Программа дисциплины в. 1 Философские и социальные проблемы спорта по направлению 034500. 68 Спорт Квалификация (степень) выпускника магистр



Скачать 198.4 Kb.
Дата20.05.2016
Размер198.4 Kb.
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М1.В.1 Философские и социальные проблемы спорта
по направлению 034500.68 Спорт
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения очная

Уфа 2014

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1Цель и задачи курса

Цель курса - помочь магистрам усвоить и осмыслить социально-философские основы спорта: характер, содержание, особенноcти этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их решения.

Основные задачи курса:

- выработать правильное общее и целостное представление о социальной и философской сущности и проблемах спорта, их возникновении и развитии как общественных явлений, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями;

- научить магистрантов применять эти знания для осмысления социальных явлений и процессов в сфере физической культуры;

- обучить методическим и методологическим основам курса



1.2 Место курса в структуре ООП

Данный курс относится к вариативной части гуманитарного, экономического и социального цикла ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения,изучается на дневном отделении на 1 курсе в 1 семестре. До начала изучения дисциплины или параллельно с ней необходимо изучение М1.Б.1 Истории и методологии научных исследований в области спорта, Б1.Б.2 Философии.



1.3Перечень формируемых компетенций

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть:



Общекультурными компетенциями:

ОК-1 - способностью развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ПК-10-способностью применять свои знания и педагогический опыт при решении проблем в новой или незнакомой среде

ПК-14 –способностью и готовностью вести диалог, дискуссию, деловое и профессиональное общение, применять методы психолого-педагогического и речевого воздействия на личность и коллектив для достижения поставленных профессиональных целей



1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

На основе изучения курса студенты должны:



знать:

- предмет и понимать значение физической культуры и спорта;

- основные философские концепции в области спорта;

- социологические теории относительно проблем спорта и физической культуры

уметь:

- применять полученные знания для осмысления современных coциальных явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта;

- дифференцировать социальные институты «физическая культура» и «спорт».

владеть:

– культурой ведения диалога, дискуссии;

– основами социологического и политологического анализа;

– навыками исследовательской работы;

– терминологическим аппаратом.
1.5 Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Основные формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка докладов, работа с научно-справочной литературой, включая интернет-источники, выполнение практических заданий из учебных пособий, в т.ч. электронных.

Практические занятия предусматривают элементы проектной деятельности, различные формы группой работы и работы в парах, составление логических схем, игр с терминами. ПЗ № 3, проводится в такой интерактивной форме как кейс «Макет социологического исследования».

Лекционныезанятия № 2, 3, 4, проводятся в таких интерактивных формах как лекция-визуализация, дискуссии, круглый стол, что позволит выявить и обсудить различные точки зрения по наиболее актуальным вопросам, которые существуют в политической и социологической науке по изучаемым темам, позволяя выработать у студентов наиболее объективные подходы к их решению.
II Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов / ЗЕТ



Распределение по семестрам

(в часах)



1

Общая трудоемкость дисциплины

72(2 ЗЕТ)

72(2 ЗЕТ)

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. лекции (Л)

практические занятия (ПЗ)

семинары (С)

лабораторные работы (ЛР)

другие виды аудиторных занятий



20

4
16



20

4
16



Самостоятельная работы студента (СРС)

в т.ч. курсовая работа

реферат

другие виды СРС



52

52

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


2.2 Разделы дисциплины

Модуль 1 Философские проблемы спорта.

Модуль 2. Социальные проблемы спорта

Модуль 3. Основы социологического исследования.


2.3 Темы дисциплины и их краткое содержание


№ п/п

Тема

Краткое содержание

1.


Введение
Философские проблемы спорта

Цели и задачи учебного курса «Социальные проблемы физической культуры» Содержание (проблематика) курса. Значение курса социологии физической культуры и спорта для специалистов физической культуры и спорта.Организация и формы занятий. Требования к магистрам.

Влияние социальной системы и социальных условий на ценности физической культуры. Исторический характер физической культуры, ее изменение на различных этапах развития общества. Развитие представлений о смысле и ценности тела человека.

Модели физической (соматической) культуры, их генезис и особенности на различных этапах социально-экономического и культурного развития общества. Критика антиисторизма в трактовке физической культуры. Современные тенденции общественного развития и социальные проблемы телесности. Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре. Основные направления в деятельности по пропаганде ценностей физической культуры.

Трансформация общества и влияние ее на физическую культуру и спорт. Потребности в физкультурно-спортивной деятельности. Негативное и позитивное влияние на физкультурную деятельность в реформирующим обществе. Процесс влияния социальных и других условий и факторов в период трансформации общества. Доступность различных видов физкультурной деятельности индивидам, относящимся к различным стратам.

Феномен возникновения и развития профессионального и массового спорта, который отличается от общей физической деятельности.

Физкультурная деятельность все более превращается в вид культурной деятельности. В настоящее время существует несколько взаимосвязанных специальных теорий: первая группа теорий изучает физическую культуру и спорт; вторая физическое воспитание; третья-теория спорта; четвертая теории здорового образа жизни и физической культуры личности. И новая теория-теория массовой физкультурно-оздоровительной деятельности.

Начало спада физкультурной деятельности. Уменьшение материально-технической базы, снижение числа занимающихся. Особенности и недостатки физкультурной деятельности. Формирование социальных установок.


2.

Социальные проблемы спорта.

Понятие «объект» и «предмет» дисциплины. Методология решения проблемы.

Определение и обоснование социального статуса объектов сферы физической культуры и спорта. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей физической культуры и спорта с другими элементами социальной системы. Проблемы отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к физической культуре и спорту. Проблемы влияния физической культуры и спорта на социального субъекта. Анализ места физической культуры и спорта в социуме.

Основные направления развития и современное состояние физической культуры и спорта.

Социальное и культурное значение занятий физкультурой как особой формы двигательной (физической) активности человека. Физкультурное образование и воспитание: целевая направленность, сущность, компоненты, реализация и значение. Роль физкультуры в здоровом образе и стиле жизни Соревнование и его разновидности. Особенности игровой деятельности и спортивного соревнования. Социокультурный смысл «спортивной» модели соревнования. Понятие спорта. «Спорт для всех» («массовый», «ординарный», «общедоступный» спорт) и «спорт высших достижений» («большой», «рекорд» спорт, как основные разновидности спорта. Конкретно-исторический характер спорта. Спортивное движение как социальный феномен. Спортивное воспитание и спортивная культура. Спортивно-гуманистическое воспитание.

Особенности, функции и значение спорта как социального института.

Трудности и разногласия в оценке социально-культурной ценности спорта, определении его места в системе явлений культуры. Методология решения данной проблемы.

Культурный гуманистический потенциал спорта. Спорт как средство социализации и воспитания. Эстетическое содержание спорта. Формы эстетической деятельности, связанные с занятиями спортом. Роль и значение эстетических компонентов спорта. Спорт и искусство. Проблема интеграции спорта с искусством и пути ее решения. Нравственный потенциал спорта. Действие и проявление морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения в сфере спорта, их значение.

Социальные функции и значение спорта на различных этапах развития общества. Гуманистическая ценность современного спорта. Роль спорта в формировании и развитии личности. Спорт как фактор формирования и развития культуры мира. Спортивное зрелище и его особенности. Антигуманные проявления в современном спорте. Агрессия и насилие в современном спорте. Фаны: феномен околоспортивной толпы. Проблема допинга. Проблема взаимосвязи спорта и политики. Различные подходы к решению данной проблемы. Реальная взаимосвязь спорта и политики. Формы проявления этой взаимосвязи, ее позитивные и негативные стороны. Роль спорта в системе международных отношений. Спорт как фактор миролюбия и конфронтации. Государство и спорт. Государственная политика России и других стран в области физического воспитания и спорта.

Различие социальных функций «общедоступного» спорта («спорта для всех») и «спорта высших достижений». Смысл и значение рекордов в спорте. Гуманистический вектор спорта высших достижений и связанные с ним негативные явления. Конверсия спортивных технологий в физическом воспитании. Любительский, профессиональный и коммерческий спорт, их социальная характеристика и особенности. Проблема оценки социальной роли и значения детского спорта.

Факторы, определяющие социальное содержание, социальные функции и гуманистическую ценность спорта для личности и общества.

Социальные барьеры на пути полной и эффективной реализации гуманистического потенциала спорта. Социальные противоречия, определяющие кризисную ситуацию в развитии спорта высших достижений.

Инновационные проекты и программы освоения ценностей физкультурно-спортивной деятельности, гуманизации спорта, организации физкультурного, спортивного и спортивно-гуманистического воспитания.

Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физкультурно-спортивной деятельности.

Будущее спорта: социологический прогноз.





Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры.


Спортивная карьера как социально-педагогический феномен. Понятие, специфики и виды спортивной карьеры. Онтогенез, жизненный путь и спортивной карьеры.

Социально-психологические особенности основных этапов спортивной карьеры: начало спортивной специализации; перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; перехода от кульминации к финишу; завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере. Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Характеристика кризисных аспектов основных периодов спортивной карьеры «мужской» и «женской» спортивной карьеры. Социальная адаптация спортсменов и спортсменок после завершения спортивной карьеры.




Становление олимпийского движения как социального института.

История возникновения и развития Олимпийских игр. Социальная роль и значение агонистики в культуре Древней Греции. Социальное содержание древнегреческих Олимпийских игр.

Основные положения социально-педагогической концепции основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. Понимание им роли спорта в системе воспитания, целей и задач олимпийского движения, его необходимости, идеалов и ценностей олимпизма. Идеи Кубертена о поведении олимпийского атлета, о гармоничном развитии его личности, о необходимости интеграции спорта и искусства.




Теоретико-методологические основы социологических исследований в области спорта.

Определение объекта и предмета социологии. Многообразие подходов, основные дискуссии. Специфика предмета социологии как части социальной реальности из всего комплекса человеческих отношений и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система. Масштабы изучения предмета: структура общества в целом или его часть. Социальная реальность как объект или его часть как предмет социологии. Общество как объект социологии и других социально-гуманитарных наук. Экономика как часть общественной системы и ее социальный аспект. Социальная сфера как предметная область социологии. Социальное взаимодействие как родовое понятие социологии.

Сложность структуры общества как предпосылка и причина сложности структуры социологического знания. Категории социальной структуры. Категории социальной динамики. Конкретно-социологические дисциплины.

Функции и задачи социологии.

Зависимость методов СИ от их предмета и уровня. Три уровня социологических исследований: 1) фундаментальные, общесоциологические; 2) теории среднего уровня; 3) первичное обобщение эмпирических данных. Основные принципы, дифференциация. Взаимодополняемость теории и эмпирии в социологических исследованиях.

Классификация методов и техники эмпирического социологического исследования. Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования. Формирование программы и основные этапы прикладного социологического исследования.

Основные методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов. Виды, особенности, преимущества и недостатки.

Три периода в истории социологии: 1) античность; 2) средневековье и Новое время; 3) современность.

Современный этап социологического знания. Огюст Конт (1798–1857 гг.). Позитивный метод Конта. Эмиль Дюркгейм (1858–1917 гг.), как продолжатель идей О. Конта. Социальная солидарность как центральная проблема общества. Разделение труда – условие общественной гармонии. Герберт Спенсер (1820–1903 гг.), англ. социолог XIX века. Макс Вебер (1864–1920 гг., нем.) Причины развития общества – культурные ценности. Позитивная роль интеллигенции. Научный метод Вебера – поиск логики мотивов людей, событий, социальных действий. Теория «социального действия».

Макросоциологические теории. Структурный функционализм Б. Малиновского и ТолкоттаПарсонса. Абстракция и формализм теории Парсонса. Социология «среднего уровня» Роберта К. Мертона (р. 1910 г.). Соединение структурно – функционального анализа с эмпирическим социальным исследованием. Ч. Райт Миллис (1916–1962 гг.), его конфликтология.



3.




Методика и техника составления анкеты


Понятие анкеты. Основные элементы структуры анкеты, их функции. Классификация вопросов. Закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Прямая и косвенные формы постановки вопросов. Различные конструкции вариантов ответа на вопрос. Дихотомические, поливариантные, шкальные, функционально-психологические (вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, контактные, буферные) вопросы. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы (тесты, ловушки). Типы содержательных вопросов: о фактах, о знаниях, о внутренних состояниях (мнениях, интересах, мотивах и т.д.) человека.

Проверка анкеты. Проверка формулировок вопросов. Проверка композиции анкеты. Проверка графического оформления анкеты. Пробное исследование.





2.4 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Заданием для самостоятельной работы является подготовка статьи с презентацией, предназначенной для лиц с ОВЗ (слабослышащие и слабовидящие). Статья должна сопровождаться обязательной самостоятельно разработанной программой конкретно-социологического исследования в области физической культуры, рекреации и спорта. Тема исследования согласуется с преподавателем.



Примерный перечень вопросов к зачету.

1) Раскрытие социальной роли спорта.

2) Анализ основных социальных функций спорта.

3) Место и роль спорта в общественной жизни.

4) Взаимодействие физической культуры и спорта в общественной жизни.

5) Факторы, сопутствующие и препятствующие развитию спорта.

6) Становление и развитие спорта.

7) Место социологии физической культуры и спорта в структуре социологии.

8) Понятие, структура и разновидности физической (соматической) культуры, ее конкретно-исторический характер.

9) Модели физической (соматической) культуры, их генезис и особенности на различных этапax социально-экономического и культурного развития общества.

10) Анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре.

11) Спорт как социальный феномен.

12) Воздействие спортивного зрелища на массовую аудиторию.

13) Проблема гуманистической ценности спорта и пути ее решения.

14) Проблема взаимосвязи спорта и политики, пути ее решения

15) Факторы, определяющие социальное содержание, социальные функции и гуманистическую ценность спорта для личности и общества.

16) Физическая культура и спорт как элемент социализации личности.

17) Понятие «физкультурно-спортивная активность», его теоретическое содержание и эмпирические индикаторы.

17) Социальные барьеры на пути повышения физкультурно-спортивной активности населения.

18) Виды социологического исследования.

19) Методика составления анкеты.

20) Организационные особенности подготовки контент-анализа.

21) Противоречивость результатов фокус-группы.

22) Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры

23) Основные положения социально-педагогической концепции основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.

24) Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения.

25) Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России.

2.5 Виды самостоятельной работы.

III. Проекты.

а) коллективные

1. Обзор российской и зарубежной периодики по социологии.

2. Обзор российской и зарубежной периодики по социологии спорта и физической культуры.

б) групповые, индивидуальные.

1. Контент-анализ СМИ.



  1. Макет анкеты.

3. Современные направления исследований по физической культуре и спорту.

3 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных занятий

№ п/п

№ раздела/

темы


Наименование лекций

Объем, час.

1 семестр




1

1, 2

Философские проблемы спорта.

Cоциальные проблемы спорта



2

2

3

Основы социологических исследований в области спорта

2










4



    1. Тематический план практических занятий



№ п/п

№ раздела/

темы


Наименование лекций

Объем, час.

1 семестр




1

1

Философские проблемы спорта

4

2

2

Cоциальные проблемы спорта

4

3

3

Основы социологических исследований в области спорта

8










16

3.3Тематический план лабораторных занятий (не предусмотрены)

3.4 Тематический план самостоятельной работы студентов

№ п/п

№ раздела

Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)

Сроки выполнения

Формы контроля

Объем, час.

1

1

Спорт как социальный институт (философский анализ)




Конспект статей.

10 часов

2

2

Влияние изменения социальных факторов на функционирование спорта




Конспект

10 часов

3

2

Социальные проблемы спорта




Конспект

10 часов

4

3

Теоретико-методологические проблемы социологического изучения физкультурной деятельности. Методика и техника составления анкеты




Конспект статей

22 часа







ИТОГО

52



4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)

Текущий контроль:

Макет исследования.

Статья.
Итоговый: зачет.



5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1 Перечень рекомендуемой литературы


№ п/п

Наименование литературы

а) основная литература

1

2


Волков Ю.Г. Социология: Учебник. – М., 2013.

Столяров В.И., Предельский А.А. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник. – М., 2015. – 464 с.






б) дополнительная литература

1

2

3


4
5
6
7
8

9


Витизей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта. М., 2006.

Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. М, 2005.

Горелов А.А. Социология [Текст]: учебник / А. А. Горелов. – М.: ЭКСМО, 2006. – 496 с.

Лапин Н.И. Общая социология [Текст]: учебник / Н.И. Лапин. – М.: Высшая школа, 2006. – 415 с.

Общая социология [Текст]: учеб. пособие / под ред А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 654 с.

Социология. Общий курс [Текст]: учебник / под ред. А.С. Страдаченкова; А.В. Филиппова. – М.: Проспект, 2006. – 332 c.

Жолдак В.И., Камлетдинов В.Г. - Очерки социологии физической культуры и спорта. Ч. 1. Введение в социологию. Челябинск: УралГАФК, 2001. – 112 с.

Жолдак В.И., Камлетдинов В.Г. - Очерки социологии физической культуры и спорта. Ч. 3. Социологические аспекты управления физкультурно-спортивной деятельностью. Челябинск: УралГАФК, 2001. – 112 с.

Котова Т.П. История спорта и туризма Башкортостана: Учебное пособия. – Уфа, 2005. – 133 с.



5.2 Перечень методических рекомендации и указаний.

Наименование методических указаний по дисциплине

Назначение (виды занятий, № тем и т.д.)

1

2

Кулбахтина А.З. Современные проблемы массовой физической культуры, рекреации и спорта. Учебное пособие. – Уфа: БИФК, 2014.




Кулбахтина А.З. Современные проблемы массовой физической культуры, рекреации и спорта. Методические указания. – Уфа: БИФК, 2014.




Иванова О.М., Храмова К.В. Социология: методические рекомендации / О.М. Иванова, К.В. Храмова. – Уфа: БашИФК, 2009.





5.3 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедийных материалов и т.п.

Интернет-ресурсы для изучения дисциплины:

Материалы конференции «Россия: путь к социальному государству», Москва, 2008. - http://rusrand.ru/conf/prezent/prezent.html

Федеральный портал «Экономика, социология, менеджмент» - http://ecsocman.edu.ru

http://www.iprbookshop.ru/

http://elibrary.ru

http://wciom.ru/

http://www.levada.ru/

http://e.lanbook.com/

http://www.gumer.info/

Электронные версии журналов:

http://politsocio.uapa.ru/

http://voprospolitolog.ru

http://www.politstudies.ru/



http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html

http://www.ffsn.bsu.by/ru/izdanija/zhurnal-soc.html


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница