Программа дисциплины «Теоретические и методологические проблемы психологии личности»



Скачать 344.76 Kb.
Дата01.06.2016
Размер344.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теоретические и методологические проблемы психологии личности»

для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра








Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа учебной дисциплины
«Теоретические и методологические

проблемы психологии личности»
для направления 080200.68 «Менеджмент»

подготовки магистра


Автор программы: Петухова И.А., к.псх.н., профессор, iapt@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры Управления человеческими ресурсами

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.И. Кабалина
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.068 «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Методология и технология управления человеческими ресурсами», изучающих дисциплину «Теоретические и методологические проблемы психологии личности».

Программа разработана в соответствии с:


  • Оригинальным образовательным стандартом ГОБУ ВПО «Государственный университет - Высшая школа экономики» по менеджменту, уровень подготовки - магистр (2010 год);

  • Концепцией магистерской программы 080200.068 «Методология и технология управления человеческими ресурсами» (2012 г).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.068 Менеджмент, утвержденным в 2012 году.



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теоретические и методологические проблемы психологии личности» являются следующие: подготовка слушателей к профессионально-грамотному использованию знаний в области психологии личности для решения проблем современного менеджмента; понимание роли личностно-психологических аспектов в этом сложном процессе; приобретение компетенций о области психологии личности, необходимых будущему менеджеру для понимания общих психологических закономерностей субъект-субъектного взаимодействия в трудовом коллективе и выбора наиболее адекватных и эффективных средств управления человеческими ресурсами.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные классические и современные теоретические подходы к изучению личности, к анализу индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер, знать основные методологические подходы к решению проблемы соотношения строения и развития личности.

Уметь анализировать индивидуально-психологические особенности человека (способности, темперамент, характер), способы внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции деятельности.

Иметь представление о методах и конкретных методиках психологии и сферах их применения, о возможностях и ограничениях методов психодиагностики личности, о характеристиках и роли субъектного и операционально-технического уровней в строении и реализации деятельности человека в целях повышения эффективности управления человеческими ресурсами.

Иметь начальные навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой, постановки и решения собственно психологических задач в реальном контексте своей профессиональной деятельности менеджера.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (формируется частично)

ОК-1

Представляет связи между особенностями личности и эффективностью управления человеческими ресурсами.

Лекции интерактивного типа, семинары, лабораторные работы и их обсуждение в рамках семинарских занятий

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)

ОК-6

Владеет необходимой для эффективного взаимодействия с людьми культурой выражения смыслового содержания в эмоционально окрашенной речевой деятельности говорения, слушания, письма, владеет навыками ведения продуктивного диалога, убеждения и воздействия.

Семинары; проблемные ситуации и их обсуждение в рамках семинарских занятий; эссе

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

ОК-7

Демонстрирует навыки активного слушания, ведения продуктивного диалога, сотрудничества при решении проблемных ситуаций.

Решение проблемных ситуаций, проблемные обсуждения, дискуссии в рамках интерактивных лекций и семинарских занятий

Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (формируется частично)

ОК-9

Демонстрирует адекватное изменение стиля рассуждения, речемыслительной деятельности, поведения в соответствии со спецификой социальной ситуации и содержания решаемой задачи.

Лекции интерактивного типа, семинарско-практические занятия с моделированием проблемных ситуаций, аналитические эссе

    Способен повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры (формируется частично)



    СК-4

    Способен избегать стереотипов в речемыслительной деятельности, в стратегии и тактике своего поведения, негативно влияющих на профессиональную коммуникацию. Умеет использовать источники информации для формирования понимания культуры и потребностей аудитории для построения адекватной стратегии в области своего карьерного развития.

Лекции и семинары в диалоговом режиме: видение и адекватное формулирование личностно- психологических проблем, анализ возможных путей их решения, необходимый для оптимального личностного роста, карьерного развития и самореализации

    Способен к выбору стратегий межличностного взаимодействия: вести переговоры с учетом интересов, эмоционального состояния сторон, противостоять манипуляциям, конструктивно управлять конфликтом

    (формируется частично)

    ПК-4

Умеет диагностировать актуальное состояние субъекта коммуникации, как и свое собственное, способен учитывать динамику потребностно-мотивационной сферы субъекта коммуникации в целях построения оптимального межличностного взаимодействия для достижения поставленных целей в процессе управления человеческими ресурсами.

Проблемные лекции в диалоговом режиме. Практическая работа на семинарах. Работа в мини-группах на семинарско-практических занятиях.


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу адаптационных гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку будущих менеджеров - выпускников магистерской программы «Управление человеческими ресурсами». Отметим уникальность, актуальность и профессиональную необходимость данной учебной дисциплины для успешного освоения магистерской программы «Методология и технология управления человеческими ресурсами»: в программе бакалавриата слушатели не осваивали такой дисциплины, как психология личности, хотя понятие «личность» используется во многих учебных дисциплинах подготовки магистра и потому нуждается в адекватном научном наполнении.

Учебная дисциплина «Теоретические и методологические проблемы психологии личности» рассчитана на студентов первого курса магистратуры факультета менеджмента, а потому опирается на совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных ими на предшествующих этапах образования в средней и в высшей школе на этапе бакалавриата («Общая психология», «Социальная психология»).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Предполагается, что студенты имеют достаточно прочные и внутренне согласованные знания в таких областях, как история и обществознание, биология и математика, литература, русский и иностранный языки. Мы также исходим из того, что студенты вполне владеют основными навыками речевой деятельности (аудированием, письмом, чтением и говорением), что обеспечивает адекватное восприятие материала, его мыслительную обработку и грамотное, логически непротиворечивое изложение своих мыслей, а также творческое преобразование и использование полученных основ психологических знаний в текущей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Технологии управления человеческими ресурсами:

  • Анализ внешней среды УЧР

  • Рекрутинг, оценка и развитие персонала

  • Современные модели формирования мотивации и системы вознаграждения

  • Кросс-культурные аспекты профессиональной коммуникации

  • Оценка эффективности управления человеческими ресурсами

  • Методы диагностики в системе УЧР



  1. Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]

[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Философские основы психологии личности

8

2




6

2

Смена научных парадигм в психологии как основа классических и современных теоретических представлений о личности

16

4

2

10

3

Деятельностный подход к изучению личности

8

2

2

4

4

Потребности и мотивы в деятельности личности

14

4

2

8

5

Основные подходы к содержательному наполнению понятия личности в психологии

12

4

2

6

6

Основные подходы к изучению личности как индивидуальности

10

2

2

6

7

Индивидуально-психологические особенности человека: способности, темперамент, характер

20

6

4

10

8

Внутренняя регуляция деятельности: эмоционально-волевая сфера личности

16

4

2

10

9

Строение личности: основные теоретические подходы и виды психотерапии

16

4

2

10

10

Проблема периодизации развития личности в онтогенезе и социогенезе. Развитие самосознания личности

16

4

2

10




Итого

136

36

20

80


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

модули


Параметры **

1

2







Текущий

(неделя)


Контрольная работа

2

2

Письменная работа 30 минут




3




Письменная работа 30 минут




4




Письменная работа 30 минут




Эссе




1

10-14 тыс. знаков




Итоговый

Экзамен, итоговый тест





*

Первая часть - письменный тест 40 минут. Количество дней оценки результатов контроля – 5 дней. Вторая часть – устный опрос по вопросам






    1. Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль предполагает проведение в ходе семинарских занятий четырех контрольных работ в виде тестов продолжительностью 30 минут с оценкой результатов каждого теста по 10-ти балльной шкале. Результаты теста сообщаются студентам на следующем после проведения данной формы текущего контроля занятии, где проводится анализ типичных ошибок и проверяется качество понимания всеми студентами пройденного материала. Тест 1 направлен на контроль качества усвоения материала по темам 1 и 2, тест 2 охватывает материал тем 3 и 4; тест 3 – материал тем 5,6 и 7; тест 4 – материал тем 8,9 и 10.

Кроме того, текущий контроль включает в себя оценку активности студента на семинарских занятиях по 10-балльной шкале.

Текущий контроль предполагает оценку качества аналитического эссе. Примерная тематика эссе изложена в настоящей Программе, однако конкретная тема уточняется в ходе индивидуальной консультации с преподавателем и утверждается им. Общая рекомендованная литература дополняется студентом самостоятельно, что оценивается при выставлении отметки за работу. Срок сдачи эссе – первая неделя второго модуля. За нарушение сроков сдачи работы оценка снижается на 1 балл за каждую следующую неделю. Оценка за эссе сообщается преподавателем студенту с необходимым ее обоснованием до начала итоговых форм контроля.

Итоговый контроль – экзамен, который включает две части. Первая часть – итоговый письменный тест (40 минут). Количество дней оценки результатов контроля – 5 дней. Вторая часть – экзамен в устной форме проводится с использованием экзаменационных билетов. Качество ответа студента оценивается по 10-балльной шкале следующим образом: точный, полный и лаконичный ответ на все вопросы 8-10 баллов; полный, но не точный, достаточно расплывчатый и неуверенный ответ, либо не равноценные по качеству ответы на вопросы – 7-6 баллов; расплывчатые, не точные и не полные ответы на вопросы – 5-4 баллов. Вопросы для подготовки к экзамену включены в настоящую программу, известны студенту изначально и, таким образом, позволяют ему дополнительно сориентироваться в содержании изучаемой дисциплины. В том случае, когда студент в ходе семестра показывает стабильно высокие результаты по всем текущим формам контроля, результирующая оценка ему может быть выставлена автоматически. В качестве дополнительного возможен вопрос по теме эссе.

Студенты получают от преподавателя дистанционную поддержку по электронной почте и по Skype: консультации по теме эссе, по решению практических вопросов, возникающих у них по месту работы, а также психологических жизненных проблем (по мере возможности).

Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценок за контрольные тесты, оценки за эссе и за активность на семинарах, а также оценки итогового теста и экзамена как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: Wсем. = 0,4; Wакт = 0,1; Wэс = 0,1; Wэк = 0,4



Оср.(окр.) = Осем. * Wсем.(0,4) + Оэс * Wакт(0,1) + Оэс * Wэс(0,1) + Оэк * Wэк(0,4)

  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Философские основы психологии личности

Лекции – 2 часа

Философские основы развития практической и теоретической психологии личности: представления о душе в античной философии (Платон и Аристотель). Сравнительный анализ житейской и научной психологии: предмет исследования, пути и методы приобретения психологического знания, способы его сохранения и возможности применения.



Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (соответствующие лекции)

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (первый раздел)

  3. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (первый раздел)

  4. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1. Введение. - М., 2001 (Тема 1)

Дополнительная литература

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 тт. - М., 1992 и последующие издания. Т.1

  2. Джеймс У. Психология. - М., 1991 и последующие издания

  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2011

  5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”). - М., 2006

  6. Хрестоматия по курсу введение в психологию. /Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М., РПО, 1999

  7. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х тт. - М., 1982

  8. История психология. Тексты. /Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. - М.: МГУ, Изд.2, 1993

  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996


Тема 2. Смена научных парадигм в психологии как основа классических и современных теоретических представлений о личности

Лекции – 4 часа

Семинар – 2 часа

1. Сознание и личность. Проблема анализа сознания в философии Нового времени (Р. Декарт, Дж. Локк) и в научной психологии. Психология как экспериментальная наука об осознаваемых психических процессах. Метод интроспекции и его основные правила (Э. Титченер). Интроспекция и самонаблюдение: сходства и различия, возможности и ограничения. Структура и свойства сознания (В. Вундт). Поток сознания и его свойства (У. Джеймс). Кризис психологии сознания. Основные понятия и положения гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин).

2. Поведение и личность. Предмет и задачи психологии поведения (Дж. Уотсон). Проблема объективного метода в психологии. Экспериментальные исследования поведения в классическом бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) и в необихевиоризме (Э. Толмен, Б. Скиннер). Объяснительные схемы поведения [S→R] и [S→V→R]. Принципы реактивности и активности в объяснении поведения (И.П. Павлов, Н. А. Бернштейн).

3. Бессознательное и личность. Бессознательное как предмет психологии: определения, факты, интерпретации (З. Фрейд, К.-Г. Юнг). Методы изучения бессознательного. Неосознаваемые психические процессы, их классификация и общая характеристика.

4. Категория практики, деятельности в психологии. Порождение и функционирование сознательных психических представлений в реальном процессе жизни людей. Принцип единства сознания и деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые процессы в деятельности и поведении человека.

Основная литература


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (соответствующие лекции)

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (раздел 1)

  3. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  4. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). Т.1. Введение. - М., 2001- 2007 (Тема 2)

Дополнительная литература

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008


Тема 3. Деятельностный подход к изучению личности

Лекции – 2 часа

Семинар – 2 часа

1. Деятельность и личность. Понятие деятельности (А.Н. Леонтьев и его школа). Строение деятельности как уровни ее анализа. Мотивационно-потребностный (субъектный) и операционально-технический (исполнительный) «слои» в строении деятельности. Понятия действия, операции, психофизиологических функций, их место в динамической структуре деятельности.

2. Понятия потребности и мотива. Специфика потребностей человека. Функции мотивов: побуждение к деятельности, образование личностных смыслов. Функции мотивов и продуктивность деятельности. Соподчинение (иерархия) мотивов как ядро личности и путь к ее пониманию.

3. Действия и деятельность. Возникновение новых мотивов («сдвиг мотива на цель»). Действия и операции. Виды операций. Операции и навыки. Основные пути выработки навыков. Представление об аутотелической деятельности в теории «Потока» (The Flow Theory) (М. Чиксентмихайи). «Поток» и внутренняя мотивация субъекта деятельности.



Основная литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008 (понятие мотива, развитие мотивационной сферы личности)

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (соответствующие лекции)

  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (раздел 1)

  4. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  5. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007 (одноименная тема)

Дополнительная литература

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008

  2. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. М., 2008


Тема 4. Потребности и мотивы в деятельности личности

Лекции – 4 часа

Семинар – 2 часа

1. Понятия потребности, мотива, мотивации. Виды потребностей и строение потребностной сферы. Специфика потребностей человека. Виды мотивов и критерии их классификации. Мотивация и деятельность. Понятие оптимума мотивации. Ситуативное развитие мотивации. Уровень притязаний. Мотивация достижения.

2. Мотивация и личность: соподчинение мотивов и его роль в становлении и развитии личности. Механизм «сдвига мотива на цель». Мотивационные конфликты. Проблема осознания мотивов.

Основная литература


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (потребности и мотивы)

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (потребности и мотивы)

  3. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  4. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007. Т.2, Кн.2. (соответствующие темы)

Дополнительная литература

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008

  2. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. М., 2008


Тема 5. Основные подходы к содержательному наполнению понятия личности

в психологии

Лекции – 4 часа

Семинар – 2 часа

1. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

Понятие субъекта как внутреннего условия деятельности человека. Основные характеристики субъекта: активность, способность к саморазвитию, множественность. Человек и мир: природа, общество, культура.

Природный субъект - субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Видовой, биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Человек как представитель биологического вида homo sapiens.

Общественно-исторический опыт и проблема его присвоения человеком. Социальный субъект - человек как субъект присвоения и адекватного применения «коллективных сознательных представлений» (Э. Дюркгейм), способов поведения, имеющихся/принятых в данном обществе. Понятия социального факта (Э. Дюркгейм), социальной нормы, социальной позиции, социальной роли. Психологический взгляд на становление человека как социального субъекта. Проблема различения личности и асоциального субъекта.

Человек как субъект самостоятельного и ответственного решения собственных/жизненных проблем на основе универсальных (общечеловеческих) культурных принципов (В.В. Петухов).

2. Три объема понятия личности и их содержательное наполнение (В.В. Петухов). Проблема различения природного побуждения, социальной нормы и культурного принципа при анализе личности. Понимание личности в широком смысле: личность как индивидуальность в дифференциальной и общей психологии. Индивидуальность человека как совокупность психических качеств, способов поведения, отличающая его от других.

Понимание личности в социо-культурном смысле: проблема различения социо-типического и уникального в личности (А.Г. Асмолов), проблема различения понятий биологического индивида и личности (А.Н. Леонтьев). Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Понятие высшей психической функции (Л.С. Выготский), их основные свойства и закономерности формирования. Понятие интериоризации.

Понимание личности в узком (точном) смысле: самостоятельность в принятии определенного решения в неопределенной ситуации и ответственность за последствия принятого решения. Биологические характеристики человека - природные/органические предпосылки становления и развития личности. Социальная среда - условие становления и развития личности. Эвристические возможности различения понятий социального индивида и собственно личности. Личность и творчество. Понятие интеллектуальной инициативы как критерия творчества (Д.Б. Богоявленская). Уровни интеллектуальной инициативы как уровни творчества в деятельности личности (Д.Б. Богоявленская, И.А. Петухова).

3. «Личность рождается дважды» (А.Н. Леонтьев): представление о развитии личности в историогенезе и в онтогенезе. Личностный выбор, личностное решение, личностный поступок. Возможность изменения иерархии мотивов и проблема личностного роста. Психологические характеристики развитой личности.



Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (возможное определение личности)

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (определения личности в разных школах и направлениях)

  3. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  4. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007. Т.2, Кн.1 (соответствующие темы)

Дополнительная литература

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008


Тема 6. Основные подходы к изучению личности

Лекции – 2 часа

Семинар – 2 часа

1. Методологическая проблема соотношения подхода и теории: подход как постановка исследовательских вопросов; теория как попытка построения внутренне непротиворечивого ответа на поставленные вопросы. Основные проблемы психологии личности и личностные проблемы человека: соотношение теоретических подходов к пониманию личности и практико-психологических задач в области психологии личности.

2. Основные исследовательские вопросы, значимые для различения двух методологических подходов к пониманию личности: диагностико-коррекционного и функционального (аналитико-гуманистического) (В.В. Петухов). Связь данных подходов с основными проблемами психологии личности.

«Чем я отличаюсь от других?» - психология индивидуальности. Диагностика индивидуально-психологических особенностей человека: способности, темперамент, характер. Психологическая диагностика и коррекция. Представление о бихевиоральной терапии. Возможности индивидуальных и групповых тренингов поведения и проблема их адекватности решению поставленных задач.

«Как управлять своим поведением?» - проблема внешней (социокультурной) и внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции деятельности. «Кто я есть?» - анализ потребностно-мотивационной сферы: осознаваемая и неосознаваемая сферы в строении личности, причины личностных проблем и поиск средств их решения. Психоаналитически ориентированная психотерапия. «Есть ли я?» - проблема развития личности: личностный рост. Психологическая помощь и психологическое консультирование. Гуманистическая психотерапия: проблема самоактуализации личности.

Основная литература


  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011

  2. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  3. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007

Дополнительная литература

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008

  2. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. М., 2008


Тема 7. Индивидуально-психологические особенности человека:

способности, темперамент, характер

Лекции – 6 часа

Семинар – 4 часа

1. Два подхода к изучению личности (диагностико-коррекционный и функциональный) и два подхода к пониманию способностей (природно обусловленная характеристика человека или функциональное средство деятельности личности). Способности как индивидуальные свойства, связанные с успешным освоением и осуществлением деятельности. Задатки как органические предпосылки развития способностей. Общие и специальные способности. Тестирование способностей: история проблемы, примеры тестов, измерение коэффициента интеллектуального развития и др. Способности и одаренность: проблема измерения креативности. Формирование и функциональное развитие способностей в деятельности. Роль интересов, склонностей, направленности личности в развитии способностей. Способности и личность.

2. Темперамент как формально-динамические особенности деятельности: история развития учения о его природе и психологических проявлениях. Типы высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента. Диагностика типов темперамента и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Природа и личность: проблема овладения темпераментом.

3. Характер и темперамент: проблема врожденного и приобретенного при формировании характера. Характер как совокупность устойчивых отношений человека к миру. Проблема изучения строения характера: черты характера и попытки их структурирования. Характер и волевые качества личности. Характер и направленность личности. Характер и жизненный стиль личности. Роль природных особенностей человека в формировании характера личности.



Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (соответствующие лекции)

  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (соответствующие главы)

  3. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  4. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007. Т.2 Человек как субъект деятельности. Кн.1,2. (соответствующие темы)

Дополнительная литература

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008


Тема 8. Внутренняя регуляция деятельности:

эмоционально-волевая сфера личности

Лекции – 4 часа

Семинар – 2 часа

1. Определение и основные функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и познание. Эмоции и мотивация. Влияние эмоций на продуктивность деятельности. Различные основания классификации эмоциональных явлений. Уровни внешнего выражения эмоций и возможности диагностики эмоциональных состояний.

2. Эмоциональные состояния и регуляция деятельности. Аффект и стресс. Тревога и тревожность. Фрустрация и реакции на нее. Предметно-ситуативные эмоции: возможности осознания и использования в процессе общения. Чувства как эмоционально-смысловые образования личности. Способность к эмпатии и ее развитие. Возможности овладения эмоциональной сферой.

3. Определение, критерии, функции воли. Проблема свободы воли в философии и психологии. Произвольная и волевая регуляция деятельности (В.А. Иванников). Сознательный и целенаправленный характер произвольного действия. Волевой процесс, строение сложного волевого действия. Борьба мотивов и принятие решений. Мотивационный выбор как условие волевого действия. Типы мотивационных конфликтов (К. Левин). Типы решимости личности (У. Джеймс).

Характеристики познавательной сферы личности и проблема принятия решений. Когнитивная сложность личности. Явление когнитивного диссонанса.

Функциональный подход к пониманию воли: анализ типовых ситуаций взаимодействия субъекта с миром и функции воли. Воля и личность: волевая регуляция как творческое преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций.



Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2009 (эмоции)

  2. Джеймс У. Научные основы психологии. – М., 2003 (эмоции и воля)

  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (эмоции и воля)

  4. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  5. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007. Т.2. Кн.2. (эмоции и воля)

Дополнительная литература

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008


Тема 9. Строение личности:

основные теоретические подходы и виды психотерапии

Лекции – 4 часа

Семинар – 2 часа

1. Взаимосвязь представлений о строении и развитии личности как методологическая проблема. Уровни развития теоретических представлений о личности и виды психотерапии как методологическая проблема (по В.В. Петухову).

2. Первый («классический») этап в развитии представлений о личности: психология сознания и психология поведения. Общие представления о телесно-ориентированной терапии и бихевиоральной терапии как коррекции способов поведения.

Категория бессознательного в классическом психоанализе и динамическое представление о строении личности (Фрейд). Социальное чувство и препятствия на пути его реализации (Адлер). «Комплекс неполноценности» и его компенсация. Архетипы коллективного бессознательного как формы постановки и возможного решения личностных проблем (Юнг). Психоаналитическая терапия как «терапия причин»: психологическая помощь в решении личностных проблем.

Представления о личности в гештальттерапии (Перлз) и гуманистической психологии (Олпорт, Маслоу, Роджерс). Потребность в самоактуализации личности как источник саморазвития личности. Понятие реального и идеального Я. Представление о психологическом консультировании. Гуманистическая терапия как «терапия процесса»: понимание (правильная постановка) личностных проблем и самоактуализация личности. Личность и личностный рост.

Основная литература


  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (современные подходы)

  2. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии)

  3. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007. Т.2. Кн.3. (соответствующие темы)

Дополнительная литература

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008

  2. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. М., 2008


Тема 10. Проблема периодизации развития личности в онтогенезе и социогенезе.

Развитие самосознания личности

Лекции – 4 часа

Семинар – 2 часа

Проблема периодизации развития личности. Сензитивные периоды и роль обучения в психическом развитии ребенка. Понятие социальной ситуации психического развития. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев), ее основные виды. Развитие мотивационной сферы личности и закономерности смены видов ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин).

Жизненный путь человека. Кризисные периоды развития личности. Основные этапы развития личности: эпитенетическая концепция развития личности (Д.Б. Эриксон). Возможности и проблемы развития личности во взрослом и пожилом возрасте.

Сознание и самосознание. Самосознание, самоотношение, самопознание. Образ Я и его структура.Осознание собственных психических качеств как результат сравнения с другими людьми. Рефлексия, внутренний диалог.

Самооценка как одно из центральных образований личности. Виды самооценки: адекватная (высокая, средняя, низкая), неадекватная (завышенная, заниженная), неустойчивая. Закономерности формирования самооценки: роль общения, социальная ситуация развития, референтный взрослый, интериоризация. Самооценка и самоуважение. Методы измерения самооценки.

Основная литература


  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011 (периодизации Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона)

  2. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М., 2005 (и другие вышедшие тома этой серии) (проблема периодизации)

  3. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007. Т.2, Кн.3 (соответствующие темы)

Дополнительная литература

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008


  1. Образовательные технологии


В рамках лекционных и семинарских занятий используются следующие образовательные технологии:

Активные и интерактивные формы проведения занятий – проблемные ситуации, ситуации когнитивного диссонанса, сравнительный анализ отечественных и современных концепций и подходов, задачи на догадку, поиск креативных решений традиционных ситуаций, поиск аналогов научно-психологических ситуаций в современной жизни, в бизнес-практике, в общении и в управлении человеческими ресурсами.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерная тематика аналитических эссе

В Программе перечислены примерные направления поиска темы исследовательского эссе. Их следует рассматривать как отправные точки для формулирования темы собственного эссе. Окончательная формулировка темы утверждается преподавателем. Тема может быть как сугубо теоретической, так и связанной с реальной жизненной или производственной ситуацией, с задачами собственного личностного развития. Объем эссе: 10–12 тысяч знаков.



Направление 1: Строение личности

  1. Представление о строении личности в классической психологии сознания (У. Джеймс) и современность.

  2. Представление об уровневом строении личности в классическом психоанализе (З. Фрейд) и современные представления о строении личности.

  3. Понимание личности в индивидуальной психологии (А. Адлер) и современные исследования.

  4. Представления о строении личности в аналитической психологии (К.-Г. Юнг) и современность.

  5. Основные понятия о личности и путях ее самоактуализации в гуманистической психологии и современная психология личности.

Литература *

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. С. 5-20, 33- 48.

  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984. С.59-72.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. С.181-193.

  4. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

  5. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1987. № 3. С.150-158.

  6. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С.106-107 (Олпорт), 108-117 (Маслоу).

  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989. С.334-349.

  8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1.- М.,1986. С.112-115.

  9. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1994. С.11- 46.

  10. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного// Архетип и символ. - М., 1991. С.97-128.

  11. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М., 1993. С.11-133.

Направление 2: Развитие личности

  1. Движущие силы развития личности.

  2. Мотивационная сфера личности и проблема периодизации психического развития.

  1. Эпигенетическая концепция развития личности.

  2. Личностный рост: общее представление о теории и практике «терапии процесса».

Литература *

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  2. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С.160-165 (Выготский), 172-181 (Эльконин), 182-186 (Массен и др).

  3. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992.

  4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. С.233-247.

  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. С.93, 105-129.

  6. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. С.56-85.

Направление 3: Личность менеджера

  1. Личность менеджера как фактор эффективности его профессиональной деятельности.

  2. Психологические ресурсы личности в управлении своим развитием.

  3. Роль личностных качеств менеджера в управлении человеческими ресурсами.

Литература *

  1. Белл Д. Тип личности и стиль руководителя. – Тверь, 1993.

  2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1994.

  3. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996.

  4. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. – М., 1992.

* ПРИМЕЧАНИЕ. Поиск адекватной литературы по избранной студентом теме аналитического эссе является первым самостоятельным шагом исследования. Его рекомендуется вести с использованием электронных ресурсов, библиотек, с учетом современных научных изданий и переизданий исследователей-классиков. При работе над эссе НЕ рекомендуется основываться на популярной литературе без ее критического анализа и без ссылок на научные источники.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


«Теоретические и методологические проблемы психологии личности»

1. Сравнительный анализ научной и житейской психологии. Психология личности: теория и практика.

2. Методы психологии, их классификация и основная характеристика. Особенности методов исследования личности.

3. Стадии развития психики животных: единицы психического отражения, типичные способы поведения, причины перехода на более высокую стадию.

4. Сравнение психики животных и человека. Совместно-разделенная деятельность людей, разумный смысл действия как критерий и единица анализа сознательной деятельности человека.

5. Классическая психология сознания: предмет, метод, единица изучения, объяснительный принцип. Свойства сознания (В.Вундт), поток сознания (У.Джеймс).

6. Критический анализ психологии сознания и метода интроспекции. Интроспекция, самонаблюдение, рефлексия: сравнительный анализ понятий.

7. Гештальтпсихология: основные понятия и положения, вклад в понимание личности.

8. Психология поведения: предмет, метод, задачи, единица изучения. Исследования поведения в бихевиоризме и необихевиоризме. Понятие о бихевиоральном тренинге.

9. Неосознаваемые психические процессы и их классификация. Место и роль неосознаваемых психических процессов в деятельности личности.

10. Проблема бессознательного в психоанализе: основные понятия, положения, факты, интерпретации, методы изучения бессознательного.

11.Содержательная характеристика основных инстанций в строении личности и представление о строении психики в классическом психоанализе.

12. Сравнительный анализ содержания понятий: субъект, личность, индивид, индивидуальность.

13. Представление о строении личности в психологии сознания (У.Джеймс) и современность (К.Мадсен, В.Петухов).

14. Понимание личности в широком (индивидуальность) и узком (точном) смысле: критерии различения, содержание понятий. Три объема понятия личность и их содержательный анализ.

15. Общее представление о развитии личности: «Личность рождается дважды». Критерии первого и второго «рождения» личности. Феномен «горькой конфеты». Психологический «Подросток».

16. Психологическая «Взрослость». Предпосылки, условия развития личности. Критерии развитой личности.

17. Личность и деятельность. Строение индивидуальной деятельности человека как уровни ее анализа: понятия деятельности, действия, операции, психофизиологических функций.

18. Потребностно-мотивационная сфера личности: содержание основных понятий. Специфика потребностей человека. Виды и функции мотивов в деятельности человека.

19. Мотивы и сознание. Понятия внешней и внутренней мотивации.

20. Соотношение понятий мотивации, потребности, мотива.

21. Мотивация и продуктивность деятельности. Понятие «оптимума мотивации» (закон Йеркса и Додсона).

22. Деятельность и действие. Представление о развитии мотивационной сферы человека. Механизм «сдвига мотива на цель».

23. Действия и операции: возможность разграничения уровней и динамика операционально-технического слоя деятельности.

24. Деятельностный подход к анализу личности: три «параметра» личности.

25. Основные подходы к изучению личности и их связь с практической психологией личности. Психодиагностика и психологическая коррекция, психологическая помощь, психологическое консультирование.

26. Представление о строении и развитии личности в гуманистической психологии (Олпорт, Маслоу, Роджерс). Представление о самоактуализации.

27. Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Проблема врожденного и приобретенного в дифференциальной психологии.

28. Понятие способностей. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в развитии способностей: способности и задатки.

29. Способности и их измерение. Основные понятия и проблемы психодиагностики способностей.

30. Функциональный подход к пониманию способностей. Способности и личность.

31. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

32. Темперамент и его роль в деятельности. Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности.

33. Характер, его строение и формирование. Характер и темперамент.

34. Характер и личность. Представление об индивидуальном жизненном стиле (А.Адлер).

35. Представление о личности в индивидуальной психологии (А.Адлер).

36. Выделение психологических типов: понятия экстра- и интроверсии.

37. Социальная среда как условие развития личности. Понятие социального факта (Э.Дюркгейм). Социальный факт и социальный индивид. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта. Человек как социальный индивид: представление о социальной позиции, социальных ожиданиях, нормах, социальной роли.

38. Понятие высших психических функций (Л.С.Выготский), их специфика, строение, основные характеристики.

39. Развитие высших психических функций. Представление об интериоризации. Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Обучение и развитие. ЗБР и развитие личности.

40. Определение и функции эмоций. Классификации эмоций.

41. Уровни внешнего выражения эмоций. Эмоции и общение.

42. Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов.

43. Проблема стресса. Виды стресса. Операциональный стресс.

44. Тревожность и тревога: сравнительный анализ содержания понятий и примеры исследований.

45. Состояние фрустрации: определение и примеры исследований. Общая характеристика защитных механизмов личности.

46. Сравнительная характеристика собственно эмоций и высших чувств (А.Н.Леонтьев). Эмоции и личность. Проблема управления эмоциональной сферой.

47. Проблема свободы воли и возможности ее психологического исследования. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого процесса.

48. Функциональный подход к пониманию волевой регуляции. Проблема принятия решений.

49. Понятие ведущей деятельности и основные этапы развития мотивационной сферы личности (Выготский, Леонтьев, Эльконин).

50. Основные положения эпигенетической концепции развития личности. Характеристика основных этапов личностного развития в концепции Э.Эриксона.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студента на лекционных и на семинарских занятиях –

- активность, понимание и владение материалом, способность ответить на вопрос и задать проблемный вопрос, способность провести сравнительный анализ учебного, научного и реального жизненного материала; вес = 0,1.

- успешность выполнения 4-х тестовых заданий; вес = 0,1*4.

- творческое выполнение аналитического эссе в соответствии с требованиями НИУ ВШЭ к оформлению работы; вес = 0,1.

Итоговый контроль – экзамен; вес =0,4.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Результирующая оценка по учебной дисциплине рассчитывается следующим образом:
О тест1*0,1+О тест2*0,1+О тест3*0,1+О тест4*0,1+О эссе*0,1+О активность*0,1+О экз*0,4
Полученная сумма округляется до целого балла в пользу студента.

  1. . Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовые учебники


1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2012

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., 2011

3. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. - СПб, 2008

    1. Основная литература


1. Петухов В.В. (Отв. ред.) Общая психология. Тексты. В 3 т. (7 книг). - М., 2001- 2007

2. Психология личности. Хрестоматия. //Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. – М., 2009

3. Маслоу А.. Мотивация и личность. М., 2008

    1. Дополнительная литература


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

4. Белл Д. Тип личности и стиль руководителя. – Тверь, 1993.

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1994.

6. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

7. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996.

8. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1987. № 3.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990..

11. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989.

12. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1.- М.,1986.

14. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. – М., 1992.

15. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992.

16. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1994.

17. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного// Архетип и символ. - М., 1991.

18. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.


    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Студенты получают от преподавателя дистанционную поддержку по электронной почте и по Skype: консультации по теме эссе, по решению практических вопросов, возникающих у них по месту работы, а также психологических жизненных проблем (по мере возможности). Студент может задать преподавателю вопрос в письменном виде по электронной почте и получить на него письменный же ответ или быть приглашенным на очную консультацию.
  1. . Материально-техническое обеспечение дисциплины


Раздаточные материалы, тесты, фломастеры, лазерная указка, подсобные материалы для проведения психодиагностических методик.

Автор программы: _________________ профессор Петухова И.А.
Каталог: data -> 2012
2012 -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
2012 -> Технология литографических процессов
2012 -> Программа «Стратегическое и корпоративное управление»
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
2012 -> Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ
2012 -> Программа исследований (предварительная версия) Москва, лас, январь 2012г
2012 -> Возможные руководители: Шляго нн., Балашов А. И., Котляров И. Д., Тарасова Ю. А., Козлова Ю. А., Рання Н. А., Смирнова Е. Э., Корчагина Е. В., Чуланова Г. Ю.,, Соколова А. А. и др
2012 -> Программа дисциплины Политическая антропология России (курс по выбору) Для направления 030200. 62 Политология
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница