Программа гражданско-правового воспитания



Дата20.04.2016
Размер175 Kb.
ТипПрограмма


Старописьмянская средняя общеобразовательная школа

Лениногорского муниципального района

Республики Татарстан

«Утверждаю» протокол

директор школы заседания педсовета

Чатурова Л.В.



_______ № 2 от 10.09.2010

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

«Формирование гражданско-правовой культуры –

эффективное средство социализации школьников»
с 2010 уч. г. по 2013 уч.г.

Актуальность проекта программы В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих процессов заключается в формировании правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободу человека и гражданина. Однако, построение цивилизованного общества, опирающегося на верховенство права, невозможно без прочного фундамента, который складывается из развитого правосознания и гражданско-правовой культуры широких масс населения. Все еще актуальными остаются слова выдающегося русского мыслителя, правоведа, философа И.А. Ильина: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем не только села, города, региона, но и государства в целом.

             Проблематика проекта программы. В обществе пробуждается практический интерес к гражданским институтам, укрепляется отношение к ним как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, они приобретают конкретные черты и значение для каждого. Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе. В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. Создана и функционирует «Программа по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков». Важное направление этой программы – повышение профилактической роли правового образования, субъектами которого должны активнее становиться дети из так называемой «группы риска». Исходя из социокультурной ситуации, сложившейся в селе, мы определили основную проблему программы, как в направлении реализации задач модернизации российского образования, так и задач, поставленных нашим родительским и ученическим сообществом, так как формирование человека-гражданина, развитие норм правового поведения является одной из задач миссии школы.

           Решение актуальных проблем современного этапа развития российского общества, заключается в «построении правового государства как задачи государства, построение гражданского общества как задачи социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задачи реформирования школьного образования». Все эти вопросы оказываются тесно связанными с обновлением целей, форм и содержания гражданско-правового воспитания и обучения в школе.

            В настоящее время российское образование начинает переориентироваться на формирование у юных граждан России таких качеств, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В «Концепции модернизации российского образования» определены  приоритетные направления, среди которых усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования.

          Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования,  при определении основных направлений школьной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений, так как при системном подходе оно способствует воспитанию внутренней свободы личности, участию ее в системе социализации. Осваивая основы гражданско-правовой культуры, ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.

          В одном из нормативных документов Министерства образования России, «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» (2003) подчеркивается, что «главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а так же быть готовым к участию в общественно-политической жизни школы, местных сообществ».  Таким образом, в основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия школьника в жизни школы, общества, социума.

          Под гражданским образованием мы понимаем воспитание Гражданина, который обладает определенными правовыми знаниями, умениями, имеет ценности демократического государства, умеет анализировать, принимать решения, занимает четкую гражданскую позицию.

          Неотъемлемой частью гражданского образования и воспитания является правовое образование, как необходимая и важная составляющая социальной адаптации личности. Право, как ни одно из других явлений общественной жизни, может претендовать на роль «инструмента» гражданского общества и любого гражданина как социального субъекта. Центральной частью гражданских умений и навыков гражданской компетентности являются правовые ценности, правовые умения и навыки: представления о равенстве, свободе, законности, правопорядке. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций, которые важны в сфере реализации права. Знание и восприятие (осознание) положительного права молодыми гражданами является несомненным условием их правовой защищенности

При организации гражданско-правового воспитания и обучения основными методологическими принципами являются:

- принцип системности – процесс обучения и воспитания организуется в соответствии с проблемой развития школы; с использованием внутри предметных и межпредметных связей;

- принцип последовательности – работа над реализацией проекта осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;

-принцип преемственности – содержание программ учебных, элективных курсов, аспектов воспитательной работы определяется для разных возрастов учащихся, развивающих и углубляющих знания, умения, опыт гражданско-правовой культуры;

- принцип непрерывности – воспитание и обучение гражданско-правовой культуры школьников осуществляется поэтапно; этапы должны быть логично взаимосвязаны друг с другом.

           Отличительной особенностью нашего проекта является построение воспитательно-образовательного процесса в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решений по наиболее актуальным социально- и политико-правовым проблемам. Позитивные результаты нами отмечены в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласовано с их реальными жизненными проблемами и интересами (например, работа с законодательством по защите прав потребителей, изучение и создание правовой базы деятельности своей школы, класса, «пробы» в проектах социальных практик др.).

           При этом центральным вопросом в реализации программы развития является не расширение и углубление гражданско-правовых знаний, а в первую очередь «культивирование» правового поведения, развитие, выработка прочных правовых традиций, способствующих социализации личности выпускника в современном динамично развивающемся обществе.



     Целью системы гражданско-правового воспитания и образования, по нашему убеждению, является формирование совокупности гражданских свойств личности, к которым  мы относим:

·        Гражданственность – наличие у выпускника системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.

·        Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах.

·        Гражданско-правовая компетентность, позволяющая личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.

     Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной и образовательной деятельности и должна представлять собой:

·        гражданина, знающего и уважающего законы России и способного использовать их;

·        личность, способную критически мыслить, искать пути рационального решения, уметь выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь этическими нормами и нормами права;

·        человека коммуникабельного, толерантного, способного адаптироваться к новым жизненным условиям, работать в различных социальных группах.

         Целью экспериментальной работы является  разработка вариантов эффективной системы правового и гражданского воспитания, образования и формирование эффективных форм целенаправленной внеурочной деятельности.

           Для достижения цели исследования, были поставлены следующие

          задачи:



1.     Создание единого гражданско-правового пространства учебно-воспитательного процесса в школе.

2.     Преодоление дискретности подхода к гражданскому, правовому, патриотическому воспитанию, обеспечение единства методологических подходов в работе с педагогами, учащимися, родителями, общественностью.

3.     Выявление взаимосвязи между теорией и практикой гражданско-правового образования, определение наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности.

4.     Обеспечение взаимодействия теории гражданско-правового и патриотического обучения, условий для консолидации педагогов-исследователей в разработке новых тематик, программ внеурочной деятельности, тесно связанных с практикой социальной жизни.

5.     Создание в школе клубов, переговорных площадок для творческого сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, социальными службами, связанными со школой договорами о сотрудничестве.

Этапы реализации:

  • I этап 2010-2011 учебный год – подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность;

  • II этап 2011-2012 учебные годы – основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности;

  • III этап 2012-2013 учебный год- обобәаюәе-аналитический этап, включаюәий реализаөи., анализ, обобәение резулҗтатов повседневной работы и организаөионной эксперименталҗной деятелҗности, прогнозирование и конструирование далҗнейших путей развития.

       

          Гражданско-правовое образование и воспитание – это целая система. Для  реализации цели и задач программы развития школы по данной проблематике мы выделяем в учебно-воспитательном процессе следующие блоки:

          Начальная школа, где вводятся микромодули «Государственные символы РФ», «Следопыты РТ», «Дети и закон», «Наследники РТ», в рамках предмета «Окружающий мир», в котором рассматриваются элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нравственности.

          В основной школе планируется ввести микромодули: «Дух демократии» 5 класс, «Права человека: история, современная практика и

защита» - 6 класс; «Право и политика» - 7 класс; «Толерантность» - 8 класс; «Право и труд» - 9 класс. Названные микромодули позволят сформировать у учащихся достаточно полные представления о правах и обязанностях гражданина, будут способствовать участию личности в решении практических задач разного уровня.

          Все это позволяет выстроить вертикаль гражданско-правовых знаний, которая в состоянии обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и воспитание высоких нравственных качеств личности.

            Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:

- самоопределение личности;



- уважение прав и свобод;

- уважение человеческого достоинства;

- уважение к институтам гражданского общества;

- уважение к нормам и правилам современной демократии;

- справедливость;

- равенство человека  перед законом;

- общественное благо;

- уважение к национальным традициям;

- ценность политического многообразия;

- патриотизм;

- готовность к разумному компромиссу;

- толерантность;

- правдивость.

           При организации единого гражданско-правового пространства планируется создать условия для формирования следующих компетентностей:

- Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина).

- Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом и административном законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики).

- Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и использовать в нужных целях, критически мыслить).

          Целостность гражданско-правового пространства будет обеспечиваться «горизонтальным» направлением, т.е. единством политических, правовых и нравственных идей, проблем, проектов, преемственностью содержания воспитания и образования на каждой ступени школы, а также единством методических подходов.

          Во внеурочной деятельности в области гражданско-правового воспитания нами накоплен значительный опыт. В школе созданы условия для многообразных форм работы, таких как:

·        Клуб «Молодого избирателя»;

·        Консультационный центр учащихся «Мои права»;

·        Клуб интересных встреч (встречи с выпускниками школы, ветеранами школы, ветеранами труда);

·        Тимуровское движение;

·        Акция «Милосердие»;

·        Акция «Служат наши выпускники»;

·        Военно-спортивная игра «Добрые молодцы» «Взятие высоты»;

·        Уроки мужества.

       Реализация выдвинутых целей и задач, в рамках проекта программы развития, предполагает осуществление основных направлений учебной и внеурочной деятельности, в следующих блоках:

   - учебная деятельность;

   - внеурочные формы работы;

   - демократический уклад школьной жизни;

   - взаимодействие с социумом;

   - социальные проекты.

            Учебная деятельность представлена учебными дисциплинами и элективными курсами.



Учебные дисциплины

Уровень

Предметы

Гражданские ориентиры

Начальная школа

Окружающий мир

Знакомство младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства, что способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков

Русский язык, литературное чтение, ИЗО

Воспитание основ национального самосознания и достоинства, чувства уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формируют осознанное чувство патриотизма

Основная и средняя школа

Обществознание

Помощь в успешном ориентировании в социальной реальности, взаимодействии с социальной и природной средой;

Приобретение опыта освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.)



Отечественная и всеобщая история

 Организация систематического и целенаправленного освоения школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и гражданина

История и обществоведение

Представление о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Литература

Источник знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человек и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе; способствует формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

Английский язык

 Культура других народов, знакомство с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом

Предметы естественно-научного цикла

Формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством

Серия уроков гражданско-правового воспитания:

1 класс

Окружающий мир

1. «Я и мой мир» урок-знакомство;

2. «Наша страна – Россия» урок - презентация;

3. «Дом, в котором ты живешь» урок-ролевая игра.



Изобразительное искусство

4. Нарисуй и расскажи «Флаг России»;

5. «Мы граждане России» раскраска

Литературное чтение

6. Речевая разминка «Мы Россияне».

7. «Родной край» урок – беседа.

2 класс

Окружающий мир


  1. Родина – что это значит.

  2. Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась.

  3. Мы граждане России.

Изобразительное искусство

  1. Рисование на тему: «Мои друзья на границе»

  2. Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»

Технология

6. Народные игрушки.



Литературное чтение

7. Татарская сказка «Три сестры» В.Солоухин «Деревья».



3 класс

Окружающий мир

1. «Где и когда ты живешь?» (Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России);

2. Красная книга России. (Красная книга России, её значение);

3. «Во что верили славяне»;

4. «Как называли нашу Родину в разные времена».

Изобразительное искусство

«Наследие предков: памятники архитектуры»;



Литературное чтение

1. Басни Эзопа, И.А. Крылова (внутри текстовая мораль в басне);

2. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»;

3. М. Пришвин «Моя Родина».



Русский язык

Изложение с элементами сочинения «Что же дорогое?».



4 класс

1. «Символы российского государства» урок –беседа по предмету Окружающий мир.

2. Урок – диспут по технологии «Что значит быть счастливым в своей стране».

3. Час доверительного разговора на уроке математике «Я человек и гражданин»;

4. Интересные факты из газет и журналов о моей стране «Это интересно»;

5. Доверительная беседа на уроке музыки «Мои мечты, мои желания»

6. Ролевая игра на литературном чтении «Что такое права и свобода»

5 класс


1. «Берегите землю» урок географии;

2. «Практические задачи по математике»

3. «Право в древней Греции» урок истории;

4. «Право в Древнем Риме» урок истории;

5. «Законы царя Хаммурапи» урок истории.

6. Дорожное право. Урок физической культуры

7. «Структура правительства России».

6 класс


1. «Именины государства» - урок географии;

2. «Русская правда» урок истории;

3. Страна и государство. Что общее и отличие;

4. «Решение задач по математике»;

5. «Структура правительства России».

7 класс


1. «Конституция четырёх островов» урок географии;

2. «Домострой» урок истории;

3. «Дом, в котором я живу» урок обществознании;

4. «Права и обязанности» урок обществознании;

5. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;

6. «Практические занятия по математике».

8 класс

1. Конституция РФ «О природе» урок биологии;



2. «Татарстан: вчера, сегодня, завтра» урок географии;

3. «Права и обязанности граждан при ЧС» серия уроков по ОБЖ;

4. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;

5. «Практические занятия по математике».

6. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;

7. «Конституция РФ и РТ. Основные законы нашей жизни» обществознание;

8. «Права и обязанности учащихся на лабораторных работах по физике»

9. Проблема национальных отношений в России» обществознание;

10. «Предпринимательство: дети и бизнес» обществознание;

11. История нашего народа в XIX веке. Урок истории;

9 класс

1. «Твой правовой статус» урок географии;



2. «Решение практических задач по математике»;

3. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;

4. «Структура правительства России в сравнении с Австралией» урок английского языка;

6. «Гражданское общество и правовое государство» обществознание;

7. «Политический статус личности» обществознание;

8. «Роль права в жизни общества» обществознание;

9. «Революция 1905-1907 гг.» (права и свобода трудящихся) урок истории;

10. «Права и обязанности учащихся на уроке физике»

11 «Сущность сталинизма: исторические предпосылки; политические репрессии» урок истории.

Направление деятельности, права и функции


экспериментальной программы

Направление деятельности: оценка практических результатов экспериментальной программы и определение соответствия уровня результативности экспериментальной деятельности.

Функции:

  • аналитическая;

  • оценочная;

  • проектировочная;

  • развивающая;

  • консультационная;

  • рефлексивная;

  • мониторинг

Методы работы членов комиссии по отслеживанию результатов экспериментальной деятельности:

  • наблюдение;

  • исследование;

  • интервью, опрос, групповая дискуссия;

  • метод анкет и сравнительных анкет;




  • описание;

  • метод школы графического рейтинга;

  • диагностика;

  • экспертиза документов;

  • системный анализ

Программа гражданско-правового воспитания

В начале 21 века в России идет процесс демократизации всех сторон жизни общества. Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют

адекватных изменений и в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»

В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.



Цель программы

Создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников на следующей ступени обучения и в социуме.



Задачи:

  • Обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.

  • Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

  • способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.

Программа гражданско-правового воспитания дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике.

Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:

  • принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • принцип преемственности (между классами школы: 1 5-9);

  • принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);

  • принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);

  • принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);

  • принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).

Направления программы:

  1. Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. ООН. Конституция.

  2. Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.

  3. Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Столица. Москва. Президент. Символы Республики Татарстан.

Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:

  • информационно-ознакомительные;

  • игровые (аукцион, презентация);

  • дискуссионные (разброс мнений);

  • оценочные (игры-соревнования, поле чудес).

Формы работы по реализации программы: беседа, турнир, путешествие, разброс мнений, анализ ситуаций, конкурс рисунков, ролевая игра, дидактические игры («Ромашка», кроссворд, волшебный четырехугольник, разлетевшиеся шары - собери и объясни слово, шифровка), игровые технологии типа «поля чудес», чтение и обсуждение сказок, рассказов, «Волшебный сундучок», тренинги, презентации, дискуссии, диалоги, устный журнал.

Содержание программы:

Программа рассчитана для учащихся 1-9 классов. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа предусматривает проведение 11 часов в год в каждом классе.



Тематика классных часов по классам:

  1. ПЕРВЫЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Все дети имеют равные права.

  • Твои права и обязанности.

  • Твое здоровье охраняет государство.

  • Загадки из сундучка (правила учения).

  • Нет ничего дороже жизни.

  • Всякие истории о важных дядях и тетях или как сказать: «Нет!» (тренинг)

  • Путешествие по сказкам. (Какие права сказочных героев нарушены).

  • Мы отдыхаем.

  • Конкурс рисунков «Права детей».

2.Государственная символика.

  • Если скажем слово «Родина»…

  • Символы России.

  • Символы Республики Татарстан.

3.Правила для учащихся.

  • Правила школьной жизни.

  • Для чего ходят в школу.

  • Оценка.

  • Путешествие в страну вежливости.




  1. ВТОРОЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Знакомство с Конвенцией о правах ребенка

  • Что человеку нужно, чтобы жить (право на жизнь, твои потребности).

  • Каждый имеет право на любовь и заботу со стороны близких.

  • Главные права и обязанности ребенка (игра «Ромашка»).

  1. Государственная символика.

  • Наша Родина – Россия.

  • Что такое конституция.

  • Для чего нужны флаг и герб страны.

  • Гимн – торжественная песня.

  • Самый главный человек в стране.

  1. Правила для учащихся.

  • Устав школы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»

  • Перемена! Перемена! (практическое занятие).

  • Правила дружной игры (практическое занятие).




  1. ТРЕТИЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Документы ООН о правах ребенка. (Конвенция, Декларация).

  • История налоговой системы. Права и обязанности налогоплательщика»

  • Любовь к Родине начинается с любви к матери (праздник)

  • «Твои права и обязанности» игра Что? Где? Когда?

  • Нарисуй и расскажи «Я о людях расскажу» (Я и общество) беседа рассуждение.

  • «Что такое мир».

  1. Правила для учащихся.

  • Права и культура поведения (Не навреди!).

  • Разброс мнений «А нужны ли правила!?»

  • Закон для нас. Закон внутри нас.

  1. Государственная символика.

  • Россия – священная наша держава…

  • Государственный флаг в истории России.

  • Откуда пришел герб.




  1. ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

  1. Права ребенка.

  • Конвенция о правах ребенка – главный детский документ.

  • Декларация прав ребенка.

  • Всеобщая декларация прав человека.

  • Самое главное право всех людей. Разброс мнений.

  • Обязанности и права – неразлучные друзья. (Без обязанностей нет прав).

  • Уважай права тех, кто рядом. Разброс мнений «Что значит уважать человека»

  • Закон и беззаконие. Анализ правовых ситуаций.

  • Путешествие в страну «Конституция» (права россиян).

  • Человек неученый, что топор неточеный (право на образование).

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).

  • Правовой словарик (поле чудес).

  1. Правила для учащихся.

  • Школьные правила безопасного поведения.

  • О вреде сквернословия.

  • Разброс мнений: что такое общественное место и как там нужно себя вести.

  1. Государственная символика.

  • Урок России. Государственный гимн.

  • Флаг и герб современной России.

  • Листаем словарь: игровой час.

  • Символика нашего города.

  1. ПЯТЫЙ КЛАСС

  • Время, события, люди.

  • Россия: вчера, сегодня, завтра.

  • Народы в истории России (перепись);

  • Государственные символы России;

  • Мои права и мои обязанности;

  • Что я знаю о правах;

  • Игра: «Юный правовед»;

  • Азбука права;

  • Правовая игра «Мой взгляд»;

  • Дорожное право.

VI. ШЕСТОЙ КЛАСС



  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конкурс рисунков «Народы России».

  • Закон об образовании;

  • Дорожное право;

  • Итоговое: про новый год и старые привычки.

  • Семейное право;

  • Делу – время, потехе – час, есть ли обязанности у вас? (открытый микрофон)

  • Что такое закон. Ответственность ребенка.

  • Как себя вести, если тебя несправедливо обидели (о чести и достоинстве). Разброс мнений;

  • Право на труд.

VII.СЕДЬМОЙ КЛАСС

  • Конвенция о правах ребенка. (беседа);

  • Беседа – диалог с элементами игры «Гражданство и гражданин»;

  • Д.Пожарский и К. Минин – граждане России;

  • Твое здоровье охраняет государство.

  • Дорожное право

  • Ситуативная беседа диалог «Как использовать свои права»;

  • Беседа размышление «Час суда» или если бы я был прокурором»;

  • Беседа диалог «Административные нарушения и подросток»;

  • Право на здоровье;

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).

VIII. ВОСЬМОЙ КЛАСС



  • Правовая игра «Знаете ли вы законы»;

  • Круглый стол разъяснение положений закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому , интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в РТ» (Закон об образовании)

  • «День народного единства» викторина

  • «Государственные символы России»;

  • «В дела ты доброе вложи, все лучшее своей души»;

  • «Турнир знатоков права»;

  • Круглый стол «Преступность несовершеннолетних и наркомания;

  • Командная игра «Юный правовед»;

  • Деловая игра «Гражданином быть обязан»;

  • Конкурс рисунков посвященные ко Дню защиты детей.

IX.ДЕВЯТЫЙ КЛАСС



  • Правовая игра «Знаете ли вы законы»;

  • Анкетирование на тему: «Проблемы школы».

  • «Закон об образование» - внеклассный час с родителями»;

  • Коллективно-творческое дело «За здоровый образ жизни»;

  • Право на труд;

  • Дорожное право;

  • Правовая игра «Преступление и наказание»;

  • «Я гражданин России»;

  • Тренинг «Основы лидерства»;

  • Анкетирование на тему: «Психологический климат в ученическом коллективе»

Ожидаемые результаты реализации программы:


обеспечение соблюдения прав человека;

повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;

снижение уровня правонарушений в среде учащихся;

активизация общественного участия в управлении образовательным процессом;

углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества.

Требования к уровню реализации программы

К концу изучения программы учащиеся должны:



знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;

применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.
Научно – методическое обеспечение:

Азбука права: разработки занятий в начальной школе /авт.-сост. Н.Н. Бобкова.– Волгоград: Учитель, 2006.

Воспитание: второй класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня /М.П.Осипова, С.И.Козлович, Е.Д.Король, М.А.Бесова, Т.А.Ковальчук, И.А.Мельничук, З.М.Панасевич, Н.Н.Сачик, С.Л.Скиндер, Н.В.Коновальская; Под общ. ред. М.П.Осиповой. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003.

Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках. /авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград, Учитель, 2007.

История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе /авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы.1 класс /сост.Г.А.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Классные часы.2 класс /сост.Г.А.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Классные часы.3 класс /сост.Г.А.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Классные часы.4 класс /сост.Г.А.Попова. – Волгоград: Учитель,2009.

Лаврова С.А. и др. Первоклассные истории о правах: Учебное пособие для 1 класса /Отв.редактор В.В.Нестеров. – Екатеринбург: ИД «Сократ», Центр «Учебная книга», 2003.

Лаврова С.А., Кропанева Е.М., Романова И.Е. Увлекательные истории о правах: Учебное пособие для 2-3 классов /Отв. Ред. В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»; Центр «Учебная книга», 2004.

Морозова С.А. Методика преподавания права в школе /С.А.Морозова. 2-е изд. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004.

Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004.

Степанов В.Наша Родина – Россия. – Смоленск: Русич, 2008.

Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.



Внеурочная деятельность в рамках гражданско-правового

воспитания

Внутри школьная программа школьного музея

«Музей — грандиозная память книги человечества»

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 112 часов. В основе этой программы лежит ориентация на более пристальное внимание к миру культуры человека, а именно к целостному восприятию мира народной культуры. Главным её элементом является туристко - краеведческая деятельность, которая начинается с самого главного — с личности самого ребенка, жизни его семьи. Здесь и связь времен, преемственность поколений ощущение своей причастности ко всему.

Основной целью данной программы является — развитие творческих способностей рёбенка, воспитание его нравственных качеств. Становление эстетических чувств.

Цель программы: приобщение юных жителей села к богатейшему духовному наследию прошлого, патриотическое воспитание молодёжи. Направленность этой программы нацелена на формирование нравственных позиций молодого человека. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и высокие гражданские чувства :к родному селу.

Задачи программы:

1. Вызвать интерес у учащихся к родному селу;

2. Научить полюбить родные места;

З. Формировать проявление обеспокоенности за судьбу родного края и судьбы людей живущих рядом.



Учебно-тематический план



Содержание работы

Кол-во часов

теор-ких

прак

всего

1

Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей.

1

1

2

2

Основные разделы.

1

1

2

3

Свидетели истории

1

1

2

4

Как работать с газетами, журналами, книга­ми.

2

2

4

5

Как записывать воспоминания.

2

2

4

6

Учет и хранение собранных документов и ве­щей.

2

2

4

7

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее.

4

4

8

8

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

4

4

8

9

Забота о ветеранах - наш священный долг.

2

2

4

10

Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла и составление альбомов, оформление стендов, выставок: « Воины-герои-наша гордость!», «Пишем военные страницы семейных историй», «Жители нашего села-ветераны-герои».

8

8

16

11

Встречи с участниками тыла Великой Отечественной войны.

4

4

8

12

Сбор материалов по темам: «Мое село»

8

8

16

13

«История моей школы»

2

2

4

14

Экскурсии по графику

8

8

16

15

 


Приобретение материалов для оформления выставок

 

2

2

16


Оформление экспозиций по темам: «Война коснулась моей семьи», «Мое село», «История моей школы»

4

4

8

17

Подготовка ко Дню музея

2

2

4

Содержание программы:

Тема 1. Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.(4 ч.)

Знакомство со школьным музеем Боевой Славы «Память»: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.

 

Тема 2. Свидетели истории. 8 ч.( Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном городе,об адмирале А.Г.Головко, чьё имя носит наша школа, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории»

 

Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе. (8 ч.)

Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается об адмирале А.Г.Головко, о  Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; ; вещественные памятники     (символы, атрибуты и т. д.).

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музе­ев и архивов.

 

Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книга­ми. (8 ч.)

Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка  необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

 

Тема 5. Как записывать воспоминания.(8ч.)Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий (2 ч) Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

 

Тема 6. Учет и хранение собранных документов и ве­щей. (8 ч.)

Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения не­обходимо в нее вносить. Как хранить собранные мате­риалы. Посещение архива.

 

Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (8 ч.)

Оформление альбома, создание презентаций, му­зейной выставки (отбор и размещение собранных мате­риалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

 

Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.(8 ч).

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном и других музеях города. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников. Проведение виртуальной экскурсии в музее, по улицам города.

 

Тема 9. Забота о ветеранах - наш священный долг (6 ч) Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

Тема 10.Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла и составление альбомов, оформление стендов, выставок: « Воины-герои-наша гордость!», «Пишем военные страницы семейных историй», «Жители нашего села-ветераны-герои».

Тема11. Встречи с участниками тыла Великой Отечественной войны.

Тема 12.Сбор материалов по темам: «Мое село»

Тема 13. «История моей школы»

Литература:


  1. Журналы «Воспитание школьников», 2000 – 2010 гг.

  2. Музееведение. – М., 1998.

  3. Военно-патриотическое воспитание на уроках истории. Методические рекомендации. – Чебоксары, 1988.

  4. Журналы «Классный руководитель», 200-2010

Диагностика

гражданско-правового воспитания
ЭТАП АНКЕТИРОВАНИЯ

Проблемы, стимулирующие деятельность участников учебно-воспитательного, можно обнаружить, без сомнения, при помощи анкетирования.

АНКЕТА на тему: «Проблемы школы».

Цель: Выявить проблемы школы.

Опросник:


1. Общая оценка системы среднего образования (нужное подчеркнуть).

а) низкая

б) средняя

в) высокая

2. Основные проблемы школы (нужное подчеркнуть):

а) материально-техническое обеспечение школы

б) «старение» педагогического состава

в) отток наиболее квалифицированных специалистов из сферы образования

г) школа не готовит выпускников, приспособленных к жизни

д) несоответствие школьной программы вузовским требованиям

е) слабое внедрение инновационных процессов в учебно-воспитательный процесс

и) другое

3. Позитивные процессы в школе (нужное подчеркнуть). а) доступность обучения компьютерной грамотности б) осознанная возможность учеником выбора профиля образования проведение ЕГЭ в) вовлечение учащихся в активный процесс познания

г) главная цель учебно-воспитательного процесса – обучение и воспитание человека – гражданина.

д) стремительное изменение содержания образования

е) другое

4. Отношение к реформам в сфере образования:

а) положительное

б) отрицательное

в) реформы безразличны.



АНКЕТА на тему:


«Психологический климат в ученическом коллективе»

Каждый пункт отмечайте оценкой:

«5» - Вы полностью удовлетворены;

«4» - скорее удовлетворены, чем нет;

«3» - трудно сказать;

«2» - не удовлетворены.

В какой степени Вы удовлетворены – оценка:

1. Вашей учебой в данной школе.

2. Вашими взаимоотношениями с учителями и учащимися школы.

3. Заботой администрации о Вас.

4. Готовностью учащихся школы, педагогов, работников школы оказать помощь в работе.

5. Настроением в ученическом, школьном коллективе.

6. Доброжелательной, рабочей атмосферой.

7. Совместными творческими делами, проектной деятельностью педагогов и учащихся.

8. Доброжелательной оценкой администрации Вашей работы.

9. Творческой атмосферой в коллективе.

10. Вашими взаимоотношениями с руководителями.

11. Отсутствием формализма и «показухи».






Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница