Программа гражданско-патриотического воспитания кадетского класса 2012



Скачать 58.81 Kb.
Дата19.04.2016
Размер58.81 Kb.
ТипПрограмма
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа»



ПРОГРАММА

гражданско-патриотического воспитания

кадетского класса

2012


ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КЛАССА

НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Надлежит к благосостоянию народа

изыскивать всевозможные способы и

стараться прекращать всякое зло,

причиняющее вред Отечеству.

А.И. Крылов

Истинное мужество просвещенных

народов состоит в готовности к

самопожертвованию во имя Родины.

Г. Гегель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является развитие гражданского и патриотического воспитания. Уроки истории и современная действительность постоянно напоминают о необходимости развития духовных и физических начал у молодежи нашей Родины, которая может достойно служить своему Отечеству, быть верной обществу и государству. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру, и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как основополагающие направления в образовании, где одной из основных направлений является организация эффективности гражданского воспитания.

В начале 20 века в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В.Рейном, Ф.Паульсеном, Г.Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.

В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а, следовательно, требующего тщательности и ответственности.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. А.И. Солженицын сказал: «Горе той стране, где слова «патриот» или « демократ» считаются бранью». Формирование сознания «Я – россиянин» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность разработки и реализации программы гражданско-патриотического воспитания кадетского класса.

Приоритетность воспитания в системе Российского образования нормативно закреплена в федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральными государственными образовательными стандартами.

Документы концептуального характера, определяющие основные идеи и перспективы развития российского образования на период до 2015 года, духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации: Послание Президента РФ, Национальная доктрина образования в РФ, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основные направления воспитательной работы регулируются следующими документами: Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и другие.



Цель программы: создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в кадетском классе, ориентированного на становление и развитие личности:

- готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;

- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;

- любящей свою семью, школу, край, Россию;

- личности культурной, нравственной.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

1. Педагогические задачи:

- формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения основ военного дела;

-создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания, взаимопомощи издоровьесбережения;

- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей;

- формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью;

- ориентирование семьи на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей, укрепление авторитета семьи;

- социально-адаптированную личность к современным условиям.

2. Организационно-методические задачи:


  • повышение эффективности управления развитием воспитания в системе образования кадетского класса;

  • развитие базы данных и системы мониторинга эффективности воспитания в системе образования кадетского класса;

  • развитие содержания, программно-методического обеспечения воспитания на уровне образовательного учреждения;

  • совершенствование кадрового обеспечения функционирования и развития школьной воспитательной системы.

Поставленные задачи реализации Программы гражданско-патриотического развития, воспитания обучающихся обуславливают ее структуру. Программа представлена как совокупность пяти разделов:

Первый раздел - «Основные направления гражданско-патриотического развития учащихся основной школы» - раскрывает приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.

Во втором разделе - «Этапы реализации Программы» - представлены этапы и основные подходы к организации воспитательной работы по каждому из направлений, а также приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Третий раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по гражданско-патриотическому развитию учащихся» - формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В четвертом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» - определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.

Пятый раздел – «Мероприятия по реализации Программы» - представляет перечень и последовательность организационно-методических мероприятий, работы с учащимися, родителями, общественностью по реализации целей Программы.


Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства, система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой чувству верноподданического долга, сознательного повиновению власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитания у него и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей к правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.

В кадетском классе реализуются: общеобразовательная программа основного и среднего полного образования, а также военно-прикладные программы и программы дополнительного образования, направленные на расширение знаний по истории, культуре, обычаям, истории кадетских корпусов и Российской армии, подготовку учеников к службе в Российской армии.

Жизнь класса строится на выполнении Заветов Кадет, верности Присяге, Кодексу Чести Кадет, Правах и обязанностях кадет, Уставе школы и Положении о кадетском классе.

Отличительные особенности кадетского класса

1.Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей

2.Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.

3.Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организационной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам.

В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

4.Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском классе организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей школы.

5.Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но и при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.



  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КЛАССА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


  • Гражданско-патриотическое воспитание подростков.

  • Организация летнего отдыха: обучение науке выживания в полевых условиях и т.д.

  • Отработка элементов туристической техники, топографии и ориентирования на местности.

  • Расширение сферы внеурочной деятельности.



Ценности (основные источники нравственности), которые должны лечь в основу формирования воспитательного идеала ученика кадетского класса:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших и младших);

- традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир);

- искусство и литература (гармония, духовный мир человека, нравственный выбор).

Нормативно-правовые документы в сфере гражданско-патриотического воспитания и развития граждан России выделяют следующие общечеловеческие ценности, выступающие основой становления личности ребенка и подлежащие формированию в процессе его образования: Отечество, Родина, Человек, Семья, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Определение традиционных источников нравственности и общечеловеческих ценностей как базовых оснований позволяет обозначить приоритетные направления воспитательной работы на основной ступени общего образования в кадетском классе.

Работа в данном направлении предполагает:



  • мероприятия внеурочной деятельности;

  • целеполагание просветительской работы с родителями и семьями обучающихся;

  • мониторинг достижений учащихся кадетского класса;

  • популяризацию достижений учащихся кадетского класса на внутри школьном, муниципальном уровнях, а также в СМИ;

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

  • презентацию и распространение инновационного педагогического опыта через систему методических мероприятий.


Формирование ценности гражданственности и патриотизма

Воспитательную работу необходимо вести с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части детей и молодежи, выросших в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.

Работа в данном направлении предполагает:


  • через тематику, целеполагание и содержание воспитательных мероприятий и реализацию воспитательных целей урока формирование понимания у обучающихся сущности Родины (малой и большой), сокрытой в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях;

  • через тематику, целеполагание и содержание учебной и воспитательной работы с детьми формирование и развитие способности к использованию культурно-исторического наследия нашей страны как сокровищницы моральных примеров, высоконравственных поступков; выделение памятных дат и организацию серий воспитательных мероприятий, инициирование проектной и учебно-исследовательской деятельности, ориентированных на пропаганду ценностей гражданственности и патриотизма;

  • посредством организации внеклассных мероприятий и привлечение социальных партнеров для подготовки к служению Отечества;

  • включение семьи в реализацию проектов, презентаций, внеклассных мероприятий и проч. патриотической направленности;

  • расширение сфер сотрудничества и взаимодействия школы с социальными партнерами и представителями общественности (Сургутская районная общественная организация ветеранов боевого братства, музей НГДУ «НСН», школьный музейный уголок);

  • повышение квалификации педагогов школы по актуальным направлениям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, в том числе через включение этой тематики в план работы методических объединений классных руководителей и план самообразования учителя.


Формирование духовно-нравственных ценностей
Нравственное воспитание личности является одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формировать нравственность – значит переводить моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и привычки поведения, их неуклонное соблюдение. Следует формировать высокую культуру поведения учащихся образовательных учреждений: культуру устной публичной речи, культуру бытовых коммуникаций; культуру общения между всеми участниками образовательного процесса; культуру поведения в городе и обществе, медиакультуру, культуру межсубъектного взаимодействия, в том числе межпоколенного.

Работа в данном направлении предполагает:



  • обеспечение доступа детей к культурным ресурсам региона (библиотекам, музеям, театрам и пр.), в том числе посредством интерактивных средств коммуникации и мультимедийных технологий;

  • просветительскую работу с обучающимися, их родителями в области межконфессионального и межнационального диалога;

  • развитие детского изобразительного, прикладного, исследовательского и технического творчества;

  • реализацию этнопедагогической компоненты в образовании.


Формирование ценности семьи

Современной школе и родителям предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.

Работа в данном направлении предполагает:

- вовлечение родителей в образовательный процесс через реализацию План-программы деятельности семьи по воспитанию и развитию своего ребенка; активное инициирование родительского участия в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий; определение сферы образовательного сотрудничества с семьей;



  • разработку проекта «Семейное просвещение», предусматривающего проведение лекториев, семинаров, практикумов, презентаций опыта, диспут-клубов, встречу со специалистами (юристами, психологами и др.);

  • проведение воспитательных мероприятий по пропаганде ценности семьи и семейных ценностей (физкультурно-оздоровительных, художественно-эстетических и др.);

  • активное привлечение родительской общественности к управлению общеобразовательными учреждениями через участие в работе органов государственно-общественного управления, родительские комитеты, советы отцов и др.);

  • развитие клубной деятельности родителей;

  • привлечение семьи к активному участию в воспитательных мероприятиях образовательного учреждения;

  • развитие дискуссионных площадок (проведение педагогических советов с привлечением родительской общественности);

  • поддержка и популяризация опыта семей, ведущих генеалогические изыскания и формирующих домашние музеи, поддерживающих семейные традиции, имеющих семейные праздники,

  • через проведение тематического педагогического совета, серию мероприятий организационно-методической направленности (презентация, семинар, лекторий) развитие профессиональной компетентности учителей и классных руководителей в области взаимодействия с родителями, семейного воспитания, включения родительской общественности в образовательный процесс школы.


Формирование ценности здоровья и экологически целесообразного, здорового

и безопасного образа жизни
Работа в данном направлении предполагает:

  • диагностику стартовых возможностей учеников и учителей в сфере культуры здоровья и безопасности, выявление информационных потребностей школьников, родителей в вопросах здоровьесбережения и безопасности;

  • подробное информирование педагогов, родителей и обучающихся о современном состоянии, проблемах и перспективах здоровьеформирующегообразования в образовательных учреждениях;

  • принятие стратегических решений по созданию здоровьесберегающей образовательной среды с позиций формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • расширение ассортимента услуг в области массового спорта, мероприятий оздоровительного характера;

  • популяризацию и привлечение детей и родителей к проектам экологического характера;

  • реализацию комплекса мероприятий по профилактике экстремизма, воспитанию толерантности в детской и детско-взрослой среде, в том числе с привлечением специалистов (психологов, социального педагога и др.).


Развитие одаренности детей

Воспитательный процесс одаренных детей рассматривается не только с позиции выстраивания стратегии их обучения в урочное время, но главным образом, с позиции специально организованной воспитательной среды школы, позволяющей ребенку осуществить выбор приоритетного направления развития собственных наклонностей и интересов. Очень важным здесь является использование ресурсов сетевого взаимодействий образовательных учреждений и организаций, а также социальное партнерство школы с учреждениями культуры и спорта. Это позволит осуществить взаимосвязь основного и дополнительного образования детей и обеспечить полноту и целостность процесса обучения и воспитания.




  1. эТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы предполагает последовательное достижение целей гражданско-патриотического развития и воспитания школьников по ее этапам:

А) подготовительный:

- утверждение программы кадетского класса,

- оснащение материально-технической базы,

- подбор кадров,



В) основной

5 класс:

- В течение года будет проводиться поисковая работа и забота о ветеранах: совместная работа с руководителем музейного уголка, подготовка, организация и проведение мероприятий;

- изучение образовательного курса «Основы военного искусства»;

- развитие творческих способностей: хор, хореография, художественная роспись;

- организация и подготовка праздника 23 февраля;

- организация встреч с ветеранами боевых действий;

- организация и подготовка праздника 9 Мая;

- участие в лагерной осенней смене;

- участие в соревнованиях, конкурсах, проводимых в школе;

- участие в поселковых, районных, окружных мероприятиях.



6 класс:

- В течение года будет проводиться поисковая работа и забота о ветеранах: совместная работа с руководителем музейного уголка, подготовка, организация и проведение мероприятий;

- изучение образовательного курса «Основы военного искусства»;

- изучение образовательного курса «Строевая подготовка и рукопашный бой»;

- развитие творческих способностей: хор, хореография, художественная роспись;

- организация и подготовка праздника 23 февраля;

- организация встреч с ветеранами боевых действий;

- организация и подготовка праздника 9 Мая;

- участие в лагерной осенней смене,

- участие в соревнованиях, конкурсах, проводимых в школе;

- участие в поселковых, районных, окружных мероприятиях.

7 класс:

- изучение образовательного курса «Основы военного искусства»;

- изучение образовательного курса «Строевая подготовка и рукопашный бой»;

- добавляются такие образовательные программы из цикла Школы выживания, как «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах»,

- развитие творческих способностей: хор, хореография;

- организация и подготовка праздника 23 февраля;

- организация встреч с ветеранами боевых действий;

- организация и подготовка праздника 9 Мая;

- участие в лагерной осенней смене,

- участие в соревнованиях, конкурсах, проводимых в школе;

- участие в поселковых, районных, окружных мероприятиях.

8 класс:

- изучение образовательного курса «Основы военного искусства»;

- изучение образовательного курса «Строевая подготовка и рукопашный бой»;

- добавляются такие образовательные программы из цикла Школы выживания, как «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах»,

- развитие творческих способностей: хор, хореография;

- организация и подготовка праздника 23 февраля;

- организация встреч с ветеранами боевых действий;

- организация и подготовка праздника 9 Мая;

- участие в лагерной осенней смене,

- участие в соревнованиях, конкурсах, проводимых в школе;

- участие в поселковых, районных, окружных мероприятиях.

9 класс:

- изучение образовательного курса «Основы военного искусства»;

- изучение образовательного курса «Строевая подготовка и рукопашный бой»;

- развитие творческих способностей: хор, хореография;

- организация и подготовка праздника 23 февраля;

- организация встреч с ветеранами боевых действий;

- организация и подготовка праздника 9 Мая;

- участие в лагерной осенней смене,

- участие в соревнованиях, конкурсах, проводимых в школе;

- участие в поселковых, районных, окружных мероприятиях.



С) Заключительный

- анализ деятельности кадетского класса по окончании каждого года основной школы,

- корректировка образовательной программы кадетского класса.
Формы работы с детьми:


  • Беседы, дискуссии духовно-нравственного и гражданско-патриотического содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников школы и общественности.

  • Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Участие в различных соревнованиях, поездках, экскурсиях и т.д..

  • Несение вахты памяти.

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

  • Встречи с представителями власти, армии по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

Формы и виды деятельности



1 уровень: беседы,изучение нормативных документов,

2 уровень:игры, экскурсии, дискуссии,

3 уровень:поездки, походы, участие в праздниках, акциях, встречи с ветеранами.



  1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И

ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей школы, проанализировали психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы школы: духовно-нравственное и здоровьесберегающее. Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций. Ведущая, содержательно определяющая роль принадлежит педагогическому коллективу школы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.

Основными задачами в работе с родителями являются:

- развитие у родителей осознанного сопереживания эмоциональному состоянию ребенка и способности оказывать ему поддержку;

- усиление взаимного интереса и принятия;

- развитие конструктивных способов взаимодействия;

- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;

- увеличение взаимной открытости;

- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы, формы работы с родителями.

Формы взаимодействия с семьей:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- педагогический практикум;

- родительский лекторий;

- семейная гостиная;

- родительские недели.

Формы работы с родителями



  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы

  • Лектории, практикумы, семинары, презентации для родителей

  • Дни открытых дверей

  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)

  • Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

  • Индивидуальные беседы

  • Ведение социального паспорта класса

  • Проведение совместных с детьми праздников

В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, педагоги-психологи, социальные педагоги, работники правоохранительных органов, представители общественности.

В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, библиотеки, кинотеатры, центр детского творчества).

Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные центры народной культуры. При осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо взаимодействовать с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
К ожидаемым относятся следующие результаты реализации Программы.

В ходе обучения школьники должны усвоить основные навыки и умения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристических маршрутов, навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания медицинской помощи, меры безопасности проведения аварийно-спасательных работ, получить психологическую закладку.

Вместе с тем, выпускник кадетского класса отличается своими особенностями:


  • Личность с высоким уровнем самосознания, деятельность которой направлена на самосовершенствование

  • Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием

  • Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей

  • Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому

  • Физически и психически здоровый человек с потребностями к здоровому образу жизни

  • Умеете противостоять опасности, умеет ее предвидеть

  • Умеет стрелять из боевого оружия

  • Владеет приемами рукопашного боя

  • Знает Историю Отечества и Вооруженных Сил

  • Воспитан в духе русского офицера

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;


• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Качество воспитания является интегрированным понятием, включающим:



  • качество воспитательного результата;

  • качество воспитательного процесса;

  • качество условий организации воспитывающей деятельности.

Качество воспитательного результата выражается в культуре воспитанника, устойчивости и уровне воспитанности личности; в мобильности системы воспитательной работы образовательного учреждения, готовности к самообновлению; в предметном, социально значимом результате воспитывающей деятельности.

Качество воспитательного процесса предполагает включенность всех субъектов в процесс создания системы оценки и самооценки качества; в процесс целеполагания, программирования, проектирования, планирования и реализации воспитательной работы.

Качество условий организации воспитывающей деятельности связано с созданием научных, инновационных, кадровых, организационных, мотивационных, материально-технических, финансовых ресурсов и с качеством программно-методического обеспечения.

Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует считать динамику личностного роста, в частности:

– динамику усвоения основных социальных норм;

– динамику развития позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

– динамику накопления опыта самостоятельного социально значимого действия.

Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

– реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности,

– реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,

– развитость самоуправленческих начал в деятельности воспитанников,

– развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.

Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:

– разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,

– обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,

– наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,

– обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,

– развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических показателей (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Так, анкетирование, тестирование и наблюдение позволит выявить:

- ориентацию учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценку учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик:

- методики для изучения процесса и результата развития личности,

- методики диагностики сформированности коллектива,

- методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.



Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

План реализации Программы

Направление работы

Сентябрь - октябрь

Ноябрь - декабрь

Январь - март

Апрель - май

Гражданственность и патриотизм

  • «День Знаний»

  • Традиционный кросс «Беги и улыбайся», посвященный погибшим детям Беслана – подготовка информации,




  • Встреча с кадетами других школ

  • Шефство над ветеранами ВОВ

  • Посвящение в кадеты

  • День Конституции РФ




  • «Снятие блокады Ленинграда»

  • Встреча трех поколений.

  • Конкурс военно-патриотической песни.

  • Участие во Всероссийском сборе воспитанников кадетских корпусов и школ

  • «Битва под Москвой»

  • Районный конкурс смотра строя и песни

  • «Всемирный день авиации и космонавтики»

  • Вахта памяти

Традиции класса

  • Выборы актива класса

  • Творческая учеба актива

  • Субботник на территории школы

  • Концерт для ветеранов ВОВ

  • Подготовка новогодних игрушек

  • Новогодний бал

  • Чаепитие по окончанию четверти

  • Катание на коньках




  • Участие в посвящение кадет

  • Встреча с отцам. «Урок мужества»

  • День святого Валентина

  • Конкурсы, валентинки.

  • Участие в концерте, посвященному Дню защитника отечества

  • День здоровья

  • Возложение цветов к памятнику героям ВОВ

  • Участие в проводах допризывников в ряды вооруженных сил.

  • Встреча с ветеранами ВОВ

Культура

  • «Я – гражданин России»

  • Конкурс рисунков

  • «Российская армия глазами детей»

  • Международный день пожилых людей

  • Митинг, посвященный трагедии в Беслане

  • Всероссийский день матери

  • Викторина «Мое Отечество»

  • Всемирный день прав человека

  • Классный час «Дни воинской славы»

  • Классный час «Духовный мир человека»

  • Рыцарский турнир

  • День Российской науки

  • Конкурс «Поле чудес»

  • День святого Валентина

  • Международный день борьбы с наркоманией

  • Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

  • Викторина «Битва под Москвой»

  • Классный час «Международный день семьи»

Правовое

  • «Путешествие в страну Законию»

  • Права детей – забота государства

  • Классный час «Ваши права и права др.людей»

  • Организационно-деятельная игра «Наши коллективные дела»

  • День толерантности. «Что такое толерантность?»

  • Выпуск стенгазеты «Имею право»

  • Классный час «День конституции РФ»

  • Классный час «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»

  • Классный час «Мы – значит класс!»




  • Диспут. Разрешение конфликтов без насилия.

  • «Ваши права и права других людей»

  • Видеофильм «Наркотики – путь в никуда»

Работа с родителями

  • Родительское собрание

  • Выборы родительского комитета

  • Тестирование

  • Индивидуальная беседа

  • Родительское собрание

  • Анкетирование

  • Беседа с психологом

  • Выступления учителей-предметников

  • Родительское собрание

  • Презентация опыта семейного воспитания

  • Беседы, консультации

  • Форум «Отцы и дети»

  • Родительское собрание

  • «Университет педагогических знаний»

  • Общественный патруль

  • Творческий отчет по итогам года

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница