Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 44. 04. 02 Психолого-педагогическое образование



Скачать 177.5 Kb.
Дата13.02.2016
Размер177.5 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»


УТВЕРЖДАЮ

Председатель приемной комиссии

________________А.А. Федоров

«___» ________________ 2015 г.



ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки



44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа: «Управление дошкольным образованием»

г. Нижний Новгород

2015


Требования к сдаче вступительного испытания

Комплексный экзамен (вступительное испытание) включает в себя письменное тестирование и предоставление портфолио.

Программа испытания составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по данному направлению и требованиями к уровню подготовки выпускников.

Продолжительность вступительного испытания   3 часа (180 минут).

Письменное тестирование оценивается по 100-балльной шкале.

Результат, подтверждающий успешное прохождение вступительного испытания, - 50 баллов.

Поступающие на обучение по программе магистратуры вправе предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях - портфолио, результаты которых учитываются при приеме на обучение.


Состав портфолио

Направление подготовки ________________________

Магистерская программа «__________________________________»

Сведения о достижениях поступающего

Баллы за достижения

Копии дипломов победителей и лауреатов профессиональных конкурсов, конкурсов научных и проектных работ, благодарности и грамоты, подтверждающие документы о наличии именных стипендий и грантов из внешних организаций (министерств, ведомств, фондов)

2

Копии вкладышей к дипломам о высшем образовании, дипломов, сертификатов и других документов, свидетельствующих об уровне владения английским языком

4

Список научных публикаций за последние 3 года, список докладов на российских и международных научных конференциях за последние 3 года, список учебно-методических публикаций за последние 3 года

2

Копия трудовой книжки

2

Эссе, которое должно соответствовать следующим требованиям:

  • в эссе должны быть отражены цели профессионального развития кандидата, краткий анализ дефицита собственных знаний и компетенций, понимание целей и особенностей данной магистерской программы, которые, по мнению кандидата, помогут ему восполнить обозначенный дефицит, а также будут способствовать достижению поставленных целей,

  • в эссе необходимо сформулировать интересующую кандидата проблему, которую он хотел бы исследовать, учась на магистерской программе,

  • в эссе необходимо отразить ответы на вопросы: в чем состоит выбранная кандидатом проблема? почему кандидат считает, что эта проблема достойна исследования? кому и чем интересно решение этой проблемы? как кандидат сможет использовать решение этой проблемы в практической деятельности?

объем текста – не более 4 тыс. знаков с пробелами, шрифт TimesNewRoman, 12 кегль, полуторный интервал между строк.


10

Критерии оценивания портфолио:

1) Уровень и качество высшего образования.

2) Знание английского языка, подтверждаемое документально.

3) Научная, учебно-методическая и проектная активность.

4) Соответствие опыта работы кандидата обучению на магистерской программе.

5) Демонстрация потенциала и мотивации к обучению на магистерской программе.

Комплексный вступительный экзамен в магистратуру направления 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» по специальной образовательной программе «Управление дошкольным образованием» предполагает проверку знаний теоретических основ дошкольной педагогики, детской психологии, а также психолого-педагогических основ дошкольного образования. Содержание программы комплексного вступительного экзамена включает в себя вопросы по основным разделам детской психологии и дошкольной педагогики в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», а также вопросы по профилю магистерской программы.

Вступительный экзамен проводится в форме тестирования. Каждый билет содержит 20 тестовых заданий закрытого типа.
Вопросы для комплексного вступительного экзамена в магистратуру по программе «Управление дошкольным образованием»

по педагогическому блоку

1.Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста в педагогике. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.

2. Теоретические основы социально-личностного воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально-личностного воспитания дошкольников.

3. Образовательный процесс дошкольного учреждения: его специфика, структура, функции, закономерности и принципы организации.

4. Роль семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Функции семьи, условия и факторы семейного воспитания. Задачи, содержание, средства и методы семейного воспитания.

5. Своеобразие сюжетно-ролевой игры, ее характеристика. Содержание и способы изображения действительности. Педагогические технологии развития игры дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.).

6. Дидактические игры в системе дошкольного образования, своеобразие их структуры, педагогическая ценность. Виды дидактических игр, их место в воспитании и обучении дошкольников.

7. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников: задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы организации в дошкольном учреждении.

8. Теоретические основы умственного (познавательного) развития и воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы организации умственного (познавательного) воспитания детей.

9. Проблема сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста (М. Монтессори, Л.А. Венгер и др.). Задачи, содержание, методы, формы и средства сенсорного воспитания дошкольников.

10. Своеобразие детского труда. Цель, задачи, условия и средства воспитания детей дошкольного возраста в труде. Виды и формы организации детского труда.

14. Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия (НОД) как форма организации обучения. Классификация занятий (НОД), психолого-педагогические и санитарно-гигиенические требования к их организации. Структура, особенности планирования образовательной деятельности в ДОУ.

15. Место дошкольного образования в системе образования России. Характеристика современной системы дошкольного образования, типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Нормативно-правовое обеспечение системы дошкольного образования.

16. Программное обеспечение дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа ДОУ: структура, принципы построения, основное содержание. Современные требования к разработке ООП. Характеристика вариативных (комплексных и парциальных) программ дошкольного образования.

17. Проблема преемственности в работе ДОУ и школы: основные задачи, содержание, формы организации. Современные подходы к решению проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

18. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, Е.Г. Леви-Гориневская и др.). Задачи, содержание, средства и формы организации физического воспитания детей в дошкольном учреждении.

19. Теоретические основы развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Задачи, содержание, формы и методы развития математических представлений дошкольников. Характеристика дидактических средств математического развития дошкольников (М. Монтессори, А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова).

20. Концептуальные основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.). Задачи, содержание, средства, формы и методы организации экологического образования дошкольников.

22. Специфика организации работы по развитию речи в образовательном процессе ДОУ.

25. Теоретические основы воспитания дошкольников средствами музыки. Задачи, содержание, средства, формы и методы музыкального воспитания детей.



по психологическому блоку

1. Детская психология как наука. Предмет, теоретические и практические задачи детской психологии.

2. Характеристика биологических факторов развития личности. Проблема влияния наследственных особенностей, прирожденных свойств организма и процессов созревания на психическое развитие ребенка (биогенетическая точка зрения - С. Холл, К. Бюлер и др.).

3. Роль социальных условий в психическом развитии ребенка. Проблема роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка. Соотношение понятий «обучение» и «развитие» (социогенетическое направление - Д. Локк, Э. Дюркгейм; теория конвергенции В. Штерн, теории З. Фрейда, Ж. Пиаже). Идея Л.С. Выготского о ведущей роли воспитания и обучения в развитии.

4. Проблема возрастной периодизации психического развития ребенка. Понятие «возраст», критерии выделения возрастных периодов. Характеристика различных концепций периодизации психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации психического развития ребенка, развитие его идей в современной детской психологии. Структура возраста (по Л.С. Выготскому). Возрастные кризисы.

5. Закономерности становления деятельности общения у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Формы (уровни) общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

6. Психофизиологические особенности ребенка раннего возраста. Основные достижения периода раннего детства (овладение ходьбой, предметная (орудийная) деятельность, познавательное развитие, развитие речи, предпосылок игровой и продуктивных видов деятельности, становление образа-Я). Сущность и значение кризиса трех лет. Особенности адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ. Проблемы раннего развития ребенка.

7. Проблема развития и воспитания внимания в дошкольном возрасте. Развитие физиологических механизмов внимания. Виды и свойства внимания. Характеристика свойств внимания в дошкольном возрасте. Особенности внимания ребенка младенческого и раннего возраста. Закономерности формирования произвольного внимания в дошкольном возрасте.

8. Проблема развития и воспитания памяти в раннем и дошкольном возрасте. Виды памяти. Особенности развития памяти первые три года жизни. Механизм становления произвольной логической памяти. Этапы развития памяти на протяжении дошкольного детства. Роль различных видов деятельности дошкольника в развитии памяти.

9. Проблема развития воображения и творчества в дошкольном возрасте. Характеристика видов воображения. Функции воображения. Этапы развития воображения в дошкольном детстве. Специфические особенности детского творчества. Возможности дошкольного учреждения в развитии творческого воображения у дошкольников.

10. Проблема развития речи в раннем и дошкольном возрасте. Виды речи и функции речи. Характеристика речи как средства общения. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии речи в период дошкольного детства.

11. Проблема детского мышления в психологии. Динамика развития видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Закономерности развития мыслительных операций (процессов) у детей. Развитие логических форм мышления у детей дошкольного возраста: формирование суждений и умозаключений у детей, формирование понятий.

12. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка. Социальная природа эмоций. Закономерности формирования высших чувств у детей (интеллектуальные, эстетические, нравственные). Роль общения и деятельности в эмоциональном развитии дошкольника.

13. Проблема развития волевой регуляции поведения в дошкольном возрасте. Закономерности развития воли в раннем и дошкольном возрасте. Общие возможности волевой регуляции детей к концу дошкольного возраста. Значение игровой, учебной, трудовой деятельности в реализации этих возможностей.

14. Проблема развития личности ребенка. Роль общения со взрослым в развитии личности ребенка. Проблема развития самосознания ребенка дошкольного возраста (самооценка, уровень притязаний). Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте.

15. Проблема изучения темпераментов в детской психологии, основные подходы и методы изучения. Тактика индивидуализации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различную индивидуально-типологическую направленность.

16. Проблема формирования характера ребенка. Движущие силы, источники и условия развития положительных сторон характера ребенка. Негативные проявления характера и условия их преодоления.

17. Проблема развития способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Сензитивные периоды в развитии общих и специальных способностей у детей. Проблема детской одаренности в психологической литературе.

18. Проблема психологической готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.). Структура и содержание готовности к школьному обучению. Сформированость предпосылок учебной деятельности как показатель готовности к обучению в школе. Диагностика готовности к школьному обучению. Симптоматика кризиса семи лет.

19. Понятие социальной ситуации развития психики ребенка. Характеристика социальной ситуации развития психики дошкольника. Основные новообразования дошкольного периода детства.



3. Программа для подготовки к комплексному вступительному экзамену в магистратуру «Управление дошкольным образованием»

  1. Дошкольная педагогика как наука

1.2 Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Категориальный аппарат педагогической науки (воспитание, образование, социализация, развитие, обучение и др.).

Задачи дошкольной педагогики, определяемые ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью, характеристика их направлений. Основные функции дошкольной педагогики, их характеристика.

Методы научно-педагогического исследования (изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент), их характеристика.

1.2. Теоретические основы и закономерности развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста

Закономерности и особенности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Наследственные особенности, врожденные задатки как органические предпосылки психического развития. Влияние среды, воспитания и обучения на развитие личности ребенка. Роль деятельности в усвоении новых знаний и умений, формировании психических качеств и свойств личности. Ведущие виды деятельности. Организация детской деятельности и педагогическое руководство ею как важнейшая задача педагога. Роль общения со взрослым как носителем ценностей культуры и социально-исторического опыта.

Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога, ее структура и специфические особенности. Феномены взаимодействия детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения. Своеобразие и социальная значимость педагогической профессии. Технологии педагогического общения. Педагогическая компетентность. Педагогические способности и мастерство.

Своеобразие развития в период дошкольного детства. Детство как самоценный период. Интегральный образ развития в дошкольном возрасте. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего и дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры как особой системы бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях; как условия освоения ребенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума; как способа самовыражения (в вопросах, словотворчестве, играх, размышлениях, специфических детских видах деятельности). Основные направления личностно-ориентированной педагогики.

Цель и задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста как формирование интегративных качеств личности (любознательности, эмоциональной отзывчивости, активности и т.д.). Подходы к определению целей воспитания: традиционные и современные. Своеобразие реализации задач воспитания дошкольников (физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического).

2. Задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста

2.1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Аксиологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы как методологическая основа физического воспитания. Естественнонаучные основы физического воспитания. Учение И.М. Сеченова, И.П. Павлова, положение о трояком единстве организма и среды: физического (телесного) и психического; всех систем организма, организма и окружающей среды.

Характеристика основных групп задач физического воспитания (Г.В. Хухлаева): оздоровительные (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений и др.); воспитательные (воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование нравственно-физических качеств, формирование потребности в физическом совершенстве); образовательные задачи (формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о своем организме, о здоровье и др.). Основные принципы реализации задач физического воспитания.

Характеристика средств физического воспитания (гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения). Физические упражнения как специфическое средство физического воспитания (основные понятия, биомеханические характеристики физического упражнения, классификации физических упражнений). Принципы и методы физического воспитания детей.

Характеристика форм организации физического воспитания в ДОУ. Значение физкультурных занятий. Структура, содержание, классификация физкультурных занятий. Технология проведения занятий с детьми. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики. Организация и проведение динамических пауз (физкультминуток и физкультпауз). Технологии закаливания детей (понятие, значение, механизмы, принципы, средства, способы закаливания). Технология проведения гимнастики после сна.

Значение и виды физкультурно-массовых мероприятий. Структура, содержание, рекомендации к организации и проведению различных физкультурно-массовых мероприятий с детьми.



2.2. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников

Основные линии социально-личностного развития ребенка. Социальная ситуация развития. Появление и развитие высших нравственных чувств, их своеобразие, особенности проявления и др. Особое влияние чувств на поведение ребенка. Нравственные представления и суждения, их роль в социально-личностном развитии ребенка, связь с чувствами. Оценка ребенком нравственных качеств, поступков окружающих людей и своих собственных, героев художественных произведений. Конкретность элементарных нравственных представлений, постепенная их дифференциация, все большая адекватность и объективность. Постепенное развитие способности к оценке поступков других и самооценке. Пути формирования привычек социально-нравственного поведения: подражание взрослым, усвоение способов поведения на основе примера взрослых, показа; упражнение в нравственных поступках, накопление опыта нравственного поведения в деятельности детей, в их общении друг с другом и со взрослыми. Развитие социально-нравственных мотивов поведения. Постепенный переход от мотивов внешних, случайных, эгоистических к мотивам социальным, коллективистским. Единство нравственных чувств, представлений и поведения.

Содержание социально-нравственного воспитания дошкольников: воспитание культуры поведения (культуры общения, культуры деятельности, культурно-гигиенических навыков), воспитание гуманных чувств и отношений, воспитание коллективных взаимоотношений (детский коллектив, его специфические особенности), гражданское воспитание. Анализ содержания образовательной области «Социализация».

2.3. Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Значение сенсорной культуры в познавательном развитии детей, при знакомстве с окружающим миром. Характеристика классической системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева). Этапы сенсорного развития в онтогенезе: сенсомоторные и предметные предэталоны, общепринятые эталоны. Формирование сложных мыслительных процессов, восприятия и чувств, творческих способностей.

Задачи сенсорного воспитания: формирование системы перцептивных действий; формирование системы сенсорных эталонов, формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

2.4. Умственное и познавательно-речевое развитие и воспитание дошкольников

Психологические и физиологические основы умственного развития и воспитания. Роль чувственного опыта в познании ребенком окружающего мира. Связь мышления ребенка с эмоциями, роль деятельности в умственном развитии ребенка. Умственное развитие и познавательная деятельность. Условия развития познавательно-речевой сферы.

Задачи умственного воспитания дошкольника. Формирование сенсорной культуры, развитие мышления и речи, внимания, памяти, воображения; усвоение элементарных знаний об окружающем; воспитание познавательных интересов, наблюдательности, любознательности, активности, самостоятельности мышления, формирование навыков учебно-познавательной деятельности.

Дидактика дошкольного образования. Начало формирования учебно-познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Организация образовательной деятельности в детском саду на основе общих дидактических принципов (воспитывающее обучение, развивающее обучение, научность, наглядность, доступность, последовательность в усложнении знаний и умений, сознательность и активность детей; соединение обучения в коллективе с индивидуальным подходом). Модели организации образовательной деятельности (непосредственная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей).

Методы умственного воспитания и обучения детей: по источнику информации - наглядные, словесные, практические, игровые; по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) - объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские; по дидактической цели - методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний, методы проверки и оценки знаний; по методологии комплексного подхода (Ю.К. Бабанский) - методы организации и осуществления учебной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля. Характеристика словесных (объяснение, рассказ), наглядных (наблюдение, иллюстрация, демонстрация) и практических (упражнение, опыты, моделирование, экспериментирование) методов умственного воспитания дошкольников. Роль игровых методов и приемов. Вопросы детей, ответы на них воспитателей и родителей. Сочетание методов и средств, применение их с учетом возрастных особенностей.

2.5. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Основы теории художественно-эстетического воспитания. Положения эстетики как методологическая основа художественно-эстетического воспитания дошкольников. Разработка вопросов воспитания эстетической культуры личности в исследованиях Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Б.М. Теплова, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой и др.

Закономерности эстетического развития ребенка дошкольного возраста. Своеобразие эстетического восприятия и переживаний.

Задачи художественно-эстетического воспитания: развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств, отношений, интересов; развитие элементарного эстетического сознания; приобщение к художественно-творческой деятельности и формирование основ эстетического вкуса; развитие творческих способностей.

Содержание художественно-эстетического воспитания дошкольников: систематическое общение с художественной культурой, изучение элементов теории эстетики, организованное участие в художественном творчестве и др. Современные концепции и программы художественно-эстетического развития дошкольников («Гармония», «Синтез», «Детская одаренность», «Красота. Радость. Творчество», «Музыкальные шедевры» и др.).

Методы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Своеобразие методов эстетического воспитания в зависимости от педагогических целей и задач, особенностей вида детской деятельности: методы формирования эстетической восприимчивости, побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; методы формирования элементов эстетического сознания; методы приобщения к эстетической и художественной деятельности, направленные на внесение эстетического начала в быт, поведение и т. д.; методы поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям.

Средства эстетического воспитания дошкольника: игра и игрушка, искусство, обучение, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественная деятельность, праздники. Формы организации художественно-эстетического воспитания: занятия, экскурсии, развлечения, театрализованные игры, праздники. Музейная педагогика. Детский дизайн.

Специфика и структура художественной деятельности дошкольника. Виды детской художественной деятельности (музицирование, изобразительная деятельность, словесно-художественное творчество и др.). Значение самостоятельной художественной деятельности детей для формирования всех сторон личности ребенка и подготовки его к обучению в школе. Индивидуальная работа с детьми разного уровня развития творческих способностей.



3. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста

3.1. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Игра как средство разностороннего развития личности. Воспитательные, образовательные и развивающие возможности игры. Место и роль игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: игра как средство всестороннего воспитания и обучения, игра как метод (прием) обучения, игра как форма организации обучения и воспитания, игра как форма организации детской жизни и деятельности.

Многообразие детских игр, своеобразие каждого вида игр (подвижные, дидактические, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные и др.), их сходства и различия.

Характеристика особенностей сюжетно-ролевой игры. Содержание и способы изображения действительности (предметные и ролевые). Основные компоненты структуры игры (Д.Б. Эльконин): воображаемая ситуация, сюжет, роль, содержание, игровые действия, правила. Основные типы сюжетов (одноперспективные, многоперспективные, комбинированные; бытовые, производственные, общественные). Механизм формирования ролевого поведения (сюжет: действия, роли, события). Технология комплексного руководства (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова): ознакомление с окружающим, обогащение игровой среды, обучающие игры, активизирующее общение с ребенком в процессе игры. Технология обучения детей способам построения игры (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко): последовательность предметно-игровых действий, ролевое поведение, сюжетосложение.

Дидактические игры как средство и форма обучения и воспитания, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Система дидактических игр в отечественной теории сенсорного воспитания (Л.А. Венгер, А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, В.Н. Аванесова, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, А.И. Сорокина, А.А. Столяр и др.).

Структура дидактической игры: дидактическая и игровая задача, игровые действия, игровые правила, результат игры. Правила дидактических игр, их воспитательное значение, за­висимость от содержания игры и возраста детей. Виды дидактических игр, их место в воспитании и обучении дошкольников. Дидактические игры с предметами (сюжетно-дидактические, игры-инсценировки), с природным материалом; настольно-печатные игры; музыкально-дидактические, словесные игры. Дидактические игры с сюжетом и без сюжета. Дидактические задачи, их постепен­ное усложнение. Подбор игр для детей разных возрастных групп.

Основные приемы руководства дидактическими играми: со­здание интереса к задачам и правилам игры, четкое их объяс­нение, контроль за выполнением. Воспитание в ходе игры нравственных качеств, культуры поведения и общения. Индивидуальный подход к детям.

Игрушка: классификация, воспитательно-образовательная ценность. Роль народной игрушки в развитии детей. Психолого-педагогические и санитарно-гигиенические требования к детской игрушке.



3.2. Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении

Образовательная деятельность на занятиях как средство формирования предпосылок учебно-познавательной деятельности дошкольников. Специфические особенности дошкольного обучения: особая значимость примера воспитателя для овладения разными видами деятельности; большая роль наглядных, дидактических пособий, игр и материалов, широкая опора на личный опыт ребенка, индивидуализация обучения, изустный характер обучения и т.д.

Принципы личностно-ориентированного обучения дошкольников: диалогичность, вариативность, синтез интеллекта, аффекта и действия, приоритетный старт.

Специфика и структура учебно-познавательной деятельности дошкольника. Характеристика учебных задач, учебных действий. Формирование самоконтроля и самооценки. Уровни развития учебной деятельности в дошкольном возрасте (А.П. Усова).

Занятия (НОД) как основная форма организации образовательной деятельности в ДОУ (программность, целенаправленность, планомерность, обязательность, систематичность, прямое руководство взрослого). Классификации занятий: по характеру дидактической задачи (занятия по сообщению новых знаний, формированию новых умений; по закреплению ранее приобретенных ЗУН; по самостоятельному, творческому применению ЗУН, занятия комбинированного типа); по содержанию (музыкальные, физкультурные, по развитию речи, изобразительной деятельности, интегрированные); плановые – внеплановые, традиционные – нетрадиционные (игра-занятие, занятие-путешествие, проблемно-поисковые занятия). Структура образовательной деятельности, содержание вводной, основной и заключительной части. Вариативность построения занятий. Особенности планирования занятий в ДОУ. Формы организации детей на занятии (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная), их воспитательные и развивающие возможности. Выбор оптимальной формы организации.

Современные санитарно-гигиенические и психолого-педагогические требования к организации образовательной деятельности в ДОУ (системность и систематичность, интеграция образовательных областей, связь с общевоспитательной работой, единство воспитания и обучения, активизация детей и др.). Инновационные технологии обучения и развития дошкольников: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, ТРИЗ, технология компьютерных игр и др.



3.3. Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Содержание математического развития ребенка. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. Педагогические условия освоения математических представлений.

Характеристика дидактических средств математического развития дошкольников (М. Монтессори, А.М. Леушина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова). Методы обучения дошкольников математике. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов.

3.4. Экологическое образование детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников как процесс формирования экологических знаний, отношения, поведения в природе.

Концептуальные основы экологического воспитания дошкольников. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Цель и задачи экологического воспитания детей (формирование основ экологической культуры).

Система первоначальных знаний о природе как основа развития экологического сознания. Системный характер знаний. Принципы отбора содержания экологических знаний. Современные программы экологического образования («Наш дом – природа», «Юный эколог», «Семицветик» и др.).

Педагогические условия экологического образования дошкольников. Организация экологической предметно-развивающей среды в ДОУ и на его территории (уголок природы, экологическая лаборатория, огород, цветник и т.д.). Методы воспитания гуманно-деятельностного отношения к природе (наблюдение, моделирование, исследовательская деятельность, беседы, рассказы о природе и др.). Формы организации эколого-педагогической работы с детьми (занятие, выставки, игры, экскурсии, акции и т.д.). Критерии сформированности экологической воспитанности.

3.5 Развитие речи детей дошкольного возраста

Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей. Содержание, методы и средства развития речи.

Ребенок и речевая среда. Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком. Методические принципы обучения родной речи и языку. Методика развития разных сторон речи в возрастных группах.

Проблема подготовки детей к обучению грамоте. Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Методика работы с книгой. Художественно-речевая деятельность. Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком.



3.6. Педагогические основы воспитания дошкольников в труде

Значение труда в развитии личности дошкольника (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, Р.С. Буре, Д.В. Сергеева). Своеобразие детского труда как деятельности: связь труда с игрой, воспитательный характер труда, ситуативность (необязательность), участие взрослого и т.д. Структура трудовой деятельности дошкольника (целеполагание, мотивация, планирование, навыки и умения, самоконтроль, оценка результата); генезис трудовой деятельности дошкольника.

Задачи трудового воспитания дошкольников: формирование навыков трудовой деятельности, воспитание нравственно-волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности), трудолюбия, развитие компонентов трудовой деятельности.

Виды детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной или художественный, умственный), их содержание и воспитательная ценность. Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятельность детей, обучение трудовым навыкам, художественные средства (изобразительное искусство, музыка, литература). Ознакомление с трудом взрослых: основные подходы (В.И. Логинова, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, Р.С. Буре).

Формы организации детского труда. Совместный труд взрослого с ребенком как способ обучения детей навыкам трудовой деятельности. Поручения, их специфика, виды (по содержанию, по продолжительности, по степени сложности), возрастная динамика поручений. Дежурства (обязанность), специфические особенности, виды дежурств. Труд по собственной инициативе. Индивидуальный и коллективный труд (рядом, общий, совместный).

Педагогические требования к организации детского труда: доступность трудовой нагрузки, создание эмоционально-положительной атмосферы, организация материальной среды и трудового оборудования, учет индивидуальных интересов, систематичность участия детей в труде.

Руководство детским трудом. Подготовка детей и воспитателя к трудовой деятельности. Постановка цели и мотивация детского труда. Обучение детей планированию. Формирование трудовых умений и навыков. Развитие самоконтроля и самооценки.

4. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения

4.1. Организация целостного педагогического процесса (ЦПП) в ДОУ

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: его сущность, основные характеристики (целостность, целенаправленность, цикличность, двусторонность, единство, адаптивность, динамичность и др.)

Основные компоненты педагогического процесса, их взаимосвязь. Цель как системообразующий компонент. Стратегические и тактические цели. Цели воспитания и цели обучения. Содержание педагогического процесса: содержание образования и содержание обучения. Средства, методы и формы организации педагогического процесса. Оценочно-результативный компонент. Функции педагогического процесса.

Закономерности и принципы организации педагогического процесса: природосообразность, гуманизация, культуросообразность, научность, систематичность и др. Пути гуманизации и демократизации педагогического процесса ДОУ.

Моделирование образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Обусловленность ФГТ как концептуального документа, организующего структуру дошкольного образования. Критерии оценки эффективности педагогического процесса.

Основные компоненты образовательной среды ДОУ. Построение предметно-развивающей среды детства. Базовые компоненты развивающей среды: детская библиотека, музыкальный и театрально-танцевальный комплекс, групповые комнаты, изостудии, экологический комплекс, сенсорная комната и др. Основные принципы и требования к построению предметно-развивающей среды ДОУ.

Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей.

4.2. Программное обеспечение дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа ДОУ как основной нормативный документ, определяющий содержание дошкольного образования (соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса).

Структура и специфика основной общеобразовательной программы, планируемые результаты. Необходимость программы как ориентира творческой деятельности педагога.

Принципы построения (научность, энциклопедичность, интеграция, экологизация), основные требования к программам. Вариативность программного обеспечения дошкольного образования, критерии выбора программ.

Виды образовательных программ: комплексные (основные) и парциальные (дополнительные). Характеристика современных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Истоки», «Радуга», «Успех», «Развитие» и т.д.).

4.3. Проблема преемственности в работе ДОУ и школы

Преемственность как специфическая связь между разными этапами (ступенями) развития. Преемственность целей и задач обучения и воспитания; содержания образования; дидактических процессов; организационных форм и методов.

Задачи и принципы преемственности: природосообразность, адап­тивность, психологическая комфортность, це­лостность содержания образования, обучение деятельности и в деятельности, креативный принцип, принцип использования раз­нообразной познавательной среды.

Формы организации преемственности в работе детского сада и школы: совместные педсоветы (совещания), открытые занятия и уроки, совместные праздники и развлечения.

Современные подходы к решению проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Общая и специальная готовность, физическая и психологическая, личностная, интеллектуальная готовность. Школьная зрелость. Формирование учебно-важных качеств.

Условия успешной подготовки к школе: развитие произвольности поведения, отношение к учению как к важному общественно значимому делу, определенный уровень общего развития, высокий уровень развития познавательных процессов, готовность к учебной деятельности,



4.4. Семья и детский сад как социокультурная среда развития личности ребенка

Основные направления сотрудничества семьи и ДОУ: повышение педаго­гической и психологической грамотности родителей в воспита­нии и обучении детей дошкольного возраста; совершенствование уровня включения родителей в дея­тельность ДОУ; привлечение родителей «неорганизованных детей» райо­на к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

Основные задачи и принципы сотрудничества (взаимоуважение, доверительность, взаимопомощь, единство подходов). Этапы взаимодействия педагогов и родителей.

Необходимость изучения семьи и опыта семейного воспитания, методы изучения семейного воспитания (наблюдение, беседы, анкетирование и т.д.). Воспитание педагогической культуры родителей: содержание, формы организации и методы педагогического консультирования родителей.

Формы сотрудничества семьи и ДОУ: коллективные и индивидуальные, наглядно-информационные (опосредованные) и непосредственные, традиционные и нетрадиционные, внутри и вне дошкольного учреждения. Характеристика основных форм работы ДОУ с семьей (родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, семинары-практикумы, посещения семьи, родительский уголок и др.).

Методы активизации родителей: решение педагогических задач, игровые и творческие задания, анализ проблемных ситуаций, просмотр видеороликов, домашние задания, игровое моделирование. Критерии оценки эффективности работы детского сада с семьей.



4.5. Проблема семейного воспитания на современном этапе

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Роль семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Семья как источник и посредник передачи ребенку социально-исторического опыта, как важнейший институт воспитания и социализации ребенка.

Семейное воспитание как система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Уникальность и незаменимость семейного воспитания.

Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, коммуникативная, психотерапевтическая и др.

Задачи семейного воспитания: создание максимальных условий для роста и развития ребенка; обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка; передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания детей, отношения к старшим; обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»; укрепление физического здоровья детей.

Принципы семейного воспитания: принципы научности, целенаправленности, гуманизма, непрерывности, комплексности и т.д.

Психолого-педагогические условия и факторы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи. Родительская любовь, авторитет в семье. Культура быта семьи. Семейный микроклимат. Стили семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский).

5. Общие основы детской психологии

5.1. Детская психология как наука

Предмет детской психологии как науки. Теоретические и практические задачи детской психологии. Категориальный аппарат науки (личность, психологическое новообразование, возраст, сензитивный период, социализация, развитие, ведущий вид деятельности и др.).

Методология и методы детской психологии (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, тестирование).

5.2. Общие закономерности психического развития детей

Феномен развития личности ребенка. Характеристика биологических (природных) факторов развития личности. Проблема влияния наследственных особенностей, прирожденных свойств организма и процессов созревания на психическое развитие ребенка (биогенетическая точка зрения – С. Холл, К. Бюлер и др.)

Роль социальных условий в психическом развитии ребенка. Проблема роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка. Соотношение понятий «обучение» и «развитие» (социогенетическое направление Д. Локк, Э. Дюркгейм; теория конвергенции В. Штерна, теории З. Фрейда, Ж. Пиаже и др.). Идея Л.С. Выготского о ведущей роли воспитания и обучения в развитии.

Проблема возрастной периодизации психического развития ребенка. Понятие «возраст», критерии выделения возрастных периодов. Возрастные периодизации психического развития ребенка. Характеристика различных концепций периодизации психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации психического развития ребенка, развитие его идей в современной детской психологии. Структура возраста (по Л.С. Выготскому). Возрастные кризисы.



5.3. Проблема диагностики психического развития детей

Диагностика психического развития ребенка в детской психологии. Понятие, значение и функции психологической диагностики. Аспекты квалифицированной психологической диагностики: теоретический, практический, методический. Требования к организации и методике проведения диагностики.

Отклонения в развитии психики ребенка. Характеристика понятий «госпитализм», «со­циальная депривация», «педагогическая запущенность», «задержка психического развития». Возможные программы изучения и коррекции отклонений в развитии психики ребенка.

6. Психологические особенности развития детей в раннем детстве

6.1. Психологическая характеристика развития ребёнка в раннем возрасте

Характеристика психофизиологических особенностей развития ребенка в раннем возрасте. Основные достижения периода раннего детства: а) овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка; б) предметная (орудийная) деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста; в) познавательное развитие (развитие перцептивных действий и сенсорных способностей) и развитие речи. Формирование предпосылок игровой и продуктивных видов деятельности.

Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Становление эмоций и личности в раннем возрасте. Становление образа-Я. Сущность, значение, симптоматика кризиса трех лет. Психологическая диагностика развития детей раннего возраста. Проблемы раннего развития ребенка. Особенности адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ.

7. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве

7.1. Психологические особенности различных видов деятельности в дошкольном возрасте

Закономерности становления деятельности общения у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Формы (уровни) общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Процесс дифференциации детских коллективов.

Проблема развития игровой деятельности ребенка. Роль игры в становлении психических и психологических качеств детей. Игра-ведущий вид деятельности ребенка. Многообразий концепций детской игры. Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста, ее структурные компоненты. Динамика развития игровых мотивов, роли, игровых действий в дошкольном возрасте.

7.2. Развитие познавательных процессов дошкольника

Общая характеристика познавательного развития дошкольников. Проблема развития и воспитания внимания в дошкольном возрасте. Раз­витие физиологических механизмов внимания. Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное; сенсорное, интеллектуальное, моторное и др.). Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость и др.). Характеристика свойств внимания в дошкольном возрасте. Особенности внимания ребенка младенческого и раннего возраста. Закономерности формирования произвольного внимания в дошкольном возрасте.

Проблема развития и воспитания памяти в раннем и дошкольном возрасте. Особенности развития памяти первые три года жизни. Виды памяти (двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая; произвольная и непроизвольная, долговременная, кратковременная, оперативная). Механизм становления произвольной логической памяти. Этапы развития памяти на протяжении дошкольного детства. Роль различных видов деятельности дошкольника в развитии памяти.

Проблема развития воображения и творчества в дошкольном возрасте. Некоторые подходы к проблеме развития воображения ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Характеристика видов воображения (репродуктивное и творческое). Функции воображения. Специфические особенности детского творчества. Этапы развития воображения в дошкольном детстве. Возможности дошкольного учреждения в развитии творческого воображения у дошкольников.

Проблема развития речи в раннем и дошкольном возрасте. Виды речи (вербальная и невербальная). Функции речи. Характеристика речи как средства общения. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии речи в период дошкольного детства.

Проблема детского мышления в психологии. Динамика развития видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Закономерности развития мыслительных операций (процессов) у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.). Развитие логических форм мышления у детей дошкольного возраста: формирование суждений и умозаключений, формирование понятий.



7.3. Развитие личности дошкольника

Понятие социальной ситуации развития психики ребенка. Характеристика социальной ситуации развития психики дошкольника. Основные новообразования дошкольного периода детства.

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка, ее экспрессивного и импрессивного компонентов. Социальная природа эмоций. Закономерности формирования высших чувств у детей: интеллектуальных, эстетических, нравственных. Роль общения и деятельности в эмоциональном развитии дошкольника.

Проблема развития волевой регуляции поведения в дошкольном возрасте. Общие возможности волевой регуляции детей к концу дошкольного возраста. Значение игровой, учебной, трудовой деятельности в реализации этих возможностей.

Проблема развития личности ребенка. Роль общения со взрослым в развитии личности ребенка. Проблема развития самосознания ребенка дошкольного возраста (самооценка, уровень притязаний). Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития самосознания ребенка.

Проблема изучения темпераментов в детской психологии, основные подходы и методы изучения. Тактика индивидуализации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различную индивидуально-типологическую направленность.

Проблема формирования характера ребенка. Движущие силы, источники и условия развития положительных сторон характера ребенка. Негативные проявления характера и условия их преодоления.

Проблема развития способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Сензитивные периоды в развитии общих и специальных способностей у детей. Проблема детской одаренности в психологической литературе.



7.4. Кризис семи лет и проблема психологической готовности ребёнка к школе

Готовность к школе как психологический феномен. Характеристика разных подходов к сущности и содержанию психологической готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.). Структура и содержание психологической готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе: познавательный, эмоционально-волевой и личностный аспекты. Сформированость предпосылок учебной деятельности как показатель готовности к обучению в школе. Диагностика готовности к школьному обучению (на примере анализа отдельных диагностических методик и программ диагностики готовности к школьному обучению).

Актуальные проблемы готовности в школе в современной психологической практике. Кризис семи лет.

4. Список литературы для подготовки к экзамену


Основная литература

1. Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО в области подготовки пед. кадров / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева.- М.: Логос, 2012.- 304 с

2. Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программ дошкольного образования/ Т. М. Горюнова. — М.: Сфера, 2009. 

3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего специалиста дошкольного образования к профессиональной деятельности: Метод. пособие/Нижегор. гос.пед.ун-т; Под ред. Т.М.Горюновой, Н.В. Белиновой.- Н. Новгород, 2010.

4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 2009.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студентов вузов: рек. УМО по спец. пед. образованию/ Г.М. Коджаспирова. – М.:КноРус, 2010.

6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений: допущено Эксперт. советом по проф. образованию/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -10-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009. 

7. Ляксо Е. Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз: учеб.-метод. пособие/ Е. Е. Ляксо. — СПб.: Речь, 2010. — 190 с. 

8. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш.- М.: Академия, 2011.- 144 с.-(Высшее профессиональное образование).

9. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов и сред. спец. учеб. заведений/ Н. В. Микляева. — М.: Владос, 2008. 

10. Микляева Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ: Метод. пособие/ Н. В. Микляева. — М.: Сфера, 2010. −117 с.

11. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. пособие/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — М.: Академия, 2011. 

12. Митяева А.М. Здоровье сберегающие педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. УМО по спец. пед. образования / А.М. Митяева.- М.: Академия, 2008.- 188 с.

13. Морева Н.А. Технологии проф. образования: Комплект книг в электронном формате: Сб. разн. уч. на CD .- М.: Академия, 2010.

14. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пос. для студентов вузов / О.А. Сафонова.- М.: Академия, 2011.- 224 с.

15. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 298 с.

16. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов: рек. УМО по спец. пед. образования/ Н. А. Стародубова. -5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2012. −256 с.

17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 366 с.

18. Шутова Н.В. Психодиагностические методы в комплексном изучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие / Н. В. Шутова, В. В. Кисова; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Н. Новгород, 2011. −44 с.
Дополнительная литература

1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра»: Учеб.-метод. пособие /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб, 2012.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007.

3. Болотина Л.Р., Баранова С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.

5. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программ дошкольного образования: Методическое пособие.- М, 2009.

6. Горюнова Т.М., Ханова Т.Г. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие к изучению курса. - Н. Новгород: НГПУ, 2007.

7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2010.

8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО по спец. пед. образования / И. Г. Захарова. -6-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2010. −192 с.

9. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. М., 2010.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 352 с.

10. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. – М.: Академия, 2008.

11. Красильникова Л.В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Гладкова О.В., 2011 – 205 с.

12. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова.- М.: Сфера, 2010.- 122 с.

13. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО по напр. пед. образования/ Т. А. Серебрякова. - 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2011. 

14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. – М.: Академия, 2008.

15. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.


Разработчики программы:

Белинова Н.В. канд.пед.наук, доцент

Ханова Т.Г. канд. пед. наук, доцент



Председатель предметной комиссии _________________



Каталог: mediafiles
mediafiles -> Год. Самообследование по направлению осуществляется на основе приказа ректора от 18. 12. 2012 №447/12 «Об организации общественно-профессиональной аккредитации». Сокращения, принятые в тексте отчета: апим
mediafiles -> Развитие личностных качеств студентов педагогических специальностей как базового компонента коммуникативной культуры 19. 00. 07 педагогическая психология
mediafiles -> Психологические условия формирования эффективных учебно-профессиональных взаимодействий у студентов вуза 19. 00. 07 педагогическая психология
mediafiles -> Задачи областных студенческих олимпиад по психологии
mediafiles -> КонцепциЯ организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования
mediafiles -> Руководство по использованию международного опросника icast-r для изучения распространенности насилия над детьми
mediafiles -> Развитие компонентов социальной компетентности у подростков с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения 19. 00. 10 коррекционная психология
mediafiles -> Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 44. 06. 01 «образование и педагогические науки»
mediafiles -> Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 44. 06. 01 «образование и педагогические науки»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница