Программа «Культура безопасности жизнедеятельности»



страница1/3
Дата21.05.2016
Размер212 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по «Культуре безопасности жизнедеятельности» разработана на основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по «Культуре безопасности жизнедеятельности», рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования программа «Культура безопасности жизнедеятельности» 1-4, 5, 6, 7, 8, 9 классы (Екатеринбург, ИРРО, 2006).

Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану рабочая программа предполагает обучение в объеме 35 часов в 5а,б, кл., 5в,г – 34 часа, 6а,б,в,г – 34 часа, 7а, в,г – 35 часов, 7б – 34 часа, 9а – 34 часа, 9б,в – 35 часов.



Актуальность разработки и причины введения курса «Культура безопасности жизнедеятельности».

В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности.

В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, регионе, проявлений международного терроризма и др.

В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Культура безопасности жизнедеятельности», содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Основные идеи курса КБЖ, его цели и задачи

Ключевой идеей программы является положение о том, что для обеспечения личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности выступает как необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации.

Программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» разработана с учетом требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г.) и регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.), в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования и воспитания, а также целей гуманности и демократизации,



Цель курса «Культура безопасной жизнедеятельности» заключается в изучении и освоении учащимися общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели курса «Культура безопасности жизнедеятельности».

  1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

  2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

  3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

  4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации личности.

  5. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

  6. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.

  7. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

  8. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.

Цели и задачи различных ступеней школы конкретизируются в соответствии с общей направленностью курса «Культура безопасности жизнедеятельности», возможностями образовательного учреждения, с учетом знаний, полученных учащимися при изучении других предметов, психологическими и физиологическими особенностями возраста обучающихся.


Структура учебной программы курса

«Культура безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу КБЖ рассчитана на учащихся общеобразовательных классов с базовым уровнем подготовки.

Курс «Культура безопасности жизнедеятельности», предлагаемый для изучения в 1 - 4, 5, 6, 7, 9 классах является элементом регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, который определяет минимум содержания образования с учетом социально-экономических, экологических, социокультурных особенностей Свердловской области, требования к уровню подготовки выпускников.

Программа «Культура безопасности жизнедеятельности» для 5 класса, общим объемом 34 часа, изучается в течении всего учебного года.
Основной тематической линией содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в начальной школе является:


  • опасности окружающего мира и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Тематическими линиями содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются:

  • основы здорового образа жизни и культуры здоровья;

  • безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

  • современный комплекс проблем безопасности;

  • военно-патриотическое воспитание.


Распределение учебного времени по разделам программы курса

«Культура безопасности жизнедеятельности»




Наименование разделов

Количество часов

по классам



общее количество часов








5, 6, 7, 9 класс


5

6

7

9



1

Основы здорового образа жизни и культура здоровья


6

8

8

8

30

2

Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


17

17

18

9

61

3

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи


5

3

2

2

10

4

Современный комплекс проблем безопасности


*

*

*

7

7

5

Военно-патриотическое воспитание

(9 класс)



*

*

*

2

2

Практические занятия


6

6

6

6

24

ВСЕГО



34

34

34

34

126


Содержание программы

Основное общее образование

Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности»

(5 класс)
Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культуры здоровья

Тема 1. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте

Единство человека и природы. Взаимовлияние человека и окружающей среды.

Организм человека, условия его нормального функционирования. Особенности развития организма подростка. Режим питания, сна, питьевой режим, гигиена тела и одежды. Физические нагрузки и их влияние на состояние организма. Самоконтроль за физическим развитием. Оптимальная двигательная активность в подростковом возрасте.

Закаливание организма, методы закаливания. Значение физической культуры и спорта для физического развития.

Рациональное питание - основа здорового образа жизни (ЗОЖ). Гигиена питания. Культура питания.

Тема 2. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Негативное влияние наркотических веществ. Способы противодействия наркозависимости.

Курение, его негативное воздействие на организм человека. Курение и его влияние на окружающих. Современное отношение к курению в различных странах мира.

Вред чрезмерного увлечения компьютером, компьютерными играми и ТV.

Способы противодействия зависимостям. Физическая культура как фактор противодействия различным зависимостям.
Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Тема 1. Дорожная безопасность

Государственная служба, обеспечивающая общественный порядок на улицах, дорогах и в общественном транспорте, ее назначение.

Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам. Передвижение группы детей. Правила перехода перекрестков, улиц, дорог.

ДТП. Взаимодействие очевидцев ДТП с работниками ГАИ на месте происшествия.

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. Железнодорожный транспорт, авиационный, водный. Правила безопасного поведения на транспорте.

Тема 2. Пожарная безопасность

Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение открытых источников огня.

Детская шалость с огнем и ее последствия. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Средства пожаротушения. Действия при возгорании одежды на человеке.

Единая дежурная диспетчерская противопожарная служба. Порядок вызова пожарных, спасателей.

Противопожарный режим в школе, меры по его соблюдению. Движение юных пожарных.



Тема 3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (ситуациях, способных привести к противоправным поступкам, преступлениям)

Места повышенной криминогенной опасности (вокзалы, рынки, др.)

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера.



Тема 4. Безопасность на воде

Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасности водоемов. Правила безопасного купания и отдыха на воде. Правила оказания помощи утопающему.


Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тема 1. Первая медицинская помощь при травмах

Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Медицинская аптечка, состав и назначение.



Тема 2. Ожоги

Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.


Практические занятия

Занятие 1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания (назначение, защищающая способность).

Занятие 2. Изготовление и правила пользования ватно-марлевой повязкой.

Занятие 3. Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения.

Занятие 4. Оказание первой помощи при ссадинах, ушибах, травмах.

Занятие 5. Оказание первой помощи при ожогах.

Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Эвакуация из здания школы в случае пожара.

Содержание программы

Основное общее образование

Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности»

(6 класс)
Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья

(8 часов)

Тема 1. Особенности физического и психического развития человека в подростковом возрасте

Особенности физического и психического развития в подростковом возрасте. Роль литературы и искусства в формировании навыков здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни. Оптимальная организация учебы и отдыха. Гармония в отношениях человека с миром природы. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за собственные поступки.

Тема 2. Факторы, определяющие состояние здоровья подростка

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Экологическая безопасность в регионе и месте проживания. Загрязнение окружающей среды в результате деятельности человека.

Экологическое состояние и проблемы Среднего Урала. Загрязнение водного и воздушного бассейнов. Защита окружающей среды.

Влияние социальной среды на здоровье человека. Способы повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды. Роль художественной культуры в формировании физического и психического здоровья.

Режим дня и здоровье подростка. Биологические ритмы и работоспособность человека.

Утомление, переутомление; причины переутомления и способы его профилактики. Самоконтроль процессов жизнедеятельности. Компьютер и ТV как факторы переутомления.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания и их последствия для здоровья и жизни человека. Общая характеристика наркотической ситуации в России, Свердловской области. Последствия употребления наркотиков. Способы противодействия наркозависимости.
Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

(17 часов)

Тема 1. Дорожная безопасность

Дорожные знаки, их классификация. Правила движения транспортных средств по сигналам светофора. Правила движения пешеходов по сигналам светофора для пешеходов. Особенности передвижения группы детей. Особенности перехода улиц группами людей. Перевозка групп детей специальным и общественным транспортом. Правила безопасного поведения при использовании различных транспортных средств.

Велосипед как транспортное средство. Способы безопасной эксплуатации велосипеда.

Тема 2. Пожарная безопасность

Костер как фактор выживания в природе. Способы добычи огня. Виды костров. Способы укладки костра. Костер как одна из причин пожаров в лесу. Последствия лесных пожаров. Меры безопасности при разведении костра. Значение леса в жизни человека.

Пожар на транспорте. Причины его возникновения. Действия при возгорании транспортных средств.

Тема 3. Правила безопасного поведения на природе

Опасные ситуации природного характера. Прогнозирование опасностей, связанных с пребыванием человека на природе. Подготовка к выходу на природу.

Виды туризма. Особенности подготовки к туристическим походам в летнее и зимнее время с учетом специфики региона. Обеспечение безопасности в походе. Ориентирование на местности (ориентирование по компасу и карте).

Тема 4. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (ситуациях, способных привести к противоправным поступкам, преступлениям)

Ситуации криминогенного характера дома, на улице, в общественных местах. Защита имущества от посягательства преступников. Мошенничество, его основные виды, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни. Основные черты мошенничества. Действия по предотвращению мошенничества и в случаях, когда человек становится жертвой преступников.



Тема 5. Безопасное поведение на воде

Опасности уральских водоемов. Меры предосторожности при движении по льду и воде. Состояние льда, условия безопасного передвижения по льду. Оказание само и взаимопомощи терпящим бедствие на льду и воде.

Переохлаждение и обморожение.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания

первой медицинской помощи

(3 часа)

Тема 1. Ранения, ушибы и переломы различной степени тяжести

Первая медицинская помощь при ушибах, ранениях и переломах.

Первая медицинская помощь при кровотечениях, переохлаждениях, обморожениях.

Практические занятия

Занятие 1. Назначение, устройство, защитные свойства противогаза.

Занятие 2. Правила пользования противогазом.

Занятие 3. Основные узлы, применяемые в туризме.

Занятие 4. Оказание первой помощи утопающему.

Занятие 5. Изготовление носилок для транспортировки пострадавшего.

Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при угрозе террористического акта.

Содержание программы

Основное общее образование

Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности»

(7 класс)
Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья

(8 часов)
Тема 1. Основы экологической культуры

Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты питания и товары повседневного спроса.

Источники получения информации об экологической безопасности товаров повседневного потребления.

Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и культуры, окружающей природы Уральского региона.



Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни

Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций. Информационная безопасность человека.

Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Здоровье человека как основа здоровья нации, государства.



Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка

Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в школьном коллективе. Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в подростковой среде. Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации, государства.


Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

(18 часов)

Тема 1. Дорожная безопасность

Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов и водителей по сигналам регулировщика.

Железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Требования к движению велосипедистов. Меры безопасности при передвижении на велосипеде.

Метрополитен как средство передвижения в крупных городах. Возможные опасности при пользовании эскалатором, при ожидании поезда на платформе, в вагоне поезда. Меры предотвращения опасностей.

Тема 2. Пожарная безопасность

Система обнаружения пожара. Понятие об автоматической пожарной сигнализации, принципах ее действия. Эффективность использования систем обнаружения пожаров в жилом секторе, общественных зданиях.

Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение.

Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей. Порядок вызова пожарных.

Виды пожарной техники, пожарно-спасательного оборудования и их предназначение.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания. Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время стихийных бедствий.

Тема 4. Правила безопасного поведения на природе

Вынужденная автономность человека в природе. Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в природе. Стрессоры выживания. Борьба со стрессорами (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх).


Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания

первой медицинской помощи

(2 часа)

Тема 1. Виды травм

Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших.



Практические занятия
Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила пользования.

Занятие 2. Узлы, их применение. Туристические системы.

Занятие 3. Способы изготовления носилок с использованием подручных средств и транспортировка пострадавшего.

Занятие 4. Переправа по горизонтальной веревке.

Занятие 5. Определение высоты объекта. Установка палатки.

Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении.


Содержание программы

Основное общее образование

Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности»

(9 класс)
Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья

(8 часов)
Тема 1. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья. Роль семьи в укреплении репродуктивного здоровья. Факторы, формирующие стабильность брачных отношений.

Функции семьи и здоровый образ жизни человека. Качества, которыми должны обладать супруги, для создания прочной семьи.

Основы семейного права в Российской Федерации. История семейного права. Условия и порядок заключения брака в Российской Федерации.

Права, обязанности и ответственность супругов. Равенство супругов в семье. Имущественные отношения супругов.

Права, обязанности и ответственность родителей. Права несовершеннолетних родителей. Назначение опекуна для совместного воспитания ребенка у несовершеннолетних родителей.

Права несовершеннолетних детей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Лишение родительских прав.

Тема 2. Факторы, разрушающие и укрепляющие репродуктивное здоровье

Инстинкт и разум. Эмоции. Управление эмоциями. Нравственные отношения полов. Проблемы ранней беременности.

Венерические болезни. Лечение и меры профилактики.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница