Программа исследования особенностей локуса контроля и мотивации достижения предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин



Скачать 420.66 Kb.
страница1/3
Дата18.05.2016
Размер420.66 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Программа исследования особенностей локуса контроля и мотивации достижения предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин
В.П. Позняков

Введение

Постановка проблемы. Масштаб и радикальность тех социально – экономических изменений, которые происходили в российском обществе в 90-е годы трудно переоценить. В связи с этим, в нашем обществе сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется такими терминами, как: деловые люди, бизнесмены, предприниматели. Активность предпринимателей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Поэтому российские предприниматели сегодня являются объектом серьезного психологического анализа. Наряду с предпринимателями – мужчинами, в последнее время немаловажную роль в развитии российской экономики стали играть предприниматели – женщины. Поведение мужчин и женщин (в силу их гендерных различий) в одинаковых экономических условий выявляет определенный стиль поведения, который и стал основой для выбора именно этой социальной группы для исследования.

В экономической литературе делаются попытки определения предпринимателя не просто как субъекта особого вида экономической деятельности, а как особого психологического типа человека, отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой им экономической функции. Эта идея послужила мощным толчком к проведению психологических исследований, основной целью которых явился поиск тех специфических качеств, которые побуждают человека к предпринимательской деятельности и обеспечивают эффективное выполнение предпринимательских функций. Настоящее исследование посвящено изучению гендерных различий мотивации достижения и локуса контроля у предпринимателей-мужчин и предпринимателей женщин. В отечественной психологии изучаемые личностные особенности предпринимателей (локус контроля и мотивация достижения) и гендерные различия этих особенностей исследованы недостаточно. По мнению ряда зарубежных психологов, именно указанные характеристики являются отличительными особенностями предпринимателей. Несмотря на то, что в литературе по психологии предпринимательства имеется много указаний на значимость этих личностных особенностей для предпринимательской деятельности, результаты эмпирических исследований этой проблемы противоречивы и явно неостаточны.



Описание программы эмпирического исследования

Цель работы: Изучение гендерных особенностей мотивации достижения и локуса – контроля Российских предпринимателей и выявление взаимосвязи между мотивацией достижения и интернальностью.

Задачи работы:

Выявить уровень мотивации достижения у российских предпринимателей.

Выявить различия в структуре мотивации достижения у предпринимателей – мужчин и предпринимателей – женщин.

Изучить особенности локуса контроля российских предпринимателей.

Выявить различия в показателях локуса контроля у предпринимателей – мужчин и предпринимателей – женщин.

Выявить различия в показателях мотивации достижения и локуса контроля у предпринимателей и у наемных работников.

Выявить взаимосвязь между уровнем интернальности и выраженностью мотива достижения успеха

Основные гипотезы:

Мотивация достижения успеха у предпринимателей преобладает над мотивацией избегания неудачи.

Уровень мотивации достижения успеха у предпринимателей выше, чем у наемных работников.

Между предпринимателями – мужчинами и предпринимателями – женщинами существуют различия по показателям мотивации достижения (у мужчин – предпринимателей мотивация достижения выражена сильнее, чем у женщин – предпринимателей, у женщин – предпринимателей сильнее выражен мотив избегания неудачи).

Уровень интернальности у российских предпринимателей выше средних (нормативных значений).

У мужчин предпринимателей уровень интернальности выше, чем у предпринимателей – женщин.

Существует взаимосвязь между уровнем интернальности и выраженностью мотива достижения успеха.

Предмет исследования: психологические характеристики российских предпринимателей – мужчин и предпринимателей – женщин (мотивация достижения и локус контроля).

Используемые методики:

Опросник «мотивации достижения» А. Мехрабяна, в модификации С.А. Шапкина) для измерения мотивации достижения.

Методика Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда «Уровень субъективного контроля» в модификации Е.Г. Ксенофонтовой.

Характеристика объекта и описание методов исследования:

Исследования проводились на 2-х независимых выборках предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин. В каждой выборке по 35 человек, которые являются представителями предпринимателей среднего и малого бизнеса (руководители, владельцы и совладельцы малых и средних предприятий), проживающие в г. Москве. В качестве показателей контрольной группы выступали данные, полученные в исследовании группы наемных работников в количестве 35 человек, полученные в дипломной работе О. Кульбаковой, выполненной под руководством В.П. Познякова. Также для сравнения были использованы данные на выборке 595 человек, полученные в диссертационной работе Е.Г. Ксенофонтовой. В обработке результатов исследования использовались методы: описательной статистики, коэффициент Манна-Уитни для выявления различий в уровне исследуемых признаков между предпринимателями-мужчинами и предпринимателями-женщинами и корреляционный анализ для выявления взаимосвязи между показателями мотивации достижения и локуса контроля.



«Опросник мотивации достижения» А. Мехрабяна в модификации С.А. Шапкина.

Для измерения мотива достижения в конце 60-х – начале 70-х годов были разработаны ряд опросников, среди которых одно из центральных мест занимает «Шкала достижений с предпочтением риска» А. Мехрабяна. Х. Хекхаузен в своем фундаментальном труде «Мотивация и деятельность» подчеркивает то обстоятельство, что в заданиях опросника Мехрабяна использовались выделенные с помощью ТАТ поведенческие корреляты различий в мотивах: реалистичность уровня притязаний, самостоятельность, склонность к планированию временной перспективы, забота о развитии собственных способностей. По мнению Хекхаузена, опросник обладает конструктной валидностью, поскольку его использование дало результаты, которые хорошо соответствовали основным феноменам, полученным в исследованиях мотивации достижения. В экспериментах Кляйнбека и Шмидта учащиеся техникума должны были выбрать задания по изготовлению деталей. По опроснику МД испытуемые разделились на группы мотивированных на успех и избегание неудачи. В каждой из групп были выделены подгруппы с высокой и низкой инструментальностью текущего задания для достижения сверх цели (итоговая оценка обучения). Результаты подтвердили известный в психологии мотивации факт предпочтения испытуемыми, мотивированными на успех, задач средней сложности, а мотивированными на избегание неудачи – задач низкой и высокой сложности. Кроме того, подтвердилось предсказание «расширенной» модели Хекхаузена относительно влияния инструментальности. Мотивированные на успех предпочитали не рисковать, если данная задача выступала как этап достижения более значимой перспективной цели. Мотивированные на избегание неудачи, напротив, не изменяли своих предпочтений при усилении инструментальности. В пользу критериальной валидности опросника МД свидетельствует работа Козна с соавторами, которые показали, что опросник дифференцирует группы испытуемых по характеристикам представления о своих способностях, чувству ответственности за собственные достижения, стремления сделать хорошую карьеру. В другой работе критериальная валидность опросника подтверждалась позитивной корреляцией индекса мотива достижения с оценками успеваемости студентов по профилирующей дисциплине, а также с продуктивностью решения сложных анаграмм в лабораторных условиях. Показателем высокой конструктной валидности опросника МД может служить тот факт, что опросник используют в качестве критериального теста при доказательстве конструктной валидности новых методик (Шапкин, 2000).

Опросник МД был впервые переведен на русский язык М.Ш. Магомед-Эминовым и опубликован в 1988 году. Однако результаты адаптации методики на русскоязычной выборке представлены не были. Поскольку привыденные выше работы убедительно показывают конструктную и критериальную валидность опросника и представляются наиболее актуальными проблемы его надежности, дискриминативности и репрезентативности. Кроме того, использование семибальной шкалы ответов (которая содержится в оригинальной версии) кажется неоптимальным. Предварительные исследования показали, что респонденты испытывают определенные сложности при категоризации своего ответа на такой широкой шкале. Это затрудняет прикладное использование опросника, в особенности на выборках, не знакомых с психологическми тестами. Для практических целей наиболее удобным является вариант с дихотомической шкалой ответов. Создана новая версия опросника мотивации достижения Мехрабяна (см. Приложение), которая, в отличие от предыдущей, содержит двухальтернативную шкалу ответов и имеет меньшее количество пунктов (женская – 26, мужская – 28). Новая версия обладает высокой надежностью и репрезентативностью (Шапкин, 2000). Исследование по данной методике проходило в течение 1994 - 1997 годов на факультетах психологии МГУ им. Ломоносова (г.Москва), в институте экономики, психологии и права (г.Рязань). В опросе приняли участие в общей сложности 646 женщин и 265 мужчин.

Опросник предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой их этих двух мотивов доминирует у испытуемых. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б). При проведении данной методики используется дихотомическая шкала ответов: ответ «да» - согласен, «нет» - не согласен. Анализ результатов проводится в соответствии с ключом. Помимо диагностики двух основных мотивов личности, в каждой из форм данного опросника выделяется три субшкалы, позволяющие дать более глубокий анализ выявленного мотива достижения, путем выделения эмоционального и когнитивного компонентов.

Помимо диагностики двух основных показателей по методике «Мотивация достижения» - мотив стремления к достижению и мотив избегания неудачи, выделяется три субшкалы, позволяющие дать более глубокий анализ выявленного мотива достижения, путем выделения эмоционального и когнитивного компонентов.

В мужской форме опросника можно выделить 3 субшкалы. В первую шкалу вошли 8 пунктов(2, 5, 13, 15, 20, 23, 25, 26).Большинство из них описывают ситуации достижения, которые подразумевают присутствие значимого другого (коллеги, начальника, соперника). Пример: «Я работаю эффективнее, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять». Таким образом, первую шкалу мужского варианта опросника МД можно назвать «Мотив достижения».

Во вторую шкалу вошли 8 пунктов (3, 6, 10, 11, 14, 16, 18, 24). В отличие от первой шкалы, здесь речь идет об индивидуальной деятельности. Ключевыми для интерпретации шкалы являются утверждения, которые описывают предпочтение деятельности с неопределенным исходом: «Если бы я мог выбирать, то предпочел бы выполнять сложное незнакомое задание, чем задание, похожее на те, которые я когда-то решал». Следует отметить, что пункты, связанные с оценкой привлекательности достижения, в этот фактор не вошли. Таким образом, фактор
отражает актуализацию мотива посредством механизма оценки вероятности успеха. Мы обозначаем вторую шкалу как «Оценка вероятности успеха».

Третью шкалу составили 12 пунктов (1, 4, 7, 8, 9, 12, 17, 19, 21, 22, 27, 28). Они представляют эмоциональную оценку ситуации достижения: «Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что она получится». Другая часть пунктов описывает ситуации достижения в игровой деятельности: «Я предпочитаю состязания, где я немного сильнее других, тем состязаниям, где все участники приблизительно равны по силам». В противоположность второй шкале, ведущим мотивационным механизмом здесь является оценка валентности ситуации. Эту шкалу можно назвать «Оценка привлекательности достижения».

Женская форма опросника также имеет 3 субшкалы. В первую шкалу вошли 13 пунктов (1, 2, 3, 5, 6, 11, 12, 18, 19, 21, 22, 23, 26), которые можно разделить на два класса. Один составили утверждения, связанные с ожиданием позитивного или негативного исхода собственных действий. Например: «Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится». Либо эмоциональных состояний, вызванных их результатом: «От неудач я получаю тревог больше, чем радостей – от успехов». Другой класс объединил утверждения, относящиеся к оценке вероятности успеха в ситуациях с неопределенным исходом, например: «Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые, уверена, решу наверняка». Первая шкала опросника измеряет конструкт «Мотив достижения».

Вторую шкалу составили 5 пунктов (14, 17, 20, 24, 25). Эти пункты выражают стремление к комфорту, желание выполнять действие, основываясь целиком на оценке его привлекательности; стремление затрачивать при этом минимальные усилия, даже если ситуация с прагматической точки зрения требует их активизации. Примет, «Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем буду выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное». Вторую шкалу можно назвать «Стремление к комфорту».

В третью шкалу вошли 8 пунктов (4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 16). Они эксплицируют потребность в приобретении новых знаний и поиске новых путей решения проблем; на другом полюсе шкалы – стремление решать задачи старыми, проверенными способами и ценой минимальных усилий: «Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим». Качество, измеряемое третьей шкалой, можно назвать «Мотивом достижения в области досуга».

Содержательная интерпретация шкал различна в мужской и женской формах опросника. Основное различие заключается в том, что мотив достижения у мужчин тесно связан с достижением социального успеха, соревновательностью, конкуренцией, в то время как у женщин он актуализируется в ситуации индивидуальной деятельности. Игра у мужчин в большей степени служит целям достижения, а у женщин аффилиации. Актуализация мотива достижения у мужчин может проходить посредством двух механизмов – оценка привлекательности и оценки вероятности успеха – которые относительно независимы друг от друга. У женщин они, напротив, тесно связаны, и

актуализация мотива достижения происходит при условии включения обоих механизмов в мотивационный процесс.

Методика «Локус контроля» в модификации Е.Г. Ксенофонтовой.

Использовалась новая модификация методики «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда, названная «Локус контроля». Опросник ЛК позволяет выявить локализацию контроля личности, т.е. убеждения человека относительно того, где располагаются или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю того, что происходит в его судьбе. Данная методика рассчитана на взрослых испытуемых и апробирована на возрастном контингенте от 17 до 87лет. Опросник содержит 40 утверждений, предъявляемых зрительно в бланковом варианте. От опрашиваемого требуется согласиться с каждым из утверждений или отвергнуть его, ответив или «да», или «нет». Обработка результатов производится в соответствии с ключом. Методика включает в себя 17 шкал, 8 из которых являются основными, а остальные 9 – вспомогательными.

Основная шкала «интернальность общая» - Ио (40 пунктов), подразделяется на две субшкалы: «интернальность при описании личного опыта» - Я (20 пунктов) и «интернальность в суждениях о жизни вообще» - Ж (20 пунктов). Помимо шкал «интернальность в сфере достижений» - Ид (8 пунктов) и «интернальности в сфере неудач» - Ин (8 пунтов) используется показатель «предрасположенность к самообвинению» - Псоб, получаемый путем вычитания из балла Ин балла Ид (максимально возможный разброс от- 8 до +8 баллов).

Новыми, не представленными в УСК, являются следующие шкалы: «готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей» - Дт (8 пунктов) и «готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее» - Дс (8 пунктов).

«Отрицание активности» - Оа (16 пунктов), составленная из субшкал Дт и Дс, однако с обратными знаками. Шкала характеризует склонность человека к убежденному отрицанию смысла какой-либо активности.

«Интернальность в профессиональной деятельности» - Ип (16 пунктов). Шкала подразделяется на две субшкалы: «профессионально-социальный аспект» - пс (8 пунктов) и «профессионально-процессуальный аспект интернальности» - пп (8 пунктов).

«Интернальность в межличностном общении» - Им (16 пунктов). Она также подразделяется на две субшкалы: «компетентность в сфере межличностных отношений» - мк (8 пунктов) и «ответственность в сфере межличностных отношений» - мо (8 пунктов).

Интернальность в сфере семейных отношений» - Ис (8 пунтов). Шкала представляет собой выборку утверждений из шкалы «интернальность в межличностном общении», которые могут прямо или косвенно характеризовать поведение человека с сфере семейно-супружеских отношений.

«Интернальность в сфере здоровья» - Из (8 пунктов). Шкала состоит из утверждений, позволяющих в той или иной мере прогнозировать отношение человека к здоровью, а также профилактике и лечению возможных заболеваний.

Все шкалы, кроме Оа и Псоб, являются прямыми, т.е. чем выше балл, тем больше он говорит о склонности к интернальности. Данная методика обладает высокой степенью валидности и надежности.



Анализ результатов, полученных по методике «мотивация достижения»

Сравнительный анализ данных на выборках предпринимателей мужчин и предпринимателей женщин.

Данные, полученные в результате проведения методики, направленной на изучение выраженности мотивации достижения, на выборках предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин, позволяют провести сравнительный анализ полученных распределений. В табл.1 приведены данные, приведенные к 28-ми бальной шкале оценки. Из этих данных видно, что у предпринимателей-мужчин мотив стремления к успеху имеет более высокое значение, чем у предпринимателей-женщин, а мотив избегания неудачи у женщин имеет более высокое значение по сравнению с этим показателем у мужчин.

Таблица 1. Средние значения показателей по методике «Мотивация достижения» на мужской и женской выборках.


Характеристика

Среднее значение

Стандартное отклонение

мотив стремления к успеху (мужчины)

16,74

5,34

мотив стремления к успеху (женщины)

15,26

5,03

мотив избегания

неудачи (мужчины)



11,26

5,36

мотив избегания

неудачи (женщины)



12,74

4,88

Это подтверждает гипотезу о том, что мотивация достижения успеха у предпринимателей, как мужчин, так и женщин, преобладает над мотивацией избегания неудачи и гипотезу №3 о значимых различиях по показателям мотивации достижения между предпринимателями мужчинами и женщинами. Однако мотив избегания неудачи у женщин 12,74 не превышает показателя мотива стремления к успеху 15,26, как предполагалось ранее. Разница между показателями мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи у предпринимателей мужчин составляет 5,48 баллов, а у женщин этот же показатель составляет 2,52 балла. Т.е. у мужчин предпринимателей более выражено преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи, чем у женщин предпринимателей и расхождение в показателях мотивации стремления к успеху над мотивацией избегания неудачи у мужчин более значимы.



Сравнительный анализ данных на выборках предпринимателей (мужской и женской) и не предпринимателей (мужской и женской)

Из представленных данных видно, что у предпринимателей, как мужчин, так и женщин, мотив стремления к успеху имеет более высокие показатели, что подтверждает гипотезу №2 (уровень мотивации достижения успеха у предпринимателей выше, чем у наемных работников). Интересно, что у предпринимателей женщин мотив стремления к успеху выше, по сравнению с этим показателем у наемных работников, как женщин, так и мужчин.


Таблица 2. Средние значения показателей по методике «мотивация достижения» на выборках предпринимателей и наемных работников.

Характеристика


Предприниматели

Наемные работники

мотив стремления к успеху (мужчины)

16,74

14,25

мотив избегания неудачи (мужчины)

11,26

13,75

мотив стремления к

успеху (женщины)



15,26

10,70

мотив избегания неудачи (женщины)

12,74

17,3

Это говорит о том, что предприниматели женщины обладают ярко выраженными лидерскими качествами и набором психологических характеристик, которыми можно описать предпринимателей в целом. У наемных работников женщин явное преобладание мотива избегания неудачи над мотивом стремления к успеху, по сравнению с предпринимателями женщинами. Причем, разница у этих показателях у женщин наемных работников более существенна и составляет 6,6, тогда как у женщин предпринимателей этот показатель составляет 2,5.

Анализ процентного соотношения по отдельным вопросам теста «мотивации достижения» в мужской и женской формах

Анализируя процентное соотношение по вопросам теста «мотивация достижения» формы А (мужской) и Б (женской) мы видим следующее процентное соотношение ответов мужчин и женщин, ответивших положительно на совпадающие вопросы, встречающиеся в форме А и Б:



№1(Фома А) - №1(форма Б). «Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой». Мужчины – 74%, женщины – 63%. В обеих выборках достаточно высокие показатели. Направленность на получение высокой оценки преобладает над опасением получения плохой.

Таблица 3. Процентные соотношения ответов в мужской и женской выборках по методике «Мотивация достижения».


Форма опросн.

1-1

3-2

4-3

5-4

6-6

7-7

8-9

9-10

17-8

А (муж.)

74%

57%

46%

63%

54%

57%

46%

23%

29%

Б (жен.)

63%

48%

46%

66%

49%

37%

63%

11%

37%



20-17

22-19

23-20

24-21

25-23

26-22

27-18

28-25

66%

40%

26%

63%

46%

26%

86%

34%

57%

29%

37%

46%

60%

43%

63%

48%

№3(форма А) - №2 (форма Б). «Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу». Мужчины – 57%, женщины – 48%. Обе категории предпринимателей достаточно реалистично оценивают свои возможности. Явного предпочтения трудных задач легким не наблюдается. Мужчины несколько более склонны браться за решение трудных задач, связанных с риском. Женщины предпочитают выбирать ситуации с меньшим риском.

№4(форма А) - №3(форма Б). «Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности». Мужчины – 46%, женщины – 46%. Обе категории предпринимателей в равной степени оценивают свои возможности и предпочитают избегать трудных и неожиданных ситуаций с максимальным риском.

№5(форма А) - №4(форма Б). «Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль». Мужчины – 63%, женщины – 66%. Практически одинаковые показатели на обеих выборках. Обоим категориям в равной степени свойственно предпочтение стабильности и определенности в работе.

№6(форма А) - №6(форма Б). «Я предпочел бы важное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50-%, делу достаточно важному, но не трудному». Мужчины – 54%, женщины – 49%. Средние показатели в обоих выборках, у мужчин незначительно выше. Как предприниматели-мужчины, так и предприниматели-женщины берутся за решение трудной задачи и идут на риск, но они предпочитают разумный риск, который оправдан и дело принесет прибыль.

№7(форма А) - №7(форма Б). «Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим». Мужчины – 57%, женщины – 37%. У предпринимателей-женщин более выражено желание выучить редкие игры, которые требуют мастерства. Женщины в бизнесе выдерживают сильнейшую конкуренцию со стороны мужчин-предпринимателей. Выдерживают ее женщины, которые изначально обладают уникальными качествами. Они должны обладать творческим подходом, большой эрудицией.

№8(форма А) - №9(форма Б). «Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений». Мужчины – 46%, женщины – 63%. Предприниматели-мужчины в большей степени предпочитают игры, требующие интеллектуального напряжения, тогда как предприниматели-женщины выше ценят социальный, развлекательный аспект игры.

№9(форма А) - №10(форма Б). «Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам». Мужчины – 23%, женщины – 11%. Большинство предпринимателей, как мужчин, так и женщин выбирают соревнования, в которых у участников равные шансы. Это можно объяснить тем, что в предпринимательской деятельности присутствует очень большой элемент конкуренции и склонность к состязательности, соревновательности является характерной особенностью предпринимателей.

№17(форма А) - №8(форма Б). «После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло»!), чем порадуюсь хорошей оценке». Мужчины – 29%, женщины – 37%. Для предпринимателей очень важным является признание их успеха со стороны окружающих, поэтому для них (особенно для мужчин) более важна хорошая оценка на экзамене, чем просто возможность избежать неудачи.

№20(форма А) - №17(форма Б). «Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход». Мужчины – 66%, женщины – 57%. Предпринимателям приходится большей степени рассчитывать на свои силы. Вместе с тем обе категории предпринимателей готовы в трудных ситуациях учиться у других, советоваться.

22(форма А) - №19(форма Б). «Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится». Мужчины – 40%, женщины – 29%. Предприниматели знают о трудностях, которые встречаются в их деятельности и они готовы их преодолевать. Ориентация на успех выражена явно сильнее, чем страх неудачи.

№23(форма А) - №20(форма Б). «Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность». Мужчины – 26%, женщины – 37%. У предпринимателей, как мужчин, так и женщин, проявляется выраженная склонность к самостоятельности, независимости в работе, нежелание работать под чьим-то руководством.

№24(форма А) - №21(форма Б). «Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен». Мужчины – 63%, женщины – 46%. Занятие предпринимательством предполагают наличие таких личностных качеств, как предприимчивость, инициативность, умение действовать в ситуации неопределенности, склонности к соревновательной активности, что более свойственно мускулинному поведению.

№25(форма А) - №23(форма Б). «Я работаю продуктивно над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах». Мужчины – 46%, женщины – 60%. Занятие предпринимательской деятельностью предполагает наличие таких качеств, как
инициативность и лидерство, стремление к самостоятельности, независимости. Они больше выражены у предпринимателей-мужчин. Женщины-предприниматели более склонны к определенности в условиях своих действий.

№26(форма А) - №22(форма Б). «Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа». Мужчины – 26%, женщины – 43%. Предприниматели в большой степени готовы к новаторству в своей деятельности.

№27(форма А) - №18(форма Б). «Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство». Мужчины – 86%, женщины – 63%. Преобладание стенических эмоций (интерес и азарт) в ситуации соревнования более характерно для предпринимателей, чем проявления тревоги и беспокойства.

№28(форма А) - №25(форма Б). «Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить». Мужчины – 34%, женщины – 48%. Для предпринимателей деловая активность более характерна, чем размышления и мечты.

Среди вышеперечисленных вопросов, можно выделить такие, по которым согласованность ответов имеет экстремально высокие или низкие показатели. Это те, где число утвердительно или отрицательно ответивших >65% или <30%. Представленные в этих вопросах характеристики могут свидетельствовать о наличии у предпринимателей ярко выраженных, характерных для представителей этой группы психологических качеств. Такими вопросами являются следующие:

№1-1 Процент ответивших положительно достаточно высокий (74% мужчин и 63% женщин). По этим результатам мы можем сказать о выраженном доминировании мотива стремления к успеху над мотивом избегания неудачи, как у мужчин, так и у женщин.

№5-4 (63% мужчин и 66% женщин). Стремление к стабильности, определенности своего положения и желание хорошей зарплаты в равной степени свойственно как предпринимателям мужчинам, так и женщинам.

№9-10 (23% мужчин и 10% женщин). Соревнования, где изначально ты сильнее других, теряют свою истинную привлекательность. Предпринимательской деятельности присущ значительный соревновательный аспект. Поэтому у предпринимателей ярко выражены такие качества, как стремление к победе в нелегкой борьбе с конкурентами и готовность к соревновательной деятельности.

№17-18 (29% мужчин и 37% женщин). Высокий процент ответивших на этот вопрос отрицательно, еще раз доказывает то, что мотив избегания неудачи выражен слабее, по сравнению с мотивом стремления к успеху, как у мужчин, так и у женщин.

№23-20 (26% мужчин и 37% женщин). Предпринимателей выделяют такие качества, как независимость, принятие на себя ответственности за результаты собственной деятельности.

№26-22 (26% мужчин и 43% женщин). Предприниматели в своей деятельности сталкиваются каждый день с решением нетипичных ситуаций.
Преодоление трудностей и препятствия в их деятельности присутствует постоянно, они часто ищут нестандартных, новаторских решений.

№27-18. (86% мужчин и 63% женщин). Вся деятельность предпринимателей проходит в условиях жесткой конкуренции. Поэтому стремление к соревновательной деятельности выделяет предпринимателей.

Также можно выделить группу вопросов, по которым проявилось наибольшее расхождение в ответах между мужчинами и женщинами. По этим вопросам мы можем судить о гендерных различиях.

№1-1 (74% мужчин и 63% женщин). Доминирование мотива стремления к успеху над мотивом избегания неудачи более выражено у предпринимателей - мужчин.

№3-2 (мужчины – 57%, женщины – 48%.). Мужчины более склонны браться за решение трудных задач, связанных с риском.

№7-7. (57%мужчин и 37% женщин). Женщины-предприниматели в большей степени проявляют склонность к оригинальности, творчеству, по крайней мере, в игровой деятельности.

№8-9 (мужчины – 46%, женщины – 63%.). Предприниматели-мужчины в большей степени предпочитают игры, требующие интеллектуального напряжения, тогда как предприниматели-женщины выше ценят социальный, развлекательный аспект игры.

№9-10 (23% мужчин и 11% женщин). Женщины предприниматели в большей степени проявляют такие типично мускулинные качества, как склонность к соревновательной деятельности.

22-19 (мужчины – 40%, женщины – 29%.). Преобладание надежды на успех по сравнению с опасением неудачи у женщин-предпринимателей выражено сильнее. Но мужчины-предприниматели, по-видимому, более реально оценивают свои возможности.

№23-№20(Мужчины – 26%, женщины – 37%.). У предпринимателей - мужчин, склонность к самостоятельности, независимости в работе, нежелание работать под чьим-то руководством проявляется в большей степени, чем у женщин

№24-21 (63% мужчин и 46% женщин). Такие качества, как предприимчивость, инициативность, склонность действовать в ситуациях неопределенности, более выражены у мужчин предпринимателей.

№25–23 (мужчины – 46%, женщины – 60%.). Стремление к самостоятельности, независимости больше выражено у предпринимателей-мужчин. Женщины-предприниматели более склонны к определенности в условиях своих действий.

№27-18 (86% мужчин и 63% женщин). В соревновательной деятельности интерес и азарт захватывает мужчин значительно сильнее, чем женщин.

№28-25 (мужчины – 34%, женщины – 48%.). Для предпринимателей-мужчин в болшей степени характерна оринтация на деловую активность, чем размышления и мечты. Различия в оценках можно объяснить тем, что у мужчин-предпринимателей больше шансов для воплощения своих планов. Женщинам сделать это труднее, они не всегда принадлежит сами себе. Дом, семья и дети очень часто отдаляют их планы в отношении карьеры и деятельности предпринимателя.

Полученные результаты свидетельствуют как об общих чертах, характерных для мотивации предпринимателей, так и о различиях в структуре мотивации у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин.


Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница