Программа курса «искусство жить в мире с собой и другими»



Дата23.05.2016
Размер143 Kb.
ТипПрограмма курса
 Приложение 1

 

 



Программа курса    «ИСКУССТВО ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ»

для учащихся IX – XI классов

 

Пояснительная записка



На современном этапе, когда резко снизилась роль и значимость общественных организаций, когда всплывают на поверхность негативные факторы общественной жизни, актуальной становится роль средств и методов общественно полезной и социально-значимой деятельности, а также гуманизация социокультурной среды. В комплексе с другими воспитательными средствами игра представляет собой основу начального этапа становления гармонично-развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Игра как одна из наиболее эффективных форм установления неформальных отношений между различными возрастными группами в социуме способствует интеграции ребенка в сообщество сверстников, восполняет дефицит общения и снижает степень конфликтности с родителями и педагогами, приобщает к народным традициям, расширяет когнитивную сферу, способствует самосовершенствованию, развивает креативные и организаторские способности, учит добру и справедливости. Современное поколение школьников маргинализировано и ориентировано на потребительский досуг: из сферы активного применения исчезают народные игры, не работает традиционный механизм передачи игрового опыта от старших возрастных групп  младшим, культурно-досуговая деятельность не всегда соответствует повышению интеллектуального развития, этическим нормам.

В связи с этим назрела необходимость при решении вопроса нравственного становления личности вооружить ее необходимым запасом знаний, формирующих нравственные качества, обучающими искусству жить в мире с собой и другими.

 Общее количество часов курса 33, в том числе лекционных 14, семинарских 5, практических 14.

Большое внимание уделено семинарским и практическим занятиям, что продиктовано спецификой курса, так как наиболее эффективное усвоение, получение и закрепление навыков по практическому применению этических норм в повседневной жизни непосредственно связано с личностной заинтересованностью каждого слушателя в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Внедрение игротехнологии в курс «Искусству жить в мире с собой и другими» будет способствовать гармонизации процесса социализации личности.

 

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

1.

Жить в мире с собой и другими

3

2.

Конфликты и пути их преодоления

3

3.

Учимся сотрудничать

2

4.

Хорошими людьми становятся больше от упражнений чем от природы или Сам себе режиссер

2

5.

Роскошь человеческого общения

3

6.

Толерантность

3

7.

Красота природы и красота души

2

8.

Остановись мгновенье, ты прекрасно…

2

9.

Самопрезентация

3

10.

Саморегуляция

2

11.

Аутокоммуникация

2

12.

Энциклопедия современного этикета

2

13.

Учимся говорить «нет»

2

14.

Советы на каждый день

2

 

Тема 1. Жить в мире с собой и другими. 

Я и другие. Искусство быть, а не казаться. Мои способности. Мое настроение. Мой характер. Мой темперамент. Мои чувства.  Чувство собственного достоинства. Толерантность по отношению к себе и окружающим. Позитивная  Я – концепция. Подарок судьбы. «Возлюби врага своего», или «Умеете ли вы выслушать правду о себе».



Вопросы для размышления: Что означает фраза: «Я не ваша собственность»? Правда ли, что я никому и ничего не должен? Когда мы вправе сказать: «Это мое личное дело»? Лучше настоящий враг или ложный друг?

Игровой тренинг. «Кто похвалит себя лучше» всех или «Памятка на черный день». «Неуверенный – уверенный – самоуверенный». «Пять добрых слов». «Расскажи мне обо мне». «Я – глазами других людей». «Ярмарка достоинств». Таблица «Мои лучшие качества» (черты характера, способности и таланты, достижения). Культура моего «Я». «Сорняки». «Я – стратег своей жизни». «Хочу и надо». «Прокурор и адвокат». «Брачное объявление».

Тема 2. Конфликты и пути их преодоления.

Причины возникновения конфликтных ситуаций. Конфликт поколений. Трудности взаимопонимания. Переход с эмоционального уровня на рациональный. Пути разрешения конфликтной ситуации. Конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации. Выражение своих чувств и переживаний без конфликта и насилия. Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций. Психологический анализ конфликтной ситуации. Алгоритм решения конфликтных ситуаций. Камертон доброго настроения. «Магическое» превращение комплексов в достоинства.



Вопросы для размышления: Всегда ли в ссоре рождается истина? Тот прав, у кого больше прав? «Правда одна» или «Истина где-то там»? Эмоции управляют вами или вы ими?  Кнут или пряник?

Игровой тренинг по решению конфликтных ситуаций. «Да – нет – может быть». «Калоши счастья». «Парадоксы жизни». «Наши жизненные приоритеты». «Цена и ценность». «Шанс и выбор». «Разрешите другому быть Другим». «В поисках достойных путей выражения чувств». «Арбитраж в конфликте». Текст приветственной речи «Я желаю счастья вам». Формула правильной критики «плюс – минус – плюс».

Тема 3. Учимся сотрудничать.

Люди вокруг нас. Учимся общаться. Сила слова. Слушать и слышать. Пойми меня. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. «Отказ от предубеждений», или «Не судите о человеке с первого взгляда». Механизмы взаимопонимания. Терпимое отношение к слабостям. Давайте будем жить, друг другу потакая…  Групповая дискуссия – ведущий метод обучения общению.



Вопросы для размышления: Мы в ответе за тех, кого приручаем? Стоит ли снимать розовые очки? Жить в обществе и быть свободным от него, возможно ли это? В чем заключается право на личную жизнь?

Игровой тренинг: «Ты мне, а я тебе». «Я тебя понял…». «По секрету всему свету». «Быть и казаться». «День добрых сюрпризов». «Кривое зеркало». «Добрый след». «Этическая защита».  «Репка».

Тема 4. «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы», или «Сам себе режиссер».

Самовоспитание начинается с самооценки. Методы самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание. Методы самообладания: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, саморегулировка. Методы самостимулирования: самоободрение, самопоощрение, самонаказание. Добрые мысли – добрые чувства.



Вопросы для размышления: Нет худа без добра? Сердце можно обмануть? Труднее быть, или казаться?

Игровой тренинг: «Такое лицо вам не идет». «Технология достижения успеха». «Маленький принц». «Инвентаризация души (хочу, могу и должен)».

Тема 5. Роскошь человеческого общения.

Этика общения. Коммуникативные навыки как средство, способствующее укреплению социальных связей. Здесь и сейчас. Строим диалог. Техника самоподачи. Техника эмоционального влияния. Приемы налаживания взаимопонимания. Техника доверительного общения. Информирование. Убеждение и внушение. Техника постановки вопросов и ответов на них. Приемы ведения спора и дискуссии. Приемы критики в общении. Искусство полемического боя. Мы живем среди людей. Ролевая природа, структура и механизмы общения. Влияние социальной среды на ролевое общение. Понятие социально-ориентированного общения. Игры и манипуляции в общении.



Игровой тренинг: «Я – высказывание, Ты - высказывание». «Конкурс ораторов». «Разброс мнений». «Социодрама», «Российский корректив (курс на Запад при жизни на Востоке)». «Турнир знатоков этикета». «Мы все плывем в лодке под названием Земля». «В одной связке». «Испорченный телефон».

Тема 6. Толерантность.

Проявление толерантности и нетерпимости в обществе.  Толерантное поведение в межэтнических отношениях. Позитивная лексика в межэтнических, межрасовых отношениях и в отношениях между полами. Отказ от противоположности «меньшинство-большинство», «титульный-нетитульный», «верующий-неверующий». Уважение права быть иным. Черты толерантной личности. Всеобщая декларация прав человека.



Вопросы для размышления: Чем отличается толерантная личность от интолерантной? Что делает людей родными? Насколько близки близкие люди? Добро должно быть с кулаками?

Игровой тренинг: «Сосед справа, сосед слева». «Чем мы похожи». «Комплименты». «Эмблема толерантности». «Толерантность в мимике и жестах». «Пойми меня». «Карта нетерпимости». «Паутина предрассудков». «Составим законы для жителей вселенной». «Встань на мое место (инвалида, беженца и т.д.)». «Даже пальцы одной руки -  разные». «Декларация прав человека». «Суд присяжных» (ситуации для рассмотрения в суде: эвтаназия, клонирование, проблема сексуальных меньшинств, осуждение или принудительное лечение – психически больных преступников, химически зависимых людей и т.д.).

Тема 7. Красота природы и красота души.

Формирование экологической культуры. «Экос» - дом, «логос» - наука. Три клада у природы есть: земля, вода и воздух. Социальная экология.



Вопросы для размышления: Каковы хозяева дома планеты  по имени  Земля? С чего начинается Родина?

Игровой тренинг: «У попа была собака». «Чему удивляется мир». «Оставить после себя след или наследить?». Экологический турнир «Сохраним нашу землю зеленой».  «Этот мир принадлежит мне!» - самоощущение хозяина жизни.

Тема 8. Остановись мгновенье, ты прекрасно…

Сказка о потерянном времени. «Почему мы не успеваем», или «Куда уходит время». Добрый день – для добрых дел. Как успевать. Чувство времени. Темперамент и деятельность. Одна минута в жизни человека, страны, мира. Цена минуты – жизнь.



Вопросы для размышления: Каков КПД (коэффициент полезного действия) за день? Почему время то летит, то ползет, то,  как песок сквозь пальцы ускользает? Работа не волк, в лес не убежит? Нужен ли ежедневник?

Игровой тренинг: «Белка в колесе». «Калейдоскоп интересных дел». «Шестое чувство».

Тема 9. Самопрезентация.

Культура внешнего вида. Свет мой зеркальце скажи... Люби меня как я себя. Познай себя, познав, не ужасайся.... Самопрезентация при знакомстве. Элегантность манер. Мудрость Пьера Кардена. Шаляпинская схема самопрезентации. Биоэнергетика имиджа. Займемся фейсбилдингом! Мимическая партитура образа. Позитивное внутреннее программирование: точность восприятия.



Вопросы для размышления: Имидж — это большие деньги или имидж — это больше, чем деньги? Что бы вы посоветовали себе для преодоления своих недостатков? Успех любой ценой может обернуться поражением? Негативные ситуации можно изменить с помощью позитивного восприятия?

Игровой тренинг: «Театр-экспромт». «На златом крыльце сидели». «У зеркала». «Белая ворона». «Волшебный стул». «Если бы я был волшебником». «Цветик-семицветик». «Лицо или мордашка». «Маскарад». «Маски шоу». «Вещи и люди».

Тема 10. Саморегуляция.

Причины и симптомы стресса. Психологические трудности. Куда девать переживания. Психокомплексы. Наполним жизнь радостью. Подумаем о себе любимом. Стыдно быть нищим (бедность духовная, материальная, физическая). Состояние самодостаточности.



Вопросы для размышления: Бедность не порок? Нужно ли сдерживать свои эмоции? Чему можно научиться на ошибках?

Игровой тренинг: «Сменим старую пластинку или старые песни на новый лад».  «Ах не смотрите, я ужасно выгляжу!».  «Я люблю тебя, Жизнь!»

Тема 11. Аутокоммуникация (общение с собой).

Диагностика и самоанализ причин возникновения сложных ситуаций в жизни. Защита от манипуляции.



Вопросы для размышления: Что на уме, то и на языке? Лучше горькая правда, чем сладкая ложь? За что нужно ценить врага? Всегда ли говорящие о любви, действительно нас любят?

Игровой тренинг: «Нет в жизни счастья!». «Не в деньгах счастье, говорите?».

Тема 12. Энциклопедия современного этикета.

Приветствие, представление, обращение. Человек на улице. Как себя вести в общественных местах. Дома и в гостях. Все о подарках. Приятного аппетита. Чистота - залог успеха. Разговор о разговоре. Телефонные разговоры. Другие страны,  другие нравы.



Вопросы для размышления: О чем следует и не следует говорить? Можно ли завоевать доверие и вызвать симпатию по телефону? Предпочтем подарок «по заказу» или сюрприз? Что подарить другу, у которого все есть? «Скользкие темы» - это о чем?

Игровой тренинг: «После третьего звонка». «Демьянова уха». «Что дороже?» или «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить…»,  «Ногти с траурной каймой». «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». «Без языка».  Семь «смертных грехов» в поведении за столом.

Тема 13. Учимся говорить «Нет».

Выбор группы (случайный, сознательный, насильственный). Группы, подавляющие личность (группы риска, преступные группировки, маргинальные группы). Культура  трезвости. Судьбы, загубленные алкоголем. В здоровом теле – здоровый дух. Вредные привычки – мода прошла.



Вопросы для размышления: Достойный человек, занимает достойное место в достойной группе? Есть ли выход из тупикового положения? «Действительно ли, что я таков – каково мое окружение» или «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты»? Пить или не пить?

Игровой тренинг: психолого-педагогическая игра «Выбор». «Химическая зависимость и семья». «Суд над алкоголем». «Лицо чумы 21 века».                                         

Тема 14. Советы на каждый день.

Уважайте людей. Будьте смелыми и решительными.  Сотрудничайте с окружающими. Чаще улыбайтесь. Доверяйте людям. Не будьте упрямыми. Не будьте предвзятыми. Не забывайте о самоконтроле. Будьте тактичны. Не будьте категоричными. Отвечайте на любой вопрос. Критикуйте осмотрительно. Поддерживайте добрые отношения с окружающими. Стремитесь расширять круг общения. Будьте бодрыми. Разумно относитесь к советам. Будьте требовательными к себе.



Вопросы для размышления. Труднее всего поговорить по душам с самим собой? В чем твои сила и слабость? Стать режиссером своей жизни, или быть в ней актером? Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок? Люди рождены, чтобы помогать друг другу?

Игровой тренинг: Лицом к лицу. Мои добрые дела. Скажи мне, кто твой друг. Брачное объявление. «Осторожно, человек!» Добрая улыбка.

 

Приложение II



ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОБЛИК»

(Общение, личность, интерес, культура)

 

Пояснительная записка

Наш меняющийся мир трудно определить одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя, в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «я», о своем жизненном пути и о роли своего «я» на этом пути.

Путь к познанию себя лежит и через познание других людей. В какой мере человек принимает и включает мир в себя, в такой степени он открывает себя собеседнику, а значит создает видение своей уникальности и неповторимости, открывает для себя свое Лицо, свой облик.

Отсюда и название программы «Облик» - общение, личность, интерес, культура. Облик молодого человека сегодня, каков он? Какие моральные ценности создаю основу морально-нравственного сознания молодого поколения сегодня? На эти и другие вопросы отвечает данная программа.

 

Цель программы:

Развивать и воспитывать нравственную и духовную личность, раскрывающую свои творческие возможности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры; стремиться к созданию представлений о стиле жизни делового человека.

 

Задачи программы:

- развивать и воспитывать культуру общения подростков;

- научить проводить различные творческие дела, воспитательные и познавательные игры;

- включить подростка в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;

- помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;

- научить навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать;

- научить основам полемического мастерства;

- развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

 

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 4 раза в месяц по 1 часу. В течение месяца программа предусматривает проведение мероприятия самими детьми либо непосредственное участие в нем, что способствует закреплению полученных знаний, умений, навыков.



1-й год обучения: «Клуб дружеского общения» («Кто я?», «Я среди людей»);

2-й год обучения: «Клуб деловых людей» («Мое влияние на людей»).

 

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных занятий учащимся требуется тетрадь для записей.



Программа предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков с помощью контрольных срезов, которые проводятся в конце каждой четверти. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета-проекта о работе в данном объединении. На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);

- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых).

 

Учащиеся  1 года обучения должны знать:



- понятие «общение» и его слагаемые;

- особенности и виды делового общения;

- понятие «культура речи», основные качества речи;

- понятие «невербального общения», его слагаемые



уметь:

- начинать и вести деловую беседу, переговоры, телефонный разговор;

- рационально пользоваться невербальными средствами общения;

- пользоваться навыками разрешения конфликтных ситуаций.

 

Учащиеся  2 года обучения должны знать:



- понятие «ораторское искусство»;

- виды подготовки к публичному выступлению;

- форму преподнесения материала;

- основы полемического мастерства (спор, дискуссия, полемика)



уметь:

- готовиться к публичным выступлениям;

- составлять планы выступлений;

- уметь грамотно вести спор (доказательства, логические ошибки, доводы, доказывание, убеждение);

- использовать полемические приемы (юмор, ирония, атака вопросами, прием бумеранга, критика оводов оппонента и др.);

 

Принципы жизнедеятельности детей в учебных группах:

- личностно-ориентированный подход в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;

- эмоциональная насыщенность занятий;

- сотрудничество педагога и учащихся;

- добровольное участие в общественных делах.

 

Учебно-тематический план



(1 год обучения)

Срок



Название тем и вида работ

Часы

Октябрь

1 неделя


 

2 неделя


3 неделя

4 неделя


 

1.

 



2.

3.

4.



 

Комплектование группы. Встреча. Организационная работа. Введение в образовательную программу.

Общение и его слагаемые

Бытовое общение. Условия эффективности разговора.

Развитие восприятия и наблюдательности


 

1

 



1

1

1



Ноябрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


 

4 неделя


 

5.

6.



7.

 

8.



 

Деловое общение, его особенности и приемы

Творческий час

Час дружеского общения (ЧДО) «Простейший способ произвести хорошее впечатление. Цена твоей улыбки»

Секреты правильного знакомства


 

1

1



1

 

1



Декабрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

9.

10.



11.

12.


 

Правила самоорганизации (время, внимание, пунктуальность)

Невербальные средства общения и обучения

Речевой этикет. Культура речи.

Игровой час (по пройденным темам)


 

1

1



1

1


Январь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

13.


14.

15.


16.

 

Знакомство со сценой, общение со зрителями

ЧДО «Секреты хорошего собеседника»

«Дело начинается с желания» (о мотивации)

Персональный выход «Я бы сделал, если бы я был»


 

1

1



1

1


Февраль

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

17.


18.

19.


20.

 

Споры и конфликты

Тренинг управления конфликтной ситуацией

«Не забудем поздравить» Беседы  к предстоящим праздникам

Тренинг «Наши чувства»


 

1

1



1

1


Март

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

21.


22.

23.


24.

 

«Девочки и мальчики»

Практикум общения

Беседа «Мы и люди вокруг нас»

Развитие навыков самопрезентации


 

1

1



1

1


Апрель

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

25.


26.

27.


28.

 

Беседа «21 способ получить свое»

Тренинг уверенного поведения

«Интервью» (развитие навыков импровизации)

Отработка навыков эмпатии (тренинг с элементами теории)


 

1

1



1

1


Май

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

29.


30.

31.


32.

 

Формирование дружеского коллектива

«Я научу тебя» (тренинг активности)

Творческий час по итогам знаний, умений, навыков

Игра «Расскажи мне обо мне»


 

1

1



1

1


 Итого в течение первого года обучения планируется провести 32 занятия по 1 часу с теоретической и практической частью в каждом занятии.

 Учебно-тематический план  (2 год обучения)



Срок



Название тем и вида работ

Часы

Сентябрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

1.

 



2.

3.

4.



 

Комплектование группы. Встреча. Организационная работа. Введение в образовательную программу.

«Стать своим» (способы включения в новый коллектив)

Тренинг включения в новую группу

Общение, его виды и способы


1

 1

1



1

Октябрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

5.

6.



7.

8.


 

Деловой этикет, деловой разговор

Репетиция разговора (уверенное поведение)

Умение вести разговор (теория)

Умение вести разговор (практика)


 

1

1



1

1


Ноябрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

9.

10.



11.

12.


 

Конфликт и способы выхода из него

Тренинг управления конфликтной ситуацией

Час дружеского общения (ЧДО): «Лидерство: плюсы и минусы»

Тренинг развития мотивации лидерства


 

1

1



1

1


Декабрь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

13.


14.

15.


16.

 

Понятие «ораторское искусство»

Подготовка к публичному выступлению

Тренинг развития навыков самопрезентации

«Зрители и я» (беседа)


 

1

1



1

1


Январь

1 неделя


2 неделя

3 неделя


 

4 неделя


 

17.


18.

19.


 

20.


 

Тренинг публичного выступления

«Если слушатель – Я»

Час дружеского общения (ЧДО): «Вредные привычки мешают стать тем, кем я хочу быть»

«Я придумал» (активность, способы выработки идей)


 

1

1



1

 

1



Февраль

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

21.


22.

23.


24.

 

Тренинг развития креативности

Творческий час

«Всё успевать» (способы вести несколько дел одновременно)

Тренинг развития внимания и памяти


 

1

1



1

1


Март

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

25.


26.

27.


28.

 

Релаксационный тренинг

«Наши таланты» (Творческая подготовка внутри микрогрупп)

ЧДО: «Наши стремления – начало пути»

Общение, как способ достижения цели


 

1

1



1

1


Апрель

1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя

 

29.


30.

31.


32.

 

Способы управления людьми (вербальные)

Способы управления людьми (невербальные)

Полемическое мастерство (спор, дискуссия, полемика)

Практикум по итогам знаний, умений, навыков


 

1

1



1

1


Май

1 неделя


2 неделя

3 неделя


 

33.


34.

35.


 

«Каким я был, какой я стал»

ЧДО: «Хорошо, что я был с вами»

Творческий час «Я в будущем»



 

1

1



1

 Итого в течение второго года обучения планируется проведение 35 занятий по 1 часу.

 Приложение III

Клуб «Психология общения».

Пояснительная записка

Старший подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых ценностных ориентации и возрождением забытых ценностей. В этот период активизируются процессы личностного, жизненного и профессионального самоопределения, развивается внутренняя позиция подростка как устойчивое отношение к себе, к людям, к миру и к различным видам деятельности. От ценностей молодежи зависит путь и будущее нашего общества. Потому для учащихся может оказаться полезным и интересным знакомство с миром психологии, соотнесение изучаемого материала со своими интересами, склонностями, ценностями и устремлениями, развитие коммуникативных и организаторских склонностей, необходимых для специалистов социальной направленности.

В старшей школе сопровождение может вестись в форме оказания помощи в выборе профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержки в решении экзистенциальных проблем (сампознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развития психосоциальной компетентности, профилактики девиантного поведения, наркозависимости.

Сопровождение имеет уровни: уровень класса, где ведущую роль играют учителя и
классные руководители; уровень учреждения (школы), на котором работу ведут педагоги-
психологи, логопеды, социальные педагоги; возможно сопровождение УВП специалистами
ППМС-центра на основе договора.

 Программа

занятий клуба

«Психология общения»

(для учащихся 9-11 классов)

Общий объем часов 58-60ч. (занятия ведутся с октября по май за исключением каникулярных дней- 28-30 недель)

Занятия проводятся в форме тренинговых занятий и расположены в следующей последовательности: частная жизнь, здоровье, профессиональные интересы, отношение к природе, право, политика, культура, мораль, семья и межличностное общение.






Тематика

Содержание

1.       

Вводное слово ( 2 часа)

1.      Обсуждение и принятие правил;

Представление или взаимопрезентация;

Упражнение «Мои сильные стороны»


2.       

Мое имя – мой характер (2 часа)

2.      Развитие коммуникативных навыков.

3.      значение имен людей;

4.      расшифровка букв, из которых состоит мое имя, в идее подбора черт характера;

5.      Упражнение «Мои слабые стороны» (как можно корректировать свои слабые стороны личности)



3.       

Мой жизненный девиз (2часа).

Развитие коммуникативных навыков Упражнение «Немного о себе: мои добрые дела». Основной принцип жизни; Упражнение «Я- первый!»

4.       

Какой я человек? (2часа)

Интервью. Упражнение «Кто я?» Жизнерадостность-это мое кредо.

5.       

Моя будущая профессия(4часа).

Упражнение «Профессии моих родителей, фамильное дело» Упражнение «Я знаю профессии...» Упражнение «Я хотел бы стать...»

6.       

Природа - наш дом (2 часа).

Три аргумента в пользу природы; Красная книга; Упражнение «Экологическая карта города»

7.       

Письмо-протест (2часа).

Упражнение-конкурс на составление письма «Протест против загрязнения природы»

8.       

Мои права(2часа).

Упражнение «Фоторобот» Упражнение «Адвокат» Тест «Криминальное право»

9.       

Игра «Необитаемый остров» (2часа).

Развитие лидерских качеств, адаптации к новым социальным ролям.

10.   

«Права человека» (2часа).

Составление декларации прав человека;

11.   

Игра «Достоин ли я быть мэром?» (2 ч аса)

Развитие лидерских качеств, адаптации к новым социальным ролям.

12.   

Выборы кандидатов(2часа).

Упражнение «Доверенное лицо» Упражнение «Кандидат от фракции» Упражнение «Самоотчет»

13.   

Мой идеал (4 часа).

Тест «Культурный потенциал»; Упражнение «Комплимент» Упражнение «Круг интересов»

14.   

Культура нашего народа (2часа).

Упражнение «Национальная культура».Упражнение «20 названий снега»

15.   

Игра «Катастрофа» (2часа)

Развитие адаптации к экстремальным ситуациям

16.   

Моя мораль (2часа).

Упражнение «Святая ложь» Тест «Моральная устойчивость» Упражнение «Волшебное зеркало»

17.   

Игра «Клад» (2часа)

 

18.   

Моя семья (4часа).

Тест «Готов ли я к семейной жизни» Упражнение «Брачное объявление»

19.   

Семейная педагогика(2часа).

Упражнение «Семейные трудности» Упражнение«Семейное благополучие»

20.   

Моя будущая семья. 

Упражнение «Инструкция по общению супругов»

Упражнение «Брачный контракт









«Скажи мне, кто твой друг?» (2часа)

Упражнение «Я тебя понимаю» Упражнение «Ломка стереотипов» Тест «Эгоизм»




Игра «Проект моей квартиры» (психодрама) (2часа)

Проецирование своего «Я» на проект воображаемой квартиры, проживание в роли неодуш. предмета интереьера.




Сбор отзывов о каждом участнике (2ч.)

Упражнение «Чемодан».




Заключительная игра «Встреча через 10 лет» (2часа).

Проектирование будущей карьеры, жизненного сценария.


 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница