Программа дисциплины «теория судебной экспертизы»



Скачать 54.83 Kb.
Дата08.06.2016
Размер54.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

«ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

направление подготовки (специальности)

031003 «Судебная экспертиза»

Профили подготовки:

экспертная, технико-криминалистическая, организационно-методическая,

научно-исследовательская, профилактическая деятельность

Квалификация (степень) выпускника

специалист

Форма обучения

очная

Саратов - 2014



  1. Цели освоения дисциплины


Целью изучения дисциплины "Теория судебной экспертизы" является приобретение студентами знаний по теоретическим, процессуальным, методическим и организационным основам судебных экспертиз.
Изучение курса позволяет студентам:

  1. освоить теоретические, процессуальные, организационные и методические основы судебной экспертизы;

  2. изучить современное состояние и возможности отдельных классов и родов судебных экспертиз;

  3. ознакомиться с проблемами, тенденциями и перспективами развития судебных экспертиз.


2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета
«Теория судебной экспертизы», как важнейший элемент профессиональной подготовки судебных экспертов, является учебной дисциплиной, входящей в базовую (обязательную) часть профессионального цикла специалитета по направлению подготовки (специальности) 031003 «Судебная экспертиза».
Необходимыми условиями для освоения данной дисциплины являются:

- знания: основных положений отраслевых юридических наук, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права; понятий и категорий криминалистики, технико-криминалистических средств и методов, используемых для собирания, исследования, оценки и использования доказательств, тактики производства отдельных следственных действий; основ методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; основных направлений и особенностей правоохранительной деятельности и ее роли и места в укреплении законности и правопорядка;

- умения: применять понятия с четко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии;

- владение: навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в профессиональной деятельности; навыками публичного выступления.


Базой для изучения теории судебной экспертизы являются такие дисциплины как «Философия», «Уголовное право», «Криминалистика», «Криминология», «Профессиональная психология» и др. В программе отражены научные достижения смежных специальных и общепрофессиональных дисциплин, а также результаты научных исследований в области судебной экспертизы и практической экспертной деятельности в нашей стране и за рубежом. Знание теории судебной экспертизы готовит базу для изучения конкретных отраслей судебной экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц - 216 часов.
Модуль 1. Теоретические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы

Тема 1. История судебной экспертизы и судебных экспертных

учреждений России

Исторические предпосылки зарождения судебной экспертизы в России. Основные этапы становления судебной экспертизы. Специалисты-одиночки, привлекаемые в качестве судебных экспертов. Научные учреждения дореволюционной России, игравшие значительную роль в формировании судебной экспертизы. Е.Ф. Буринский – основатель первого частного экспертного учреждения России. Возникновение и становление первых судебно-экспертных учреждений дореволюционной России.

Советский период становления и развития российских судебных экспертных учреждений. Основоположники экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел. Развитие российских судебных экспертных учреждений в военный и послевоенный периоды. Видные российские ученые, внесшие значительный вклад в развитие судебной экспертизы и становление системы экспертных учреждений в России. Возникновение и развитие государственных судебно-экспертных учреждений в других ведомствах: юстиции, здравоохранения, обороны, безопасности.

Тема 2. Система и функции
судебных экспертных учреждений России

Понятие и виды государственных судебно-экспертных учреждений в соответствии с Федеральным Законом (ФЗ) РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 5.04.2001 г. Правовая основа деятельности судебно-экспертных учреждений, их ведомственная принадлежность, структура и функции. Современная система российских судебно-экспертных учреждений.

Структура и основные направления деятельности экспертно-криминалистической службы МВД России. Задачи, функции, нормативная регламентация деятельности экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) МВД России. Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России, его структура и функции. Структура и основные функции государственных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции, здравоохранения, обороны и федеральной службы безопасности. Негосударственные судебно-экспертные учреждения.
Тема 3. Понятие, предмет, объекты и задачи судебной экспертизы.

Классификации судебных экспертиз
Понятие специальных знаний и основные формы их использования в судопроизводстве. Сведущие лица. Понятие и значение судебной экспертизы. Основные отличительные черты судебной экспертизы и несудебной. Предмет и объекты судебной экспертизы. Типовые задачи судебной экспертизы - диагностические, идентификационные, установления факта контактного взаимодействия.

Установление факта контактного взаимодействия (ФКВ) как самостоятельная задача судебной экспертизы. Структура контактного взаимодействия как предмета познания. Этапы единого комплексного исследования следов контактного взаимодействия.



Классификации судебных экспертиз по месту и последовательности проведения, объему исследования, численности и составу исполнителей, содержанию специальных знаний. Основные классы, роды, виды и разновидности судебных экспертиз.
Тема 4. Структура и содержание правового института судебной

экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном процессе
Процессуальный статус эксперта.

Назначение и производство судебной экспертизы. Порядок назначения судебной экспертизы. Обязательное назначение судебной экспертизы. Присутствие следователя при производстве судебной экспертизы. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при производстве судебной экспертизы. Порядок направления материалов дела для производства судебной экспертизы. Получение образцов для сравнительного исследования. Порядок производства экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Производство судебной экспертизы вне экспертного учреждения. Процессуальные особенности назначения и производства дополнительных, повторных, комиссионных, комплексных судебных экспертиз. Ограничения при организации и производстве экспертизы.

Правовые формы участия эксперта в процессе. Заключение и показания эксперта. Предъявление заключения эксперта. Допрос судебного эксперта на предварительном следствии и в суде.
Тема 5. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция

Судебный эксперт – активный участник (субъект) судопроизводства. Права, обязанности и ответственность эксперта. Отводы эксперта. Разъяснение эксперту прав, обязанностей, ответственности в суде. Экспертная инициатива при производстве экспертиз.

Государственный судебный эксперт. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к нему. Компетенция судебного эксперта. Система профессиональной подготовки и переподготовки судебных экспертов.

Взаимоотношения судебного эксперта и государственного судебно-экспертного учреждения со следователем и судом.
Тема 6. Предпосылки, условия формирования и концептуальные

основы теории судебной экспертизы
Предпосылки возникновения общей теории судебной экспертизы. Природа общей теории судебной экспертизы, ее место в системе научного знания.

Предмет общей теории судебной экспертизы, ее методология, функции и система. Законы развития общей теории судебной экспертизы. Учение о методах общей теории судебной экспертизы и экспертной деятельности.
Тема 7. Учение о свойствах и признаках объектов судебных экспертиз
Материальные следы преступления. Понятие объекта судебной экспертизы. Свойства объектов судебных экспертиз, их классификации.

Понятие признака. Классификация признаков. Роль признаков в экспертном познании объектов судебных экспертиз. Идентификационные и диагностические признаки. Выявление, анализ и оценка признаков судебным экспертом. Значение признаков для обоснования и иллюстрирования умозаключений эксперта.
Тема 8. Судебно-экспертная диагностика и идентификация
Понятие криминалистической (экспертной) диагностики. Материаловедческие диагностические исследования в некоторых традиционных криминалистических экспертизах. Методические основы решения собственных диагностических задач в КЭВМИ.

Сущность, общая характеристика, основные понятия и термины криминалистической экспертной идентификации. Методические схемы судебно-экспертного диагностического и идентификационного исследования. Объекты судебно-экспертной диагностики и идентификации. Криминалистическая материаловедческая идентификация. Методические особенности материаловедческой криминалистической идентификации. Общеметодическая схема криминалистического идентификационного материаловедческого исследования.



Элементы вещной обстановки (ЭВО) – диагностируемые и идентифицируемые объекты, как предметы объективной реальности. Типы физической структуры отдельных ЭВО – отдельные предметы, отдельные объемы веществ и материалов, комплекты предметов определенного целевого назначения, комплекты веществ или материалов определенного целевого назначения, случайные совокупности однородных или разнородных предметов, локальные участки местности, источники происхождения материальных объектов.

Элементы вещной обстановки как предметы познания. Основные свойства элементов вещной обстановки как предметов познания.
Тема 9. Основы экспертной профилактики
Понятие профилактической деятельности судебного эксперта. Правовые основания экспертной профилактики. Формы профилактической деятельности судебного эксперта. Процессуальная форма профилактической деятельности эксперта. Непроцессуальная форма профилактической деятельности эксперта. Порядок осуществления экспертно-профилактической деятельности эксперта и совершенствование ее методов в различных родах судебных экспертиз.
Тема 10. Учение о методах и методиках судебных экспертиз.

Процесс экспертного исследования
Понятие метода судебной экспертизы. Эффективность метода исследования в судебной экспертизе и ее оценочные параметры. Система методов экспертного исследования и их классификация. Методы предметных экспертных наук и методы экспертной практики. Всеобщий метод познания. Общие и частные методы, используемые в экспертных исследованиях.

Понятие методики судебной экспертизы. Виды судебно-экспертных методик. Требования к методикам судебных экспертиз. Характеристика общих и частных методик судебных экспертиз. Структура методики экспертного исследования.

Структура экспертного исследования: предварительное исследование; детальное исследование объектов, представленных на экспертизу; оценка результатов исследования и формирование выводов эксперта; оформление результатов исследования.
Тема 11. Заключение судебного эксперта, его форма и содержание
Заключение эксперта как вид судебного доказательства и как процессуальный акт, в котором это доказательство изложено. Структура и содержание заключения эксперта. Исследовательская часть заключения. Выводы. Формы выводов судебного эксперта и их характеристика. Объективность и обоснованность вывода судебного эксперта. Возможности объективизации выводов судебного эксперта. Особенности составления заключения по результатам исследования, проводившегося комиссией экспертов. Иллюстрация результатов исследования в заключении эксперта. Проблемы оптимизации формы и содержания экспертного заключения. Возможные пути совершенствования порядка составления и оформления заключений экспертов.
Тема 12. Теория решения экспертных задач. Экспертные ошибки
Психологические основы деятельности судебного эксперта. Основные психологические характеристики процесса экспертного познания. Внутреннее убеждение судебного эксперта, особенности его формирования.

Теория решения экспертных задач. Экспертные ошибки и их классификация. Причины и последствия экспертных ошибок. Проблемы предотвращения экспертных ошибок. Отличие ложного заключения эксперта от ошибочного.
Тема 13. Оценка и использование результатов судебной экспертизы

следователем и судом
Понятие оценки заключения эксперта. Особенности оценки заключения эксперта экспертом, следователем и судом. Критерии оценки заключения эксперта: соблюдение требований закона при назначении экспертизы; подлинность и достаточность исследовавшихся вещественных доказательств и образцов; научная обоснованность экспертной методики; полнота заключения эксперта; логическая обоснованность хода и результатов экспертного исследования; относимость результатов экспертного исследования; соответствие выводов эксперта имеющимся по делу доказательствам. Особенности оценки заключения первичной экспертизы при производстве повторной, а также вероятных заключений эксперта.

Использование результатов судебной экспертизы.
Тема 14. Взаимодействие экспертно-криминалистических

подразделений с органами дознания, предварительного следствия

в процессе раскрытия и расследования преступлений
Понятие взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) с органами дознания и предварительного следствия. Правовая основа взаимодействия. Задачи и принципы взаимодействия ЭКП с органами дознания и предварительного следствия. Этапы и формы взаимодействия: составление единого согласованного плана; обмен информацией; совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий; совместное обсуждение профилактических мер; отчеты оперативных работников, следователей и экспертов. Виды помощи, оказываемой сотрудниками ЭКП следователю.
Модуль 2. Проблемы, тенденции и перспективы развития

судебных экспертиз
Тема 15. Формирование новых видов судебных экспертиз
Развитие судебных экспертиз на базе общего прогресса науки. Появление новых методов и объектов исследования. Процессы интеграции и дифференциации научного знания. Тенденции формирования новых видов судебных экспертиз. Возникновение новых видов судебных экспертиз как следствие поиска инструментальных средств и методов решения традиционных задач. Появление новых видов судебных экспертиз как результат дробления традиционных видов экспертиз в связи с появлением новых объектов либо новых методов исследования или новых задач. Характеристика современного состояния и возможностей вновь возникших экспертиз (автороведческой, фототехнической, видеофоноскопической, одорологической).
Тема 16. Основы информатизации и компьютеризации

судебно-экспертной деятельности

Теоретические аспекты применения математических методов и ЭВМ в судебной экспертизе. Научно-информационное обеспечение различных форм экспертной деятельности: аналитической (экспертной), научной, дидактической, управленческой и профилактической. Общие принципы информационного обеспечения судебной экспертизы: отбора информации, разработки системы информационного обеспечения и функционирования системы информационного обеспечения. Источники получения информации и формы организации информационного обеспечения.

Программные комплексы автоматизированного решения экспертных задач и создание АРМ эксперта.
Тема 17. Правовые и организационные проблемы

судебной экспертизы
Правовые основы судебной экспертизы и вопросы их совершенствования. Проблемы законодательного разрешения судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела. Законодательная регламентация статуса субъектов экспертного исследования. Регламентация производства комплексной экспертизы. Расширение круга субъектов назначения судебной экспертизы и перечня случаев обязательного назначения экспертизы. Законодательная регламентация экспертной инициативы.

Организационно-правовые проблемы судебной экспертизы: проблемы обеспечения качества экспертных исследований; упорядочение апробации и внедрения в экспертную практику научных рекомендаций и разработок; проблемы нормирования труда эксперта.
Модуль 3. Современное состояние и возможности

отдельных классов и родов судебных экспертиз
Тема 18. Традиционные криминалистические экспертизы
Системный анализ криминалистической экспертизы. Понятие, предмет и объекты традиционной криминалистической экспертизы. Традиционная криминалистическая экспертиза в системе судебных экспертиз. Ее отличие от иных родов судебных экспертиз. Классификация традиционных криминалистических экспертиз по родам и видам. Задачи, решаемые традиционными криминалистическими экспертизами. Значение результатов традиционных криминалистических экспертиз для раскрытия и расследования преступлений. Современные возможности традиционных криминалистических экспертиз.
Тема 19. Судебные инженерно-технические экспертизы
Класс судебных инженерно-технических экспертиз. Предмет, объекты, задачи и методы судебной инженерно-технической экспертизы. Тенденции формирования судебных инженерно-технических экспертиз. Современное состояние и возможности наиболее распространенных видов судебных инженерно-технических экспертиз: пожарно-технической, взрывотехнической и автотехнической.
5. Образовательные технологии
В учебном процессе при реализации компетентностного подхода используются активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных экспертных ситуаций. Эти формы сочетаются с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Предусмотрено проведение встреч с представителями судебно-экспертных учреждений различных силовых ведомств.

Структуру учебной дисциплины составляют двадцать тем, последовательность преподавания которых отвечает принципам логичности построения предмета, преемственности изучаемого материала и системности преподаваемых знаний, составляющих основу компетенции судебного эксперта. В содержании дисциплины отражены межпредметные связи данного курса с естественнонаучными дисциплинами, криминалистикой, криминалистическим исследованием веществ, материалов и изделий, курсом “Методы и средства экспертных исследований” и другими дисциплинами.

Изучение теоретических, процессуальных, методических и организационных основ судебных экспертиз создает основу для выработки у студентов комплексного подхода к изучаемым предметам и явлениям, требующего использовать для решения поставленных вопросов все методические возможности. Система учебной дисциплины призвана способствовать формированию у обучаемых высокого профессионального уровня и компетенций, обеспечивающих возможность последующего успешного освоения студентами материалов конкретных экспертных дисциплин. Круг изучаемых материалов сориентирован на современную практику ведущих судебно-экспертных учреждений.

Обучение студентов данной дисциплине проводится в форме лекций и семинарских и лабораторных занятий.

Проведение лекционных и семинарских занятий по настоящей учебной дисциплине должно сопровождаться использованием разнообразных форм и методов обучения, включая контрольный опрос, проблемное обучение, подготовку рефератов и курсовых работ, программированный машинный опрос, самостоятельную работу с дидактическими материалами под руководством преподавателя. Особое внимание надлежит уделять использованию в учебном процессе современных достижений науки и передового опыта судебно-экспертных учреждений различных силовых ведомств.

Лекции составляют основу теоретической подготовки студентов. На них освещаются узловые и наиболее сложные вопросы теории, проблемные задачи современного развития данной области научного знания и альтернативные варианты их решения.

Семинарские занятия проводятся в основном в форме дискуссий по спорным и наиболее важным вопросам теории и практики. На них также планируется заслушивание и обсуждение докладов, рефератов и сообщений студентов.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью подготовки их к аудиторным занятиям для углубленного изучения вопросов дисциплины. Кроме того, по усмотрению преподавателя на самостоятельную работу для повторения могут быть вынесены отдельные вопросы, изучавшиеся ранее студентами в других дисциплинах.

В процессе самостоятельной работы студенты занимаются доработкой конспектов прослушанных лекций с целью дополнения их сведениями из рекомендованной литературы, а также подготовкой контрольных вопросов, выносимых на семинарские занятия.

При необходимости студенты получают консультации преподавателя, ведущего дисциплину.



Контрольные вопросы к курсу

«Теория судебной экспертизы»


  1. Исторические предпосылки зарождения судебной экспертизы в России.

2. Основные этапы становления судебной экспертизы.

  1. Научные учреждения дореволюционной России, игравшие значительную роль в формировании судебной экспертизы.

  2. Е.Ф. Буринский – основатель первого частного экспертного учреждения России.

  3. Возникновение и становление первых судебно-экспертных учреждений дореволюционной России.

  4. Советский период становления и развития российских судебных экспертных учреждений.

  5. Основоположники экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел.

  6. Развитие российских судебно-экспертных учреждений в военный и послевоенный периоды.

  7. Видные российские ученые, внесшие значительный вклад в развитие судебной экспертизы и становление системы экспертных учреждений в России.

  8. Возникновение и развитие государственных судебно-экспертных учреждений в других ведомствах: юстиции, обороны, безопасности.

  9. Понятие государственных судебно-экспертных учреждений в соответствии с Федеральным Законом (ФЗ) РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 5.04.2001 г.

  10. Правовая основа деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

  11. Современная система российских государственных судебно-экспертных учреждений.

  12. Структура, задачи и основные направления деятельности экспертно-криминалистической службы МВД России.

  13. Функции и нормативная регламентация деятельности экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) МВД России.

  14. Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России, его структура и функции.

  15. Структура и основные функции государственных судебно-экспертных учреждений министерств юстиции, здравоохранения, обороны и федеральной службы безопасности.

  16. Негосударственные судебно-экспертные учреждения.

  17. Понятия специальных знаний и сведущих лиц.

  18. Формы использования специальных знаний в российском судопроизводстве.

  19. Понятие и значение судебной экспертизы.

  20. Основные отличительные черты судебной экспертизы и несудебной.

  21. Предмет и объекты судебной экспертизы.

  22. Типовые задачи судебной экспертизы: диагностические, идентификационные, установления факта и механизма контактного взаимодействия.

  23. Установление факта контактного взаимодействия (ФКВ) как самостоятельная задача судебной экспертизы.

  24. Структура контактного взаимодействия как предмета познания.

  25. Этапы единого комплексного исследования следов контактного взаимодействия.

  26. Классификации судебных экспертиз по месту и последовательности проведения, объему исследования.

  27. Классификации судебных экспертиз по численности и составу исполнителей.

  28. Классификация судебных экспертиз по содержанию специальных знаний.

  29. Правовые основания и процессуальный порядок назначения судебной экспертизы.

  30. Обязательные случаи назначения судебной экспертизы.

  31. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при производстве судебной экспертизы.

  32. Основания для отвода эксперта.

  33. Подготовка материалов на судебную экспертизу.

  34. Сравнительные образцы и процессуальный порядок их получения.

  35. Порядок производства экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении.

  36. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

  37. Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц.

  38. Производство судебной экспертизы вне экспертного учреждения.

  39. Особенности назначения и производства дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных судебных экспертиз.

  40. Ограничения при организации и производстве экспертизы.

  41. Правовые формы участия эксперта в процессе.

  42. Допрос судебного эксперта на предварительном следствии и в суде.

  43. Государственный судебный эксперт. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к нему.

  44. Частные эксперты и альтернативные судебно-экспертные учреждения.

  45. Права и обязанности судебного эксперта.

  46. Ответственность судебного эксперта по российскому законодательству.

  47. Компетенция и компетентность судебного эксперта.

  48. Система профессиональной подготовки и переподготовки судебных экспертов.

  49. Взаимоотношения судебного эксперта и государственного судебно-экспертного учреждения со следователем и судом.

  50. Предпосылки возникновения общей теории судебной экспертизы.

  51. Понятие и природа общей теории судебной экспертизы.

  52. Закономерности развития общей теории судебной экспертизы.

  53. Предмет, задачи и система общей теории судебной экспертизы.

  54. Учения и частные теории в структуре общей теории судебной экспертизы, ее методология.

  55. Материальные следы преступления, их классификация.

  56. Свойства объектов судебных экспертиз, их классификации.

  57. Понятие признака объекта судебной экспертизы. Классификации признаков.

  58. Выявление, анализ и оценка признаков судебным экспертом.

  59. Значение признаков для обоснования и иллюстрирования умозаключений эксперта.

  60. Понятие криминалистической (судебно-экспертной) диагностики.

  61. Сущность и основные понятия криминалистической диагностики. Классификация диагностических задач.

  62. Субъекты, объекты и виды криминалистической диагностики.

  63. Сущность и основные понятия криминалистической идентификации.

  64. Субъекты, объекты и виды криминалистической идентификации.

  65. Принципы идентификации. Судебно-экспертная идентификация.

  66. Методические схемы судебно-экспертного диагностического и идентификационного познания. Соотношение диагностических и идентификационных исследований.

  67. Значение судебно-экспертной диагностики и идентификации, их место в раскрытии и расследовании преступлений.

  68. Элементы вещной обстановки (ЭВО), как диагностируемые и идентифицируемые объекты.

  69. Понятие и правовые основания профилактической деятельности судебного эксперта.

  70. Формы и виды профилактической деятельности эксперта.

  71. Порядок осуществления экспертно-профилактической деятельности эксперта и совершенствование ее методов в различных родах судебных экспертиз.

  72. Понятие метода судебной экспертизы; критерии оценки методов судебно-экспертного исследования.

  73. Система методов экспертного исследования и их классификации (по соподчиненности, цели применения, природе информации об объекте, получаемой в результате применения метода, степени изменения объекта исследования после применения данного метода).

  74. Эффективность метода исследования в судебной экспертизе и ее оценочные параметры.

  75. Всеобщий метод познания. Общие и частные методы, используемые в экспертных исследованиях.

  76. Классификация методов экспертного исследования и технических средств, предназначенных для их реализации, по цели применения.

  77. Понятие и виды судебно-экспертных методик.

  78. Характеристика общих и частных методик судебных экспертиз. Требования, предъявляемые к ним.

  79. Структура методики экспертных исследований.

  80. Структура экспертного исследования.

  81. Заключение эксперта: его структура и содержание.

  82. Особенности составления заключения по результатам исследования, проводившегося комиссией экспертов.

  83. Проблемы оптимизации формы и содержания экспертного заключения.

  84. Формы выводов судебного эксперта и их характеристика.

  85. Объективность и обоснованность вывода судебного эксперта. Возможности объективизации выводов судебного эксперта.

  86. Внутреннее убеждение судебного эксперта, особенности его формирования.

  87. Основные психологические характеристики процесса экспертного познания.

  88. Структура личности судебного эксперта.

  89. Психологические качества, необходимые судебному эксперту.

  90. Экспертные ошибки и их классификация.

  91. Причины и последствия экспертных ошибок.

  92. Проблемы устранения причин возникновения экспертных ошибок.

  93. Отличие ложного заключения эксперта от ошибочного.

  94. Понятие и критерии оценки заключения эксперта следователем и судом.

  95. Особенности оценки заключения эксперта экспертом, следователем и судом.

  96. Особенности оценки заключения первичной экспертизы при производстве повторной, а также вероятных заключений эксперта.

  97. Использование результатов судебной экспертизы.

  98. Понятие, этапы и формы взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) с органами дознания и предварительного следствия.

  99. Правовая основа взаимодействия. Задачи и принципы взаимодействия ЭКП с органами дознания и предварительного следствия.

  100. Виды помощи, оказываемой сотрудниками ЭКП следователю.

  101. Развитие судебных экспертиз на базе общего прогресса науки.

  102. Появление новых методов и объектов судебно-экспертного исследования.

  103. Процессы интеграции и дифференциации научного знания как основа появления новых видов криминалистических экспертиз.

  104. Тенденции формирования новых видов судебных экспертиз.

  105. Характеристика современного состояния и возможностей вновь возникших экспертиз.

  106. Научно-информационное обеспечение различных форм судебно-экспертной деятельности.

  107. Общие принципы информационного обеспечения судебной экспертизы.

  108. Источники получения информации и формы организации информационного обеспечения.

  109. Сущность и значение автоматизированного рабочего места (АРМ) эксперта.

  110. Общие принципы информационного обеспечения судебной экспертизы.

  111. Типы информационного обеспечения судебной экспертизы.

  112. Автоматизированное рабочее место эксперта: структура и методическое обеспечение.

  113. Основные направления компьютеризации судебно-экспертной деятельности.

  114. Вопросы совершенствования правовых основ судебной экспертизы.

  115. Проблемы законодательного разрешения судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела.

  116. Расширение круга субъектов назначения судебной экспертизы и перечня случаев обязательного назначения экспертизы.

  117. Законодательная регламентация экспертной инициативы при производстве экспертиз.

  118. Организационно-правовые проблемы судебной экспертизы.

  119. Понятие экспертной технологии. Основные черты новой экспертной технологии.

  120. Современные экспертные технологии на основе компьютерных комплексов и программного обеспечения.

  121. Системный анализ криминалистической экспертизы.

  122. Предмет и объекты традиционных криминалистических экспертиз.

  123. Традиционная криминалистическая экспертиза в системе судебных экспертиз. Ее отличие от иных родов судебных экспертиз.

  124. Классификация традиционных криминалистических экспертиз по родам и видам.

  125. Задачи, решаемые традиционными криминалистическими экспертизами.

  126. Современные возможности и значение результатов традиционных криминалистических экспертиз для раскрытия и расследования преступлений.

  127. Криминалистическая экспертиза, веществ, материалов и изделий из них (КЭВМИ). Ее роды, виды, типичные задачи и используемые методы.

  128. Предмет, объекты и задачи КЭВМИ.

  129. Криминалистическое материаловедение.

  130. Класс судебных инженерно-технических экспертиз, их понятие.

  131. Предмет, объекты, задачи и методы судебной инженерно-технической экспертизы.

  132. Тенденции формирования судебных инженерно-технических экспертиз.

  133. Современное состояние и возможности пожарно-технической экспертизы.

  134. Современное состояние и возможности взрывотехнической экспертизы.

  135. Современное состояние и возможности автотехнической экспертизы.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Теория судебной экспертизы»
Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы
Перечень основной литературы


  1. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 5.04.2001 г.

  2. Хрусталев В.Н. Теория судебной экспертизы: Конспект лекций.


Перечень дополнительной литературы
ко всем темам:


  1. Судебная экспертиза. Курс общей теории [Текст] / Т. В. Аверьянова. - М. : Норма, 2008. - 479, [1] с. - ISBN 978-5-89123-713-1 (в пер.) : 135.00 р.
    Рекомендовано Учеб.-метод. об-нием образоват. учреждений проф. образования в обл. судеб. экспертизы для использования в учеб. процессе по специальности "Судебная экспертиза".


  2. Корухов Ю.Г. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М.: Институт повышения квалификации Российского Федерального центра судебной экспертизы, 2007.

  3. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном, процессе – М.: Норма, 2005.

  4. Смирнова С.А. Судебная экспертиза на рубеже XXI века. Состояние, развитие, проблемы. 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2004.

  5. Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / Под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. М., 2003.

  6. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: Научно-практическое пособие / Под редакцией Т.В. Аверьяновой и В.Ф. Статкуса. М.: Юрайт, 2010 г.

  7. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Судебная экспертиза. Сборник документов. М. 2011 г.

  8. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. М. 2011 г.

  9. Хазиев Ш.Н. Международные судебно-экспертные организации. М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2010 г.

  10. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы: учебник.- М.: Норма, 2009. – 384 с.

  11. Энциклопедия судебной экспертизы [Текст] : справочное издание. - М. : Юристъ, 1999. - 551, [1] с. - (Interpretationes). - ISBN 5-7975-0262-3 (в пер.) : 34.00 р.

Автор:


д.ю.н., профессор В.Н. Хрусталев
Программа разработана в 2013 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 3 от 02 ноября 2013 г.).

Программа актуализирована в 2014 г. (одобрена на заседании кафедры, протокол № 3 от 22 октября 2014 г.).


Подписи:
Зав. кафедрой,

д.ю.н., профессор В.Н. Хрусталев


Декан юридического факультета,

д.ю.н., профессор Г.Н. Комкова
Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2015
2015 -> Психология личности
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «Прикладная политология» для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Политология» бакалавриат
2015 -> Формировать у аспирантов систему проектировочных, оценочных умений и навыков, развитие их адаптационных способностей
2015 -> Рабочая программа дисциплины История и философия науки Направление подготовки 06. 06. 01 «Биологические науки»
2015 -> Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А
2015 -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социология Интернета»
2015 -> Реферат и 1 презентацию в соответствии с представленной ниже тематикой
2015 -> Примерный перечень вопросов к зачету «Криминальная психология»
2015 -> Примерный перечень вопросов к экзамену «Пенитенциарная психология
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «История философии» для студентов специальности 030101 философия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница