Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования Факультет: подготовки научно-педагогических кадров Категория обучающихся: адъюнкты, соискатели, аспиранты



Скачать 375.99 Kb.
Дата17.02.2016
Размер375.99 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Академия права и управления

(Академия ФСИН России)
Кафедра юридической психологии и педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии ФСИН России

генерал-майор внутренней службы

А.А. Крымов

«___»__________2015 г.



ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


Факультет: подготовки научно-педагогических кадров

Категория обучающихся: адъюнкты, соискатели, аспиранты





Рязань 2015

ББК 74р30

П78


Рецензенты:

Т.В. Кириллова, доктор педагогических наук, доцент (Академия ФСИН России);

Н.И. Калаков, доктор педагогических наук, профессор (ФГ КВОУ ВПО «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова»).
Автор-составитель: Н.А. Тюгаева, доктор педагогических наук; В.М. Литвишков, доктор педагогических наук.


П78

Программа кандидатского экзамена : по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования / авт.-сост. Н.А. Тюгаева, В.М. Литвишков. – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 24 с.

Программа кандидатского экзамена составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 902, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.07.01 образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 1242-дсп.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры юридической психологии и педагогики 17 февраля 2015 г., протокол № 3, методического совета академии 04 марта 2015 г., протокол № 8.


Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат психологических наук О.В. Старикова



Учебно-методическое издание
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА



Технический редактор Л.И. Семочкина

Подписано в печать

Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times.

Печ. л. 1,3.

Тираж 30 экз. Заказ № _____.



Редакционно-издательский отдел

Академии ФСИН России

390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России

390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1








ББК 74р30

© Н.А. Тюгаева, В.М. Литвишков, 2015

© Академия ФСИН России, 2015

1. Цели и задачи программы


Целью сдачи кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» является определение содержания и объема теоретических знаний и практических умений, которые должен продемонстрировать соискатель (адъюнкт), сдающий экзамен по данной научной специальности.

Соискатель, сдающий кандидатский экзамен, должен:



Знать: методологические и теоретические основы общей педагогики и образования, современное состояние и тенденции развития ее частных теорий.

Уметь: осветить принципиальные подходы к решению проблем этой области науки и конкретные методы исследования.

Владеть: фундаментальными теоретическими и практическими знаниями, навыками самостоятельного научного исследования в области данной научной специальности.


2. Содержание программы



Раздел I. История образования и педагогической мысли

Тема 1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициации и подготовки к ним как фор­ма организованного воспитания.

Причины и факторы возникновения образования как особой сферы деятельности человека, способа передачи социокультурных ценностей.

Образовательная практика древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея и др.). Домашнее воспитание и его традиции.

Типы учебных заведений, содержание, методы обучения и воспитания.

Педагогические идеи в религиозных учениях и письменных памят­никах народов Ближнего Востока (египетские папирусы, клинописные таблички, библейские сказания).

Воспитание и школа в древней Индии. Кастовое воспитание, различ­ные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в древнеин­дийских памятниках религиозно-философской литературы.

Аксиологические основы образования в Древнем Китае. Типы школ и содержание образования. Педагогические идеи древнекитайских мысли­телей (Конфуций, Лао-Цзы). Значение конфуцианской традиции в истории образования в Китае.

Используемая литература: [11,14,15,18,26,27,28,29,30].


Тема 2. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья
Воспитание в гомеровскую эпоху (IX-VIII века до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах. Система воспитания в Спарте.

Система воспитания в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебия). Зарождение идеи о всестороннем развитии личности. Вопросы воспитания и образования в трудах Демокрита, Сокра­та, Платона, Аристотеля.

Школа в эпоху эллинизма. Педагогические идеи Эпикура, Зенона и др.

Особенности образовательной системы древнего Рима. Воспитание в семье, тривиальные, грамматические, риторские школы.

Воспитание человека-гражданина. Педагогические идеи в сочинениях римских мыслителей (Л.А. Сенека, М.Т. Цицерон, М.П. Катон, М.Ф. Квин-тилиан).

Возникновение христианства и его влияние на характер образования. Философско-педагогическая мысль раннего христианства (К. Александ­рийский, А. Августин, И. Златоуст). Всемирно-историческое значение практики образования и педагогической мысли Античности.

Используемая литература: [8,9,10,11,18,20,21,22,23,24,25,26,27,28,30].
Тема 3. Воспитание и школа в Византии
Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в Византии.

Взгляд христианства на человека и его воспитание. Миссионерская и просветительская деятельность Кирилла и Мефодия среди славянских народов и создание ими славянской письменности.

Каролингское Возрождение и становление образовательной системы средневековой Европы. Роль христианства в системе ценностных ориента­ции образования. Типы школ и систем образования.

Схоластика и содержание образования. Методы обучения и воспита­ния. Возникновение университетов и их роль в развитии научного знания, культуры.

Философские проблемы образования и вопросы дидактики в сочине­ниях Ф.А. Алкуина, П. Абеляра, Ф. Аквинского, Гюго Сен-Викторского, Винсента из Бове.

Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Новые ценности образования и воспитания. Зарождение школ гуманистической направленности (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини). Идеи воспитания в утопических сочинениях Т. Мора, Т. Кампа-неллы, Ф. Рабле. Идеал человека, проблемы образования и воспитания в трудах Э. Роттердамского, М. Монтеня, X. Вивеса. Реформация и требования создания массовой народной школы (М. Лю­тер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.).

Контрреформация и ее влияние на школьную практику.

Используемая литература: [1,3,4,5,6,7,8,9,10,22,23,24,25,26,27,28,29].


Тема 4. Воспитание и школа на Средневековом Востоке
Школа и педагогическая мысль в Китае. Трехступенчатая система школьного образования. Государственные школьные экзамены. Педагоги­ческие идеи средневекового Китая (неоконфуцианство).

Воспитание и обучение в Индии: индуистские и мусульманские школы. Сохранение кастовости индуистского воспитания. Ведические тра­диции индуистских взглядов на воспитание.

Просвещение и образование в странах Ближнего и Среднего Востока. Ислам и система мусульманского образования и воспитания. Педагогиче­ские идеи ученых-энциклопедистов (аль-Фараби, аль-Бируни, ибн Сина и др.) и их влияние на развитие мировой педагогической мысли.

Используемая литература: [20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,37].


Тема 5. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X-XVII в.)
Воспитание детей у славян до принятия христианства. Памятники фольклора об идеале личности, целях, задачах и средствах воспитания.

Формирование Древнерусского государства и потребностей распро­странении грамотности. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Роль византийской культуры в формировании ценностных ориентации древнерусского образования. Педагогические идеи: Александ­рийская, школа. Климент Александрийский (217 г.), Антиохийская школа. Василий Великий (379 г.) и Иоанн Златоуст (407 г.), Блаженный Иероним (420 г.). Народные (церковные) школы.988 г. - Киевская школа учения книжного: 1028 г. - Новгородская школа. Школы при монастырях. Типы учебных заведении. Содержание, методы и характер обучения и воспита­ния. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы: Из­борники Святослава, «Поучение» Владимира Мономаха и др. Грамотность в Рязанском княжестве.

Упадок образования в период татаро-монгольского ига. Роль церкви в сохранении традиций образования и воспитания. Просвещение и школа в Новгородской республике. Развитие школы в Московской Руси. «Книжники» и, их роль в рас­пространении просвещения. Литературные памятники XIV-XVI веков о воспитании («Слово митрополита Даниила», «Беседы Василия Великого с юными учениками», «Наставления тверского епископа Семена» и др.).

«Домострой» как памятник религиозно-педагогической литературы.

Особенности развития образования на Украине и в Белоруссии. Братские школы. Киевская академия, ее влияние на распространение про­свещения.

Развитие школы в Русском централизованном государствеXVI века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Первые школы на Ря-занской земле (1692 г. школа при Солотчинском монастыре и др.). Сла­вяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в Мос­ковском государстве. Появление частных учебных заведений. Роль книго­печатания в распространении грамотности. Учебная литература (букварь В. Бурцева, «Синопсис», Хронографы и др.).

Педагогические взгляды и практическая деятельность по созданию новых учебных книг Е. Славинецкого, С. Полоцкого.

Используемая литература: [1,5,9,10,12,19,20,25,35,43].


Тема 6. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина XVII-конец XVIII в.)
Общие теоретические предпосылки развития прогрессивной педаго­гической мысли на Западе в Новое время (эмпиризм, рационализм, инди­видуализм).

Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гим­назии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

Начало систематического педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая система Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Материнская школа» и др.).

Идея пансофии. Принцип природосообразности воспитания. Этапы возрастного развития человека и школьная система. Содержание воспита­ния и образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Роль учителя.

Гуманизм педагогики Я.А. Коменского. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Движение за обновление школьного образования в странах Европы в XVII - начале XVIII в.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Идеал личности. Критика учения о врожденных идеях. Содержание и ме­тоды воспитания и образования («Мысли о воспитании»).

Концепция естественного воспитания Руссо и ее аксиологические основы. Особенности образования и воспитания на различных этапах воз­растного развития ребенка.

Влияние педагогических идей Руссо на развитие концепции «сво­бодного воспитания».

Проекты реформ народного образования в период Французской ре­волюции конца XVIII в.

Факторы формирования и развития личности в трактовке К.А. Гель­веция и Д. Дидро.

Педагогические идеи и практическая деятельность филантропистов (И.Х. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе).

Состояние народного образования в Североамериканских Штатах. Идеи о воспитании американских просветителей (Т. Джеффёрсон Т. Пейн, Б.Франклин)

Используемая литература: [9,10,11,12,13,14,17,18,25,26,27,29,30].
Тема 7. Школа и педагогика в России XVIII в.
Просветительские реформы начала XVIII века и их место в контексте социально-политических и экономических преобразований Петра 1. Создание государственных светских школ. Открытие профессиональных школ. Рязан­ское цифирное училище. Деятельность Л. Магницкого, В.Н. Татищева.

Педагогические взгляды Ф. Прокоповича, И.Г. Посошкова, С. Явор­ского, В. Н. Татищева.

Создание Петербургской академии наук с университетом и гимнази­ей. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепет­ровскую эпоху. Реформаторские идей И.И.Бетского. Организация воспита­тельных учреждений нового типа по его проектам.

Открытие в г. Рязани наместником И.В. Гудовичем пансиона для дворянских и благородных детей (1785 г.).

Педагогическая деятельность и воззрения М.В. Ломоносова, его борьба за бессословную школу.

Школьная реформа 1786 г. и создание государственной системы об­разования. Главные и малые народные училища. Открытие Петербургской учительской семинарии.

Русская педагогическая литература второй половины XVIII века.

Педагогические воззрения Н.И. Новикова и антикрепостническая на­правленность его просветительской деятельности. А.Н. Радищев - писа­тель, философ, публицист, педагог. «Путешествие из Петербурга в Моск­ву». Философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии».

Развитие образования в Рязанской губернии во второй половине XVIII века.

Используемая литература: [9,10,11,12,13,14,17,18,25,26,27,35,56].


Тема 8. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIXв.
Влияние немецкой классической философии на развитие педагогиче­ской мысли в Европе (И. Кант, Г.В. Гегель, И.Г. Фихте).

Гуманистический характер педагогического творчества

И.Г. Песталоцци. Идея развивающего поэтапного начального обучения, нравственно­го и трудового воспитания. Практическая педагогическая деятельность 'И.Г. Песталоцци. Развитие Ф. Дистервегом идей И.Г. Песталоцци. Кон­цепция, принципы и правила развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю

Создание И.Ф. Гербартом педагогической теории как научной сис­темы знаний о воспитании и образовании. Пути реализации воспитываю­щего обучения. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обу­чения. Содержание и средства нравственного воспитания детей.

Педагогические воззрения Г. Спецсера, основанные на идеях эволю­ции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и за дачи воспитания.

Школа и педагогическая мысль в США. Практическая направлен­ность школьного образования. Идеи X. Манна о постановке школьного де­ла и организация им подготовки учителей.

Используемая литература: [11,12,14,17,18,22,25,26,53].
Тема 9. Школа и педагогика России первой половины XIX в.
Либерализация политики правительства в сфере образования в нача­ле века. Устав 1804 г., создание государственной системы образования.

Усиление реакции после Отечественной войны 1812 г. и школа. Ус­тав гимназий и училищ 1828 г. и утверждение «охранительных начал» в образовании. Развитие общего и профессионального образования в 30-40 гг. педагогические институты при университетах. Первая рязанская мужская гимназия (1804 г.).

Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания.

Педагогическая мысль первой половины XIX века (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Г. Редкий, В.Ф. Одоевский, Н.М. Карамзин, М.М. Сперан­ский и др.).

Причины возникновения, задачи и содержание общественно-педаго­гического движения конца 50-х - начала 60-х годов. Школьные реформы 60-х годов. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение церковно-приходских школ. Развитие педагогического образования. Характер образовательных контрреформ 70-80 гг. Восстановление сословной разобщенности школы и приоритетного значения классического образования. Усиление правительственного контроля за школой, ужесто­чение регламентации учебно-воспитательного процесса.

Развитие педагогической мысли во второй половине XIX в. Идеал общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова. Обсуждение вопросов о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.А. Добролю­бов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Островский, С.А. Рачинский, С.И Миропольский).

К.Д. Ушинский - основоположник отечественной научной педагоги­ки. Философские, естественнонаучные и социально-политические основы его педагогической теории. Предмет, цель и задачи педагогики. Мысли о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Программа построения начальной школы на основе принципа народности. Идея раз­вивающего школьного обучения. Духовно-нравственное воспитание. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Личность учителя и пробле­мы его профессиональной подготовки. Учебные книги К.Д. Ушинского.

Влияние К.Д. Ушинского на деятельность теоретиков и практиков народной школы (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихоми­ров, В.Я. Стоюнин и др.).

Теория «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее гуманистический характер. Деятельность Л.Н. Толстого по созданию школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и организация педагогического процесса в ней. Раз­витие творческих сил детей - главная задача народной школы, а духовно-нравственное самосовершенствование личности - цель воспитания.

Образование в Рязанской губернии во второй половине XIX века. Типы школ: министерские начальные школы, школы духовного ведомства (церковно-приходские и школы грамотности); гимназии: первая рязанская мужская гимназия, Елатомская мужская гимназия, Рязанская мужская гимназия Н.Н. Зелятрова, Рязанская Мариинская женская гимназия, част­ная женская гимназия В.П. Екимецкой и др.). Подготовка педагогических кадров: Духовная семинария Рязанской епархии, Рязанское женское епар­хиальное училище, Рязанская земская учительская семинария. Видные рязанцы и их роль в развитии просвещения и школы (Святой Феофан Затвор­ник Вышенский, Д.Д. Дашков, Ф.А. Орлов, И.И. Срезневский, Н.П. Столпянский, С.Д. Яхонтов, Д.И. Ростиславов и др.).

Используемая литература: [3,4,7,9,12,14,17,25,29,38,41,59].
Тема 10. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.
Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке.

Реформаторская педагогика или «новое воспитание»: идеи свободно­го воспитания (Э. Кей, М. Монтессори), трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер), прагматическая педагогика Д. Дьюи и его последователей, зарождение экспериментальной педагогики (В.А. Лай, Э. Мейман, О. Вильман, Р. Ришар и др.), возникновение педологии (Э. Торн-дайк. С. Холл, А. Бине).

Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения конца XIX -начала

XX века и их вклад в развитие школы и педагогики.

Используемая литература: [5,7,11,12,14,17,18,28,33,44,47].

Тема 11. Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв.
Образовательная система России на рубеже XIX-XX веков. Общест­венная и частная инициатива в области начального, среднего и высшего образования.

Система образования Рязанской губернии в конце XIX - начале XX в. Деятельность рязанского земства в области народного просвещения.

Влияние общественно-политического подъема начала XX века на образование и политику правительства в области народного просвещения.

Введение всеобщего начального бесплатного образования как одна из важнейших задач власти и общества.

Влияние Первой мировой войны на социальную ценность знания и образования. Усиление патриотического воспитания в школе. Реформа­торские инициативы П.Н. Игнатьева. Открытие в Рязани первого в России женского учительского института.

Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX века: разви­тие педагогической антропологии (П.Ф. Лесгафт); развитие эксперимен­тальной педагогики (А.П. Нечаев); развитие идей «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов. СТ. Шацкий). Синтез достижений русской педагогики XIX - начала XX в.. в творчестве П.Ф. Каптерева.

Проблемы духовности личности в трудах русских, философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев и др.).

Используемая литература: [4,11,12,17,20,36,47,59].


Тема 12. Современная школа и педагогика за рубежом.
Изменения в организации и содержании школьного образования в странах Западной Европы и США и распространение нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению. Реализация их в школьной практике: метод проектов, Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры ин­тересов», Декроли, Йена-план и др.

Реформы образования в крупнейших странах Азии (Китай, Индия, Япония). Курс на «культурную ассимиляцию» в образовательной политике стран-метрополий в колониях.

Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США после Второй мировой войны: реорганизация школьных систем, дифференциа­ция образования, пересмотр школьных программ, форм и методов обуче­ния. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, различные формы организации обуче­ния, использование новейших технических средств, личностноориентированный подход к обучению и др.

Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония).

Ведущие течения западной педагогической мысли 50-90-х годов: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, педагогика глобализма, со­циально-критическая педагогика и др. «Гуманистическая психология» и ее место в современной педагогической теории и практике зарубежных стран. Гуманистическая педагогика К. Роджерса. Воспитательная система Б. Бет-тельхейма.

Общие тенденции развития педагогической науки и практики воспи­тания к концу XX столетия.

Используемая литература: [11,12,14,17,18,21,24,39,50].


Тема 13. Отечественные школа и педагогика советского периода.
Февральская революция 1917 г. Деятельность государственного ко­митета по народному образованию. Октябрьский переворот 1917 г.

Первые документы о народном образовании. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государ­ства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы». Проведение реформы в Рязанском крае и ее итоги. Борьба за ликвидацию неграмотности.

Деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, М.Н. Покровского в области народного образования, их роль в реализации курса на полити­зацию и идеологизацию учебно-воспитательного процесса в школе.

Развитие отечественного образования в 20-е годы: достижения и противоречия. Содержание и методы учебно-воспитательной работы. Программа ГУСа, поиски новых организационных форм и методов обуче­ния: обучение на основе комплексов, лабораторный план, метод проектов.

Официальные документы 30-х гг. о школе. Унификация структуры общеобразовательной школы (1934 г.). Признание урока основной формой обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Фактическое прекращение поисков новых организационных форм и методов обучения.

Ученическое самоуправление. Деятельность пионерской и комсомо­льской организаций в общеобразовательной школе.

Основные направления развития педагогической мысли в послерево­люционный период: социально-реформаторское, социально-рационалисти­ческое, технократическое, антропо-гуманистическое.

Педагогические идеи П.П. Блонского. Его вклад в изучение детства, разработку теории трудовой школы и защиту гуманистических идеалов воспитания.

Новаторский характер педагогической деятельности СТ. Шацкого и его теория использования социализирующих факторов в учебно-воспита­тельном процессе.

Педагогическое наследие русского зарубежья. Образовательные цен­тры эмиграции. Типы учебных заведений. Ценностные ориентации образо­вания и воспитания в условиях эмиграции.

Педагогическая концепция С.И. Гессена, ее гуманистический харак­тер и общечеловеческая направленность.

Христианские основы и сущность философско-педагогической сис­темы В.В. Зеньковского. Духовно-нравственное воспитание: сущность, за­дачи, средства и методы. Проблема свободы в процессе развития личности.

Системы «предметного воспитания» И.А. Ильина как способа ду­ховного обновления общества и человека. Определение духовности, ду­ховно-нравственных ценностей. Принципы предметного воспитания. Духовно-нравственный потенциал семьи как основа формирования духовного опыта личности ребенка.

Место и значение педагогической мысли русского зарубежья в исто­рии отечественной гуманистической педагогики XX столетия.

Педагогическое новаторство А.С. Макаренко. Разработка теории коллектива и воспитания личности в коллективе. Вопросы семейной педа­гогики.

Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Основ­ные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной рабо­ты. Участие школьников в общественно-полезном и производительном труде. Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны. Соз­дание Академии педагогических наук РСФСР.

Развитие школы в послевоенные годы: структурные изменения, со­вершенствование содержания образования, методов обучения и воспитания. Реализация принципа соединения обучения с производительным трудом и его закрепление в правительственных документах (1958, 1977, 1984 гг.).

Этапы осуществления всеобщего среднего образования.

Достижения и противоречия в сфере профессионального образования.

Развитие педагогической науки (В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, ВТ. Лихачев, М.И. Махмутов, Д.Б. Эльконин и др.). По­иски путей гуманизации образования и воспитания.

Гуманистический характер педагогической системы В.А. Сухомлинского. Разработка вопросов теории и практики гражданского воспитания, духовно-нравственных качеств, активной жизненной позиции. Личность педагога и его профессиональное мастерство.

Педагогика сотрудничества: концепция и ее реализация в деятельно­сти педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, СН. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).

Российское образование в новой социально-экономической ситуации.

Используемая литература: [2,5,7,11,12,17,18,20,22,44,55,57,60].



Раздел II. Теория обучения.
Тема 14. Обучение в целостном педагогическом процессе.

Понятие о системе образования. Образование и общество. Мировое образовательное пространство. Современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации. Принципы государственной политики в области образования. Модели образования. Непрерывное образование: сущность, функции и принципы. Структура и основные звенья системы образования и их характеристика. Учебно-воспитательные учреждения разноуровневого образования. Основные тенденции развития системы образования за рубежом. Детские дома. Организация жизни детей по месту жительства.

Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования.

Понятие о дидактике как теории образования и обучения. Основные категории дидактики: знания, умения, навыки, образование, процесс обучения, преподавание, учение, содержание, методы, средства и формы организации обучения. Функции и задачи дидактики.

Дидактические системы и модели обучения. Цели обучения. Содержание учебного процесса.

Дидактические причины и факторы. Комплексное влияние факторов. Мотивы – движущие силы познания. Изучение и информирование мотивов Стимулирование учения.

Методологическая структура педагогической деятельности. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. Самосознание педагога. Психологическая структура педагогической деятельности и педагогических способностей.

Профессия педагога. Направленность личности педагога и типы педагогов. Педагогическая культура.

Ученик как субъект учебно-воспитательной системы, индивид и личность.

Классификация закономерностей обучения.

Соотношение принципов и правил обучения. Система дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой.

Дидактические функции средств обучения и их классификация. Технические средства обучения. Технические средства управления обучением. Компьютеризация учебного процесса.

Методика подготовки и проведения урока. Типы и структура урока, нестандартные уроки, вспомогательные формы обучения. Дидактические затруднения в деятельности учителя.

Психолого-педагогический анализ уроков.

Лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, деловые игры и тренинги. Консультации.

История развития педагогической диагностики. Классифика3ция форм контроля знаний учащихся.

Организация контроля, традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.

Оценивание как компонент учебной деятельности. Сущность и роль оценок. Функции педагогической оценки. Объективность оценок как психолого-педагогическая проблема. Критерии оценки знаний учащихся и студентов.

Федеральное законодательство России об образовании.

Федеральные государственные образовательные стандарты – организационная, методическая и содержательная основа образования в России. Учебные планы и программы, принципы построения и структура. Учебный предмет, внутрипредметные и межпредметные связи.

Стили, уровни, этапы педагогического общения. Стили управления. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению. Функции педагогического взаимодействия и причины неэффективного общения.

Профессиональные качества, необходимые педагогу для общения с аудиторией.

Педагогическая социальная перцепция.

Используемая литература: [5,8, 9,10,11,12,14,17, 18, 21, 26, 28,35,47].


Тема 15. Формы и методы обучения.
Формы обучения. Виды обучения (типология уроков), основная классификация.

Метод как многомерное явление. Развитие теории методов обучения в дидактике. Классификация методов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Правила выбора методов обучения.

Используемая литература: [3,4,5,8, 9,10,11,12,13,14,17,18,23,36,37,49].

Раздел III. Теория воспитания
Тема 16. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Воспитание в первобытном обществе. Воспитание в Древней Греции. Воспитание в рабовладельческом обществе. Развитие воспитания в феодальном обществе.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения (14-16 в.в.). Педагогическая система Я.А.Коменского. Педагогические взгляды Дж. Локка. Теория воспитания Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци. Педагогическая система А.С.Макаренко.

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Закономерности и принципы гуманистического воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

Используемая литература: [4,5,8,9,10,11,12,13,17,18,25,46,49,51,54].


Тема 17. Воспитание базовой культуры личности
Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Мировоззренческие убеждения и действительность. Возрастные возможности формирования мировоззрения. Основные средства формирования мировоззрения учащихся. Воспитание и религия.

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Цель и содержание гражданского воспитания школьников. Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. Правовая культура и предупреждение правонарушений в среде обучающихся.

Воспитание основ нравственной культуры личности. Основные понятия теории нравственной культуры. Воспитание гуманности. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Экологическая культура учащихся.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Задачи и содержание трудового воспитания. Педагогические условия организации трудового воспитания. Профессиональная ориентация школьников (профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональный отбор, профессиональная адаптация). Воспитание основ экономической культуры школьников.

Воспитание эстетической культуры учащихся. Понятие об эстетической культуре личности. Эстетика детской жизни. Эстетическое восприятие природы. Формирование эстетической культуры средствами культуры.

Воспитание физической культуры личности. Задачи и содержание воспитания физической культуры (физические упражнения, природные и гигиенические факторы).

Используемая литература: [11,12,13,14,17,18,25,29,37,49,57].
Тема 18. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Формирование личности в коллективе как ведущая идея в гуманистической педагогике. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Разработка теории коллектива на современном этапе. Роль детского коллектива в развитие личности.

Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Существенные признаки коллектива и его функции. Структура и основные типы детских коллективов. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива (педагогическое требование, общественное мнение в коллективе, организация самоуправления, накопление и укрепление традиций).

Используемая литература: [3,4,5,8,9,11,17,18,25,26,27,29,38].
Тема 19. Общие методы воспитания.
Сущность методов воспитания. Классификация общих методов воспитания. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание). Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы, анализ результатов общественно полезной деятельности, работы органов ученического самоуправления, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых).

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Используемая литература: [3,9,12,16,19,38,45,56,57,59,60].
Тема 20. Воспитательные системы.
Структура и этапы развития воспитательной системы. Понятие о воспитательной системе. Движущие силы развития воспитательной системы школы. Этапы развития воспитательной системы школы (становление, обработка, окончательное оформление и перестройка воспитательной системы). Оценка эффективности воспитательной системы школы.

Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Воспитательная система вальдорфских школ. Воспитательная система школ глобального образования. Воспитательная система «справедливое сообщество». Воспитательная система «школы заботы». Воспитательная система «школы диалога культур». Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Воспитательная система школы-комплекса.

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Функции классного руководителя. Права классного руководителя. Обязанности классного руководителя. Формы работы классного руководителя с учащимися. Классный руководитель и педагогический коллектив. Критерии эффективности работы классного руководителя.

Детские общественные объединения в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения как институт воспитания. Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Типы детских общественных объединений.

Используемая литература: [9; 17; 19; 22; 33;34;37; 48; 55; 56; 61; 62; 68].
Тема 20. Отечественный и зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными.
Понятие «положительный опыт воспитательной работы с осужденными» в узком и широком смысле. Уровни положительного опыта (новизна на уровне научных открытий; эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование исправительного процесса; рационализация отдельных сторон педагогического труда).

Общие и специфические критерии положительного опыта воспитательной работы в ИУ: высокая результативность, стабильность результатов, репрезентативность, актуальность опыта – связь с передовыми направлениями в воспитании, преемственность, перспективность развития. Эффективность работы по изучению, обобщению, распространению и использованию положительного опыта. Этапы изучения, обобщения, распространения и использования положительного опыта: выявление опыта и его оценка; изучение опыта; анализ и обобщение опыта; распространение опыта; использование положительного опыта в воспитательной работе с осужденными; усовершенствование положительного опыта.

Положительный опыт функционирования Центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными.

Положительный опыт приобщения осужденных к духовно-нравственным ценностям.

Положительный опыт проведения смотра полезных дел коллективов осужденных.

Современная западная пенитенциарная наука. Электронный мониторинг – форма наблюдения, контроль за правонарушителем.

Реформирование уголовной и уголовно-исполнительной политики с учетом развития концепции «общественного блага» (удовлетворение потребностей общества и самих осужденных) в западных странах и США. История создания системы Community Corrections («Исправление в сообществе»); стратегия развития альтернативных наказаний и новая парадигма санкционирования отдельных видов преступлений.

Программа альтернатив «Бут Кэмп» (Boot camp) («Лагерь ботинка») - промежуточная программа исполнения наказания в США (штат Нью-Йорк и Луизиана) и предназначена для правонарушителей, не отбывших тюремный срок. Модель военизированного лагеря (строгая дисциплина, повиновение, разделение по отрядам, физические тренировки и внутренние церемонии, тяжелая ручная физическая работа, интенсивные психологические тренинги).

Интенсивная пробация – альтернативное наказание, вовлеченность правонарушителя в процесс собственного исправления. Постоянный контроль за осужденным, неукоснительное исполнение обязанностей.

Общественные центры возмещения ущерба (от трех до двенадцати месяцев, в некоторых случаях – до двух лет) – места круглосуточного стационарного пребывания правонарушителей. Особенность центров – зарплата и все доходы осужденных поступают в распоряжение центров для обеспечения компенсации. Профессиональное обучение осужденных, полная занятость, образовательные программы с возможностью получения необходимых навыков работы в центре, возможность лечения от наркотической и алкогольной зависимости. Опыт реализации образовательных программ для осужденных в пенитенциарных учреждениях США. Исполнение наказаний в Австрии. Использование сетевых и информационных технологий в тюремных администрациях. Использование специальных педагогических методик и интенсивного проведения занятий по физподготовке на свежем воздухе для несовершеннолетних осужденных. Проект «Теле-обучение»: получение образование дистанционным методом. Применение современных педагогических форм и методов обучения. Формы досуга (радио и ТВ, различные групповые консультации, театры, литературные и музыкальные кружки и т.д.).

Воспитательная работа с осужденными в Швейцарии. Условное и безусловное наказание в виде лишения. Уголовно-правовые меры. Меры педагогического и медицинского характера по отношению к больным правонарушителям, страдающим психическими расстройствами, больным алкоголизмом и наркоманией, в отношении лиц, совершивших половые преступления, а также насильственных преступников.

Опыт Италии и Швеции, Англии и Финляндии в области воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы.

Необходимость развития международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам.

Используемая литература: [23,32,33,44,47,48,55,56,57,59,60,67,68].



3. Примерная тематика рефератов





  1. Управление системой российского образования.

  2. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X – XVII вв.).

  3. Воспитательные системы.

  4. Воспитание и школа на Средневековом Востоке.

  5. Школа и педагогика в России XVIII в.

  6. Воспитание и школа в Византии.

  7. Современная школа и педагогика за рубежом.

  8. Коллектив как объект и субъект воспитания.

  9. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.

  10. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья.

  11. Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке

  12. (середина XVII – конец XVIII в.).

  13. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. Отечественный и зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными.

  14. Школа и педагогика России первой половины XIX в.

  15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.

  16. Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX в.

  17. Воспитание базовой культуры личности в современных условиях.

  18. Отечественная школа и педагогика советского периода.

  19. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность.

  20. Семейное воспитание как актуальная педагогическая проблема.

  21. Актуальные проблемы педагогической науки и практики.

  22. Педагогические принципы воспитания и обучения.

  23. Общие методы и технологии воспитания.

  24. Обучение в целостном педагогическом процессе.

  25. Формы и методы обучения.

  26. Педагогические технологии: понятие и характеристика.

  27. Современные образовательные технологии: опыт и проблемы применения в общеобразовательной системе.

  28. Образование в Российском обществе.

  29. Структура и система образования в России.

  30. Мировое и европейское образовательное пространство и тенденции его развития.

  31. Высшее образование в России как система.

  32. Педагогическая деятельность как социальное явление.

  33. Педагогические работники в российской образовательной системе.



4. Примерный перечень вопросов к экзамену





  1. Основные категории общей педагогики.

  2. Воспитание и обучение в феодальном обществе.

  3. Проблемное обучение.

  4. Воспитание в первобытном обществе.

  5. Общая педагогика как наука, ее объект и предмет.

  6. Формы обучения и их развитие в дидактике.

  7. Понятие и структура процесса обучения.

  8. Воспитание и обучение в Древней Греции.

  9. Методологические основы педагогики, ее связь с другими науками.

  10. Отрасли педагогической науки.

  11. Принципы обучения, их характеристика.

  12. Воспитание и обучение в рабовладельческом обществе.

  13. Педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670).

  14. Организация образовательного процесса в современной школе.

  15. Концепция непрерывного образования в современных условиях.

  16. Педагогические взгляды Джона Локка (1632-1704).

  17. Методы обучения, их классификация.

  18. Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712-1778).

  19. Индивидуальная воспитательная работа.

  20. Педагогическая система Иогана Генриха Песталоцци (1746-1827).

  21. Понятие, содержание и методы самовоспитания.

  22. Дидактические идеи в трудах педагогов-новаторов.

  23. Развитие общей педагогики в советский период.

  24. Нравственное и эстетическое воспитание.

  25. Учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения.

  26. Методы воспитания, их характеристика.

  27. Контроль, оценка и учет результатов обучения.

  28. Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко (1888-1939).

  29. Физическое и половое воспитание.

  30. Руководство учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

  31. Педагогические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870).

  32. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского (1918-1970).

  33. Методика использования наглядных пособий и технических средств обучения.

  34. Школа и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

  35. Правовое воспитание.

  36. Воспитание в трудовой деятельности.

  37. Самостоятельная работа обучающихся.

  38. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

  39. Закономерности и принципы воспитания, их реализация.

  40. Методы научно-педагогических исследований.

  41. Болонский процесс и его реализация в Российском образовании.

  42. Отечественный опыт организации воспитательной работы с осужденными.

  43. Зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Базовые учебники



  1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для

бакалавров. - М., 2014.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов. – М., 2013

Основная литература

  1. Антология педагогической мысли второй половины 19-го века. М., 1990.

  2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. М., 1985.

  3. Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX – начало XX вв.). М., 1990.

  4. Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994.

  5. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2000.

  6. Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов н/Д, 2002.

  7. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

  8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Уч. пособие. – Ростов н/Д, 1999.

  9. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994.

  10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.

  11. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

  12. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. – Екатеринбург, 1998.

  13. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995.

  14. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

  15. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие. – М., 1999.

  16. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

  17. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

  18. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1971.

  19. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведении / под общ. ред. акад.А.И. Пискунова.3-е изд. испр. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2001. 496с.

  20. История педагогики. М., 1995.

  21. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. акад.Н.Д. Никандрова. М.: Гардарики, 2007. 413с.

  22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М., 2003.

  23. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

  24. Красновский А.А. Я.А. Коменский. М., 1953.

  25. Кукушкин В.С. Дидактика. – М.; Ростов н/Д, 2003.

  26. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

  27. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. XIX – начало ХХ в.). М., 1998.

  28. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.-М.: Гардарики,2005.-526с.

  29. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций. – М., 2004.

  30. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 1992.

  31. Лихачев Б.Т. Развитие педагогического знания // Советская педагогика. 1990. № 11. С. 51-55.

  32. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник. М: Владос-Пресс, 2006

  33. Хрестоматия по истории педагогики: в 3т / под ред. акад. Пискунова. М.: ТЦ

Дополнительная литература

  1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1985.

  2. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб, 2000.

  3. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. – М., 1986.

  4. Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2000.

  5. Основы педагогического мастерства // Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

  6. Основы педагогики и психологии высшей школы // Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

  7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988.

  8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.

  9. Очерки по истории педагогической науки в СССР (1917 – 1980 гг). М., 1986.

  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1998.

  11. Педагогическое наследие (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци). М., 1987.

  12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособие. – М., 1998.

  13. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Уч-практ. пособие. – М., 1997.

  14. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. В 2-х кн. – М., 2002.

  15. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

  16. Реформы образования в современном мире. М., 1995.

  17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993, 1999.

  18. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Уч. пособие. – М., 1991.

  19. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998.

  20. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

  21. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М., 1997.

  22. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. – М., 1998.

  23. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций. – Рязань, 2010.

  24. Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

  25. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики: Учеб. пособие. – М., 1995.

  26. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М., 1990.

  27. Фролов А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. Горький, 1990.

  28. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. – М., 1997.

  29. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. М., 1979.

  30. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1981.

  31. Хрестоматия по истории школы в России / Под ред. С.Ф. Егорова. М., 1986.

  32. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. М., 1965.

  33. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и нового времени. М., 1991.


Нормативно-правовые акты:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 30 июля 2014 г. № 902.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года» от 14 октября 2010 года № 1772-р.

  4. Решение совещания при директоре ФСИН России «О внедрении системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» от 25.03.2011 года.



Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».

  2. Справочно-поисковая система «Гарант».

  3. Справочно-поисковая система «Эталон».

  4. Электронная библиотечная система.

Содержание


1. Цели и задачи программы 4

2. Содержание программы 4

3. Примерная тематика рефератов 19

4. Примерный перечень вопросов к экзамену 20



5. Учебно-методическое и информационное обеспечение 22




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница