Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «я россиянин»



Скачать 366.5 Kb.
страница1/4
Дата02.06.2016
Размер366.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
«Я - Россиянин»

Нефтеюганск, 2011




I. Общие положения

В соответствии с конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 2008 г определены духовные и нравственные ценности российского общества:



Справедливость понимаемая как политическое равноправие, как социальные гарантии.

Свобода – личная свобода, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора рода занятий.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм - глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы. Условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечиваются на основе взаимодействия школы с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.



Социальный заказ современной общеобразовательной школе сформулирован в концепции духовно-нравственного развития как «система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач». Социальный заказ образованию устанавливается в системе фундаментальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации.

Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Национальное самосознание – разделяемое всеми гражданами представление ос своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые ценности и общая историческая судьба.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся общественные группы, организации, формы прямого волеизъявления. Гражданское общество предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков. Культурное многообразие и свобода культурного выбора является условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан, независимо от национальности, политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общественных отношений.

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Воспитание – педагогически-организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически-организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
II. Цели и задачи:
Цель:

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач.

Задачи:

1.Формировать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;


2.Формировать чувство патриотизма и гражданской солидарности;
3.Формировать способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
4.Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
5.Формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
6.Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
7.Способствовать осознанию младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
8.Формировать основы культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России, через активное включение в социум;
9.Формировать у младшего школьника уважительного отношения к культурно-историческим и этническим традициям российской семьи, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Методологической базой для написания программы послужили принципы нравственного воспитания личности растущего человека:

  1. Принцип природосообразности, который предполагает обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;

  2. Принцип культуросообразности, который предполагает опору в нравственном воспитании на национальные традиции народа;

  3. Принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества учителя, родителей и ребенка на основе уважения и доверия к нему.


Основой духовно-нравственного воспитания младших школьников становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:
– культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),
– нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),
– этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Основополагающими принципами, на которых строится процесс воспитания в нашей школе, являются:

1.Гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса.

2.Разумная дисциплина и порядок.

3.Возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых.

4.Демократические принципы управления учреждением.

5.Принцип выбора;

6.Принцип здоровьесбережения.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа (модель) человека, имеющего приоритетное значение для общества в современных социокультурных условиях.


III.Модель выпускника начальной школы:


  • любознательный, проявляющий исследовательский интерес;

  • активно познающий мир;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

  • уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения;

  • умеющий учиться, способный к самоорганизации;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой;

  • имеющий навыки самоорганизации и ведения здорового образа жизни;

  • познающий себя, утверждающий себя в роли взрослого человека;

  • готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми;

  • умеющий работать в группе и индивидуально;

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни;

  • готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.


IV.Концепция программы.
Духовно – нравственное воспитание в школе –

это целенаправленный, обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

   усилить гуманистическую направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

   использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.




Департамент образования


 

Центры дополнительного образования детей,

 

Учреждения культуры:

-«Волшебная флейта»

- Кинотеатр «Юган»

- СК «Сибиряк»

- Музеи и т.д.


 

 

 

 

 

ЦГБ

 

МБОУ

«СОШ №9»


 

Комитет опеки и попечительства,

КДН, ОДН, УВД




 

 

 

 

 

Центр молодежных инициатив,

Молодежная биржа труда



 

Городской гражданский клуб

 

СМИ:

-«Юганская ярморка», «Здравствуйте, Нефтеюганцы!»

и т.д.

 

 

 



V.Основные принципы организации

духовно-нравственного развития и воспитания
Организация социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России осуществляется на основе:

-нравственного примера педагога (Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, к коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

-социально- педагогического партнерства (Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);

-индивидуально-личностного развития (Педагогическая поддержка самоопределения личности, ее способностей, таланта, передача ей системных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации. Воспитание ценности жизни, труда, семьи, других людей, общества, Отечества, всего того, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

-интегративности программы духовно-нравственного воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную;

-социальной востребованности воспитания (Духовно-нравственное воспитание эффективно, когда оно становится актуальным для самого обучающегося, когда оно открывает пред ним возможности для нравственного поступка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).


VI.Приоритетные направления программы.


  1. Гражданско-патриотическое воспитание (через Детскую общественную организацию «Дети XXI века», систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, часы общения, месячник гражданского - патриотического образования «Права человека»), способствующее осознанию школьниками причастности к судьбе России, ответственности за себя и окружающую действительность, готовность и способность строить жизнь, достойную человека;

  2. Эстетическое воспитание (через систему КТД, концертную деятельность, взаимодействие с городским театром кукол «Волшебная флейта», кинотеатром «Юган», творческие коллективы школы), способствующее созданию условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности, развитие творчества, инициативы.

  3. Спортивно – оздоровительное воспитание (через дополнительное образование детей, спортивные соревнования, участие в Спартакиаде школьников), способствующее сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;

  4. Работа с органами ученического самоуправления (совет лидеров), способствующую созданию условий для формирования личности обучающегося – человека обладающего духовным богатством, готового к самоопределению в жизни, способного к творчеству и самостоятельности в различных сферах;

  5. Приобщение семей к процессу воспитания обучающихся (подпрограмма «Семья») способствующее привлечению родителей и педагогов к организационной работе с детьми; организация работы в режиме субъектных отношений; педагогическое просвещение родителей

  6. Сохранение и укрепление традиций школы, способствующих воспитанию у школьников чувство гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности.

  7. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  8. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);


VII. Содержание программы:
Подпрограмма «Семья».
Цели и задачи:
■ Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

■ Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

■ Коммуникационная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

■ Воспитательная: формирование ценностного отношения к семье, социальные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких, как «забота моего Я».


Центральная идея:
Идея личностно - организационного подхода на основе координации воспитательной деятельности школы и семьи воспитанника, забота о развитии ребенка.
Основные подходы:
1.Формирующий подход: формирование нравственно-ценностных качеств личности;

2.Развивающий подход: создание условий востребованности творческих задатков личности, способствующих личностному развитию.


Основные принципы:


  • Отказ от репрессивного характера общения педагога и родителя, родителя и ребенка;

  • Диагностичность процесса воспитания, которая позволяет своевременно выявить и корректировать воспитательный процесс в школе и в семье;

  • Личностное ориентирование, которое основывается на дифференцированном подборе основных средств воспитания, на создании ситуации успеха;

  • Конструктивный характер общения с родителями на основе анализа результатов наблюдения, педагогических рекомендаций;

  • Уважение родителей;

  • Уважение учителей.


Основные методы взаимодействия с родителями детей:
® Педагогическое просвещение;

® Родительский педагогический анализ;

® Родительское осмысление воспитания детей;

® Родительское соучастие в работе педагога;

® Родительское сотворчество;

® Родительское научение, тренинг.


Основные формы взаимодействия с родителями:
КОЛЛЕКТИВНЫЕ:

* Родительское собрание (классное, общешкольное);

* Родительский комитет;

* Педагогический лекторий;

* День открытых дверей;

* Родители – организаторы и участники школьных мероприятий;

* Тематические педагогические консультации;

* Праздничные концерты и вечера как сотворчество с детьми;


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

* Индивидуальные беседы;

* Индивидуальные консультации;

* Письменные обращения;

* Педагогические поручения;

* Посещение семьи ученика (в исключительных случаях);

* Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми;

* Беседа детей с родителями в роли гостей класса;

* Анкетирование.
Ключевые слова программы:
Семейное воспитание - непрерывный процесс всестороннего воздействия на поведение и эмоциональную сферу ребенка. Важно чтобы оно было положительно ориентировано, чтобы ребенок чувствовал значимость своего существования.

Забота о развитии воспитанника - забота о его самочувствии, состоянии души физического и психологического здоровья, успешности деятельности, положении в группе групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге о счастье подрастающее личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Родители - главные люди в жизни ребенка, формирующие своим примером нравственный облик ребенка. Непосредственно занимаются воспитанием своего ребенка, при необходимости обращаются за педагогической помощью в школу.

Воспитанник - объект воспитания, личность, которую нужно развивать, формируя ценностные ориентиры будущего семьянина, помогать преодолевать негативные поступки и проявления в поведении.

Семья - первооснова нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, основанная на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

Родительское собрание, Родительский комитет органы школьного и родительского самоуправления.

Диагностика процесса воспитания — анализ воспитанности детей в семье, анкетирование родителей, ознакомление родителей с результатами изучения проявления, формирующегося деятельностно - волевого характера ребенка.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница