Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0,61 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
2.4. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры личности обучающегося, на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся в МАОУ СОШ № 54 на ступени начального общего образования являются:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от «6» октября 2009года № 373)

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

  • Концепция УМК «Школа России».

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-470 от 09.07.2012г «О методических материалах».

На протяжении работы ОУ, приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.

1. Цель, задачи и результаты деятельности

Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической грамотности и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Данная программа направлена на решение следующих задач:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

Учащиеся должны научиться:



  • описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать их, объяснять;

  • называть экологические проблемы в жизни природы и человека; опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения; правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного труда;

  • объяснять смысл закона экологии «Всё связано со всем»; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью; как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

  • приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека, разнообразия окружающего мира – природного, мира людей, рукотворного мира; цепочек экологических связей; экологически предосторожного поведения в окружающей среде;

  • основам здоровьесберегающей учебной культуре;

  • здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  • противостоянию вредным привычкам;

  • необходимости экономия в быту, предвидения последствий своего поведения для природы и человека; следования законам природы;

  • формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое разнообразие»; «экология», «здоровый образ жизни», «безопасность»;

  • разыгрывать экологические проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;

  • планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции); планировать безопасное поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места проживания;

  • рефлексировать результаты своих действий для здоровья человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);

  • оценивать результаты по заранее определенному критерию;

  • делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы;

  • рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если…, то…; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;

  • высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;

  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индифидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.

К личностным результатам обучающихся относятся:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию в сфере здоровья и безопасности;

- сформированность мотивации к познанию закономерностей формирования и сохранения здоровья человека;

- сформированность представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- наличие ценностно-смысловых установок на здоровый и безопасный образ жизни;

- активная позиция в отношении сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- внутренняя позиция при самостоятельном выборе стиля поведения в повседневной и экстремальной ситуации.

К межпредметным результатам относятся:

- освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные и коммуникативные), позволяющие сохранять здоровье в процессе обучения и других видах деятельности;

- усвоенные межпредметные понятия, формирующие целостное представление о человеке, его здоровье, культуре здорового и безопасного образа жизни, нормах поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как фактора, способствующего развитию ребенка и достижению планируемых результатов общего образования.

К предметным результатам относятся:

- освоенный опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по получению нового знания в области экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также система основополагающих элементов научного знания в сфере здоровья и безопасности, лежащая в основе современной научной картины мира;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире на основе наблюдений в природе, постановки опытов и т.д.;

- овладение основами грамотного поведения в природе и социуме, правил безопасного образа жизни;

- овладение навыками проведения наблюдений и постановки простейших опытов, использования оборудования и измерительных приборов, выполнения инструкций и правил техники безопасности;

- использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.



Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы, - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни спроектирована на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей района.

2. Направления деятельности программы

На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно-исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.



Основные направления по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

• создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

• организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

• организация физкультурно-оздоровительной работы;

• реализация дополнительных образовательных курсов;

• организация работы с родителями (законными представителями).



2.1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

– спортивный зал, стадион, имеется спортивная площадка, с необходимым игровым и спортивным инвентарём. Это позволяет реализовать спортивные и физкультурные программы не только в урочное время, но и во внеурочных занятиях;

– медицинский кабинет (медицинский работник ведет профилактическую работу). Согласно плану Министерства здравоохранения в школе проводится вакцинации учащихся, медицинский осмотр обучающихся, контроль детей состоящих на диспансерном учете).

– школьная столовая, позволяющая организовывать горячее питание в урочное время. В школе хорошая материально-техническая база пищевых блоков, холодильного и технологического оборудования, современный обеденный зал;

– учебные кабинеты.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

– социальный педагог;

– учитель физической культуры;

– медицинский работник (прикреплён от районной больницы);

– учителя школы.

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию образовательного учреждения.



2.2. Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формирует установку школьников на экологически грамотное поведение, безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми экологических проблем, проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.



В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек – часть природы», «Зависимость жизни человека от природы», «Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека», «Экологические проблемы и способы их решения» и др.

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся пишут изложения и сочинения «Мой режим дня», «Цветы на наших окнах», «Экологические проблемы моего села», обсуждают соблюдение правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.



В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. Программа «Технология», интегрируя значение о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot). Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? И др.(2 кл.).



В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Отношение к природе», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.



2.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств: компьютерный класс; видео и аудио аппаратура в учебных кабинетах, учебно-методическая и дидактическая база;

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеучебной деятельности



Внеучебная деятельность

Планируемые результаты (личностные)

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

1.

Тематические беседы и классные часы, оформление классных уголков по экологии, БДД и ЗОЖ, проверка сохранности кабинетов «Наш маленький дом»

Понятие о правильном режиме дня и отдыха;

Представления об основных компонентах культуры здоровья и экологической культуры.

2.

Встречи с сотрудниками ГИБДД

листок здоровья, стенгазеты



Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи

Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;

3.

Походы, «Весёлые старты», «Путешествие в страну здоровья», учебная эвакуация, беседы с педагогом–психологом.

Понятие о полезности занятий физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях;

Представления о негативных факторах риска здоровью;

4.

Школьная спартакиада, экскурсии, поездки.

Понятие о гиподинамии и об её преодолении, о влиянии компьютера на здоровье и зрение;

Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей

5.

Учебная эвакуация, беседы, оздоровительный лагерь, дежурство по классу;

Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного обучения




2.4.Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепления здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (неделя здоровья, соревнования, олимпиады, походы и т. п.).


Каталог: files -> img -> file
file -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
file -> Компетентность ресурс качественного образования
file -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
file -> Программа по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста 6,5 7 лет Составитель
file -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности. Визитка школы
file -> Исследовательская работа взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе
file -> Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница