Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени



страница1/4
Дата20.05.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4





2011
6. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Комплекс мер по развитию опыта идеологической работы в системе духовно-нравственного воспитания МОУ СОШ №18 обусловлен пониманием связи между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития потенциала местного самоуправления в решении основных проблем жизнедеятельности обучающихся в социуме.

Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку духовно-нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Духовно-нравственное воспитание - это и система воспитательных мер, и специально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.

Настоящая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции долгосрочного социально – экономического развития российской федерации, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программа воспитания и социализации обучающихся начального общего образования, Концепций УМК «Школа России» и «Системы развивающего обучения Л.В. Занкова» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и Издательского дома «Федоров», опыта реализации приоритетных направлений воспитательной работы школы №.18:

- гражданско-патриотическое;

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-творческое;

- познавательное;

- профилактика правонарушений, беспризорности, наркомании и алкоголизма и др.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальной школы МОУ СОШ №18 направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Она реализуется нами в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

Отдел образования администрации г.Комсомольска-на-Амуре;

Городской информационно-методический центр;

КГОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» и его филиал в г.Комсомольске-на-Амуре

Отдел социальной защиты населения Центрального округа города;

Центр социальной поддержки населения администрации центрального округа г. Комсомольске-на-Амуре;

ГОУ ДПО «Городской дом творчества детей и молодежи»;

МФ ГУ «Краевой Дом Молодёжи»;

ГОУ ДПО «Детско-юношеская спортивная школа № 4»;

ГОУ ДПО «Детская городская музыкальная школа №1»;

МУК «Городская централизованная библиотека им.Н.Островского»;

МУК «Городской краеведческий музей»;

МУК «Музей изобразительных искусств»;

ГОУ ДПО «Эколого-биологический центр»;

ГОУ ДПО «Центр юных техников»;

Отдел по защите прав несовершеннолетних администрации центрального округа г. Комсомольске-на-Амуре;

Отдел здравоохранения администрации г. Комсомольске-на-Амуре;

ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»;

ГОМ - 3


Целью настоящей программы является - организация нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Для решения данной цели нами были определены следующие задачи:

- определить основные концептуальные основы и направления духовно-наравственного развития, воспитания и социализации младших школьников МОУ СОШ №18 с учетом требований ФГОС НОО второго поколения, потребностей обучающихся и их родителей, возможностей образовательного учреждения;

- создать необходимые условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям определенных требованиями новых стандартов;

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит семь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·воспитание нравственных чувств и этического сознания;

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В заключительном, седьмом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.



Раздел 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.



Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

·укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

·формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

·формирование нравственного смысла учения;

·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

·принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

·формирование основ российской гражданской идентичности;

· пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

·формирование патриотизма и гражданской солидарности;

·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·укрепление доверия к другим людям;

·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

·формирование отношения к семье как основе российского общества;

·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

·знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Раздел 2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:



Я и моя Родина - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.



Я среди людей - воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.



Труд в моей жизни - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.



Я и природа - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.



Я и красота - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

6 Я и мое здоровье - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценности: здоровье, культура, физическая и эмоциональная, красота, здоровый образ жизни, смысл жизни, физкультура и спорт.



. Я и моя семья – формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей, развитие личностного интереса к своему здоровью.

Ценности: семья, родители, любовь и верность; здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

В каждом из названных направлений нами выделены основные задачи, базовые ценности и планируемые результаты (см.табл.1)

Таблица 1



Характеристика основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Направления

Задачи

Ценности

Результат

Я и моя Родина

Формирование:

  • чувства патриотизма и гражданской солидарности.

  • мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;

  • законопослушности и сознательного поддержания порядка

Россия

патриотизм

солидарность

гражданственность



  • уч-ся сознательно и постоянно соблюдают правила уч-ся;

  • у уч-ся сформирована гордость за свою страну; умеют применять знания символики на практике

Я среди людей

Формирование:

  • умения устанавливать контакты с людьми;

  • умения оценивать свои поступки и поступки окружающих;

  • потребностей соотносить свои интересы с интересами окружающих;

  • общечеловеческих норм морали;

  • развитие желания заботиться об окружающих.

жизнь справедливость милосердие честь достоинство равноправие ответственность чувство долга мораль честность щедрость свобода совести толерантность

  • уч-ся умеют устанавливать искренние добрые отношения с людьми; сформировано желание быть личностью, сформировано


  • умение сказать «Нет»; учащиеся умеют проявлять эмпатию, толерантность

Труд в моей жизни

Формирование:

  • уважительного отношения к труду и творчеству.

  • навыков коллективной работы.

  • мотивации к самореализации в учёбе и трудовой деятельности.

труд

творчество

наука

культура


созидание; целеустремлённость настойчивость; бережливость; трудолюбие

  • уч-ся имеют опыт трудовой деятельности, владеют навыками ведения домашнего хозяйства, имеют представление о различных профессиях.

Я и природа

  • формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

  • формировать опыт природоохранной деятельности.

родная земля заповедная природа

планета Земля экологическое сознание



  • уч-ся имеют опыт ухаживания за домашними растениями и животными; сформирована потребность в общении с природой и готовность к природоохранной деятельности.

Я и моё здоровье

  • формирование привычки к здоровому образу жизни;

  • развитие личностного интереса к своему здоровью

здоровье культура физическая и эмоциональная красота здоровый образ жизни

смысл жизни физкультура спорт



Я и семья

Формирование:

  • уважения к членам семьи;

  • семьянина, любящего своих родителей;

  • понимания социальных ролей дочери, сына, мужа, жены.

семья

родители


любовь верность здоровье достаток почитание родителей забота о старших и младших

  • сформировано представление о качествах мужчины и женщины;

  • сформировано представление о том, что сын и дочь берегут членов семьи, готовы помочь старшим, не создают конфликтов

Я и красота

Формирование:

  • эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интересак чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интереса к занятиям художественным творчеством.

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

  • получены элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры;

  • знают эстетические идеалы, традиции художественной культуры родного края

  • имеют первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница