

Мещеркина Е. Ю. Качественные методы в гендерной социологии // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 169–187.

Потолок пола: Сб. науч. и публицист. статей / Под ред. Т. В. Барчуновой. Новосибирск, 1998.

Романов П. В Феминистская этнография: обзор основных концепций, методов сбора данных и политик интерпретаций // Гендерные исследования. № 6 (1/2001). С. 322–335.

Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОН РАН, 2002.

Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. Т. 1. № 1/2. С. 129–138.

Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995.



Тема 3. Антропология организаций, профессий и работы


Первые антропологические исследования организаций – Хоуторнский эксперимент, работы Л.Уайта, Э.Чейпла и др. Манчестерские исследования. Различные подходы к исследованию труда, профессий и организаций. Организационные символы. Организационная культура. Этнографии социальных служб.
Вопросы для самоподготовки

  1. Какие основные этапы характеризуют эволюцию методологических подходов к антропологическим исследованиям в организациях?

  2. Из чего складывается организационная культура и как ее можно изучить?

  3. Какие особенности внутренней жизни организации отражают организационные символы?


Литература

Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри // Социол.исслед. 1995. №2. С.12-19

Банников К.Л. Армия глазами антрополога. К исследованию экстремальных групп // Мир России. 2000. №4. С.125-134.

Буравой М. Углубленное кейс-стади // Рубеж. 1997, №10-11. С.154-147.

Гладарев Б. “Для нас работа – перерыв между рыбалкой” (субкультура рыбаков-любителей) http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_glad.htm

Паченков О. Рациональное “заколдовывание мира”: современные роcсийские “маги” http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_patch.htm

Лурье М.Л. Служба в армии как воспитание чувств// Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. С.260-271.

Романов П.В. Методологическая эволюция социально-антропологических исследований организаций //Журнал социологии и социальной антропологии. №4, 1999.

Романов П.В. Социальная антропология организаций / Учеб. пособие. Саратов:

СГТУ, 1999.

Романов П.В. Формальные организации и неформальные отношения: кейс-стади практик управления в современной России. Саратов: СГУ, 2000.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России /Под ред.Е.Ярской-Смирновой и П.Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. С.38-58, 76-89, 237-441.

Чирикова А. Женщина во главе фирмы. М.: Ин-т социологии РАН, 1998.
Тема 4. Этнографии образования

Основные направления качественных исследований образования. Этнография классной комнаты, школы, учительской профессии. Субкультура – школы, школьников. Изучение способов оценивания успеваемости, «хороший» учитель, «хороший» ученик, «девиантный» ученик. Скрытый учебный план – урок, учебники, пространство школы.


Вопросы для самоподготовки

  1. Какие виды этнографии традиционно практикуются в исследованиях образования?

  2. В чем состоят особенности организационной культуры школы?

  3. Как можно изучать скрытый учебный план в учебном заведении?


Литература
Барчунова Т. Сексизм в букваре // ЭКО. Новосибирск. №3, 1995

Цинман Ж. Школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России /Под ред.Е.Ярской-Смирновой и П.Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. С.237-441.

Ярская-Смирнова Е.Р. Понятие скрытого учебного плана // Гендерные исследования. №1 (5), 2001. С.295-301

Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. №4, 1999. С.38-45.

Hall R.M., Sandler B.R. The classroom climate: a chilly one for women? Washington, DC: Association of American Colleges, Project on the Status and Education of Women, 1982


Тема 5. Феминистская этнография

Этнографии женской жизни 19 века. «Мидлтаун» и гендерная линия в манчестерских исследованиях. Основные направления феминистской этнографии – документирование жизни и деятельности женщин, понимание опыта женщин с их точки зрения, концептуализация социального контекста.


Вопросы для самоподготовки

  1. В чем состоят особенности феминистской этнографии как определенной исследовательской стратегии?

  2. Какие тематические области традиционно привлекательны для феминистских исследователей, использующих этнографию?

  3. Как женский и мужской опыт может быть представлен в этнографическом исследовании?


Литература

Гиртц К. Насыщенное описание: о природе понимания в культурной антропологии // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997.

Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование // Гендерные исследования. №5 (2/2000). С. 190-210.

Романов П.В. Феминистская этнография: метод сбора данных и политика интерпретаций // Гендерные исследования. №6 (1/ 2001). С.322-335

Berger A.A. Narratives in popular culture, media and everyday life. Thousand Oaks, London, New Delhi, 1997.

Plummer K. Telling sexual stories. Power, change and social worlds. London and New York: Routledge, 1995.

Qualitative methods in family research. Ed.by Gilgun J.F., Daly K., Handel G. Newbury Park, London, New Delhi: Sage, 1992.

Reinharz S. Feminist methods in social research. New York, Oxford: Oxford University Press, 1992.

Researching women’s lives from a feminist perspective. Ed.by Maynard M. and Purvis J. Taylor and Francis, 1995.
Тема 6. Этнография городской жизни

Город и деревня – социальные смыслы противопоставления. Урбанизация. Чикагские исследования – картографирование городского пространства. Письма польского крестьянина в исследовании Томаса и Знанецкого. Трущобы, группировки, банды, местные сообщества. Этничность в городе. Субкультура бедности.



Вопросы для самоподготовки

  1. Какие основные социальные различия между культурой города и деревни стали предметом анализа качественных исследователей?

  2. В чем состоит основной вклад в методологию качественных исследований города социологов Чикагской школы, Томаса и Знанецкого?

  3. Какие методические особенности отличают современные исследования городского пространства, банд и группировок, этничности, бедности?



Литература


Вышемирская И. ВИЧ-активизм как стратегия выживания: исследование случая// Невидимые грани социальной реальности / под ред. Воронкова В., Паченкова О., Е.Чикадзе. Санкт-Петербург: Центр независимых социологических исследований, 2001. http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_vyshem.htm

Ивлева И. Уличный рынок: среда петербургских торговцев // Невидимые грани социальной реальности / под ред. Воронкова В., Паченкова О., Е.Чикадзе. Санкт-Петербург: Центр независимых социологических исследований, 2001.

Кудрявцева М. Драматургия попрошайничества // Невидимые грани социальной реальности / под ред. Воронкова В., Паченкова О., Е.Чикадзе. Санкт-Петербург: Центр независимых социологических исследований, 2001. (http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_kudr.htm)

Кулешов Е.В. Репрезентация маскулинности в современной подростковой субкультуре (на материале полевых исследований в г.Тихвине) // Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. С.260-271.

Мещеркина Е. Биографии «новых русских»: гендерная легитимация предпринимательства в постсоветском пространстве // Гендерные исследование. № 2 (1/1999). С.123-144.

Сидоренко-Стивенсон С.А. Московские бездомные // Человек. 1996. №2. С. 116-125.


Тема 7. Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы, триангуляция

Создание данных. Полевые материалы или данные исследования? «Жесткие» и «мягкие» данные, насыщенное и ненасыщенное описание по К.Гирцу. Естественные методы в качественном социальном исследовании. Исследователь как бриколер. Концепция случая в кейс-стади и изучения микроуровня. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании. Теорема Томаса. Критика количественных методов социологами-«качественниками» (М.Буравой).


Вопросы для самоподготовки

  1. В чем состоят основные аргументы взаимной критики количественных и качественных исследований?

  2. Какое значение имеет теорема Томаса для развития интерпретаций в качественном исследовании?

  3. Какие основные понятия раскрываются в особенностях интерпретативной методологии?


Литература

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова и Е. Здравомысловой. СПб., 1997.

Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях / Материалы семинаров / Под ред. М. Малышевой. М., 1997. Вебсайт Московского центра гендерных исследований http://gender.ru/

Гиртц К. С точки зрения туземца: о природе понимания в культурной антропологии // Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996. С.90-91.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1, 2 /Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социол. исслед. 1999. № 4.


Тема 8. Цикл полевого исследования. Этика полевого исследователя

Организация и планирование полевой работы: формулирование целей и задач исследования, выбор методов исследования, расчеты временных затрат, оценка стоимости исследования. Доступ в исследуемое сообщество – проблемы и возможные стратегии доступа. Кратковременное и долговременное качественное исследование, повторные и сравнительные исследования. Приемы подготовки отчетов – виды текстов отчета, использование полевых материалов в отчете, обоснование вывода и виды обобщения в качественном исследовании. Расшифровка интервью. Архивация полевых материалов, закрытые и открытые базы данных полевых материалов. Компьютерные средства обработки качественных данных. Этический кодекс в социологических и антропологических исследованиях. Этические дилеммы в качественном исследовании.


Вопросы для самоподготовки

  1. Из чего складывается полевой цикл качественного исследования, отдельные его этапы?

  2. Как может быть организован отчет качественного исследования?

  3. Какие основные этические критерии получили развитие в связи с эволюцией качественной методологии в социологии и антропологии?

Литература


Кодекс этики Американской антропологической ассоциации (пер.с англ. Е.Ярской-Смирновой) // Журнал социологии и социальной антропологии. №1, 2000. С.173-180/

Здравомыслова Е., Темкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью // Гендерные исследования. №5 (2/2000). С.211-224.

Малышева М.М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С.146-168.

Мещеркина Е. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения // Введение в гендерные исследования. Учебное пособие / Под.ред.И.Жеребкиной. СПб: Алетейя, Харьков: ХЦГИ, 2001. С.197-237.

Ярская-Смирнова Е.Р. Мужество инвалидности // О муже(N)ственности. Сб. статей под ред С. Ушакина. Москва: Новое литературное обозрение, 2001

Coffey A., Atkinson P. Making sense of qualitative data. Complementary research strategies. Thousand Oaks, London, New Delhi: Sage, 1996.

Dey I. Qualitative data analysis. A user-friendly guide for social scientists. London and New York: Routledge, 1993.

van den Hoonaard Will C. Working with sensitive concepts. Analytical field research. Qualitative research methods series 41. Thousand Oaks, London, New Delhi, 1997.


Тема 9. Неформализованное интервью

Виды и техника неформализованного интервью. Разработка гида интервью. Способы ведения диалога, типы вопросов. Реакции исследователя и информанты, познавательные роли исследователя в ситуации интервью. Стратегия биографического интервью, сбор жизненных историй.


Вопросы для самоподготовки

  1. Какие приемы используются при подготовке гида неформализованного интервью?

  2. Какой стратегии следует придерживаться при организации процедуры неформализованного интервью?

  3. Как следует оформлять транскрипт интервью и как его можно использовать при подготовке отчета?


Литература

Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования //Социология: 4 М. 1991. N 2. С.5-19.

Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. №3. С.103-110.

Васильева Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория //Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996г.) М.: Ин-т социологии РАН, 1996. С.56-65.

Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованных интервью //Социология: 4 М. 1995. № 5-6. С.28-48.

Здравомыслова Е., Темкина А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью (http://www.eu.spb.ru/gender/publications.htm)

Иванов М.А. Беседа как метод исследования // Социологические исследования. №4. 1989. С. 106-111.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1992.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Denzin N.K. Interpretive biography. Qualitative research methods series 17. Newbury Park, London, New Delhi, 1989.

Plummer K. Telling sexual stories. Power, change and social worlds. London and New York: Routledge, 1995.

Тема 10. Наблюдение, этнографическое исследование

Систематическое наблюдение, накопление данных. Выделение индикаторов для наблюдения, количественные приемы учета наблюдений. Неструктурированное наблюдение. Включенное наблюдение – степень включенности. Символы и ритуалы. Разработка гида полуструктурированного наблюдения – темы, практики, образцы поведения. Визуальные образы. Визуализация оргнизационного пространства.


Вопросы для самоподготовки

  1. Как правильно составить гид полуструктурированного наблюдения?

  2. Как могут быть выделены индикаторы включенного наблюдения?

  3. Что такое исследовательская дистанция в условиях включенного наблюдения, как она устанавливается и контролируется?

  4. Как выглядит организационная схема? Типы организационных схем

  5. Схема организационного пространства, символические маркеры организационного пространства


Литература

Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Под ред. В.Г.Андриенкова и О.М.Масловой. М.: Наука, 1990.

Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование // Гендерные исследования. №5 (2/2000). С. 190-210.

Романов П.В. Феминистская этнография: метод сбора данных и политика интерпретаций // Гендерные исследования. №6 (1/2001). с.322-335

Наблюдение включенное /Экзамены он-лайн

http://www.examen.ru/db/ExamineBase/catdoc_id/E11C4473EA5DE556C3256A19003C398D/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5/defacto.html

Hammersley M. What’s wrong with ethnography? Methodological explorations. London and New York: Routledge, 1992.

Hammersley M. and Atkinson P. Ehtnography. Principles in practice. London and New York: Routledge, 1996.

Jorgensen D.L. Participant observation. A methodology for human studies. Applied social research methods series. Vol.15. Newbury Park, London, New Delhi: Sage, 1989.


Тема 11. Использование документальных источников

Виды документальных источников. Статистика (организации, ведомственная, государственная). Личные документы. Визуальные документы: фото- и видео-репрезентации. Надежность документальных источников, контекстуализация источника.


Вопросы для самоподготовки

  1. Какие особенности существуют при работе с различными видами документов в социологическом исследовании?

  2. Как следует оформлять ссылки на разные виды полевых документов в отчете?

  3. Какие виды представления статистики можно выделить и в каких случаях они используются?


Литература

Мещеркина Е. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения // Введение в гендерные исследования. Учебное пособие / Под.ред.И.Жеребкиной. СПб: Алетейя, Харьков: ХЦГИ, 2001. С.197-237.



Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований. М.: ИНИОН РАН, 2001.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница