Программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер1,14 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4
УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МАДОУ д/с № 10

от 29.08.2014 № 77 од



Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 10 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима

ПРИНЯТА

на заседании Совета педагогов

Протокол от 29.08.2014 № 04


Содержание образовательной программы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………..3

1.2. Цели и задачи реализации Программы……………………….3

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………..4

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей………...6

1.5. Планируемые результаты освоения Программы………….....8

1.6. Система оценки результатов освоения Программы……….12

II. Содержательный раздел

2.1. Приоритетные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации Программы…………..14

2.2. Особенности осуществления образовательного процесса..14

2.3. Формы организации образовательной деятельности………16

2.4. Модель организации образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников……………..17

2.5. Содержание работы по образовательным областям……….17

2.6. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения……………………………………………………………………..24

2.7. Реализация регионального компонента………………………26



III. организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы…….27

3.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………..28

IV. Дополнительный раздел Программы

Текст краткой презентации …………………………………………32



I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная  программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима (далее по тексту - Программа), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от 17.10.2014 № 1155, с учётом Примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой и парциальной программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста "Камертон" Костиной Э.П..       


1.2. Цели и задачи реализации Программы
Программа направлена на достижение следующей цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:

1. Создать условия для развития личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребёнка.

2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

4. Использовать разнообразные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтения), их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

5. Обеспечивать творческую организацию (креативность) воспитательно-образовательного процесса, вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.

6. Обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Обеспечить соблюдение в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы преемственность, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

8. Создать условия для формирования у детей таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы:

1. Принцип развивающего образования – полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

3. Принцип полноты, необходимости и достаточности - позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастным особенностям. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – означает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.

7. Принцип культуросообразности - учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа обеспечивает системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.

Также учитывается деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности; сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий; открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.


Формирование Программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

  • развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;

  • креативность - «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

  • овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.


1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей:

Возраст:

Характеристики возрастных особенностей

развития детей:



от 1,5 до 3 лет

  • мышление у детей носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций,

  • формируются представления о цвете, форме, размере предметов, речевые навыки,

  • формируются навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки,

  • дети стремятся имитировать действия с различными орудиями труда и инструментами, способны переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.

от 3 до 4 лет

  • мышление носит наглядно-образный характер (от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами),

  • сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребёнка, чтобы

освоить материал, дети должны практически действовать,

  • у детей активизируются речевые навыки за счёт расширения словарного запаса, формируются начальные математические представления о количестве, величине, признаках и свойствах предметов,

  • дети осваивают новые способы продуктивной, конструкторской деятельности.




от 4 до 5 лет

  • у детей совершенствуется способность классифицировать предметы, проводить операцию - сериацию, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме),

  • развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени,

  • речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события,

  • сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр.




от 5 до 6 лет

  • у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь,

  • происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме,

  • активно совершенствуется техника выполнения основных движений,

  • в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени.




от 6 до 7 лет

  • у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,

  • мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количестве, оперировать в уме,

  • формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности,

  • формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.




1.5. Планируемые результаты освоения Программы:
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.



Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

  • У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

  • Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

  • Проявляет ответственность за начатое дело.

  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

  • Проявляет уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде.

  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.


Каталог: sites -> default -> files -> news
news -> Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
news -> Темы рефератов по психологии Тема реферата. 2001/2002 уч год Тема диплома. 2002/2003 уч год
news -> Результаты педагогического мониторинга
news -> Состав проектировочных групп по тематике работы переговорных площадок областного совещания работников образования
news -> Мер, направленных на развитие научно-технического творчества в ростовской области
news -> Положительные и отрицательные эмоции в социокультурном контексте


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница