Программа дополнительного образования детей «Родная старина»



Скачать 127.17 Kb.
Дата01.06.2016
Размер127.17 Kb.
ТипОбразовательная программа
Образовательная программа дополнительного образования детей

«Родная старина»


Детское объединение

Ансамбль народной песни «Садко»

Педагог дополнительного образования

Левченко Светлана Николаевна

Уровень реализации

-Дошкольное (до 7 лет);

-Начальное общее образование (7-10 лет);

-Основное общее образование (10-14лет);

-Среднее (полное) общее образование

(14-18 лет).


Тематическая направленность

Художественно-эстетическая

Классификация программы

Модифицированная

Статус программы

Комплексная

Контингент

Учащиеся 6-18 лет

Полнота реализации программы

Выполнение в полном объеме требований предъявляемых к содержанию дополнительных образовательных программ

Срок реализации программы

5 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа разработана для дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста на основе образовательной программы дополнительного образования «Народное пение» «Псковский областной Дом детства и юношества «Радуга», авторской образовательной программы «Фольклор Севера» МОУ СОШ № 10 г. Северодвинск. Программу можно считать традиционно-комплексной.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.

Развитие песни связано и со всей историей русского народа. Каждая эпоха, новые политические, экономические и социальные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и народном творчестве. Всё это влекло за собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток на песню.

остаются на всю жизнь.

Данная программа включает разделы: народное пение; народная хореография; прикладное искусство.

Тематический план ориентирует педагога на подбор материала в соответствии с народным календарём: от старинных названий месяцев и их характерных примет до песенок-игр и народной поэтики.

Представленная программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Тематический план предполагает комбинированное и индивидуальное проведение занятий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение ребёнка к национальной культуре, развитие национального самосознания.

НОВИЗНА программы заключается в интеграции 3 направлений в обучении: народное пение, народная хореография и прикладное искусство, с использованием народного календаря с его повторностью и периодичностью обрядовых песен: танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий на основе всей программы, даёт возможность детям в течение 5-ти лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: непрерывная связь времён и поколений, необходимость комплексного обучения, что предусмотрено традиционной народной культурой и возрождение традиции русского народа и воспитывание в детях духовность.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Развивающие – развить творческие способности детей, фантазию, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, чувство ритма, умение импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, жанрах вокально-хорового творчества), способствовать утверждению индивидуальности обучающего.

Обучающие - научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости и декоративно-прикладного искусства. Научить детей владеть игрой на шумовых инструментах, дудочках и жалейках.

Воспитательные – воспитывать и формировать характер посредством народной мудрости. Воспитывать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.

Программа рассчитана на 5 лет обучения. С 3-го года обучения дети принимают активное участие в концертной деятельности, участвуют в фестивалях, конкурсах. Выявляются наиболее одарённые дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия для подготовки сольной программы. Также проводятся индивидуальные занятия по постановке голоса и коррекцией слуха. Группы 1-го и 2-го года обучения формируются из детей шестилетнего возраста. Группа 3-го года обучения формируется из детей 1-го и 2-го класса. В них могут входить дети, прошедшие 1-й и 2-й года обучения, а также дети, не имеющие подготовки.

I этап реализации - подготовительный:

В 1-й год занятий дети учатся петь элементарные попевки, правильно интонировать, чувствовать ритм, разучивают игры, в том числе музыкальные. Развивают музыкальную память, осваивают навыки пения песен с движением, хороводом, пляской, воспитывают в себе активность, сноровку, сообразительность в игре. Наблюдают изменения в природе, слушают сказки, рассуждают. Вместе с родителями участвуют в народных праздниках.



II этап - обучающий:

Во второй год обучения усложняется песенный репертуар. Дети узнают и осваивают методику распевания как тренировочного материала. Разучивают песни, заклички, колядки к праздникам народного календаря. Продолжается работа по коррекции слуха, ритма, выстраивания унисона. Включаются игры на шумовых инструментах. На занятиях по народному календарю продолжают наблюдать, рассуждать о природе. Активно участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Из наиболее одарённых детей формируется группа, с которой подготавливаются концертные программы для участи в концертах и конкурсах. Участие в концертах Центра детского творчества.

В третий год обучения. При пении учебно-тренировочного материала, вводятся элементы двухголосья. Увеличивается диапазон, усложняется ритмический рисунок. В репертуар включаются двухголосные произведения. Обрабатываются навыки пения в движении с применением шумовых инструментов. Занятия по народному календарю заменяются элементами театрализации праздников, где дети участвуют в качестве актёров, проводят игры. Знакомятся с семейным бытом крестьянина, обрядами жизненного цикла. Участвуют в мероприятиях с концертными номерами, в конкурсах и фестивалях. Участие в городских и областных конкурсах. Для солистов предлагается индивидуальная подготовка.

III этап обучения – практический:
Четвёртый год обучения. В репертуар включается трёхголосное пение. Формируются исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования. Произведения исполняются эмоционально, выразительно. Свободно приплясывают при исполнении произведения. Проводятся индивидуальные занятия с солистами.
Пятый год обучения. Активная концертная деятельность. Развитие самостоятельности, инициативы и импровизационные способности у детей. Участие в Международных и Всероссийских конкурсах. Проводятся индивидуальные занятия с солистами.
В дальнейшем эти дети переходят в концертирующую группу – ансамбль «Садко». Так как учащиеся из концертирующей группы прошли полный курс обучения по образовательной программе – сокращается количество часов по теории, а высвободившиеся часы могут быть использованы на практические занятия (концерты, фестивали, творческие встречи и т.д.)

На всех этапах обучения проводятся индивидуальные занятия (для исполнителей сольного пения).

Режим занятий:


  • Общее количество часов в году –(36 недель х 27 часов=972 час)

  • Количество часов в неделю:




Предмет (час в неделю)

Год обучения

1

2

3

4

5

Концертирующая группа

Народное пение

4

4

4

4

4

4

Народная хореография

2

2


2


2

2





Прикладное искусство

2


2

2

2

2





Народный театр

1

1

1

1

1




Индивидуальные занятия

-

-

-

3

6

6

ИТОГО:

7

7

7

10

13

10

Примечание: Предмет « Народная хореография» ведётся параллельно с предметом «Народное пение».


Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество практических занятий в неделю.


Год обучения

Возраст детей

Общее кол-во детей

Число групп

Общее кол-во занятий в неделю

Общее кол-во часов в неделю

Продожит.

Занятий(час)



Общее кол-во часов в год

1 группа

6-7

15

1

4

4

30

144

2 группа

7-8

12

1

4

4

45

164

3 группа

8-9

10

1

4

4

45

166

4 группа

9-10

8

1

4

4

45

166

5 группа

10-11

8

1

4

4

45

166

Конц.гр.

11-12

8

1

4

4

45

166

- Периодичность занятий:

1-й год обучения – 2 раза в неделю;

2-ой год обучения – 2 раза в неделю;

3-й год обучения – 2 раза в неделю;

4-год обучения- 2 раза в неделю;

5 год обучения- 2 раза в неделю;

Концертирующая группа - 2 раза в неделю.

Оцениваются результаты по опросу детей, проводятся викторины и отслеживаются оценки личностных качеств обучающихся по мониторингу. Участие в конкурсах и фестивалях.

Организация работы ведётся по трём направлениям:



  1. Занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязи с трудовой и обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, произведениями устного народного поэтического, музыкального, танцевального, прикладного творчества.

  2. Совместная деятельность педагога с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Только в сотворчестве взрослых и детей будет осознанно традиционное гармоническое соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственной нормы народной жизни.

  3. Самостоятельная деятельность детей. Педагог создаёт специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной педагогом познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной художественной деятельности.

Программа базируется на четырёх видах деятельности: певческой, декоративно-прикладной, хореографической и народный театр.

Занятия проводятся в разнообразных формах. Это беседы, репетиции, экскурсии, творческие встречи, концертные выступления, детские утренники, выставки, конкурсы и т.д. В качестве домашних заданий предлагаются разучивание текстов песен, а также творческие работы (изготовление поделок, сочинение сказок-импровизаций, иллюстрации к песням).


Раздел «Народное пение»


В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и игрищами. Само происхождение их решительно отделяет от церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, большая часть народных праздников возникла во времена ещё самого глубокого язычества. Когда христианская вера поборола языческую и водворилась на Руси, и был наложен конец верованию во множества божеств, но часть обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и многие из них сохранились даже до сих пор в форме увеселения, обычаев, вроде празднеств.

Цель обучения детей фольклорному пению, создание ансамбля или хора – это, прежде всего приобщение детей к прекрасному искусству, именно приобщение. Каждую новую песню дети встречают с интересом, в процессе работы с детским коллективом думается, необходимо учитывать следующие моменты:



  1. ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РЕБЁНКА

Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабла.

  1. ПОЮТ ВСЕ, КТО ХОЧЕТ

Нельзя отказывать ребёнку, если он не может петь, надо его использовать в игре, хороводе, пляске.

  1. ВОПРОСЫ РЕПЕРТУАРА

Можно петь песни любого жанра подходящего содержания. При этом не надо бояться где-то, сократить текст, где-то заменить слово или строчку.

  1. ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, КАКИЕ ПЕСНИ ОН ПОЁТ, с чем связаны те или иные слова, какие исполнительские традиции воплощены в каждом конкретном случае.

  2. ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ не менее 2-х раз в неделю по 1 часу, при этом в планировании занятий надо предусматривать разные формы, нельзя всё время посвящать чему-то одному: дети в этом случае устают быстро и теряют интерес к занятиям.

Дети обучаются манере стилистике, приёмам многоголосного пения без сопровождения. Обучение передаче песенного материала происходит из уст в уста, как народно-певческой практике. Сложности обучения детей традиционным песням кроются в том, что нет методик этого обучения.

Образовательные технологии.

Педагогическая технология – наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Знакомство детей с народным творчеством необходимо начинать с младенчества, ещё с колыбели, затем продолжать в детских садах, школах, центрах. Такая преемственность будет способствовать сохранению и передачи традиции от поколения к поколению.

Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из :


  1. Развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. При этом учитываются все возрастные особенности детей, стимулируется их творческая инициатива.

  2. Творческих заданий на одноголосие и двух-трёх голосие (импровизация попевок на заданный ритм).

  3. Работы над певческими навыками. Необходим точный показ голосом.

  4. Участие в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.

Для правильного исполнения необходимо:

  • Проговаривать фразу в разговорной манере

  • Проговаривать эту же фразу на распев.

  • Делать тоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом.

  • Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь.

В работе над песней необходимо:

* Прочесть внимательно текст песни.

* Выявить структуру и ритмические особенности.

*Проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность.

* Выбор действующих лиц и их роль в «предлагаемых обстоятельствах» и поведение персонажей.

* Обдумать ход действия.

* Спланировать хореографию, музыкальное сопровождение.

* Обдумать художественное оформление.

* Разучить текст песни и мотив с детьми.

* Объяснить свой творческий замысел детям.



В ансамбле народного пения мы работаем над элементами народного танца, бытовой хореографии. Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах, плясках обязательно их гармоническое соединение. Также большое внимание мы уделяем слушанию музыки, просмотру видеоматериалов.
Каталог: center -> files
center -> 4. Психологические аспекты обеспечения работы руководителя
center -> Павлова М. В. Метельская Ю. С. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся(воспитанников) в образовательном пространстве города Ярославля
center -> Образовательная программа в гбоу со цпприК «Ладо» с указанием дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой
center -> Учебно-методическое пособие Издание Омгу омск 21 Омск 2001
center -> Личность в системе современного научного знания
center -> Компьютерная зависимость у детей
center -> Гиперактивный ребёнок: как распознать, как помочь?
center -> Я хочу или как быть с детскими желаниями? Гбусо «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница