Программа государственной итоговой аттестации



Скачать 164,59 Kb.
Дата10.02.2016
Размер164,59 Kb.
#128
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Утверждаю

Проректор по НРиИ

_____________А.Н. Дьяченко

«____»______________2014 г.



ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Основная образовательная программа аспирантов



по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение

Профиль:


10.02.01 Русский язык.

Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.



ТОМСК 2014


  1. Цели и задачи государственной итоговой аттестации

Целью ГИА является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по направлению к основной образовательной программе высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение


Задачами ГИА являются:

  1. Проверка уровня сформированности компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ТПУ.

Универсальных компетенций:

  1. способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

  2. способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

  3. готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

  4. готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

  5. способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

Общепрофессиональных компетенций:

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

Профессиональных компетенций:

  • способность использовать знание современной научной и образовательной парадигмы в области лингвистики и представление о динамике развития избранной отрасли науки (ПК-1);

  • знание и навык использования системы методологических принципов и методических приемов лингвистического исследования(ПК-2);

  • способность применять теорию и историю языкознания, ведущих направлений современной лингвистики как теоретической базы исследовательской и прикладной деятельности в области отечественного и зарубежного языкознания(ПК-3);

  • знание антропологических, семиотических, герменевтических и других основ коммуникации и использование их в теоретической и практической деятельности(ПК-4);

  • способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи; способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-5).




  1. Принятие решения о присвоении квалификации по результатам ГИА и выдаче документа о высшем образовании и присвоения. Квалификации: Исследователь. Преподаватель-исследователь.


  1. Виды государственной итоговой аттестации

Государственная итоговая аттестация выпускников аспирантуры ТПУ по профилю 45.06.01 Языкознание и литературоведение проводится в форме (и в указанной последовательности):



  • государственный экзамен;

  • выпускная квалификационная работа.

Государственная итоговая аттестация проводится по окончании теоретического периода обучения в 8 семестре. Для проведения ГИА создается приказом по университету государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) из лица ведущих исследователей в области профессиональной подготовки по профилю 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

    1. Программа итогового государственного экзамена

Государственный экзамен проводится в форме защиты проекта, в котором аспирант должен продемонстрировать свои исследовательские и педагогические компетенции, приобретенные за время обучения в аспирантуре.

Проектом считается разработанная система и структура действий преподавателя-исследователя для реализации конкретных исследовательских и педагогических задач с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях, имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Проект может быть представлен в виде презентации по выбранной теме. В проекте аспирант должен продемонстрировать не только знание в области избранной темы, но и применить современные методы исследований и информационно-коммуникационных технологий.

Проект носит комплексно-системный характер и должен ориентировать экзаменующегося на установление, выявление и обоснование системных связей между учебными дисциплинами, включенными в программу государственного экзамена.



Состав учебных дисциплин, включенных в программу государственного экзамена:

  1. История и философия науки.

  2. Иностранный язык.

  3. Русский язык.

  4. Методы статистической обработки в научных исследованиях.

  5. Методология подготовки и написания диссертации.

  6. Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза.

  7. Педагогическая практика.

  8. Научно-исследовательская работа.




    1. Примерная тематика проектов по профилю «Русский язык»

  1. Образование как социально-культурный феномен. Образование и личность. Образование и общество. Образование, наука и культура. Преподавание лингвистических дисциплин как часть образования.

  2. Теория познания как методологическая основа процесса обучения. Соотношение процессов познания, научения, обучения и учения. Закономерности и принципы преподавания русского языка.

  3. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в преподавании русского языка. Структура, цели и результаты процесса обучения.

  4. Психология индивидуального подхода к учащимся в преподавании русского языка. Психология возраста.

  5. Взаимосвязь образования и самообразования личности. Взаимообучение. Основные проблемы организации психолого-педагогической помощи учащимся в преподавании русского языка.

  6. Психологические закономерности и механизмы преподавания русского языка. Активизация и формирование внимания учащегося. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  7. Речь в процессе учения. Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе преподавания русского языка.

  8. Содержание курсов по специальности «Русский язык» как фундамент культуры личности. Система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры.

  9. Опыт творческой деятельности в преподавании русского языка. Опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру.

  10. Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей в преподавании русского языка. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования.

  11. Государственный образовательный стандарт по специальности «Русский язык». Критерии отбора и построения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

  12. Образовательные технологии и методы обучения в преподавании русского языка. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

  13. Основные образовательные технологии в преподавании русского языка: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции.

  14. Теория и система методов обучения в преподавании русского языка. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения.

  15. Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

  16. Психология оценки. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Методы устного, письменного и машинного контроля. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся. Основные проблемы современной психолого-педагогической диагностики в преподавании русского языка.

  17. Модели организации обучения в преподавании русского языка и лингвистических дисциплин. Организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат, очно-заочная форма и др.)

  18. Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения. Педагогические программные средства. Аудиовизуальные средства и компьютеры в обучении. Учебные телекоммуникационные проекты.

  19. Теоретические основы методики преподавания русского языка как науки.

  20. Специфика терминов, применяемых в методике преподавания русского языка.

  21. Связь развития методики преподавания русского языка с развитием русского языкознания, психологии и педагогики.

  22. Методы исследования, применяемые в методике русского языка. Способы обработки исследовательских материалов.

  23. Методика преподавания русского языка в XX веке: программы, учебники, вузовские методики.

  24. Новые подходы к преподаванию лингвистических дисциплин в ХХI в.

    1. Методические рекомендации к подготовке и сдаче итогового государственного экзамена

Итоговый государственный экзамен должен быть представлен в форме проекта. Последний в свою очередь может быть сделан как конкретное описание предстоящей деятельности преподавателя-исследователя и включает целеполагание (исследовательского процесса, программы, курса педагогической системы) на основе анализа условий (внешнесредовых, информационно-технических, временных, особенностей исследователя и особенностей среды его профессиональной деятельности). Условия, анализируемые в проекте, определяются самостоятельно, в зависимости от объекта проектирования и формы проектирования. Кроме того, в проектную часть может быть включено описание способа структурирования и отбора содержания образования и его передачи (методов, методик, технологий общения, обучения и воспитания, средств и форм). Уровень профессионализма преподавателя-исследователя может быть отражен в разделе, посвященном проектированию системы управления исследовательским процессом, педагогической системой и педагогической технологией. В этом случае появляется возможность оценить и уровень владения технологиями управления.


    1. Требования и критерии оценивания ответов итогового государственного экзамена

  1. В процессе защиты проекта оценивается уровень педагогической и исследовательской компетентности аспиранта, что проявляется в квалифицированном представлении результатов обучения.

  2. При определении оценки учитывается грамотность представленных ответов, стиль изложения и общее оформление, способность ответить на поставленный вопрос по существу.

  3. Проект оценивается, исходя из следующих критериев:

«Отлично» – содержание проекта исчерпывает содержание вопроса. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также проявляет способность применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения.

«Хорошо» – содержание проекта в основных чертах отражает содержание вопроса. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, но испытывает незначительные проблемы при проявлении способности применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения.

«Удовлетворительно» – содержание проекта в основных чертах отражает содержание вопроса, но допускаются ошибки. Не все положения проекта раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи. Слабая практическая применимость педагогических, исследовательских и информационных компетенций по профилю своего обучения.

«Неудовлетворительно» – содержание проекта не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Защита проекта не носит развернутого изложения темы, на лицо отсутствие практического применения педагогических, исследовательских и информационных компетенций на практике по профилю своего обучения.

Аспиранты, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к государственному аттестационному испытанию – защите выпускной квалификационной работы.




    1. Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа представляет собой защиту результатов научно-исследовательской работы, выполненной обучающимся, в виде научного доклада, демонстрирующую степень готовности выпускника к ведению профессиональной научно-педагогической деятельности.

Результаты выпускной квалификационной работы определяются оценками «защищено», «не защищено». Оценка «защищено» означает успешное прохождение государственного аттестационного испытания.

Требования к выпускной квалификационной работе определяются ГОСТ Р 7.0.11-2011 и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение. (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение.и Положением о государственной итоговой аттестации ТПУ.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




  1. Архангельский С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. Избранные педагогические труды. М., 1989.

  3. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. - М., 1974.

  4. Белоусов, В. Н. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, В. В. Лопатин и др. ; под ред. Н. Ю.Шведовой, В. В.Лопатина. – М., 2004.

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  6. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка. М., 2002.

  7. Васильев А.Д., Веренич Т.К. Динамика деэкзотизации заимствований в научно-лингвистическом и обыденном сознании: (на материале англицизмов в современном русском языке). Красноярск: КГПУ, 2005.

  8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.

  9. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 2-е изд. - М., 1976; 4-е изд. - М, 1990.

  10. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. - М., 1979.

  11. Дементьев В.В., Фенина В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные жанровые ценности // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4. Жанр и концепт. С. 5–34.

  12. Денисова М.А. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М.Верещгина, В.Г.Костомарова.

  13. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.

  14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2008.

  15. Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. М.: Языки славянской культуры, 2004.

  16. Картины русского мира: современный медиадискурс. Томск, 2011.

  17. Кашкин В.Б. Введение в теорию дискурса. – М.: Восточная книга, 2010. – 152 с.

  18. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. – 3-е изд. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 248 с.

  19. Киселева О.Н. Методика преподавания русского языка. Учеб.пособие. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 312 с.

  20. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика : учебник / И.М.Кобозева. – изд. 4-е, стереотип. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 352 с. (Новый лингвистический учебник.).

  21. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки русской культуры, 2004.

  22. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. 276 с.

  23. Куликовская Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка. Пособие для творческих учителей. Алматы, 2006.

  24. Кунисевич В.Г. Основы общей дидактики. М., 1986.

  25. Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка : учебное пособие для вузов. – М., 2007.

  26. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996.

  27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  28. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1981.

  29. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. –М.: Юрайт, 1998. –464 с.

  30. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1996.

  31. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

  32. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 277 с.

  33. Маслова В. Когнитивная лингвистика. М.: ТетраСистемс, 2004.

  34. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

  35. Махмутов М.И., Ибрагимов Р.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития-мышления учащихся. Казань, 1993.

  36. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.П.Петровского. М., 1986.

  37. Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / отв. ред. А.В. Бондарко. СПб.: Наука, 2005.

  38. Рахманова, Л.И. Современный русский язык : лексика, фразеология, морфология : учебник для вузов / А.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2007.

  39. Резанова З.И. Теория и методология ХХ в. Электронный образовательный ресурс. Томск, ТГУ, 2008.

  40. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.

  41. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2008.

  42. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология») – Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006. - 177 с.

  43. Современный дискурс-анализ - http://discourseanalysis.org/stat.html

  44. Современный русский язык : Анализ языковых единиц. В 2-х ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2002.

  45. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Языки славянской культуры, 2003.

  46. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / РАН. Ин-трус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Языки славянской культуры, 2003.

  47. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. М., 1975.

  48. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.

  49. Филлипс Л., Иоргенсон М. Дискурс-анализ: теория и метод. – 2-е изд. Пер. с англ. – М.: Гуманитарный центр, 2008. – 346 с.

  50. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: КомКнига, 2006.

  51. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / ред. Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. М: КомКнига, 2007.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Компьютерные классы с пакетами прикладных программ

2. Учебные лаборатории по разделам федеральной компоненты курса.

3. Научно-исследовательские лаборатории по региональной и вузовской компонентам курса.

Руководитель профиля ООП Н.А. Мишанкина

Заведующая отделом



аспирантуры и докторантуры А.В. Барская
Каталог: 2849
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации
2849 -> Рабочая программа дисциплины научно-исследовательская работа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины научно-педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации основная образовательная программа аспирантов по направлению
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины научно-педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины научно-педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика

Скачать 164,59 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница