Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нижний Тагил
2013
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепция УМК «Школа России» и опыт реализации Программа развития школы.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внеклассной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
Цель программы: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
- формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
- создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.
- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.
- формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи
Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
|
ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА
|
Департамент образования, ИРРО, МИМЦ
|
Аттестация педагогических работников, участие в НПК, олимпиадах, конкурсах методических работ, проведение семинаров, курсах переподготовки
|
Городская и районная администрация, КДН, отдел социальной защиты населения, отдел опеки и попечительства
|
Оказание социально- правовой, педагогической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации
|
Городской, районный комитет по делам молодежи
|
Участие в акциях по гражданско-патриотическому воспитанию, по формированию здорового образа жизни, правовых знаний, организации трудовых бригад, занятость несовершеннолетних
|
Учреждения культуры: Муниципальный молодежный театр, музеи, ДК им. Окунева
|
Проведение музыкальных лекториев, посещение спектаклей, выставок, экспозиций, концертов
|
Учреждения дополнительного образования: ГДТЮ, ДДТЮ, ДЮЦ»Фантазия»
|
Организация занятости учащихся во внеурочное время, проведение КТД, совместная работа по реализации городских и районных плановых массовых мероприятий, проведение семейных, классных и школьных праздников
|
|
Организация и проведение спортивных соревнований, городских и районных спартакиад
|
ОАО НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД»
|
Шефская работа, экскурсии на УВЗ, профориентационная работа, совместные спортивные мероприятия с молодежными организациями- шефами ц.№960,ц. №640, участие в соревнованиях по стрельбе, шахматам, шашкам.
|
ГИБДД
|
разъяснительно-профилактическая работа, методическое обучение педагогов
|
МПС РФ Пожарная часть
|
Организация соревнований по пожарно-прикладным видам спорта, смотр агиттворчества, тематическая выставка рисунков, экскурсии в пожарную часть
|
Управление ГО и ЧС
|
Показательные выступления городского МЧС, День защиты детей, месячник ГО, учеба руководителей ГО, администрации ОУ
|
Дошкольные учреждения
|
Организация подготовительных курсов, круглые столы с педагогами ДОУ №187,23, посещение родительских собраний в ДОУ
|
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов:
1.Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся начальной школы
3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы
4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся.
5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся
6.Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свою семью, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом:
В области формирования личностной культуры
|
В области формирования социальной культуры
|
В области формирования семейной культуры
|
- реализация творческого потециала во всех видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести)
- способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата
|
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
|
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
|
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Портрет будущего выпускника – гражданина России
- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
II. Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов.
Для решения поставленных данной Программой задач определены приоритетные направления:
|
Направления
|
Базовые нравственные ценности
|
1.
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
|
любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
|
2.
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
|
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике
|
3.
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
|
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие
|
4.
|
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
|
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое
|
5.
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
|
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание
|
6.
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
|
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве
|
III. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
Опыт реализации Программы развития школы позволит использовать уже созданное пространство. Согласованные усилия всех социальных субъектов-участников образования дают его полноценное функционирование, т.е. социально открытый уклад школьной жизни. Уклад школьной жизни является педагогически целесообразной формой приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Главные принципы содержания программы развития школы учитывают полисубъектность современного воспитания и социализации школьника. Поэтому накопленный опыт позволяет сделать такой уклад жизни обучающегося, который организован педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации. Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. На начальной ступени таким примером является нравственный пример педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ дают возможность согласовать цели, задачи и ценности программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип индивидуально-личностного развития. Для успешной социализации и самоопределения личности младшего школьника необходима педагогическая поддержка, развития способностей, таланта каждого ребенка.
Принцип интегративности. Интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Принцип социальной востребованности воспитания. Соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами позволяет преодолевать изоляцию детства, обеспечивают полноценное социальное созревание младших школьников.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практиках с помощью следующих инструментов:
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Т.е. во-вторых, содержание учебников наполнено родиноведческими и краеведческими знаниями.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Социальные проекты
Осознание причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей даёт возможность учащимся принимать участие в социальных проектах, реализуемых в ОУ, например: «Ветеран», «Во саду ли в огороде», «Живи, доброта», «Чистый школьный двор», «Дети- детям!», ГКИ «Я- тагильчанин».
Создание среды школьного пространства
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края (экскурсии в школьный музей),общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы (традиционные праздники, которые являются традиционными для всего города); связи школы с социальными партнерами;
- традиции школы .
Циклограмма общешкольных мероприятий (КТД)
Сентябрь – День знаний;
Месячник безопасности жизнедеятельности;
Посвящение в пешеходы;
Посвящение в читатели;
Праздник « Осенины»
День туризма
Октябрь - День учителя;
День пожилого человека
День самоуправления;
Посвящение в первоклассники;
Ноябрь – Реализация программы «Осенние каникулы»;
Месячник толерантности;
День народного единства.
День Матери
Декабрь - Новогодний бал;
Месячник права, декадники по ЗОЖ
Операция « Кормушка»
Январь – Реализация программы «Зимние каникулы»;
Праздник «Рождество»
Февраль - Месячник, посвященный Дню защитника Отечества;
Масленица
Март – Выставка детского технического и декоративно-прикладного творчества
Интеллектуальный марафон
8 Марта-женский день
Апрель – Экомарафон
Операция « Скворечник»
Юморина;
Май - День победы
День семьи
Последний звонок
Праздник «За честь школы»
Месячник безопасности
Июнь - День защиты детей
День Независимости России
День памяти и скорби
Выпускной вечер
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (социальная гостиная, игровая комната); ценности здорового образа жизни (информационные стенды: «Безопасность дорожного движения», «Пожарной безопасности», «По противодействию терроризму», использование спортзала для организации игр на переменах или после уроков; спортивная площадка)
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (актовый зал).
- в рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Поделитесь с Вашими друзьями: |