Программа формирование читательской компетентности школьников чоу сош «Альтернатива»



Скачать 375.11 Kb.
Дата01.06.2016
Размер375.11 Kb.
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (ЧОУ СОШ) «Альтернатива» город Краснодар, ул. Селезнева,156

телефон (861)2312598, www.alternativa.kubannet.ru

Директор ЧОУ СОШ «Альтернатива» Спица Юрий Михайлович

ПРОГРАММА
Формирование

читательской компетентности

школьников

ЧОУ СОШ «Альтернатива»

на 2014-2019 учебный год


г. Краснодар

2014


  1. Пояснительная записка

Актуальность надпредметной программы «Формирование читательской компетентности школьников» обусловлена необходимостью оперативного педагогического отклика на современную ситуацию с уровнем развития читательского развития школьника:



  • системным кризисом читательской культуры, что проявляется в снижении интереса к чтению, возрастающем дефиците знаний и конструктивных идей в российском обществе;

  • увеличением количества потоков информации и объемом самой информации, что создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации;

  • решением задач социально-экономического развития страны, построения инновационной экономики и гражданского общества, повлекшим за собой комплексную модернизацию образования.

Задачу формирования читательской компетенции современных школьников педагогический коллектив школы рассматривает как составную часть решения проблемы качества общего образования, поскольку именно грамотность чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия успешной личности в жизни современной информационной цивилизации.

Читательская компетентность в Национальной программе поддержки и развития чтения понимается как качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств и включаетследующие надпредметные компетентности:

  1. Исследовательские компетенции ;

  2. Речевые компетенции;

  3. Когнитивные (мыслительные) компетенции;

  4. Ценностно-смысловые компетенции;

  5. Общекультурные компетенции.

Таким образом, надпредметная образовательная программа «Формирование читательской компетентности» направлена на развитие мотивации чтения, интенсификацию процессов чтения, повышение качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмен мнениями о прочитанном, рост престижности чтения как культурной ценности, пробуждение интереса и готовности к самостоятельной читательской деятельности для удовольствия и саморазвития.

Надпредметная программа «Формирование читательской компетентности школьников» составлена в соответствии с:

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

– Программой развития школы «Альтернатива» на 2013–2018 гг.

Программа «Формирование читательской компетентности школьников» предназначена для учащихся 5-9 классов с опорой на принцип преемственности: учитывается связь с результатами, установленными при освоении обучающимися начальной школы раздела «Чтение. Работа с текстом», междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».

Цель программы – повышение читательской компетентности участников образовательного процесса, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих школьнику отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Задачи программы:


  1. Выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирование навыков осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.

  2. Развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности.

  3. Создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель – библиотекарь.

  4. Определение путей использования данной программы в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Совершенствование образовательной деятельности школы в аспекте формирования читательской компетентности будет происходить по следующим направлениям:




  1. расширение объектов изучения: числа источников текста, аспектов культуры чтения;

  2. определение проблем социально-педагогического характера, к решению которых необходимо приготовить учащихся через приобщение к чтению;

  3. использование потенциала межпредметных связей для формирования читательской компетентности;

  4. использование возможностей самообразования в области чтения как компонента индивидуальной траектории образования.


Ожидаемые результаты от реализации программы



  • Реализация программы должна привести к повышению интеллектуального потенциала учащихся, уровня логического и творческого мышления, учебной мотивации школьников, их адаптации к современным условиям информационного общества.

  • Основным результатом деятельности школы в аспекте формирования читательской компетентности становится не только система знаний, умений и навыков, но и позитивная инкультурация личности, обеспеченная содержанием культуросообразного образования.

  • В рамках реализации программы разрабатывается, апробируется и описывается система педагогических условий активизации читательской деятельности детей и подростков, предполагающая обновление содержания, форм и методов урочной, внеурочной и внеклассной работы; обеспечивающая читательскую самостоятельность школьников и формирующая обобщенные способы их читательской деятельности;

  • Выстраивается система взаимодействия «школа – библиотека – семья» как педагогическое условие для позитивного изменения читательской активности детей и подростков в процессе формирования культуры чтения.

  • Приобщение к творческому, развивающему чтению в процессе реализации программы способствует активной духовной деятельности учащихся гимназии, социализации на основе личностно значимого освоения социальных норм поведения.

  • Освоение педагогами теоретических, технологических и организационных основ читательского развития способствует более конструктивному, продуктивному и эффективному решению задач образования. Комплексность и системность проявляется в методах работы с текстом в текстовой деятельности.

  • Повышение престижа чтения всех участников образовательного процесса.



Показатели результативности программы в соответствии с требованиями ФГОС
1) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты – уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике;

4) формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах, тематических книжных выставках, читательских форумах.
Критерии и показатели результативности программы


  1. Положительная динамика формирования техники чтения;

  2. Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора учениками книг в соответствии с возрастом.

  3. Изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону (по результатам мониторинга);

  4. Развитие литературно-творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям;

  5. Развитие проектно-исследовательских умений и навыков: участие детей в научно-практических конференциях;

  6. Повышение уровня качества знаний по всем учебным предметам.


Приоритетом в приобщении к чтению является достижение интегративных результатов. Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому каждому учителю-предметнику очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Надпредметная программа «Формирование читательской компетентности школьников» предусматривает использование возможностей школы полного дня.

Реализация программы осуществляется комплексно через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную деятельность, прослеживается преемственность от начального к основному общему образованию.

Достижение планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование читательской компетентности» в ЧОУ СОШ «Альтернатива» реализуется через различные формы учебной и внеучебной деятельности:







Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

5-6 классы

урок, учебно-практические занятия, домашняя работа, творческая неделя, проекты, консультации, библиотечные уроки

Литературный клуб , клуб «Почемучки», конкурсы, выставки, викторины, КТД, творческая неделя, проекты, академия развития и творчества, тематические дни, олимпиады, мероприятия согласно проектам «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», «РАЧ»

7-8 классы

урок, учебно-практические занятия, домашняя работа, творческая неделя, проекты, консультации, практикумы, элективные курсы, зачеты, семинары, реализация программы «Обучая других, обучаюсь сам»

кружки, литературный клуб, клуб «Что? Где? Когда?», конкурсы, выставки, викторины, КТД, творческая неделя, проекты, академия развития и творчества, тематические дни, олимпиады, конференции, мероприятия согласно проектам «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», «РАЧ»

9 классы

урок, учебно-практические занятия, домашняя работа, творческая неделя, проекты, консультации, практикумы, элективные курсы, зачеты, семинары, публичное выступление, экзамен, собеседование, коллоквиум

кружки, литературный клуб, конкурсы, выставки, викторины, КТД, предметные недели, проекты, научные конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, мероприятия согласно проектам «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», «РАЧ»

Реализация программы может быть обеспечена использованием следующих образовательных технологий:



  1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы.

  2. Технология ЛУЧ Чтение (Бородина В. А, СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы чтения художественной и интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.

  3. Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

  4. КСО (коллективные способы обучения, или «Обучение в сотрудничестве) – способ обучения, предполагающий объединение учащихся для совместного решения конкретной учебной задачи.

Ведущие принципы отбора содержания и реализации программы – принцип социокультуросообразности и практикориентированности, принцип интерактивности, принцип рефлексивности, принцип визуализации



Социально-педагогическое взаимодействие в приобщении школьников к чтению оказывается эффективным при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

  • актуализация проблемы приобщения к чтению на уровне всех заинтересованных сторон (школьников, педагогов, родителей, социальных партнеров) через обнаружение и констатацию имеющихся противоречий, и формирование потребности в преобразовании сложившейся ситуации с чтением школьников;

  • согласование потребностей, позиций и ожиданий всех участников взаимодействия, связанных с решением проблем чтения;

  • выявление имеющегося потенциала и опора на сильные стороны в решении проблем приобщения школьников к чтению;

  • определение факторов риска в вариативных формах взаимодействия с учетом специфики образовательного учреждения, партнеров, контингента учащихся;

  • коллективное планирование и поиск привлекательных форм социально-педагогического взаимодействия для всех участников, включенных в процесс приобщения школьников к чтению;

  • своевременное фиксирование качественных и количественных показателей, характеризующих изменения отношения школьников к чтению, путем получения обратной связи со стороны участников взаимодействия.

Социально-педагогическое взаимодействие по приобщению к чтению должно быть направлено на формирование у школьников ценностно-ориентационного, компетентностного и деятельностного компонентов, характеризующих чтение.


  1. ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Концепция, ведущие идеи программы

1.  Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.

2.  Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.

3.  В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.

4.  Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи. В период обучения в школе ученик должен освоить различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.

5.  Педагоги школы должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.

6. Читательские стратегии являются программой умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая понимание текста, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения, формируют привычку использовать все основные ее элементы. Стратегии и алгоритмы формируют определенные навыки культуры мышления. Умение «препарировать» текст по разным уровням информации (целевому, прогностическому, концептуальному, фактографическому, формообразующему, оценочному) вырабатывается на основе анализа и синтеза, классификации и систематизации, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения, что способствует развитию более высокого уровня мышления. Формулировка своими словами текстовых суждений развивает речь, оттачивает способность мыслить, делает богаче и разнообразнее формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Стратегии и алгоритмы реализуют программу умственных действий на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением, пониманием и закреплением информации. Они служат основой запоминания и последующего воспроизведения прочитанного, дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения, активизируют мышление.

В рамках программы «Формирование читательской компетентности школьников» педагогический коллектив школы внедряет инновационный проект «Чтение и грамотность в системе образования школы «Альтернатива», который широко использует возможности школы полного дня.



Содержательные модули проекта «Чтение и грамотность в системе образования ЧОУ СОШ «Альтернатива».


п/п

модуль

Основное содержание работы

1

Мониторинг различных способов чтения и работы с текстом

Осуществление мониторинговых исследований всех направлении различных способов чтения и работы с текстом

Создание базы данных и критериев анализа исследования

2

Читательское развитие школьников в урочной деятельности


Начальная школа: Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Оценка сформированности навыка чтения.
Основная школа: Читательское развитие школьников в соответствие с реализуемыми программами по предмету.
Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы
Работа с разными видами текстов.
Внедрение технологий обучения учащихся различным способам и приемам работы с текстовой информацией на всех уроках во всех классах

03.11.15

Формирование и развитие читательских умений школьников во внеурочной работе.

Программа внеурочной деятельности (2015 г.):

5 класс

Мастерская читателя

6 класс

Чситаем и обсуждаем

7 — 9 классы

«Я режиссер, писатель, актер»


- проект Фестиваль жанровой литературы 1- 11 классы (реализуется с 2010) Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста. Содержание: литературно – музыкальный спектакль.

  • интегрированный проект (5-11 классы) «По страницам мировой художественной литературы» (реализуется с 2012).

Цель: Приобщить учащихся к богатствам мировой художественной литературы, расширить интерес к чтению и переводу произведений англоязычных авторов. Содержание: Организация литературных праздников в школе, направленных на расширение и углубление знаний о жизни и творчестве писателей мировой литературы, их вкладе в литературное наследие. Инсценировки литературных произведений на русском и английском языках. В этом проекте прослеживается взаимосвязь русского и английского языков, проект направлен на изучение творчества писателя, прослеживается высокий уровень групповой, самостоятельной работы учащихся, дети демонстрируют навыки владения монологической речью на английском языке, это, безусловно, способствует росту положительной динамики в обучении. Совершенствуется  художественный вкус учащихся, понимание литературы.

  • клубная работа. Заседания в клубе «Почемучек» и клубе «Что?» «Где?» «Когда?»

Цель – привлечение к чтению научно-популярной литературы, знакомство с отраслевыми изданиями, создание комфортной среды для интеллектуального общения.

- Организация работы литературных объединений.

Цель - выявление одаренных юных литераторов. Задача литературного объединения — совершенствование  художественного вкуса, углубление литературоведческих знаний, развитие творческого мышления.

- Проведение литературных конкурсов:

Кравой конкурс «Bookworm» (совместно с факультетом РГФ КубГУ). Задачи конкурса: расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума учащихся; формирование навыков владения речевой деятельностью и способами работы с информацией; расширение социокультурных знаний; повышение интереса к чтению как одному из видов речевой деятельности; формирование навыков письменной речи. (См. Положение о конкурсе).

Конкурс чтецов












4

Межпредметность и метапредметный подход в формировании читательских умений

Освоение единой технологии чтения и применение на всех уроках и внеурочных занятиях.


05.11.15

Формирование информационной грамотности как основы читательской компетентности

Приобщение к чтению через использование современных информационных технологий;

Развитие потенциала библиотеки как информационного пространства ;

Система библиотечных уроков;

Проектная и исследовательская деятельность учащихся:

- реализация проекта «Книги – юбиляры» (реализуется с 2010). Цель работы – формирование базовых компетенций учащихся, содействие самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать информацию, заниматься планированием, развитие читательской культуры. Проект позволяет использовать многообразие инновационных форм для представления литературного наследия .

- проект по разработке и апробации библиографических указателей. Цель – развитие информационной культуры личности.

6.



Продвижение чтения и создание условий роста читательской активности.

Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;

Информационно-рекламная деятельность школьной библиотеки; стенды, выставки, презентации
Разработка памяток, инструкций для учащихся по выполнению различных видов работы с текстом

Фото и видеоконкурсы «Читайте, девчонки, читайте, мальчишки...», «Моя домашняя библиотека» и др.

Создание иллюстраций к произведениям
День славянской письменности и культуры (ЮНЕСКО)

День грамотности (ЮНЕСКО) «Грамотная речь – залог успешного общения»

Международный день родного языка

Всемирный день поэзии

Всемирный день писателя (ЮНЕСКО)

Система мотивации и поощрения («Книга – лучший подарок», «Читатель года» и др.)


7.


Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса

Расширение социального партнерства (ЧОУ СОШ «Альтернатива» как региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения», вузы, библиотеки, музеи, театры, Союз писателей и др.:

  • Всероссийский проект «Читаем с детьми о войне» ( к 70-летию Победы и Году литературы в России);

  • литературно-творческий видеоконкурс «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (к Году литератуы в РФ и принятию всемирных целей устойчивого развития (2030);


Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми:

- проект «Читаем с выпускниками»
Творческие литературные конкурсы (школьные, региональные, всероссийские): «Живая классика», «Литобраз» и др.
Система информационного обмена, в том числе через Интернет, сайт ОУ.

8.

Развитие педагогических кадров

Постоянно действующий семинар «Стратегии чтения как методический инструментарий при переходе на ФГОС в ООО»









Программа «Формирование читательской компетентности школьников» является надпредметной , может быть рассчитана на отдельные ступени школьного образования, представляя собой программу обучения школьников решению актуальной для них проблемы или освоения значимых для них умений.
Содержание программы «Формирование читательской компетентности» с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся


Класс (возраст)

Возрастные психологические особенности

Умения смыслового чтения

5 класс

(10-11 лет)



У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается

материал предметов 5-го класса.

Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком.

Способность к саморегуляции.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущий мотив - познавательный).


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; уметь сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить необходимую единицу информации в тексте;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;

  • интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

6 класс

(11-12 лет)



У шестиклассников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с увеличением объема информации.

Можно говорить о сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта.



Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений). Ребенок должен понимать то, что учит. Тогда у него будет развиваться теоретическое рефлексивное мышление.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • интерпретировать текст: выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

7 класс

(12-13 лет)



В 7-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

Становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.

У семиклассника активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему.

Рекомендация: проверяя уроки, просите ребенка воспроизводить основной смысл прочитанного. Так он будет развивать монологическую речь.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:  предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, составить оглавление; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации

8 класс

(13-14 лет)



Познавательные процессы:

В 8-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

У восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Рекомендация: обратить внимание на фантазии ребенка. В них легко увидеть его желания и потребности, многие из которых необходимо вовремя скорректировать.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:  различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию;

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст,

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения, свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

  • критически относиться к рекламной информации;

9 класс

(14-15 лет)



В 9-ом классе развитию интеллекта характерны следующие особенности:

1. Значительное развитие теоретической мысли.

• Самостоятельность и активность мыслительной деятельности.

• Критичность: старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений.

2. Совершенствование практического мышления. Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает следующими свойствами:

• Предприимчивость. Человек должен быть всегда готов отыскать решение возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации.

• Экономность, Обладая ею, человек в состоянии найти такой способ действий, который с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату.

• Расчетливость. Проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидеть последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, чего он может стоить.

• Умение оперативно решать поставленные задачи. Проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до практического решения. Характеризует динамичность практического интеллекта.

Многочисленными психологическими исследованиями было установлено, что юношам и девушкам, занимавшимся в школе развитием только теоретического интеллекта, во время обучения в ВУЗе приходится все усилия направлять на развитие практического интеллекта, без которого невозможны ни профессиональное обучение, ни профессиональная деятельность. Отсутствие навыков решать проблемы быстро и эффективно, неумение предвидеть возможный результат, всегда негативно сказывается на успеваемости таких студентов, а в последующем и на их профессиональной карьере.



Рекомендация: поощряйте участие ребенка в ученическом самоуправлении, которое поможет ему в развитии таких свойств практического мышления, как предприимчивость, расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи. Помогите ему развить экономность, побуждая самостоятельно производить расчеты материальных затрат на интересующие его дела.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, составлять списки, делать ссылки,

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

  •  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.




  1. ОЖИДАЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения достигнутого уровня актуального развития большинства обучающихся и перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять личностное продвижение, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы приводятся в блоках «школьник должен был (мог) научится» и «Обучающийся получит возможность научиться».

Планируемые результаты, отнесённые к блоку «школьник должен был (мог) научится», включают такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале НОО, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые должны быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Обучающийся получит возможность научиться», выносится как итоговый результат, который проявляется как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня.





На начало 5 класса



На конец 9 класса


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитан-ного


Школьник должен(может) уметь:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


Школьник должен был (мог) получить возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.




Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.




Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Школьник должен был (мог) получить возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.




  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).




Работа с текстом: оценка информации


высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.



Школьник должен был (мог) получить возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.




• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


Обучающийся получит возможность научиться:

критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Универсальный характер сформированной читательской компетентности проявляется в том, что она носит надпредметный, метапредметный харак­тер; обеспечивают целостность общекультурного, личностно­го и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательно­го процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-пред­метного содержания, этапов усвоения учебного содержания и формирова­ния психологических способностей учащегося.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

    2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ставропольского края/ СКИПКРО, 2009.

    3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение.- М.; Просвещение, 1978.

    4. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 1984.

    5. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. - №6.

    6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с.

    7. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. - №7.

    8. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. - №7.

    9. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.

    10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.

    11. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5–11.

    12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2004. № 4. С. 60.

    13. Гращенкова Е. Мой круг чтения. Ребенок как субъект собственной читательской деятельности // Школьный психолог. 2012. № 2 С. 34–37.

    14. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России. М., 1999. 288 с.

    15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).

    16. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. 2-е изд. / под ред А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

    17. Русова Н. Ю. Внедрение общенаучной методологической парадигмы в практику литературного образования // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. М., 2005. 204 c.

    18. Обучение русскому языку: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Е. А. Быстровой. М., 2007. 240 c.

    19. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 c.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница