Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра



Скачать 273,74 Kb.
Дата10.02.2016
Размер273,74 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики



Программа дисциплины
Теория отраслевых рынков


для направления 080100.62 Экономика

подготовки бакалавра

Автор программы: Редькина Анастасия Юрьевна, aredkina@hse.ru

(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)

Одобрена на заседании кафедры экономической теории «9 » октября 2013 г.


И.о. зав. кафедрой ___________________________ А.Ю. Редькина

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «5» декабря 2013 г.


Председатель _______________________________Г.Е. Володина
Пермь, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Теория отраслевых рынков».



Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр")", протокол от 02.07.10 г. N 15;

  • Образовательной программой по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр")

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2013 г.



Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория отраслевых рынков» являются:

    1. В области обучения – подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

    2. В области воспитания личности – формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, повышение их общей культуры и расширения кругозора.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;


Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня,

  • профессиональной компетентности;



Иметь навыки:

  • навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

  • навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

Иметь представление: о современных зарубежных и российских исследованиях в области экономики отраслевых рынков (Industrial Organization)
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональнои деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в экономике

ОНК-1

Имеет навыки анализа и обобщения информации. Строит модели в соответствии со структурой курса. Интерпретирует результаты в соответствии со знаниями теорий и концепций экономики отраслевых рынков

Решение типовых задач; анализ кейсов;

Обсуждение научных статей.



Готов к организационно-управленческой работе с малыми коллективами

ИК-3


демонстрирует умение организовать работу в малых группах


Аудиторные и домашние задания для работы в мини-группах (реферирование статей, анализ кейсов).

Готов работать с информацией из различных источников


ИК-4

Способен собирать информацию, анализировать и обобщать в соответствии с поставленной задачей

Кейсы, дискуссии в ходе семинаров, доклады

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

СЛК–4


представляет закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; способен провести анализ конкурентной среды для выработки соответствующих решений

Решение типовых задач; домашние задания;

кейсы.


способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

СЛК–6



Имеет навыки логичного и аргументированного изложения своих знаний и\или результатов своего исследования устно и письменно

Выступления на семинарах. Подготовка докладов. Подготовка рефератов и других письменных работ

владеет иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации;

СЛК–14


может найти информацию в иностранных источниках и проанализировать ее.

Кейсы с использованием иностранных источников. Реферирование англоязычных статей

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

ПК-2


способен рассчитать показатели для проведения анализа конкурентной среды или оценки монопольной власти фирмы

Решение типовых задач; домашние задания;

кейсы.




Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и части дисциплин – по выбору.

Изучение дисциплины «Теория отраслевых рынков» базируется на следующих дисциплинах:



  • «Основы экономической теории»;

  • «Математический анализ»;

  • «Микроэкономика»;

  • «Теория игр»;

  • «Социально-экономическая статистика»;

Основные положения дисциплины «Теория отраслевых рынков» могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Региональная экономика»;

  • «Российская экономика»;

  • «Институциональная экономика»

  • «Эконометрика».



Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в предмет. Рынок и отрасль. Границы рынка и отрасли

20

4

4

-

12

2

Барьеры входа

22

6

4

-

12

3

Монополия и монопольная власть

18

4

4

-

10

4

Доминирующая фирма

18

4

4

-

10

5

Олигополия

24

6

8

-

10

6

Ценовая дискриминация

20

6

4

-

10

7

Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения

20

6

4

-

10

8

Дифференциация продукта и реклама

20

4

4

-

12




Итого:

162

40

36




86



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




8

10




Письменная работа 80 минут, решение задач




Домашнее задание







1-10




Анализ кейса, времени на подготовку – 2 недели, в микрогруппах, результаты представляются в письменном виде и презентуются на семинарах

Итоговый

Экзамен







*




Зачет в письменной форме, тест и открытые вопросы, 80 минут.



1Критерии оценки знаний, навыков



Студент должен уметь воспроизводить, анализировать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; использовать освоенный инструментарий микроэкономического и институционального анализа для исследования функционирования рынков и характеристики стратегий, используемых фирмами.

Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, презентациях (групповых работах), посещение, выполнение микроконтролей и домашних заданий.


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов при обсуждении кейсов, правильность решения задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1* Ок/р+ n2* Ок/р +n3* Од,

при этом n1 = 0,3, n2 = 0,3, n3 = 0,4

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.



Содержание дисциплины


Раздел 1. Рынки и отрасли

Тема 1. Введение в предмет. Рынок и отрасль. Границы рынка и отрасли

Введение в экономику отраслевых рынков. Значение теории отраслевых рынков для: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования деятельности фирм, выработки оптимальной промышленной и антимонопольной политики государства.

Рынок (определение). Основные классификации рынков. Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный).

Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки.

Определение границ рынков (продуктовые и географические границы — подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике.

Количество часов аудиторной работы: 8.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).

Тема 2. Барьеры входа

Понятие барьеров входа (определения Дж.Бэйна, Дж.Стиглера, А.Вайзцекера). Классификация отраслей по высоте барьеров входа, предложенная Дж.Бейном. Классификация барьеров входа.

Нестратегические барьеры. Емкость рынка. Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Относительные преимущества в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация. Криминализация.

Стратегические барьеры. Ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни). Проблемы, связанные с построением данного барьера. Грабительское ценообразование. Барьер избыточных мощностей. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода). Особенности барьеров в российской экономике.



Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Тема 3. Монополия и монопольная власть

Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев. Измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике.

Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность.

Многозаводской монополист. Модель монополиста, принимающего решения об оптимальном выпуске на нескольких заводах с разными технологиями. Модель монополиста, принимающего решение об определении числа заводов.

Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Ротшильда. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт их расчета и интерпретации для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.

Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших фирм, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого.



Количество часов аудиторной работы: 8.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Тема 4. Доминирующая фирма

Определение доминирующей фирмы Причины возникновения доминирующей фирмы.

Антимонопольное регулирование поведения доминирующей фирмы. Способы злоупотребления доминирующим положением. Хищническое ценообразование.

Коллективное доминирование.



Количество часов аудиторной работы: 2.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Литература по разделу:

Базовый учебник:



  1. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков. Практикум : учеб. пособие для бакалавров / Н.М. Розанова . - М. : Юрайт , 2013. Гл. 1-3

  2. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Мн.: Новое знание, 2003. Гл. 1,2,5,6,9

Основная:



  1. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие / В.М. Джуха ; А.В. Курицын ; И.С. Штапова . - М. : КноРус , 2012. Гл. 1,3,9

  2. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. Главы 1,2,4,6

Дополнительная:

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр, 1998. Гл. 1-3, 5

  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1997. Т.2 Гл. 11

  3. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

  4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999.

  5. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  6. Милгром П., Робертс Д. «Экономика, организация и менеджмент», С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  7. Shy Oz. Industrial Organization. Theory and Applications, 1995.

  8. Carlton D., Perloff J. Modern Industrial Organization. Harper Collins, USA, 1994.


Формы и методы контроля по разделу 1 «Анализа отраслевых рынков», применяемые учебные технологии:
Для проведения лекционных занятий могут использоваться рабочая тетрадь и презентации.
На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:

  1. Решение расчетных задач;

  2. Обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой докладов по группам;

  3. Доклады студентов.

  4. Кейсы.

На контрольных работах проверяется:



  1. Знание теории;

  2. Умение решать задачи;

  3. Умение применить теорию для решения упрощенных практических ситуаций (мини-кейсов).



Раздел 2. Стратегии поведения фирм

Предпосылки олигопольного рынка. Аппарат теории игр в анализе олигополистического поведения. Общие понятия теории олигополии (равновесие по Нэшу, условия его существования и характеристики в различных играх; функция реакции). Классификация моделей олигополии.



Тема 5. Парадокс Бертрана и способы его разрешения

Модель Бертрана (простая). Парадокс Бертрана и способы его разрешения. Рамки ценовой конкуренции: повторяющееся взаимодействие, дифференциация продукта, ограничения мощности.



Тема 6. Модели кооперативного поведения:

Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема.

Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота изменения цен, изменения спроса, асимметрия между фирмами, горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Методы предотвращения нарушения картельного соглашения.

Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Тема 7. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления. Факторы, исключающие арбитраж.

Практика ценовой дискриминации: двухчастный тариф, блочный тариф, оптовые продажи, взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонное ценообразование.

Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первого типа (условия осуществления, последствия). Ценовая дискриминация второго типа: виды реализации. Двухчастный тариф. Ценовая дискриминация третьего типа. Влияние ценовой дискриминации разных типов на общественное благосостояние.



Количество часов аудиторной работы: 6.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Тема 8. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения

Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Типы вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции и заключению вертикальных ограничений. Снижение трансакционных издержек. Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Стремление фирмы снизить давление государственного регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм

Риск недобросовестного поведения и проблема "безбилетника" в отношениях производителя и дилера (посредника). Формы вертикальных ограничений. «Ценовые» контракты: линейная цена, 2-х частный тариф (плата за франшизу), установление минимальной и максимальной цены перепродажи (контроль уровня розничных цен). Квоты продаж. Практика "исключительной территории" и "исключительных контрактов". Участие в собственности. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Практика антимонопольного регулирования вертикальных ограничений.

Количество часов аудиторной работы: 8.

Количество часов самостоятельной работы: 12(на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Тема 8. Дифференциация продукта и реклама

Дифференцированные товары. Факторы дифференциации. Классификация моделей с дифференцированным продуктом. Мера продуктовой дифференциации.

Непространственные модели дифференциации продукта. Количественная конкуренция с дифференцированным продуктом. Ценовая конкуренция с дифференцированным продуктом.

Модели пространственной дифференциации товара. Модель Хотеллинга с фиксированным местоположением фирм (случай линейных и квадратичных транспортных издержек издержек). Выбор местоположения и цены. Круговая модель Салопа.

Реклама. Виды рекламы. Экономические функции рекламы: информирование, увещевание, сигнализирование. Интенсивность рекламы. Ценовая конкуренция и реклама

Количество часов аудиторной работы: 4.

Количество часов самостоятельной работы: 12 (на выполнение заданий по текущему контролю – 6, подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6).
Литература по разделу:

Базовый учебник:



  1. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков. Практикум : учеб. пособие для бакалавров / Н.М. Розанова . - М. : Юрайт , 2013.Гл. 6,7,8

  2. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Мн.: Новое знание, 2003. Гл. 8, 10-13

Основная:

  1. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие / В.М. Джуха ; А.В. Курицын ; И.С. Штапова . - М. : КноРус , 2012. Гл. 4,6,8

  2. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. Главы 3,5,7,12

Дополнительная:



  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр, 1998.

  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1997.

  3. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

  4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999.

  5. Шерер Ф.М., Росс Д., Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997.

  6. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  7. Милгром П., Робертс Д. «Экономика, организация и менеджмент», С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

  8. Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1994.

  9. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции, М., 1996.

  10. Shy Oz. Industrial Organization. Theory and Applications, 1995.

  11. Carlton D., Perloff J. Modern Industrial Organization. Harper Collins, USA, 1994.

  12. Shepherd W.G. The Economics of Industrial Organization: Analysis, Markets, and Policies. Prentice-Hall International, Inc. 1997.

  13. Lipczynski J., Wilson J. Industrial Organization: An Analysis of Competitive Markets / Prentice-Hall International, Inc. 2001.

  14. Wolfstetter E. Topics in Microeconomics. Industrial Organization, Auctions and Incentives. Cambridge University Press, 1999.

  15. Martin S. Advanced Industrial Economics, Blackwell, 1993.

  16. Jacobson D., Andreosso-O,Callaghan B. Industrial Economics and Organization., 1996.



Формы и методы контроля по разделу 2 «Анализа отраслевых рынков», применяемые учебные технологии:
Для проведения лекционных занятий могут использоваться рабочая тетрадь и презентации.
На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:

  1. Решение расчетных задач;

  2. Обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой докладов по группам;

  3. Доклады студентов.

  4. Кейсы.

На контрольных работах проверяется:



  1. Знание теории;

  2. Умение решать задачи;

  3. Умение применить теорию для решения упрощенных практических ситуаций (мини-кейсов).



Образовательные технологии


Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчётные задачи, использующие теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ кейсов (упрощенных практических ситуаций) с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов.

На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:



  1. Решение расчетных и качественных задач;

  2. Обсуждение кейсов (практических ситуаций) с предварительной подготовкой докладов по группам.

  3. Доклады студентов.

  4. Обсуждение теории

На каждом семинарском занятии студент получает домашнее задание. Выполнение его является обязательным. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки домашнего задания:

  1. изучить лекционный материал;

  2. прочитать основную и дополнительную литературу;

  3. решить заданные задачи;

  4. при затруднениях сформулировать вопросы преподавателю.

Анализ кейса и подготовка его презентации предполагает работу в группе из 2-3 человек. Группа вырабатывает мнение по заданным вопросам, используя предоставленные данные и проведя самостоятельный поиск информации. На семинарском занятии группа проводит презентацию кейса, отвечают на вопросы других студентов и преподавателя.

При подготовке доклада необходимо обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, предоставить напечатанный доклад за день до семинарского занятия.

Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль за деятельностью студента осуществляется во время индивидуальных консультаций.

Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, контроль знаний студентов.



Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

3Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для домашней работы по курсу «Анализ отраслевых рынков»:

Домашняя работа предполагает проведение анализа практических ситуаций (кейсов) с представлением результата в письменном виде (50% оценки) и презентации основных выводов в ходе семинарских занятий (доклад – 50% оценки). Работа проводиться в микрогруппах (2-3 человека).

Примерами заданий могут служить Кейсы №7, 8 из сборника Савицкая Е.В., Лебединская Е.В. Экономический анализ современных рынков // Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.

Тематика практических ситуаций касается всех разделов и тем курса


Примерные вопросы/ задания для контрольной работы по разделу курса «Анализ отраслевых рынков»:

  1. Общие издержки зависят от выпуска как TC=10Q, где Q – в тыс. шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс. руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR= 50-Q. По какой цене монополия продает товар? Определите показатель монопольной власти фирмы




  1. Издержки единицы товара для продавца постоянны и составляют 2. На рынке продавец сталкивается с покупателями двух типов. Функция спроса покупателя первого типа Q1 = 20 - Р; функция спроса покупателя второго типа Q2 = 20 - 2Р. Общее число покупателей составляет 1000, по 500 покупателей каждого типа. Определите объем продаж фирмы, сумму ее прибыли, величину выигрыша потребителей и общественного благосостояния:

    1. если фирма осуществляет ценовую дискриминацию первого типа;

    2. если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;

    3. если фирма вообще не проводит ценовой дискриминации.
      Решение проиллюстрируйте графически.

  2. Рыночный спрос на конечную продукцию описывается уравнением . Технология производства конечной продукции предполагает фиксированные пропорции использования двух типов промежуточной продукции (А и С): для выпуска единицы конечной продукции необходима одна единица промежуточного продукта А и одна единица промежуточного продукта С. Рынок промежуточного продукта С конкурентный, средние издержки производства продукта составляют 2. Средние и предельные издержки производства промежуточной продукции А также равны 2. Определите, как повлияет вертикальная интеграция на прибыль фирм на рынке и выигрыш потребителя конечной продукции, при условии, что на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по одному производителю монополисту.

4Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Введение в теорию отраслевых рынков. Исторический экскурс: SCP-парадигма; новый эмпирический подход. Использование экономической теории отраслевых рынков для выработки стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования отраслевого поведения фирм, выработки оптимальной промышленной и отраслевой политики правительства.

  2. Рынок (определение). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Классификации рынков. Классификационные признаки рыночных структур. Примеры. Выделение рынков (подходы к определению рыночных границ). Выделение отраслей на практике. Проблемы, возникающие при выделении рынков и отраслей на практике.

  3. Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике. Опыт оценки значений этих показателей для определения монопольной власти отдельной фирмы и характеристики рыночной структуры в развитых странах.

  4. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Требования к показателям концентрации: критерии первого и второго порядка. Кривые концентрации. Критерии Хана-Кея. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших производителей отрасли, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Интерпретация значений этих показателей. Область этих применения показателей и варианты использование на практике. Положительные стороны и недостатки (ограничения) каждого индекса.

  5. Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии.

  6. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты функций спроса и издержек (линейный и нелинейный случаи). Измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике.

  7. Факторы, неучтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки, рентоориентированное поведение и X-(не)эффективность.

  8. Многозаводской монополист (2 модели).

  9. Монополия на рынке товаров длительного пользования. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза.

  10. Определения барьеров входа (подходы Бэйна, Стиглера, Вайзцекера). Классификация барьеров входа. Классификация отраслей по барьерам входа. Примеры.

  11. Нестратегические барьеры (определение). Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства фирм-старожилов. Относительные преимущества в издержках. Примеры.

  12. Нестратегические барьеры (определение). Емкость рынка. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация фирмы-старожила. Криминализация. Примеры.

  13. Стратегические барьеры (определение). Грабительское ценообразование. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Примеры.

  14. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода).

  15. Определение доминирующей фирмы, примеры из практики. Причины возникновения доминирующей фирмы.

  16. Злоупотребление доминирующим положением (антимонопольная практика).

  17. Мягкие формы кооперативного поведения (=сознательный параллелизм=молчаливый сговор): понятие, отличие от явного сговора, формы проявления (барометрическое лидерство; эвристическое ценообразование). Антимонопольное регулирование молчаливого сговора. Примеры.

  18. Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля. Нестабильность картеля.

  19. Классификация моделей кооперативного поведения. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема, «показатель терпеливости фирмы».

  20. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота пересмотра цен, изменения спроса.

  21. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: асимметрия между фирмами.

  22. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Методы предотвращения нарушения картельного соглашения.

  23. Картельные соглашения: примеры из антимонопольной практики, проблемы выявления, программа освобождения от ответственности.

  24. Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Виды вертикальных ограничений. Стимулы к ВИ и ВО (перечислить) Снижение трансакционных издержек. Примеры.

  25. Стимулы к ВИ и ВО (перечислить). Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Примеры.

  26. Стимулы к ВИ и ВО (перечислить). Стремление фирмы снизить давление гос.регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм. Примеры.

  27. Стимулы к ВИ и ВО (перечислить). Риск недобросовестного поведения и проблема «безбилетника» в отношениях производителя и дилера (посредника). Примеры. Формы вертикальных ограничений. Контроль уровня розничных цен. Квоты продаж. Примеры.

  28. Формы вертикальных ограничений (перечислить все). Практика "исключительной территории" и "исключительных контрактов". Связывание. Участие в собственности. Франчайзинг. Примеры.

  29. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции (вертикальных ограничений). Примеры: случаи особой эффективности вертикальной интеграции с точки зрения фирмы и/или общества в целом.

  30. Ценовая дискриминация: мотивы проведения и условия эффективного осуществления. Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первого типа: условия осуществления, результаты. Влияние ценовой дискриминации первого типа на общественное благосостояние.

  31. Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация третьего типа. Влияние арбитража. Факторы, исключающие арбитраж. Примеры.

  32. Способы реализации ценовой дискриминации: двухчастный тариф, блочный тариф, оптовые продажи, взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонное ценообразование. Примеры.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник


Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков. Практикум : учеб. пособие для бакалавров / Н.М. Розанова . - М. : Юрайт , 2013.

Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Мн.: Новое знание, 2003.



10.2 Основная литература


Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие / В.М. Джуха ; А.В. Курицын ; И.С. Штапова . - М. : КноРус , 2012.


10.3 Дополнительная литература


Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Теория организации отраслевых рынков. М., Магистр, 1998.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1997.

«50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. С-Пб.: Экономическая школа, 1999.

Шерер Ф.М., Росс Д., Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997.

Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

Милгром П., Робертс Д. «Экономика, организация и менеджмент», С.-Пб., Экономическая школа, 1999.

Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1994.

Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции, М., 1996.

Савицкая Е.В., Лебединская Е.В. Экономический анализ современных рынков // Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.

Shy Oz. Industrial Organization. Theory and Applications, 1995.

Carlton D., Perloff J. Modern Industrial Organization. Harper Collins, USA, 1994.


Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Мн.: Новое знание, 2003.– 356 с

10.4 Справочники, словари, энциклопедии


  1. The New Palgrave Dictionary of Economics. Second Edition. Eds. Steven N. Durlauf and Lawrence E. Blume. Palgrave Macmillan, 2008.

  2. The New Palgrave Dictionary of Economics Online. Palgrave Macmillan. http://www.dictionaryofeconomics.com/

10.5 Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Microsoft Office (Excel, Word, Power Point).

10.6 Дистанционная поддержка дисциплины


Осуществляется с помощью в системы LMS.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


На лекциях и семинарах возможно использование мультимедийного проектора для показа презентаций и др. наглядных материалов. Возможно использование программных продуктов для проведения тестирования.

10.5. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Excel, Word.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Система LMS является основой для организации дистанционной поддержки дисциплины, для подготовки к семинарам на сервер выложены материалы по определенным темам, примерные темы контрольных заданий и итогового теста.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор для проведения лекций и семинаров, раздаточный материал по типовым задачам, кейсы.


Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра
2015 -> Занятие № Становление и развитие юридического образования и науки в Российской империи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница