Программа дисциплины «Теории индивидуальных различий и психодиагностика» для направления 521500 «Менеджмент»



Скачать 181.85 Kb.
Дата28.04.2016
Размер181.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство Министерство образования

экономического развития и Российской Федерации

торговли Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики

Утверждена УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

С.Р. Филонович В.В. Щербина
«____»________ 2002 г. «____»_________2002 г.

Программа дисциплины

«Теории индивидуальных различий и психодиагностика»
для направления 521500 «Менеджмент»
(третья ступень высшего профессионального образования)
Магистерская программа 521504 - «Управление человеческими ресурсами»
Москва, 2003 г.

I. Пояснительная записка

Автор программы: к.психол.н., ст. преподаватель Вещугина Татьяна Семеновна

Требования к студентам:

Студент должен обладать знаниями основ общей психологии, психологии личности, общего менеджмента, управления персоналом, математической статистики;

Уметь оперировать понятиями «уровни статистической значимости», выполнять стандартные математические процедуры: расчет средней арифметической, среднего квадратического отклонения, корреляций по формулам Спирмена, Пирсона.

Аннотация:

Курс «Теории индивидуальных различий и психодиагностика» - необходимое звено в системе образования магистров, ориентированных на работу в сфере управления персоналом. Основная задача курса – сформировать у студентов представление об особенностях психодиагностики как теоретической дисциплины и как практической сферы деятельности.

Курс предусматривает ознакомление студента с вопросами, связанными с историей становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины. Важным разделом курса является ознакомление студента с главными тестовыми понятиями – понятиями нормы, надежности и валидности. Кроме того, студенты получат представление о том, как тестовые методики должны предъявляться и насколько важно оценивать ошибки измерения и искажения.

В рамках курса будут даны основные теории индивидуальных различий. Включены теории, которые подтверждаются эмпирическими данными, важны в историческом плане и полезны для решения прикладных задач.

В завершающем разделе курса студенты будут познакомлены с конкретными методиками диагностики особенностей личности, способностей, мотивации, межличностных отношений. Также будут показаны возможности использования психодиагностических методик в качестве вспомогательных средств при принятии управленческих решений, связанных с профессиональной деятельностью, включая индивидуальное профконсультирование и решений, касающихся подбора и расстановки кадров. Формирование предлагаемого минимума психологических средств осуществляется с учетом таких факторов как значимость и апробированность их в прикладной психологии, а также охват наиболее актуальных сфер деятельности практикующего специалиста.

Курс предполагает помимо теоретических занятий практические занятия. Практические занятия имеют целью сформировать прочные умения и навыки проведения психодиагностического обследования, анализа и интерпретации его результатов, а также использование наиболее распространенных психодиагностических методик.

В самостоятельную работу студента входит систематическая проработка тем курса по указанной учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, написание реферата.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать специфику психодиагностического обследования, основные тестовые понятия, требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и возможности их использования для решения вопросов, касающихся отбора, расстановки и оценки персонала;

уметь адекватно применять психодиагностические методики в практической деятельности для решения задач, связанных с подбором и расстановкой кадров;

иметь представление о многообразии теорий индивидуальных различий, о разнообразии психодиагностических методик, принципах их конструирования;

обладать навыками использования некоторого минимума психодиагностических методик;



Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий на основе оценки активности студентов в групповой и индивидуальной работе и оценки написания реферата.

Итоговый контроль – экзамен.

Промежуточный контроль является рубежным, т. к. дисциплина преподается в одном модуле.

Результирующая оценка итогового контроля (рубежного) складывается из оценки написания реферата и оценки итогового контроля (теста) как округленная средневзвешенная оценка с учетом оценок относительной важности: Wр = 0,4; Wт = 0,6 следующим образом:

Оср=Ор * Wр(0,4) + От * Wт(0,6)



II. Содержание программы

  1. Введение в предмет. Понятия психодиагностики. Условия становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины: развитие экспериментальной, дифференциальной, прикладной психологии и тестологии.

  2. Психодиагностика как теоретическая дисциплина и как метод исследования. Предмет психодиагностики, ее связь с соответствующими предметными областями психологической науки, дифференциальной психометрикой и практикой использования психологического знания. Отношение практической психодиагностики к теоретической. Использование психодиагностики в различных областях социальной практики: профессиональная деятельность, образование, клиническая психология, психологическое консультирование. Психодиагностические задачи. Отличие психодиагностического обследования от научного исследования.

  3. Классификации психодиагностических методов. Основания для классификаций: разновидности ответов на задания, типы предъявляемых стимулов, характеристика основного методического приема. Понятие теста. Этические принципы использования тестов для диагностики, отбора и других целей.

  4. Технические и методологические принципы разработки психодиагностических методов. Нормы и смысловое значение тестовых показателей: статистические понятия; возрастные и внутригрупповые нормы. Относительность норм. Понятие надежности теста. Типы надежности: ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность по внутренней согласованности. Понятие валидности теста. Основные виды валидности: конструктная, критериальная, содержательная. Критерий валидизации. Понятие стандартизации проведения и оценки выполнения теста. Технология создания и адаптация методик. Требования к методикам и пользователям.

  5. Переменные (факторы), влияющие на результаты психологического тестирования. Условия тестирования. Ориентирование респондента. Характеристики тестирующего и ситуационные переменные. Факторы личности тестируемого в обследовании: тестовая тревожность, отношение тестируемого к тестированию, тестовая искушенность. Влияние практического обучения на выполнение тестов.

  6. Теории индивидуальных различий личности и способностей. Феноменологические теории. Теория личных конструктов, разработанная Джорджем Келли. Личностно-центрированная теория Карла Роджерса. Достоинства и недостатки. Теории черт личности. Факторный анализ в приложении к личности. Лексическая гипотеза и теория личности, разработанная Кэттеллом. Пятифакторная модель Коста и МакКрея. Трехфакторная модель Айзенка. Критика теории черт. Двухфакторная теория интеллектуальной организации Спирмена. Понятие «генерального фактора». Мультифакторная теория способностей Терстоуна. Понятие «первичные интеллектуальные способности». Иерархические модели способностей.

  7. Психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности методами стандартизованных самоотчетов. Иерархическое многомерное определение черты. Три класса черт: конституциональные, индивидные, личностные. Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Стреляу. Измерение социально-обусловленных диспозиций (характер). Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла (16-PF). Типологические методы: методика многостороннего исследования личности (MMPI), характерологический опросник К. Леонгарда. Возможные искажения и фальсификация при использовании опросников типа стандартизованных самоотчетов.

  8. Проективные методы изучения личности. Концепция проекции. Рисуночные проективные методики: тест тематической апперцепции (ТАТ), тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест «Деловые ситуации». Вербальные проективные методики – методика завершения предложений. Методики рисования – тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ). Оценка проективных методик – раппорт и применимость, симуляция, нормы, надежность, валидность. Проективные методики в сферах бизнеса и производства.

  9. Психологическая диагностика способностей. Факторный анализ способностей. Батареи тестов на индивидуальные способности. Тесты основных умственных способностей Терстоуна (ОУС) и общих способностей батарея тестов (О. С.Б.Т.). Природа интеллекта. Мотивация и интеллект. Представление о коэффициенте интеллекта. Тест Амтхауэра и матрицы Равена. Области применения тестов способностей. Факторы, влияющие на выполнение тестов способностей.

  10. Психодиагностика мотивации личности. Мотив и мотивация. Мотивы и потребности. Личностные опросники для измерения мотивов. «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса. Возможности проективных методов для выявления мотивации. Измерение мотивации достижений. Опросник для измерения потребности в достижении (ПД).

  11. Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическое изучение структуры малых групп с помощью ДМО (диагностика межличностных отношений) - модифицированного варианта интерперсональной диагностики Т.Лири. Коррекция стиля межличностного поведения на основании данных ДМО.

Программа практических занятий (практикум по работе с диагностическими методиками):

Тема 1. Построение первичной формы теста.

Цель – создание первичной формы теста для измерения определенного признака (тревожности).

Формирование на уровне группы общего представления о понятии «личностная тревожность». Заполнение сформулированного опросника из 18 пунктов. Обработка «сырых оценок» – 1 час.

Формирование опросника из предложенного банка вопросов, включающих 35 пунктов. Заполнение, обработка и получение «сырых оценок» – 1 час.

Вычисление «сырых оценок» по ключу. Обработка – расчет корреляций по формуле Спирмена или Пирсона между рядами «сырых оценок» 1, 2 и 3-го тестирований – 2 часа. Всего: 4 часа.

Тема 2. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма.

Цель – освоение метода работы с тестом Айзенка. Заполнение, обработка, интерпретация – всего 2 часа.

Тема 3. Исследование личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI.

Цель: формирование навыков работы с многофакторным личностным опросником. Заполнение, обработка, интерпретация – всего 4 часа.

Тема 4. Исследование личности проективными методами.

Цель: Формирование навыков работы с рисуночной проективной методикой «Деловые ситуации». Заполнение, обработка, интерпретация – всего 4 часа.

Тема 5. Репертуарные личностные методики.

Цель: изучение метода репертуарной решетки. Заполнение, обработка, анализ репертуарных решеток – всего 4 часа.

Тема 6. Методика исследования отношения к себе (Q-сортировка).

Цель: ознакомление с методикой (Q-сортировка). Заполнение, обработка результатов, анализ полученных данных– всего 2 часа.

Тема 7. Диагностика индивидуально – типологических свойств личности.

Цель: Освоение метода работы с индивидуально-типологическим опросником (ИТО). Заполнение, обработка, интерпретация – всего 4 часа.

Тема 8. Исследование уровня интеллектуального развития.

Цель: Формирование навыков работы с тестом общих интеллектуальных способностей Р. Амтахуэра. Заполнение, обработка, интерпретация – всего 4 часа.

Тема 9. Исследование межличностных отношений.

Цель: Формирование навыков работы с методом диагностики межличностных отношений (ДМО). Заполнение, обработка, интерпретация – всего 4 часа.
Тематика рефератов:

1. Методологические основы получения психодиагностических данных.

2. Проблемы и возможности использования данных психодиагностики в социальной практике.

3. Системный подход в использовании методов психологической диагностики в профотборе.

4. Психологическая диагностика интеллекта и личности.

5. Теория личности как основа психодиагностики.

6. Принципы разработки и применения психодиагностических методов.

7. Проективные методы в бизнесе и производственной сфере: возможности и проблемы использования.

8. Психологическое диагностирование межличностных отношений.

9. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов.

10. Психологические методы измерения мотивов.
Требования к написанию реферата:

Должны быть четко сформулированы: актуальность выбранной темы, рассматриваемая проблема, цели и задачи работы. Работа должна иметь заключение и выводы, сноски на используемую литературу. Работа должна продемонстрировать способности автора к аналитическому мышлению, содержать критический анализ описываемых им теорий, подходов, точек зрения.



Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом не менее 10 страниц, содержать титульный лист и список используемой литературы.
Вопросы к экзамену:

1. Понятие психодиагностики. Предмет психодиагностики. Психодиагностическая задача. Отличие психодиагностического обследования от научного исследования.

2. Условия и источники становление психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины: развитие экспериментальной, дифференциальной, прикладной психологии и тестологии.

3. Психодиагностика как теоретическая дисциплина. Связь психодиагностики с соответствующими предметными областями психологической науки, дифференциальной психометрикой и практикой использования психологического знания.

4. Психодиагностика как метод исследования. Отношение практической психодиагностики к теоретической. Использование психодиагностики в различных областях социальной практики: профессиональная деятельность, образование, клиническая психология, психологическое консультирование.

5. Классификации психодиагностических методов. Основания для классификаций: разновидности ответов на задания, типы предъявляемых стимулов, характеристика основного методического приема. Понятие теста.

6. Нормы и смысловое значение тестовых показателей: статистические понятия; возрастные и внутригрупповые нормы. Относительность норм.

7. Понятие надежности теста. Типы надежности: ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность по внутренней согласованности.

8. Понятие валидности теста. Основные виды валидности: конструктная, критериальная, содержательная. Критерий валидизации.

9. Понятие стандартизации проведения и оценки выполнения теста. Требования к методикам и пользователям.

10. Переменные, влияющие на результаты психологического тестирования: условия тестирования, ориентирование респондента, характеристики тестирующего и ситуационные переменные.

11. Факторы личности тестируемого в обследовании: тестовая тревожность, отношение тестируемого к тестированию, тестовая искушенность. Влияние практического обучения на выполнение тестов.

12. Феноменологические теории. Теория личных конструктов, разработанная Джорджем Келли. Личностно-центрированная теория Карла Роджерса. Достоинства и недостатки.

13. Теории индивидуальных различий личности. Теории черт личности. Понятие «черта». Факторный анализ в приложении к личности. Лексическая гипотеза и теория личности, разработанная Кэттеллом. Пятифакторная модель Коста и МакКрея. Трехфакторная модель Айзенка. Критика теории черт.

14. Теории индивидуальных различий способностей. Двухфакторная теория интеллектуальной организации Спирмена. Понятие «генерального фактора». Мультифакторная теория способностей Терстоуна. Понятие «первичные интеллектуальные способности». Иерархические модели способностей.

15. Психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности методами стандартизованных самоотчетов. Иерархическое многомерное определение черты. Три класса черт: конституциональные, индивидные, личностные. Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Стреляу.

16. Измерение социально-обусловленных диспозиций (характер). Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла (16-PF). Типологические методы: методика многостороннего исследования личности (MMPI), характерологический опросник К. Леонгарда.

17. Возможные искажения и фальсификация при использовании опросников типа стандартизованных самоотчетов.

18. Проективные методы изучения личности. Концепция проекции. Рисуночные проективные методики: тест тематической апперцепции (ТАТ), тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест «Деловые ситуации».

19. Вербальные проективные методики – методика завершения предложений. Методики рисования – тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ). Оценка проективных методик – раппорт и применимость, симуляция, нормы, надежность, валидность. Проективные методики в сферах бизнеса и производства.

20. Психологическая диагностика способностей. Факторный анализ способностей. Батареи тестов на индивидуальные способности. Тесты основных умственных способностей Терстоуна (ОУС) и общих способностей батарея тестов (О. С.Б.Т.).

21. Природа интеллекта. Мотивация и интеллект. Представление о коэффициенте интеллекта. Тест Амтхауэра и матрицы Равена. Области применения тестов способностей. Факторы, влияющие на выполнение тестов способностей.

22. Психодиагностика мотивации личности. Мотив и мотивация. Мотивы и потребности.

23. Личностные опросники для измерения мотивов. «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса. Возможности проективных методов для выявления мотивации. Измерение мотивации достижений. Опросник для измерения потребности в достижении (ПД).
24. Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическое изучение структуры малых групп с помощью ДМО (диагностика межличностных отношений) - модифицированного варианта интерперсональной диагностики Т.Лири.
25. Коррекция стиля межличностного поведения на основании данных ДМО.

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

1. Литература:

Базовый учебник

1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.



Основная

2.Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.



Дополнительная
3. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.

4. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

5. Асмолов А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл, ИЦ «Академия», 2002.

6. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.

8. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

9. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981.

10. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.,1997.

11. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. 1994.

12. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.; 1984.

13. Купер К. Индивидуальные различия/ Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000.

14. Мейли Р. Структура личности/ Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып 5. – М., 1975.

15. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

16. Методы психологической диагностики. – Вып. 1. – М.; 1993.

17. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. Л.,1990.

18. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000.

19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002.

20. Проективная психология/ Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

21. Психодиагностика: Теория и практика. – М.: Прогресс, 1986.

22. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1997.

23. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири /Методы психологической диагностики.

24. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальных различий. Теория и практика психодиагностики. М., 1999.

25. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. – В кн.: Психологическая наука в СССР. – М.; 1960, Т. 2.

26. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности./Пер. с анг. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

27. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – М.; 1997.

28. Энциклопедия психологических тестов. Кн. 1-3. – М.: ТЕРРА-Книжный Клуб, 2000.



IV. Тематический расчет часов


№ п/п


Наименование разделов и тем


Аудиторные часы


Формы текущего контроля


Самосто­ятельная работа


Всего часов


лекции


Сем. или практ. занятия


Всего


1.

Введение в предмет

2

2

4




4

8

2.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина и как метод исследования

4

4

8




8

16

3.

Классификации психодиагностичес-ких методов


2

2

4




4

8

4.

Технические и методологические принципы разработки психодиагности-ческих методов

разработки

разработки

разработки психодиагностических методов




4

4

8




8

16

5.

Переменные (факторы), влияющие на результаты психологического тестирования


2

2

4




4

8

6.

Теории индивидуальных различий личности и способностей

4

4

8




8

16

7.

Психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности методами стандартизованных самоотчетов


4

4

8




8

16

8.

Проективные методы изучения личности


4

4

8




8

16

9.

Психологическая диагностика способностей

2

2

4




4

8

10.

Психодиагностика мотивации личности

2

2

4




4

8

11.

Социально-психологическая диагностика


2

2

4




4

8




Итого

32

32

64

1 реферат

1 экзамен




64

128

Автор программы Т.С. Вещугина





Каталог: data -> 123
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
123 -> А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. М.: Нии школьных технологий, 2006


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница