Программа итогового междисциплинарного экзамена по программе профессиональной переподготовки «управление персоналом»



Скачать 103.5 Kb.
Дата23.05.2016
Размер103.5 Kb.
ТипПрограмма


Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

НИУ ВШЭ - Пермь

Факультет профессиональной переподготовки

Утверждена

Деканом факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ - Пермь

_____________________ В.В. Грабарь

«_______» ___________________ 2016 г.


ПРОГРАММА


итогового междисциплинарного экзамена

по программе профессиональной переподготовки


«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Пермь, 2016 г.



  1. Требования к слушателю НИУ ВШЭ - Пермь



Слушатель должен знать:

  • основные принципы в области управления персоналом организации, существующие модели управления персоналом, способы и порядок формирования кадровой политики, методы планирования персонала, порядок и методы набора и отбора кадров, способы развития персонала, методы мониторинга персонала, законодательную основу приема, продвижения и увольнения персонал, теории мотивации и методы стимулирования персонала.

Слушатель должен уметь:

  • анализировать значимые проблемы и процессы в системе управления персоналом,

  • использовать методы социальной диагностики в профессиональной деятельности;

  • организовать и проводить практические исследования социально-экономической ситуации в организации;

  • проводить анализ персонала на основе информационных систем сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере управления персоналом;

  • пользоваться профессиональной литературой;

  • формулировать цели и определять задачи, связанные с реализацией профессиональных функций в области управления персоналом;

  • работать в коллективе, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;

  • самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования работы персонала;

  • осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах.

Слушатель должен владеть:

  • навыками системного анализа,

  • проектирования систем управления персоналом,

  • долгосрочного и краткосрочного планирования,

  • навыками проведения отбора кадров,

  • проведения оценочного интервью,

  • навыками мотивирования и стимулирования персонала.




  1. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме по экзаменационному билету, включающему два блока: первый блок – 30 тестовых заданий. Решение тестовых заданий предусматривает знание материала по дисциплинам: «Общий менеджмент», «Развитие персонала организации», «Оценка и аттестация персонала», «Мотивация и стимулирование персонала», «Организационное поведение». Второй блок – кейс. Программа предусматривает анализ кейса по дисциплине «Оценка и аттестация персонала». На проведение итогового междисциплинарного экзамена отводится два астрономических часа.



3. Содержание тем, включенных в итоговый междисциплинарный экзамен.
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности «Управление персоналом» включает 5 дисциплин:

  • Общий менеджмент;

  • Развитие персонала организации;

  • Оценка персонала организации;

  • Мотивация и стимулирование персонала;

  • Организационное поведение.


Общий менеджмент.
Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Менеджер как профессиональный управляющий. Полномочия менеджеров различных уровней управления. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация - внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда.

Школа научного управления (рационалистическая щкола). Административная (классическая) школа – Ф. Файоль, М. Вебер. Школа человеческих отношений. Поведенческая школа. Количественная школа.

Системный подход в менеджменте. Процессный подход в менеджменте. Ситуационный подход. Американская и японская модели: их основные характеристики, сопоставительный анализ моделей.

Планирование в организации. Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Формы организации планирования. Понятие миссии. Понятие стратегии. матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. SWOT-анализ. PEST – анализ.

Организация как функция управления. Централизация и децентрализация.

Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления.

Контроль как функция управления. Виды контроля.

Литература:

Базовый учебник


1. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – МПб.: Питер, 2009. – 800 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»);

Основная:


2. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии.: Учебник/А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.;

3. Армстронг М. Менеджмент: методы и приемы: Пер. с 3-го англ. изд. – К.: Знания-Прес, 2006. – 876 с. – (Европейский менеджмент).


Дополнительная:


  1. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. – М., 2003.

  2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2003.

  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993.

  4. Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  5. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя/Под. ред. В. Красновой, А. привалова. – М.: Журнал Эксперт: ЭКСМО, 2001.

  6. Колман Р., Барри Г. 525 способов стать лучшим менеджером. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.

  7. Лютенс Ф. «Организационное поведение», пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000.



Развитие персонала организации
Взаимосвязь развития персонала и других направлений кадровой работы. Типичные ошибки при построении системы развития персонала.

Определение развития персонала организации. Цели развития человеческих ресурсов.

Эффекты развития человеческих ресурсов. Организация корпоративного обучения персонала. Типовые цели обучения. Источники потребности в обучении. Методы изучения потребности в обучении. Формы корпоративного обучения. Мотивация персонала по отношению к обучению. Организация и оценка эффективности учебных мероприятий. Годовое планирование и бюджетирование обучения. Экономические показатели корпоративного обучения.

Планирование и развитие карьеры. Определение карьеры и значение развития карьеры для организации. Этапы развития карьеры. Управление собственной карьерой. Содействие развитию карьеры в организации: горизонтальная, вертикальная, внедолжностная карьера.

Цели и задачи формирования кадрового резерва. Процесс формирования кадрового резерва. Оценка эффективности подготовки кадрового резерва.

Распределение задач, ответственности, полномочий между участниками организации корпоративного обучения в компании. Алгоритм определения потребности в обучении.


Литература:

Основная:

  1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

  2. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. - М.: ДЕЛО, 2002

  3. Крымов А. А. Вы – управляющий персоналом. – М.: Бератор, 2004

  4. Обучение и развитие персонала в компании. Методическое пособие. Проект журнала Справочник по управлению персоналом. 2005.

Дополнительная:

  1. Журнал «Справочник по управлению персоналом»

  2. Журнал «Управление персоналом»



Оценка персонала организации

Теоретические подходы к оценке и развитию персонала в организации. Международный опыт построения системы оценки персонала в организации. Международный опыт построения системы развития персонала в организации.

Оценка персонала в зависимости от стадии развития организации. Цели оценки персонала. Современные методы оценки персонала. Традиционные методы оценки персонала. Методы оценки управленческого персонала. Количественные и качественные методы оценки персонала. Оценочное интервью. Метод кейс-стади. Оценка "360 градусов". Экспертная оценка. Профессиональное и психологическое тестирование. Оценка по результатам деятельности (Мanagement by objectives). Комплексные формы и процедуры оценки (Performance appraisal and management). Построение диагностической системы оценки персонала.

Планирование и организация оценки персонала в организации. Подготовительный этап оценки персонала. Работа экспертной группы. Выбор оценочной процедуры в зависимости от целей: оценка должности, оценка эффективности деятельности, оценка потенциала, оценка компетенций, оценка эффективности обучения.

Планирование и организация аттестации персонала в компании. "Классическая" аттестация. Подготовка к аттестации. Мероприятия, документы, характеристика аттестуемого. Правовые основы аттестации. Ответственность работодателя за нарушение прав работника при проведении аттестации. Основные поведенческие ошибки при проведении аттестации.

Ассессмент-центр. Использование метода «ассессмент-центр» в системе подбора и оценки персонала. Основные этапы проведения ассессмента, построение процедуры оценки для конкретной должности. Разработка сценария ассессмента, подготовка ролевых игр и кейсов. Способы представления результатов ассессмента.

Принятие решений по результатам оценки. Использование результатов оценки. Анализ и интерпретация результатов аттестации, план мероприятий. Связь оценки с вознаграждением и развитием персонала. Планирование индивидуального развития на основе результатов оценки. Увольнения и перемещения по результатам аттестации.

Основные элементы системы развития организации. Обучение как элемент системы развития человеческого потенциала. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Планирование обучения и разработка модели оценки эффективности обучения. Виды и формы обучения в организации. Специфика обучения взрослых – модель Д. Колба. Тренинг как фора обучения. Виды тренингов. Оценка эффективности тренинга.

Формирование кадрового резерва. Планирование обучения резервистов. Этапы формирования кадрового резерва. Виды и структура кадрового резерва.

Специфика построения карьеры в организации. Построение карьерного плана в соответствии с целями компании. Виды и формы карьеры.



Литература:

  1. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Федорова И. А. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала. Издательство: Проспект. Серия: Управление персоналом. Теория и практика. 2013 г.

  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 2010 г.

  3. Банько Н.А., Карташов Б.А., Яшин Н.С. Управление персоналом. Часть I, Часть II: Учеб. Пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2006. – 96 с.

  4. Моргунов Е.Б. «Управление персоналом: исследование, оценка, обучение». Издательство «Юрайт», 2011

  5. Моргунов Е.Б. «Управление персоналом: исследование, оценка, обучение». Издательство «Юрайт», 2011

  6. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р., Абдурахманов К.Х. «Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход», Издательство: Альфа-Пресс, 2011

  7. Рудавина Е., Екомасов В. «Большая книга директора по персоналу». Издательство: Питер, 2011

  8. Фут М., Хоул К. Введение в HR-менеджмент. М.:Дело и сервис. 2005 г.



Организационное поведение

Природа и характеристика организации. Понятие «организационного поведения». Задачи и место курса в ряду других управленческих дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда. Объект и предмет организационного поведения. Теоретические основы организационного поведения: когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Критерии научности организационного поведения. Методы изучения организационного поведения. Системный подход к изучению организационного поведения. Элементы организационного поведения с точки зрения системного подхода.

Личность и ее развитие в организации. Человеческий фактор в социально-экономических системах. Особенности взаимодействия человека в организации. Теории формирования группового поведения в организации. Современные теории личности и поведения человека в организации. Структура личности. Базовые теории групп: теория близости; теория взаимодействия; теория равновесия; теория обмена. Этапы формирования групп. Типы групп. Характеристика групп. Стадии групповой динамики. Формальные и неформальные группы. Ролевые представления членов команды. Трансакционный анализ. Комплементарные и некомплементарный трансакции. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы. Конформизм. Параметры, обуславливающие степень конформности. Адаптация сотрудника в группе. Методы психологического воздействия на членов группы. Природа, виды и формирование установок. Последствия установок в отношении труда. Функции и изменения установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок; их значение для организационного поведения.

Информация как фактор экономической деятельности. Теоретические основы изучения коммуникаций в организации (А.Файоль, Ч.Бернард). Типы коммуникаций. Основные элементы процесса коммуникаций. Психология общения и эффективные коммуникации. Информационная структура организации. Коммуникативные каналы и коммуникационные сети. Личностные сети и типы коммуникационных связей. Этапы коммуникативного процесса. Коммуникативные помехи и барьеры. Методы их преодоления. Вербальные и невербальные формы межличностного взаимодействия. Язык жестов и проблемы интерпретации интерперсональных коммуникативных актов. Коммуникативная функция руководства.

Социально-психологические регуляторы поведения человека. Элементы мотивационной сферы: мотивация, мотив, потребности, цель. Типы мотивов. Виды потребностей. Избегательная и достижительная мотивация. Мотивационные типы сотрудников. Мотивационный профиль. Формы и методы стимулирования. Подкрепление - как важный мотивационный фактор. Типы, характеристика подкреплений. Графики подкреплений. Влияние системы мотивации на результативность и эффективность организации.

Подходы к научению: бихевиористский, социального научения, когнитивный.

Лидерство. Инструментальное и экспрессивное лидерство. Теории лидерства: теории черт; ситуационная теория; системная теория. Качество и черты личности лидера. Лидерство и власть. Типы власти. Властные отношения в организации. Методы и формы влияния. Симпатия и уважение. Руководство. Отличие лидерства и руководства. Стили управления. Функции руководителя. Классификация руководителей. Нейтрализаторы, субституты и усилители руководства. Организационная сущность управления. Типы управленческих отношений в организации. Ориентации руководителя: формализованные и персонализованные. Значение поведенческого диапазона в организационном управлении. Организация коммуникативного пространства руководителя. Коммуникативная компетентность. Участие сотрудников в управлении. Наделение властью. Факторы, способствующие расширению практики участия в управлении.

Стадии разработки и принятия управленческого решения: признание необходимости решения; выработка решения; выполнение решения. Ловушки, связанные с принятием решений. Стили принятия решений. Критерии выбора стиля при принятии решений. Методы принятия групповых решений. Причины приверженности первоначальному решению.

Понятие организационной культуры. Формальные правила и неформальные нормы поведения, ритуалы, символы, имидж репутация организации. Роль и значение формулировки миссии и делового кредо организации. Доминирующая и субкультуры организации. Сильные и слабые организационные культуры. Критерии сильной и слабой организационной культуры: разделяемость и интенсивность. Меры поддержания организационной культуры. Стратегический принцип управления организационным поведением посредством усвоения философии корпорации. Особенности коллективной деятельности и методы санации негативных форм организационного поведения. Учет этноисторических и этнопсихологических особенностей российского менталитета. Национальная культура.

Организационные изменения: типы, характеристика. Политические, экономические, технологические, социальные и психологические источники организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Сопротивление организационным изменениям: логическое, психологическое и социологическое. Механизмы психологической самозащиты в сохранении личностной определенности. Концепции организационного развития. Промежуточные и результирующие переменные. Классификация сотрудников по их отношению к изменениям. Персональное развитие в организации. Агенты перемен. Типовые программы организационного развития. Положительные и отрицательные стороны организационного развития.


Литература:

  1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. – М.:ЭКСМО – Пресс, 2002. – 480 с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994

  3. Бишоп С., Тэйлор Д. Тренинг изменений в организациях. СПб, 2002

  4. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж., мл. Организации: поведение, структуры, процессы. – М.:ИНФРА – М, 2000

  5. Джон В. Ньюстром, К. Дэвис «Организационное поведение». СПб, Питер, 2000

  6. Джуэлл Л. «Индустриально-организационная психология», СПб.: Питер, 2001

  7. Занковский А.Н. «Организационная психология», М.: Флинта: МПСИ, 2000

  8. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., Питер, 2001.

  9. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., ИНФРА-М, 2000

  10. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. М:, Юнити, 2003

  11. Кочеткова А.И., «Введение в организационное поведение и организационное моделирование». М.: «Дело», 2003

  12. Организации: поведение, структура, процессы. Изд. 8. М.: Инфра – М, 2000г.

  13. Организационное поведение. Учебное пособие для студентов экономических факультетов. Под ред. Шорохова Ю.И., Глушакова А.Н., Мамагулашвили Д.И., М.: ПЕР СЭ, 2000

  14. Организационное поведение в таблицах и схемах. М:, «Айрес-Пресс», 2002

  15. Спивак В.А. Корпоративная культура СПб., Питер, 2001



Мотивация и стимулирование персонала
Сущность мотивации персонала. Процесс эволюции системы мотивации. Содержательные и процесуальные теории мотивации. Механизм мотивации. Взаимосвязь мотива и стимула. Мотивация персонала при различных типах стретегии фирмы и организационных культурах. Требование к организационному стимулировнию труда. Внутренняя мотивация персонала и организационное стимулирование. Поведение сотрудников разного типа мотивации.

Мотивация трудовой деятельности. Типы трудовой мотивации сотрудников. Разарботка системы стимулирования трудовой мотивации сотруников. Модели трудовой активности работника. Комплексная система мотивации персонала. Проектирование рабочего места.

Система вознаграждения персонала в организации. Требования к посроению системы вознаграждения персонала в организации. Компенсационный пакет. Материальное стимулирование. Виды организационных стимулов. Формы стимулирования. Методы стимулирования. Формирование системы оплаты труда: базоввая заработная плата, премия, доплаты и надбавки, бонусы. Социальные трансферты. Корпоративная социальная ответственность предприятия. Организационные формы мотивации.

Целеполагание и мотивация. Управление по целям в мотивации. Показатели результативности системы мотивации и стимулирования персонала в оргнаизации.


Литература:

Базовый учебник

Мишурова И.В., Кутепов П.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. Изд-е 2-е, испр. И доп. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 240 с. (Серия «Новые технологии)


Основная


  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – М., 2009. – 876 с. – (Европейский менеджмент).

  2. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. – М., 1999.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

  4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – М., 1998.

  5. Мухамбетов Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. – Алма-Ата, 1991.

  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1.: Пер. с нем. – М.: педагогика, 1986.

Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена
При проведении итогового междисциплинарного экзамена устанавливаются следующие критерии оценки знаний слушателей:

Оценка «отлично» - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всех рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» - понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы.



Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.
Оценивание блока тестирования и задач производится раздельно по пятибалльной шкале. Итоговая оценка за междисциплинарный экзамен определяется путем взвешивания оценок за блок тестирования и задачи на закрытом заседании членов АК согласно положения об итоговой аттестации слушателей НИУ ВШЭ.



Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница