Программа дисциплины «Юридическая психология»



Скачать 115.09 Kb.
Дата14.04.2016
Размер115.09 Kb.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Юридическая психология»

Для подготовки бакалавров по направлению 030900 "Юриспруденция"

(Аннотация)



1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Дисциплина «Юридическая психология» является прикладной, практически ориентированной отраслью научных знаний, направлена на ознакомление студентов с основными психическими закономерностями взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе в ситуациях правового регулирования; формирование некоторых практических навыков саморегуляции и совместной деятельности с другими людьми. Знакомство с психическими процессами, свойствами, состояниями и другими психическими явлениями должно помочь обучающимся в понимании явлений правовой действительности, овладении приемами коммуникации, следственной, судебной и адвокатской тактики, преодоления профессиональной деформации.

В результате освоения учебной дисциплины «Юридическая психология» обучающийся должен:
знать:

- основные понятия и категории общей и юридической психологии, понимать физиологические основы психической деятельности;

- основные психические свойства личности, особенности их формирования в процессе воспитания и влияние на поведение человека;

- психологию противоправного поведения, психологические методы предупреждения преступлений;

- требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов правоприменительной (в том числе, уголовно-процессуальной) деятельности и ее результатам;

- общие свойства и закономерности протекания познавательных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов;

- психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и психологические особенности их труда; причины возникновения и проявления профессиональной деформации;

- психологические основы следственной и судебной тактики.


уметь:

- учитывать психологические закономерности при осуществлении правоприменительной деятельности;

- применять психологические знания для анализа информации и поведения личности;

- распознавать собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражители; управлять своими эмоциями;

- анализировать индивидуальные особенности личности, определять направления и способы коррекции поведения человека;

-определять эффективные с точки зрения психологии тактические приемы, направленные на преодоление лжи и сокрытия информации;

- применять знания о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений.
владеть:

- представлением о физиологической основе психических явлений, основных законах нервной деятельности человека, внешних проявлениях психических феноменов: осознать роль этих знаний в профессиональной деятельности юриста;

- навыками самонаблюдения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологических явлений;

- приемами корректного общения, возбуждения и удержания внимания слушателей; навыками свободного публичного выступления;

- навыками здорового образа жизни, как необходимым условием преодоления профессиональной деформации.
быть способным:

- вести дискуссию;

- применять приобретенные психологические знания для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении правоприменительной деятельности;

- применять эффективные психологические приемы для организации работы в коллективе, повышения качества принимаемых решений.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Изучение дисциплины «Юридическая психология» базируется на знании учебных дисциплин «Философия», «Психология», «Социология», «Профессиональная этика», «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Криминалистика», «Судебная медицина».

Являясь дисциплиной по выбору профессионального цикла, данная дисциплина обеспечивает изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин, установленных Государственным образовательным стандартом по направлению – 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Юридическая психология» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности):



а) общекультурных (ОК):

ОК-1 осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-5 обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

ОК-7 стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы;


б) профессиональных (ПК):

в правоприменительной деятельности:

ПК-2 быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

в правоохранительной деятельности:

ПК-9 уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-10 быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

ПК-11 быть способным осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.


4.Структура и содержание тем дисциплины

Учебная программа
Тема 1. Предмет юридической психологии

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процесса.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Тема 2. История развития юридической психологии

Предыстория возникновения юридической психологии. Предпосылки возникновения юридической психологии. Этапы формирования как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в развитии. История развития юридической психологии в западных странах. Развитие отечественной юридической психологии.



Тема 3. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура)

Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.

Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. Психологическая характеристика речи участников общения. Явления персеверации, вербальной ригидности. Нарушения речи, их психодиагностическое значение.

Речевое поведение юриста. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста.

Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Средства невербального общения, их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.

Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения.



Тема 4. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и многообразие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Тема 5. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности - разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Развитые воображение, интуиция.

Организаторские, управленческие качества личности юриста. Активность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение прогнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организованность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. Понятие профессиональной надежности.



Тема 6. Психология преступного поведения (психология преступления)

Противоправные (преступные) проявления - разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема профессиональной вменяемости.

Тема 7. Психология личности преступника

Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.

Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовных дел в суде.

Тема 8. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)

Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классификация групп. Соотношение понятий группы и коллектива.

Психологическая характеристика больших и малых социальных групп. Роль привычек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных и иных бедствий.

Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.

Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формирования (группах).



Тема 9. Психологическая характеристика потерпевшего

Факторы формирования личности потерпевшего. Поведение до совершения преступления. Факторы, влияющие на поведение потерпевшего в момент совершения преступления. Исследование личности потерпевшего. Рекомендации по изучению личности потерпевшего при предварительном следствии с целью получения от него достоверных показаний. Факторы, влияющие на показания потерпевшего.



Тема 10. Психологические основы предварительного расследования

Психология производства различных следственных действий: осмотра места происшествия (место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника, следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия, установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника, инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания и др.), следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия, обыска (психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска), допроса и очной ставки (обще социально-психологические особенности ведения допроса, а также в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуациях, психология лжи и др.).

Психологическая деятельность следователя при производстве следственных действий. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственных действий.

Тема 11. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.



Тема 12. Психологические особенности судопроизводства

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда.

Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации познавательных психических процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела.

Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.



Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница