Программа курса «Эволюция нервной системы»



Скачать 393.1 Kb.
Дата25.04.2016
Размер393.1 Kb.
ТипПрограмма курса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением экономики»


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Эволюция нервной системы

Выполнила:

Левицкая О.Н., учитель биологии МБОУ СОШ № 19;


Содержание.



Пояснительная записка.

2

Программа курса «Эволюция нервной системы».

4

Учебно-тематическое планирование.

6

Тесты.

7

Ответы.

18

Литература.

19

Пояснительная записка.
Цель: обобщить, расширить и углубить знания обучающихся об эволюции, особенности строения и функциях нервной системе животных и человека.

Задачи:

  1. закрепить знания о строении и функциях нервной ткани;

  2. расширить знания о нервной системе беспозвоночных и хордовых животных;

  3. углубить знания об особенностях строения и функциях нервной системы человека.

Нервная система, наряду с иммунной и эндокринной, является одной из главных интегрирующих систем животных и человека. Она обеспечивает координацию деятельности всех органов и систем органов в ответ на сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, поддерживает целостность организма, формирует поведение и психику.

Курс «Эволюция нервной системы» поможет ликвидировать пробелы, расширить и углубить знания о строении и работе нервной системе, полученных школьниками на уроках биологии животных и человека в 7-8 классах. Они повторят этот важный и сложный раздел биологии на более высоком уровне, что поможет им лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ и, возможно, выбрать тему для исследовательской работы.

Курс рассчитан для профильных 10 – 11 классов на 17 часов. Желательно его проводить по 2 часа в неделю, что займет 1 четверть.

В курсе 4 темы, для лучшего усвоения материала в программу курса включены: 1 лабораторная, 3 практические работы, тесты на закрепление материала и итоговый тестовый контроль.

По окончанию курса учащийся должен:


  • знать особенности строения, свойства и функции нервной клетки и нервной ткани;

  • знать этапы эволюции нервной системы животных и особенности нервной системы человека;

  • знать строение и функции спинного и головного мозга;

  • уметь отличать условные и безусловные рефлексы, внешнее и внутреннее торможение;

  • уметь соотнести функции и отделы головного;

  • уметь описать последствия возбуждения симпатического и парасимпатического отделов нервной системы;

  • уметь исследовать рефлекторные реакции человека;

  • уметь исследовать состояние вегетативной нервной системы;

  • уметь определять индивидуальный профиль асимметрии

Программа курса

«Эволюция нервной системы».


Тема 1. Нервная ткань (4 ч.).

Нейронная теория – основной закон строения и функционирования нервной системы.

Строение нейрона. Аксон и дендриты. Особенности нервных клеток. Нервные клетки беспозвоночных животных. Сходство и различия с нейронами позвоночных.

Взаимодействие между нервными клетками. Межнейронные контакты. Синапсы. Электрические синапсы. Химические синапсы. Медиаторы.

Нейросекреторные клетки и глия. Классификация глиальных клеток в нервной ткани позвоночных. Функции глиальных клеток.

Лабораторная работа 1. « Микроскопическое строение нервной ткани».

Тема 2. Нервная система беспозвоночных (2 ч.).

Диффузная нервная система кишечнополостных. Решетчатая нервная система плоских и круглых червей. Узловая нервная система моллюсков, кольчатых червей, членистоногих.



Тема 3. Нервная система хордовых (4 ч.).

Нервная трубка. Центральная и периферическая нервная система. Спинной и головной мозг.

Рефлекс, рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Инстинкт.

Эволюция головного мозга от рыб до млекопитающих.

Редукция нервной системы (паразитизм, неподвижный образ жизни).

Практическая работа:

1. «Исследование рефлекторных реакций человека».

Тема 4. Нервная система человека (6 ч.).

Строение спинного мозга. Мозговые оболочки. Серое и белое вещество. Передние и задние корешки. Функции спинного мозга.

Головной мозг. Строение, функции. Продолговатый мозг. Дыхательный центр. Сосудодвигательный центр. Черепно-мозговые нервы. Мозжечок. Средний мозг. Красное ядро. Черная субстанция. Бугры четверохолмия – центры первичной обработки зрительной и слуховой информации. Ретикулярная формация ствола мозга и ее роль в работе центральной нервной системы. Промежуточный мозг. Строение и функции. Роль таламуса в обработке внешней информации. Гипоталамус – высший центр вегетативной регуляции и нейроэндокринный орган. Лимбическая система. Кора больших полушарий. Асимметрия в деятельности полушарий коры.

Отделы нервной системы. Периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная.

Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Практические работы:

2. «Исследование состояния вегетативной нервной системы».

3. «Определение индивидуального профиля асимметрии».


Учебно-тематическое планирование.


Название разделов и тем.

Количество часов.

Контроль.






Всего.


Лекцион-ных.

Практи-ческих.




1. Нервная ткань.

4











1.1.Нейронная теория – основной закон строения и функционирования нервной системы. Нейрон. Особенности нервных клеток.



1







1.2. Взаимодействие между нервными клетками. Синапс. Медиаторы.



1




тест

1.3. Нейросекреторные клетки и глия.



1







Лабораторная работа 1.

« Микроскопическое строение нервной ткани».







1

Отчет.

2. Нервная система беспозвоночных.

2











2.1. Диффузная и решетчатая нервная система.



1







2.1. Узловая нервная система.



1







3. Нервная система хордовых.

4











3.1. Центральная и периферическая нервная система.



1







3.2. Рефлекс, рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Инстинкт.



1




тест

3.3. Эволюция головного мозга от рыб до млекопитающих.



1







Практическая работа 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».






1

Отчет.

4. Нервная система человека.

6











4.1. Строение спинного мозга. Мозговые оболочки. Серое и белое вещество. Функции спинного мозга.



1




Тест

4.2. Головной мозг. Строение, функции.



2




Тест

4.3. Отделы нервной системы. Периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная.

Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы.




1




Тест

Практическая работа 2. «Исследование состояния вегетативной нервной системы».






1

Отчет.

Практическая работа 3. «Определение индивидуального профиля асимметрии».






1

Отчет.

Заключение и обобщение.

1





1

Тест.

Итого:

17


12

5



Тесты.


Строение нервной системы.

Вариант 1

  1. Центральная нервная система образована:

а) головным и спинным мозгом;

б) головным мозгом и черепно-мозговыми нервами;

в) спинным мозгом и спинно-мозговыми нервами;

г) нервами, нервными сплетениями и узлами.



2. Основными свойствами нервной клетки являются:

а) сократимость и проводимость; б) возбудимость и сократимость;

в) возбудимость и проводимость; г) способность к фагоцитозу.

3. Периферическая нервная система состоит из:

а) спинного и головного мозга; б) спинного мозга и отходящих от него нервов;

в) черепно-мозговых нервов; г) нервов, нервных сплетений, узлов.

4. Импульсы от органа в ЦНС проводят:

а) чувствительные нейроны; б) двигательные нейроны;

в) вставочные нейроны; г) все указанные нейроны.

5. Синапсом называется:

а) отросток нейрона; б) контакт между нейронами;

в) нервный узел; г) нервное сплетение.

Вариант 2

/. Нервные узлы образованы:

а) аксонами; в) нервами;

б) телами нейронов; г) дендритами.



2. Нервный импульс — это результат:

а) тепловых процессов, происходящих в клетках; б) химических процессов;

в) электрохимических процессов; г) механических процессов.
3. Нервный импульс вызывает в соседнем нейроне:

а) возбуждение; б) торможение;

в) возбуждение или торможение; г) возбуждение и торможение одновременно.

4. Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосигна­лизация. У хозяина торможение возникло в центре:

а) зрительном; б) двигательном;

в) пищеварительном; г) слуховом.

5. Возбуждение от ЦНС к органу или железам передается по:

а) чувствительным нейронам; б) исполнительным нейронам;

в) вставочным нейронам; г) чувствительным и вставочным нейронам.

Вариант 3

/. Импульсы от ЦНС в орган проводят:

а) чувствительные нейроны; б) двигательные нейроны;

в) вставочные нейроны; г) все указанные нейроны.



2. После повреждения чувствительных нервных волокон, иннервирующих палец руки, человек:

а) не сможет двигать этим пальцем;

б) не почувствует боли от ожога пальца;

в) не сможет ни чувствовать, ни совершать движения этим пальцем;

г) не ощутит никаких существенных изменений.

3. Серое вещество мозга образовано:

а) длинными отростками нейронов; б) короткими отростками;

в) телами и короткими отростками; г) всеми перечисленными образованиями.

4. Нейрон имеет:

а) один аксон и один или несколько дендритов; б) тело и несколько дендритов;

в) один дендрит и несколько аксонов; г) тело, аксон и несколько дендритов.
5. Возбуждение в синапсе проводится посредством:

а) электрического импульса; б) химической передачи;

в) механической передачи; г) различными путями.
Рефлекс

Вариант 1

/. Дугу спинно-мозгового рефлекса составляют:

а) рецептор — исполнительный нейрон — вставочный нейрон —чувствительный

нейрон — мышца;

б) мышца — рецептор — чувствительный нейрон — исполнительный нейрон —

вставочный нейрон;

в) рецептор — чувствительный нейрон — вставочный нейрон —исполнительный

нейрон — мышца;

г) мышца — чувствительный нейрон — рецептор — вставочный

нейрон — исполнительный нейрон.



2. При ожоге возбуждение возникает:

а) в теле исполнительного нейрона; б) в рецепторе чувствительного нейрона;

в) в теле чувствительного нейрона; г) во вставочных нейронах.

3. Простейшая рефлекторная дуга образована:

а) тремя нейронами; в) одним нейроном;

б) двумя нейронами; г) более чем тремя нейронами!

4. Слюноотделение у человека будет безусловно-рефлекторной реакцией:

а) при ощущении запаха мяса; в) во время еды;

б) при разговоре о еде; г) при виде любимого блюда.

5. Существование условных рефлексов открыл:

а) И.П. Павлов; в) П.К. Анохин;

б) И.М. Сеченов; г) И.И. Мечников.

Вариант 2

/. Рефлекс представляет собой основу

а) передачи измененных признаков от родителей потомству

б) наследственности организмов

в) нервной деятельности человека и животных

г) эволюции животных и человека



2. К условным рефлексам относится.

а) отдергивание руки при уколе пальца; б) переход автодороги с осторожностью;

в) строительство гнезда птицами; г) выделение слюны во время еды любимого блюда.

3. Сигналом, не вызывающим безусловный рефлекс, будет:

а) текст книги; б) нехватка воздуха для дыхания;

в) прием пиши; г) внезапное яркое освещение помещения.

4. К инстинктам людей относится:

а) умение читать и писать; в) желание учиться;

б) выхаживание потомства; г) потребность танцевать.

5. Постоянной является дуга такого рефлекса, как:

а) поддержание равновесия при езде на велосипеде;

б) выделение слюны при виде пищи;

в) выделение желудочного сока во время еды;

г) способность отвлечься от работы при появлении более силь­ного сигнала.

6. Назовите отделы рефлекторной дуги. Что обозначено цифрами
1-13?





Вариант 3

/ *. Распределите в таблице признаки условных и безусловных реф­лексов:



Безусловные рефлексы

Условные рефлексы






а) индивидуальные;

б) не имеют готовых рефлекторных дуг;

в) видовые;

г) непостоянные;

д) врожденные;

е) постоянные;

ж) осуществляются на любое раздражение;

з) имеют готовые рефлекторные дуги;


и) многие спинно-мозговые;

к) осуществляются при участии коры головного мозга;

л) приобретенные.

2. Торможение рефлекса возникает, если:

а) при острой боли в животе перестает болеть порезанный палец;

б) человек просыпается при звонке будильника;

в) в ответ на обидное слово собеседник может расплакаться;

г) на велосипедных гонках спортсмен следит за соперниками.

3*. Выберите правильные утверждения.

A. Передача нервного импульса от нейрона к нейрону происходит в синапсах.

Б. Нервные и секреторные клетки могут иметь общее происхо­ждение.

B. Периферическая нервная система иннервирует только внут­ренние органы.

Г. Импульсы от ЦНС к железам и мышцам передаются по вста­вочным нейронам.

Д. Синонимом понятия «чувствительный нейрон» является по­нятие «центростремительный нейрон».

Е. Тела вставочных нейронов расположены в ЦНС.

Ж. Условные рефлексы характерны для всех особей вида.

3. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов постоянны и передаются по наследству.
Спинной мозг

Вариант 1

1. Нервные импульсы от рецепторов поступают в:

а) передние корешки спинного мозга; б) задние корешки спинного мозга;

в) центральный канал спинного мозга; г) продольную борозду спинного мозга.

2. Нервы, управляющие сердечной деятельностью, отходят от:

а) нижних грудных сегментов спинного мозга;

б) поясничных сегментов;

в) продолговатого мозга и грудных сегментов спинного мозга;

г) нижнепоясничного и крестцового сегментов.

3. Крестцовый отдел спинного мозга контролирует:

а) коленный рефлекс; в) дыхательный рефлекс;

б) отдергивание руки при ожоге; г) сокращения сердца.

4. Корой головного мозга контролируется:

а) отдергивание лапы лягушкой при раздражении кислотой;

б) кашель; в) ходьба; г) моргание.

5. Если у больного возник паралич ступней, то у него скорее всего поврежден:

а) верхний отдел спинного мозга; б) грудной отдел;

в) крестцовый отдел; г) поясничный отдел.
Вариант 2

/. Основными свойствами нервной клетки являются:

а) сократимость и проводимость; б) возбудимость и сократимость;

в) возбудимость и проводимость; г) способность к фагоцитозу.



2. Нервные узлы спинного мозга находятся в:

а) задних корешках; б) передних корешка;

в) нервных окончаниях; г) центральном канале.

3. Белое вещество спинного мозга проводит нервные импульсы от:

а) ЦНС к мышцам; б) рецепторов к ЦНС;

в) рецепторов к мозгу и обратно к мышцам; г) головного мозга к спинному.

4. К спинно-мозговым рефлексам млекопитающих животных от­носится:

а) охота; б) охрана потомства;

в


) строительство нор; г) мочеиспускание.

5. Функция вставочных нейронов спинного мозга заключается в:

а) восприятии раздражения;

б) осуществлении связи внутри отделов ЦНС;

в) проведении возбуждения от ЦНС к мышцам;

г) проведении импульсов от рецепторов к ЦНС.

Головной мозг

Вариант 1

/. Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к:

а) переднему мозгу; в) заднему мозгу;

б) среднему мозгу; г) промежуточному.



2. Нарушение дыхания связано с функцией:

а) мозжечка; в) моста;

б) больших полушарий; г) продолговатого мозга.

3. Центры зрения и слуха находятся в:

а) среднем мозге; в) мозжечке;

б) продолговатом мозге; г) мосте.

4. Примитивная кора головного мозга впервые появилась у:

а) рыб; в) млекопитающих;

б) земноводных; г) рептилий.

5. Нервные импульсы, идущие от костей, суставов, мышц, поступают в:

а) теменную долю; в) височную долю;

б) затылочную долю; г) лобную долю.

Вариант 2

/. Если теннисист — правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают в:

а) теменную долю, в правое полушарие;

б) теменную долю, в левое полушарие;

в) лобную долю, в левое полушарие;

г) лобную долю, в правое полушарие.

2. При заболевании бронхиальной астмой наблюдается затруднение дыхания. За его регуляцию отвечает:

а) средний мозг; б) продолговатый мозг;

в) промежуточный мозг; г) мозжечок.

3. У больного внезапно возникло резкое ослабление зрения. Наибо­лее вероятен следующий из диагнозов:

а) травма височной части головы; б) травма затылочной области;

в) травма лобной области головы; г) травма теменной зоны.

4. Наибольшего эволюционного развития мозжечок достигает у:

а) шимпанзе; в) человека;

б) слона; г) голубя.

5. За образное мышление человека отвечает:

а) в большей степени левое полушарие;

б) оба полушария — равноценно;

в) в большей степени правое полушарие;

г) вся нервная система.

Вариант 3

/*. Соотнесите отделы мозга с их функциями, проставив в левой части таблицы соответствующие буквы из правой части.

Отделы мозга

Функции отделов

I. Продолговатый мозг

2. Мост


3. Мозжечок

4. Средний мозг

5. Промежуточный мозг


  1. Передний мозг:
    лобная доля -

теменная доля -

височная доля -

затылочная доля -


а) регуляция сердечно-сосудистой деятельности

б) регуляция зрительных воспри­ятий

в) связывает средний мозг с продолговатым

г) координация движений

д) регуляция температуры тела, прием информации от внутренних органов

е) место расположения ядер зрительного и слухового центров

ж) восприятие звука

з) двигательная область коры мозга


и) управление речью



Строение и функции головного мозга.
1. Где в продолговатом мозге находятся тела нейронов?

            1. В виде коры, снаружи. 2.В виде ядер, внутри.

2. Как расположены тела нейронов в больших полушариях?

            1. В виде коры, снаружи.   2. В виде ядер, внутри.


            3. В виде коры, снаружи и   в виде ядер, внутри.

3. Где в головном мозге расположен дыхательный центр?

            1. В продолговатом мозге.             2. В среднем мозге.
            3. В промежуточном мозге.             4. В больших полушариях.

4. Где расположены центры, регулирующие работу органов пищеварения и кровообращения?

            1. В больших полушариях.             2. В промежуточном мозге.
            3. В продолговатом мозге.             4. В грудном отделе спинного мозга.

5. Где расположены центры, участвующие в регуляции обмена веществ, теплообразовании и теплоотдаче, регулирующие смену сна и бодрствования, обеспечивающие эмоциональное поведение животных?

            1. В больших полушариях.              2. В промежуточном мозге.
            3. В продолговатом мозге.           4. В среднем мозге.

6. Какой отдел мозга осуществляет регуляцию просвета зрачка, аккомодацию глаз, ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражения, регулирует мышечный тонус?

           1. Большие полушария.         2. Промежуточный мозг.             3. Средний мозг.

7. При поражении какого отдела головного мозга наблюдается атония (ослабление мышечного тонуса), астения (снижение силы мышечных сокращений), астазия (потеря способности к слитным мышечным сокращениям, дрожание), атаксия (собака не может попасть мордой в миску с едой)?

            1. Промежуточного мозга.             2. Мозжечка.            3. Среднего мозга.

8. Где находится моторная зона коры больших полушарий?

            1. В лобных долях.             2. В височных долях.             3. В теменных долях.

9. Где находится зона кожно-мышечной чувствительности коры больших полушарий?

            1. В лобных долях.             2. В височных долях.              3. В теменных долях.

10. Где находится зрительная зона коры больших полушарий?

            1. В лобных долях.             2. В височных долях.
            3. В теменных долях.             4. В затылочных долях.

11. Где находится слуховая зона коры больших полушарий?

            1. В лобных долях.             2. В височных долях.
            3. В теменных долях.             4. В затылочных долях.

12. Где находятся обонятельная и вкусовая зоны коры больших полушарий?

            1. В лобных долях.             2. В височных долях.
            3. В теменных долях.             4. В затылочных долях.

13. Где находится ретикулярная формация головного мозга, активирующая или тормозящая клетки коры головного мозга и мотонейроны спинного мозга?

            1. Под корой головного мозга. 2. Окружает продолговатый мозг.
            3. Вокруг промежуточного мозга.
            4. Занимает центральное положение в продолговатом мозге, мосту мозга,
                среднем и промежуточном мозге.

14. Где у правшей находятся центры, отвечающие за понимание речи и за произношение, за артикуляцию?

             1. В коре правого полушария. 2. В коре левого полушария.

15. Синапс – это:

1. окончание нейрона 2. начало нейрона 3. промежуток между нейронами.
Вегетативная нервная система
Вариант 1

1. Укажите рефлекторную дугу, относящуюся к вегетативной нервной системе:

а) рецепторы кожи — чувствительный нейрон — вставочный нейрон — исполнительный нейрон — мышцы руки;

б) рецепторы кровеносных сосудов — чувствительный нейрон вставочный нейрон — исполнительные нейроны — мышцы сосудов;

в) рецепторы сухожилий — чувствительный нейрон — вставочный нейрон — исполнительный нейрон — икроножная мышца;

г) рецепторы языка — чувствительный нейрон — вставочный нейрон — исполнительный нейрон — мышцы языка.

2. Ядра симпатических волокон находятся в:

а) среднем и продолговатом мозге; б) промежуточном мозге;

в) переднем мозге; г) спинном мозге.

3. Ядра парасимпатических волокон находятся в:

а) среднем, продолговатом и спинном мозге; б) спинном мозге;

в) мозжечке и мосте; г) больших полушариях головного мозга.

4. Исполнительная часть вегетативного нервного пути состоит из:

а) одного нейрона; б) трех нейронов;

в) двух нейронов; г) неопределенного числа нейронов.

5. Раздражение симпатических волокон:
а) ускоряет сокращения сердца; б) замедляет сокращения сердца;

в) не изменяет сердечной деятельности; г) расширяет кровеносные сосуды.



Вариант 2

/. К одной из функций вегетативной нервной системы относится:

а) регуляция сокращений скелетной мускулатуры;

б) координация движений;

в) управление речью;

г) регуляция постоянства внутренней среды организма.



2. Выберите правильные утверждения:

A. Периферическая нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную.

Б. Чувствительные нервные пути являются общими для сомати­ческой и вегетативной нервной системы.

B. Симпатические ядра расположены в спинном мозге.


Г. Путь от ЦНС к желудку состоит из двух нейронов.

Д. Раздражение симпатического отдела ускоряет сокращения мышц желудка.

Е. Раздражение парасимпатического отдела вызывает сужение кровеносных сосудов.

Ж. При чувстве голода возбужден симпатический отдел.

З. Тела вторых исполнительных нейронов вегетативной нервной системы лежат за пределами ЦНС.

3. Возбудимость вегетативных нервных волокон:

а) выше, чем возбудимость соматических волокон;

б) ниже, чем возбудимость соматических волокон;

в) такая же, как возбудимость соматических волокон.



4. Приспособительное значение вегетативной нервной системы заключается скорее всего в том, что:

а) вегетативные ядра расположены в спинном и головном мозге;

б) вегетативная рефлекторная дуга состоит из двух нейронов;

в) скорость вегетативных рефлексов мала;

г) к большинству органов подходят как симпатические, так и парасимпатические волокна.
Вегетативная нервная система٭.

1. Каковы особенности нервных волокон автономной нервной системы?

            1. Волокна - миелинизированные,  имеют перехваты Ранвье.


            2. Волокна - немиелинизированные, нет перехватов Ранвье.
            3. Первые - волокна миелинизированные,  вторые - нет.
            4. Первые - немиелинизированные, вторые - миелинизированные.

2. Где располагаются тела преганглионарных нейронов симпатической части автономной нервной системы?

         1. В среднем, продолговатом отделах  головного мозга, в крестцовом  отделе спинного

мозга           

  2. В задних рогах спинного мозга.
            3. В боковых рогах спинного мозга.
            4. В ретикулярной формации.

3. Где располагаются тела преганглионарных нейронов парасимпатической части автономной нервной системы?

           1. В среднем, продолговатом отделах головного мозга, в крестцовом
              отделе спинного мозга.
           2. В задних рогах спинного мозга.
           3. В боковых рогах спинного мозга.

4. Где располагаются тела постганглионарных нейронов симпатической части
автономной нервной системы?

           1. Образуют симпатическую цепочку, располагающуюся справа и слева от


               позвоночного столба, и ряд узлов на  более далеком расстоянии от него.
           2. Внутри иннервируемого органа или вблизи него.
           3. В задних корешках спинномозговых нервов.
           4. В передних корешках спинномозговых нервов.

5. Где располагаются тела постганглионарных нейронов парасимпатической части автономной нервной системы?

           1. Образуют симпатическую цепочку,  располагающуюся справа и слева от
               позвоночного столба, и ряд узлов на  более далеком расстоянии от него.
           2. Внутри иннервируемого органа или  вблизи него.
           3. В задних корешках спинномозговых нервов.
           4. В передних корешках  спинномозговых нервов.

6. Какой медиатор выделяют преганглионарные нейроны симпатической части автономной нервной системы?

            1. Адреналин, норадреналин.   2. Ацетилхолин.
            3. Серотонин.    4. Гамма-аминомасляную кислоту.

7. Какой медиатор выделяют преганглионарные нейроны парасимпатической части автономной нервной системы?

           1. Адреналин, норадреналин.
           2. Ацетилхолин.
           3. Серотонин.
           4. Гамма-аминомасляную кислоту.

8. Какой медиатор выделяют постганглионарные нейроны симпатической части автономной нервной системы?

            1. Адреналин, норадреналин.    2. Ацетилхолин.     3. Серотонин.

9. Какой медиатор выделяют постганглионарные нейроны парасимпатической части автономной нервной системы?

            1. Адреналин, норадреналин. 2. Ацетилхолин. 3. Гамма-аминомасляную кислоту.

10. Какие нервные волокна автономной нервной системы являются холинергическими ?

            1. Все преганглионарные нервные волокна (парасимпатические и симпатические), все  постганглионарные нервные  волокна парасимпатической нервной системы.

2. Все постганглионарные симпатические нервы.

3. Все нервные волокна автономной нервной  системы.



11. Какие нервные волокна автономной нервной системы являются адренергическими ?

            1. Все преганглионарные нервные  волокна (парасимпатические и симпатические), все  постганглионарные нервные волокна парасимпатической нервной системы.

            2. Все постганглионарные  симпатические нервы.

   3. Все нервные волокна автономной нервной  системы.



12. Как называются рецепторы, взаимодействующие с ацетилхолином?

            1. Адренорецепторы.    2. Холинорецепторы.



13. Говорят, что у страха глаза велики. Какой отдел вегетативной нервной системы приводит к расширению зрачков?

            1. Симпатический отдел. 2. Парасимпатический отдел.    3. Метасимпатический отдел.



14. Что происходит с сердцем и бронхами при возбуждении блуждающих нервов?

            1. Ускорение ритма работы сердца,  расширение бронхов.


            2. Замедление ритма работы сердца,  сужение бронхов.
            3. Замедление ритма работы сердца,  расширение бронхов.
            4. Блуждающий нерв не оказывает  влияния на данные органы.

15. Что происходит с артериолами мозга и скелетных мышц под влиянием симпатического отдела ВНС?

            1. Расширяются.   2. Сужаются.


            3. Сосуды мозга сужаются, скелетных мышц расширяются.
            4. Симпатический отдел ВНС на эти сосуды не влияет.

16. Как влияет на селезенку и надпочечники симпатический отдел ВНС?

            1. Расширяет артериолы селезенки,  вызывает выброс адреналина.


            2. Сужает артериолы селезенки, на надпочечники не влияет.
            3. Сужает артериолы селезенки, вызывает выброс адреналина.
            4. На селезенку не влияет,  вызывает выброс адреналина.

17. Как влияет на работу желудка и кишечника симпатический отдел ВНС?

            1. Усиливает сокоотделение и   волнообразные сокращения.


            2. Ослабляет сокоотделение и волнообразные сокращения.
            3. Не влияет на работу желудка и  кишечника.
            4. Может усиливать, может тормозить работу.

18. Что характерно для блуждающих нервов, относящихся к парасимпатической части АНС?

            1. 10 пара черепномозговых нервов, отходят от среднего мозга.


            2. 10 пара черепномозговых нервов, отходят от промежуточного мозга.
            3. 10 пара черепномозговых нервов, отходят от продолговатого мозга.
            4. 12 пара черепномозговых нервов, отходят от продолговатого мозга.

19. Где находится метасимпатическая часть ВНС?

            1. Во всех внутренних органах.


            2. Узлы - в продолговатом и спинном мозге, нервные окончания - во всех
                 внутренних органах.
            3. В органах, способных к самостоятельному сокращению  вне организма.
            4. Только в сердце и кишечнике.

20. Каковы особенности строения метасимпатического отдела ВНС?

            1. Имеет чувствительные, вставочные, двигательные нейроны в органах,


                способна принимать, обрабатывать  информацию и регулировать работу
                органа, не регулируется ЦНС.
            2. Имеет чувствительные, вставочные, двигательные нейроны в органах,
                способна принимать, обрабатывать информацию и регулировать работу
                органа, регулируется симпатическим и парасимпатическими отделами ВНС.
            3. Нервные узлы в органах, воспринимающие команды симпатического и
                парасимпатического отделов ВНС.

21. Каковы эффекты метасимпатической части ВНС?

            1. Воспринимает информацию и передает в ЦНС.


            2. Разгружает работу ЦНС.
            3. Получив информацию от ЦНС,  помогает довести ее до органов.
            4. Является антагонистом ВНС.

22. Какова скорость проведения нервных импульсов по симпатическим нервным волокнам?

           1. 120-140 м/сек. 2. 0,4-0,5 м/сек.


           3. 5 м/сек.     4. 10-20 м/сек.

23. Какова скорость проведения нервных импульсов по парасимпатической части ВНС?

            1. 120-140 м/сек.    2. 10-20 м/сек.


            3. 5 м/сек.      4. 0,4-0,5 м/сек.
Итоговый.

А. В заданиях выберите один верный ответ из четырех.

1. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в



  1. коре больших полушарий 2) продолговатом мозге

3) мозжечке 4) среднем мозге

2. Отдел мозга, в котором располагаются центры речи человека, обозначен на рисунке буквой

1) А 2) Б 3) В 4) Г.

3. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем является



  1. безусловным торможением 2) условным торможением

  1. рассудочным действием 4) осознанным поступком

4. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящие нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют

1) нервным волокном 2) центральной нервной системой

3) нервом 4) анализатором

5. Рефлекс представляет собой основу



  1. передачи измененных признаков от родителей потомству

  2. наследственности организмов

  3. нервной деятельности человека и животных

  4. эволюции животных и человека

6. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки

  1. спинного мозга 3) печени и почек

2) головного мозга 4) желудка и кишечника

7. Основу нервной деятельности человека и животных составляет



  1. мышление 3) рассудочная деятельность

2) возбуждение 4) рефлекс.

8. Нервным импульсом называют



  1. электрическую волну, бегущую по нервному волокну

  2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочками

  3. процесс сокращения клетки

  4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата

9. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительно ­- тканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют

  1. нервы 3) мозжечок

  2. спинной мозг 4) кору больших полушарий

10. Структурной и функциональной единицей нервной системы счи­тают

1) нейрон 3) нервные узлы

2) нервную ткань 4) нервы

11. Вегетативная нервная система участвует в



  1. осуществлении произвольных движений

  2. восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздра­жений

  3. регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

  4. формировании звуков речи

12. В коре больших полушарий головного мозга зрительный анализатор расположен в области

1) височной 2) затылочной 3) теменной 4) лобной.

13. В сером веществе спинного мозга расположены


  1. тела вставочных и двигательных нейронов

  2. длинные отростки двигательных нейронов

  3. короткие отростки чувствительных нейронов

  4. тела чувствительных нейронов

14. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают

  1. приспособление организма к постоянным условиям среды

  2. приспособление организма к новым внешним сигналам

  3. освоение организмом новых двигательных умений

  4. различение животными команд дрессировщика

15. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происхо­дит в

  1. б

    1. внутреннем ухе

    2. слуховой зоне коры

    арабанной перепонке

  2. слуховом нерве

16. Безусловный рефлекс

  1. передается по наследству

  2. приобретается в процессе жизни

  3. вырабатывается на определенные сигналы

  4. лежит в основе различных внешних сигналов

  1. Выделение слюны у человека на вид лимона — это

  1. условный рефлекс 3) защитный рефлекс

  2. безусловный рефлекс 4) ориентировочный рефлекс


Часть 2 (В)

Выберите три верных ответа из шести.

1. Рецепторы — это нервные окончания, которые



  1. воспринимают информацию из внешней среды

  2. воспринимают информацию из внутренней среды

  3. воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

  4. располагаются в исполнительном органе

  5. преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

  6. реализуют ответную реакцию организма на раздражениие из внешней и внутренней среды

Ответ: .

2. Белое вещество переднего отдела головного мозга



  1. образует его кору

  2. расположено под корой

  3. состоит из нервных волокон

  4. образует подкорковые ядра

  5. соединяет кору головного мозга с другими отделами го­ловного мозга и со спинным мозгом

  6. выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов тела

Ответ: .

3. К центральной нервной системе относят



  1. чувствительные нервы

  2. спинной мозг

  3. двигательные нервы

  4. мозжечок

  5. мост

  6. нервные узлы

Ответ: _____________________________________ .

4. На звонок с урока



  1. реагируют дети любого возраста одинаково

  2. сходно реагируют дети школьного возраста

  3. рефлекс приобретается в процессе жизни

  4. рефлекс передается по наследству

  5. рефлекс является врожденным

  6. рефлекс не передается по наследству

Ответ:_______ _______

5. Реакция ребенка на бутылочку с питательной смесью — это при­мер рефлекса



  1. врожденного

  2. приобретенного в течение жизни

  3. имеющегося у всех грудных детей

  4. имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием

5) передающегося по наследству
6) не передающегося по наследству

Ответ:


6. Условное торможение:

  1. обеспечивает выполнение физиологических функций ор­ганизма

  2. возникает при неподкреплении условного раздражите­ля безусловным

  1. не зависит от раздражителя

  2. врожденное свойство организма

  3. приобретенное свойство организма

  4. возникает при появлении нового сильного раздражителя

Ответ: .

Установите соответствие.

7. Установите соответствие между строением и функциями отрост­ков нейрона и их названием.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА


  1. обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона А. аксон

  2. снаружи покрыт миелиновой оболочкой Б. дендрит

  3. короткий и сильно ветвится

  4. участвует в образовании нервных волокон

  5. обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона

1

2

3

4

5















8. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ


  1. условный рефлекс медленно угасает А) внешнее

  2. в коре больших полушарий возникает Б) внутреннее

новый очаг возбуждения

  1. условный раздражитель не подкрепляется безусловным

  1. временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.



1

2

3

4












Ответы.


Строение нервной системы.

В1 1а 2в 3г 4а 5б.

В2 1б 2в 3в 4в 5б.

В3 1б 2б 3в 4г 5б.



Рефлекс.

В1 1в 2б 3б 4в 5а.

В2 1в 2б 3а 4б 5в.

В3 1.Безусловный: в, д, е, ж, з, и; Условный: а, б, г, к, л.

2а 3 А, Б, Д, Е, З.

Спинной мозг.

В1 1б 2в 3а 4в 5в

В2 1в 2а 3в 4г 5б.

Головной мозг.

В1 1в 2г 3а 4г 5а.

В2 1б 2б 3б 4г 5в.

В3 1а 2в 3г 4е 5д 6 и з ж б.



Строение и функции головного мозга.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

2

3

1

3

2

3

2

1

3

4

2

2

4

2

1


Вегетативная нервная система.

В1 1б 2г 3а 4в 5а.



В2 1г 2а б в г з 3б 4г.

Вегетативная нервная система٭.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

3

3

1

1

2

2

2

1

2

1

2

2



13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

-

ответ

1

2

1

3

2

3

3

2

1

4

2

-



Итоговый тест. Ч. А



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответ

1

4

2

4

3

2

4

1

1

1

3

2

1

1

4

1

1

Ч.В.



1

2

3

4

5

6

Ответ

1,2,5

2,3,5

2,4,5

2,3,6

2,4,6

2,5,6

7.

1

2

3

4

5

Б

А

Б

А

А

8.

1

2

3

4

Б

А

Б

А

Литература.


  1. Воронин, Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология. / Л.Г. Воронин, В.Н. Колбановский, Р.Д. Маш.// Учеб.пособие по факультативному курсу для учащихся IX – X кл. – М.: Просвещение, 1977. – 223 с.

  2. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных. Учебник для ун-тов / Под ред. проф. Полянского Ю.И. – М.: Высш. Школа, 1981. – 606 с., ил.

  3. Лернер, Г.И. Биология. Тема «Человек» (8 – 9 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – С. 29 – 43.

  4. Наумов, Н.П., Зоология позвоночных.: В 2–х ч. - Учебник для биол. спец. ун-тов. / Н.П. Наумов, Н.Н. Карташев. - М.: Высш. Школа, 1979.

Ч.1.: Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные. – 333 с.

Ч.2.: Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. – 272 с.



  1. Нервная система. / Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10 – 11 классы / авт.-сост. М.В. Высоцкая. — Волгоград: Учитель, 2008. – С. 99 – 120.

  2. Обухов, Д.К. Нервная ткань. / Д.К. Обухов, В.Н. Кириленкова.// Клетки и ткани: учебное пособие - М.: Дрофа, 2007. – С. 258 - 278: ил. – (Элективные курсы).

  3. Паркер, С. Большой иллюстрированный справочник по анатомии, физиологии и патологии / Стив Паркер; пер. с англ. И.А. Борисовой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – С. 66 – 100.

  4. Шарова, И.Х. Сравнительная зоология и эволюция животных.: Учеб. пособие. 7 кл. / И.Х. Шарова, К.В. Марков. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 248 с.


Электронные ресурсы.

Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца.

Анатомия сравнительная. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/02/



Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=29


Каталог: Download
Download -> Объект исследования
Download -> Выпускных квалификационных работ
Download -> Выпускных квалификационных работ
Download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
Download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
Download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница