Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук



Скачать 327.15 Kb.
Дата27.04.2016
Размер327.15 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

(Астраханский государственный университет)



УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом Университета



от «22» сентября 2014 г., протокол № 1



ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

Направление подготовки

37.06.01 Психологические науки
Профиль подготовки

Социальная психология


РАЗРАБОТАНА

Кафедрой социальной педагогики и психологии


(заседание кафедры от «_04_» сентября 2014, протокол №1



Астрахань – 2014 г.

Программа кандидатского экзамена составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 274 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2007 г., регистрационный № 10363); паспортом научной специальности, разработанным экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59 Номенклатуры специальностей научных работников (редакция от 11 ноября 2011 года). 

Программа кандидатского экзамена и список основной и дополнительной литературы обновлен с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы (выписка из протокола заседания кафедры прилагается).

Форма контроля: кандидатский экзамен


Трудоемкость в ЗЕ – в соответствии с учебным планом
Программу разработали:

1. Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, зав.кафедрой Палаткина Г.В. ________

2. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Тарасова И.В. ____________________

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ



  1. Пояснительная записка.

  2. Основные критерии оценивания.

  3. Содержание

    • основная (ВАК);

    • дополнительная (программа, разработанная кафедрой в соответствии с темой диссертации)

  1. Литература

    • основная;

    • дополнительная

5. Перечень вопросов к кандидатскому экзамену.

Пояснительная записка


Программа кандидатского экзамена по специальности 37.06.01 -Социальная психология направлена на проверку знаний аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по вопросам знания методологических основ, узловых проблем теории, основных методов и рабочих понятий социально-психологического исследования; проверки у аспирантов практических навыков применения методов и ряда специальных методик в ходе исследования, а также навыков разработки программы и методик конкретного социально-психологического исследования, его практического применения; ознакомление с этическими правилами социально-психологического исследования.

2.Основные критерии оценивания.

При определении требований к оценке по кандидатскому экзамену необходимо руководствоваться следующими критериями:

- оценки «отлично» заслуживает аспирант (соискатель), обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется лицам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала;

- оценки «хорошо» заслуживает экзаменуемый, обнаруживший полные знания программного материала, успешно выполняющий предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется лицам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы в аспирантуре и профессиональной деятельности;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает экзаменуемый, обнаруживший знания основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется лицам, допустившим погрешности при ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется экзаменуемому, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится лицам, которые не могут быть допущены к повторной сдаче экзамена без дополнительных занятий по существующей дисциплине.



3. Основная программа

1.1. Место социальной психологии в системе научного знания

Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии. Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии.

Рабочее определение: социальная психология - изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Позиция Г.И.Челпанова в дискуссии 20-х гг. и ее критика. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Роль идей Л.С.Выготского в подготовке нового этапа дискуссии. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. и начало новой дискуссии. Три точки зрения на предмет социальной психологии, предложенные в дискуссии.

Современные представления о предмете: «две» или «три» социальные психологии.

Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания.

Функции социальной психологии в обществе. Соотношение фундаментального и прикладного аспектов социальной психологии на современном этапе развития Российского общества.

1.2. История формирования социально-психологических идей

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях ХIХ века.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М.Лацаруса и Г.Штейнталя и специфический подход В.Вундта; «Психология масс» (Г.Тард, С.Сигеле и Г.Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В.МакДуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики.

Формулирование ряда социально-психологических идей в русле марксистской философии и слабая представленность их в работах профессиональных психологов.

Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы ХХ века. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США.

Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине века и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентаций: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.

Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской социальной психологией. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии ХХI века.
1.3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования.

Понятие методологии научного исследования в современном науковедении: общая методология, специальная (или частная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Социально-психологическая интерпретация принципа деятельности как пример частной методологии в социально - психологическом исследовании.

Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности. Два типа социально-психологических исследований. Классификация методов в социальной психологии: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования: а) сбора данных: наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, эксперимент. Дискуссионные проблемы применения эксперимента (ограниченные возможности лабораторного эксперимента; экологическая валидность; квазиэксперименты); б) обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др. Соотношение методологии и конкретных методик исследования.

Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.



2. Общение и взаимодействие

2.1. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения

Общественные и межличностные отношения. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности, как способ поведения личности в системе общественных отношений, придающий им «личностную» окраску. Межличностные отношения как форма проявления общественных отношения; их эмоциональная основа.

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Значение общения для развития индивида и развития общества: историческое развитие форм общения и развитие общения в онтогенезе. Специфика изучения общения в социальной психологии.

Особенности содержания понятия «общение» в отечественной психологии. Совпадение взглядов исследователей в понимании единства общения и деятельности и расхождение в трактовке их связи.

Различные точки зрения на структуру общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Связь каждой из них с характером совместной деятельности и взаимоотношением партнеров.

2.2. Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией

Недопустимость механического применения информационного подхода для анализа коммуникативной стороны общения. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Аксиальная и ретиальная коммуникация; способы организации текста.

Использование различных знаковых систем; виды коммуникации. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.

Основные средства невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе.

Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации.

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития.

Связь коммуникативной стороны общения с совместной деятельностью – проблема коммуникативных ситуаций.

2.3. Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии; неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я.Щепаньский, В.И.Панферов). Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как условие эффективного взаимодействия

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р.Тибо и Г.Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И.Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.

2.4. Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей

Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер) и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Роль межличностного восприятия в процессе общения. Взаимное восприятие и познание как основа установления взаимопонимания партнеров. Две возможных интерпретации взаимопонимания.

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия); роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А.Бодалев).

Интерпретация причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; виды атрибуции (Г.Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции.

Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия – использование специальных программ социально-психологического тренинга. Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.)
3. Социальная психология групп

3.1. Психология больших социальных групп

Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологическое значение исследования психологии больших групп и методы их исследования. Виды больших социальных групп: организованные группы, возникшие в ходе исторического развития общества, и стихийно сложившиеся кратковременно существующие группы.



Организованные группы (социальные классы, этнические группы, профессиональные группы, «демографические» группы). Структура психологии больших организованных групп. Соотношение психологии группы и психологии личности ( позиция Л.С. Выгот-ского). Проблема менталитета.

Особенности психологии социальных классов: устойчивые и динамические элементы классовой психологии.

Психологическая характеристика этнических групп. Традиции исследования в этнопсихологии и социальной психологии. Элементы структуры психологии этнической группы. Этнический стереотип; феномен этноцентризма. Проблема нации, национального характера. Особенности межэтнического общения. Использование проблем межэтнических отношений в идеологии и политике.
3.2. Стихийные группы и социальные движения

Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика; их особенности. Специфика процессов общения в стихийных группах. Способы воздействия на личность.



Заражение как бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям. Зависимость заражения от уровня самосознания личности. Явление паники как проявление заражения. Феномен заражения в современных обществах.

Внушение (суггестия) как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации ( В.М.Бехтерев) Феномен контрсуггестии. (Б.Ф.Поршнев). Внушение и убеждение. Роль внушения в пропаганде и рекламе.

Подражание как воспроизведение индивидом образцов демонстрируемого поведения. Традиции исследования в истории социальной психологии – значение и критика теории Г.Тарда. Роль подражания в истории общества и в онтогенезе.

Относительное значение заражения, внушения и подражания. Особенности этих механизмов в современных обществах.

Большие социальные группы и социальные движения. Объединение в социальных движениях организованных и стихийных групп. Формы и уровни социальных движений. Общественное мнение как их база. Проблемная ситуация как импульс социального движения. Неустойчивость социальных движений как результат несовпадения целей участников.

Механизмы присоединения к социальным движениям – способы рекрутации сторонников (теории относительной депривации и мобилизации ресурсов). Соотношение большинства и меньшинства. Роль лидеров в социальных движениях.


3.3. Общие проблемы малой группы

Объективные условия усиления роли малых групп в жизни общества. Соотношение «группового» и «индивидуального» подходов в американской социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп.

Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы: «нижний» и «верхний» пределы. Зависимость решения вопроса о границах малой группы от интерпретации ее природы.

Классификация малых групп: первичные и вторичные группы (Ч.Кули); формальные и неформальные группы (Э.Мэйо); группы членства и референтные группы (Г.Хаймен). Группа и организация. Современные концепции организационной психологии.

Композиция (состав), структура, динамика групповых процессов – параметры описания малой группы в социальной психологии. Структуры малой группы: межличностных отношений, власти (типы управления и подчинения), коммуникаций.

Положение индивида в малой группе: статус и роль. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные вехи исследования малых групп в социальной психологии: традиции социометрического (Дж. Морено), социологического (Э.Мэйо) подходов и «школы групповой динамики» (К.Левин). Различное употребление термина «групповая динамика». Групповая динамика и групповые процессы.

Заслуги и ограничения традиционных подходов к исследованию малых групп. Методологическая роль принципа деятельности в их изучении. Стратометрическая теория групповой активности (А.В.Петровский).


3.4. Динамические процессы в малой группе

Общая характеристика динамических процессов в малой группе: схема К.Левина и дополнения к ней.



Образование малой группы.

А) Вступление индивида в группу – феномен группового давления. Понятия «конформность» и «конформизм». Эксперимент С.Аша по изучению конформности в лабораторных условиях. Проблема переноса результатов на реальную жизнь. Современные исследования конформного поведения (М.Дойч, Г.Джерард). Исследование феномена в отечественной психологии (А.В.Петровский).

Б) Групповая сплоченность. Традиции изучения в истории социальной психологии: сплоченногсть как результат привлекательности группы для индивида (социометрические индексы, подход Л.Фестингера и Т.Ньюкома). Введение идеи деятельностного опосредования групповой активности (А.И.Донцов). Методы исследования групповой сплоченности.

Лидерство и руководство. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство», «лидер» и «руководитель». Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства (эксперимент К.Левина). Лидерство как групподинамический процесс. Лидерство как результат ценностного обмена (Р.Л.Кричевский). Методы выявления лидеров в группах. Стиль лидерства и эффективность деятельности группы (Ф.Фидлер).

Групповые решения. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К.Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группомыслия» (И.Джанис). Групповые решения как групподинамический процесс.

Эффективность деятельности малой группы. Проблема выбора критерия эффективности в зависимости от типа малой группы. Продуктивность деятельность и удовлетворенность ею – два важнейшие показателя эффективности. Сплоченность группы, развитие коммуникаций, стиль лидерства как факторы повышения эффективности групповой деятельности. Возможность возникновения новых критериев по мере развития малой группы (Р.С.Немов).
3.5. Развитие малой группы

Формирование идеи развития группы наряду с идеей групповой динамики. Основные подходы к анализу развития группы: традиции социально-психологического тренинга (В.Беннис, Г.Шепард); современные концепции «социализации группы» (Р.Морленд, Дж. Ливайн); проблема развития группы в исследованиях индивидуализма-коллективизма.

Проблема развития группы в психологической теории коллектива (А.В. Петровский). Основные этапы изучения коллектива в истории отечественной науки (А.С.Макаренко). Определение коллектива и его психологические признаки.

Совместная деятельность как интегратор группового развития. Стадии и уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития группы. Методики измерения уровня развития группы.

Методологическое значение идеи развития группы: уровень развития группы как основа классификации малых групп (А.В.Петровский, Л.И.Уманский).

Дискуссионные проблемы и дальнейшие задачи разработки социально-психологической теории коллектива.


3.6. Психология межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений как относительно новая область социальной психологии. Различие социологического и социально-психологического аспектов в изучении межгрупповых отношений. Особенности межгрупповых отношений в больших и малых группах.

История исследований проблемы в социальной психологии: интеракционистский подход М.Шерифа; когнитивистские концепции (А.Тэшфел, В.Дуаз). Преимущественный интерес к социально-перцептивным механизмам межгрупповых отношений как выражение специфики социально-психологического подхода. Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев).

Изучение межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп. Значение параметров успеха и неудачи в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномены «внутригруппового фаворитизма» и «внегрупповой враждебности». Условия возникновения и преодоления этих феноменов (тип межгруппового соревнования, наличие надгрупповых целей совместной деятельности).

Основные направления изучения межгруппового восприятия: горизонтальное (рядоположенные группы: однотипные и соподчиненные)) и вертикальное (иерархия групп). Группы в организации.

Влияние характера межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы. Практическое значение исследований психологии межгрупповых отношений.


4. Социальная психология личности

4.1. Социализация

Изучение социализации в социологии и возрастной психологии. Вычленение собственного угла зрения в социальной психологии.

Понятие социализации: широкий и узкий смысл термина. Две стороны процесса социализации – усвоение индивидом социального опыта и активное воспроизведение его. Механизмы социализации.

Содержание процесса социализации в основных сферах жизнедеятельности человека: в деятельности, общении, самосознании.

Этапы социализации (различные принципы их выделения в различных психологических школах). Дискуссионный характер проблемы социализации взрослых и пожилых людей. Концепция Э.Эриксона и ее значение в социально- психологическом исследовании социализации.

Институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа и группы сверстников, средства массовой информации и др. Зависимость институтов социализации от характера общественных отношений.

Социализация и детерминация социального поведения личности.
4.2. Социальная установка

Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории «отношение», «направленность личности», «личностный смысл»). Традиция исследования социальных установок – аттитюдов – в западной социальной психологии.

Определение социальной установки и ее структура: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.

Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

Соотношение социальных установок и реального поведения. Эксперимент Лапьера (феномен расхождения установки и реального поведения). Современные интерпретации этого феномена. Новый подход к проблеме связи социальной установки и поведения (Д.Бем).

Иерархическая структура диспозиций личности и место социальных установок в этой иерархии. Связь диспозиций с содержательной стороной деятельности (концепция В.А.Ядова). Возможности предложенной модели для более полного объяснения механизмов социального поведения личности.



4.3. Личность в группе

Положение личности в группе – фокус проблемы личности в социальной психологии. Социальная идентичность личности: определение и основные подходы.

Социально-психологические качества личности – качества, формирующиеся в ходе совместной деятельности и общения. Взаимозависимость качеств, приобретенных личностью в группе и «качеств» самих групп. Основные направления аргументации этого тезиса.

Понятие социально-психологической компетентности. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные качества личности. Их зависимость от индивидуальных психологических свойств. «Стык» социальной и дифференциальной психологии.

Модификации форм «перцептивной защиты» в группе. «Эффект ожиданий» и роль «имплицитных теорий личности» в групповом взаимодействии. Значение особенностей «когнитивного стиля» партнеров и степени их «когнитивной сложности» для продуктивности внутригруппового общения ( теория «личностных конструктов» Дж.Келли).

Место и роль социально-психологических качеств личности в оптимизации межличностных отношений в группе. Перцептивно-ориентированный тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности (Л.А.Петровская).

Практическое значение совершенствования социально-психологических качеств личности. Проблема востребования определенных качеств личности в конкретных условиях общества.

Перспектива исследований личности в социальной психологии.



Дополнительная программа

5.1. Особенности прикладного исследования и практической работы в социальной психологии

Статус прикладного исследования в современной науке и специфика этого статуса у социальной психологии. Две возможные стратегии организации прикладных исследований: учет того, что «может» и чего «не может» социальная психология на современном этапе ее развития.

Особенности прикладного социально-психологического исследования. Обязательность соблюдения принципа «не вреди» при проведении исследований в условиях реальной жизнедеятельности групп. Требование адекватности применяемых методик с учетом того, что человек – единственный источник информации. Особые требования ко времени проведения исследования «в поле». Необходимость соблюдения этических норм. Адекватность используемого языка – компромисс между языком науки и языком практики.

Взаимоотношения исследователя и заказчика – планирование, сроки, график работ.

Критерии эффективности прикладного социально-психологического исследования.

Практическая социальная психология как непосредственное вмешательство ученого в определенную область практики. Отличие практической работы от проведения исследования. Различие установок исследователя и практика: тип отношений практика и клиента.

Дискуссионный вопрос о гражданской позиции психолога – практика: обязательно ли совпадение ценностей заказчика и исполнителя? Этапы практической работы социального психолога.

Возможные уровни вмешательства и их отражений в социальных ролях практика: эксперт, консультант, обучающий. Специфика функций при исполнении каждой роли.


5.2. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии

Управление и развитие организации. Новые проблемы психологии управления в условиях многообразия форм собственности. Проблема оценки психологических качеств руководителя (создание психологического портрета руководителя, анализ совместимости руководителя и коллектива).

Выявление роли и форм обратной связи для оптимизации деятельности руководителя. Восприятие нововведений.

Оптимизация делового общения руководителей разных рангов.

Методы исследования в психологии управления.

Концепция организационного развития в современной социальной психологии. Роль психолога в создании «культуры организации» (оптимальное использование технологий, развитие коммуникаций, разрешение конфликтов, повышение возможностей организации адаптироваться к изменяющимся условиям).

Психологическая диагностика организации как элемент консультирования организационного развития.

Работа с персоналом организации; повышение роли каждого члена организации в принятии решений. Командообразование как одна из функций организационного консультирования. Жизненный цикл команды (адаптация, группирование и кооперация, нормирование, решение задачи).

Психолог в организации как «агент изменений».



Массовая коммуникация и реклама. Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой информации.

Функции массовой коммуникации и критерии ее эффективности.

Исследование основных компонентов процесса массовой коммуникации. Характеристики коммуникатора, сообщения, аудитории и канала как условия эффективности коммуникативного воздействия. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения. Методы анализа содержания текстов.

Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией.

Специфика социально-психологических аспектов рекламы. Эффективность рекламного воздействия. Изучение аудитории потребителей рекламы. Роль психолога как консультанта при разработке средств воздействия рекламного сообщения.

Роль политической рекламы в формировании имиджа политических руководителей, политических партий, государственных институтов и учреждений. Связь политической рекламы и PR (установления различными организациями и институтами связей с общественностью).

Метод фокус-групп в исследованиях рекламы.

Школа и семья. Социально-психологические проблемы в работе школьной психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога (психологическое просвещение, профилактика, консультирование, психодиагностика, психокоррекция). Необходимость сотрудничества со специалистами по возрастной, педагогической и клинической психологии.

Два вида консультирования в практической работе школьного психолога – консультирование школы как организации и индивидуальное консультирование (оказание индивидуальной помощи ученику, учителю, родителю). Значение профориентационной работы школьного психолога в современном меняющемся мире.

Работа по совершенствованию межгрупповых отношений в школьном коллективе (учащиеся, учителя, родители).

Сочетание методов индивидуального и группового консультирования.

Специфика семьи как малой группы и значение прикладных исследований в этой области. Психологические задачи службы семьи (подготовка молодых людей к созданию семьи, служба знакомства, регулирование семейных взаимоотношений). Основные формы практической работы психолога в сфере семьи – семейное консультирование и социально-психологический тренинг.

Психологические причины разводов. Роль социального психолога в программах семейного воспитания. Подготовка молодых людей к вступлению в брак. Служба содействия одиноким людям.

Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений (значение эмоциональных основ). Проблема удовлетворенности браком. Семейные роли. Внутрисемейные конфликты (между супругами, между родителями и детьми). Роль психологического консультирования для их преодоления.

Психологические проблемы репродуктивного поведения.

Этическая сторона прикладных исследований и практической работы психолога в области семейных отношений.

Право и политика. Роль социальной психологии в профилактике противоправного поведения, в частности, несовершеннолетних правонарушителей. Связь этой работы с работой школьной психологической службы и службы семьи. Изучение социально-психологических условий формирования противоправного поведения личности и социальной реадаптации личности после возвращения из мест заключения.

Исследования социально-психологических аспектов функционирования суда присяжных в современной России. Задачи социальной психологии в разработке проблемы прав человека.

Социально-психологические проблемы в политической психологии (психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия, роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля, политическая социализация).

Политическое консультирование как направление практической работы социального психолога. Роли психолога в процессе внутреннего политического консультирования (помощник, советник, консультант). Задачи психолога в процессе внешнего политического консультирования (работа с имиджем клиента, работа с личностью клиента, работа в избирательных кампаниях). Направления практической работы политического психолога: участие в разработке и принятии политических решений, анализ динамики общественного мнения, прямое консультирование политических деятелей перед публичными выступлениями, создание психологических портретов оппонентов.



Наука. Возрастание значения коллективных форм деятельности в современной науке и изменение субъекта этой деятельности (от научной школы к исследовательскому коллективу). Специфика коллективной научной деятельности, анализ природы совместной творческой деятельности. Программно-ролевой подход к исследованию науки (М.Г.Ярошевский). Основные научные роли в научном коллективе (генератор идей, критик, эрудит). Проблемы оценки эффективности вкладов сотрудников научного коллектива. Задачи и функции руководителя научного коллектива. Направления практической работы социального психолога в научных учреждениях: разработка рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций, консультирование руководителей и научных сотрудников, обучение руководителей научных коллективов методам управления. Задачи исследования взаимоотношений науки и общества в современном мире.

Перспективы развития социальной психологии в условиях радикальных социальных преобразований Российского общества. Необходимость социально-психологического анализа новых явлений общественной жизни: массового слома социальных стереотипов, изменения структуры ценностей, проблем социальной идентичности в новых социальных условиях и др. Задачи широкой профессиональной дискуссии о новых функциях и перспективах социальной психологии в меняющемся обществе.



Рекомендуемая основная литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.

  3. Андреева Г.М. Психология социального познания. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

  4. Андреева Г.М. Социальное познание: Проблемы и перспективы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 1999. – 416 с.

  5. Андреева.Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.

  6. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с.

  7. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения – повседневное использование и злоупотребление. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 384 с.

  8. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560 с.

  9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

  10. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.

  11. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М.: Наука, 1994. – 400 с.

  12. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

  13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 127 с.

  14. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. – М.: Изд-во «Магистр», 1997. – 80 с.

  15. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М.: Наука, 1983. - 232 с.

  16. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М.: Смысл, 1998. – 373 с.

  17. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.

  18. Вундт В. Проблемы психологии народов / Пер. с нем. – СПб.: Питер , 2001. – 159 с.

  19. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 176 с.

  20. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 444 с.

  21. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

  22. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. 2-е изд. - М.: Новая школа , 1996. – 351 с.

  23. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.

  24. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 128 с.

  25. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: Знание, 1988. – 64 с.

  26. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта; МПСИ, 2000. – 648 с.

  27. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

  28. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара: СамГПУ, 2000. – 188 с.

  29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.

  30. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Пер. с англ. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с.

  31. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. 2-е изд. -М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

  32. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  33. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

  34. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608 с.

  35. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Пер. с нем. – М.: Смысл, 2001. –572 с.

  36. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

  37. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  38. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 175 с.

  39. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.

  40. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с франц. – М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. – 478 с.

  41. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с франц. - М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1998. – 560 с.

  42. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

  43. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

  44. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

  45. Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М.Хьюстон, В.Штребе, Дж.Стефенсон. Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 688 с.

  46. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.

  47. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М.: Наука, 1979. – 232 с.

  48. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2000. – 298 с.

  49. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1979. – 240 с.

  50. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.

  51. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. – Л.: Наука, 1979. – 264 с.

  52. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Теоретико-эмпирический анализ. – М.: Академия, 2000. – 264 с.

  53. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 255 с.

  54. Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.

  55. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

  56. Социальная психология : История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. – 288 с.

  57. Социальная психология: Саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – 252 с.

  58. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 475 с.

  59. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

  60. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академия Проект, ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.

  61. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

  62. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с.

  63. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. – 448 с.

  64. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск.. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

  65. Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. – 352 с.

  66. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328 с.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. – 416 с.

  2. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М.Г.Ярошевский. - М.: Наука, 1987. – 214 с.

  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по со- циологии знания / Пер. с англ. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.

  4. Берн Э. Трансактный анализ в группе: Пер. с англ. – М.: Лабиринт, 1994. – 174 с.

  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

  6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 104 с.

  7. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. –М.:Лабиринт,1998. – 332с.

  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998. – 336 с.

  9. Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека: В 4-х томах. – М.: Изд-во РАГС, 2001.

  10. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.

  11. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: Армада, 1998. – 511 с.

  12. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 380 с.

  13. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – 560 с.

  14. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев: Наукова Думка, 1982. – 159 с.

  15. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2002. –368 с.

  16. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. – 365 с.

  17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е мзд. -М.: Academia, 2000. – 192с.

  18. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е.Семенова – М.: Наука, 1983. – 240 с.

  19. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. – 200 с.

  20. Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2002. - 461 с.

  21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

  22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО "Горбунок", 1992. – 224 с.

  23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 480 с.

  24. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1988. – 256 с.

  25. Свенцицкий А. Социальная психология управления.- Л., 1986.

  26. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1988. – 165 с.

  27. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

  28. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 112 с.

  29. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Л.Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

  30. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. - М.: Наука, 1999. – 237 с.

  31. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 560 с.

  32. Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.:Питер, 1999. – 272 с.

  33. Экман П. Психология лжи / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. – 272 с.


Перечень вопросов к кандидатскому экзамену.

1. Общее определение методологии социально-психологической науки.

2. Базовые понятия методологии социально-психологической науки – предмет и объект исследования, познавательная ситуация.

3. Значение методологического знания для социальной психологии.

4. Особенности и специфика социально-психологического знания

5. Ненаучное социально-психологическое знание и возможность социально-психологического знания как научного

6. История развития методологии социально-психологической науки до середины XIX века. Возникновение классического идеала научности.

7. Отечественные исследования в области социально-психологической методологии науки (Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, В.С. Степин).

8. Естественнонаучный и герменевтический методы в социально-психологическом изучении человека.

9. Общенаучно-методологические подходы в середине ХХ века и в современности.

10. Тенденции развития конкретно-научной методологии в социальной психологии.

11. Содержание социально-психологической методологии (научный принцип, концепция, теория, подход, учение).

12. Основные этапы социально-психологического исследования.

13. Периодизация развития социальной психологии.

14. Предпосылки возникновения и развития социальной психологии

15. Характеристика философского этапа в развитии социально-психологических идей за рубежом

16. Социально-психологическая проблематика в социологии 19 в.

Историко-эволюционная социология к.19-нач. 20 в.

17.“Психология народов”

18. “Психология масс”

19. Теория инстинктов социального поведения

20. Социально-психологическая проблематика в классическом психоанализе

21. Экспериментальный период развития зарубежной социальной психологии в 1 пол. 20 в.

22. Основные направления прикладных исследований в зарубежной социальной психологии в 20-30-е гг.

23. Развитие социально-психологических идей в России в 18.

24. Развитие социально-психологических идей в России в 19 в.

25. Характеристика отечественной социальной психологии в 20-30 гг.

26. Основные черты отечественной социальной психологии в 60-70 гг. и в современный период

27. Что является предметом психологии лидерства?

28.С какими другими науками и областями психологии связана психология лидерства?

29. Почему проблема лидерства считается междисциплинарной?

30. Назовите задачи психологии лидерства.

31. Расшифруйте понятия: лидерство, авторитарная личность, последователь, руководство.

32. Назовите разделы психологии лидерства.

33. Назовите этапы в истории развития психологии лидерства.

34. Предмет и задачи гендерной социальной психологии

35. Методы гендерной социальной психологии.

36. История становления гендерной социальной психологии

37. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом

38. Возникновение и развитие гендерных исследований в российской психологической науке

39. Социально-психологические детерминанты анализа гендерных отношений: гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность.

40. Половая (гендерная) дифференциация, как ключевое понятие анализа психологии гендерных отношений.



41. История становления гендерной психологии лидерства.
Каталог: images -> File -> ASPIRANTURA%202015
File -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
File -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
File -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
File -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
File -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
File -> Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования
File -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
ASPIRANTURA%202015 -> Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница