Программа формирования



страница1/4
Дата21.05.2016
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

Частное учреждение – общеобразовательная организация

«Международная школа «Источник»

Форма



ДП – Реализация программы начального общего образования

Ф – Программа формирования универсальных учебных действий




«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

протокол № 1

от «1» сентября 2015г.




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ЧУ ОО

«Международная школа «Источник» ______________ Е.О. Модникова

«__» __________ 2015г.





Программа формирования

универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действий.

Пояснительная записка

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий.

Программа составлена на основе требований Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

Реализация программы осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность, преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.



Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

В программе формирования универсальных учебных действий представлены:

  • ценностные ориентиры содержания начального обще­го образования;

  • характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

  • связь универсальных учебных действий с со­держанием учебных предметов обязательной части учебного плана и части формируемой образовательным учреждением (отдельные предметы и внеурочная деятельность);

  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начально­му и основному общему образованию.

  • Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании универсальных учебных действий.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:



1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.



Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.



Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.



Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.



Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы организации учебного процесса, направленного

на формирование универсальных учебных действий.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.



Условия, обеспечивающие развитие УУД:

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:



  • формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

  • универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Формы учебной деятельности как условие формирования

универсальных учебных действий


Учебное сотрудничество

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует

взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты

и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.



Творческая, проектная,

учебно – исследовательская

деятельность


Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально –

значимых инициатив и др.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения



регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над

любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть

получены при выборе тематики проектов.



Контрольно – оценочная и

рефлексивная деятельность



Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как

система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

Центральной функцией самооценки является регуляторная функция.

Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью

ребенка.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.



Условия развития действия оценки учебной деятельности:

*постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности

(оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

*предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

*предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

способы взаимодействия, собственные возможности осуществления

деятельности;

*организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

*формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

*формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и

самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

*организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании

индивидуальности каждого ребенка.


Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает

положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд

младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности,

развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.



Спортивная деятельность

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят

формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.




Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.


Урок:

- проблемная ситуация;

- диалог;

- взаимообучения;

- свободный урок;

- урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.


Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к

педагогу


Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Занятие в малой академии


Направлено на развитие навыков проектной деятельности по

предметам



Индивидуальное занятие


Форма организации деятельности по построению индивидуальных

образовательных маршрутов



Внеучебные формы


Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.





ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Формированию УУД способствуют технологии деятельностного типа, представленные в используемых в школе УМК системы Занкова Н.В.. В данном УМК представлены технологии:



Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).



Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в УМК в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.

Используемые в школе технологии деятельностного типа предусматривают работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.


Каталог: upload -> main -> regulations -> 2015-2016
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики
main -> Рггу рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
main -> Методические рекомендации для поступающих в рггу на направление подготовки «Журналистика» в 2016 году
main -> Учебный спецкурс “Древнекитайская психология” Программа
2015-2016 -> Рабочая программа по iq-технологии разработана для средней школы (8 класс) Частного учреждения общеобразовательной организации «Международная школа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница