Программа дополнительного образования «Логопедический консультационный пункт»



Дата27.05.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103 «Счастливое детство» комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения

Советского района г. Казани РТ

«Утверждено»:

Заведующей МБДОУ

«Детский сад № 103»

Гатина Р.М.__________


ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Логопедический консультационный пункт»

для детей 3-4 ,4-5 и 5-6 лет

на 2015-2016 учебный год


                             

Педагог:


                                          Абрарова Гузель Фаритовна

                               


Казань 2015г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логопедический консультационный пункт. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.  Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака - Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить образовательную деятельность по логоритмике.

Логопедический консультационный пункт полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

 Она  направлена на всестороннее развитие ребёнка,  совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Коррекционная работа  проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года. Занятия проводится с детьми 2 раза в неделю, в месяц 8 занятий, продолжительность занятий с 3-4летними детьми по15 минут,4-5летними по 20 минут и 5-6летними по 20 минут.
В данной программе отражены следующие разделы:

---задачи (коррекция нарушений речи, сохранение и укрепление здоровья детей);

---тематическое планирование;

---учебно-тематические планы;

---ожидаемые результаты на учебный год(с 1 октября по 31 мая).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

    Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- развивать и увеличивать объём зрительной памяти;

- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип системности. Работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

2. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

5. Принцип отбора  лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.



7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Занятие включает следующие виды мероприятий:

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, развивает правильное дыхание, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

                   



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При регулярном проведении логопедических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

         



 


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

для детей 3-4 лет

Месяц

Кол-во занятий

Тема занятия

Речевое дыхание

Пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика

Игры со звуками

Октябрь

2

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

Одуванчики летят Ветер и листья

Солнышко и дождик

Покажи на кукле ротик.(ознакомление с артикул. аппаратом)

А




2

Знакомство с домиком язычка




2

Вот и осень пришла

Сдуть лист с гриба

Ладушки

На прогулке

У




2

Фрукты, овощи,грибы

Пя-пя-пя

 Ноябрь

2

Мишка в лесу

Мишка устал

Кулачок

Надуй шар

И




2

Домок - теремок

Сквозняк

Теремок




2

Прощание с осенью

Холодный ветерок

Холодно-тепло

Прятки

О




2

Приближается зима

Сильный ветер

Тили...бом...

Шарик

Декабрь

2

День рождения зайчика

Сдуем свечки

Зарядка

Э




2

Снеговик

Игра со снежинками

Рукавицы

На прогулке

   

2

Зимний лес

Сдуть снег с веток

Птички

Пя-пя-пя,ла-ла-ла




2

Новый год у ворот

Метелица

Ладушки

Лошадка

Январь

2

Новогодняя ёлка в лесу

Мы снежинки

Снежный ком

Маленькая пони

М




2

Помогите птицам

Согрей дыханием

Птичка

Усталая лошадка

     

2

Мы мороза не боимся

А,о,у

Массаж палцев

Подтягивание после сна




2

Медвежонок Мишутка

Дудочка

Лапы

Прятки

Февраль

2

Спорт

Хоккей

Борьба

Футбол

Б




2

Бравые солдаты

Песня про армию

Барабан

Барабан (Д-д-д-д)




2

Саночки

Ветерок

Рукавицы

На прогулке 2




2

Зимние подарки

Пушинки

Фокус-покус

Кукушка

Март

2

Пришла весна - открывай ворота

Вертушка

Цыплята и кот

Валик, лошадка

П




2

Поможем маме

Остуди пирог

Бутон , цветок

Уборка в домике язычка




2

Мы готовим блины

Остуди блины

На полянке разноцветной

Вверх-вниз, лошадка




2

Зайкины игры

Футбол

Футбол

Часы

Апрель

2

Поезд игрушек

Гудок

Мячи

Подуй через трубочку

В




2

Мамы и малыши

Воздушный шар

Барабан

Вкусное варенье

     

2

Лес просыпается

Пускание корабликов

Жуки

Качели




2

Мишка просыпается

Аромат цветов

Цветок

Горка

Май

2

Чей это домик?

Вертушок

Построй домик

Блинчик

Ф




2

Наш веселый хоровод

Сдуй одуванчик

Замочек

Блинчик-чашка




2

Закружились карусели

Трубочка

Маленькие ножки…

Лошадка скачет быстро




2

Паровозик

Гудок

Орешник

Чашка


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
для детей 4-5 лет


Месяц

Кол-во занятий

Тема занятия

Речевое дыхание

Пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика

Игры со звуками

Октябрь

2

В гостях у язычка

Ветерок

Тучка

Язычок на скамеечке

Язычок на прогулке



Н




2

Дружат наши пальчики




2

Как слышат наши ушки

Вертушок

Капусту солим...

Лопатка

блинчик


Т





2

Зайка-огородник

Ноябрь

2

Листопад

Листопад

Ежики под листьями

Качели

пороход


д




2

Лесные сказки




2

Времена года

Сдуй с гриба

Деревья

Маляр ,качели

Ла-ла-ла


К




2

Верные друзья

Декабрь

2

Зима наступила

Снежинки

Ручки, мои ручки

Лошадка (разный вариант)

Х




2

Зимние забавы




2

Прогулка в волшебный лес

Пушинки

Крокодил

Усталая лошадка

Грибок


Г




2

Путешествие снежинок

Январь

2

 Дед Мороз

Холодный ветер

Пианино

Шмель

Барабанщики



Ы




2

Хлоп-хлоп-хлоп!

     

2

Сказка про бурого мишку и мышку-

Парашют

Крыша

Чистим нижние зубки

Язычок перешагивает через зубки



С




2

Тётушка Метелица

Февраль

2

Бременские музыканты

Дудочка

Замочек

Пирожок

Лодочка



Сь




2

Бравые солдаты

     

2

Бей, барабан!

Задуй карусель

Барабан

Самосвал

Горка


З




2

Вот так мастера!

Март

2

Мама спит, она устала

Пушинки

Лепестки

Кошка сердится

Орешки во рту



Зь




2

Весенний ветерок




2

Чьи это ушки?

Гудок

Ладушки

Поочеретное произношение звуков Т-С

Ц




2

Горшочек каши

Апрель

2

Как Мышонок стал трудолюбивым

Пускание корабликов

Сорока-белобока

Индюк

Пароходопчимся на горке



Ш




2

Хоровод на лесу




2

Лисичка со скалочкой

Одуванчики

Ласточка

Приклей конфетку

Хромая лошадка



Ж




2

Петух да Собака

Май

2

Старичок- лесовичок

Арамат цветов

Бутон

Пони в парке

Вкусное варенье



Щ




2

Весёлый зоопарк




2

Даша и Маша

Воздушный шар

Орешник

Паровозик- ЧЧЧЧЧЧЧ

Самолетик –ЛЛЛЛЛЛЛ

Жучок- ЖЖЖЖЖЖЖ


Ч




2

История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

для детей 5-6 лет

Месяц

Кол-во

занятий

Тема занятий

Речевое дыхание

Пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика

Речевые игры

Октябрь

2

В гостях у язычка

Учимся равномерно дышать

Ладошки

Мячи


Капусту солим

Упрямый ослик

Блинчик


лопатка

Й


2

Дружные пальчики

2

Осень

Вдох-выдох

Я


2

Листопад

Ноябрь

2

Осенние месяцы

Осенний лист

Массаж мячами Ежи под листьями

Песня гласных

Качели


Ремонт

Ю


2

Времена года

2

Лесная сказка

Ветродуй

Е


2

Первый снег

Декабрь

2

Помого колобку

Ветер и ветерок Птички

Массаж карандашами

Пианино



Вкусное варенье

Маляр


Почисти зубки

Ё


2

Охотник

2

Снегопад

Сдуй снежинки

Ш


2

Новый го у ворот

Январь

2

Зимние забавы

Послушный ветерок

Камень,ножницы, бумага

Лошадка

Грибок


Гармошка

Ж


2

У елки иголки колки

2

Много - мало

Пушинки

Ч


2

Низко-высоко

Февраль

2

Барабанщики

Парашют

Барабан

Трубочка

Лодочка

Чашечка

Щ


2

Папин день

2

Транспорт

Футбол

Л, Ль


2

Спорт

Март

2

Мамин день

Аромат цветов

Пальчиковый театр

Маленькие качели

Футбол


Индюк

Р


2

Профессии

2

Мультики

Надувание шариков

Рь


2

Смешарики

Апрель

2

Сказки

Пускание корабликов

Бутон

Мотор трактора

Пулемет

Балалайка

Т-Д


2

Весенние истории

2

Карлосон

Вертушок

С-З, Ш-Ш

2

Зоопарк

Май

2

Первоцветы

Бабочка лети

Изображение фигур,

театр теней



Проговаривание слогов, слов, фразы

Пересказывание коротких текстов



С-Ш, З-Ж

2

Путешествиники

2

Весенние цветы

Одуванчики

Л-Р


2

Скоро лето


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

2. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.

3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.

4. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.

5. А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.

6. Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

7. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.

8.Гаврилова А.С., Шанина С.А.,Ращупкина С.Ю. Логопедические игры для детей . М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.

9.Гавришевой Н.Г., Нищевой Н.В.; «Логопедические распевки»



10.«Весёлая логоритмика» Е. Железновой; 2012

11.Майорова А.С Учись говорить правильно.М.:ЗАО Изд-во Центр-полиграф,2003.
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница