Программа дисциплины «Управление в социальных и экономических системах»



Скачать 161.69 Kb.
Дата20.04.2016
Размер161.69 Kb.
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики, информатики и естественных наук

Кафедра прикладной информатики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление в социальных и экономических системах»
Направление подготовки

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Направленность (профиль)



Управление в социальных и экономических системах

Москва

2015

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 875




Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ ИМИЕН

кафедра прикладной информатики _____________________ профессор О.Н. Ромашкова



Эксперты:
ГБОУ ВО МГПУ ИМИЕН

кафедра прикладной информатики _______________________ профессор А.В. Нестеров


Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры прикладной информатики


Протокол № ____________ от __________________________________
Зав. кафедрой: __________________________________ д.т.н., профессор О.Н. Ромашкова

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедрой _____________________________
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института математики, информатики и естественных наук
Протокол №____________ от_____________________________________

Директор института_____________________________ С.Г. Григорьев



1.Цели и задачи освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины является подготовка специалистов высшей квалификации в сфере управления в социальных и экономических системах, усвоивших достижения науки и передовой практики и способных успешно вести практическую деятельность в области разработки методов теории управления применительно к задачам управления в социальной и экономической сферах, включая вопросы анализа, моделирования, оптимизации, совершенствования управления и механизмов принятия решений в организационных системах с целью повышения эффективности их функционирования.

Задачи дисциплины: Основной задачей является изучение наиболее общих закономерностей и тенденций развития управления и принятия решений в социальных и экономических системах (государственных, транснациональных, региональных, корпоративных управленческих структур, и т.п.), что способствует формированию устойчивых мировоззренческих позиций сфере управления в социальных и экономических системах.

2. Место дисциплины в структуре ОП: Б.1.В.ОД.4 Дисциплина необходима для решения задач проектирования, разработки и внедрения информационных систем, анализа и исследования различных свойств информационных систем и их моделей. Для изучения данной дисциплины необходимы базовые «входные» знания и умения, полученные в процессе изучения общих основ информатики и вычислительной техники. Освоение дисциплины предполагает использование аспирантами знаний и практических умений, полученных ранее в процессе изучения основ системного анализа, управления и обработки информации, а также представлений об основных положениях методологии научного исследования применительно к исследуемой предметной области. С учетом того, что повышение эффективности деятельности любого предприятия во многом базируется на результатах моделирования информационных процессов в предметной области и использовании информационных систем – важнейшего компонента информатики и вычислительной техники, особую значимость приобретает рассмотрение вопросов исследования информационных процессов и систем с использованием специализированных программных средств и стандартизованных методов описания процессов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

  • готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способность объективно оценивать результаты исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях (ОПК-5);

  • способность применять основные принципы управления экономическими системами (ПК-1);

  • способность применять основные принципы управления социальными системами (ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • способы моделирования информационных систем.

  • способы спецификации и анализа свойств информационных систем.

  • способы обеспечения корректного функционирования информационных систем.

  • методы автоматической проверки корректности модели информационной системы.

Уметь:

- проводить спецификацию систем на формальном языке и применять формальные методы для доказательства корректности систем.



Владеть:

Иметь опыт деятельности:

быть способным применять и разрабатывать методы и средства системного анализа, оптимизации, управления, принятия решений и обработки информации применительно к сложным системам.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

54




3

В том числе:










Лекции

28




28

Практические занятия (ПЗ)

26




26

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

126




126

В том числе:










Указываются виды самостоятельной работы










Подготовка к коллоквиуму










Подготовка реферата

40




40

Подготовка к деловой игре










Решение задач и т.д.

86




86

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

Экзамен, 36




Экзамен, 36

Общая трудоемкость часы
зачетные единицы

216





216



6








5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Тема 1. Управленческие отношения и организационное управление.

4

4







20

28

2

Тема 2. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления.

4

4







20

28

3

Тема 3. Функции управления.

4

4







20

28

4

Тема 4. Общество как социально-экономическая система.

4

4







20

28

5

Тема 5. Информационное обеспечение систем организационного управления.

4

4







20

28

6

Тема 6. Методы оценки деятельности и эффективности управления.

8

6







26

40


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Тема 1. Управленческие отношения и организационное управление.

Предмет теории управления. Управленческие отношения и понятие организационного управления. Цели управления. Дерево целей. Специфика работы с целевой информацией. Критерии эффективности и ограничения при достижении цели. Управление в сложных системах. Понятие обратной связи и ее роль в управлении. Формализация и постановка задач управления. Основные структуры и методы управления социально-экономическими системами: административно-организационные, экономические, социально-психологические и др. Специфика управления социальными и экономическими системами. Математическое и имитационное моделирование. Роль человека в управлении социальными и экономическими системами. Современные управленческие подходы: управлением качеством, обучающаяся организация, управление знаниями.

2

Тема 2. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления.

Основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, среда. Свойства системы: целостность и членимость, связность, структура, организация и самоорганизация, интегрированные качества. Организация как система. Основные понятия социологии организаций и социальной психологии: власть, лидерство, коммуникации, авторитет, стили руководства.

3

Тема 3. Функции управления.

Понятие функций управления и их классификация, общие и специфические функции, стратегическое планирование в организационных системах управления, тактическое и оперативное планирование, оперативное управление, организация и информационное взаимодействие, модели и методы принятия решений, принятие решений в условиях риска и неопределенности, использование экспертных оценок при принятии решений, консультационная деятельность при принятии решений, психологические аспекты принятия и реализации решений, особенности коллективного принятия решений, особенности принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций, переговоры и выборы, личность и коллектив как объекты управления.

4

Тема 4. Общество как социально-экономическая система.

Социальная структура общества, социальные институты, их функции и взаимодействие. Связь социальных и экономических аспектов управления. Принципы и критерии формирования структур управления в социально-экономических системах. Основные типы организационных структур (линейные, функциональные, комбинированные, матричные), их эволюция и развитие. Особенности формирования программно-целевых структур управления на различных уровнях иерархии.

5

Тема 5. Информационное обеспечение систем организационного управления.

Понятие информации, ее свойства и характеристики, особенности использования информации о состоянии внешней среды и объекта управления в организационных системах управления с обратной связью; особенности создания и использования информационного обеспечения систем организационного управления, информационное обеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций. Хранилища данных. Базы знаний. Описание бизнес-процессов и их реннжиниринг. Информационный менежмент.

6

Тема 6. Методы оценки деятельности и эффективности управления.

Понятие эффективности управления. Методы оценки деятельности и эффективности управления. Задачи анализа и синтеза механизмов функционирования и управления социально-экономическими системами.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Тема 1. Управленческие отношения и организационное управление.

28

ОПК-4

ОПК-5

ПК-1

ПК-2

4

Тема 2. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления.

28

ОПК-4

ОПК-5

ПК-1

ПК-2

4

Тема 3. Функции управления.

28

ОПК-4

ОПК-5

ПК-1

ПК-2

4

Тема 4. Общество как социально-экономическая система.

28

ОПК-4

ОПК-5

ПК-1

ПК-2

4

Тема 5. Информационное обеспечение систем организационного управления.

28

ОПК-4

ОПК-5

ПК-1

ПК-2

4

Тема 6. Методы оценки деятельности и эффективности управления.

40

ОПК-4

ОПК-5

ПК-1

ПК-2

4


6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

лекционное, практическое

Тема 1. Управленческие отношения и организационное управление.

лекция, практика, компьютерная симуляция

8/8

лекционное, практическое

Тема 2. Системный подход к решению социальных и экономических проблем управления.

лекция, практика, компьютерная симуляция

8/8

лекционное, практическое

Тема 3. Функции управления.

лекция, практика, компьютерная симуляция

8/8

лекционное, практическое

Тема 4. Общество как социально-экономическая система.

лекция, практика, компьютерная симуляция

8/8

лекционное, практическое

Тема 5. Информационное обеспечение систем организационного управления.

лекция, практика, компьютерная симуляция

8/8

лекционное, практическое

Тема 6. Методы оценки деятельности и эффективности управления.

лекция, практика, компьютерная симуляция

14/14


7.Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

Тематика и последовательность лекций соответствуют требованиям к результату освоения дисциплины.

Практические работы играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса. По содержанию они соответствуют теоретическим положениям, выносимым на самостоятельное изучение. Целью лабораторных работ является применение магистрантами полученных знаний при выполнении конкретных учебных заданий.

На занятиях используются активные формы и методы обучения: доклады, презентации, рефераты и др.

При проведении лекционных занятий и лабораторных работ активно используются средства мультимедиа и современные цифровые технологии.

Самостоятельная работа аспирантов осуществляется по всем темам.

Преподаватель должен ориентироваться в работе на методы и формы обучения, которые вырабатывают у аспирантов теоретические и практические навыки научно-исследовательской деятельности. Каждую теоретическую тему необходимо прорабатывать в письменной и устной форме, в процессе ответа на теоретические вопросы и последующего анализа структуры и особенностей содержания научной деятельности.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература:

1. Исаев Г.Н. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2013. – 424 с.

2. Белов В. В. Проектирование информационных систем: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Белов, В. И. Чистякова; под ред. В. В. Белова — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.

3. Коваленко В. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Форум, 2012. – 319 с.

4. Гагарина Л.Г. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: Учебное пособие. – М.: Форум, 2013. – 384 с.

5. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.



б) дополнительная литература:

6. Коданев В.Л., Чискидов С.В. Проектирование информационных систем. Практикум. Часть 1. – М.: МГПУ, 2010.

7. Коданев В.Л., Чискидов С.В. Проектирование информационных систем. Практикум. Часть 2. – М.: МГПУ, 2011.

8. Дубейковский В.И. Эффективное моделирование с CA Erwin Process Modeler (AllFusion) PM – М.: Диалог-МИФИ, 2009.

9. Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. 1С: Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. – М.: ООО " 1С-Паблишинг" 2009.

10. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2008.



в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

11. CA ERWin Process Modeler

12. CA ERWin Data Modeler

13. IBM Rational Rose

14. 1С: Предприятие 8.2

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

13. http://www.intuit.ru

14. http://citforum.ru

15. http://www.knigafund.ru

16. http://rugost.com

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная мультимедийным проектором с экраном.



Для проведения практических занятий требуется компьютерный класс с доступом к сети Интернет и наличием мультимедийных


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница