Программа дисциплины Судебно-психологическая экспертиза личности для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ



Скачать 322,76 Kb.
Дата15.02.2016
Размер322,76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии



Программа дисциплины

Судебно-психологическая экспертиза личности

для направления 030300.68 – Психология

для магистерских программ:

Исследование, консультирование и психотерапия личности,

Персонология и экзистенциальная психология


Автор программы:

Серкин В.П., д. психол. н., профессор, (vserkin@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой __________________________________ В.А. Штроо
Рекомендована секцией УМС «Психологи» «___»____________ 2013 г.

Председатель __________________________________ В.А. Штроо


Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь ________________________Е.Б.Старовойтенко

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по магистерским программам по специализации (специализациям): Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология.

Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.68 – Психология, уровень подготовки: магистр; рабочими учебными планами специализаций: Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Судебно-психологическая экспертиза личности» являются:

  1. Курс разработан для подготовки студентов к квалифицированному самостоятельному проведению СПЭ на основании постановления следователя или судьи.

  2. Ознакомление студентов с основными понятиями СПЭ и основными требованиями к СПЭ.

  3. Изучение процедур проведения наиболее распространенных видов СПЭ.

  4. Получение возможности самостоятельно разрабатывать процедуру и проводить СПЭ.

  5. Получение возможности самостоятельно изучать релевантную задачам курса литературу и опыт проведения СПЭ.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Раздел «Компетенции» программы курса «Судебно-психологическая экспертиза личности» составлен на основе Образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.68 – Психология, уровень подготовки: магистр.

В результате освоения дисциплины студент должен:



  1. Знать понятийный аппарат и уметь его использовать.

  2. Знать основные проблемы СПЭ и уметь их решать.

  3. Знать основные методы СПЭ и уметь их использовать.

  4. Уметь самостоятельно организовать и провести СПЭ на основе постановления следователя или судьи.

  5. Знать основные требования к проведению СПЭ, отчету по СПЭ, оформлению документации.

Компетенции, осваиваемые студентом, в процессе работы над курсом:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность рефлексировать освоенные способы деятельности.

СК-М1

Умение описывать основные этапы своей деятельности, критически оценивать выполнение деятельности.

Лекции, практические занятия, доклады, презентации, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ.

Способность анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.

СК-М6

Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ, рефераты, эссе

Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

ИК-М1.2п/н/и/к/пр_6.1

Умение изучить материалы дела, спланировать и провести экспертизу

Лекции, практические занятия, доклады, презентации, групповое обсуждение примеров, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ.

Способность участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем.

СЛК-6, СЛК-М6.

Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ, рефераты, эссе

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по магистерским программам: Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология.

Для магистерских программ: Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология. - настоящая дисциплина является факультативной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: основные психологические курсы (общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; психология труда, инженерная психология и эргономика; медицинская психология; социальная психология; психология управления; психодиагностика.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: иметь квалификацию «бакалавр» по специальностям психологии или подготовку на уровне четырех курсов специалитета по специальностям психологии. Содержательно студенты должны иметь знания базовой вузовской программы по основным психологическим курсам (общая, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, социальная психология, психология управления, история психологии, психодиагностика); иметь опыт выполнения психологических экспериментов; проведения исследования по психологической проблематике; опыт составления рефератов и эссе по психологической проблематике; опыт выполнения и оформления выпускных квалификационных работа по психологической проблематике.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: все научно-исследовательские семинары, магистерские, кандидатские и докторские диссертации.
  1. Тематический план учебной дисциплины


Судебно-психологическая экспертиза личности. РУП, магистратура (ИКПЛ), 1 курс, 3-4 модуль, всего часов – 108, ауд.48 (лекц. – 24, практ. - 24), д/з – 1, зачет (3 ед.).




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1.

История развития СПЭ. Предмет и компетенция СПЭ.

9

2

2




5

2.

Организация СПЭ

9

2

2




5

3.

СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

9

2

2




5

4.

СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании

9

2

2




5

5.

СПЭ несовершеннолетних обвиняемых

9

2

2




5

6.

СПЭ аффекта

9

2

2




5

7.

Психолингвистическая экспертиза

9

2

2




5

8.

Экспертиза социально - психологических особенностей группы и членов преступной группы

9

2

2




5

9.

СПЭ психического состояния лиц, покончивших жизнь самоубийством

9

2

2




5

10.

Возможности СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

9

2

2




5

11.

Деятельностный подход как методологическая основа СПЭ

9

2

2




5

12.

Другие направления и перспективы развития СПЭ

9

2

2




5




Итого:

108

24

24




60

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Текущий контроль



Форма контроля

1 год

Параметры **

3

4

Домашнее задание 1

1




Сдать до 20 марта 2013, без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 6 -7 машинописных страниц (табличные рефераты – 3-4 страницы), Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2. Ссылки и оформление литературы как в выпускной работе или в кандидатской диссертации. Обзор не менее 7 источников.

Итоговый

Зачет




1

Знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки работы на семинарах: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость.

Критерии оценки домашних заданий: знание заданного материала, умение изложить материал, обсуждать его, критически относиться.

Критерии оценки письменного домашнего задания 1: умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме; умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями.

Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Критерии оценки письменного домашнего задания 1

(умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме, умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями)



Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия реферата 3 из 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 5 из 6 предъявляемым критериям.



«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 2 из 4 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев


«Работа не принимается»: 0


Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 20.03.2009 г. № 56))).

В случае если домашнее задание 1 не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме:

1 день – снижение оценки на 1 балл;

2 дня – снижение оценки на 2 балла;

3 дня – снижение оценки на 3 балла;

4 дня – снижение оценки на 4 балла;

5 дней – снижение оценки на 5 баллов;

6 дней – снижение оценки на 6 баллов;

7 дней – снижение оценки на 7 баллов.



Критерии оценки ответа на зачете

(знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал)



Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям.



«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям.



«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Ответ не соответствует большинству предъявляемых критериев


«Ответ не принимается»: 0

Зачет не сдан.
  1. Содержание дисциплины


Тема 1

Понятие об СПЭ. История развития СПЭ Предмет и компетенция СПЭ

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часов, с/р – 5)

Понятие об УПК РФ. Понятие о судебной экспертизе. Обязанности эксперта. Права эксперта. Отвод эксперта. Дополнительная и повторная экспертиза.

Становление психологии как науки и развитие СПЭ. Отказ от СПЭ в 30-е - 60-е годы 20 века в России. Современный этап развития СПЭ.

Основные направления СПЭ. Цели, задачи и функции СПЭ. Объект, предмет и методы СПЭ. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Заключение эксперта и его содержание.



Тема 2

Организация СПЭ

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Постановление о проведении СПЭ и вопросы эксперту. Структура заключения эксперта. Процедура СПЭ. Отчетные документы.



Тема 3

СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Психологическая структура способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Восприятие. Сохранение. Воспроизведение. Речь. Типичные поводы и типовые вопросы. Процедура и методики. Особенности показаний детей и пожилых людей.



Тема 4

СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Понятия “изнасилование”, “беспомощное состояние”, “психологическая беспомощность”. Понимание. Способность к пониманию. Способность оказывать сопротивление. Общий план экспертного обследования. Основания для назначения СПЭ



Тема 5

СПЭ несовершеннолетних обвиняемых

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Понятие “несовершеннолетний”. Осознание значения своих действий. Способность руководить своими действиями. Вопрос о принятии решения. Вопрос о соответствии уровня развития паспортному возрасту. Типовые вопросы. Параметры экспертизы. Методики и процедура.



Тема 6

СПЭ аффекта

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Патологический аффект. Физиологический аффект. Основные фазы и характеристики аффекта. Исследование обстоятельств происшествия. Методики и процедура. Другие психические состояния (фрустрация, душевное волнение). Типовые вопросы.



Тема 7

Психолингвистическая экспертиза

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Типичные вопросы. Звуковые особенности. Анализ стандартных форм. Семантический анализ. Глубинные семантические роли. Контент - анализ. Индивидуальные особенности.



Тема 8

Экспертиза социально - психологических особенностей группы и членов преступной группы



(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Понятие о структуре группы и внутригрупповых отношениях. Принципы объединения в группу. Групповая динамика. Методики исследования группы и внутригрупповых взаимодействий



Тема 9

СПЭ психического состояния лиц, покончивших жизнь самоубийством

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Предмет СПЭ психического состояния лиц, покончивших жизнь самоубийством. Диагностика и описание психического состояния. Специфика заключения эксперта.



Тема 10

Возможности СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Понятие “безопасность”, моделирование безопасности. Понятие “человек - оператор”. Характеристики сенсомоторных реакций. Характеристики восприятия. Принятие решения. Организация экспертных исследований. Работа с аппаратурой. Понятие о функциональных состояниях. Специфика заключения эксперта.



Тема 11

Деятельностный подход как методологическая основа СПЭ

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Макроструктура деятельности. Интегральность психической деятельности. Влияние мотивации на характеристики деятельности. Понятие “индивидуальный стиль деятельности”. Понятие “образ мира”. Деятельность и личность.



Тема 11

Деятельностный подход как методологическая основа СПЭ

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Макроструктура деятельности. Интегральность психической деятельности. Влияние мотивации на характеристики деятельности. Понятие “индивидуальный стиль деятельности”. Понятие “образ мира”. Деятельность и личность.



Тема 12

Другие направления и перспективы развития СПЭ

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, с/р – 5)

Кому отдавать ребенка? Оспаривание сделок, договоров. Понятие о вменяемости.

Принципиальные пределы компетенции СПЭ. Воспитательные воздействия. “Программирование”. Рекламная продукция. Воздействие СМИ. Воздействие технических средств Трансовые воздействия. Безопасность СЧМ.

Темы для письменного домашнего задания 1

(за самостоятельное составление обоснованной таблицы по теме отметка

повышается на 1-2 бала)


  1. Понятие «психологический портрет личности» и его структура.

  2. СПЭ «Кому отдавать ребенка?».

  3. Понятие «Вменяемость».

  4. СПЭ по вопросам воздействие религиозных сект на психическое состояние человека.

  5. Метод беседы и его специфика при проведении СПЭ.

  6. Метод наблюдения и его специфика при проведении СПЭ.

  7. Полиграф (детектор лжи) и его применение.

  8. СПЭ по вопросам о признании сделок недействительными.

  9. Структура психодиагностической деятельности эксперта-психолога.

  10. Понятие «виктимность».

  11. Понятие «реактивные состояния».

Студенты также могут выбрать тему реферата самостоятельно и согласовать ее с преподавателем.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность, уровень ответов, уровень вопросов, уровень докладов, участие в дискуссиях, домашние задания. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: уровень подготовленности студента к семинару, полнота освещения темы в докладах. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Критерии оценки ответа на экзамене: знание материала (суть, основные теории, подходы, методы, критика), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4Од.з.1 + 0,6 Оауд.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Озачетн.1 = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета - арифметический.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».



Условия пересдач:

на пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.



Список вопросов к зачету по курсу

  1. Положения УПК об экспертизе. Права и обязанности эксперта.

  2. Этапы развития СПЭ.

  3. Предмет и компетенция СПЭ.

  4. Задачи, функции и цели СПЭ.

  5. Основные направления СПЭ.

  6. Организация СПЭ. Заключение эксперта.

  7. Понятие о вменяемости. Возраст уголовной ответственности.

  8. Структура психодиагностической деятельности эксперта – психолога.

  9. Этические принципы СПЭ.

  10. Метод беседы и его специфика при проведении СПЭ.

  11. Метод наблюдения и его специфика при проведении СПЭ.

  12. СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания: психологические характеристики.

  13. Основные методики, используемые при проведении СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания: психологические характеристики.

  14. СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания: поводы для СПЭ, типичные вопросы, общий план обследования.

  15. СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании: психологические характеристики, психологическая беспомощность.

  16. СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании: поводы для СПЭ, типичные вопросы, общий план обследования.

  17. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых: психологические характеристики.

  18. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых: поводы для СПЭ, типичные вопросы, общий план обследования.

  19. Патологический аффект (по Я.М. Калашник).

  20. Диагностика следов аффекта (А.Р.Лурия).

  21. Психологический аффект, его отличия от патологического.

  22. СПЭ аффекта: психологические характеристики.

  23. СПЭ аффекта: поводы для СПЭ, типичные вопросы, общий план обследования.

  24. Возможности СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой: понятие о безопасности проектов и систем.

  25. Возможности СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой: сенсомоторные реакции.

  26. Возможности СПЭ по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой: учет индивидуальности.

  27. СПЭ членов преступной группы.

  28. СПЭ психического состояния лиц, покончивших жизнь самоубийством.

  29. Психолингвистическая экспертиза.

  30. Перспективы развития СПЭ.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовые учебники


  1. Коченов М.М. Введение в судебно - психологическую экспертизу. - М.: МГУ, 1980. - 115 с.

  2. Медицинская и судебная психология. Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2004 (3-е изд. – 2009). – 606 с.

  3. Сафуанов Ф.С. Судебно - психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М.: Гардарика, Смысл, 1998. - 198 с.

11.2. Основная литература


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб: Питер, 2009. - 624 с.

  2. Кудрявцев И.А. Судебная психолого - психиатрическая экспертиза. - М.: Юрид. лит., 1988. - 224 с.

  3. Сафуанов Ф.С. Клиническая психология в экспертной практике. Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2002.

  4. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. - М.: Смысл, 2003. – 300 с.

  5. Сафуанов Ф.С. Практикум по судебно-психологической экспертизе. – М.: Смысл, МГППУ, 2007. – 120 с.;

  6. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. - М.: Норма, 1998. - 285 с.

11.3. Дополнительная литература


  1. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология осмотра места происшествия. - М.: 1994. - 95 с.

  2. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? - М.: Знание, 1990. - 95 с.

  3. Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Зерцало, 1999. - 96 с.

  4. Справочник следователя. – М.: Юридическая литература (или «Российское право»). Поновее, последние годы издания (законодательство и регламентирующие документы довольно динамичны).

  5. Уголовный кодекс РФ (любое издание после 1996 г.).

  6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (любое издание после 1966 г.).

11.4. Справочники, словари, энциклопедии


1.Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. 1630с. (или более поздние издания).

2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. СПб: Питер Ком, 1999. 528 с. (или более поздние издания).

3.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. 1360 с. (или более ранние издания).

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815с. (или более поздние издания).

11.5. Дистанционная поддержка дисциплины


Вы можете получить письменную консультацию преподавателя по интересующим Вас вопросам и освоению разделов программы, задав вопрос по электронной почте. Корпоративный адрес преподавателя: vserkin@hse.ru

Дополнительно можно просмотреть художественный телефильм «Сократ» (скачивается в сети).



12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения занятий ТСО используется обычный набор: проектор, видеоаппаратура, компьютерный класс по мере необходимости.



13. Приложение 1

Промежуточные контрольные работы

Контрольная работа № 1

Вариант 1.

  1. Перечислите права эксперта.

  2. Кто имеет право проводить СПЭ?

  3. В каких случаях эксперт имеет основания отказаться от проведения СПЭ?

  4. Какие вопросы входят в компетенцию СПЭ?

  5. По каким причинам СПЭ была дискредитирована на первом этапе ее развития?

  6. Каковы наиболее распространенные поводы для назначения СПЭ?


Вариант 2.

  1. Перечислите обязанности эксперта.

  2. Что является законным основанием для проведения СПЭ?

  3. В каких случаях эксперт может затребовать дополнительную информацию?

  4. Какие вопросы не входят в компетенцию СПЭ?

  5. По каким причинам практика СПЭ была возобновлена у нас в стране в конце 60 - х годов 20 в.?

  6. Каковы наиболее распространенные поводы для назначения СПЭ?

Контрольная работа № 2

Вариант 1

  1. Опишите кратко 1-й этап развития СПЭ.

  2. В чем разница предмета (компетенций) КСППЭ и судебно-психиатрической экспертизы?

  3. Какие вопросы входят в компетенцию СПЭ (не перечень, обобщенный ответ).

  4. Перечислите возможные причины (факторы) психологической беспомощности (в СПЭ по делам об изнасиловании).

  5. Перечислите факторы, способствующие снижению понимания (в СПЭ по делам об изнасиловании).

Вариант 2

  1. Опишите кратко 2-й этап развития СПЭ.

  2. В чем разница предмета (компетенций) СПЭ и КСППЭ?

  3. Какие вопросы не входят в компетенцию СПЭ (на перечень, обобщенный ответ).

  4. Перечислите возможные параметры (критерии) состояния психологической беспомощности (в СПЭ по делам об изнасиловании).

  5. Перечислите факторы, влияющие на способность/неспособность оказывать сопротивление.

Контрольная работа № 3

1 вариант

2 вариант

  1. Какие психические процессы исследуются в СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания?

2. Чем восприятие ребенка (дошкольника) отличается от восприятия взрослого?

3. Перечислите критерии осознания человеком своих действий.

4. В чем различие понятий «обученность» и «обучаемость»?

5. Перечислите основных русскоязычных авторов, пишущих об СПЭ.



1. Перечислите поводы для СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

2. Чем речь ребенка (дошкольника) отличается от речи взрослого?

3. Перечислите критерии способности руководить своими действиями.

4. В чем различие понятий «педагогическая запущенность» и «отклонения в развитии»?

5. Перечислите основных русскоязычных авторов, пишущих об СПЭ.



14. Приложение 2

Примеры оформления

Справка – расчет времени

На проведение судебно – психологической экспертизы по уголовному делу

_______________ по обвинению ____________________




  1. Изучение материалов дела – 4 часа.

  2. Подготовка к экспертизе – 2 час.

  3. Экспертиза – 1,5 час.

  4. Обработка материалов экспертизы – 5 часов.

  5. Подготовка и оформление заключения – 5 часов.

Итого: 17,5 часов.

Прошу оплатить работу эксперта из расчета _____________ рублей/час.

Эксперт _____________________

Дата


Данные документов
Акт судебно - психологической экспертизы

Мною, судебным экспертом, _______________________________ кандидатом психологических наук, доц. кафедры _________ психологии _______________, стаж работы по специальности _____ лет, на основании определения ______________районного суда ___________ области проведена судебно – психологическая экспертиза по уголовному делу № ___________ по обвинению гр. ________________

Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:


  1. Имеются ли у ______________ признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, и если имеются, в чем конкретно они выражаются?

  2. Учитывая состояние психического развития _______________ мог, ли он полностью осознавать значение своих действий, фактический их характер и общественную опасность?

  3. Учитывая состояние психического развития _______________., в какой мере он мог руководить своими действиями?

  4. Соответствует ли_________ по психологическому развитию своему возрасту и можно ли признать объективными его показания на следствии?

При подготовке, проведении и оформлении заключения судебно-психологической экспертизы использовались методы беседы с испытуемым, его учителями и бывшими сотрудниками, методы наблюдения следующие стандартизированные методики и литература (см. Приложение 1).

Получены следующие диагностические данные (см. Приложение 2).

_____________, родился _____________ года в рабочей семье, родился ____________, развивался с задержками, расторможен, не принимал запретов. Наследственность не отягощена, отец пил, ушел из семьи, ____________ жил с отчимом. После первого класса по рекомендации медико – психолого – педагогической комиссии был переведен в специальную школу – интернат (_________), где получил начальное образование. После начальной школы вернулся домой, но в школе учиться не смог из–за конфликтов с учителями и другими учащимся, был переведен на индивидуальное обучение. По материалам дела окончил семь классов, по его утверждению – девять. В настоящее время специальности и работы не имеет.

Неоднократно фиксировалось девиантное поведение (упрям, раздражителен, груб, бродяжничал, воровал, рано начал курить и употреблять спиртные напитки, использовал для достижения эйфорических состояний ___________,

Ночевал у случайных знакомых, на теплотрассе, в подвалах. В связи с девиантным поведением направлялся на обследование и лечение в МОПНД, заводились уголовные дела по кражам, был осужден на _____ года условно.

Ранее в связи с устройством на работу __________ сад получил от поселковой администрации квартиру, проявив настойчивость в оформлении необходимых документов. Жил самостоятельно, ________________________. В связи с возбуждением уголовного дела № ________________ направлен на настоящую СПЭ.

Жалуется на постоянные головные боли, утверждает, что во время этих болей ничего не помнит. Утверждает, что вообще не помнит обстоятельства краж (________________________). Вопросы эксперта понимает правильно, беседу ведет по существу. Склонен к браваде, фантазированию. Во время беседы утверждает, что совершил противоправные деяния, не зафиксированные в материалах дела, считает, что такие рассказы повышают его авторитет. Определенных планов на будущее не имеет (выйду, устроюсь на работу, мало ли работ), определенных интересов не имеет, смотрит по телевизору сериалы и индийские фильмы, никаких других передач не смотрит и не помнит, так как они ему скучны. На практическом уровне ориентируется в обыденных обстоятельствах, смысл задаваемых вопросов понимает правильно, смысл своих действий описывает правильно. На уровне абстрактных понятий беседу вести не может, но конкретные примеры понимает сразу и использует их в дальнейшей беседе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с его образом жизни можно констатировать, что ______________ в детстве был педагогически запущен, что является следствием недостаточного контроля. По материалам беседы и диагностики обучаемость нормальная, уровень обыденных знаний соответствует уровню его возраста, уровень теоретических знаний – уровню седьмого – восьмого класса, школьные знания не сохранены (либо не получены).

По материалам бесед и диагностического обследования сделаны следующие выводы:

Беседа ____________________________________________________

Методика 1 _________________________________________________

Методика 2 ________________________________________________

И т.д.

В целом _____________________________________________________



По существу поставленных мне вопросов могу ответить следующее:

1. У ______________ не имеются признаки не связанного с психическим заболеванием отклонения в психическом развитии. _____________ педагогически запущен, что обусловлено условиями и образом его жизни, проявляется в узости кругозора, малом количестве знаний и интересов, выходящих за круг обыденности.

2. _____________ мог на уровне своего возраста осознавать значение своих действий и их противоправный характер.

3. _____________ мог на уровне своего возраста руководить своими действиями, при отсутствии измененных состояний сознания, на которые испытуемый ссылается (во время головных болей). На вопрос об их наличии в рамках данной экспертизы ответить невозможно. Психиатрическая экспертиза свидетельствует об отсутствии измененных состояний сознания.



  1. ______________ соответствует по уровню психического развития своему возрасту. Вопрос об объективности показаний не входит в компетенцию психологической экспертизы, он решается юристом на основе логического сопоставления материалов уголовного дела.

Эксперт ________________________



Дата _________________________________

Подпись заверяется в ОК
Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница