Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»



Скачать 133.63 Kb.
Дата24.04.2016
Размер133.63 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины «Психология поиска смысла»


для направления 030300.68 «Психология»

для магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия»

Автор программы:

А. Лэнгле, Ph. D, M.D., existenz@hse.ru

В.Б. Шумский, к. психол.н., vshymsk@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.АШтроо


Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г

Председатель В.А.Штроо________________________ [подпись]


Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись]


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Требования к студентам (пререквизиты)

Учебная дисциплина «Психология поиска смысла» магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия).



Для обучения по данной дисциплине необходимо предварительное изучение учебных дисциплин «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности» («Основы феноменологии»), «Жизненные отношения личности» («Экзистенциальный анализ ценностей личности»), «Персональный экзистенциальный анализ» («Психология аутентичности»).
Учебные задачи дисциплины

  • усвоение основных понятий 4-й фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной с поиском, нахождением и осуществлением смысла в конкретном поступке;

  • изучение и самопознание спонтанных защитных реакций, возникающих вследствие заблокированности осуществления смысла и ощущение потери смысла;

  • изучение и самопознание основных экзистенциальных реальностей, связанных с 4-й экзистенциальной фундаментальной мотивацией: структурная взаимосвязанность моментов бытия, направленнось в будущее, решимость, самоотдача, ощущение внутренней исполненности vs. экзистенциальный вакуум, экзистенциальный и онтологический смысл;

  • овладение методом нахождения экзистенциального смысла;

  • освоение основных этапов помощи пациенту в преодолении жизненных кризисов;

  • освоение общих принципов помощи суицидальным пациентам;

  • освоение общих принципов сопровождения умирающего.


Тематический план учебной дисциплины



п/п

Наименование темы


Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практич. занятия

1

Значение вопроса о смысле. «Экзистенциальный поворот» В. Франкла

14

2

2

10

2

Копинговые реакции при отсутствии смысла

18

4

4

10

3

Предпосылки для наполненной смыслом экзистенции

18

4

4

10

4

Онтологический и экзистенциальный смысл. Метод нахождения экзистенциального смысла

20

4

6

10

5

Консультативная помощь в кризисных ситуациях потери смысла

22

6

6

12

6

Теория экзистенции

16

4

2

8




ИТОГО

108

24

24

60


Базовые учебники:
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с. http://www.klex.ru/2bv


  • Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000. 368 с.

Методика формирования итоговой оценки:

Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях: посещаемость, участие в дискуссиях и работе малых групп. Оценки за работу на лекционных и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту, глубину и рефлексивность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Отекущий = 1·Ореферат;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Озач – оценка за зачет:

Оитоговый = 0,4·Озач + 0,1·Отекущий +0,1·Осам +0,4·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу


0,1·Отекущий +0,1·Осам +0,4·Оаудиторная

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу


0,1·Отекущий +0,1·Осам +0,4·Оаудиторная

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.


Содержание программы:

Тема 1. Значение вопроса о смысле. «Экзистенциальный поворот» В. Франкла

Содержание темы: Вопрос о смысле как глубоко человеческий вопрос. Вопрос о смысле в истории культуры. Малые и большие вопросы о смысле. Фазы кризисов смысла в человеческой жизни. «Коперниковский поворот» в вопросе о смысле, осуществленный В. Франклом. Экзистенциальная ситуация человека: неустранимая соотнесенность с миром, диалогический характер экзистенции, необходимость давать ответы на «запросы мира». Значение представлений о смысле В. Франкла для практики психологического консультирования и психотерапии. Основа представлений о смысле в современном экзистенциальном анализе – необходимость равноправного соотнесения как «запросов мира», так и вопросов идентичности и становления личности.


Основная литература:

  1. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию / Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 47-77, №2, 2010, с. 41-79.

  2. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. – М.: Генезис, 2004, с. 24-44, 58-67.

  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с.24-44., с. 284-307.

Дополнительная литература:

  1. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Том 1. М.: Территория будущего, 2008. 576 с.

  2. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Канон+, 2005. 480 с.

  3. Франк С.Л. Смысл жизни. http://vehi.net/frank/smysl_zhi.html


Тема 2. Копинговые реакции при отсутствии смысла

Содержание темы: «Экзистенциальный вакуум» как исходное чувство для копинговых реакций 4-й фундаментальной экзистенциальной мотивации. Жизнь в установке «временщика» без внутренней включенности в поиск смысла. Зависимость от временных отношений. Копинговые реакция активизма: конструирование суррогатов смысла, жизнь играюче-развлекаясь, стремление к удовольствию и власти, фиксация на сверхценной идее, фанатизм. Копинговые реакция агрессии: вандализм, моббинг, цинизм, сарказм. Копинговые реакция по типу «рефлекса мнимой смерти»: безнадежность, нигилистическая пассивность, апатия, одурманивание (алкоголизм, наркомания).


Основная литература:

  1. Лэнгле А. Агрессия: причины возникновения и формы агрессии с позиции экзистенциального анализа / Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006, с. 184-207.

  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 308-320.

  3. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009, с. 7-29.

Дополнительная литература:

  1. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. 368 с.

  2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Эксмо, 2008. 608 с.


Тема 3. Предпосылки наполненной смыслом экзистенции

Содержание темы: О чем спрашивает человек, когда задает вопрос о смысле? Компоненты поиска смысла. Диалогическое соотнесение личности с внешним миром. Ориентирование и понимание взаимосвязей. Ответственность как «наилучший ответ» на запрос ситуации. Оппонирующая и интегрирующая концепции смысла. Ценности как основа для нахождения смысла. Три категории ценностей по В. Франклу. Нахождение смысла страдания, которого невозможно избежать. «Жизненные задачи» и их распознавание. Поле деятельности, структурные взаимосвязи как включенность в различные контексты жизни, видение ценностей, которые должны быть воплощены в будущем. Смысл и успех.


Основная литература:

  1. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 127 с.

  2. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию / Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 47-77, №2, 2010, с. 41-79.

  3. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009, с. 30-103.

Дополнительная литература:

  1. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 285 с.

  2. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. 288 с.


Тема 4. Онтологический и экзистенциальный смысл.

Метод нахождения экзистенциального смысла

Содержание темы: Онтологический вопрос о смысле – вопрос о смысле бытия. Понятие «Сверх-смысл» В. Франкла. Экзистенциальный вопрос о смысле – вопрос о смысле моего действия, за которое я отвечаю. Классическое определение смысла по В. Франклу. Экзистенциальный смысл как самая ценная возможность, существующая в ситуации. Соотношения онтологического и экзистенциального смысла: значение для практики консультирования и психотерапии. Беседы о нахождении смысла – «метод жизненного горизонта». Метод нахождения экзистенциального смысла: показания, систематизация отдельных шагов – восприятие, оценка, выбор, действие; примеры из практики.

Основная литература:


  1. Дрекслер Х. Шаги к смыслу / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии : сборник статей. М.: Генезис, 2009, с. 196-213.

  2. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 127 с.

  3. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. с. 185-216.

Дополнительная литература:

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 487 с.

  2. Лэнгле А., Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т. 2. № 2. C. 99-109.

  3. Уколова Е.М. Обретение себя и преодоление бессмысленности бытия в учении В. Франкла // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические  и практические проблемы психологии и педагогики, №2(14), 2009, с. 132-140.

  4. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2001. 256 с.


Тема 5. Консультативная помощь в кризисных ситуациях потери смысла

Содержание темы: Эндогенная и экзогенная формы утраты смысла. Общее представление о кризисе. Травматический кризис, кризис в связи с переменами в жизни (пубертат, кризис середины жизни, увольнение с работы, выход на пенсию и т.д.) Психологический смысл кризиса. Общее представление об экзистенциально-аналитическом подходе к помощи человеку, переживающему кризисное состояние. Фазы и симптомы суицидальности. Распознавание суицидальности при диссимуляции. Заключение «антисуицидального контракта». Сопровождение умирающего: неприемлемость любых методов и техник, максимальная индивидуализация.


Основная литература:

  1. Лэнгле А. Травма и смысл. Против утраты человеческого достоинства / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: сборник статей. М.: Генезис, 2009, с. 163-187.

  2. Лэнгле А. Ради чего все это? Путь, ведущий к смыслу / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: сборник статей. М.: Генезис, 2009, с. 263-276.

  3. Франкл В. Доктор и душа. М.: Ювента, 1997, с.15-84.

Дополнительная литература:

  1. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев: София, 2001. 320 с.

  2. Лэнгле А. Воспринимать то, что трогает. Феноменология в практике экзистенциального анализа // Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 79-112.

  3. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. №2, 2008, с. 37-57.

  4. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии. М.: Генезис, 2010. 128 с.

  5. Франкл В. Сказать жизни “Да!” Психолог в концлагере. М.: Альпина-нон-фикшн, 2011. 240 с.


Тема 6. Теория экзистенции

Содержание темы: Экзистенция как духовный подъем над фактичностью и обусловленностью. 3 экзистенциала по В. Франклу: свобода, ответственность, духовность. Понятие экзистенции у М. Хайдеггера. Процессуальная диалогическая и структурная модели экзистенции в современном экзистенциальном анализе. Экзистенция и счастье. Временнáя структура экзистенции. Измеренное время – проживаемое время. Циклическое и линейное время. Время как kairos, epoché и aion. Будущее как возможности. Ценность начала. Экзистенция и любовь.


Основная литература:

  1. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006, с. 20-64.

  2. Кольбе К. Смысл и счастье. Влияние смысла на переживание полноты жизни // Экзистенциальный анализ. Бюллетень № 1, 2009, с 31-46.

  3. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. 105 с.

Дополнительная литература:

  1. Августин А. Исповедь. СПб.: Издательский дом «Азбука классика», 2008. 400 с.

  2. Болотова А.К. Психология организации времени: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.

  3. Лэнгле А. Виктор Франкл: портрет. М.: РОССПЭН, 2011. 247 с.

  4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Предмет и метод психологии. Антология / под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект, 2005, с. 209-233.

  5. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 509 с.


ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тематика рефератов:


  • Понимание смысла у С.Л. Франка и В. Франкла: общее и отличное

  • Понимание смысла у Е.Н. Трубецкого и В. Франкла: общее и отличное.

  • Проблемы смысла, связанные с нарушениями основных условий экзистенции

  • Фазы кризисов смысла в человеческой жизни

  • Становление как характеристика смысла

  • Вопрос о смысле в повседневности и в пограничных ситуациях

  • Концепция смысла В. Франкла: вклад в культуру

  • Бренность и смысл

  • Понимание времени у А. Августина и М. Хайдеггера

  • Понимание любви в гуманистической и экзистенциальной психологии


Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины:
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

Каково значение «экзистенциального поворота В. Франкла для практики консультирования?

Сравните представления о смысле в логотерапии В. Франкла и в современном экзистенциальном анализе.

В чем состоит копинговая реакция «основное движение» 4-й ФМ?

В чем состоит копинговая реакция «парадоксальное движение» 4-й ФМ?

В чем состоит копинговая реакция агрессии 4-й ФМ?

В чем состоит копинговая реакция «рефлекс мнимой смерти» 4-й ФМ?

Каковы основные предпосылки наполненной смыслом экзистенции?

Каково соотношение онтологического и экзистенциального смысла?

Каковы шаги метода нахождения смысла?

В чем, с точки зрения экзистенциального анализа, состоит помощь человеку, находящемуся в кризисном состоянии?

Каковы основные моменты при работе с суицидальным пациентом?

На что, с точки зрения экзистенциального анализа, следует обращать внимание при общении с умирающим?

В чем состоят основные моменты экзистенциально-аналитического понимания любви?

С чем связана притягательность эротики для человека?

Авторы программы: Лэнгле А.


Шумский В.Б.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница