Программа государственного экзамена «Педагогика, психология и методика музыкального образования»



Скачать 156.94 Kb.
Дата06.03.2016
Размер156.94 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета

«_____»_____________________ 2011 г.
Председатель Ученого Совета,

ректор ТГПУ______________В.В. Обухов




ПРОГРАММА
государственного экзамена

«Педагогика, психология и методика

музыкального образования»

Специальность 050601.65 «Музыкальное образование»

Квалификация – учитель музыки

Томск 2011



Пояснительная записка
Программа государственного экзамена по педагогике, психологии и методике музыкального образования составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 050601.65 «Музыкальное образование».

Государственный экзамен является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО.

Настоящая программа включает в себя перечень вопросов по дисциплинам общепрофессиональной подготовки: «Педагогика», «Психология», «Методика музыкального образования».

Перечень вопросов настоящей программы соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя музыки.


Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

050601.65 «Музыкальное образование»
Выпускник, получивший квалификацию учителя музыки, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованию Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник должен быть готов к различным видам профессиональной деятельности (учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой).

Выпускник должен знать:


  • Конституцию Российской Федерации;

  • законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

  • основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

  • школьные программы и учебники;

  • средства обучения и их дидактические возможности;

  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

  • санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

  • государственный язык Российской Федерации — русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществлять процесс обучения музыке в соответствии с образовательной программой;

планировать и проводить учебные занятия по музыке с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения музыке, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии;

применять современные средства оценивания результатов обучения;

воспитывать учащихся по принципу формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работать по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;



в области социально-педагогической деятельности:

оказывать помощь в социализации учащихся;

проводить профориентационную работу;

устанавливать контакт с родителями учащихся, оказывать им помощь в семейном воспитании;



в области культурно-просветительной деятельности:

формировать общую культуру учащихся;



в области научно-методической деятельности:

выполнять научно-методическую работу, участвовать в работе научно-методических объединений;

проводить самоанализ и самооценку с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

контролировать результаты обучения и воспитания;

организовывать самостоятельную работу и внеурочную деятельность учащихся;

вести школьную и классную документацию;

выполнять функции классного руководителя;

участвовать в самоуправлении и управлении школьным коллективом.


Процедура проведения государственного экзамена
Сдача государственного экзамена проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии. Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом ректора вуза.

На государственном экзамене студенты получают экзаменационный билет, содержащий три вопроса. При подготовке к экзамену студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем проштампованных листах бумаги. На подготовку к экзамену студенту отводится один академический час. Время ответа студента – 20-30 минут.

По всем вопросам и заданиям экзаменационного билета студенту членами экзаменационной комиссии, с разрешения ее председателя, могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, выносимого на государственный экзамен.

По завершении экзамена ответ каждого студента обсуждается на закрытом заседании экзаменационной комиссии. Оценка выставляется большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Ответ студента оценивается по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».



Результаты объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.
Критерии оценивания ответов на экзамене


  • Оценка «отлично» выставляется за ответ, если выпускник продемонстрировал глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин; логически последовательные, содержательные, полные ответы на все вопросы экзаменационного билета.

  • Оценка «хорошо» выставляется за ответ, если выпускник продемонстрировал твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений.

  • Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответ, если выпускник продемонстрировал твердое знание и понимание основных вопросов программы; ответы в целом верные, без каких-либо грубых ошибок.

  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответ, если выпускник дал неправильный ответ на два основных вопроса; допустил грубые ошибки, не понимает сущности излагаемого материала.


Перечень вопросов к государственному экзамену
Педагогика


  1. Педагогика. Предмет и задачи педагогики. Методы исследования.

  2. Основные категории педагогики. Воспитание, образование, обучение как основные категории педагогики.

  3. Тенденции современного образования.

  4. Современные концепции образования. Особенности образования в различных странах мира.

  5. Понятие о концепции содержания образования.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт и базисный учебный план.

  7. Компоненты педагогического процесса. Сущность и движущие силы педагогического процесса.

  8. Педагогическая система. Понятие.

  9. Типология образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.

  10. Воспитание. Основные виды воспитания.

  11. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Типы, виды и модели воспитания.

  12. Социализация личности, воспитание и развитие.

  13. Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.

  14. Основные принципы воспитания.

  15. Дидактика. Предмет и задачи.

  16. Принципы обучения. Классификация.

  17. Методы обучения. Классификация методов обучения.

  18. Организационные формы учебных занятий. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.

  19. Классификация средств обучения.

  20. Технологии обучения. Анализ понятий «педагогической технологии», «технология обучения», «методика обучения».

  21. История развития профессионального образования в период Нового времени. Программа реального образования Дж. Локка. Трудовое воспитание по Ж.Ж. Руссо.

  22. Основные документы в системе образования.

  23. Авторские школы. Идеи интеграции образования и производства в реформаторской педагогике конца XIX начала XX века.

  24. Содержание проблемно-развивающего обучения.

  25. Педагогические технологии: свойства и классификация.

  26. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.

  27. Инновации. Авторские школы.

  28. Научные основы педагогического прогнозирования и проектирования.

  29. Методы педагогического исследования.

  30. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.


Психология


  1. Предмет, объект, отрасли психологии.

  2. Психология и ее связь с другими науками.

  3. Предмет психологии и его становление.

  4. Основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии.

  5. Методы исследования в психологии.

  6. Понятие личности. Основные компоненты структуры личности.

  7. Потребности. Классификация потребностей.

  8. Группа. Классификация групп.

  9. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов.

  10. Общение. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.

  11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Виды речи.

  12. Деятельность. Структура деятельности.

  13. Основные виды деятельности.

  14. Понятие о внимании. Характеристики внимания. Виды внимания.

  15. Память. Виды памяти.

  16. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления.

  17. Мышление как процесс. Логические формы мышления. Мыслительные операции.

  18. Понятие о воле. Волевые действия и волевая регуляция. Структура волевого акта.

  19. Темперамент. Психические свойства, формирующие темперамент. Типы темперамента.

  20. Характер. Черты характера. Акцентуации характера.

  21. Способности. Виды способностей.

  22. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.

  23. Формирование личности подростка. Социальная ситуация в развитии подростка.

  24. Психологические особенности в учебной деятельности. Развитие познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте.

  25. Психологическая готовность к школе.

  26. Психологические особенности развития познавательной сферы и личности в дошкольном возрасте.

  27. Обучение. Психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения.

  28. Психотехнологии воспитания и формирования социально и профессионально значимых качеств личности.

  29. Психология учебной деятельности учащихся начальных классов.

  30. Психология общения.


Методика музыкального образования


  1. Отечественное музыкальное образование в контексте традиционной культуры.

  2. Становление музыкального образования в Европе в XVIII- XIX вв.

  3. Музыкальное образование в советский период истории.

  4. Значение музыкального образования в системе художественного образования.

  5. Современные тенденции развития музыкального образования (90-е годы XX века – начало XXI века).

  6. Влияние СМИ на музыкальную культуру общества: положительные и отрицательные тенденции.

  7. Ведущие концепции музыкального образования в отечественной педагогике: сходство и различие.

  8. Музыкальное образование за рубежом.

  9. Особенности концепций музыкального воспитания Золтана Кодаи и Карла Орфа.

  10. Роль музыки в развитии личности детей, подростков и юношества.

  11. Диагностика и развитие музыкальных способностей школьников.

  12. Цель, задачи, принципы современного музыкального образования в школе.

  13. Современные технологии и методики музыкального образования.

  14. Приоритетные качества учителя музыки и его самоактуализация.

  15. Урок музыки как основная форма музыкального образования, виды и типы уроков.

  16. Современная классификация видов деятельности на уроке музыки, их интеграция.

  17. Концепция педагогики искусства, интеграция основных видов искусств в программе Л.П. Масловой.

  18. Активное восприятие музыки школьниками. Слушание музыки как вид деятельности на уроке.

  19. Пение на уроках музыки и во внеурочное время (школьный хор, вокальный ансамбль).

  20. Современные методы и приёмы вокально-хоровой деятельности.

  21. Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки.

  22. Беседа-игра на уроках музыки как фактор эстетического развития детей.

  23. Музыкально-образовательная деятельность на уроке и в режиме самообразования.

  24. Элементарное музицирование на уроке и во внеурочное время (оркестр детских музыкальных инструментов).

  25. Музыкально-ритмическое воспитание детей на уроке: методы, приёмы.

  26. Современные подходы к планированию музыкально-педагогической работы, составлению собственной программы.

  27. Современные программы по музыке для начальной школы.

  28. Современные программы по музыке для основной школы.

  29. Организация досуговой деятельности детей посредством музыкально-эстетического воспитания.

  30. Дополнительное музыкальное образование: специфика современных учреждений и возможности развития способностей ребёнка.


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М. : Академия, 2002. - 413 с.

  2. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. - 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 496 с.

  3. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии : учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 686 с.

  4. Педагогика : Новый курс : учебник для педагогических вузов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 576 с.

  5. Педагогика : Новый курс : учебник для педагогических вузов. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 255 с.


Дополнительная

  1. Абдуллин, Э. Б. Музыка // Российская педагогическая энциклопедия / Э. Б. Абдуллин. - М., 1993. - 607 с.

  2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. - 333 с.

  3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2003. - 334 с.

  4. Арчажникова, Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания : программа для высших педагогических учебных заведений / Л. Г. Арчажникова. - М., 1991. - 254 с.

  5. Беляева, Л. А. Общая психология: учебное пособие / Л. А. Беляева, Т. Г. Гадельшина, С. П. Жданова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : Издательство ТГПУ, 2007. - 154 с.

  6. Беляева, Л. А. Основы общей психологии: учебное пособие / Л. А. Беляева, С. П. Жданова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : Издательство ТГПУ, 2005. - 19 с.

  7. Беляева, Л. А. Психология : Краткие методические рекомендации / Л. А. Беляева ; МО РФ и др. - Томск : ЦУМЛ ТГПУ, 2004. - 15 с.

  8. Беляева, Л. А. Психология : практикум / Л. А. Беляева, Т. Г. Гадельшина, С. П. Жданова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : Издательство ТГПУ, 2007. - 50 с.

  9. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2004. - 304 с.

  10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии : Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 275 с.

  11. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : учебное пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.

  12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций : учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, 2005. - 332 с.

  13. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для вузов / А. Г. Гогоберидзе. - М. : Академия, 2007. - 316 с.

  14. Джуринский, А. Н. История педагогических идей : учебное пособие / А. Н. Джуринский. – М. : Пед. О-во России, 2004. - 352 с.

  15. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество : учебное пособие для вузов / А. Ф. Камаев. - М. : Академия, 2005. - 303 с.

  16. Методологическая культура педагога-музыканта : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 268 с.

  17. Музыка и развитие личности ребенка / В. Г. Ланкин [и др.]. - Томск : Издательство ТГПУ, 2005. - 174 с.

  18. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2007. - 637 с.

  19. Николаева, Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь: Конец Х - середина ХVII столетия : учебное пособие для вузов / Е. В. Николаева. - М. : Владос, 2003. - 207 с.

  20. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания : учебное пособие для вузов / М. С. Осеннева. - М. : Академия, 2001. - 366 с.

  21. Парыгин, Б. Д. Социальная психология : Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин ; СПб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб., 1999. - 591 с.

  22. Педагогика : учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. О-во России, 2004. - 640 с.

  23. Педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 4 - е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 566 с.

  24. Педагогическая психология : учебник для вузов / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова и др. ; под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 398 с.

  25. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : для студентов средних и высших музыкальных учебных заведений / В. И. Петрушин. - М. : Владос, 1997. - 383 с.

  26. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М. : Гум. центр «Владос», 2004. - 576 с.

  27. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И. П. Подласый. - М. : Гум. центр «Владос», 2004. – 276 с.

  28. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2001. – 6682 с.

  29. Практическая психология образования : учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. – Изд. 4-е, перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2004. - 588 с.

  30. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2003. - 366 с.

  31. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. А. Реан, Я. Л. Коломенский. – СПб. : Питер, 2000. - 416 с.

  32. Селиванов, В. А. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.

  33. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб. XXI века / В. И. Смирнов. – Изд. 2-е, пераб., доп., и исп. – М. : Логос, 2004. - 304 с.

  34. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии : учебное пособие для педагогических вузов / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2002. - 189 с.

  35. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер, 2004. - 544 с.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050601.65 «Музыкальное образование».


Программу составили:

Кандидат педагогических наук, доцент

кафедры общей педагогики и психологии __________________ Л.А. Беляева

Доцент


кафедры художественного образования __________________ Е.Е. Ланкина
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № ___ от ____________________ 20 ___ г.
Зав. кафедрой художественного образования __________________ П.Л. Волк
Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры общей педагогики и психологии протокол № ___ от ____________________ 20 ___ г.
Зав. кафедрой общей педагогики и психологии __________________ Л.А. Беляева
Программа государственного экзамена одобрена методической комиссией ИК ТГПУ
Председатель методической комиссии ИК __________________ О.А. Батурина
Программа государственного экзамена одобрена Ученым советом ИК ТГПУ
Председатель Ученого совета ИК, директор __________________ Е.А. Каюмова

Согласовано:



Проректор по НОУД ____________________ О.А. Швабауэр

Проректора по УВР ____________________ А.Ю. Михайличенко
Каталог: tspu -> files
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 18 Социальная педагогика
files -> Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми
files -> 1. Основные понятия и проблемы теории потребностей
files -> Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Социализация личности ребенка Томск 2011
files -> Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития трудоемкость
files -> 1. Принцип кооперации
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Р. 03 Планирование карьеры
files -> Высшего профессионального образоания
files -> Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования
files -> Рабочая программа дисциплины 033300. 68 М в. 01 Современные проблемы религиоведения трудоемкость


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница