Программа государственного экзамена по педагогике для студентов специальности



Скачать 327,17 Kb.
Дата27.02.2016
Размер327,17 Kb.
ТипПрограмма
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.КАНТА
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ

для студентов специальности «история»

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

Характеристика педагогики как науки (объект, предмет, задачи, методы, система педагогических научных дисциплин). Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, развитие,' социализация, образование и др. Их научная трактовка. Методы научно-педагогического исследования: теоретические (анализ, классификация, моделирование, индукция, дедукция); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, социометрия и др.); математические (регистрация, ранжирование, шкалирование и др.); статистические. Специфика применения методов педагогического исследования. Примеры использования методов педагогического исследования во время практики на 4 и 5 курсах.

Рекомендуемая литература

1.Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учеб./ под ред. Л. П. Крившенко. - Электрон. дан.. - М.: КноРус: Проспект: ИнфоФонд, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) - (Электронный учебник). -.Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N2(1) 

2.Астафьева, Л. С.      Педагогика: учеб. пособие для вузов/ Л. С. Астафьева, Л. М. Астафьев. - М.: РУДН, 2010 on-line; 123 с. - ISBN 978-5-209-03545-9: Б.ц.Имеются экземпляры в отделах: электронная библиотечная система(1) 

3.Джуринский, А. Н.   Педагогика России: история и современность/ А. Н. Джуринский. - М.: Канон+, 2011. - 319 с. - Библиогр. в конце гл.. - Указ. имен: с. 314-319. - ISBN 978-5-88373-230-5.

4.Джуринский, А. Н.      Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для вузов/ А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2010. - 240 с. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр.: с. 238-240.Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8

5.Г. М.Коджаспирова, Г. М.      Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: [учеб. пособие для вузов]/ Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд.. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 252, [2] с.: ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 254 (28 назв.). - ISBN 978-5-8112-3182-9: Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)   



6.Педагогика: учеб. пособие для вузов/ под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2008. - 430 с.: ил., табл.. - (Основы наук). - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-9692-0187-3: Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8

7.В. А.Сластенин, В. А.      Педагогика: учеб. для вузов/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - 8-е изд., стер.. - М.: Академия, 2008. - 566, - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч.. - ISBN 978-5-7695-4762-1: Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)   


2. Ценности и цели образования.

Образование как ценность: государственная, общественная, личностная. Требования к качеству современной образовательной системы: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (характеристика).

Педагогические цели современной школы: освоение культурного наследия, социальная интеграция, развитие индивидуальности. Управление образованием и его финансирование. Проблемы образования, связанные с трансформацией детства на разных этапах возрастного развития. Эволюция взглядов на права детей – постепенное расширение сфер деятельности, в которых ребенок получает право на самостоятельный выбор.

Болонский процесс. Обучение на протяжении всей жизни.Дифференциация обучения. Дистанционное обучение.

Система подготовки педагогических и научных кадров за рубежом.

Рекомендуемая литература

1.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998, с. 35-55; с. 65-76.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002, с. 100-112.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000, с. 18-21; с. 28-40.

4.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого - М., 2002. - с. 15-22.
3. Воспитание. Приоритетные стратегии современного воспитания.

Воспитание - категория общая, вечная, историческая. Самовоспитание, перевоспитание. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Методы воспитания. Приоритетные стратегии современного воспитания.. Личностный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический подходы в воспитании. Критерии оценки воспитательного процесса.



Рекомендуемая литература

1.Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000, с. 347-388; с. 470-475.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002, с. 282-348.

3.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2002. - с. 443-521, 551-583.


4. Традиции и инновации в образовании.

Из истории развития педагогической мысли и педагогических систем. К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Царскосельский лицей, гимназическое образование. Педагогические системы А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Понятие и сущность инновационных процессов в современном образовании. Классификация инноваций. Критерии оценки инноваций.

Рекомендуемая литература


  1. Джуринский, А. Н. Педагогика России: история и современность/ А. Н. Джуринский. - М.: Канон+, 2011. Библиотека БФУ им. И. Канта: НА(1)

  2. История педагогики: учеб. для аспирантов и соискателей системы послевуз. проф. образования, ученой степ. канд. наук/ [М. В. Богуславский (рук.) [и др.] ; под ред. Н. Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2007. Библиотека БФУ им. И. Канта: ч.з.N2(1)

  3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв.: учеб. пособие для педвузов/ Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Твор. центр, 2001. Библиотека БФУ им. И. Канта: ч.з.N1(1), ч.з.N2(1)

  4. Латышина, Д.И. История педагогики: история образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец."Педагогика и психология","Социальная педагогика" и "Педагогика"/ Латышина Д.И.. - М.: Гардарики, 2002. Библиотека БФУ им. И. Канта: ч.з.N2(1)


5. Дидактические концепции и современные технологии обучения.

Основные дидактические концепции (традиционная, педоцентристская, современная). Их характеристика. Понятие «технология» обучения. Развивающее, проблемное, эвристическое, модульное, проектное, дифференцированное, личностно-ориентированное обучение, компьютеризация и информатизация обучения. Их достоинства и границы применения (недостатки). Персоналии.



Рекомендуемая литература

1.Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учеб./ под ред. Л. П. Крившенко. - Электрон. дан.. - М.: КноРус: Проспект: ИнфоФонд, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM):). Библиотека РГУ им. И. Канта: ч.з.N2(1)

2.Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: курс лекций/ О. С. Гребенюк; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 93 с.: ил., табл.. Библиотека БФУ им. И.Канта СБО(1), НА(8), ч.з.N2(1), ч.з.N8(4)

3.Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 240 с. (Метод. кабинет № 17, кафедра ПиПс, ИСОТ РГУ им. И. Канта)


6. Современные формы организации учебной деятельности.

Понятие «форма организации обучения». Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (по количеству участников взаимодействия); урок, игра, экскурсия, лекция, семинар, конференция, факультативы, самостоятельная работа учащихся, проектирование и др. (по характеру деятельности). Их характеристика. Достоинства каждой из форм и границы применения (недостатки).



Рекомендуемая литература

  1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов/ [под ред. А.С. Роботовой]. - 3-е изд., стер.. - М.: ACADEMIA, 2006. - 206,[2] с. - УБ(18), ч.з.N8(1), ч.з.N2(1)

  2. Джуринский, А. Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб. пособие для вузов/ А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2010. - 240 с. - (Учебное пособие для вузов). - Педагогика: учеб. пособие для вузов/ под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2008. - 430 с.: ил., табл.. - (Основы наук). - Библиогр. в конце гл.. Библиотека РГУ им. И. Канта: ч.з.N8(1)

  3. Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учеб./ под ред. Л. П. Крившенко. - Электрон. дан.. - М.: КноРус: Проспект: ИнфоФонд, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM):). Библиотека РГУ им. И. Канта: ч.з.N2(1)

  4. Сластенин, В. А.Педагогика: учеб. для вузов/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - 8-е изд., стер.. - М.: Академия, 2008. - 566, [1] с.: табл.. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиотека РГУ им. И. Канта: ч.з.N8(1)

7. Технология педагогического общения.

Общение как компонент педагогической компетентности (структура, стили общения, приемы аттракции, понимание сути конфликтной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтов). Этапы решения коммуникативной задачи. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Стили педагогического общения и их характеристика Психолого-педагогические условия развития навыков продуктивного общения. Особенности этико-педагогических категорий. Педагогическая справедливость как одна из важнейших категорий педагогической этики.

Рекомендуемая литература


  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002. с. 458 - 482.

  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

  3. Грехнев B.C. Культура пед. обучения. М., 1990.


8. Педагогическая конфликтология.

Основные понятия: конфликтная ситуация, объект, субъекты, инцидент, конфликт. Динамика конфликта. Типология конфликтных ситуаций: деятельности, поведения, отношений. Способы разрешения конфликта. Конфликтная ситуация как метод обучения и воспитания. Специфика педагогического конфликта.



Рекомендуемая литература

1.Конфликтология: учебник под ред. В.П. Ратникова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. knigafund.ru/tags

2.Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: курс лекций/ О. С. Гребенюк; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 93 с.: ил., табл.. Библиотека БФУ им. И.Канта СБО(1), НА(8), ч.з.N2(1), ч.з.N8(4)

3.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2000.

4.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

5.Опыт тематического словаря-справочника по конфликтологии/КГУ,сост. Самсонова Н.В.,Калининград,2000


9. Развитие Я-концепции и воспитание.

Понятие «Я - концепция» Я - концепция и индивидуальное развитие. Стадии развития (по Э.Эриксону). Я - концепция творческого саморазвития ученика. Я - концепция творческого саморазвития учителя. Значение Я - концепции. Индивидуальная образовательная траектория.



Рекомендуемая литература

1.Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000, с. 85-92; с. 115-119.

2.Берн Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986., с. 30-47; с. 56-58; с. 71-77; с- 169-202; с. 302-322.

3.Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: курс лекций/ О. С. Гребенюк; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 93 с.: ил., табл.. Библиотека БФУ им. И.Канта СБО(1), НА(8), ч.з.N2(1), ч.з.N8(4)

4.Немов Р.С. Психология. М., 2002 - Кн. 1.: Общие основы психологии, с. 356-362.
10. Воспитание в семье.

Семья как специфическая педагогическая система. Ее функции. Особенности современной семьи. Условия развития и саморазвития личности в семье. Современные тенденции и проблемы семейного воспитания. Родительство как социокультурный феномен. Место воспитательной функции в ряду функций семьи. Тактики, стили семейного воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.

Правовые основы семейного воспитания. Методы повышения педагогической культуры родителей

Рекомендуемая литература


  1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие.- СПб., 2007.

  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М., 2001.

  3. Навайтис Г. Семья в психологической консультации.- М., 2000.

  4. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати/ Под ред.Л.А.Головей.- Екатеринбург.-2006.

  5. Слепаков В.И. Психология семьи.- Минск, 2006.

  6. Шадриков В.Д. Происхождение человечности.- М., 2001.


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ


  1. Психология как наука. Связь психологии с другими общественными науками. Методы психологического исследования.

Определение психологии как науки. Основные отрасли психологии. Метод психологии как совокупность способов и приемов изучения объекта исследования. Проблема валидности и надежности метода. Связь психологии и философии, истории, социологии, педагогики и других наук. Классификация и характеристика методов наблюдения, самонаблюдения, опроса, эксперимента, теста, моделирования, беседы. Примеры использования методов психологии в практике работы школы.

Список рекомендуемой литературы


  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - С. 8-106.

  2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. Учеб. Пособие. 7-е изд. - М.: КДУ, 2007. - 336 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: АСТ, 2002. - С. 8-21.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.


2. Психологические основы воспитания.
Социализация как механизм воспитания и обучения. Формирование свойств и качеств личности. Формирование социального поведения как цель воспитания. Целенаправленные изменения личности воспитуемого как цель психологического воздействия. Средства воспитательного воздействия: формирование убеждений, ценностей, социальных установок личности, осознанное воспитательное воздействие, когнитивное воспитательное воздействие, эмоциональное воспитательное воздействие, поведенческое воспитательное воздействие, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие.

Список рекомендуемой литературы



  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007. - С. 319-347.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1042 с.


3. Психология индивидуальных различий школьника.
Психологические особенности проявления индивидуальности школьника в чертах характера, темперамента, качествах восприятия, внимания, памяти, воли, мышления, потребностей, способностей и эмоциональной сфере. Общая характеристика типов темпераментов как типов высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), основных черт характера (трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и т.д.). Общая характеристика видов памяти по времени обработки сигнала (характеристика мгновенной, кратковременной, промежуточной и долговременной памяти). Особенности эмоциональной сферы школьника. Особенности мышления и внимания школьников (характеристика произвольного и непроизвольного внимания, характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного, практического, словесно-логического, творческого, теоретического и интуитивного мышления).

Список рекомендуемой литературы



  1. Немов Р.С. Психология Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - С. 373-388.

  2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. Учеб. Пособие. 7-е изд. - М.: КДУ, 2007. - 336 с.

  3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002. - С. 584-599.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.


4. Психологические особенности взаимодействия личности и группы.
Особенности взаимодействия общности и индивида - положительные и отрицательные факторы влияния на формирование личности. Восприятие и понимание людьми друг друга. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга (имплицитная теория личности, эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны; формы восприятия и понимания человека человеком - аналитическая, эмоциональная, перцептивно-ассоциативная, социально-ассоциативная; факторы неправильного понимания и восприятия - неумение различать ситуацию общения, наличие заранее заданных установок, стереотипов, преждевременные выводы и другие.) Положение и самочувствие личности в группе (психологический климат, конфликты в группе, предубежденность, фрустрация).

Список рекомендуемой литературы



  1. Немов Р.С. Психология Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - С. 572-593.

  2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. Учеб. Пособие. 7-е изд. - М.: КДУ, 2007. - 336 с.

  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.


5. Психологическая характеристика основ личностного развития.
Роль социальных факторов в развитии личности. Социальные институты формирования личности. Период детства в становлении личности. Общение с людьми и развитие личности ребенка. Формирование общения в различных видах деятельности (игра, учение, труд). Основные теории и направления развития личности в детстве: психоаналитическая теория (динамика формирования структур «Оно», «Я», «Сверх-Я» по 3. Фрейду), социодинамическая теория (формирование ролевого поведения, закрепление форм внешнего поведения через подражание и научение), интеракционистская теория (теория двух факторов - наследственность и среда, новообразования личности), гуманистическая теория (понятия самоактуализации, цели, смысла жизни, усвоение нравственных ценностей, концепция морального развития Л. Колберга.).

Список рекомендуемой литературы



  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007. - С. 125-137.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,2008. 400 с.




  1. Психологические особенности личности подростка и становление личности в ранней юности.

Психологическая характеристика подросткового возраста. История исследований психологии подростка (Ж.Ж. Руссо, С. Холл, Л. Колберг, М. Бенедикт, К. Левин, З. Фрейд). Основные психологические проблемы подростка. Проблема физической акселерации и психического развития. Ситуация личностного развития подростка. Формирование и развитие личности подростка. Формирование мировоззрения, становление морали, нравственное самоопределение, выбор жизненного пути. Развитие межличностных отношений.

Список рекомендуемой литературы


  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007.- С. 187-207.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,2008. 400 с.


7. Основные проблемы психического развития ребенка.
Основные концепции развития (генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка, культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского). Основные понятия и общие вопросы развития (сензитивный период развития, движущие силы развития, факторы развития – совокупность методов и средств обучения, воспитания; ведущий вид деятельности и общения - игра, учение, труд; возраст в психологии; кризисы психического развития - кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис утраты детской непосредственности, кризис подростка.) Периодизация возрастного развития.
Список рекомендуемой литературы

  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007.- С. 14-32.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1042 с.


8. Психологические требования к личности учителя в современных условиях.
Личность педагога. Место педагога в современном обществе. Психологические требования к личности учителя (любовь к детям, к педагогической деятельности, эрудиция, педагогическая интуиция, интеллект, уровень культуры, нравственности и другие) Общие и специальные способности учителя (способность к пониманию другого, способность к изложению материала, способность к общению, обучению, передаче опыта, совершенствованию мастерства, самообразованию и другие). Качества личности учителя. Индивидуальный стиль деятельности учителя в выборе методов, средств и стиля обучения, реагирования на детей, манере поведения и другое.

Список рекомендуемой литературы



  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007.- С. 445-467.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,2008. 400 с.


9. Психологические особенности воспитания школьников.
Теоретические вопросы психологии воспитания. Психологические цели, средства, методы воспитания. Основные теории воспитания. Институты воспитания. Психологические основы воспитания младших школьников – становление характера, воспитание домашним трудом, воспитание в игре, воспитание в школе. Психологические особенности воспитания подростков и юношей.

Список рекомендуемой литературы



  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007.- С. 364-384.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1042 с.


10. Особенности применения психодиагностических методик в школе.
Психодиагностика как наука о разработке и использовании методик оценки свойств, состояний и уровня психического развития. Изучение динамики возрастного развития, выявление индивидуальных различий, определение одаренности. Требования валидности, надежности и точности. Морально-этические требования к психодиагностическому исследованию. Теоретические и практические вопросы психодиагностики в школе. Психодиагностирование способностей, познавательного развития, личностного развития и межличностных отношений.
Список рекомендуемой литературы

  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. - М.: Владос, 2007.- С. 404-439.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд. (1998 г.). - М.: Академия, 2005. - 512.

  3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ


  1. Предмет и задачи курса методики преподавания истории в школе.

Методика преподавания истории как научная дисциплина. Предмет и задачи методики преподавания истории. Основные компоненты процесса обучения истории. Пути изучения процесса обучения истории. Концептуально-методические подходы к изучению истории в школе. Необходимость овладения современной методикой обучения. Связь методики преподавания истории с другими науками. Структура и содержание курса. Основная литература по предмету.

Рекомендуемая литература

1.Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения: материалы обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции (18-22 июня 2007, Москва). – М., 2007.

2.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2=х частях. М., 20002.

3Никулина Н.Ю. Модернизация образования и проблемы преподавания истории в школе и вузе//Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в средней и высшей школе: Материалы конференции "Современные образовательные программы: региональный опыт реализации и интеграции" – Калининград, 2001. Часть 2.

4.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.

5. Библиотека Гумер - гуманитарные науки // http://www.gumer.info

6.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://минобрнауки.рф


  1. Государственный образовательный стандарт по истории. Современное состояние и проблемы. Структура исторического образования в средней школе.

Концепция исторического образования в Российской Федерации. Разработка государственного стандарта по истории. Конкурс 1996 г. Минимальное содержание образовательных программ по истории и обществознанию. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования 1998 г. Государственный стандарт по истории 2002 г.: общие положения, содержательные линии, структура стандарта, требования к уровню подготовки учащихся. Разработка нового федерального образовательного стандарта. ФГОС 2: новые подходы.

Рекомендуемая литература

1.Никулина Н.Ю. О содержании проекта образовательного стандарта по истории // Образование для гражданского общества: качество и эффективность: Материалы конференции. Ч 2: Ценности гражданского общества и проблемы преподавания истории и обществознания /Отв. Ред. Н.Ю. Никулина.- Калининград, 2003.

2.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов–н/Д., 2007.

3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» hhttp://минобрнауки.рф

4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
3.Учебная литература по истории: современное состояние и перспективы.

Учебно-методический комплекс по истории. Понятие об учебно-методическом комплексе, его значение и роль в обучении. Место и значение учебника в учебном процессе. Общие методические требования к учебникам истории. Учебники для основной и старшей школы. Содержательные и идеологические изменения в учебной литературе. Характеристика учебников: позитивные изменения, негативные моменты. Учебник, учитель и методика преподавания. Учебник и ученик. Рабочие тетради. Хрестоматии. Книги для чтения. Иллюстративные пособия. Методическая литература. Научно-популярная и художественная литература.



Рекомендуемая литература

1.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2-х частях. М., 20002.

2.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.

3.Caйт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова //http://www.hist.msu/ER/Etext/list.htm



4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
4.Межпредметные и внутрикурсовые связи в обучении истории, их цель и задачи.

Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании истории и обществознания, литературы, русского языка, географии, биологии, химии и др. предметов. Цель и задачи этих связей. Внутрикурсовые связи, их место и роль. Реализация принципа тематических связей. Синхронизация. Интегрированные уроки.



Рекомендуемая литература

1.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. 6-7 классы / Авт.-сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

2.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.8-9 классы /Авт.- сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

3.История западной России: Методическое пособие для учителей. 10-11 классы / Авт.-сост. Ю.В. Костяшов, Н.Ю. Никулина, Г.М. Федоров, Ю.М. Зверев; Под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

4.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2=х частях. М., 20002.

5.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
Тема 5. Преподавание и изучение истории. Процесс обучения истории и его основные компоненты.

Процесс обучения. Деятельность учителя (преподавание) и учащихся (обучение), их единство и взаимосвязь. Обучение истории как процесс познания учащимися основ исторической науки. Руководство учебной деятельностью школьников. Образ, слово и условный знак в изложении исторических знаний. Источники и этапы формирования знаний в процессе обучения истории. Основные компоненты процесса обучения истории: цели обучения – его содержание – передача знаний и руководство их усвоением – учебная деятельность школьников – результаты обучения.

Деятельность учащихся на уроке, ее разнообразие. Пути организации познавательной деятельности. Применение приемов и умений познавательной деятельности. Воспроизводящая, преобразующая, поисковая деятельность. Развитие познавательных возможностей учащихся.

Развитие творческого мышления на уроках истории. Виды познавательных заданий. Система проблемных задач – путь к развитию критического мышления. Развитие мышления в целостном процессе обучения.



Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2003

2.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2-х частях. М., 20002.

3.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов–н/Д., 2007.

4.Caйт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова //http://www.hist.msu/ER/Etext/list.htm
Тема 6. Школьное историческое образование в России. Концепция исторического образования.

Задачи и построение школьного исторического образования на современном этапе. Разработка государственного стандарта общего образования второго поколения по истории. Определение объекта изучения истории, целей образования, место предмета в основной образовательной программе. Структура исторических знаний школьников. Состав знаний и уровень их предъявления и усвоения школьниками. Основные черты исторического образования в образовательных учреждениях.

Цели обучения истории. Их влияние на разработку исторических курсов. Поурочные и курсовые цели обучения истории. Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения истории. Общее понятие о познавательных возможностях учащихся. Роль самостоятельности в обучении. Развитие исторического воображения, исторического мышления и исторического сознания. Познавательная активность. Интерес.

Результаты школьного обучения истории. Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях.



Рекомендуемая литература

1.Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения: материалы обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции (18-22 июня 2007, Москва). – М., 2007.

2.Никулина Н.Ю. О содержании проекта образовательного стандарта по истории // Образование для гражданского общества: качество и эффективность: Материалы конференции. Ч 2: Ценности гражданского общества и проблемы преподавания истории и обществознания / Отв. Ред. Н.Ю. Никулина.- Калининград, 2003.

3.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2=х частях. М., 20002.



4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
Тема 7. Методы и приемы обучения истории

Понятие о методах обучения, их классификация. Классификация методов обучения по источникам, из которых учащиеся получают знания – словесные, наглядные и практические методы. Недостатки данной классификации. Классификация методов обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение и др.); по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, методы повторения, закрепления знаний и др.)

Приемы обучения истории. Разнообразие приемов учения. Связь и взаимосвязь методов и приемов обучения. Методические приемы как способы деятельности. Обучение школьников приемам учебной деятельности. Методические приемы и средства обучения истории.

Рекомендуемая литература

1.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. 6-7 классы / Авт.-сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

2.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.8-9 классы /Авт.- сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

3.История западной России: Методическое пособие для учителей. 10-11 классы / Авт.-сост. Ю.В. Костяшов, Н.Ю. Никулина, Г.М. Федоров, Ю.М. Зверев; Под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

4.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

5.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.
8.Основные методы и приемы устного изложения учителем исторического материала. Требования к изложению.

Классификация методов устного изложения на уроках истории. Виды устного изложения. Образное, сюжетное и конспективное повествование. Картинное и аналитическое описание. Образная, аналитическая характеристика. Объяснение, рассуждение, лекция. Приемы конкретизации.

Особенности изложения исторического материала на уроке. Роль устного слова в изложении. Основные виды устного изложения фактического материала. Печатно-словесный и наглядный способы изложения.

Подготовка учителя к устному изложению. Требования к речи учителя. Выбор методов изложения в зависимости от содержания материала, целей урока, от возраста, знаний и умений учащихся.



Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

2.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов–н/Д., 2007.
9. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории

Место и роль самостоятельной работы в обучении истории. Значение самостоятельной работы учащихся при изучении истории: развитие мышления и способностей, активизация познавательной деятельности, накопление знаний, выработка умений и навыков, формирование компетенций, способствующих глубокому и осознанному усвоению школьного курса истории. Учебно-исследовательская работа учащихся в классе и при выполнении домашних заданий. Развитие познавательных умений и способностей школьников.

Тетрадь по истории как важное средство организации самостоятельной работы учащихся – закрепления, систематизации и обобщения знаний. Связь практических методов с методами словесными и наглядными.

Рекомендуемая литература

1.Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы.- СПб, 2011.

2.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

3.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.



4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
10.Развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы по истории.

Подготовка учителя к развитию у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. Поэтапное формирование у школьников навыков самостоятельной работы с постепенным усложнением задач; выработка и закрепление умений и навыков в классе и последующее перенесение их в практику домашней работы; систематическое инструктирование учащихся о способах выполнения самостоятельных работ различного рода и проверка результатов их деятельности; планирование самостоятельной работы школьников на каждом уроке во всех его элементах.



Рекомендуемая литература

1.Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы.- СПб, 2011.

2.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

3.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.



4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
11. Типы и виды наглядных средств обучения. Дидактические требования к отбору их для уроков истории.

Виды наглядных средств обучения, их классификация. Роль наглядных средств в развитии воображения учащихся. Дидактические требования к отбору наглядных пособий к урокам истории. Предметная наглядность. Памятники материальной культуры. Изобразительная наглядность. Техника демонстрации. Событийные и типологические картины. Требования к учебной картине на уроке. Ее место и роль, методика работы с картиной. Портрет и карикатура. Приемы работы с иллюстрациями учебника и иллюстративно-раздаточным материалом. Схематические рисунки, аппликации, работа с ними на уроке.

Технические средства в обучении истории. Экранно-звуковые пособия. Компьютеры и интерактивное оборудование в обучении истории. Динамические модели. Особенности их использования на уроках истории.

Условно-графическая наглядность. Черчение диаграмм, графиков, схем, заполнение таблиц, работа с ними на уроке. Меловые рисунки и их применение. Наглядность и требования к ней.



Рекомендуемая литература

1.Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы // Преподавание истории в школе. М., 2005.- №8

2.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

3.Чернов А.И., Морозов А.Ю., Пучков П.А. Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя. М., 2009.


12. Урок истории: современные требования.

Классно-урочная форма обучения. Урок – основная форма организации обучения истории. Научные требования к современному уроку истории. Структура урока. Взаимодействие содержания урока и методики его проведения. Цели урока, общий принцип подготовки урока и методики его проведения.

Содержание и методика изучения нового материала, логика урока. Реализация внутрипредметных связей при изучении нового материала. Приемы организации познавательной деятельности на уроках истории. Подготовка урока в рамках темы и системы понятий. Анализ эффективности урока. О стиле деятельности учителя и учащихся на уроке истории.

Рекомендуемая литература

1.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. 6-7 классы / Авт.-сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

2.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.8-9 классы /Авт.- сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

3.История западной России: Методическое пособие для учителей. 10-11 классы / Авт.-сост. Ю.В. Костяшов, Н.Ю. Никулина, Г.М. Федоров, Ю.М. Зверев; Под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

4.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

5.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.


13. Типология уроков истории и ее значение в практической деятельности учителя.

Урок истории – основная форма учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении. Классификация типов уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности учащихся, по соотношению структурных звеньев обучения. Зависимость типа урока от особенностей содержания, объема материала, возраста учащихся. Система уроков и ее роль в раскрытии важнейших понятий и закономерностей курса. Место каждого урока и их взаимосвязь в системе уроков. Проект на уроках истории. Вводный урок. Урок изучения нового материала. Урок проверки и учета знаний и умений. Повторительно-обобщающий урок. Структура комбинированного урока, проверка знаний и умений. Нетрадиционные уроки.



Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

2.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.

3.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
14.Формы уроков в старших классах.

Методика проведения различных форм уроков в старших классах. Мотивация учения старшеклассников. Познавательная самостоятельность.

Традиционные формы уроков: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, зачетные уроки. Деловые игры и моделирование ситуаций. Коммуникативный диалог на уроке истории. Уроки проблемно-дискуссионного типа. Метод проектов. Исследовательская деятельность на уроках истории. Проблемно-лабораторное занятие. Проблемный урок. Активизация учебной деятельности школьников в старших классах. Роль учителя в выборе формы проведения урока и его подготовке.

Рекомендуемая литература

1.Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы.- СПб, 2011.

2.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

3.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.

4.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.
15.Подготовка учителя истории к уроку.

Учитель истории. Функции учителя. Определение целей изучения раздела и темы курса. Отбор содержания. Анализ собранного материала. Постановка целей и задач, определение типа урока. Отбор средств преподавания. Задания для проверки знаний, умений и навыков. Организация повторения. Домашнее задание. Отбор методов и приемов для реализации целей и задач урока. Их соответствие содержанию учебного материала и уровню познавательных возможностей учащихся. Связь урока с другими уроками внутри темы, раздела и курса.

План, конспект урока. Этапы урока. Приемы и методы изложения материала, приемы учебной деятельности учащихся, прогнозирование результатов. Формулирование основных и дополнительных вопросов, дифференциация заданий.

Рекомендуемая литература

1. Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы.- СПб, 2011.



2.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. 6-7 классы / Авт.-сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

3.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.8-9 классы /Авт.- сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.



4.История западной России: Методическое пособие для учителей. 10-11 классы / Авт.-сост. Ю.В. Костяшов, Н.Ю. Никулина, Г.М. Федоров, Ю.М. Зверев; Под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

5.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

6.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.
16.Повторение учебного материала, проверка и система учета знаний, умений и навыков.

Образовательно-воспитательные значение систематического повторения учебного материала. Функции проверки. Содержание и методика проверки знаний, умений, навыков. Формы, виды и приемы проверки. Требования к проверки: мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками. Текущая и отсроченная проверка. Устный, письменный контроль, тестирование, ЕГЭ. Приемы активизации класса во время проверки. Задания и задачи. Реализация принципа тематических связей.

Планирование учителем текущего и итогового повторения. Повторение при подготовке к ЕГЭ и ГИА-9.

Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование. Обеспечение успеха в деятельности учащихся. Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.



Рекомендуемая литература

1.Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы.- СПб, 2011.



2.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. 6-7 классы / Авт.-сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

3.История западной России: Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.8-9 классы /Авт.- сост. Г.В. Кретинин; под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

4.История западной России: Методическое пособие для учителей. 10-11 классы / Авт.-сост. Ю.В. Костяшов, Н.Ю. Никулина, Г.М. Федоров, Ю.М. Зверев; Под ред. А.П. Клемешева.- М., 2007.

5.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

6.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.
17. Инновационные модели обучения истории.

Понятие модели обучения. Инновация в обучении истории. Исследовательский подход в обучении. Учебные проблемы и пути их решения при обучении истории. Развитие критического и творческого мышления учащихся в исследовательском обучении и роль учителя.

Игровая модель обучения истории. Характерные черты дидактической игры. Классификация игр. Ролевые, имитационно-моделирующие игры. Требования к игре, подготовка к ней.

Дискуссионная модель обучения истории. Характерные черты учебной дискуссии. Типы и формы дискуссий. Структурированные и проблемные дискуссии. Роль учителя в подготовке и проведения дискуссии.



Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

2.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.

3.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.

4.Caйт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова //http://www.hist.msu/ER/Etext/list.htm

5.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
18. Методы организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

Развитие познавательных способностей учащихся в обучении истории. Развитие и обучение. Понятие о развивающем обучении. Состав знаний о способах познавательной деятельности. Развитие внимания, восприятия, воображения, памяти на уроках истории.

Связь мыслительной работы учащихся с содержанием курса. Содержание и условия работы по формированию общеинтелектуальных умений. Обучение анализу и синтезу, сравнению, умению делать выводы и аргументировать свою позицию. Взаимосвязь различных умений, формирование ключевых компетенций. Формирование компетентностного подхода в преподавании истории.

Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

2.Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность: научно-методические материалы.- СПб, 2011.

3.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.

4.Шоган В.В. Методика преподавания в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. Пособие.- Ростов –н/Д., 2007.
19. Факультативные и элективные курсы по истории в школе

Задачи и формы. Цель факультативных и элективных занятий. Тематика факультативных и элективных курсов по истории. Методика проведения факультативных и элективных занятий по истории. Развитие интереса учащихся к истории на факультативных занятиях. Рефераты. Работа над научными монографиями. Эффективность факультативных и элективных курсов в преподавании истории.



Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

2.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.

3.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
20.Внеурочная работа по истории. Задачи, содержание и формы.

Понятие о внеурочной работе. Задачи внеурочной работы: обогащение школьников новыми фактами и понятиями, знакомство с такими отраслями знаний как археология, нумизматика, геральдика и др.; усиление интереса к истории, развитие умственных способностей школьников и т.д. Формирование интеллектуальных и практических умений учащихся.

Основные черты внеклассной работы. Образовательно-воспитательное значение внеклассной работы. Содержание внеурочной работы. Соотношение классно-урочных и внеклассных занятий по истории. Воспитание чувства любви к Родине, родному краю. Нравственное и патриотическое воспитание, воспитание гражданственности.

Содержание, формы, методические приемы и средства внеклассной работы. Связь с курсами истории и краеведением. Роль учителя истории.



Рекомендуемая литература

1.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.,2007.

2.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В. Ванина; Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой.-М.,2007.

3.Caйт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова //http://www.hist.msu/ER/Etext/list.htm



4.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты hhttp://минобрнауки.рф
Каталог: humanities -> atestat
atestat -> Литература по курсу. Теоретический и практический уровни овладения методикой преподавания. Значение курса «Методика преподавания философии»
humanities -> Лжедмитрий I: телесный код как культурный маркер самозванца
atestat -> Программа государственного квалификационного экзамена по философии калининград 2014 г
humanities -> Iii причастия и причастные обороты формы причастий
humanities -> История отечества как наука
humanities -> Антон Павлович Чехов (1860-1904)- известен своим крупным вкладом в мировую литературу и развития театрального искусства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница