Программа факультативного курса



Скачать 137.47 Kb.
Дата01.06.2016
Размер137.47 Kb.
Программа факультативного курса «Наш край»
Пояснительная записка

На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.

Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:

творческие способности и умение видеть необычное в обычном;

воспитать любовь к земле Астраханской и бережное отношение к его экологии;

научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;

знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

Особенностью курса «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:

памятных мест;

традиций и культуры;

города Астрахань и его окрестностей ;знакомство с известными личностями (очное и заочное);

символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном .
Принципы построения и цели курса

Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу



1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.
В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Астраханскую область.
В III-м классе изучаются районные центры астраханской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.
В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.
В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.

Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.

Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.
Цель данного курса: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:


  • заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, казахи, татары и др.),

  • привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;


Основные задачи курса:

  • совершенствование воспитательной работы, организации досуга учащихся на основе новых педагогических технологий;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  • создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

  • поиск социальных партнёров и установление связей с учреждениями образования, культуры и спорта;

  • формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов.

Образовательный результат:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения и сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы.

В основу курса положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Изучение Астраханской области:

-природы;

-истории;

-культуры;

-жизни знаменитых астраханцев.
Организация проведения занятий.

Организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.


Формы работы:

  • классные часы;

  • фестивали,тематические праздники,коллективно- творческие дела;

  • художественное творчество;

  • экскурсии и походы по родному краю;

  • устные журналы, беседы;

  • встречи с ветеранами, уроки мужества;

  • просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;

  • сбор и оформление материала для школьного музея;

  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • походы, спортивные турниры, «дни здоровья»


I класс (со второго полугодия)-17 часов


  • Времена года и их особенности характерные для нашей местности (о каждом времени года).




  • Разнообразие погоды (по сезонам). Труд людей в разные времена года. Растительный и животный мир. Помощь зимующим птицам.




  • Человек и природа в народной культуре Астраханской области (к каждому времени года).




  • Экскурсии в парк, к водоему.




  • Живая и неживая природа нашего края (на уровне различия по внешним признакам). Игра.




  • Многообразие растительного мира Астраханской области (типичные представители: береза, ива , осина и др.- мини- исследование). Растительный и животный мир.

Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;

объекты природы своей области;

памятники природы района;

охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой);

с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему и выступление перед учащимися школы и детьми детских садов;

в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

операция “Чистый двор”.




  • Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Астраханского края , изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.




  • Итоговая работа. Оформление фотовыставки: «Красив мой край, в любое время года!»


II класс (34 часа)

  • Понятие о фольклоре, его жанры. Частушки (собирание), мини-исследование. Конкурс «Звучи задорная частушка».

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.

“Месяцеслов” – сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).

Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.




  • Народы, населяющие нашу область (многочисленные).




  • Многообразие культуры народов, населяющих Астраханская область.

  • Традиционный русский (татарский, казахский) народный костюм жителей Астраханской обл. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).




  • Старинные детские игры (игры моей прабабушки и бабушки) (исследовательская и практическая работа)




  • История старинной фотографии моих предков (фотовыставка).




  • Посещение областного краеведческого музея. Интересные экспонаты музея




  • Итоговое занятие-праздник «Посиделки».




  • Практическая работа: сбор частушек.



III класс (34 часа)

  • Путешествие по карте астраханского края (название и географическое положение районов)- практическая работа.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.




  • Символы нашей области: герб, флаг, гимн




  • Символы нашего района: герб, флаг




  • Полезные ископаемые, добываемые на территории области (исследовательская работа).




  • Реки нашей области.




  • Возникновение названий населенных пунктов области.




  • Занятость населения области, района (основные направления)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

4. Памятники истории и культуры.




  • Крупные и старейшие предприятия области, района (сбор и накопление материала по КСМ, кирпичному заводу), встреча с ветеранами данных предприятий.




  • Знаменитые люди, побывавшие в нашем крае.




  • Город раньше и теперь (исследовательская работа)

Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Астраханцы - герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).




  • Памятные места воинской славы на территории края (посещение).

Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Астраханцы - герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).

1. Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

Систематизация и обобщение знаний о войне. Поездки в места боевой славы.


IY класс (34 часа)

  • Роль Астраханского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.




  • Традиционные художественные промыслы нашей области . Посещение областного Музея народного творчества.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.


  • Историко-культурные места нашего края (Музей Боевой славы , Картинная галерея, Обл. краеведческий музей и т. п.). Экскурсии (очные и заочные).

  • Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)

Будущее родного края (поселка), какое оно? (помечтаем о будущем) В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город/село стало еще краше.




  • Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города, села. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.

  • Научно-практическая конференция "Наш край"



Результаты:

  • Составление и постановка экологических сказок

  • Сбор материала для экологической тропы

  • Посещение городских библиотек «В гостях у природы писатели и поэты»

  • Экологические викторины

  • КВН среди учащихся начальных классов

  • КТД «Такие разные праздники» ( составление классных альбомов ,раскладушка)

  • Открытое мероприятие «Астрахань многонациональная»

  • ТР «книжка-малышка «Букварь природы»

  • ЭП «Разведка осенних примет», «Удивительное рядом»( создание в классе уютного уголка природы)

  • ИЗО студия.Роспись ткани, посуды.»Краски осени», «Национальные мотивы»,»Богатый урожай»

  • Спортивные соревнования по ориентации на местности «Дружба-великая сила»

  • Экскурсии на природу, в парки, на берег реки Кутум

  • Совместная работа с родителями: родительские собрания,открытые мероприятия по темам, встречи с интересными людьми, посещение предприятий,…

  • Сотрудничество со школьным музеем национальных культур( сбор и обработка материала, оформление, представление, экскурсии)

  • Посещение КРК «Октябрь» («Зимний сад»)

  • Систематические экскурсии по городу и за его пределами. Культурные места родного края.

  • Посещение картинной галереи, выставочных залов

  • Водные круизы по реке Волга

  • Мир театра своими руками. Театральные представления для малышей «Давайте дружить с природой»

  • Командные игры (дети- родители, дети-учителя,учителя -родители)

  • Музыкальные праздники

  • Сбор материала и публикации статей в школьную газету

  • Музей боевой славы- центр патриотического воспитания

  • Сотрудничество со школами города, с детскими садами, ДТ

  • Организация выставок рисунков, экологических газет, тематических плакатов

  • Заочные игры-путешествия «Прошлое и настоящее нашего города»

  • Сбор видео материала, оформление и защита собственных презентаций по темам курса.

  • Ярмарки солидарности

  • Изготовление творческих альбомов «Моя родословная»…

  • Составление карт путешествий, настольных игр, дидактических пособий для работы в кружке

  • КВН, брейн-ринги, интеллектуальные игры, олимпиады

  • Научно-практические конференции

  • И многое другое…………………………………………………….

Литература.

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с.

Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с.

Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.

Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.

Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.

Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.

Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.

Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.

Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.

Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.

Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.

Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.

Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.

Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.

Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.

Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.

Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.

Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.

Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.

Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с.

Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.

Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.

Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.

Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.

Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.



Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница