Программа экологического образования моу «Погорельская сош» имени Героя Советского Союза Н. И. Черкасова



страница1/3
Дата15.02.2016
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Панцова Наталья Ивановна,

учитель биологии высшей категории

МБОУ «Погорельская СОШ»

имени Героя Советского Союза Н.И. Черкасова

Зубцовского района Тверской области

pantsova64@yandex.ru


Программа

экологического образования МОУ «Погорельская СОШ» имени Героя Советского Союза Н. И. Черкасова

Зубцовского района Тверской области
Пояснительная записка

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если в ближайшем будущем люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как знания, приобретенные в это время, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биологической науки, развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обуславливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание")[1].

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

- необходимостью повышения экологической культуры человека;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Актуальность проблемы

Экологическая наука многогранна. Кроме охраны внешней сре­ды обитания, безопасности нашего быта, она рассматривает также проблему охраны внутренней среды его орга­низма (гомеостаз) и его душевно – физиологической стабильности.

Так как предмет экология и его темы являются в системе обучения чисто теоретическими, то для того, чтобы мотивировать учащихся к их изучению, необходимы интерактивные технологии преподавания и проектно – исследовательские формы внеурочных социальных и педагогических практик, позволяющие ввести детей в среду обучения. Именно этим определяется список используемых в экологическом образовании технологий, представленный выше.

Данная программа деятельности школы выстроена в логике гуманистической педагогики, реализуемой через следующие направления формирования личности:



  • познавать и оценивать окружающий мир и себя самого;

  • предвидеть возможные последствия своих практических действий, уметь разрабатывать прогнозы;

  • осознанно действовать в окружающем мире, понимать свое место и роль в нем; выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;

  • обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.

При развитии вышеназванных направлений и свойств личности в рамках программы экологического образования, происходит не только обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и возникают готовности делать правильный осознанный выбор для сохранения собственного здоровья, сохранять окружающую среду и создавать здоровьеформирующую среду для других людей. Эта готовность и представляет собой весь набор личностных компетентностей, на формирование которых направлена программа. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосред­ственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

В связи с отсутствием предмета «Экология» в учебном плане общеобразовательных школ, изучение данной отрасли знаний возможно лишь через элективные курсы (один из вариантов которых представлен в данной программе) и внеурочную деятельность.

Ориентированность сельской школы с. Погорелое Городище на экологическое образование связана с соответствующей окружающей средой (памятник природы регионального значения лесопарковый комплекс «Игуменка»). Это позволяет обучающимся активно приобщаться к исследова­тельской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края (формирование патриотизма через краеведение), участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

Имеется опыт объединения усилий ученых, преподавателей, студентов и учащихся при изучении вопросов, связанных с защитой окружающей среды, в рамках международной научно-образовательной программы «ГЛОУБ».

Эффективность исследовательской работы по экологии может быть значительно выше, если она будет проводиться по единым или скоордини­рованным программам и методикам, которые в настоящее время практически отсутствуют.

Проблемно – ориентировочный анализ. Необходимость качественных изменений в российском школьном образовании обусловливают многие факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, низкий уровень обученности школьников по предметам естественно -научного цикла. Осознание кризисного состояния экологии и тенденций его углубления остро поставили вопрос о формировании экологического сознания учащихся. Эта область образования естественным путем формирует как общую культуру человека, так и социально одобряемые модели поведения. Позитивно меняется при изучении экологии и ценностный потенциал учащихся, их нравственное здоровье и социальный статус. Исследования, проведенные организациями Евросоюза в Российских образовательных учреждениях, показали очень низкий уровень функциональной грамотности выпускников российских школ [4].

Формирование функциональной грамотности означает владение учащимися следующими функциями:

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности;

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению;

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей;

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями;

д) получение знаний из самых разнообразных источников информации.

Резко негативной стала в последние два десятилетия демографическая ситуация, что вызвано падением рождаемости в 90-е годы XX века, низким качеством профилактической работы и медицинской помощи в России в отношении основных заболеваний, определяющих продолжительность жизни. Антропогенное влияние на природу не может быть односторонним, а потому, в независимости от нашего влияния, эти взаимодействия становятся негативными как в отношении природы в целом, так и в отношении человека, как ее элемента и неотъемлемой части. Именно поэтому в последние десятилетия возникла новая сфера знаний: экология человека, определяющая эти взаимовлияния[1].

Программа курса «Экология человека» ориентирована на получение и углубление знаний по экологии человека, создана в связи с тем, что предмет «экология» не изучается в рамках образовательной программы большинства школ, за исключением отдельных тем в курсе общей биологии. Актуальность курса определяется:


  • Низким уровнем целостного мировоззрения учащихся старших классов в естественно – научной области знаний, в частности в её разделе «экология человека», который представляется наиболее важным для формирования правильных стратегий деятельности.

  • Низким уровнем социализации и культуры здоровья.

  • Необходимость формирования представлений, отношений и стратегии деятельности, как основы эффективного образования.

  • Важностью формирования моделей здорового и экологически адекватного поведения на основе высокого уровня достоверности получаемых знаний.


Законность и необходимость экологического просвещения.

Систематизируя научную экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно сформулировать следующие выводы:

1) экологическое образование и воспитание школьников находятся стадии становления;

2) существуют отдельные программы, концептуальные подходы педагогических коллективов образовательных учреждений к организации экологического образования и воспитания;

3) вскрываются отдельные проблемы экологического образования и воспитания;

4) излагаются методологические и научно-методические подходы к организации образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

5) предлагается богатейший педагогический опыт в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования и воспитания;

6) рассматриваются варианты экологического образования и воспитания при изучении отдельных предметов образовательных учреждений;

7) отмечается обширная и разнонаправленная практическая деятельность педагогов по внедрению экологических знаний и воспитанию экологической культуры;

8) имеется богатейший опыт природоохранной деятельности учеников в ряде коллективов школ, училищ, вузов.



Концептуально – правовые основы экологического образования

Исходные положения Концепции экологического образования: экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической культуры населения области на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440);



  • основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества; экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания;

  • стратегическая задача экологического образования - обеспечение возможности получения обучающимися ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой;

  • глобальный характер экологических проблем размывает четкие границы между областями знаний и, следовательно, требует нового подхода к охране окружающей среды на основе экологизации всех наук: как естественных, так и гуманитарных;

  • основные направления экологического образования: экологизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях; в учреждениях базового массового образования (школы, средние и высшие учебные заведения),

  • развитие экологического образования населения носит непрерывный характер, так как оно способствует формированию у человека целостной картины мира, и помогает ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях.

Правовая основа экологического образования - Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Извлечения из Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.



Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.



Статья 74. Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов власти Российской Федерации, органами местного само­управления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству?



Значение для личности. Психофизиологической предпосылкой индивидуального экологического образования является замещение утраченного людьми "территориального" инстинкта в поддержании безопасной среды обитания экологически целесообразным поведением на основе эксцентрического типа экологического сознания.

Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Однако, ценность индивидуального, субъективного зависит от того, насколько оно наполнено объективным содержанием. К объективному в экологическом образовании относится

1) научное содержание;
2) естественно - научные традиции мирового и российского естествознания;
3) общечеловеческие нормы и традиции нравственного отношения к природе.

Высшим принципом экологического образования является формирование личности обучающегося на основе логики развития естественно - научной культуры и ее тесном взаимодействии с культурой гуманитарной. Усвоение научной картины мира выражается в основных логических структурах, к которым относятся:



  • интеллектуальная форма, выраженная отраслями естественных наук и натурфилософией;

  • нравственно-правовая форма, выраженная в системе нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и человеку как части природы;

  • эстетическая форма, выраженная через искусство.

Следовательно, главная ценность экологического образования, как составной части естественно - научного - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"

Значение для развития системы образования. За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественно - научном образовании:



  • антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала к жизни более гуманную биоцентрическую концепцию,
    системно-эволюционный подход постепенно уступает место эколого-эволюционному подходу;

  • воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических норм по отношению человека к природе;

  • проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественно - научного, но и гуманитарного образования.

Отсюда вытекают особенности влияния экологического содержания на систему образования, выражающиеся в гуманитарно-экологической направленности всей его системы.

Значение для государства и общества. Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в информационное пространство государства точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте общественного сознания экоцентрический тип, воспитывает граждан на основе экоимператива. В результате такого обучения общество и государство получает образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.

Есть и другая, не менее важная в государственном и общественном отношении сторона экологического образования. Она требует для своей реализации особой категории учителей. Для экологического образования необходим учитель, который по натуре своей должен быть широко образованным и мыслящим педагогом-гуманитарием, краеведом - гармонически развитой личностью, человеком с богатой эмоциональной сферой. Отсюда вытекает необходимость перестройки естественнонаучного образования в педагогических вузах.



Место и роль исследовательской деятельности и социального проектирования школьников в процессе экологического образования.

В настоящее время в рамках федеральной программы «Экологическая безопасность России» разрабатывается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В ряде регионов страны составлены территориальные программы комплексного экологического мониторинга (ТСЭМ). Практика их реализации (например, в Кировской области)


показывает, что в исследовательской деятельности школьников целесообразно использовать потенциал научных кадров вузов, НИИ, а в практическую работу по системному изучению природной среды на локальном уровне вовлекать учителей естественного цикла и учащихся всей системы учреждений образования[5].

Необходимо учитывать, что возможности учебных учреждений по участию в исследовательской работе в рамках программы экологического образования весьма скромны - недостаточна профессиональная подготовка кадров, материальная база лабораторий (отсутствие современных приборов, оборудования; нехватка и дороговизна требуемых реактивов). В то же время существуют достаточно простые методы экологических исследований, позволяющие без специального оборудования, приборов и дефицитных реактивов изучать экологическое состояние природных сред и объектов. Очень интересны и доступны для учащихся химические и биологические (биоиндикационные) методы. Проведение таких исследований по единой программе позволяет приобщить большое количество школьников разных возрастов к изучению своей местности. Это даёт возможность формировать у учащихся более глубокие знания по общим, региональным и локальным экологическим проблемам; углублять и закреплять знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам. Наряду с этим исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить массовый учет показателей экологического состояния территорий, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдений, и даёт дополнительную информацию, которая может быть использована государственными природоохранными службами в проведении регионального экологического мониторинга (например, привлечение школьников к фенологическим наблюдениям).

Социальное проектирование в рамках экологического образования объединяет в себе учебные и внеучебные проекты; социально – исследовательские и социально – практические проекты, системные мониторинги и отдельные наблюдения и т.д. Общим для всех форм и видов проектов является наличие цели, задач, гипотезы и определенной этапности проектирования[4].

Для того, чтобы экология стала предметом выбора для учащихся, они должны понимать ценность предмета и исследований проводимых внутри него. Наиболее приемлемыми объектами исследования становится, окружающая школьников, среда, пришкольная территория, территория родного поселка или города. С другой стороны именно эта направленность проектов носит как обучающий, так и воспитательный (патриотизм, гуманизм, толерантность) характер.

В течение 15 лет используются в экологическом образовании в школе разные проекты:

Внутришкольные: «Сделаем нашу школу красивой», «Кабинет здоровья», «Экологизация школьного пространства».

Внешкольные: «Старому парку – новую жизнь», «Сохранение и мониторинг лесопаркового комплекса «Игуменка», динамический экологический мониторинг, просвещение населения по экологическим вопросам и т.д.

Именно через социальные проекты, учащиеся учатся выстраивать целеполагание, презентируют достигнутые результаты, участвуя в конкурсах, конференциях и акциях различного (от муниципального до всероссийского) уровня.

Участие учителей-естественников, имеющих базовую подготовку, по­зволяет профессионально организовать исследовательскую работу школь­ников. Эта работа даст возможность учителю совершенствовать свою профессиональную квалификацию, активнее включать в учебно-воспитательный процесс материалы о природе своего края, выступать с научными докладами на конференциях, готовить публикации, руководить исследовательской работой учащихся. В нашем регионе экологическими исследованиями занимаются немногие учителя – энтузиасты: Маслякова Г. А. (Хабоцкая школа Краснохолмского района; Хлобыстова Н. В. – Заволжская СОШ Калининского района; Иванова Н. М. – Васильевская СОШ Старицкого района; Филиппова Р. В. заслуженный учитель РФ – Ильинская школа Западнодвинского района; Чистякова Т. И. – гимназия № 10 г. Ржев)


Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница