Нестеренко А.В.
Сказочный мир
Программа
духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), Концепцией патриотического воспитания граждан РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (на 2006-2010 гг.), «Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года»; "Концепцией духовно-нравственного воспитания" с учетом ФГОС дошкольного образования (2014); «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования» (базовый документ для создания учебных планов, программ, методических материалов и пособий); а также с учетом правовых норм международных документов и документов РФ: Международные документы о свободе вероисповедания, правах ребёнка и его семьи в сфере общего образования, в государственно-общественной школе; "Конвенция о правах ребенка", ; Право на свободу мысли, убеждений и вероисповедания в Конституции РФ; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Правовые основы реализации религиозного образования и воспитания учащихся на основе ценности религиозной культуры и морали в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Документы федеральных органов управления образованием, государственных органов управления образованием в г. Москве.
Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы с детьми от 4 до 7 лет.
Результатом освоения данной программы является достижение социально-воспитательного эффекта:
-
раскрытие культурного потенциала личности (нравственного, творческого, духовного) ребенка-дошкольника;
-
развитие позитивных ценностных ориентаций и нравственной субъектной позиции;
-
развитие тонких душевных чувств (доброты, сострадания, сочувствия, совестливости) и высоких нравственных качеств (честности, достоинства, верности, толерантности, любви к Родине и др.);
-
развитие экологического сознания, интереса к освоению и желания сохранять национально-культурное наследие России, приумножать ее национальные и природные богатства;
-
развитие ценностного отношения к БОГУ, традициям православной культуры и нравственных основ, почитание православных святынь, преклонение перед светлыми образцами и примерами жизни русских святых и отцов православной церкви;
-
развитие ценностного отношения к труду и трудолюбию, чувства уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда, продуктам творческой деятельности человека, народа родной страны;
-
развитие чувства любви к родной природе, Родине, народу и культуре;
-
развитие ценностного отношения к семье, отцу, матери, роду, памяти предков и уважительного отношения к старшим, учителю, духовному наставнику и служителям церкви.
Пояснительная записка
Воспитание из всех святых дел самое святое
Феофан Затворник
Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования. Актуальность этой задачи подчеркивается в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», в поправках к Закону РФ «Об образовании» (1.12.2007 г.), где законодательно утверждено, что «содержание образования должно обеспечить ... формирование духовно-нравственной личности» (п. 2, ст. 14). Начиная с 1993 г., когда впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии православно-ориентированных дошкольных учреждений, начинает развиваться педагогическая практика по духовно-нравственного воспитанию дошкольников в разных регионах России.
Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обращение к культурно-историческим традициям неслучайны. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации (М.К. Мамардашвили).
Девальвация нравственно-культурных ценностей прежней политической системы и игнорирование национально-культурных традиций привели к ошибочному решению обращения к чуждым для российского менталитета, сформированного в недрах православной культуры, образцам и примерам западной культуры. Все негативные тенденции деструктивных изменений духовности российского общества, связанные с падением нравов, распадом семей, ростом алкоголизма и наркомании, появлением большого количества брошенных детей и стариков, переполненные тюрьмы, детское сиротство и беспризорность, так или иначе, обусловлены разрушением национально-культурных традиций. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети.
О негативном воздействии массовой культуры на воспитание детей свидетельствуют исследования В.В. Абраменковой, М.В. Осориной, О.М. Потаповской и др. Согласно проведенным исследованиям уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира, в результате чего дети активно приобщаются к способам жизнедеятельности, дегуманизирующим их связи с окружающей действительностью. Духовному растлению, инфатилизации и виктимизации современных детей способствуют анти-игрушки (В. Абраменкова), зарубежные мультфильмы и новомодная детская литература. В них либеральные установки направляют поступки детей не на миролюбие, доброжелательность и великодушие, а на удовлетворение своих меркантильных желаний или бездумную услужливость по отношению к другим, более сильным и жестоким. Другим не менее важным фактом, как показывают исследования, все большая часть психических изменений у детей имеет духовно-практическую природу и относится к показателям психологического нездоровья: девиантность, страхи, агрессивность, озлобленность, лень, безнравственность, эмоциональная глухота и др. Количество детей с нарушениями духовно-нравственной сферы среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, возрастает.
В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой эмоциональностью, восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой стороны дошкольный возраст, когда закладываются ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
В настоящее время в дошкольном образовании термин "духовно-нравственное воспитание" приобретает все более устойчивую позицию, вытесняя дефиниции "социальное развитие" и "нравственное воспитание". Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) делается акцент на развитие духовных и общечеловеческих ценностей, подчеркивается, что реализация принципа культуросообразности образовательной деятельности «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания". Однако, духовно-нравственное воспитание реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры. Такая постановка дела влияет на развитии рассудочной сферы детей, но почти не затрагивает эмоционально-волевую и мотивационную сферы. В массовой практике дошкольного воспитания утратили актуальность героические мотивы патриотического воспитания, общий фон социально-нравственного развития дошкольника приобрел обыденный характер. Прервалась традиция воспитания коллективизма, приоритеты сместились в сторону индивидуализации развития, «формирования представлений ребенка о себе как уникальном, ценном индивиде»1. Такой подход, по утверждению О. М. Потаповской, связан с риском формирования утилитарного отношения дошкольников к смысложизненным вопросам, развитие моральной нейтральности, ориентация детей на приоритет личного благополучия.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Задачи духовно-нравственного воспитания также частично решались на основе традиционного уклада жизни, и эта линия продолжается сейчас в некоторых образовательных учреждениях, сохранив уникальность своей образовательной среды с мини-музеем, где в экспозициях представлен народный быт, традиции, культура. Но и этот опыт подвергается критики, так отмечается уход от реальности жизни современного общества. В тоже время проведенных исследованиях доказано, что эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников связана с использованием педагогического потенциал отечественной культуры, системы духовно-нравственных ценностей, отражающихся во всем многообразии искусства, празднично-обрядовой культуре, семейных православных традициях.
Крайне актуальной является проблема обеспечения методическими материалами, программами и пособиями воспитателей дошкольных отделений по реализации требований ФГОС и удовлетворения запросов родителей по духовно-нравственному воспитанию при разработке образовательных программ, созданию необходимых условий для их реализации.
В данной программе и методическом пособии - ключик к решению указанных проблем. Концептуальные основы и содержание программы строятся с учетом исследований В.В. Абраменковой, А.С.Алексеевой, Т.И. Баклановой, А.В. Бородиной, О.С. Барило, , Л.П.Гладких, , Л.Д. Коротковой, М.В. Осориной, О.М. Потаповской, А.Н. Сидоровой и др.
Содержание программы включает переработанный опыт работы Городских экспериментальных площадок Москвы ГБОУ детский сад №№ 1664, 1776, 1851, 2497, 2177, 1667, 1823, 633 и др., с учетом инновационных программ и методических наработок С.Ю. Афанасьевой, Т.Г. Феоктистовой; Т.Ермаковой, И.Неверовой, Л.Сыч, Т.Г. Кочневой «Цветник духовный», Н.И. Дементьевой «Жемчуг исканий», В.В. Уткиной и А.Е. Писаревой «Лад», Л.Калинкиной «Золотые зернышки света и добра», Шевченко "Добрый мир" и др.
Цели программы:
-
повысить компетентность педагогов в вопросах теории и практики духовно-нравственного воспитания;
-
способствовать духовно-нравственному развитию личности через приобщение детей к ценностям русской православной культуры на основе интеграции различных видов детской деятельности познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-культурной и игровой во взаимодействии с семьей, социально-культурными учреждениями и отделом религиозного образования.
Задачи программы:
-
Раскрыть необходимые условия реализации программы (теоретический и методический материал для саморазвития педагогов, методическая литература и пособия, рекомендации по созданию креативно и духовно-развивающей предметной среды в группах).
-
Раскрыть систему работы с дошкольниками (комплексно-интегрированную программу, педагогическую технологию, систему планирования, конспекты занятий и мероприятий) по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений на основе высших духовных ценностей и нравственных идеалов русской традиционной культуры.
Концептуальное обоснование программы:
Понятий ряд:
Духовно-нравственное воспитание - это многогранный целенаправленный процесс приобщения ребёнка к духовно--нравственным ценностям, идеалам, эмоционально-чувственное и нравственно-познавательное развитие, формирование ценностных ориентаций и субъектной позиции по отношению к Богу, природе, обществу, родителям, семье, народу, другим людям и самому себе, своим жизненным целям, связи с окружающим миром на принципах гуманизма и нравственных образах - идеалах православия.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и потребности в совершенствовании окружающего мира с помощью своего мироотношения.
Задачи духовно-нравственного воспитания следует решать в русле этнопедагогики и православной педагогики:
-
Воспитание благодарности Богу и людям. Неблагодарность искажает жизнь самого человека и всегда препятствует правильным отношениям с ближним.
-
Воспитание ответственности перед Богом, людьми и совестью за свои слова, поступки, за слезы и обиды того, кто рядом с тобой.
-
Воспитание умения подчиняться: подчинение, послушание укрепляет добрую волю. Самость разрушает волю человека. .
-
Воспитание умения и желания просить прощения и прощать.
-
Воспитание милосердия и сострадания к больным, сиротам, бедным и страдающим людям. Даже небольшая, но постоянная о ком-либо забота будет содействовать правильному формированию личности. Без сострадания воспитывается ущербная личность.
-
Воспитание благожелательности к людям, уметь видеть в них братьев и сестер. Ребенок с детства должен понимать, что осуждать других легко, но не безвредно. Смеяться над людьми – постыдно и погрешительно. Гораздо лучше – помогать и сострадать людям. Осуждение и злословие других является недостатком добра.
-
Воспитание чувство благоговения к святыне (храм, иконы, родители, люди, весь мир).
Духовно-нравственное воспитание предусматривает взаимосвязь двух составляющих в человеке – духовной и нравственной; если духовность характеризует «вертикальные» устремления личности, стремление к ценностям, идеалам, то нравственность –это сфера «горизонтальных» устремлений, которая выражается в отношениях с людьми и обществом.
Духовность в обобщенном виде определяется как интегральное качество человека, потребность и способность слушать свой внутренний голос (интуиция, совесть), устремляться к вершинам бытия, идеалам истины (познание), добра (нравственность), красоты (искусство); бескорыстно проявлять деятельностную любовь (содействие, сочувствие, сострадание).
Нравственность - моральные представления и чувств, привычки и мотивы поведения, норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам которыми руководствуется человек.
Душевность - чуткость, способность понять чувства и переживания другого человека, сочувствовать, сопереживать, чуткое отношение к миру и окружающим людям.
Психолого-педагогические обоснование программы.
Ребенок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, именно поэтому, осваиваясь в этом многогранном мире, он впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственное подражание, наблюдения, выводы и умозаключения. В старшем дошкольном возрасте возможности нравственного воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка связано с развитием эмоциональной сферы, т.к. никакое моралеучение, общение, взаимодействие, обучение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого; а во-вторых, управлять соответственными эмоциями. Чем больше ребенок знает о разных эмоциональных состояниях, тем точнее он поймет состояние другого человека, и наоборот. Об этом писал Л. С. Выготский, используя феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение, не потеряло актуальность и в наше время.
Эмоциональное развитие ребенка -дошкольника являются важным этапом духовно-нравственного воспитания. . Для ребенка, способного понять чувства и эмоции другого человека, понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Учится пользоваться своими чувствами осознанно.
Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с духовным и нравственным развитием личности дошкольника. . Основываясь на примерах из собственного опыта и опыта других, переживая его, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Нравственное воспитание не должно строиться на основе формального заучиваниея и отработкой привычек поведения. Нравственные ценности дошкольник может постичь только на основе эмоционально-чувственного переживания, практическим путем, методом проб и ошибок в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора2
Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольника включает:
-
нравственное просвещение (представления о нравственных ценностях) –
-
внутренняя мотивация (зарождение мотива для обладания нравственной ценностью);
-
отношение (проявление отношения к нравственной ценности, адекватное выражение эмоций);
-
практическая реализация (выражение знания через собственные поступки в отношениях с окружающими, собственном поведении)
Процесс нравственного воспитания неразрывно связан с духовным наполнением личности. Важным в процессе духовно-нравственного воспитания является ориентированность на цели, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств.
Усиление линии духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании строится на основе построения семантически-целостной интегрированной образовательной системы "Сказочный мир", в содержании которой раскрываются духовные и нравственные смыслы через произведения искусства, художественные образы, отражающих ценности и идеалы русской традиционной культуры, актуальные для решения проблем современного детства и возрождения лучших традиций православной культуры в семейном воспитании и светском образовании.
Этот подход более всего соответствует природе детской психики: неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения (А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, и др.). На основе чувственного переживания в дошкольном возрасте начинают закладываться "социальные эмоции" и такие качества ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. Сочувствие является одним из важных чувств, переживаемых дошкольниками. С умения понять чувства другого человека начинается путь к добру. Именно необходимо накопление эмоционального опыта "ценных переживаний", на основе которых формируется позитивное отношение к миру, который в дошкольном возрасте весьма прочен и принимает характер установки. Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения искусства и народного художественного творчества.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Эмоции, чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоциональному восприятию образа способствуют сказки, легенды, игры по сюжетам сказок, слушая или разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.
Эмоции, взависимости от ценности переживаний, вызывают разные чувства: побуждая к нравственным поступкам. Психологи выделяют следующие виды «ценных» эмоций.
-
Альтруистические эмоции (переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости).
-
Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
-
Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
-
Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы,успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.
-
Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого и эмоционального напряжения; предельной мобилизации своих физических и умственных способностей. 6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного.
-
Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.
-
Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.
-
Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д.; чувство беззаботности, безмятежности; нега (сладкая лень); чувство веселья; приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. д); сладострастие.
-
Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений.
Также важную роль в жизни человека играют фундаментальные эмоции, имеющие врожденный характер, однако, каждая культура обладает собственными правилами проявления этих эмоций. Эти культурные правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других. Так, японцы обязаны улыбаться, даже переживая горе, для русского человека, воспитанного в православных традициях, улыбка является показателем доброго радушного отношения.
Интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.
2. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.
3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.
4. Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
5. Гнев. При гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.
6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.
7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство». В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.
8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.
9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.
-
. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность.
К фундаментальным эмоциям относятся следующие:
-
Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.
-
Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.
-
Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.
-
Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.
Эмоции определяют выбор ценностей: человеку интересно то, что он любит. Отсюда складывается ценностное отношение к миру, людям, родным. Традиционные духовно-нравственные ценности отечественной культуры являются основным «каналом» трансляции и интериоризации ценностей, как нравственных основ воспитания, осмысления этических знаний; средством раскрытия духовных способностей; стимулом активизации познавательной, художественно-творческой деятельности, мотивации и последующей рефлексии нравственных поступков с соотнесением их с собственными убеждениями и общественными нормами.
Приоритетность духовно-нравственных ценностей отечественной культуры на этапе дошкольного образования обоснована положением, что фундаментальные общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Отечество, Труд, Земля и др.) не являются абсолютными и не содержат однозначной нравственной оценки. Именно поэтому необходимо обращение к системе духовно-нравственных ценностей русской традиционной культуры.
Моделирование системы духовно-нравственного воспитания строится на основе принципа интеграции по трем уровням:
1 уровень: интеграция на уровне единой цели: образовательной деятельности и взаимодействие с семьей, общественными и религиозными организациями осуществляется на уровне единой цели: формирование и развитие духовно-нравственной сферы личности, раскрытие культурного потенциала и оздоровление детей.
2 уровень: интеграция на уровне общности тем организованной образовательной деятельности: разные виды познавательной-речевой и коммуникативной, художественно-творческой, игровой и продуктивной детей могут осуществляется через общую (сквозную) тему.
3 уровень: интеграция на уровне взаимосвязи ценностно-смысловых значений (слов, понятий, этических норм, художественных образов, пословиц, сказок, библейский сюжетов, праздников) , используемых в образовательной деятельности.
Такой подход к моделированию образовательной деятельности позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания. При планировании и организации педагогического процесса учитываются следующие методические принципы:
• принцип цикличной самостимуляции новообразований, который является важнейшим механизмом самодвижения, саморазвития личности ребёнка;
• принцип единства воздействия различных видов деятельности на внутренний мир ребёнка;
• принцип органической связи коммуникативной, познавательной и художественно-эстетической, продуктивной деятельности с личностным развитием ребёнка;
• принцип интеграции искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (музыкальная, изобразительная, игровая, художественно-речевая, театрализованная). Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и созерцаемый детьми в разных идах художественной деятельности: в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, метафора, ритм); театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Важнейшими составляющими интегрированных занятий являются художественный образ, постановка проблемы, беседа, игра и продуктивная деятельность (изобразительная, музыкальная, театральная и др.).
Поделитесь с Вашими друзьями: |