Программа курса инструментальная дидактика



Скачать 320.17 Kb.
Дата10.02.2016
Размер320.17 Kb.
МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет педагогического образования


Программа курса
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА

(Средства, среды и технологии обучения в общем среднем образовании)
(для дополнительной программы «Преподаватель»)


Т.С. НАЗАРОВА

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Москва - 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дидактика как отдельная часть педагогики, представляющая теорию образования и обучения, традиционно включает вопросы содержания образования в школе, формирования умений, навыков, принципов, методов, организационных форм обучения, а также познание закономерностей эффективного обучения, процесса усвоения учащимися знаний; не уделяет достаточного внимания роли и месту средств обучения, организации информационно-предметной образовательной среды и деятельностной структуры обучения, воспитания и развития.

Однако, любая деятельность, не может быть успешно реализована без соответствующего дидактического инструментария. "Любой метод как проектируемая субъектом модель его деятельности содержит: знание о цели деятельности; знание о необходимом для достижения цели способе деятельности; знание субъекта о необходимости и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами деятельности интел­лектуального, практического или предметного характера…" 1

Познавательные компоненты деятельности, таким образом, связаны с проектированием этой деятельности: принятием решений, выбором спо­собов и форм организации деятельности, поиском радикальных путей дос­тижения цели, а, следовательно, с определением материальных средств и условий выполнения принятой программы.

Рассматривая структуру содержания образования, В.С. Леднев подчеркивал сущностную содержательность методов и организационных форм обуче­ния. "Поскольку овладение технологией учения входит в цели общего об­разования, формы и методы обучения могут рассматриваться и как ком­поненты содержания..." 2

Современный процесс обучения становится эффективным только при включении в него средств обучения и естественного взаимо­действия всех других компонентов учебно-воспитательного процесса в деятельности учителя (преподавании) и деятельности ученика (учении).

Таким образом, средствам обучения присуща не только функция источников (носителей) и трансляторов информации (собственно содержания), но и инструментальная функция - конструирования определенных технологий, ведь технология в процессуальном смысле представлена "как совокупность операций", осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, в определенных условиях и с помощью определенных средств.

Исследования, проведенные за последние 20 лет, дают основание отнести проблему средств и технологий обучения, а также среду жизнедеятельности школы, являющимися важнейшими факторами влияния на качество и эффективность образования, к отдельной категории дидактики – ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА.



Инструментальная дидактика является неотъемлемой составляющей общей педагогики, дополняющей и развивающей теории образования вновь открытыми закономерностями проявления инструментально-деятельностной функции средств и среды обучения, воспитания и развития в условиях ее практической реализации в жизнедеятельности школы.

Цель курса - ознакомление с методологией и теорией качественного образования через обучение, воспитание и развитие, формирование информационной культуры и целостного мировоззрения на базе перспективных средств обучения, педагогических технологий и сред жизнедеятельности современной общеобразовательной школы, используемых в качестве инструмента деятельности учащихся и педагогов.

Задачи курса:

  1. Дать представление о предмете инструментальной дидактики в свете государственных образовательных приоритетов, современных образовательных парадигм и теории научного познания, медиаобразования, их влияния на процесс модернизации образования в формате реализации отечественной образовательной инициативы "Наша новая школа", признанной стратегией развития образования на ближайшие 15 лет.

  2. Познакомить слушателей с понятийно-терминологическим аппаратом инструментальной дидактики, классификацией учебного оборудования, подходами к исследованию закономерностей взаимодействующего обучения в свете требований модернизации содержания образования, методов, организационных форм обучения.

  3. Показать основы проектирования педагогических технологий, основанных на историческом наследии отечественной педагогики и реализуемых через систему перспективных традиционных и новых технических средств обучения и учебных предметных сред жизнедеятельности школы, а также медиаобразования.

  4. Сформировать понятие о мировоззренческих универсалиях и возможностях из экстраполяции на организацию педагогической деятельности на практике через систему средств, среды и технологий в предметных образовательных областях.

  5. Познакомить слушателей с методологией и теорией формирования систем учебного оборудования различных уровней, технологией комплексного использования средств и сред учебного назначения, показать роль и место новых технических средств, а также принципы создания учебно-методических комплексов с использованием мультимедиатехнологий.

  6. Сформировать практические умения проектирования комплексов средств обучения на основе технологических карт в предметных областях и интегрированных курсах.

  7. Сформировать педагогико-эргономические ориентиры организации образовательного пространства школы в свете президентской национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и особенностей реализации основных образовательных программ в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

  8. Дать представление о формирующемся стандарте учебно-материальной базы (УМБ), созданию условий материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС в профессиональной педагогической деятельности.

  9. Дать представление о сертификации продукции учебного назначения. Сформировать первичные умения проведения педагогико-эргономической экспертизы качества и педагогической эффективности средств обучения.


Организационные формы проведения курса

Лекции: постановка основных проблем и планирование путей и способов их разрешения.

Семинары: подготовка проблемных тем индивидуально или в малых группах, выступление студентов в форме докладов по намеченным вопросам или проектам, обсуждение, дискуссии, защиты проектов по избранным темам.

Практические занятия: отбор средств обучения для тем с разной дидактической направленностью предметных областей по результатам мониторинга фонда учебного оборудования и требований ФГОС. Проектирование и конструирование комплексов учебного оборудования на основе подготовленных технологических карт учителя. Конструирование дидактических "образ-моделей" и разработка методик отдельных вопросов, проблем, тем предметных курсов. Разработка комплексов средств обучения с встраиванием медиобразовательных технологий. Экспертиза традиционных средств и мультимедийных пособий с использованием педагогико-эргономических и технических карт. Составление профиля оценки разных видов деятельности учителя и учащихся с использованием различных средств обучения и их комплексов.

Оценка работы

Работа студента оценивается по следующим показателям:



  • оценка «удовлетворительно» - за умение излагать основные результаты работы на основании знания ведущих идей и фактов курса, давать ответы на вопросы по тексту работы;

  • оценка «хорошо» - за умение критически анализировать и научно обосновывать сущность проблемы, логически аргументировать выдвинутые положения, соотносить теорию с практическим опытом;

  • оценка «отлично» - за умение обобщать, выявлять тенденции становления и развития проблемы в исторической ретроспективе в современной науке и практике, представлять закономерности и подходы к решению проблем.


Результат изучения курса:

В соответствии с назваными целями и задачами курса и изложенными в нормативных документах положениями и требованиями должен продемонстрировать:

1. Знание методологических и теоретических основ инструментальной дидактики, условий их реализации в практике с учетом нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений и педагогических коллективов.

2. Способность к анализу:

2.1. Основных концепций образовательных систем прошлого и настоящего в их историческом развитии.

2.2. Основных принципов и закономерностей:



  • проектирования инфраструктуры современной школы и специфики функционирования принятых педагогических систем;

  • организации образовательного процесса и его материально-технического обеспечения в различных типах и видах школ;

  • создания информационно-предметной среды учебных кабинетов и подразделений школы базового и углубленно-профильного уровня, (кабинетной системы), а также подразделений для внеурочной работы в режиме "школы полного дня".

3.. Умения пользоваться:

3.1. Важнейшими методами и технологиями:



  • организации учебно-воспитательной деятельности с использованием традиционных и новых средств обучения с учетом техники безопасности и оптимизации всех параметров образовательной деятельности;

  • включения в учебный процесс новой электронной техники с целью интерактивного обучения;

  • библио­графического поиска необходимых литературных источников по проблеме исследования;

  • медиаобразования.

3.2. Различными методиками:

  • отбора средств и составления базовых и мультидисциплинарных комплексов, реализующих внутри предметные и интеграционные связи с новыми дисциплина­ми (экология, основы безопасности жизнедеятельности, культурологические дисциплины);

  • включения в технологии материалов регионального характера; организации кабинета или класса, музея или выставки, подразделений вне урочной деятельности учащихся;

  • самостоятельного конструирования средств обучения и включения их в деятельность учащихся.

4. В качестве дополнительных требований: знакомство с методиками экспертизы дидактического инструментария и среды предметного кабинета по показателям аттестации и педагогико-эргономическим картам качества учебного оборудования, определения пригодности материально-технических условий для реализации научно-методических основ анализа программ по учебным предметам, учебников, учебных и методических пособий.

5. Саморефлексия:

5.1. Понимание специфики предмета, его места и роли в обучении, воспитании и развитии учащихся.

5.2. Определение возможностей технологизации педагогического процесса с проектированием материально-технических условий для реализации различных видов деятельности.

5.3. Осознание факторов воздействия на развитие мотивации и способности к анализу своих возможностей и достижений.

Структура курса представлена пятью основными и одним дополнительным модулями, показанными в тематическом планировании.

Объем курса и почасовое распределение организационных форм занятий

Организационные формы занятий

Всего часов

Общий объем курса

72

Аудиторные занятия

20

Лекции

4

Семинары

10

Практические занятия

6

Самостоятельная работа с литературой и информационными источниками

52


Вид итогового контроля

ЗАЧЕТ (доклад)


Тематический план проведения занятий по курсу

"Инструментальная дидактика"

Название темы

Аудиторные занятия

Сам.

раб.


Всего (часов)

Лекции (ауд.ч.)

Семинар/ Практ.

занятия

Вводная лекция. Введение в инструментальную дидактику. Основная проблематика.


4









4

Модуль 1. Средства, среда и технологии обучения как самостоятельная педагогическая категория




2


6



8

Модуль 2. Методологические основания разработки систем средств обучения





2


10


12

Модуль 3. Информационно-предметные среды общего среднего образования





4


10


14

Модуль 4. Принцип наглядности как интегративная характеристика развивающего обучения





4


10


14

Модуль 5. Средства обучения как компонент технологий в образовании






4


10


14

Модуль 6. Проблема разработки учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в формате реализации федерального государственного образовательного стандарта (дополнительный модуль)





6



6



Итого


4


20


52


72

Ниже приведено подробное содержание каждого модуля с указанием возможных форм организации занятий в рамках семинаров и практических занятий (по выбору студентов): ознакомление с фондом учебного оборудования и их конкретными образцами (согласно классификации), описание их функций; просмотр и обсуждение отдельных групп новых видов средств обучения и особенности в различных предметных областях (мультимедиатехнологии, средства медиаобразования) и др.



ТЕМАТИКА МОДУЛЕЙ по КУРСУ

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА»

МОДУЛЬ 1 . Начала инструментальной дидактики. Проблематика исследований. Средства, среда и технологии обучения как самостоятельная категория педагогики.

Предпосылки возникновения, предмет, структура, цели и задачи инструментальной дидактики.

Методолого-теоретические основания и ориентации инструментальной дидактики.

Понятийно-терминологический аппарат.

Основные группы учебного оборудования, классификация группы дидактических средств и их функции.

Взаимосвязь средств, среды обучения и содержания образования. Влияние функциональных особенностей средств обучения на формирование компонентов базового знания.

Факторы влияния на формирование базового знания и их преломление в проектировании средств и среды обучения. Учебник в системе средств обучения .

Методология отбора средств обучения для формирования базового знания (обновления содержания образования).

Деятельностный подход в обучении и роль средств обучения. Современные подходы и тенденции развития. Понятие "система взаимодействующего обучения".

Категория деятельности и ее функциональная структура в инструментальной дидактике.

Педагогико-эргономический анализ деятельности учителя и учащихся, ее специфика, дидактические средства реализации деятельностных компонентов.

Тенденции обновления содержания образования за рубежом.

Электронные образовательные средства: проблема отбора и сочетания с традиционным учебным оборудованием типология методов применения средств ИКТ, дидактические особенности отбора и использования в учебно-воспитательном процессе.
Модуль 2. Методологические основания разработки систем средств обучения как источников обновления содержания образования и повышения качества обучения, воспитания и развития учащихся.

Приоритеты образовательной стратегии XXI века. Ценностно-целевые приоритеты образовательной деятельности. Проблемы гуманизации образования. Зарождение ноосферной школы. Экологический императив.

Современные тенденции развития образования: фундаментальность и качество. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Мировоззренческие универсалии. Научная рациональность как методология проектирования систем средств обучения.

Методы научного и учебного познания как источники обновления содержания образования.

Структурно-исторический анализ как метод отбора базового знания и «выход» на мировоззренческие универсалии в различных областях знания.

Методология отбора средств обучения для формирования базового знания (обновления содержания образования).

Теоретические основы проектирования и использования систем средств обучения. Системный подход: принципы интеграции и дифференциации . Комплексы средств обучения.

Особенности междисциплинарных коммуникаций и формирование интегрированных курсов. Междисциплинарные комплексы средств обучения.

Медиаобразование в школе: цели, задачи, факторы влияния на обучение, воспитание, развитие учащихся, проблемы становления и перспективы развития .
Модуль 3. Информационно - предметные среды общего среднего образования.

Педагогика среды: эволюция образовательной среды, модели, тенденции развития. Факторы развития.

Системные основания проектирования образовательной информационно-предметной среды: классификация (типология), структура.

Особенности информационной составляющей образовательной среды на базе компьютерных технологий.

Проектирование информационно-предметной среды в свете синергетической парадигмы.

Мультидисциплинарные комплексы учебного оборудования как компонент информационно-предметной среды учебных кабинетов и подразделений школы.

Виды и типы общеобразовательных школ.

Инфраструктура современной школы. Педагогический инжиниринг: архитектурно-педагогическая технология проектирования.

Адаптация предметных кабинетов и подразделений школы к условиям реализации основных образовательных программ ФГОС.

Особенности разработки моделей информационно-предметных сред учебных кабинетов: класс, кабинет, лаборатория как инвариант инфраструктуры школы, подразделение общешкольного назначения специализированный кабинет как вариативный компонент. Действующие и новые нормативы.

Особенности и проблемы проектирования специализированных кабинеты для интегративных курсов и спецкурсов старшей школы.

Аттестация учебных кабинетов школы, паспортизация, лицезнирование.


Модуль 4. Принцип наглядности как интегративная характеристика развивающего образования

Становление принципа наглядности в обучении как отдельной категории дидактики: историческая ретроспектива, психолого-педагогические основы развития, инструментальная функция наглядности.

Проблема наглядности в современной науке: гносеологическая функция образа модели; соотношение эмпирического и теоретического уровней в научном исследовании.

Дидактические принципы в свете теории развивающего обучения по В,В. Давыдову.

Виды наглядности и современные системы средств, сред и технологий обучения как инструментальная основа деятельности.

Понятие «дидактический образ» в обучении, свойства и функции.

Дидактический образ – модель как интегративная характеристика наглядности.

Моделирование: от моделей обучения к моделям усвоения (понимания). Принципы адаптации.

Формирование и развитие учебной деятельности: чувственно практическая деятельность и эмпирические знания, формализация научного знания.

Особенности реализации принципа наглядности в предметных областях на основе специфики познавательной деятельности учащихся. «Лики» наглядности в рамках базового и углубленно-профильного обучения.



Модуль 5. Средства обучения как компонент технологии в образовании

Эволюция понятия «технология» в образовании. Закономерности взаимосвязи средств обучения и технологий в образовании: содержание, способы (методы), инструментарий, результат.

Классификации технологий в образовании (образовательные технологии, педагогические технологии и технологии обучения). Признаки классификации.

Характеристика различных видов педагогических технологий и условия реализации их в практике обучения (гуманитарные, естественно-математические и интегративные, информационно-коммуникативные).

Медиаобразование: эволюция понятия, определение термина, цели, дидактические свойства и функции средств массовой информации. Принципы и методы интеграции в учебные курсы. Медиаобразование и ФГОС.

Особенности и методология проектирования технологий с использованием интегрированного медиаобразования в классно-урочной системе обучения.

Педагогическая эффективность системы материальных средств и условий обучения.

Методика определения педагогической эффективности использования средств обучения.



Модуль 6. Проблема разработки учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в формате реализации федерального государственно образовательного стандарта.

Стратегия развития национальной государственной инициативы «Наша новая школа».

Педагогические и эргономические предпосылки разработки стандарта.

Законодательная и нормативная база национальной системы стандартизации.

Ретроспектива и развитие системы стандартизации в области учебно-материальной базы образовательных учреждений.

Основные направления развития учебно-материальной базы школы в формате перспективной программы стандартизации.



Объекты стандартизации, определение категории стандарта, основные группы нормативных документов.

ПЛАН И ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

по курсу «Инструментальная дидактика»

(СРЕДСТВА, СРЕДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
Семинар. Модуль 1. Средства, среды и технологии обучения как самостоятельная категория педагогики и их взаимосвязь с содержанием образования
Цель. Освоение студентами ключевых понятий инструментальной дидактики, основ методологии и теории создания и использования учебного оборудования, специфики взаимосвязи содержания образования с триадой «средства – среда – технологии» в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы для обсуждения

  1. Ключевые термины и понятия. Основные группы материально-технического оснащения образовательного процесса: общая и внутри групповая классификации.

  2. Дидактические средства их свойства и функции в контексте инструментально-деятельностного подхода к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

  3. Категория деятельности в контексте педагогико-эргономического анализа.

  4. Особенности взаимосвязи средств обучения с содержанием, средой и технологиями в образовании. Факторы формирования базового знания и критерии отбора содержания.

  5. Факторы изменений в системе «человек-мир» и в образовательной парадигме и их влияние на современные тенденции развития образования: фундаментальность, мировоззренческие универсалии, качество, идеология выживания (экологический императив).

  6. Система обучения, воспитания, развития как система взаимодействующего обучения.

  7. Электронные образовательные средства: свойства, функции, возможности использования. Механизмы освоения мультимедиа за рубежом.

Практические занятия

  1. Требования к основным группам дидактических средств (по выбору в контексте предметного курса)

  2. Составление исходного требования на проектирование (конструирование) образца учебного оборудования.

Темы докладов

  1. Средства обучения как информационно-деятельностный компонент содержания образования (на примере предметного курса).

  2. Педагогико-эргономический подход к проектированию отдельных образцов или групп учебного оборудования.

  3. Структурно-исторический анализ как метод отбора базового знания и средств его реализации.

  4. Мультимедиа – новый вид средств обучения. Особенности освоения в России и за рубежом (по выбору на общедидактическом или частнодидактическом уровне).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Какие факторы позволяют отнести дидактические средства к самостоятельной категории педагогики (дидактики)?

  2. На каких научных основаниях осуществлена классификация учебного оборудования?

  3. Какие концепции, теории, методы, подходы составляют методологические основания разработки отдельных образцов и групп средств обучения?

  4. В чем сущность педагогико-эргономического подхода к проектированию учебного оборудования?

  5. В чем сущность взаимосвязи и взаимообусловленности средств обучения и содержания образования?

  6. Какие новые виды средств обучения более всего востребованы современной образовательной практикой? Каковы их особенности, педагогико-эргономические характеристики (атрибуты), дидактические возможности использования в различных педагогических ситуациях и тенденции освоения в практике.



Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад.
Семинар. Модуль 2. Формирование системы средств обучения. Комплекс средств обучения как первичная система. Теория комплексного использования средств обучения
Цель. Знание закономерностей формирования систем средств обучения и теории комплексного использования на примере разработки первичных комплексов средств обучения. Адаптация систем средств обучения к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Вопросы для обсуждения

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт: требования к материально-техническому обеспечению основных образовательных программ.

  2. Системный подход к проектированию систем средств обучения (по предметным областям): принципы и теоретические положения.

  3. Первичный комплекс учебного оборудования как основа построения системы. Определение понятия. Функции дифференциации и интеграции. Алгоритм формирования комплексов дидактических средств по отдельным вопросам, темам, разделам образовательной программы по предмету (по выбору).

  4. Технология комплексного использования средств обучения на основе теории общего метода. Технологические карты формирования комплексов

  5. Понятия: «комплекс по предмету (предметный комплекс), межпредметный, междисциплинарный, мультидисциплинарный комплексы». Мультидисциплинарные комплексы как источники и трансляторы модельных представлений: актуальность создания, взаимное влияние компонентов, свойства, проектирование.

  6. Классификация моделей. Сущность и особенности междисциплинарных коммуникаций. Модельные представления в мультидисциплинарных комплексах. Адаптация моделей к процессу обучения.

Практические занятия

  1. Составление технологических карт формирования комплекса дидактических средств.

  2. Конструирование комплекса учебного оборудования по вопросу, теме (по выбору).

3. Составление модельной схемы построения системы дидактических средств предметного курса (по выбору).

4. Проектирование модели междисциплинарного комплекса по интегрированному понятию курса (по выбору, осуществляется в малой группе 23 человека)



Темы докладов

  1. Моделирование методики комплексного использования средств обучения, адаптированной к различным организационным формам занятий в предметной области (по выбору).

  2. Разработка комплекса учебного оборудования и методических приемов его использования с включением компьютерных технологий.

  3. Модель реализации алгоритма педагогико-эргономического проектирования комплекса по теме (или разделу) предметного курса базового или углубленно-профильного уровня.

  4. Междисциплинарный комплекс дидактических средств как носитель разных видов коммуникаций для изучения понятия «…» (по выбору) в курсе естествознания старшей школы.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Назовите и обоснуйте новые ориентиры образовательной парадигмы и их отражение в концепции ФГОС.

  2. Что означает термин «комплекс учебного оборудования (средств обучения)», по каким научным основаниям комплексы относят к первичным системам?

  3. В чем сущность теории общего метода, положенного в основу создания систем средств обучения по предмету?

  4. Раскройте понятие «система дидактических средств», принципы и основные положения теории формирования системы.

  5. В чем сущность комплексного использования средств обучения. Каков алгоритм (этапность) методических приемов создания комплекса?

  6. Раскройте сущность понятия «междисциплинарный комплекс дидактических средств» и алгоритм его проектирования на примере (пример по выбору).

  7. Назовите в чем различие понятий «комплекс» и «комплект».


Семинар. Модуль 3. Информационно - предметные среды общего среднего образования

Цель. Ознакомление с современной концепцией и особенностями организации современной образовательной среды, ее информационно-предметной инфраструктурой и педагогико-эргономическими требованиями к материально-техническому оснащению. Знать и уметь решать основные вопросы организации и оборудования учебного класса, кабинета, лаборатории на основе инструментально – деятельностного подхода в условиях развивающего образования.

Вопросы для обсуждения

  1. Тезаурус проблемы. Педагогика среды: эволюция образовательной среды, модели, факторы и тенденции развития.

  2. Системные основания проектирования образовательной информационно-предметной среды: классификация (типология), структура.

  3. Особенности информационной составляющей образовательной среды на базе компьютерных технологий: компоненты, средства информатизации, технологии и их характеристики.

  4. Современные представления об информационно-предметной среде в свете синергетической парадигмы (теории самоорганизации).

  5. Организация учебного кабинета (лаборатории). Основные проблемы организации, требования и подходы к их реализации.

  6. Адаптация предметных кабинетов и подразделений школы к условиям реализации основных образовательных программ ФГОС в разных видах (типах школ)

  7. Аттестация учебного кабинета.

Практические занятия

    1. Ознакомление с методикой экспертизы качества и педагогической эффективности кабинетов и аттестационными листами (картами) как инструментом балльно-экспертной оценки.

Темы докладов

  1. Требования к составу помещений кабинета по предмету и его комплектованию «…»

  2. Организация рабочих мест учителя и учащихся в кабинете (в лаборатории, в помещении практикума) на основе анализа деятельности учителя и учащихся.

  3. Составление аттестационных карт оценки кабинета и программы компьютерной обработки результатов.

  4. Характеристика модели кабинета (по выбору).

  5. Методика аттестации кабинетов: показатели, критерии, параметры оценки, рейтинг кабинетов.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Образовательная среда: сущность и толкование понятия в психолого-педагогической литературе, репрезентация среды в моделях разной направленности.

  2. Какие функциональные особенности образовательной среды являются основанием для общей классификации (типологии) сред и какое влияние оказывает среда на формирование базового знания?

  3. Основные факторы эволюции среды и их отражение в характере организации обучения в школе.

  4. Особенности информационной составляющей образовательной среды: базовые компоненты, программно-аппаратные комплексы, перспективные направления внедрения средств информатизации и коммуникации в систему образования.

  5. В чем сущность проектирования информационно-предметной среды школы в свете синергетической парадигмы? Какие факторы положены в основу создания среды?

  6. Какие проблемы положены в основу организации предметных кабинетов, с помощью каких подходов они решаются в практике школы?

  7. В чем заключается сущность адаптации кабинетов и их отдельных компонентов к условиям реализации основных образовательных программ? Раскрыть конкретно на примере предметного кабинета (по выбору).

  8. Какова цель аттестации кабинетов и какие три аспекта их организации и оснащения являются обязательными при экспертизе. В чем сущность методики экспертно-балльной оценки качества кабинета?

  9. Особенности реализации принципа наглядности в предметных областях на основе комплексов средств обучения.


Семинар. Модуль 4. Принцип наглядности как интегративная характеристика развивающего обучения

Цель. Раскрыть сущность понятия «наглядность», его развитие и интерпретацию в истории педагогики как важнейшего дидактического принципа.



Вопросы для обсуждения

  1. Эволюция принципа наглядности в обучении как отдельной категории дидактики: историческая ретроспектива, психолого-педагогические основы развития, инструментальная функция наглядности.

  2. Дидактические принципы в свете теории развивающего обучения по В.В. Давыдову.

  3. Проблема наглядности в современной науке: гносеологическая функция образа модели; соотношение эмпирического и теоретического уровней в научном исследовании.

  4. Виды наглядности и современные системы средств, сред и технологий обучения как инструментальная основа деятельности.

  5. Понятие «дидактический образ» в обучении, свойства и функции . Дидактический образ – модель как интегративная характеристика наглядности.

  6. Моделирование: от моделей обучения к моделям усвоения (понимания). Принципы адаптации.

Практические занятия

  1. Построить дидактический образ-модель для изучения понятия в курсе (по выбору) согласно общей схеме.

Темы докладов

  1. Особенности реализации принципа наглядности в предметных областях на основе специфики познавательной деятельности учащихся.

  2. «Лики» наглядности в рамках базового и углубленно-профильного обучения.

  3. Формирование и развитие учебной деятельности: чувственно- практическая деятельность и эмпирические знания, формализация научного знания.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Что такое развивающее образование? Какую функциональную роль выполняет наглядность.

  2. В чем сущность золотого правила Великой дидактики Яна Амоса Коменского и связь его с различными формами наглядности в современном процессе обучения?

  3. Обоснуйте, по каким основаниям педагогической науки наглядность обладает интегративной функцией.

  4. Сопоставьте понятия: «дидактический образ – модель», «принцип наглядности», «комплекс средств обучения». В чем общность и особенность взаимосвязи?

  5. Представьте общую операционно-деятельностную схему реализации наглядности в учебном процессе с отбором необходимых средств обучения и их комплексов. «Оживите» схему конкретным примером изучаемого предмета или явления.


Семинар. Модуль 5. Средства обучения и медиаобразование как компоненты технологий в образовании

Цель. Ознакомление с сущностью понятия «технологии» в образовании, их классификацией и спецификой проектирования и использования в процессе обучения, воспитания, развития учащихся. Раскрыть особенности медиаобразования как науки о влиянии средств массовой информации на формирование мировоззрения, информационной культуры, воспитания и развития подростков.

Вопросы для обсуждения

    1. Закономерности взаимосвязи компонентов в технологической цепочке.

    2. Признаки классификации технологий. Виды технологий в образовании их характеристики.

    3. Медиаобразование: сущность понятия, цели, задачи, средства.

    4. Подходы к интеграции медиаобразования в учебные предметы. Принципы интеграции.

    5. Особенности методов и организационных форм медиабразования в учебной и внеучебной деятельности.

    6. Формирование критического мышления в процессе коммуникативной деятельности.

    7. Механизмы встройки компонентов медиаобразования в комплексы средств обучения.

Практические занятия

  1. Формирование модели урока с использованием компонентов медиаобразования.

Темы докладов:

  1. Технологии в образовании, их виды и особенности использования в школе.

  2. Дидактические свойства и функции сообщений средств массовой информации.

  3. Урок с использованием медиаобразовательных методов и технологий.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Что означает термин «технология» в образовании?

  2. Какие виды технологий используются в практике и какие цели они преследуют?

  3. В чем суть интегрированного медиаобразования и на каких педагогических концепциях оно основывается?

  4. Каковы механизмы интеграции медиаобразования в учебных предметных областях. Приведите пример построения комплекса средств обучения с встроенными компонентами медиаобразования.

  5. Какие методические приемы используются при работе с разными видами (формами) интегрированного медиаобразования.

  6. В чем цель и сущность формирования критического мышления на основе дидактических возможностей медиаобразования.


Семинар. Модуль 6. Проблема разработки учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в формате реализации федерального государственно образовательного стандарта

Цель. Ознакомление с особенностями создания стандарта учебно-материальной базы школы в свете стратегии развития национальной государственной инициативы «Наша новая школа».

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность модернизация школы в свете национальной государственной инициативы «Наша новая школа».

  2. Специфика разработки стандарта учебно-материальной базы школы.

  3. Объекты стандартизации, категории стандарта, основные группы нормативных документов.

  4. Сущность программы национальной стандартизации школы. Законодательная и нормативная база национальной системы стандартизации.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – Интор, 1996

  2. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. Предметы естественнонаучного цикла.– М.:Бином, 2012

  3. Информационно-предметные среды общего среднего образования. Сб. научных трудов // Т.С.Назарова. - М.: Изд. «Варсон», 2010

  4. Назарова Т.С, Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования. - М.: УРАО, 1998.

  5. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация.Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001

  6. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск, 2009

  7. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: ИЦ «Академия», 2010

Дополнительная литература

  1. Григорьев С.Г.,.Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. Учебно-методическое пособие. – М.: 2006.

  2. Драйден Гордон, Вос Джаннетт Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому. – М.: Парвинэ, 2003

  3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., 1991

  4. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981

  5. Летягин А.А. Современный кабинет географии. Методическое пособие. – М.: 2009

  6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентироваенное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. – М.:Логос, 2001

  7. Назарова Т.С. Организация кабинета химии в средних учебных заведениях. Нормы и требования. - М.: 5 за знания, 2007

  8. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Изд. «Эгвес», 2010

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000

  10. Теоретические основы содержания общего среднего образования.// В.В Краевский, И.Я. Лернер. - М., 1983

  11. Эргономика: Принципы и рекомендации. Метод. руководство. - М.: ВНИИТЭ, 1983

  12. Книги и методические пособия из Библиотеки учителя – предметника, изд. «Просвещение», 1980-1990 гг. по проблемам организации предметных кабинетов в школе и методикам использования учебного оборудования.

Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение № 2 к приказу Минобразования РФ № 2400 от 03.08.2000). Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета ФГО МГУ.





1 Теоретические основы содержания общего среднего образования.// В.В Краевский, И.Я.Лернер.- М., 1983- С.146

2 Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991 - С. 50.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница