МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждаю
Проректор по НРиИ
_____________А.Н. Дьяченко
«____»______________2014 г.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Основная образовательная программа аспирантов
по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение
|
Профиль:
10.02.01 Русский язык.
Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
ТОМСК 2014
-
Цели и задачи государственной итоговой аттестации
Целью ГИА является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по направлению к основной образовательной программе высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение
Задачами ГИА являются:
-
Проверка уровня сформированности компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ТПУ.
Универсальных компетенций:
-
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
-
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
-
готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
-
готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
-
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
Общепрофессиональных компетенций:
-
способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
-
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).
Профессиональных компетенций:
-
способность использовать знание современной научной и образовательной парадигмы в области лингвистики и представление о динамике развития избранной отрасли науки (ПК-1);
-
знание и навык использования системы методологических принципов и методических приемов лингвистического исследования(ПК-2);
-
способность применять теорию и историю языкознания, ведущих направлений современной лингвистики как теоретической базы исследовательской и прикладной деятельности в области отечественного и зарубежного языкознания(ПК-3);
-
знание антропологических, семиотических, герменевтических и других основ коммуникации и использование их в теоретической и практической деятельности(ПК-4);
-
способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи; способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-5).
-
Принятие решения о присвоении квалификации по результатам ГИА и выдаче документа о высшем образовании и присвоения. Квалификации: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
-
Виды государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация выпускников аспирантуры ТПУ по профилю 45.06.01 Языкознание и литературоведение проводится в форме (и в указанной последовательности):
-
государственный экзамен;
-
выпускная квалификационная работа.
Государственная итоговая аттестация проводится по окончании теоретического периода обучения в 8 семестре. Для проведения ГИА создается приказом по университету государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) из лица ведущих исследователей в области профессиональной подготовки по профилю 45.06.01 Языкознание и литературоведение.
-
Программа итогового государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в форме защиты проекта, в котором аспирант должен продемонстрировать свои исследовательские и педагогические компетенции, приобретенные за время обучения в аспирантуре.
Проектом считается разработанная система и структура действий преподавателя-исследователя для реализации конкретных исследовательских и педагогических задач с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях, имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Проект может быть представлен в виде презентации по выбранной теме. В проекте аспирант должен продемонстрировать не только знание в области избранной темы, но и применить современные методы исследований и информационно-коммуникационных технологий.
Проект носит комплексно-системный характер и должен ориентировать экзаменующегося на установление, выявление и обоснование системных связей между учебными дисциплинами, включенными в программу государственного экзамена.
Состав учебных дисциплин, включенных в программу государственного экзамена:
-
История и философия науки.
-
Иностранный язык.
-
Русский язык.
-
Методы статистической обработки в научных исследованиях.
-
Методология подготовки и написания диссертации.
-
Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза.
-
Педагогическая практика.
-
Научно-исследовательская работа.
-
Примерная тематика проектов по профилю «Русский язык»
-
Образование как социально-культурный феномен. Образование и личность. Образование и общество. Образование, наука и культура. Преподавание лингвистических дисциплин как часть образования.
-
Теория познания как методологическая основа процесса обучения. Соотношение процессов познания, научения, обучения и учения. Закономерности и принципы преподавания русского языка.
-
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в преподавании русского языка. Структура, цели и результаты процесса обучения.
-
Психология индивидуального подхода к учащимся в преподавании русского языка. Психология возраста.
-
Взаимосвязь образования и самообразования личности. Взаимообучение. Основные проблемы организации психолого-педагогической помощи учащимся в преподавании русского языка.
-
Психологические закономерности и механизмы преподавания русского языка. Активизация и формирование внимания учащегося. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Речь в процессе учения. Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе преподавания русского языка.
-
Содержание курсов по специальности «Русский язык» как фундамент культуры личности. Система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры.
-
Опыт творческой деятельности в преподавании русского языка. Опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру.
-
Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей в преподавании русского языка. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования.
-
Государственный образовательный стандарт по специальности «Русский язык». Критерии отбора и построения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
-
Образовательные технологии и методы обучения в преподавании русского языка. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.
-
Основные образовательные технологии в преподавании русского языка: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции.
-
Теория и система методов обучения в преподавании русского языка. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения.
-
Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
-
Психология оценки. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Методы устного, письменного и машинного контроля. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся. Основные проблемы современной психолого-педагогической диагностики в преподавании русского языка.
-
Модели организации обучения в преподавании русского языка и лингвистических дисциплин. Организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат, очно-заочная форма и др.)
-
Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения. Педагогические программные средства. Аудиовизуальные средства и компьютеры в обучении. Учебные телекоммуникационные проекты.
-
Теоретические основы методики преподавания русского языка как науки.
-
Специфика терминов, применяемых в методике преподавания русского языка.
-
Связь развития методики преподавания русского языка с развитием русского языкознания, психологии и педагогики.
-
Методы исследования, применяемые в методике русского языка. Способы обработки исследовательских материалов.
-
Методика преподавания русского языка в XX веке: программы, учебники, вузовские методики.
-
Новые подходы к преподаванию лингвистических дисциплин в ХХI в.
-
Методические рекомендации к подготовке и сдаче итогового государственного экзамена
Итоговый государственный экзамен должен быть представлен в форме проекта. Последний в свою очередь может быть сделан как конкретное описание предстоящей деятельности преподавателя-исследователя и включает целеполагание (исследовательского процесса, программы, курса педагогической системы) на основе анализа условий (внешнесредовых, информационно-технических, временных, особенностей исследователя и особенностей среды его профессиональной деятельности). Условия, анализируемые в проекте, определяются самостоятельно, в зависимости от объекта проектирования и формы проектирования. Кроме того, в проектную часть может быть включено описание способа структурирования и отбора содержания образования и его передачи (методов, методик, технологий общения, обучения и воспитания, средств и форм). Уровень профессионализма преподавателя-исследователя может быть отражен в разделе, посвященном проектированию системы управления исследовательским процессом, педагогической системой и педагогической технологией. В этом случае появляется возможность оценить и уровень владения технологиями управления.
-
Требования и критерии оценивания ответов итогового государственного экзамена
-
В процессе защиты проекта оценивается уровень педагогической и исследовательской компетентности аспиранта, что проявляется в квалифицированном представлении результатов обучения.
-
При определении оценки учитывается грамотность представленных ответов, стиль изложения и общее оформление, способность ответить на поставленный вопрос по существу.
-
Проект оценивается, исходя из следующих критериев:
«Отлично» – содержание проекта исчерпывает содержание вопроса. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также проявляет способность применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения.
«Хорошо» – содержание проекта в основных чертах отражает содержание вопроса. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, но испытывает незначительные проблемы при проявлении способности применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения.
«Удовлетворительно» – содержание проекта в основных чертах отражает содержание вопроса, но допускаются ошибки. Не все положения проекта раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи. Слабая практическая применимость педагогических, исследовательских и информационных компетенций по профилю своего обучения.
«Неудовлетворительно» – содержание проекта не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Защита проекта не носит развернутого изложения темы, на лицо отсутствие практического применения педагогических, исследовательских и информационных компетенций на практике по профилю своего обучения.
Аспиранты, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к государственному аттестационному испытанию – защите выпускной квалификационной работы.
-
Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа представляет собой защиту результатов научно-исследовательской работы, выполненной обучающимся, в виде научного доклада, демонстрирующую степень готовности выпускника к ведению профессиональной научно-педагогической деятельности.
Результаты выпускной квалификационной работы определяются оценками «защищено», «не защищено». Оценка «защищено» означает успешное прохождение государственного аттестационного испытания.
Требования к выпускной квалификационной работе определяются ГОСТ Р 7.0.11-2011 и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение. (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение.и Положением о государственной итоговой аттестации ТПУ.
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Архангельский С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976.
-
Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. Избранные педагогические труды. М., 1989.
-
Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. - М., 1974.
-
Белоусов, В. Н. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, В. В. Лопатин и др. ; под ред. Н. Ю.Шведовой, В. В.Лопатина. – М., 2004.
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
-
Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка. М., 2002.
-
Васильев А.Д., Веренич Т.К. Динамика деэкзотизации заимствований в научно-лингвистическом и обыденном сознании: (на материале англицизмов в современном русском языке). Красноярск: КГПУ, 2005.
-
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.
-
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 2-е изд. - М., 1976; 4-е изд. - М, 1990.
-
Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. - М., 1979.
-
Дементьев В.В., Фенина В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные жанровые ценности // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4. Жанр и концепт. С. 5–34.
-
Денисова М.А. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М.Верещгина, В.Г.Костомарова.
-
Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
-
Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2008.
-
Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. М.: Языки славянской культуры, 2004.
-
Картины русского мира: современный медиадискурс. Томск, 2011.
-
Кашкин В.Б. Введение в теорию дискурса. – М.: Восточная книга, 2010. – 152 с.
-
Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. – 3-е изд. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 248 с.
-
Киселева О.Н. Методика преподавания русского языка. Учеб.пособие. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 312 с.
-
Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика : учебник / И.М.Кобозева. – изд. 4-е, стереотип. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 352 с. (Новый лингвистический учебник.).
-
Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки русской культуры, 2004.
-
Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. 276 с.
-
Куликовская Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка. Пособие для творческих учителей. Алматы, 2006.
-
Кунисевич В.Г. Основы общей дидактики. М., 1986.
-
Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка : учебное пособие для вузов. – М., 2007.
-
Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
-
Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1981.
-
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. –М.: Юрайт, 1998. –464 с.
-
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1996.
-
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.
-
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 277 с.
-
Маслова В. Когнитивная лингвистика. М.: ТетраСистемс, 2004.
-
Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
-
Махмутов М.И., Ибрагимов Р.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития-мышления учащихся. Казань, 1993.
-
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.П.Петровского. М., 1986.
-
Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / отв. ред. А.В. Бондарко. СПб.: Наука, 2005.
-
Рахманова, Л.И. Современный русский язык : лексика, фразеология, морфология : учебник для вузов / А.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2007.
-
Резанова З.И. Теория и методология ХХ в. Электронный образовательный ресурс. Томск, ТГУ, 2008.
-
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.
-
Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2008.
-
Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология») – Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006. - 177 с.
-
Современный дискурс-анализ - http://discourseanalysis.org/stat.html
-
Современный русский язык : Анализ языковых единиц. В 2-х ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2002.
-
Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Языки славянской культуры, 2003.
-
Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / РАН. Ин-трус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Языки славянской культуры, 2003.
-
Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. М., 1975.
-
Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
-
Филлипс Л., Иоргенсон М. Дискурс-анализ: теория и метод. – 2-е изд. Пер. с англ. – М.: Гуманитарный центр, 2008. – 346 с.
-
Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: КомКнига, 2006.
-
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / ред. Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. М: КомКнига, 2007.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Компьютерные классы с пакетами прикладных программ
2. Учебные лаборатории по разделам федеральной компоненты курса.
3. Научно-исследовательские лаборатории по региональной и вузовской компонентам курса.
Руководитель профиля ООП Н.А. Мишанкина
Заведующая отделом
аспирантуры и докторантуры А.В. Барская
Поделитесь с Вашими друзьями: |