Программа кандидатского экзамена по "Истории и философии науки" состоит из трех обязательных разделов: «Общие проблемы философии науки»



Скачать 215.04 Kb.
Дата24.04.2016
Размер215.04 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основу настоящей программы составляют основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы, место и роль научного познания в социокультурном измерении, эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структура, основание науки, прогностические функции философского знания; взаимовлияние философии и науки, научные революции и смена типов научной рациональности; особенности глобальных научных революций, стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы.

Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит из трех обязательных разделов: «Общие проблемы философии науки», «История экономики и техники», «Современные философские проблемы экономики».

Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы «История экономики и техники» и «Современные философские проблемы экономики».

На кандидатском экзамене по дисциплине “История и философии науки” аспирант (соискатель) должен продемонстрировать:

- владение категориальным аппаратом философии науки;

- системные мировоззренческие и методологические знания историко-философских основ научно-познавательной деятельности;

- умения их творческого использования в процессе решения проблем в избранной научной области исследования.

Указанные знания и умения аспирант приобретает в процессе освоения обязательной дисциплины ОД.А.01 «История и философия науки», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.

1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Предмет философии науки и специфика философского мышления. Место философии науки в структуре философского знания. Основное содержание дисциплины. Функции философии науки.

Основные этапы развития философии науки. Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля (первый позитивизм). Эмпириокритицизм (второй позитивизм). Неопозитивизм (третий позитивизм). Развитие философии науки во второй половине XXв.

Основные смыслы науки: знание, деятельность, социальный институт, академическая система, научно-техническая революция.



1.2. Наука в культуре современной цивилизации.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука.

1.3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно - организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук, информационной техники и технологий.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.



1.4. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической загруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.



1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.



1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка основании науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Управление качеством техники и технологий. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В,И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

1.8. Наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVUв.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и техника, технологии. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



1.9. Объект, субъект и предмет социально-гуманитарного познания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе временные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования в социально-гуманитарных науках. Личностное неявное знание субъекта.

Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смысло-полагании.



1.10. Аксиология науки. Роль ценностей науки. Значение ценностей в социально - гуманитарном познании.

И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социальных и гуманитарных наук. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.



1.11. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук.

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений, История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).



1.12. Социальное пространство и социальное время.

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».



1.13. Объяснение, понимание и предвидение в социально - гуманитарных науках.

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к гер-невтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии.



1.14. Истина и сомнение в социально-гуманитарном познании.

Вера и знание, достоверность и сомнение, укоренённость веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (J1.Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).



1.15. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической, технической и юридической науках, психологии, филологии.



РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕХНИКИ.

2.1. Доиндустриальная экономика.

Азиатский способ производства и античное рабовладение. Феодальная система хозяйства. Западноевропейский феодализм. Сельское хозяйство Западной Европы. Средневековый город. Экономические причины и последствия Великих географических открытий. Экономическое развитие Киевской Руси. Особенности феодального хозяйства России. Мануфактурный период развития. Идеи Ордин-Нащокина, И.Т. Посошкова. Реформы Петра 1. Роль техники в развитии человечества.



2.2. История индустриальной экономики и научно-технического прогресса.

Развитие науки и техники в Европе и мире, предпосылки становления новой модели хозяйственного развития. Первоначальное накопление капитала в Западной Европе. Переход от феодального к капиталистическому хозяйству. Промышленный переворот в Англии. Развитие капитализма в Германии, Франции, США. Развитие капитализма в России. Реформы Александра И. Американский и Прусский пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Мировая экономика и техника в период перехода к империализму. Особенности американского и японского империализма. Экономика России в период империализма (1900-1917).



2.3. Становление регулируемого капитализма.

Проблема прямого и косвенного регулирования (Н.Д. Кондратьев, Дж. М. Кейнс). Эволюция государственного регулирования на Западе. Новый курс Ф. Рузвельта. План экономики Дж. Мэя. История развития менеджмента, новых технологий и поколений техники.

Экономическое развитие США. Промышленные корпорации и финансовые группы. Особенности промышленного развития Англии. Монополии и государственное регулирование. Особенности корпораций и финансового капитала Франции. Экономическое развитие Германии. Тоталитарная модель регулируемого капитализма. Экономическое чудо “ФРГ” и его причины. Опыт социального регулирования в развитых странах мира.

2.4. Экономика России в конце XIX - начале XX века.

Капиталистическое развитие России. Сравнение с буржуазными преобразованиями в Англии, Германии, Франции. Дискуссии о роли общины в аграрной эволюции России. Реформы С.Ю. Витте и ГТ.А. Столыпина. Региональная дифференциация аграрной экономики России. Особенности империализма в России. Промышленные монополии. Банки и финансовые группы. Промышленный подъем в 1910- 1913 гг. Экономика и техника России в годы I мировой войны.



2.5. Экономика СССР.

Хозяйство советского государства в период гражданской войны. Развитие хозяйства на путях новой экономической политики. Торговля и финансы. Успехи НЭПа и причины его свертывания. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Успехи и трудности в создании социалистической экономики. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. Развитие народного хозяйства в послевоенный период. Реформы Н.Хрущева, А.Косыгина. Причины экономических трудностей, застоя в социально-экономической сфере. Развитие информационных систем и технологий. Распад СССР и его экономической системы. Переходная экономика России в 1992-2006 гг.



2.6. Постиндустриальное (информационное) общество: проблемы и перспективы.

Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция. Экономические проблемы США, лидера мировой экономики. Проблемы и перспективы развития экономики Европы. Латинская Америка, формирование индустриального общества. Состояние и перспективы экономики стран азиатско-тихоокеанского региона. Тенденции развития мировой экономики в XXI веке. Проблемы информационного общества, развития технологий и техники.



Раздел 3. Современные философские проблемы экономики.

3.1. Экономика как объект методологической рефлексии.

Структура и эволюция научного экономического знания. Модели экономической науки. Экономика: наука и реальность. Картины экономической реальности. Кейнсианский вектор. Неоклассический вектор. Институциональные альтернативы. Эволюция философских взглядов. Информационная экономика.



3.2. Эволюция метода экономической науки.

Модели позитивизма. Классический подход. Историческая школа и Карл Маркс. Влияние позитивизма на экономическую теорию. Переход от методов к методологии экономической деятельности. Экономика и этика. Этика экономики. Экономика этики. Ценностные установки в экономике. Ценность как экономический феномен. Экономическая наука и национальная школа.



3.3. Современные тенденции в развитии экономической методологии.

Постпозитивистские и постмодернистские интерпретации экономических знаний. Эпистомологические фильтры в экономическом познании. Функции современной экономической методологии. Маржинализм и альтернативные школы. Кейнсианская революция и эволюция кейнсианства.



3.4. Методологические основы теории менеджмента.

Способы анализа менеджмента. Философские основания формирования теории менеджмента. Свобода и ответственность. Методологические установки классического менеджмента. Применение гуманитарно - научного подхода в менеджменте. Методологические установки современного теоретического менеджмента.


3. ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по разделу 1:

  1. Понятие науки.

  2. Позитивистская концепция соотношения философии и науки.

  3. Концепция научного познания О. Конта, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.

  4. Позитивистский подход к проблеме систематизации знаний и классификации наук.

  5. Общая характеристика основных этапов развития философии науки.

  6. Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки в эмпириокритицизме.

  7. Критика эмпириокритицизма. Проблема преодоления наивно-реалистической гносеологии.

  8. Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм.

  9. Неопозитивистская концепция эмпирического и теоретического. Принцип верификации.

  10. Критический рационализм К. Поппера.

  11. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

  12. Концепция исторической динамики науки Т.Куна.

  13. Анархистская эпистемология П. Фейерабенда.

  14. Отечественная философия науки во второй половине XX века.

  15. Основные направления развития отечественной философии науки.

  16. Эмпирические и теоретические уровни научного исследования.

  17. Структура эмпирического исследования.

  18. Структура теоретического исследования.

  19. Духовная революция античности. Становление математики.

  20. Возникновение естествознания.

  21. Формирование методологии опытной науки Ф. Бэкон: «Новый органон».

  22. Основные определения механической концепции объяснения материального мира в работе И. Ньютона. Математические начала натуральной философии.

  23. Время, пространство, место, движение И. Ньютон: «Математические начала натуральной философии».

  24. Уровни познания И. Кант: «Критика чистого разума».

  25. Математика, естествознание, космология в «Критике чистого разума» И.Конта.

  26. Сознание и самосознание в работе Г. Гегеля «Феноменология духа».

  27. Феноменологический метод Э. Гуссерля: «Логические следования».

  28. Работа М. Хайдегера «Бытие и время».

  29. Методология в научном познании. Г. Гадамер: «Истина и метод».

  30. Способ бытия человека. М.М. Бахтин: «К философии поступка».

  31. Роль науки и техники в развитии общества. К. Ясперс: «Смысл и назначение истории».

  32. Роль философии в цивилизационном развитии общества. А.Уайтхед: «Приключения идей».

  33. Критический рационализм К. Поппера в работе «Логика и рост научного знания».

  34. Проблема научной революции в работе Т. Куна: «Структура научных революций».

  35. Методология научного познания в работе И. Лакатоса : «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

  36. Коммуникативная рациональность и нравственность в науке. Ю. Хабермас: «Моральное сознание и коммуникативное действие».

  37. Работа М. Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма».

  38. Концепция неявного знания. М. Полани: «Личностное знание на пути к посткритической философии».

  39. Анархистская эпистемология П. Фейерабенда по работе «Против методологического принуждения».

  40. Три волны в развитии науки. Э. Торфлер: «Шок будущего».


Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по разделу 2-3:

  1. Реформа Петра I.

  2. Характеристика индустриальной экономики.

  3. Развитие капитализма в России. Реформы Александра II.

  4. Экономика России в период империализма (1900-1917гг).

  5. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

  6. Развитие хозяйства на путях новой экономической политики. Успехи НЭПА и причины его свертывания.

  7. Успехи и трудности в создании социалистической экономики.

  8. Переходная экономика России в 1992-2010гг.

  9. Экономические проблемы США, лидера мировой экономики.

  10. Состояние и перспективы экономики стран азиатского - тихоокеанского региона.

  11. Структура и эволюция научного экономического знания.

  12. Картины экономической реальности.

  13. Информационная экономика.

  14. Модели позитивизма.

  15. Историческая школа и Карл Маркс.

  16. Переход от методов к методологии экономической деятельности.

  17. Экономика этики.

  18. Этика экономики.

  19. Ценностные установки в экономике.

  20. Экономическая наука и национальная школа.


4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рекомендуемая литература по разделу 1:

Основная литература:

  1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977г.

  2. Винер Н. Творец и робот. М.: Полит издат, 1996г.

  3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, Наука, 1988г.

  4. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Наука, 1987г.

  5. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт. Сог. в 2т. М.: Знание, 1994.

  6. История и философия науки. Под общей редакцией А.Д. Урсула. М.: Издательство ГАГС, 2006г.

  7. Карнап Р. Философские основания знания. М.: Наука, 1975г.

Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: Пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратина. М.: ГУВШЭ, 2000г.

  1. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Знание, 1985г.

  2. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д Феникс, 1999г.

  3. Кохановский В.П., Леткевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов п/Д.: Феникс, 2004г.

  4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Знание, 1977г.

  5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: «Высшая школа», 2001г.

  6. Мамардашвили М.: Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997г.

  7. Моисеев Н.Н. Информатика и наука - технический прогресс. М.: Наука, 2000г.

  8. Никифоров A.JI. Философия науки: история и методология. М.: Знание, 1998г.

  9. Огурцов A.J1. Дисциплинарная структура науки. М.: Знание, 1988г.

  10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Знание, 1993г.

  11. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2т. М.: 1992г.

  12. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Пе-чеккин. М.: Знание, 1996г.

  13. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: «Высшая школа», 2000г.

  14. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гарда- рики,т2006г.

  15. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова, М.: Аспект Пресс, 1996г.

Дополнительная литература:

  1. Пригожин И., Стеигерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред В.И. Аршинова, Ю.Л. Кримонтовича и Ю.В. Сачкова М.: Прогресс, 1986г.

  2. РикёрП.Герменевтика. Этика. Политика. М.: Феникс, 1995г.

  3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Наука, 1998г.

  4. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.: ИНФРА - М, 1999г.

  5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: ACT, 2003г.

  6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Наука, 1986г.

  7. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980г.

  8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ., М.:АСТ, 2003г.


Рекомендуемая литература по разделу 2:

Основная литература:

  1. Бавыкин В.И. Индустриальное развитие России до 1917г. М., Экономика 1991г.

  2. Бавыкин В.И. Формирование финансового капитала. М., Наука 1970г.

  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т 1-3. М., Наука 1986-1992.

  4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., Наука 1989г.

  5. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., Политиздат 1989г.

  6. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М.: ИНФРА, 2000г.

  7. Гофф Жан-де. Цивилизация средневекового Запада. М., Наука 1992г.

  8. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., Наука 1953г.

  9. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. М., Гардарики 1996г.

  10. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., МГУ 1970г.

  11. Джангарадзе В.Э. Экономическая история США. М., Экономика 1973г.

  12. История народного хозяйства. Словарь-справочник. М., ЮНИТИ 1995г.

  13. История социалистической экономики СССР в 7 т. М., Экономика 1976-1980.

  14. История средних веков. М., Наука 1986г.

  15. История экономики (под руководством Конотонова М.В. и Сметанова С.И.) М., Экономика 1999г.

  16. История экономики. М., Экономика 2002г.

  17. Конаковский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства. М., МГУ 1971г.

  18. Лаверычев В.Я. Государство и монополии в дореволюционной России. М., Экономика 1982г.

  19. Мамфорд А. Миф машины. Техника в развитии человечества. М.: ИНФРА, 2001г.

  20. Семчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет. Исторические ряды. М.: ИНФРА, 2006г.

Дополнительная литература:

  1. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. М.: Наука, 1988г.

  2. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. ПСС. Т.3. М., Политиздат 1980г.

  3. Манфред А.Э. Очерки истории Франции. М., 1961г.

  4. Маркс К. Капитал. т-1. гл. 24. Соч. Т.23 М., Политиздат 1972г.

  5. Мартен А.Л. История Англии. М., Госполитиздат 1950г.

  6. Мотылев В.Е. Экономическая история зарубежных стран. М., Экономика 1961г.

  7. Очерки новой и новейшей истории США. Т. 1-2 М., Наука 1960г.

  8. Очерки экономических реформ. М., ЮНИТИ 1992г.

  9. Панорама экономической мысли конус XX столетия. Спб.: Экономическая школа, 2002г.

  10. Платонов Д.Н. Иван Посошков. М., Наука 1989г.

  11. Полонский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. М., МГУ 1961г.

  12. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и др. сочинения. М., Госиздат 1951г.

  13. Симония Н.А. Страны Востока: Пути развития. М., Наука 1975г.

  14. Сметанин С.И. Развитие капитализма в России. М., Экономика 1992г.

  15. Сметанин С.И. Развитие капитализма в Японии. М., Экономика 1993г.

  16. Сметанин С.И. Экономическая история России. М., Экономика 1992г.

  17. Солодовников В.Г. Буржуазные теории и проблемы развития слаборазвитых стран. М., МГУ 1981г.

  18. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. М., Экономика 1966г.

  19. Тимошина Т.М. Экономическая теория России. М., Высшая школа 1996г.

  20. Хромов П.А. Экономическая теория СССР. М., Высшая школа 1988г.

  21. Шапкин И.Н. Реснянский С.А. Деловой мир России. Из истории формирования российской буржуазии М., Наука 1995г.

  22. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., Политиздат 1991г.

  23. Яковлев А.Н. От Трумэна до Рейгана: доктрины и реальности ядерного века. М., Гардерики 1996г.

  24. Япония: Экономика, капитал, история. М., Экономика 1989г.

  25. Японская экономика в преддверии XXI века. Становление конкурентно-корпоративного капитала. М., Экономика 1991г.


Рекомендуемая литература по разделу 3:

Основная литература:

  1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке.-Спб.: Экономическая школа, 1996г.

  2. Ананьин О.И. Структура экономико – теоретического знания: методологический анализ.- М.: Наука, 2005г.

  3. Бартенев С.А. История и философия экономической науки. М.: Магистр, 2008г.

  4. Философия социальных и гуманитарных наук. - М.: МГУ Академический проект, 2006г.

Дополнительная литература:

  1. История экономических учений.- М.: ИНФРА – М., 2000г.

  2. Кейнс Дж. Предметы и метод политической экономии. - М.: Наука, 1996г.

  3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики.- М.: Наука, 1991г.

  4. Панорама экономической мысли конца 20 века.- Спб.: Экономическая школа, 2002г.

  5. Роббинс А. Предмет экономической науки.- М.: Наука, 1993г.

  6. Семчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет. Исторические ряды. М.: ИНФРА, 2006г.

  7. Фридмен М. Методология экономической науки.- М.: Наука, 1994г.

Каталог: upload -> files -> science -> asp -> candidate
files -> Столяренко Л. Д. Психология
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
files -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
files -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии
files -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании
candidate -> Рабочая программа дисциплины «история и философия науки»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница