|
Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
|
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.68 «Политология», обучающихся по магистерской программе «Политические институты и инновации» изучающих дисциплину «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития».
Программа разработана в соответствии с:
-
ФГОС стандартом «Политология»
-
Образовательной программой 030200.68 Политология
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ Для направления 030200.68 «Политология» для магистерской программы «Политические институты и инновации, утвержденным в 2010 г.
2. Цели освоения дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную часть подготовки магистров по данному направлению.
Актуальность курса обусловлена тем, что интенсивные преобразования современного общества за последние полтора столетия, отечественный исторический опыт убедительно показывают зависимость успешности таких преобразований от учета социально-культурных факторов. Культура как система порождения, отбора, хранения, воспроизводства и трансляции социального опыта является условием, существенно определяющем возможности реализации политических и экономических проектов и программ в национальном и международном масштабах. При этом, она может выступать как ресурсом, способствующим реализации нововведений, так и барьером, порождающим сопротивление их осуществлению.
Рассмотрение такого опыта, осмысление роли и значения конкретных социально-культурных факторов, институтов, определяющих результат и характер социально-политических преобразований, возможности экспертизы предлагаемых программ, оценки их перспективности, является важным компонентом подготовки магистров-политологов.
Содержание программы курса основывается на работах отечественных и зарубежных авторов, на материалах современных исследований и публикаций, в том числе и выполненных автором курса. Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных разработчиком программы.
Целями освоения дисциплины «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития» являются:
-
формирование у слушателей обоснованных представлений о содержании, роли и действии социально-культурных факторов и условий модернизации и инновационного развития;
-
приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного анализа и оценки таких факторов;
-
расширение у них политологического и профессионального кругозора
-
овладение профессиональным концептуальным и терминологическим аппаратом сравнительного анализа политических культур;
-
знание основных социально-политических институтов, определяющих возможности оптимизации социально-культурной среды конкретного общества;
-
знакомство с современным отечественным и зарубежным опытом модернизации, реализации политических инноваций, критериями оценки их эффективности;
-
умение и навыки анализа политической культуры, соотнесения ее элементов с целями и возможностями реализации конкретных проектов и программ национального и регионального масштаба.
Изучение курса осуществляется на основе проведения взаимосвязанных между собой видов учебных занятий и форм обучения, к числу которых относятся лекционные, семинарские занятия, групповые дискуссии, деловые игры и самостоятельная работа.
Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть знаниями в области истории политических учений, философии, политическая история России и зарубежных стран в объеме, предусмотренном федеральным компонентом (ЕН.Ф.01) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра и программой вступительных испытаний в магистратуру факультета прикладной политологии для направления «Политология».
Предполагается, что студенты владеют английским языком на уровне, позволяющем им свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях, и монографии по темам курса.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать основные концепции политической культуры, ее природы, содержания и роли в модернизации общества современной мировой и отечественной политической теории и философии; мировой и отечественный опыт модернизаций.
-
Уметь использовать понятийный аппарат современной политической философии и теории для анализа, осмысления и интерпретации политических процессов в современном обществе, в т.ч.:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную экономическую, социологическую и политическую информацию, выявляя общие черты и различия в общественной жизни, устанавливать соответствия между ее событиями и явлениями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных явлений, включая взаимодействие бизнеса, государства и общества, важнейших социальных институтов экономики, политики, гражданского общества;
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
-
осуществлять поиск информации в различных информационных системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
-
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную политическую информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов экономической, политической и общественной жизни с точки зрения социальных норм, политической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной и политической проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам развития российского общества.
-
Иметь навыки дискурсивных практик (в устной и письменной форме) осмысления и обсуждения актуальных политических проблем, приобрести опыт публичной аргументации в обсуждении этих проблем, в т.ч.:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей;
-
сознательного взаимодействия с различными социальными институтами современного российского общества;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных политических действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с политико-экономической и социологической точек зрения;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Изучение дисциплины формирует способности слушателя применять и использовать корпус современных знаний в области экономических, политических, гуманитарных и социальных наук для:
-
постановки актуальных проблем в конкретном секторе современной российской реальности,
-
концептуализации данной проблемной области на современном уровне;
-
разработки исследовательских программ и методического инструментария анализа;
-
организации процесса прикладного исследования;
-
обработки и анализа эмпирической информации по теме исследования;
-
представления полученных результатов исследования в адекватной форме научных докладов, рефератов и публикаций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
|
ОК-1
|
- готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях
- участвует в обсуждении докладов и сообщений
- сдает зачет
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- подготовка письменной работы
|
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности
|
ОК-2
|
- использует данные социологических и социально-психологических исследований
- оценивает соотношение экономических и социальных факторов в политических процессах
- знакомится с основными подходами, используемыми в современной политической философии
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- подготовка письменной работы
|
способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности
|
ОК-4
|
- читает литературу к курсу на иностранных языках
- знакомится с эмпирическими базами данных на иностранных языках
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- работа с информацией, представленной в сети Интернет
|
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение
|
ОК-11
|
- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках
- использует данные из этих эмпирических баз для написания работ
- проводит анализ данных регионального развития
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- работа с информацией, представленной в сети Интернет
|
способность ориентироваться в постановке задачи и определять средства ее решения
|
ОК-15
|
- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
- читает литературу на иностранных языках
- работает с данными, записанными на иностранном языке
- готовит письменную работу
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- участие в обсуждении докладов и сообщений
- подготовка письменной работы
|
способность и готовность применять знания о современных методах исследования
|
ОК-16
|
- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках
- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
- готовит письменную работу для коллоквиума
- знакомится с примерами лучших практик отечественных и зарубежных политических исследований
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- работа с информацией, представленной в сети Интернет
- подготовка письменной работы
|
способность и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований
|
ОК-17
|
- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке
- готовит письменную работу
|
- подготовка письменной работы для коллоквиума
- подготовка и сдача итогового экзамена
|
способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию
|
ОК-18
|
- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках
- использует данные из этих эмпирических баз для написания работ
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- работа с информацией, представленной в сети Интернет
- подготовка письменной работы
|
способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы
|
ОК-20
|
- готовит письменную работу для коллоквиума
- делает доклады и сообщения на семинарах, в т.ч. в PowerPoint
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- подготовка письменной работы
|
способность и умение использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти
|
ПК-1
|
- делает доклады и сообщения на семинарах
- готовит письменную работу
- сдает итоговый зачет
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- подготовка письменной работы для коллоквиума
- подготовка и сдача итогового экзамена
|
способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области политической науки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта
|
ПК-2
|
- делает доклады и сообщения на семинарах
- готовит письменную работу
- знакомится с примерами лучших практик отечественных и зарубежных политических исследований
- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках
|
- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях
- подготовка эссе
- подготовка и сдача итогового экзамена
|
способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры)
|
ПК-3
|
- готовит письменную работу
|
- подготовка письменной работы
|
Это предполагает наличие и развитие у слушателей:
-
мыслительных умений: выделение главной мысли, идеи в лекции либо в письменном тексте, умение анализировать явление, сравнивать, обобщать, делать выводы, осуществлять перенос знаний (внутрипредметные и межпредметные связи, связь с современностью, с личным жизненным опытом и т.д.), умение определять собственное позицию в отношении к получаемым на занятии сведениям, четко формулировать ее, аргументировать свою точку зрения, высказывать оценочные суждения, осуществлять самоанализ;
-
коммуникативных умений: владение устной и письменной речью, умение вести диалог, участвовать в дискуссии; в развернутой монологической речи раскрывать содержание изучаемой проблемы, выступать с сообщениями и докладами;
-
информационных умений: воспринимать сведения на слух, фиксировать их в виде записей; умения работать с письменными текстами, самостоятельно извлекая из них информацию и оформляя ее в виде цитат, извлечений, тезисов, конспектов и др.; умение систематизировать информацию в виде составления и заполнения таблиц, графиков, схем и др.;
-
умений самоорганизации: умение планировать самостоятельную работу в процессе внеурочной деятельности по подготовке к семинару, коллоквиуму, диспуту; умение работать на занятии в группах сменного состава, участвовать в групповых формах деятельности; умение определять задачи самообразования и реализовывать их.
Каталог: data -> 20122012 -> Технология литографических процессов2012 -> Программа «Стратегическое и корпоративное управление»2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»2012 -> Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ2012 -> Программа исследований (предварительная версия) Москва, лас, январь 2012г2012 -> Возможные руководители: Шляго нн., Балашов А. И., Котляров И. Д., Тарасова Ю. А., Козлова Ю. А., Рання Н. А., Смирнова Е. Э., Корчагина Е. В., Чуланова Г. Ю.,, Соколова А. А. и др2012 -> Программа дисциплины Политическая антропология России (курс по выбору) Для направления 030200. 62 Политология2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»2012 -> Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
Поделитесь с Вашими друзьями: |