ЛОПУГА Е.В (АКИПКРО)
ПРОГРАММА <ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ> ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Учитель общеобразовательной школы (гимназии, лицея, других средних учебных заведений) является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, эффективность которого определяется не только профессиональной компетентностью педагога, но во многом зависит от его психического и физического благополучия, отношения к своему здоровью и здоровью учащихся. Здоровье как необходимое условие активной жизнедеятельности, продуктивного долголетия, повседневного благополучия человека формируется и проявляется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья, детские дошкольные учреждения, общеобразовательная школа - это те социальные институты, одной из центральных задач которых наряду с воспитанием и обучением является и формирование здоровья развивающейся личности, ее телесного и духовно-нравственного потенциала.
Роль школы и школьного учителя в этом процессе многопланова и чрезвычайно значима. Учитель по своему положению, по своей профессиональной и социальной роли является не только носителем специальных знаний, но и воплощением нравственных норм, образом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью. Однако реально профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегетососудистых дистоний и других. Об этом свидетельствует ряд исследований состояния здоровья педагогов, в частности Центра валеологии АКИПКРО.
К числу причин, описывающих непосредственное влияние на состояние здоровья учителей, относятся специфические особенности сложной и многогранной деятельности педагогов средних общеобразовательных школ, отличающейся повышенной продолжительностью рабочего дня, высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью. Основным видом деятельности учителя, как известно, является урок. Именно урок, занимающий в структуре рабочего времени наибольшее место, предъявляет к перцептивной, когнитивной, интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности педагога наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение - сохранение при проведении уроков одной позы, необходимость постоянного самоконтроля и др. Кроме ведения уроков, в обязанности учителя входит: подготовка к урокам, проверка письменных работ учащихся, классное руководство, дополнительные занятия и консультации, работа с родителями, общественностью, а также выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством школы. При этом следует учитывать частые изменения в учебных программах и смены самих программ, необходимость замещения отсутствующих по болезни коллег, нередко работу в разные смены. Все это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху. Как показывают исследования, затраты учителем времени на все виды деятельности намного превышают нормативно допустимые.
Вынужденное превышение нормативных нагрузок, специфика содержания и характер труда, отличающегося повышенной напряженностью и большой ответственностью, являются одной из причин неблагополучия физического и психического состояния учителя. Постоянное переутомление, невротическое, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма инфекциям, хронические заболевания создают постоянную угрозу здоровью учителя. Вместе с тем физическое и психическое благополучие учителя определяется и субъективным фактором, в частности, его отношением к своему здоровью. Обусловливаясь объективными обстоятельствами и определяясь мотивационными компонентами структуры личности, отношение к здоровью конкретно проявляется в действиях и поступках, переживаниях и вербально реализуемых мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое состояние. Как показывают исследования, по ряду позиций (своевременность обращения к врачу в случае болезни, профилактические обследования, измерение артериального давления, прием лекарственных препаратов без медицинских показаний, выполнение рекомендаций и предписаний врача, реализация требований здорового образа жизни, регулярное получение информации по вопросам охраны и укрепления здоровья и др.) педагоги проявляют неадекватное отношение к своему здоровью. Все вышеизложенное со всей очевидностью свидетельствует о давно назревшей необходимости разработки новых эффективных технологий укрепления и формирования здоровья педагогов.
В 1999 году учебно - оздоровительный тренинг - семинар <Школа Здоровья> был запатентован как новая технология формирования, сохранения и укрепления здоровья населения. Учебно - оздоровительный семинар <Школа Здоровья>представляет собой многоплановую программу теоретических и практических занятий, рассчитанных на 12 дней.
Цели:
-
Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих как к одной из высших ценностей человеческой жизни.
-
Повысить уровень индивидуального психосоматического здоровья педагогов.
Задачи:
-
Овладение определенными знаниями о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся.
-
Синтез освоенных методов и средств оздоровления для составления собственной индивидуальной программы.
-
Формирование индивидуального здорового стиля жизни в условиях реальной профессиональной деятельности.
-
Развитие способностей адекватной и динамической адаптации к изменяющимся внешним условиям.
-
Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-
положительная динамика уровня соматического здоровья и психоэмоционального состояния слушателей;
-
адекватное отношение к здоровью;
-
активная жизненная здоровьетворческая позиция;
-
активизация механизмов саморегуляции;
-
психофизиологическая готовность педагога к реализации профессиональных задач.
Таким образом, валеологическая и психологическая работа с учителями, направленная на активизацию механизмов личностной саморегуляции, обуславливает повышение уровня профессионального здоровья учителя, как способности выступать активным и ответственным субъектом формирования здоровой окружающей среды и позитивно изменяющего мира.
Поделитесь с Вашими друзьями: |