Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования



Скачать 443,22 Kb.
страница1/3
Дата10.02.2016
Размер443,22 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Программа

формирования универсальных учебных действий

на ступени начального общего образования



Содержание
1.Пояснительная записка.............................................................................3

2.Описание ценностных ориентиров содержания образования

на ступени начального общего образования...........................................4

3.Понятие, функции, состав и характеристики УУД в младшем

школьном возрасте.....................................................................................6

4.Связь УУД с содержанием учебных предметов....................................12

5.Планируемые результаты освоения программы УУД и оценка

достижений планируемых результатов..................................................20

6.Обеспечение преемственности программы формирования УУД при

переходе от дошкольного к начальному и основному общему

образованию................................................................................................23
ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий — это обязательный компонент основной образовательной программы начального общего образования, определяющий пути формирования универсальных учебных действий с учетом особенностей образовательного учреждения.

Программа формирования универсальных учебных действий МОУ Большесельской СОШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) и программами «Начальная школа XXI века» и «Школа 2100».

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, то есть способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

- определить ценностные ориентиры начального общего образования;

- определить состав и характеристику универсальных учебных

действий;

- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные

действия и определить условия формирования в образовательном

процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования УУД для начального общего образования содержит:


  • описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени

начального общего образования;

  • понятие, функции, состав и характеристики УУД в младшем школьном возрасте;

  • связь УУД с содержанием учебных предметов;

  • планируемые результаты освоения программы УУД;

  • оценку достижений планируемых результатов;

  • обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.


2.Описание ценностных ориентиров

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;



  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;



  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и

стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству

с мировой и отечественной художественной культурой;


  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);



  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

3. Понятие, функции, состав и характеристики УУД

в младшем школьном возрасте

Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:


  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:

1. личностный;

2. регулятивный;

3. познавательный;

4. коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий.

Личностные УУД




Самоопределение.


Формирование гражданской идентичности личности

Компоненты:

- когнитивный: - формирование историко-географического

образа России – представления о

территории и границах России, ее

географических особенностях; знание

основных исторических событий,

развития государственности и общества,

истории и географии края, его

достижений и культурных традиций;

- знакомство с социально-политическим

устройством России, ее государственной

организацией, с символикой (герб, флаг,

гимн), государственными праздниками;

- информирование об основных правах и

обязанностях гражданина,

соответствующих возрастному статусу

учащегося в обществе;

- знание своей этнической

принадлежности, национальных

ценностей, традиций, культуры, народов

и этнических групп России;

- формирование представления об

общекультурном наследии России;

- знание основных моральных норм; норм

и правил охранно-бережного отношения к

природе, сохранения здоровья; правил

поведения в чрезвычайных ситуациях

- ценностно-смысловой и эмоциональный:



- воспитание чувства патриотизма и

гордости за свою страну, уважения ее

истории, культурных и исторических

памятников;

- уважение к другим народам России, иметь

межэтническую толерантность;

- уважение личности и ее достоинства,

доброжелательное отношение к

окружающим, нетерпимость – к любым

видам насилия;

- уважение ценностей семьи, любовь к

природе, признание ценности своего

здоровья и здоровья других людей,

обладание оптимизмом в восприятии мира,

- следование моральным нормам, испытание

чувства стыда и вины при их нарушении.

- деятельностный:

- участие в школьном самоуправлении в пределах

возрастных компетенций;

- выполнение норм и требований школьной жизни

пользование правами и выполнение обязанностей

ученика;


- выполнение моральных норм в отношении

взрослых и сверстников в школе, дома, во

внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни, ориентирование

в событиях, происходящих в стране и в мире;

посещение театров, музеев, библиотек;

следование здоровому образу жизни.


Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием

Развитие «Я» концепции, самооценки личности

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия


Смыслообразование


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-формирование мотивов достижения и социального признания;

-мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности




Нравственно-этическая ориентация

- формирование единого и целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; развитие толерантности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь,

правдивость, честность, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения

конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости

и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,

здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с

мировой и отечественной художественной культурой.


Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание:

- самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;



  • планирование:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий;



  • прогнозирование:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль:

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция:

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция:

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск, отбор и обработка информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • работа с основными компонентами текста учебника: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;

  • определение примерного содержания незнакомой книги по титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации;

  • определение темы и главной мысли текста;

  • деление текста на смысловые части, составление простого плана;

  • владение различными видами изложения текста: подробное, сжатое, выборочное;

  • моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область


Логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • обобщение;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление аналогий, причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • владение рядом общих приемов решения задач;

  • выдвижение гипотез и их обоснование



Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:



  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации;

  • управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


4.Связь универсальных учебных действий с содержанием

учебных предметов

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Рассмотрим связь универсальных учебных действий с основными предметами учебного плана.



Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение



нравственно-этическая ориентация

смысло

образование



нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Итак, учебные предметы «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.



«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

«Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

·смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

·самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

·основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

·эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

·нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

·эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

·умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

·умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

·умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

·умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.



Каталог: docs -> fgos noo
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
fgos noo -> Проект требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования москва
fgos noo -> Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. Цель


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница