Программа формирования «внутренней позиции школьника»



Дата25.04.2016
Размер84,5 Kb.
ТипПрограмма
Управление образования Администрации г. Костромы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - Детский сад №73

Путешествие по Школьной стране»

программа формирования «внутренней позиции школьника» у детей старшего дошкольного ( пред школьного ) возраста


Пояснительная записка

К концу дошкольного периода развития отношения ребёнка с взрослыми, обществом, начинают центрироваться вокруг поступления в школу. Меняется характер оценки поведения и достижений ребёнка, предъявляемые к нему требования: от него ожидают большей сознательности и самостоятельности.

Психологическое «присвоение» ребёнком своего нового социального статуса отражается в отказе от «дошкольных» ориентаций и в формировании внутренней позиции школьника. Она характеризуется положительным отношением к школе и учению, стремлением к сознательно нормированным формам поведения, признанием авторитета учителя как носителя социального опыта.

Внутренняя позиция школьника – это субъективное отражение объективной системы отношений ребёнка с миром взрослых. Объективные отношения характеризуют социальную ситуацию развития ребёнка 6-7 лет с ее внешней стороны, внутренняя позиция – с субъективной, психологической. Это новая, социализированная форма образа «Я», представляющая собой центральное психологическое новообразование «кризиса 7 лет». Однако, не будучи обеспечена соответствующей перестройкой всех психических процессов ребёнка, она не сможет реализоваться в деятельности, и останется лишь совокупностью нереализованных стремлений и представлений.

Школа требует от ребёнка действий по определённым правилам, нормативного поведения, но чтобы помочь ребёнку выполнить норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения и не только в системе отношений «ребёнок – взрослый», но и в системе «ребёнок – ребёнок».

Детям предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем они имели дело прежде. Им необходимо научиться строить своё поведение в соответствии с новой системой социально значимых правил.

В основном к моменту поступления в школу у детей доминируют игровые мотивы. Личность детей в силу незрелости не становится личностью школьника. Ребёнок ещё не перерос пик игровой деятельности, поэтому ему трудно адаптироваться к школьной жизни.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими.

Переход из детского сада в школу — важная ступень в жизни каждого ребенка. Важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. К моменту поступления в школу дети должны иметь представление о том, каким образом происходит обучение. И самое главное, у них должно быть желание учиться.

Программа формирования внутренней «позиции школьника» направлена на формирование:



  • образа будущего школьника, который является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе);

  • мотивационный (характеризуется представлениями о способах поведения и общения, а также доминирующими мотивами, включает основы школьной мотивации);

  • эмоционально-оценочный (отражает особое отношение к себе и к окружающим, характеризуемого саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием);

  • осознанного отношения к школе;

  • внутренней позиция школьника как субъективного отражения объективной системы отношений ребёнка с миром взрослых.

Цель программы: оказание психологической помощи детям в построении содержательного образа будущего школьника, в осознании потребности и необходимости учиться; психологическая профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе.

Задачи:

  • формировать адекватное представление о школьной жизни, положительное отношение к школе,

  • повысить школьную мотивацию;

  • создать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции «школьника»; помочь осознать ее специфику;

  • способствовать развитию эмоционально – волевой сферы детей;

  • повысить адаптационные возможности детей за счет формирования адекватных механизмов приспособления к школе;

  • дать возможность опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения, выработать ситуативно-адекватные реакции на возможные затруднения школьной жизни;

  • развивать чувство «Мы», доброжелательное отношение к окружающим, воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других детей, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

  • развивать коммуникативную готовность к школе;

  • предупредить и снять страх перед школой.

Принципы построения и реализации программы:

  • недирективность позиции ведущего;

  • доверительного стиля и искренности в общении;

  • безоценочного отношения участников друг к другу;

  • принципы стимулирования самостоятельных выводов и выборов;

  • принцип «обратной связи».

Адресат: дети подготовительных к школе групп (6-7 лет).

Способ организации занятий: коллективно-индивидуальный, количество занятий8, продолжительность занятий – 30-35 минут Занятия проводятся с группой детей 10-12 человек, что позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации, а также проследить отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми. Срок реализации программы- 2 месяца.



Ожидаемые результаты:

  • желание учиться в школе;

  • наличие у каждого ребёнка содержательного образа «настоящего школьника»;

  • наличие адекватной самооценки

Методы оценки результатов:





Название шкалы

Автор теста или методики, название

Исследуемая функция

I.

2.

3.




Мотивы учения.

Отношение к школе.

Принятие нового возрастного статуса.


Н.И. Гуткина

«Мотивы учения».

Методика Т.А.Нежновой

«Беседа о школе».


Опросник «Принятие ребенком нового возрастного статуса».



1. Определение сформированности «внутренней позиции» школьника»

1.Определение привлекательности школьной жизни.

2.Отношение к школе.

1.Представления ребенка о школе.




Итоги реализации программы заслушиваются на заседании психолого-медико-педагогического консилиума.
Реализация программы предполагает следующие этапы:


Этапы

Содержание

Сроки

1-й этап- информационно-аналитический


Подготовка программы и ее методического обеспечения.

Создание условий для реализации программы.

Определение актуального уровня развития у детей мотивации учения.


март

2-й этап- содержательно-практический

Реализация программы



апрель-май

3-й этап- контрольно-оценочный

Определение уровня мотивационной готовности к обучению в школе; сформированности внутренней позиции школьника.

май


Учебно-тематический план:



Тема занятия

Кол-во

занятий


1

«Что такое школа?» «Устройство школьной жизни»

1

2

«Школьные правила»

1

3

«Моя учительница»

1

4

«Школьные принадлежности. Режим дня школьника»

1

5

«Как сделать, чтобы в школе тебя полюбили?»

1

6

«Школьные трудности»

1

7

«Смешные страхи»

1

8

«Мне скоро в школу»

1

Содержание программы

Содержание программы формирует положительное отношение к школе, адекватное представление о школьной жизни, повышает школьную мотивацию, адаптационные возможности детей за счет формирования адекватных механизмов приспособления к школе. На занятиях дети имеют возможность опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения, выработать ситуативно-адекватные реакции на возможные затруднения школьной жизни. У детей развивается коммуникативная готовность к школе.

Форма проведения занятий - игровой тренинг.

Логическая схема построения занятия:

1 часть Разминка

Проговор своего состояния, приветствие, игры на телесное взаимодействие.

2 часть Основная

Решение задач тематики занятия.

3 часть Заключительная



Упражнения на повышение самооценки.

Релаксационные упражнения: упражнения, рисование.



Прощание

Используемые методы:


  • подвижные и ролевые игры,

  • психогимнастика,

  • рисуночные методы,

  • элементы групповой дискуссии,

  • техники и приёмы саморегуляции,

  • методы оценки эмоционального состояния,

  • метод преднамеренных изменений,

  • «рефлексивный круг».

Используемая литература:

  1. Ганошенко Н. И., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет// Вопросы психологии. — 1999. 1.

  2. Газман О.С.,Харитонова Н.Е. В школу- с игрой. М.,Просвещение, 1991.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. М.,Компенс-центр, 1993.

  4. Кравцова ЕЕ. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.: Педагогика, 1991.

  5. Козлова С.А Я хочу в школу. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.,ИЦ «Вентана-граф», 2006.

  6. Нартова –Бочавер С.К.,Мухартова К.А. Скоро в школу!,Изд.ТОО «Глобус», 1995.

  7. Под ред.Виноградовой Н.Ф.Программа обучения и развития детей 5лет «Предшкольная пора», , М.,ИЦ «Вентана-граф», 2006.

  8. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. М., «Акалис»,1996Семерикова В.Г. Мотивационная готовность детей к школе. Справочник старшего воспитателя. №2-2008.

  9. Эльконин Д.Б. Детская психология.М.,Учпедгиз, 1060/








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница