Программа кружка музыкальной направленности для учащихся средней ступени общеобразовательной школы



Скачать 257.01 Kb.
Дата22.02.2016
Размер257.01 Kb.
ТипПояснительная записка



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Вольска Саратовской области»

РУСЬ КОЛОКОЛЬНАЯ

Программа

кружка музыкальной направленности

для учащихся средней ступени общеобразовательной школы

73008

Автор-составитель:

Учитель музыки

МОУ «СОШ № 6

г. Вольска Саратовской области»

Быкова Е. В.
г. Вольск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменения, происходящие в России и нацеленные на духовное возрождение общества, ставят перед школой новые актуальные задачи, которые тесто связаны с воспитанием подрастающего поколения на лучших традициях жизни русского народа. Неоценимую роль в этом процессе играет духовное музыкальное искусство. Являясь неотъемлемой частью культурного наследия, духовная музыка выступает сокровищницей общенародных духовных ценностей, средоточием исторической памяти народа, его художественного чувства. Сегодня наблюдается процесс возрождения не только многих незаслуженно забытых музыкальных произведений духовного плана, но и целых видов и жанров духовного музыкального искусства. К одному из таких видов относится искусство колокольного звона.

Придя к нам из западной культуры, колокольный звон стал неотъемлемой частью православной культуры России. Именно здесь колокольный звон стал поистине национальным искусством, вошел в музыку многих композиторов, отразился в литературе, живописи, кино.

Будучи в течение долгого времени запрещенным атрибутом церковной деятельности, музыка колоколов сегодня переживает свое второе рождение. Возрождение старых и строительство новых церквей привело к открытию предприятий, специализирующихся на изготовлении колоколов. Все больше церквей на территории России получают новые «голоса». Это в свою очередь явилось толчком к созданию при центрах русской православной церкви школ звонарей. Наука также не остается в стороне. В различных областях знаний появилось множество специальных исследований, связанных с колоколами. С 1989 года в России при Международном фонде культура действует Ассоциация колокольного искусства, которая активно занимается исследованиями в области колокольного искусства, способствует его распространению. Все это говорит о том, что колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным искусством.

Тем не менее, что касается современной школы, то в ней до сих пор не нашли отражения вопросы изучения колокольного звона, как древнейшего вида музыкального искусства и части духовного жизни общества. Слушая музыкальные произведения, читая литературные произведения, рассматривая произведения живописи, учащиеся только вскользь знакомятся с колоколами и звоном. Они практически ничего не знают об истории создания колоколов, их акустических особенностях, музыкальной индивидуальности и неповторимости. Именно это незнание и вызывает у детей интерес, заставляет их призадуматься о значении колоколов, их использовании в музыке и в повседневной жизни.

Настало время открыть для детей традиционное музыкальное искусство колокольного звона, чтобы современное поколение осмыслило его как неотъемлемую часть жизни человеческого общества, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.



Целью кружка является формирование у учащихся представлений об искусстве колокольного звона как неотъемлемой части мировой художественной культуры.

Задачи кружка:

  • знакомство учащихся с историей возникновения, бытования, изготовления колоколов и их акустическими особенностями;

  • расширение знаний о разновидностях семейства колоколов и колокольного звона, опыте его использования в русской и западноевропейской музыке;

  • раскрытие значения, места и роли колокола и колокольного звона в истории мировой художественной культуры;

  • развитие художественного мышления на основе изучения произведений, связанных с колоколами и колокольным звоном;

  • пробуждение интереса к искусству колокольного звона;

  • воспитание уважения к традициям своего народа, а также других народов мира;

  • повышение общей культуры школьников.

Программа предназначена для учащихся средней ступени общеобразовательных школ. Материал программы может быть использован для включения в уроки музыки, литературы, изобразительного искусства, отечественной и мировой художественной культуры.

Содержание программы предусматривает слушание музыкальных произведений, знакомство с произведениями живописи, литературы, просмотр видеофильмов. Наряду с теоретическими знаниями, получаемыми учащимися в условиях занятий, целесообразно организовать знакомство с местными звонарями, посещение звонниц (с возможностью позвонить на Светлую Седмицу).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)


№ темы

Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

История возникновения колоколов. Распространение колокольной традиции в России

2 часа

Тема 2.

Исторические судьбы колоколов.

2 часа

Тема 3.

Изготовление колоколов

2 часа

Тема 4.

Колокол как акустический феномен

2 часа

Тема 5.

Звонницы и звонари

4 часа

Тема 6.

Колокольный звон, его виды

4 часа

Тема 7.

Разновидности семейства колоколов

2 часа

Тема 8.

Лечебные свойства колокольного звона

1 час

Тема 9.

Использование колокольного звона в русской и западноевропейской музыке

5 часов

Тема 10.

Художественные образы колоколов в произведениях литературы, живописи и киноискусства

4 часа

Тема 11.

Значение колокола в современном мире

1 час

Тема 12.

Посещение звонниц Вольских храмов.

3 часа

Тема 13.

Защита проектов учащихся

«Звонницы и звонари Вольских храмов»



2 часа

Тема 14.

Итоговое занятие.

1 час

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. История возникновения колоколов. Распространение колокольной традиции в России. (2 часа)

Колокол как феномен человеческой культуры. Зарождение колокольного искусства. Колокольное искусство Древнего Китая. Использование колоколов, колокольчиков и бубенчиков в языческих культурах.

Становление христианства. Первые сигнальные музыкальные инструменты христианского богослужения (труба и било). Символический взгляд на трубы и била сквозь призму ветхозаветного учения. Разновидности бил. Использование бил в православном богослужении.

Сакральные представления христиан о колоколах и их звучании. Начало использования колоколов в церквях Западной Европы (VI век).

Принятие христианства на Руси (988 г). Распространение колокола как сигнального инструмента. Предпосылки широкого бытования колокольных звонов на русской земле. Начало использования колоколов в православном богослужении. Появление и распространение колоколов на территории России.

Тема 2. Исторические судьбы колоколов (2 часа)

Традиции разных народов в их отношении к колоколам и колокольному звону. Почитание колоколов. Крещение и освящение колоколов. Наказание колоколов. Имена и прозвища колоколов. Функциональное применение и особенности использования колоколов в разные эпохи.

Состояние в области колокольного дела в Российской империи к началу XX века. Октябрьская революция 1917 года и политика уничтожения церковных колоколов в СССР в 1920–1930-годы.

Тема 3. Изготовление колоколов (2 часа)

Возникновения колокольного литья в Западной Европе. Особенности литья колокола. Надписи и элементы украшения на колоколах.

Колокололитейное производство в России. Выдающиеся русские колокольных дел мастера Знаменитые колокола России. Царь-колокол. Возрождение колокололитейного дела в России.

Тема 4. Колокол как акустический феномен (2 часа)

Кампанология – наука о колоколах. Понятие колокола как музыкального инструмента. Основные пропорции. Колокольная форма и ее разновидности (готическая, литейная, немецкая, русская, французская).

А.А. Израилев – первый русский акустик и исследователь колокольного звона. Специфика звучания и восприятия колокольного звона. Акустические особенности звучания колоколов. Колокольный строй. Настройка колоколов и мелодический звон.

Тема 5. Звонницы и звонари (4 часа)

История возникновения звонниц. Функции звонниц. Звонница как архитектурно-музыкальный инструмент. Особенности строения звонниц. Подбор колоколов на звоннице. Знаменитые звонницы. Колокольня Ивана Великого в г. Москве и звонница Успенского собора в г. Ростове.

Первые упоминания о русских звонарях. Выдающиеся звонари России (А.В.Смагин, П. Гедике, А. Кусакин, К.К. Сараджев). Современные школы звонарей.

Тема 6. Колокольный звон, его виды (4 часа)

Понятие колокольного звона. Ритм – основа русского колокольного звона. Строение звонов. Каноничность и импровизационность в искусстве колокольного звона. Особенности исполнения на колоколах. Западный и русский способы извлечения звука.

Сигнальность – первичный жанр колокольных звонов. Жанры русского колокольного звона и их характеристика. Благовест – самый древний вид колокольного звона. Трезвон и его разновидности. Двузвон. Перезвон, или перебор (погребальный и водосвятный). Набатный или всполошный трезвон. Праздничные звоны. Красный звон. Великий звон. Малиновый звон. Именные звоны (Егорьевский, Ионивский, Акимовский и др.). Ростовские звоны. Звоны местных церквей. Устав колокольного звона.

Тема 7. Разновидности семейства колоколов (2 часа)

Куранты и их характерные особенности. История развития и современное состояние курантов.

Карильон и его устройство. История развития и современное состояние искусства исполнения на карильоне. Колокольное фортепьяно. Карильоны мира.

Колокольчик и его разновидности (альпийский, валдайский, гречушный, коровий, поддужный, шархунцы).

Колокол. Западноевропейские, китайские, русские колокола и их отличия. Малые, средние, большие колокола. Знаменитые колокола России. Царь-колокол. Ростовские колокола. «Сысой» – самый большой действующий колокол Европы.

Колокол как инструмент симфонического оркестра и его виды. Натуральные (церковные) и трубчатые (оркестровые) колокола, колокольчики.



Тема 8. Лечебные свойства колокольного звона.(1 час)

Влияние колокольного звона на духовное и физическое состояние человека.



Тема 9. Использование колокольного звона в русской и западноевропейской музыке (5 часов)

Влияние колокольного звона на творчество русских композиторов-классиков. Использование колокольного звона в оперной, симфонической, фортепианной и хоровой музыке русских композиторов. М.И.Глинка и первая русская опера «Жизнь за царя». Колокольный звон в произведениях русских композиторов-классиков XIX века (А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский). Н.А. Римский-Корсаков – величайший создатель колокольности в русской музыке. Имитация колокольного звона в симфонической, хоровой, фортепианной музыке.

Колокольная музыка С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина. Колокольность в творчестве композиторов XX века (Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Гаврилина). Колокольный звон в творчестве западноевропейских композиторов (З. Кодаи, Э.Григ, К. Орф).

Тема 10. Художественные образы колоколов в произведениях литературы, живописи и киноискусства (4 часа)

Колокольный звон в творчестве отечественных и зарубежных писателей и поэтов (М.Ю.Лермонтов, А.Ахматова, А.Блок, В.Жуковский, К.Бальмонт, Э.По, В.Гюго и др.). Особенности передачи в прозе и поэзии образов колоколов и описания их звучаний.

Особенности изображения колоколов и колоколен в творчестве художников (И.И. Левитан, А. Лентулов, М.А. Савицкий и др.).

Использование колокольного звона в произведениях кинематографа («Садко», «Андрей Рублев», «Петр I», «Александр Невский», «Слово о Ростове Великом» и др.).



Тема 11. Значение колокола в современном мире (1 час)

Сегодняшний день колокольного искусства. Возрождение духовных традиций колокольного искусства в России.

Сближение искусства церковного колокольного звона с академическим музыкальным искусством. Концертная музыка для колоколов. Современные концертные звоны. Фестивали и конкурсы колокольного искусства России. Колокола-мира и колокола-памятники (колокола Хатыни, колокола «Острова слез» и др.). Колокол как символ единения народов. Будущее колокольной музыки.

Тема 12. Посещение звонниц Вольских храмов (3 часа)

Посещение звонницы Троицкого собора. Посещение звонницы храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Посещение звонницы Крестовоздвиженского храма.


Тема 13. Защита проектов (2 часа)

Защита проектов учащихся «Звонницы и звонари Вольских храмов»



Тема 14. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение тем года.


Примерные темы для проектных исследований:

История звонниц города Вольска

Звонари города Вольска

Колокола города Вольска и их дарители.

Звонарские поговорки

Местные особенности колокольного звона



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения материалов программы учащиеся должны знать:



  • иметь представление о колокольном звоне как неотъемлемой части мировой художественной культуры;

  • историю искусства колокольного звона и его значение в современном мире;

  • классификацию инструментов семейства колоколов и разновидности колокольного звона;

  • основные произведения мировой художественной культуры (музыкальные произведения, произведения литературы, живописи и киноискусства) и их авторов, в которых нашли отражение художественные образы колокольного звона.

  • историю звонниц города Вольска.

Учащиеся должны уметь:

  • различать разновидности семейства колоколов, определять их характерные особенности;

  • определять способы игры и виды колокольного звона;

  • анализировать музыкальные фрагменты и соотносить их с определенными способами игры и способами колокольного звона;

  • создавать творческие работы в форме проекта;

- высказывать собственные суждения о месте и роли колокольного звона в произведениях искусства и жизни человека с точки зрения его эстетической, нравственной и художественной значимости.

Примерная фонография колокольных звонов на аудиокассетах, грампластинках и лазерных дисках

  1. Архангельские колокола. М., 1989.– С 20-28163-4-003.

  2. Благовест: Уставные звоны Русской православной церкви. СПб, 1991.– R 10-00649-50.

  3. Звоны Белой Руси. Минск: Школа звонарей Минского епархиального управления (аудиокассета).

  4. Звоны северные: Колокольные звоны Архангельского музея деревянного зодчества. Л., 1982.– М 92-44619-20.

  5. Звоны северные. Л., 1991.– R 10-00127-8.

  6. Колокольные звоны. М., 1980.– С 90-13937-8.

  7. Колокольные звоны и народные песни «Золотого кольца» России. М., 1991. – 1-4-1090.

  8. Колокольные звоны Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. СПб., 1991.– R 10-00673-4.

  9. Колокольные звоны Ростовского Кремля. СПб., 1993.– LF 93-013; UL 93-100.

  10. Колокольные звоны Москвы. М., 1992. R10-00661-2.

  11. Колокольные звоны Петропавловской церкви. СПб., 1995.– PRS 0013.

  12. Колокольные звоны Русского Севера. СПб., 1995.– SUCD 11-00326.

  13. Ростовские звоны. М., 1965.– Д 15835-36.

  14. Ростовские звоны. М., 1985.– М 90-46547-002.

  15. Пасхальные звоны Москвы. М., 1992..– R 10-00661-2.

Примерный список музыкальных произведений

русских и западноевропейских композиторов

  1. Бородин А.П. «В монастыре» из «Маленькой сюиты».

  2. Вечерний звон. Русская народная песня, сл. Т.Мура.

  3. Гаврилин В.А.. «Перезвоны» – симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных.

  4. Глинка М.И. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

  5. Григ Э. «Колокольный звон».

  6. Данилов И. Колокольная пьеса «Белая ночь».

  7. Депорт И. «Старая колокольня».

  8. Маркелов П. «Колокольная симфония».

  9. Мусоргский М.П. «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве»» из цикла «Картинки с выставки».

  10. Мусоргский М.П. Картина-фантазия «Ночь на лысой горе».

  11. Мусоргский М.П. Сцена коронации из оперы «Борис Годунов».

  12. Мусоргский М.П. Сцена смерти Бориса из оперы «Борис Годунов».

  13. Оловников В.В. Сл. В.Готовского. Колокола Хатыни.

  14. Орф К. «Carmina burana».

  15. Прокофьев С.С. Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

  16. Рахманинов С.В. Поэма для симфонического оркестра «Колокола».

  17. Рахманинов С.В. Тема вступления из «Второго концерта для фортепьяно с оркестром».

  18. Рахманинов С.В. Прелюдии (си-бемоль мажор, до-диез минор, си минор).

  19. Рахманинов С.В. Сюита для фортепьяно «Светлый праздник».

  20. Римский-Корсаков Н.А. Воскресная увертюра «Светлый праздник».

  21. Римский-Корсаков Н.А. Интермеццо из оперы «Псковитянка».

  22. Римский-Корсаков Н.А. Прелюдия для симфонического оркестра «Над могилой».

  23. Скрябин А.Н. Первая, Третья, Четвертая, Шестая и Седьмая сонаты для фортепьяно.

  24. Скрябин А.Н. Десятая прелюдия.

  25. Худолей И. «Звоны» из концертной сюиты для фортепьяно по опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

  26. Чайковский П.И. «Масленица», «Русская пляска», «Думка».

  27. Чайковский П.И. Торжественная увертюра «1812 год».

  28. Щедрин Р. «Русские звоны» из «Концертино» для смешанного хора и a capella.

Примерный список литературных произведений

  1. «Слово о полку Игореве».

  2. Ахматова. А. «Вечерний звон у стен монастыря ...».

  3. Бальмонт. К. Поэма «Колокольчики и колокола».

  4. Блок. А. Стихотворения: «Город в красные пределы ...», «Не спят, не помнят, не торгуют ...», «Сквозь серый дым от краю и до краю ...».

  5. Гаршин. В. М. Рассказы «Сигнал», «Ночь».

  6. Глинка. Ф. И. «Москва».

  7. Гюго. В. «Собор Парижской Богоматери».

  8. Дементьев. А. «Колокола Хатыни».

  9. Жуковский. В. Баллады: «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем, и кто сидел впереди».

  10. Лермонтов. М. Ю. Стихотворения: «Унылый колокола звон ...», «Панорама Москвы».

  11. Лисова. Н. «Пасха».

  12. По. Э. «The Bells».

  13. Рубцов. Н. М. «О Московском Кремле».

  14. Случевский. К. «Новгородское предание».

  15. Хемингуэй. Э. «По ком звонит колокол».

Примерный список произведений изобразительного искусства

  1. Гравюра из «Жития Сергия Радонежского».

  2. Кустодиев Б.М. «Масленица».

  3. Лентулов А. «Колокольня Ивана Великого».

  4. Левитан И.И. «Вечерний звон».

  5. Савицкий М.А. «Черная быль».

  6. Счастная Н. « Три колокола».

  7. Чюрленис М.К. «Колокольня» из цикла «Весна».

Примерный список произведений киноискусства

  1. «Андрей Рублев».

  2. «Братья Карамазовы».

  3. «Война и мир».

  4. «Держись за облака».

  5. «Петр I».

  6. «Садко».

  7. «Семь нот в тишине».

  8. «Слово о Ростове Великом».

  9. «Александр Невский»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Белов А.В. Когда звонят колокола. М., 1989.

  2. Березин Б. История колоколов и искусства колокольного звона. Мн., 2000.

  3. Гнездилов А.В. Лечебное применение колокольного звона //Медицинские технологии. М., 1995., №1/2.

  4. Долгоаршинных Н. Колокола Древней Руси //Искусство в школе. М., 1998. №2..

  5. Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1920–1930-е годы //Отечество: Краевед. Альманах. М.,1994. Вып.5.

  6. Колокола: история и современность /Под ред. Б.В.Раушенбаха. М., 1985.

  7. Колокола: история и современность. 1990 год /Под ред. Б.В.Раушенбаха. М., 1993.

  8. Кошмина И. Духовная музыка: мир красоты и гармонии //Искусство в школе. М.1991. №2.

  9. Медведева Л. Согласье золотых колоколов //Искусство в школе. М.,1998. №3.

  10. Музыка колоколов. /Под ред. А.Б.Никанорова СПб., 1999.

  11. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. М., 1973–1982.

  12. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции. М., 1999.

  13. Оловянников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912.

  14. Православный звон: Поэтический сборник /Сост. В.Г.Шариков. М., 1997.

  15. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М., 1974.

  16. Рогаль-Левицкий Д. Беседы об оркестре. М., 1961.

  17. Сергеев А. В другом царстве не найти ничего подобного... //Народное творчество. М., 1992. №1.

  18. Смирнов М. Русская фортепьянная музыка. М.1983.

  19. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества /Сост. А.А.Орлова, В.Н. Римский-Корсаков. Л.,1971. Вып.2.

  20. Тосин С.Г. Колокола и звоны в России. Новосибирск, 1998.

  21. Цветаева А., Сараджев Н. Мастер волшебного звона. М., 1988.

  22. Цветаева А. Сказ о звонаре Московском //Москва. М., 1977. №7.

  23. Шариков В.Г. Жихарев А.И, Маркелов П.Г. Использование бил в православном звоне. М.. 1996.

  24. Ярешко А.С. Колокольные звоны России. М.,1992.

  25. Ярешко А.С. Музыка колокольных звонов в творчестве русских композиторов второй половины XIX века / П.И.Чайковский. Вопросы истории и стиля // Сб. трудов. М., ГМПИ им. Гнесиных, 1989. Вып.108.

  26. Ярешко А.С. Творчество Скрябина и русские колокольные звоны / Колокола: история и современность //Сост. Ю.В.Пухначев. М.1993.

  27. Священник Михаил Воробьев. Вольские храмы и их строители. Саратов. 2008.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Вольска Саратовской области»


Колокольный звон, его виды.

Занятие кружка «Русь колокольная»

картинка 157 из 5974


Автор-составитель:

Учитель музыки

МОУ «СОШ № 6

г. Вольска Саратовской области»

Быкова Е. В.
г. Вольск
Цели:

  1. познакомить учащихся с видами колокольных звонов;

  2. воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;

  3. воздействовать на положительные эмоции учащихся;

  4. пробудить у них чувство сопереживания, гордости за свою Родину.

Оборудование и материалы: запись колокольных звонов, песня «Вечерний звон» в оркестровом исполнении, фотографии колоколов, звонниц Новгородского кремля и Ростова Великого, фотографии из альбома «Иллюстрированная история Москвы, из альбома «Русская православная церковь».

Оформление доски: тема занятия, цели и выводы занятия, эпиграф, названия самых известных колокольных звонов, опорные слова, иллюстративный материал, демонстрационный экран.
Приёмы и методы: лекция-беседа учителя с демонстрацией учебного материала, литературно-художественный монтаж.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.



Звучит «Вечерний звон», Муз А. Алябьева, Сл. И.Козлова. На его фоне учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение

«Над Русью бьют колокола».

Над Русью бьют колокола

Печально и торжественно.

Как будто белые крыла

Взошли в ночи божественной.

Как будто солнца светлый нимб

Из тьмы взошёл над распрями.

Звенит, звенит небесный гимн

Над Родиной непраздною.

Над Русью бьют колокола

Из дальнего и близкого,

Где горький пепел и зола

Восстали обелисками.

Кричат, кричат колокола

По тем, кто гордо выстоял,

Чей стон, чей крик из-за угла

Оборван подлым выстрелом.

Над Русью бьют колокола

С отчаянной надеждою.

Как прежде в небе два крыла,

Но ветер не по-прежнему.

Он бьёт в лицо, он валит в с ног,

Трезвея от всесилья.

И дайте срок. И дайте срок…

Бьёт в колокол Россия!

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на занятии нам предстоит открыть ещё одну страницу в истории колокольных звонов. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.



«Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он…»

Кто из вас не знает этой проникновенной мелодии, кто не замирал, поддаваясь её очарованию?

Русские колокола – это, можно сказать, символы духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их «звонкими иконами».

В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, рябиновыми, красными…

Колокола – это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню. Известный исследователь прошлого С. Смоленский писал: «Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов – у нас и простор для такой музыки».

Сегодня нам предстоит ответить на три вопроса:



    1. От чего зависит звучание колокола?

    2. Чем отличается православный звон от католического?

    3. Какие существуют виды колокольных звонов?

III. Совершим небольшое путешествие, рассказывающее об искусстве колокольных звонов, и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Колокольные звоны были известны на Руси издавна. Колокола храмов и соборов созывали народ на церковную службу, помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.



По заданию учителя учащиеся выступают с материалами своих исследований:

  • От чего зависит звучание колокола?

Колокольные звоны для русских людей – это неумолимый счёт времени, жизни, это голос предков, некое таинство. Наконец, - это искусство, позволяющее выразить своё вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов. Звон подобен почерку, у каждого звонаря он свой, неповторимый. Даже один звонарь не сможет повторить в точности рисунок звона, который он звонил раньше. Это зависит от погоды – в мороз звучание чистое, похожее на хрустальный звон, в сырую погоду звук колоколов приглушенный. Немаловажный фактор – духовное состояние звонаря и, конечно, его настроение. Часто в праздник звон льется совсем по-другому, нежели в будничный день. Бытует мнение, что у девушек звон более эмоциональный, чем у мужчин.

  • Чем отличается православный звон от католического?

Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.

Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов.

Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

Карильонный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты. Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном.

Учитель:


  • Характеристика звонов.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный), звоны будничный, свадебный, красный, великий, встречный, пасхальный – вот основной перечень видов колокольного звона.

Учитель использует запись колокольных звонов и характеризует каждый из них, объясняя особенности и отличия..

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.


Благовест


Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест, в свою очередь, делится на два вида:


  1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом;

  2. Постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.


Собственно звон


Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Употребление перезвона


Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола.

Частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, при чтении Пасхального Евангелия.


Употребление перебора


Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Другие звоны


Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во вся тяжкая").

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Кроме того, следует также упомянуть о "всполошном" или "набатном" звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

"Вечевыми" колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

В чём же заключается такая непостижимая ещё людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колоколов – медь – добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука; для закрытого – сталь; для резкого - золото; платина – для нежного звучания. Чугун придаёт звону тишину и спокойствие; в бронзе – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн. Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.

Звучат колокольные звоны.

Ученик читает стихотворение

Смотрит вдаль с берегов отвесных

Куполов золотой рассвет,

Белых храмов – застав небесных

Вечных истин забытый свет!

Над волнами лугов цветущих,

Среди сосен могучих крон,

Над березовой стройной гущей

Слышен меди призывный звон!

Приложение 6



dscn2274


Приложение 7
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница