Программа коррекционной работы



Скачать 355.85 Kb.
Дата21.04.2016
Размер355.85 Kb.
ТипПрограмма
Программа коррекционной работы
Автор-разработчики:

Заместитель директора по учебной работе Кулыгина Г.Н.

К.филос.н., доцент, педагог-психолог Картанова Т.Е.

Социальный педагог Карпова Н.В.

Учителя

Пояснительная записка
Анализируя новые тенденции оптимизации образовательного процесса, можно отметить изменение общей парадигмы образования: определение цели как формирование умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач, использование стратегии целенаправленной организации учебной деятельности ученика, понимание учебного процесса как процесса смыслообразования и смыслопорождения, признание ведущей роли учебного сотрудничества.

В условиях модернизации образования обществу необходимо такое образовательное пространство школы, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле.



Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования актуальным становится вопрос создания для детей с разным уровнем развития познавательных, коммуникативных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе.

Образовательная программа основного общего образования создана с учётом особенностей и традиций Лицея и города.

МБОУ «Лицей № 3» расположен в г. Саров Нижегородской области, который является научным центром, и поэтому по социальному составу основную часть населения города составляют люди с высшим или средним специальным образованием, являющиеся сотрудниками научно-исследовательских и учебных заведений, работниками высокотехнологичных производств, учреждений социальной сферы города. Это определяет содержание ключевых направлений образовательного заказа.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что все обучающиеся при переходе в пятый класс имеют начальный уровень сформированности универсальных учебных действий: мотивацию учебной деятельности, могут произвольно регулировать своё поведение, организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве со взрослым, использовать образец обобщённых способов действий, а также ученики заняты в системе дополнительного образования.

Гармоничное развитие детей является одним из важных условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Но на сегодняшний день можно отметить неуклонный рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих недостатки в физическом, психическом и социальном развитии. Поэтому становится актуальным создание программы коррекционной работы.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости, а также внутренней переориентации подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Переход в основную школу требует сформированности у школьников субъектности учебной деятельности – мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы (Г.А.Цукерман), или нового уровня развития мотивов учения (А.К.Маркова, И.В.Дубровина, К.Н.Поливанова), способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), компетентности в учебном сотрудничестве (Г.А.Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта.

Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; обостренным чувством собственного достоинства;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

- изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).



Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.

Таким образом, основные психологические новообразования подросткового возраста, подростковые реакции следующие:



  1. Возникновение чувства взрослости, реакция эмансипации;

  2. реакция группирования со сверстниками;

  3. хобби-реакции, появление многочисленных увлечений;

  4. возникновение интереса к противоположному полу, сексуальные реакции;

  5. реакции, связанные с внутренним «Я» и внешним «Я».

Подростку важно предоставить разумную и достаточную степень самостоятельности и строить отношения с ним как сотрудничество, предполагающее взаимное уважение, помощь, доверие.
Программа коррекционной работы соответствует требованиям Стандарта и направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Также программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников в условиях обучения в 5- 9 классах. В числе этих проблем могут быть:

- неготовность учащихся к обучению в 5 – 9 классах;

- несоответствие уровня психического развития ребенка возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- несоответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям (см. основную программу).

В числе основных проблем также могут быть: низкая познавательная и учебная мотивации, негативные тенденции личностного развития, коммуникативные проблемы; эмоционально-волевые нарушения поведения; неуспеваемость, дезадаптация новых учеников в школе и другие проблемы социального характера.

Программа коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными.

Таким образом, цель реализации программы – оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся и их родителям, законным представителям через создание специальных условий обучения и воспитания для формирования базовых навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего образования. Кроме того, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности у всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Исходя из цели, необходимо решение следующих задач:


  • Своевременно выявлять детей медико-социально-психолого-педагогического статуса, детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья и определять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов;

  • Создавать условия, которые способствуют освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия, консультации по развитию социальной адаптации, коммуникативной компетенции, готовности к решению доступных проблем в жизнедеятельности для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) и (или) социальном и (или) психическом развитии.

  • Обеспечить возможность воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-психолого-педагогической и других направленностей.

  • Осуществлять индивидуально-ориентированную медико-социально-психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • Оказывать родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативную и методическую помощь по медицинским, социальным, правовым, психологическим, педагогическим вопросам.

Методология

В основе реализации программы лежат теоретико-методологические положения деятельностного и системного подходов.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Преемственность, предполагающая создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования;

- Соблюдение интересов ребёнка;

- Системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;



- Вариативность, предполагающая создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Данный принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

Адресат: Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) социальном, и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания, а также дети, имеющие низкий уровень познавательной активности, с разными видами социально-психолого-педагогических проблем, которые проявляются в сниженном уровне усвоения ООП ООО.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.




Нормативно-правовая база

1.Федеральный закон « Об Образовании» в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ от 04.02.2010 г. Приказ № 271.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерство образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерство образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.

4.План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011 – 2015 гг. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010).

6.Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 3».
Направления работы

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные следующие направления:



  • Диагностическая работа;

  • Коррекционно-развивающая работа;

  • Информационно-просветительская работа;

  • Консультативная работа.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико­педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; выявление детей медико-социально-психолого-педагогического статуса, исследование познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся.

Диагностическая работа предполагает: комплексный сбор сведений о ребенке от медицинского работника, педагогов, психолога, социального педагога; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) социальном, и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), способствует развитию способов регуляции поведения и эмоциональных состояний, развитию коммуникативной компетенции, самостоятельности, адекватной самооценки, социальной адаптации, обеспечивает помощь детям, имеющим низкий уровень познавательной активности, разные виды социально-психолого-педагогических проблем, которые проявляются в сниженном уровне усвоения ООП ООО.

Коррекционно-развивающая работа предполагает выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение учителями, психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, бесед, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения, социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предполагает различные формы просветительской деятельности: лекции, беседы, информационные стенды, электронная почта, сайт и др.

Консультативная работа обеспечивает специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций (учителя, социальный педагог, психолог) по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ



Консультативная работа предполагает консультирование специалистами

учителей по индивидуально ориентированным методам и приёмам работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

родителей и семей по вопросам выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

обучающихся по вопросам самопознания, самосовершенствования, профессионального самоопределения, решения учебных и личностных проблем.


Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно:



  • Этап сбора и анализа информации;

  • Этап планирования, организации, координации;

  • Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды;

  • Этап регуляции и корректировки.

Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

На этапе сбора и анализа информации осуществляется информационно-аналитическая деятельность. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения; составление социального паспорта учащихся, карты особенностей учащихся, включающие медицинские, социальные, психолого-педагогические проблемы.

На этапе планирования, организации, координации осуществляется организационно-исполнительская деятельность. Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

На этапе диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды осуществляется контрольно-диагностическая деятельность. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

На этапе регуляции и корректировки осуществляется регулятивно­корректировочная деятельность. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

В МБОУ «Лицей №3» осуществляется тесное взаимодействие и консолидация усилий следующих специалистов: администрации Лицея, медицинского работника, классного руководителя, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагога-организатора.

Кроме этого, осуществляется социальное партнёрство Лицея с учреждениями дополнительного образования, с социально-культурными и лечебными учреждениями города, родительской общественностью.

Это позволяет обеспечить систему комплексного социально-психолого-медико-педагогического сопровождения: комплексность в определении и решении проблем ребёнка, многоаспектный анализ личностного, познавательного и физического развития, социализации и здоровьесбережения ребёнка, составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.



Структура программы. В программе выделяются 3 блока: педагогический, психологический, социально-педагогический.
Характеристика содержания
Педагогический блок

Коррекционно-развивающая работа на уровне основного общего образования направлена, в первую очередь, на создание условий для оптимальной адаптации учащихся в 5 классе и коррекционную направленность учебного процесса в 5- 9 классах. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать комфортный психоэмоциональный режим, использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные, компьютерные для оптимизации образовательного процесса.



Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений поведения и деятельности ребёнка, его эмоционального состояния. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в работу, которые создаются условия для позитивных сдвигов в развитии личности.

Задачи:

- Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными индивидуальными особенностями развития каждого ребёнка;

- Осуществлять индивидуально-ориентированную коррекционную помощь детям, имеющим трудности в обучении, и детям с ОВЗ;

- Использовать специальные образовательные программы, технологии и методы обучения и воспитания.
Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, информационно-просветительскую.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление через диагностические работы детей с особыми потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, а также коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Консультативная работа обеспечивает помощь детям с особыми потребностями и их семьям по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), родителями (законными представителями).

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи, ранняя диагностика отклонений в развитии, анализ причин трудностей адаптации учащихся в 5 классе.

- Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля:

от педагога-психолога - результаты психологического мониторинга, мониторинга детей «группы риска», карты индивидуального психического развития(уровни актуального развития и ЗБР, резервные возможности), профили развития,

от учителей начальной школы - результаты педагогического мониторинга, инд. маршруты;

от учителя-логопеда - показатели речевого развития ребенка по окончании 4 класса,

от социального педагога - результаты мониторинга детей «группы риска».

- Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, контроль динамики развития ребёнка;

- Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми потребностями программ/методик, методов и приёмов обучения – учителя-предметники;

- организацию и проведение учителями-предметниками индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (по конкретной проблеме);

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии через дополнительное образование;

- организацию и проведение классными руководителями индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, бесед, необходимых для развития эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекции его поведения.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, родительские собрания, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), другим педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общепредметные результаты освоения программы:

1.Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности в 5 классе.

2. Развитие предметных, метапредметных и личностных УУД.

3.Повышение интеллектуального уровня, развитие познавательных процессов, произвольного поведения, адекватной самооценки, мотивации учения, навыков рефлексии.


Психологический блок

Психологическая составляющая призвана обеспечить обучение, воспитание и развитие обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. А также призвана содействовать администрации в работе по повышению качества образовательного процесса через психологическое сопровождение персонального пути реализации личностного потенциала обучающегося в образовании (ИОТ развития лицеистов), через психологическое сопровождение педагогов и родителей.

Психологические условия: организация интегративного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, мотивация педагогов на активную позицию в инновационном процессе, максимальную реализацию себя как личности, овладение субъектами образовательного пространства профессионально-психологическими компетенциями; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений; диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Цель – оказание психологической помощи и поддержки обучающимся и их родителям, законным представителям через создание специальных условий обучения и воспитания для формирования базовых навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности у всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение осуществляется на всех уровнях образования и на каждом имеет свою специфику:

На уровне основного общего образования (ООО):

• Психологическое сопровождение адаптации к новым условиям обучения;

• Выявление потенциальных интеллектуальных и личностных особенностей, индивидуального стиля учебной деятельности, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, в построении конструктивных отношений с окружающими;

• Содействие формированию инновационного поведения;

• Психологическая подготовка к ОГЭ;

• Повышение психологической компетенции педагогов, родителей и учащихся; содействие родителям (законным представителям), педагогам в решении индивидуальных проблем обучения и воспитания детей.

Структура сопровождающей деятельности включает различные направления и формы организации взаимодействия в школьной системе отношений.



Основные формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне основного общего образования:

  • Психодиагностика и экспертиза.

  • Психологическое индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, семей, учащихся.

  • Психологическое просвещение педагогов, родителей, учащихся; психопрофилактика.

  • Развивающая и психокоррекционная работа.

Сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса осуществляется в различных формах, носит профилактический, просветительский, коррекционно-развивающий характер, что позволяет создавать условия развития и формирования УУД у учащихся с ОВЗ и детей, имеющих низкий уровень познавательной активности, с разными видами социально-психолого-педагогических проблем, которые проявляются в сниженном уровне усвоения ООП ООО.

Основные формы коррекционной работы на уровне основного общего образования.

Диагностическая работа направлена на выявление сформированности личностных и метапредметных УУД у детей с ОВЗ, проявляющихся в их поведении и учебной деятельности и отслеживание процесса развития и формирования личностных и метапредметных УУД учащихся с ОВЗ 5-9 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Программа комплексной диагностики (см. приложение - программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса) позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в специализированной помощи, имеющих отклонения в развитии и проанализировать причины трудностей адаптации; определить уровень актуального и зону ближайшего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявить их резервные возможности; исследование познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; наблюдение за траекторией развития личности ребенка (построение инд. маршрутов).

Каждый год осуществляется мониторинг детей «группы риска». Составляется карта особенностей учащихся МБОУ «Лицей №3» на текущий год.

В 5 классе с согласия родителей проводятся диагностические процедуры, позволяющие поставить педагогические задачи на адаптационный период, проследить динамику развития и определить успешность процесса адаптации (октябрь- декабрь).



Диагностика предполагает:

1) индивидуальное и групповое обследование динамики развития, показателей адаптации, выявления сформированности УУД у ребенка,

2) наблюдения классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и администрации за поведением учащихся на уроках и во внеурочное время.

Педагог-психолог самостоятельно и совместно с учителями, классным руководителем проводят психолого-педагогическую диагностику, затем полученные материалы обрабатываются, анализируются и обсуждаются совместно.

По результатам диагностики педагог-психолог заполняет карту индивидуального психического развития школьника на учащихся 5-х классов. Совместно с классным руководителем, учителями-предметниками, ведущими занятия в пятых классах, осуществляется оценка уровня сформированности УУД, показателей адаптации, прогноз дальнейшего развития учащегося, выявление трудностей в освоении учебной программы. На основе психолого-педагогического анализа результатов строится дальнейшая совместная работа со всеми субъектами образовательного процесса.

С 6 по 9 классы осуществляется диагностика не всех показателей УУД, проводится исследование проблемных зон ребенка ( по запросу), отмечаемых в динамике его развития, а также выявление потенциальных интеллектуальных и личностных особенностей, индивидуального стиля учебной деятельности. оценка успешности личностного и познавательного развития детей.

По результатам исследований педагог-психолог составляет аналитические справки, информирует и дает рекомендации администрации, педагогам, родителям и самим ученикам.

Работа педагога-психолога предполагает также проведение углубленной индивидуальной диагностики, углубленной диагностики группы школьников, испытывающих трудности обучения, общения (с согласия родителей).

На детей-инвалидов и детей, находящихся на индивидуальном обучении педагог-психолог составляет характеристики и рекомендации для педагогов и родителей.

Консультативная работа включает:


  • Консультирование педагогов по построению индивидуальной траектории развития личности ребенка с ОВЗ (анализ показателей познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка для выбора педагогом методов и приемов работы с учащимися с ОВЗ)

  • На основе анализа педагогических, психологических и логопедических исследований педагог-психолог совместно с учителями, логопедом, социальным педагогом вырабатывает рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

  • Педагогом-психологом проводятся индивидуальные и групповые встречи, беседы, консультации, собрания с родителями. Обобщение и синтезирование информации позволяют увидеть целостную личность каждого ребенка с ОВЗ, учесть большую часть факторов, влияющих на его обучение, развитие и воспитание.

  • Результаты диагностических процедур с рекомендациями по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ обсуждаются не только с учителями, но и доводятся до родителей, семьи также через консультации.

  • Консультирование обучающихся по вопросам самопознания, самосовершенствования, профессионального самоопределения, решения учебных и личностных проблем.

Просвещение

  • Лекции, беседы, психолого-педагогические семинары, педсоветы, совещания с аналитическим обзором, письменные рекомендации для педагогов.

  • Лекции, беседы, круглые столы, собрания, информационные стенды, рекомендации для родителей.

Основная тематика:

- Индивидуально-типологические особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

-Особенности образовательного процесса детей с ОВЗ и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

-Методы и приемы работы с учащимися с ОВЗ (по конкретной проблеме);

-Стратегии воспитания в семье детей с ОВЗ;

- Методы и приемы работы с учащимися, имеющими низкий уровень познавательной активности;

- Методы и приемы работы с учащимися, имеющими различные социально-психолого-педагогических проблемы (по конкретной проблеме), которые проявляются в сниженном уровне усвоения ООП ООО и др.

Коррекционно-развивающая, просветительская и профилактическая работа с учащимися

Коррекционно-развивающая работа представляет собой определенную систему работы с детьми с ОВЗ и детьми, имеющими трудности в процессе обучения, в развитии эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и коммуникативных способностей как индивидуально-психологических особенностей личности, обеспечивающих эффективность обучения в школе, общения и взаимодействия с другими людьми.



Особое внимание необходимо уделять одаренным детям, часто участвующим в предметных конкурсах, турнирах, олимпиадах. Эти ребята имеют особые проблемы в социализации, они сверхчувствительны к критике, часто ставят перед собой завышенные нереалистические цели, критически относятся к собственным достижениям, поэтому может быть ощущение собственной неадекватности, противоречивости, часто характерна повышенная эмоциональная возбудимость. Сопровождение одаренных детей целесообразно осуществлять в процессе занятий в психологических кружках, в процессе индивидуальных консультаций, на классных часах.

Коррекционно-развивающие занятия способствуют формированию предпосылок для успешного обучения, помогают учащимся строить свои взаимоотношения со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Таким образом, происходит развитие эмоциональной сферы, личности детей с ОВЗ и постепенное «преодоление» возникающих проблем, они постепенно «усваивают» приемы саморегуляции поведения.

Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в рамках классных часов, в рамках занятий кружка «Человековедение», в рамках консультаций. Индивидуальное консультирование предоставляет возможность осознания собственных ошибок, путей их преодоления, возвращение веры в себя.

Принципы проведения психологических коррекционно-развивающих занятий:


  • Системность;

  • Наглядность;

  • Цикличность построения занятий;

  • Доступность материала;

  • Различные формы организации двигательной активности детей;

  • Активность и свобода самовыражения ребенка, создание «ситуации успеха»;

  • Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции;

  • Безопасность и защищенность;

  • Уважительное, доброжелательное отношение к детям и их потребностям.

Психолого-педагогические методы, приемы и техники работы:

- беседа, рассказ, объяснение;

- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);

- проективный рисунок;

- разыгрывание воображаемых ситуаций;

- сказкотерапия;

- дидактические игры, игровые упражнения, игры-драматизации;

- психогимнастические этюды и упражнения;

- элементы рефлексии, обратная связь;

- наблюдение, диагностические методики;

- создание ситуации успеха;

- поощрение, отражение чувств, одобрение, поддержка со стороны педагога;

- релаксационные техники;

- элементарные проблемные ситуации.

- индуктивные, дедуктивные и традуктивные (от факта к факту, т.е. не меняется уровень обобщения) методы;

- методы учебной работы под руководством взрослого и методы самостоятельной учебной деятельности детей;

- убеждение, приучение, стимулирование мотивов интереса к обучению, опора на неожиданность, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации соревнования.

Контроль динамики развития осуществляется через следующую работу:

- наблюдение за детьми в процессе занятий и вне занятий;

- беседы с родителями, педагогами;

- обратная связь, диагностические срезы, направленные на отслеживание показателей психологического здоровья детей с ОВЗ (эмоциональное благополучие ребенка, позитивное самоотношение и адекватный уровень самооценки, активное взаимодействие со сверстниками, положительная мотивация к деятельности, уровень рефлексии и саморегуляции).Возможны варианты.



Цель коррекционно-развивающих занятий – создание условий для повышения уровня всех компонентов психологического развития: познавательного; эмоционально-волевого, личностного, коммуникативного у детей с ОВЗ и у детей, имеющих различные социально-психолого-педагогических проблемы, которые могут проявляться в сниженном уровне усвоения ООП ООО.

Задачи коррекционных занятий определяются по результатам диагностики, запросов.



Возможные задачи коррекционно-развивающих занятий (по результатам диагностики):

  • Совершенствовать свойства внимания (концентрацию, устойчивость, избирательность, переключение и распределение);

  • Развивать процессы памяти (запоминание эффективными способами, воспроизведение, удержание, сохранение) и совершенствовать различные виды памяти (зрительную, слуховую, моторную и др.);

  • Развивать различные виды мышления (наглядно-образное и словестно-логическое), стимулировать развитие мыслительных операций ребенка (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование), умения устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и выделять главную мысль;

  • Способствовать развитию творческого воображения;

  • Совершенствовать работу на межполушарное взаимодействие, активизация работы правого и левого полушарий;

  • Повышать мотивационно-целевую направленность учебной деятельности;

  • Формировать познавательную активность, положительное отношение к занятиям;

  • Развивать произвольность в структуре саморегуляции;

  • Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности;

  • Развивать умение планировать деятельность;

  • Формировать умение самоконтроля, умение сдерживать импульсивность, содействовать развитию эмоциональной устойчивости;

  • Развивать стрессоустойчивость личности;

  • Способствовать обогащению и развитию эмоциональной сферы детей;

  • Способствовать снятию психомышечного напряжения, телесно- двигательных «зажимов»;

  • Стимулировать развитие элементов волевой регуляции поведения;

  • Повысить уровень речевой активности, инициативности в общении со взрослыми и сверстниками;

  • Содействовать усвоению невербальной стороны эмоционального мира (жесты, движения, мимику, позы, интонации, модуляции голоса);

  • Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми;

  • Расширить поведенческий репертуар в различных коммуникативных ситуациях (знакомство, просьба, отказ, конфликт, сочувствие);

  • Повысить уровень самоконтроля эмоционального состояния ребенка в ходе общения;

  • Развивать чувство сопереживания, эмпатии, лучшее понимания себя, своего «Я» и других;

  • Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки, повышению уверенности в себе, а также способности к самостоятельной оценке своей работы;

  • Проработать страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство и чувство вины.

  • Способствовать формированию адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

  • Способствовать профессиональному самоопределению.

Форма работы: индивидуальная и групповая. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в рамках классных часов, в рамках занятий кружка «Человековедение», в рамках консультаций. Индивидуальное консультирование предоставляет возможность осознания собственных ошибок, путей их преодоления, возвращение веры в себя.

На занятиях используются различные формы организации пространства и активности детей: на полу, сидя за партами, стоя у доски, свободно размещаясь в пространстве, переходя из одной зоны кабинета в другую.

Возможна примерная схема занятия.


  • Разминка («Психогимнастика»).

  • Знакомство или приветствие.

  • Игры и упражнения на развитие коррекционного свойства или качества в соответствии с поставленными задачами.

  • Упражнение для расслабления.

  • Итог занятия.

Разработаны курс занятий «Развитие стрессоустойчивости», имеющий профилактически-развивающе-коррекционный характер, а также Кружок «Человековедение» - это комплекс занятий, который ведется с первого класса и затрагивает наиболее важные возрастные этапы:

1)Развивающие игры – 1 класс (адаптационный период)

Развитие психических процессов: познавательных, эмоционально-волевых, навыков общения, облегчающих адаптацию.

2)«Мир моего «Я» - 4 класс (период подготовки к переходу на следующую ступень обучения)

Подготовка к новому этапу взросления, преодоление тревожных, негативных состояний, связанных с переходом в среднее звено.

3)«Как победить неуверенность в себе. Учимся сотрудничать» - 5 класс (адаптация в среднем звене)

Избавление от страхов, эмоциональной напряженности

4) Конфликтология – старшие подростки (9 и / или 10 классы),

Обучение конструктивному общению, развитие умений управлять своим эмоциональным состоянием.

5) «Развитие самосознания» - 11 класс.


Социально-педагогический блок

Цель: Обеспечение социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, имеющих низкий уровень познавательной активности, детей с разными видами медико-социально-психолого-педагогических проблем, которые проявляются в сниженном уровне усвоения ООП ООО в условиях общеобразовательной организации.

Задачи:

- Своевременно выявлять детей с трудностями социальной адаптации;

- Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

- Создавать условия, способствующие освоению детьми с ОВР и детьми-инвалидами основной образовательной программы образовательной организации;

- Осуществлять реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей;

- Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям), учащимся, педагогам по социальным вопросам.


Направления работы

Диагностическая работа 

- Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовка рекомендаций по оказанию им социальной помощи в условиях образовательного учреждения;

- Изучение медицинских показателей ребёнка (состояние физического и психического здоровья);

- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка, состава семьи. Составление социального паспорта учащихся. Совместно с педагогом-психологом составление карты особенностей учащихся медико-социально-психолого-педагогических проблем. Раннее выявление детей «группы риска».

- Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Соблюдение им правил поведения в обществе, Лицее. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам;

- Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, отклонений в поведении;


Коррекционно-развивающая работа

- Социальная защита и социальная помощь ребенку (семье) в случаях неблагоприятных условий жизни, возникновении трудной жизненной ситуации. Реализация прав и свобод;

- Своевременное оказание социальной помощи и поддержки при возникновении трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, обеспечение охраны жизни и здоровья детей: индивидуальные беседы со всеми субъектами образовательного процесса, проведение мероприятий в классах, Лицее; посещение (по необходимости) семьи.
Консультативная работа

- Обеспечение специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам развития и социализации обучающихся;

- Индивидуальные беседы-консультации с педагогами по оказанию методической помощи по работе с детьми с асоциальным поведением;

- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по предоставлению информации, направленной на сохранение жизни и здоровья учащихся.



Информационно-просветительская работа 

- Разъяснение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, работа, направленная на сохранение жизни и здоровья - беседы, консультации, информационные стенды, родительские собрания, организация встреч с сотрудниками УФМБА России КБ-50;

- Создание условий для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья, преодоления вредных привычек через проведение мероприятий в образовательной организации;

- Проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения – инструктажи по мерам безопасности, беседы, классные часы, информация на сайте Лицея, в NetShcool, информационные стенды, организация встреч с сотрудниками МУ МВД РФ по ЗАТО г.Саров, ОДН МУ МВД РФ по ЗАТО г. Саров, УФСКН России по Нижегородской области в г. Саров, прокуратурой ЗАТО г. Саров.



Условия реализации программы

Главными условиями реализации программы является обеспечение психолого-педагогических, дифференцированных, специализированных, здоровьесберегающих условий.



Не менее важно программно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение: использование коррекционно-развивающих программ, программ психологического сопровождения, современных педагогических технологий, диагностического и коррекционно-развивающего инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения здоровья ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, профилактика перегрузок, развитие системы дополнительного образования; кадровое обеспечение: наличие учителей-предметников, классных руководителей, прошедших курсовую подготовку, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника; материально-техническое и информационное обеспечение.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница