Программа государственного экзамена по педагогике и психологии



Скачать 251.34 Kb.
Дата06.03.2016
Размер251.34 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «АРМАВИРСКая ГОСУДАРСТВЕННая ПЕДАГОГИЧЕСКая академия»
Институт прикладной информатики, математики и физики

Физико-математическое отделение

Утверждена на заседании


Ученого совета Института ПИМиФ

Протокол № ___ от ___ февраля 2013 г.


Директор института ПИМиФ

___________________ Чиянова Э.В.




ПРОГРАММА


ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Специальность 05050117.65 – «Профессиональное обучение
(электроника, радиотехника и связь)»
.

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 05050117.65 «Профессиональное обучение (электроника, радиотехника и связь)» определяется на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования и науки РФ, и государственного образовательного стандарта по специальности 05050117.65 – Профессиональное обучение.

Государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной подготовки студентов и должен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по данной специальности.

Государственный экзамен по педагогике и психологии носит комплексный характер. В программу включены разделы: педагогика, психология профессионального образования.

Программы по всем дисциплинам прошли обсуждение на соответствующих кафедрах и рекомендованы к утверждению на Ученом совете Института прикладной информатики, математики и физики.

Раздел 1. Психология

Государственный экзамен, наряду с аттестующей функцией, служит основным средством контроля остаточных знаний выпускника. В связи с этим, на экзамен выносятся основополагающие вопросы системообразующих курсов психолого-педагогического блока.

Курс «Психология» по праву считается одним из ведущих направлений подготовки будущего педагога профессионального образования.

Курс требует от выпускников высокого уровня общей психологической культуры, осознания сущности процессов профессионального обучения и воспитания, их связи с психическим развитием личности.

От выпускников требуется знание основных проблем, концепций, принципов и методов психологии профессионального образования применительно к личности в сфере образования, что чрезвычайно необходимо для успешного осуществления современного образовательного процесса.

Педагог профессионального образования также должен быть знаком с конкретными технологиями (и методиками) познания личности и ее взаимодействие в группе, обладать умением воздействовать на них с целью личностного развития, применять простые формы психологической коррекции.



Подготовка по программе данного курса предъявляет к студенту-выпускнику следующие требования:

  • глубоко разбираться в основных теоретико-методологических и практических проблемах современной психологии профессионального образования;

  • знать историю происхождения основных категорий современной психологии профессионального образования, и понимать их значение;

  • знать психологические основы развивающего профессионального обучения, понимать важнейшую роль категории развития в концептуальном аппарате;

  • изучить вопросы феноменологии личности; личностно ориентированного профессионального образования; психологии профессионального обучения, воспитания и развития; психологии деятельности и личности педагога профессионального образования;

  • знать и уметь применять важнейшие методы исследования, выработанные в психологии, владеть способами обработки фактического материала;

  • уметь применять психологические знания к решению практических задач профессионального образования и др.

Освоение курса направлено на решение задач:

  • формирование не только познавательных, но и профессионально-значимых мотивов будущих педагогов профессионального образования;

  • развитие системного мышления будущих педагогов профессионального образования, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире, направления самоактуализации личности на жизненном пути;

  • формирование целостного представления о будущей профессиональной педагогической деятельности, личностной успешности и конкурентоспособности;

  • привитие студентам навыков продуктивной мыслительной и практической деятельности.


Вопросы к государственной аттестации


    1. Предмет, задачи, методы психологии профессионального образования.

    2. Основные концептуальные положения и проблемы психического развития личности.

    3. Периодизации психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

    4. Профессиональное становление личности рабочего: понятие, детерминанты и стадии профессионального становления.

    5. Возрастные особенности становления личности: роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности.

    6. Психологические особенности учащихся профессиональной школы.

    7. Психологические аспекты профессионального обучения.

    8. Психологические аспекты профессионального воспитания.

    9. Психология личности педагога профессионального образования.

    10. Психологические особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального образования.

    11. Психологические особенности учебно-профессиональной деятельности учащихся профессиональной школы.

    12. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и методы ее формирования.

    13. Самостоятельная работа как высшая форма учебно-профессиональной деятельности.

    14. Психология профессионально - педагогического общения.

    15. Профессионально-педагогические деформации личности педагога профессионального образования.

    16. Кризисы профессионального становления и профессиональные деструкции личности педагога профессионального образования.

    17. Психологические основы работы педагога профессионального образования с «трудными» учащимися профессиональной школы.

    18. Диагностика профессионального развития личности.

    19. Понятие педагогического конфликта и его виды.

    20. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

Содержание вопросов


    1. Предмет, задачи, методы психологии профессионального образования.

Психология профессионального образования – новая отрасль прикладной психологии. Предмет, задачи, проблемы психологии профессионального образования. Основные категории психологии профессионального образования. Методы исследования психологии профессионального образования.

2. Основные концептуальные положения и проблемы психического развития личности.

Сущность и содержание процесса психического развития. Рост. Развитие. Теории психического развития (биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции 2-х факторов, психоаналитические теории детского развития, эпигенетическая теория личности, теория социального научения, культурно-историческая концепция). Движущие силы психического развития. Факторы психического развития: биологический, социальный, психологический. Соотношение факторов и их влияние на психическое развитие человека. Показатели психического развития. Взаимосвязь развития психических процессов, поведения и личности. Закономерности психического развития. Понятие возраста. Возраст и развитие. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития человека.



3. Периодизации психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

Характеристика возрастного периода, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования; стабильные и кризисные периоды, их характеристика, сходство и различия, сензитивные периоды развития. Периодизация психического развития ребенка (по Л.С. Выготскому). Периодизация по внешнему критерию. Схема Рене Заззо. Периодизация по одному признаку детского развития. Схемы П.П. Блонского, З. Фрейда. Периодизация на основе выделения существенных особенностей психического развития ребенка. Схема Д.Б. Эльконина. Периодизация развития личности по Э. Эриксону. Развитие морального сознания личности по Л. Кольбергу. Периодизация личности по А.В. Петровскому. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.


4. Профессиональное становление личности рабочего: понятие, детерминанты и стадии профессионального становления.

Методологические основы, ключевые понятия, историческая обусловленность профессионального становления личности. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления по Е. А. Климову, Д. Сьюперу, Г. Хейвигхерсту.


5. Возрастные особенности становления личности: роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности.

Школьный возраст. Младший школьный возраст. Социальная ситуация развития младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте, ее структура. Новообразования психики младшего школьника. Подростковый возраст. Социальная ситуация развития подростка. “Чувство взрослости”. Потребность в самоутверждении. Теоретическое мышление. Общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста. Уровень психического развития подростка. Кризис подросткового возраста. Психологические новообразования подросткового возраста. Ранняя юность. Социальная ситуация развития возраста. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в раннем юношеском возрасте. Формирование мировоззрения, жизненных планов. Психологическая готовность к самоопределению, выбор профессии. Новообразования психики в раннем юношеском возрасте.

Взрослость. Классификация возрастов зрелости. Юность. Кризис идентичности. Профессиональное образование как ведущая деятельность юношеского возраста. Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления. Кризис профессионального выбора. Молодость. Особенности социальной ситуации развития. Кризис социально-профессиональных эксплектаций. Ведущая деятельность в молодости. Психологические новообразования молодости. Кризис социально-профессионального роста. Зрелость. Социальная ситуация развития зрелости. Общественно полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Самореализация в профессиональной деятельности. Самоопределение и жизненные планы. Основные психологические новообразования зрелости. Особенности содержания и круга общения. Особенности познавательных функций взрослых. Кризисы на этапе взрослости. Старость как социальная и психологическая проблема. Трудности и проблемы старости.
6. Психологические особенности учащихся профессиональной школы.

Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемости и специальности.


7. Психологические аспекты профессионального обучения.

Основные понятия психологии обучения: обучение, учение, научение, обученность, обучаемость, учебная деятельность. Ведущие парадигмы образования. Современные концепции обучения и их психологический смысл. Проблема соотношения обучения и развития. Методы профессионального обучения: классификация, виды, приемы. Формирование знаний в процессе профессионального обучения. Закономерности процесса усвоения. Формирование научных понятий. Формирование умений. Формирование трудовых навыков. Развивающие возможности учебно-профессиональных занятий и их психолого-педагогический анализ.


8. Психологические аспекты профессионального воспитания.

Особенности социально-экономической ситуации и проблемы воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Психологическое сопровождение социально-профессионального становления личности. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств. Актуальные проблемы психологии профессионального воспитания. Основные понятия психологии профессионального воспитания. Психологические теории воспитания. Социально-психологические аспекты воспитания. Классификация методов и принципов воспитания. Психологическое обоснование воспитательных воздействий. Самовоспитание и его принципы. Воспитанность и ее критерии. Методы исследования воспитанности. Воспитание современной личности.


9. Психология личности педагога профессионального образования.

Педагог как субъект профессионализации. Профессионально обусловленная структура личности педагога. Субъективные свойства и личностные качества педагога. Психолого-педагогическая компетентность педагога профессиональной школы. Педагогические способности, их виды. Профессиональная направленность личности педагога. Обобщенный профессионально-психологический профиль педагога.


10. Психологические особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального образования.

Психологическая сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности. Критерии эффективности труда педагога. Мотивация педагогической деятельности. Понятие о стилях профессиональной педагогической деятельности.


11. Психологические особенности учебно - профессиональной деятельности учащихся профессиональной школы.

Общая характеристика учебно-профессиональной деятельности. Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности. Психологические основы управления учебно-профессиональной деятельностью. Учебно-профессиональные задачи и учебно-профессиональные действия.


12. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и методы ее формирования.

Психологические факторы и мотивация учебно-профессиональной деятельности. Контроль и его функции в учебном процессе. Психологические проблемы отметки и оценки.


13. Самостоятельная работа как высшая форма учебно - профессиональной деятельности.

Общая характеристика самостоятельной работы, определение, виды и формы. Основные требования к самостоятельной работе. Индивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы. Организация и самоорганизация работы.


14. Психология профессионально - педагогического общения.

Профессионально-педагогическое общение как форма взаимодействия педагога и обучающегося. Функции и стили профессионально-педагогического общения. Коммуникативные особенности речевого поведения преподавателя. Невербальные средства в управлении педагогическим общением. Педагогические конфликты и пути их разрешения.


15. Профессионально-педагогические деформации личности педагога профессионального образования.

Синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания как основные компоненты профессиональной деформации личности в системе профессий «человек – человек». Специфика педагогического труда и психологические основания профессионально-педагогических деформаций. Профилактика и коррекция профессионально-педагогических деформаций.


16. Кризисы профессионального становления и профессиональные деструкции личности педагога профессионального образования.

Стадии профессионального становления: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Определение кризиса. Психологические особенности кризиса профессионального становления. Факторы, обусловливающие кризис Кризисные явления. Способы преодоления кризиса. Профессиональные деструкции как изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Основные тенденции профессиональных деструкции Концептуальные положения развития профессиональных деструкции личности.


17. Психологические основы работы педагога профессионального образования с «трудными» учащимися профессиональной школы.

Психологические основы работы с «трудными» детьми. Отклоняющееся поведение школьников и учащихся профессиональной школы. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения. Коррекция отклоняющегося поведения.


18. Диагностика профессионального развития личности.
19. Понятие педагогического конфликта и его виды.

Виды и причины возникновения конфликтов в педагогическом процессе и пути их преодоления. Пути и способы преодоления межличностных конфликтов в педагогическом процессе.


20. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

Основы психологического сопровождения личности на различных этапах профессионального развития. Методы активизации профессионального самоопределения личности. Развитие карьерной успешности.



Основная литература:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2007

  2. Агапов В.С. Введение в общую психологию. – М., 2005

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2007

  4. Арцимович И.В. Развивающая личность: проблемы девиантности в подростковом возрасте. – Армавир, 2008

  5. Атлас по психологии: Информационно – методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. М., 2006

  6. Батаршев А.В. Психология профессионального становления учащейся молодежи. - М., 2007.

  7. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб., 2009

  8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещарикова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006

  9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. –М., 2007

  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996

  11. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2006

  12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлов Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2007

  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2006

  14. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога.– Екатеринбург, 2005

  15. Дохоян А.М. Возрастная психология. Практикум. – М., 2009

  16. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2007

  17. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М., 2007

  18. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2007

  19. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005

  20. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М., 2007

  21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2009

  22. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. – М., 2004

  23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М., 2007

  24. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение. /Сост. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. и др. Под ред. Л.М.Митиной. – М., 2007.

  25. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2007.

  26. Маклаков А.Г. Общая психология – Спб.: Питер, 2009

  27. Немов Р.С. Общая психология. – Спб.: Питер, 2009

  28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2009

  29. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2009

  30. Педагогическая психология / Под ред. С.В. Недбаевой. – Ставрополь: Сервисшкола. 2007

  31. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2009.

  32. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер. 2007

  33. Психологическая практика в российском образовании: методология, теория, эмпирика: монография / под ред. С.В. Недбаевой. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2009

  34. Психологические практики в российском образовании: преподавание, технологии, аудит: коллективная монография / под ред. С.В. Недбаевой. – Армавир: РИО АГПА, 2011

  35. Психологические практики в российском образовании: технологии развития личности: Материалы 2 Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Недбаевой. – Армавир, 2010.

  36. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2011.



Дополнительная литература:


  1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии. – М, 2005.

  2. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005.

  3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. 2004.

  4. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – 3-е изд. – Ростов н/Д., 2005.

  5. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. – М.; Обнинск: ИГ –СОЦИН, 2010.

  6. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. – 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М., 2004.

  7. Кле М. Психология подростка. – М., 1992.

  8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – 2-е изд, испр. / Е.А. Климов. – М., 2005.

  9. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

  10. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

  11. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.

  12. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983.

  13. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

  14. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

  15. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб., 2006.

  16. Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н.В. Подхватилин. – М., 2002.

  17. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2001.

  18. Прутченков Н.С., Сиялов А.А. Эй, ты, параноик! – М., 1995.

  19. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

  20. Психология. Словарь. /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

  21. Развитие творческой активности школьника. /Под ред. А.А. Матюшкина. – М., 1991.

  22. Рамендик, Д.М. Психологический практикум: учеб. пособие для вузов / Д.М. Рамендик, О.В. Солонкина, С.П. Славка. – 2-е изд., стереотип. – М., 2005.

  23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. - М., 1994.

  24. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. – М., 2003.

  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. – М., 1995.

  26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. – М., 2005.

  27. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьника. – Брянск, 1995.

  28. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1986.

  29. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. – Минск:, 1997.

  30. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 1997.

  31. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998.

  32. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2005.

  33. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Москва–Рига, 1995.

  34. Шихи Г. Кризисы в возрастном развитии. – М., 1999.



САЙТЫ

  • Кабинет психологических портретов http://www.psyh-portret.ru

  • History of psychology http://usite.ru/Psychology/Psychol

  • Пси-портал http://www.psy-portal.ru

  • Психология Интернета http://psynet.carfax.ru

  • Психология на RIN.RU http://psy.rin.ru

  • Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru

  • Псипортал развития личности http://psy.com.ru

  • Психологические ресурсы http://www.psyresurs.ru/

  • Новости Харьковской New психиатрии http://www.psychiatry.org.ua/

  • Национальная федерация New психоанализа http://oedipus.ru/

  • Виртуальная Психоаналитическая Лаборатория http://www.e-psy.ru

  • ВООКАР: Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru

  • Открытая русская электронная PsyCatalog

  • Все о психологии в России http://psycatalog.ru

  • Институт практической психологии «Иматон» URL: http://www.imaton.ru

  • Новости: http://www.imaton.ru


ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

  1. Журнал «Вопросы психологии».

  2. Психологический журнал.

  3. Газета «Школьный психолог».

  4. Психологическая газета.

  5. Журнал «Вестник практической психологии образования».

Раздел 2. Педагогика

Государственный экзамен по педагогике является итоговой квалификационной аттестацией выпускников педагогического вуза. Она заключается в определении уровня их теоретической и практической подготовки по специальности 050501.17 – педагог профессионального образования.



Целью государственного экзамена является оценка умения выпускника использовать междисциплинарный синтез знаний в будущей профессиональной деятельности и демонстрировать определенный уровень практических умений и навыков. Выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных дисциплин, достаточных для эффективного выполнения своих обязанностей. Государственный экзамен является проверкой его конкретных функциональных возможностей, способности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Представленные в Программе экзаменационные материалы целостно отражают объем проверяемых знаний и практических умений выпускника. Перечень вопросов составлен на основе действующих учебных программ дисциплины и охватывают ее дидактические единицы в виде наиболее важных и актуальных тем.

В программе обучения изначально спроектировано комплексное инженерно-педагогическое образование. Первое определяется профилем «электроника, радиотехника, связь» (ЭРС) со специализацией «эксплуатация и ремонт радиоэлектронного оборудования». Вторая ее составляющая нацелена на трудоустройство выпускников в системах начального (НПО), среднего (СПО) или высшего (ВПО) профобразования в качестве преподавателя указанных технических областей знания.

Ведущей спецификой учебной программы этого направления подготовки специалистов является то обстоятельство, что превышение инженерных (117 у.е.) над педагогическими (53 у.е.) дисциплинами составляет пропорцию 2.2:1. Это означает, что фактически вуз выпускает инженеров с определенной педагогической направленностью.



ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ



  1. Теоретико-методические основы профессионального образования.

  2. Становление и развитие профессионального образования.

  3. Профессиональное образование как система.

  4. Профессионально-педагогическая деятельность и личность педагога профессионального образования.

  5. Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального образования.

  6. Педагогика как наука и практика, ее цели, задачи, понятийный аппарат.

  7. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки.

  8. Система профессионального образования в России: современное состояние, проблемы и перспективы.

  9. Специфика учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях.

  10. Методы и формы профессионального образования.

  11. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание.

  12. Использование современных средств обучения в профессиональном образовании.

  13. Цели, задачи и содержание воспитательной работы в профессиональном образовании.

  14. Методы и формы организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.

  15. Современные педагогические технологии, их назначение и характеристики.

  16. Технологии обучения в профессиональном образовании.

  17. Педагогическая характеристика инновационных процессов в профессиональном образовании.

  18. Основы управления образовательным учреждением.

  19. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования.

  20. Преобразования в системе профессионального образования в РФ.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Теоретико-методические основы профессионального образования.

Профессиональное образование как социокультурный институт. Функции профессионального образования. Особенности профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки профессионального становления личности.
2. Становление и развитие профессионального образования.

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования (основные периоды становления и развития профессионального образования в России и их характеристика). Особенности зарождения профессионального образования в России.


3. Профессиональное образование как система.

Понятие о педагогической системе. Профессиональное образование как система. Принципы профессионального образования, основные аспекты содержания профессионального образования. Тенденции и перспективы развития профессионального образования.


4. Профессионально-педагогическая деятельность и личность педагога профессионального образования.

Специфика профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Профессионально-педагогическая деятельность как условие профессионально-личностного развития педагога профессионального образования.


5. Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального образования.

Сущность профессионально-педагогической культуры. Структура профессионально-педагогической культуры. Особенности профессионально-педагогической культуры педагога профессионального обучения. Компоненты профессионально-педагогической культуры.


6. Педагогика как наука и практика, ее цели, задачи, понятийный аппарат.

Педагогика как наука и искусство воспитания. Становление и развитие педагогики как науки. Объект, предмет, цели, задачи педагогики. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Целостный педагогический процесс. Отрасли педагогики. Методы педагогического исследования.


7. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки.

Профессиональная педагогика как наука. Объект и предмет профессиональной педагогики. Основные категории и понятия профессиональной педагогики (профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное воспитание, готовность к профессиональной деятельности).


8. Система профессионального образования в России: современное состояние, проблемы и перспективы.

Система профессионального образования в РФ. Структура системы профессионального образования. Уровни и типы образовательных учреждений в системе начального (НПО), среднего (СПО), высшего (ВПО) профобразования. Их современное состояние, проблемы и перспективы развития.


9. Специфика учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях.

Общее понятие о дидактике. Процесс профессионального обучения. Закономерности и принципы профессионального обучения. Производственная направленность учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях.


10. Методы и формы профессионального образования.

Понятие о методах образования. Формы образования, типичные для отечественных ОУ. Особенности методов и форм профессионального образования, принятых как в ОУ, так и в условиях производственного профобучения.


11. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание.

Понятие о процессе обучения. Сущность обучения в профессиональной школе. Функции процесса обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Взаимосвязь структуры и содержания дидактического материала с производственными требованиями. Их современная и перспективная направленность.


12. Использование современных средств обучения в профессиональном образовании.

Понятие о средствах обучения. Дидактические средства производственного обучения. Функции дидактических средств. Особенности применения традиционных и современных средств обучения в профессиональных образовательных учреждениях. Использование ИКТ и традиционных средств обучения в профобразовании.


13. Цели, задачи и содержание воспитательной работы в профессиональном образовании.

Сущность воспитательного процесса. Цели и задачи воспитательной работы в профессиональных ОУ. Деятельность педагога профобучения как предметника-воспитателя и классного руководителя в разноуровневых профессиональных ОУ. Учет этнического и социального разнообразия в учебных группах.


14. Методы и формы организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.

Понятие о методах воспитания. Формы организации воспитательной работы: их специфика в условиях профессиональных ОУ. Особенности профессионального взаимодействия дипломированных выпускников с членами трудовых коллективов.


15. Современные педагогические технологии, их назначение и характеристики.

Общее понятие о технологии. Особенности педагогической технологии. Современные педагогические технологии, их характеристики и классификация.


16. Технологии обучения в профессиональном образовании.

Педагогические технологии в профессиональном образовании. Профессионально ориентированная технология обучения. Технология индивидуализации и дифференциации обучения. Технологии группового и коллективного взаимодействия. Технологии творческого развития личности.


17. Педагогическая характеристика инновационных процессов в профессиональном образовании.

Сущность понятия «педагогическая инновация». Виды педагогических инноваций. Цели и задачи инноваций в профессиональном образовании. Профессиональная и производственная направленность образовательных инноваций. Значение инноваций.


18. Основы управления образовательным учреждением.

Общая характеристика управления в системе образования. Профессиональное образовательное учреждение как система. Управление профессиональным образовательным учреждением. Стратегия развития профессионального образовательного учреждения в условиях рыночной экономики.


19. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования.

Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в РФ. Государственный образовательный стандарт (ГОС) как основной нормативно-регламентирующий документ систем НПО, СПО и ВПО. Нормативно-правовое обеспечение начального профессионального образования (НПО). Нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования (СПО). Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования (ВПО).


20. Преобразования в системе профессионального образования в РФ.

Структура и динамика преобразования системы профессионального образования в РФ. Кадровое, финансовое и материальное обеспечение системы профессионального образования. Развитие системы профессионального образования в настоящее время.




ЛИТЕРАТУРА


  1. Ащепков В.Т. Педагогика высшей школы: адаптационный подход. – Армавир: ЮО РАО – АГПУ, 2008. – 103 с.

  2. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. – М., 1987.

  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304с. (Серия «учебник нового века»).

  4. Борытко Н.М. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 496с.

  5. Григорович Л.А., Марцинковская ТД. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 480 с. – 8 шт. – абонемент

  6. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.

  7. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общей ред. Проф. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.

  8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.

  9. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 228с.

  10. Морева П.А. Педагогика СПО. – М., 2001.

  11. Педагогика и психология высшей школы. Серия «учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998. – 544с.

  12. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.

  13. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.

  14. Педагогика: учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого . – М.: Высшее образование, 2007. – 430с. – (Основы наук).

  15. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

  16. Подласый И.П. Педагогика. – в 2-х кн. – М., 1997.

  17. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева и др. – М., 1997.

  18. Самоцкина Н.В. Психология и педагогика профдеятельности. – М., 1998.

  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.



Интернет-ресурсы


  1. WWW. pedlib. ru> books/1/ 0444

  2. WWW. detovoditel. ucoz> ioad



Каталог: fakult -> ipimif -> Gos attestaciya
ipimif -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "исследование операций " для специальности
ipimif -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Б2 «Информационные технологии» Направление подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»
ipimif -> Вопросы к экзамену по «концепциям современного естествознания»
ipimif -> «армавирская государственная педагогическая академия»
Gos attestaciya -> Программа государственного экзамена по педагогике, психологии и теории и методике обучения физике
ipimif -> Учебно-методический комплекс по дисциплине 050100 Информационные технологии Направление подготовки
ipimif -> Рабочая программа дисциплины « дв3» «Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях» (шифр)
ipimif -> Армавирская государственная педагогическая академия
ipimif -> Коновалов Денис Павлович Армавир, 2014 Обоснование рпд рабочая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница