Программа дисциплины «Социология управления»



Скачать 294.23 Kb.
Дата14.02.2016
Размер294.23 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
1. Пояснительная записка.
Программа дисциплины «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление».

Выдержка из государственного образовательного стандарта:

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами; три модели социального управления: субординация, реординация, координация; управление и манипулирование, интересы общие, частные и корыстные, манипулирование как реализация корыстных интересов, виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое; объективный характер государственного интереса, естественный и искусственный государственный интерес, механизм разработки государственного интереса, столкновение интересов внутри государства, государственный интерес во времени и пространстве, вектор времени и пространства для государственного интереса, взаимосвязь государственного интереса с типом государства; управление в условиях агрессивной среды, среда управления, управленческий менталитет, взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия, инертная, оптимальная и агрессивная среда управления, способы управления в агрессивной социальной среде. 


Требования к студентам. «Социология управления» - дисциплина федерального вузовского компонента. Предмет читается на 4 курсе и предназначен для студентов, прослушавших курсы «Основы менеджмента», «Экономическая теория», «Статистика», «Социология», «Политология», «Исследование систем управления».
Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального обучения определяется необходимостью развития у студентов навыков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности в сфере управления. Социология управления призвана помочь студентам понять сущность происходящих в стране социальных явлений, познать объективные зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, ознакомить студентов актуальными проблемами управления социальным развитием.
Цель курса: формирование у студентов представления об основных категориях социологии управления, а также развитие навыков применения социологического инструментария для анализа социально-управленческих процессов, связанных с управленческой деятельностью, и социальных проблем, возникающих в процессе функционирования и развития общества.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать основные понятия и категории социологии управления;

  • иметь представление о специфике социально-управленческих отношений в обществе, о социальных механизмах формирования и управленческого регулирования социальных проблем;

  • уметь применять полученные знания в практической деятельности по принятию управленческих решений;

  • обладать навыками социально-управленческого анализа конкретных социальных ситуаций и проведения самостоятельного социологического исследования процессов управления.


Формы работы студентов: посещение лекций, работа на практических занятиях (подготовка социологического исследования и публичная защита результатов, подготовка докладов, участие в дискуссиях), выполнение контрольной работы. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение практических заданий, подготовка к контрольной работе, зачету.
Виды контроля:

Текущий - участие в дискуссиях на семинаре, подготовка докладов, выполнение контрольной работы (проводится на 6-7 неделе освоения дисциплины в тестовой форме).

Итоговый - зачет (проводится в форме письменного развернутого ответа на два вопроса из списка, составленного преподавателем (примерные вопросы приведены в программе)).

Все формы текущего и итогового контролей оцениваются по 10-ти балльной шкале.


Расчет итоговой оценки по дисциплине:

  • Оценкам по всем формам текущего контроля присваиваются коэффициенты, определяющие их вес в итоговой оценке:

- участие в дискуссиях на семинаре составит 20% итоговой оценки,

- выступление с докладами на семинарах – 20%,

- выполнение контрольной работы - 20%,

- выполнение практического задания (подготовка, проведение социологического исследования, анализ и представление полученных результатов) - 30%.


Посещаемость учитывается при выставлении оценки по дисциплине. Штрафные баллы вычисляются по формуле:

ШБ = N пропущенных занятий - 1
Таким образом, оценка за текущий контроль выставляется по формуле:
Отек.= 0,2*Одискусс.+ 0,2*Одоклад+ 0,2*Оконтрольная+ 0,3*Опрактич.0,5*ШБ



  • Итоговая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки, которая составит 60% итоговой оценки, и оценки за зачет - 40% итоговой оценки.

Оценка за текущий контроль выставляется по формуле:


Оитог.= 0,6*Отек.+ 0,4*Озачет
2. Содержание программы
2.1. Тематика лекций
Тема 1. Социология управления в системе социологического знания (4 часа)

Цель, задачи и структура курса. Общая характеристика объекта, предмета и метода социологии. Представление о фундаментальных социологических теориях, социологических теориях среднего уровня, эмпирических и прикладных социологических исследованиях. Социология управления как отрасль социологической науки. Социологические законы, и их применение в управлении.

Специфика предмета и объекта социологии управления. Структура, функции, методология и методы социологии управления. Роль социологии управления в управленческой практике.

Тема 2. Социальная сущность управленческой деятельности (2 часа)

Управление как социальное отношение. Объекты и субъекты социального управления. Управление и власть. Управление и лидерство. Субъект-субъектный характер социального управления в современном обществе.

Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами. Модели социального управления: субординация, реординация, координация. Основные формы, методы и принципы управленческой деятельности.

Основные принципы управленческой деятельности. Социально-культурные и социально-психологические факторы управления. Учет национально-этнических особенностей управленческой деятельности. Понятие управленческого менталитета и управленческой культуры.

Статусы и роли в управленческом процессе. Управление как коммуникативная система. Понятие социальных коммуникаций. Структура управленческих коммуникаций.

Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия и ценностями управленца. Управление в условиях агрессивной среды. Координация, создание социальных сетей, поддержание социокультурной интеграции, институциональный и неформальный контроль как формы управленческого регулирования.


Тема 3. Управление как социальный процесс (4 часа)

Взаимосвязь потребностей, интересов, ценностей и целей в социальной деятельности человека и в управленческом процессе.

Общие, частные и корыстные интересы. Управление и манипулирование. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Теоретическое осмысление феномена манипулирования в работах Г. Лебона и Г. Тарда.

Интересы общества и интересы государства в социальном управлении. Объективный характер государственного интереса. Естественный и искусственный государственный интерес. Механизмы разработки государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. «Надгосударственные» интересы в системе социального управления глобальным обществом.



Тема 4. Институциональные предпосылки управления (4 часа)

Экономические и социологические концепции институционализма. «Традиционный» и «новый» институционализм. Специфика институционального понимания управления в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. К. Гэлбрейта, Н. Смелзера. Экономическое понимание институтов (Т. Веблен, К. Поланьи, Д. Норт). Понимание управления через категории «социальный институт», «институциональная среда», «институциональное соглашение». Естественные и искусственные, простые и сложные институты. Функции управления как социального института. Проблема институциональной дисфункции.



Тема 5. Управление как социальное действие (4 часа)

Понятие социального действия в социологии. Трактовка социального действия в работах М. Вебера. Теория социального действия Т. Парсонса. Категории «социальное действие», «социальная система», «роль», «мотив», «девиация». Понятие функции в теории социального действия. Схема AGIL. Типы социальных действий. Деятельностная характеристика управления. Девиантные ориентации в управлении.



Тема 6. Управление как способ социального обмена (2 часа)

Общая характеристика бихевиоризма, теории рационального выбора и теории социального обмена. Концептуальные основания теории социального обмена в работах Дж. Хоманса, П. Блау, Г. Беккера, Р. Эмерсона. Понятие элементарного социального поведения. Мера обмена. Управление как «социальная сделка». Легитимность управления. Сеть обмена (Р. Эмерсон, К. Кук). Нарушение правил обмена в процессе управления и его последствия.



Тема 7. Конструктивистские основания управленческой деятельности (2 часа)

Основные положения конструктивизма в социологии. Книга П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности». Идентичность как ключевой элемент социальной реальности. Первичная и вторичная социализация. Знание. Рутинизация. Повседневность. Понимание управленческих отношений с точки зрения конструктивизма.



Тема 8. Драматургическое понимание управления (2 часа)

Основные положения символического интеракционизма (Мид, Блумер). Роли и «маски». Интерпретация. Драматургический подход И. Гофмана. Социальное взаимодействие как управление впечатлениями. Понятие «тотального института». Управление как «драматургия».



Тема 9. Прикладные социологические исследования как фактор развития управленческой практики (4 часа)

Актуальные проблемы социологии управления в отечественной и зарубежной науке. Анализ современного состояния фундаментальных и прикладных исследований проблем управления. Принципы и методы социологического исследования управления. Макро- и микросоциологические исследования. Прикладное социологическое исследование как инструмент познания социальных процессов и основа принятия управленческого решения. Традиции прикладных исследований в американской социологической школе. Идеи Р. Парка, Ч. Кули, Э. Росса, Л. Уорда, У. Самнера и их применение в социальном управлении. Социальные технологии как практический результат социологического исследования. Социологическое исследование социально-экономических проблем как основа управленческой практики.



2.2. План семинарских занятий

Тема 1. Социология управления в системе социологического знания

Дискуссия (2 часа). Вопросы для обсуждения:

- Необходимость социологических исследований для развития управленческого знания.

- Соотношение социологии управления, менеджмента и науки о государственном управлении.

- Актуальные проблемы управления и социологические законы.

Литература:


  1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. / Р. Арон; Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс. Универс, 1993. – 606 с.

  2. Валантеюс А. Актуальные проблемы плюрализма в современной теории / А. Валантеюс // Социс. – 2004. – № 5. – С. 19-29.

  3. Волчкова Л. Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л. Т. Волчковой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2004. – С. 7 – 23.

  4. Меньшикова, Г.А. Социология управления в структуре социологического знания / Г.А. Меньшикова, В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1999. – Сер. 6. – № 3. – С. 56-61.

  5. Ритцер Дж. Современные социологические теории: учебное пособие / Дж. Ритцер. - 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.- 686 c.

  6. Шилин К. И. Социология управленческого творчества / К.И. Шилин. – М.: Вера плюс, 2003. – 381 с.

Тема 2. Социальная сущность управленческой деятельности

Дискуссия (2 часа). Вопросы для обсуждения:

- Управление и власть. Примеры соотношения управления и власти в исторической и современной перспективах.

- Модели социального управления: субординация, реординация, координация. Практические примеры.

- Социально-культурные и социально-психологические факторы управления. Практические примеры.

Литература:


  1. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: Обобщение и рекомендации / Н.Г. Веселова; Под ред. В.А. Трайнева; Междунар. акад. наук информ., информ. процессов и технологий. – М.: Дашков и Кё, 2002. – 337 с.

  2. Вилинов А. М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности. – М.: РИИС, 2001. – 260 с.

  3. Герт Г.П. Сущность и содержание социального управления. Наука управления: Лекция / Г.П. Герт; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Моск. акад. – М.: Моск. акад. МВД, 2001. – 31 с.

  4. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2001. – 324 с.

  5. Иванов В.Н. Управленческая парадигма XXI века: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Иванов, А.В. Иванов, А.О. Доронин. – М.: МГИУ, 2002. – 178 с.

  6. Слепенков И.М. Основы теории социального управления: Учеб. пособие для вузов / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. – М.: Высш. школа, 1990. – 302 с.


Тема 3. Управление как социальный процесс

Дискуссия (2 часа). Обсуждение темы «управление и манипулирование» (По работам Г. Лебона «Психология народов и масс» и Г. Тарда «Социальная логика», актуальным ситуациям, получившим отражение в средствах массовой информации).

Литература:



  1. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011. — 238 с.

  2. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 500 с.

Тема 4. Институциональные предпосылки управления

Обсуждение первоисточников (2 часа):

  1. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.

  2. Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологии. / Э. Дюркгейм; Изд. подгот. А.Б. Гофман. – М.: Наука, 1991. – 575 с.

  3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д. Норт // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 2. – С. 69-91.

  4. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6-17.

  5. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – № 2. – С. 62–73; http://www.ecsoc.msses.ru

  6. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – № 3. – С. 109 – 130.

  7. Спенсер Г. Личность и государство / Г. Спенсер; пер. с англ. под ред. В.В. Битнера. – СПб.: «Вестник Знания», 1908; Библиотека института Катона http://www.cato.ru

Тема 5. Управление как социальное действие

Обсуждение первоисточников (2 часа):

  1. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.

  2. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – 2-е изд. – М. : Акад. проект, 2002. – 877 с.

Тема 6. Управление как способ социального обмена

Обсуждение первоисточников (2 часа):

  1. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 156 – 163.

  2. Блау, П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / П. Блау // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 3 – 16.

  3. Скиннер Б. Технология поведения / Б. Скиннер // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 16 – 24.


Тема 7. Конструктивистские основания управленческой деятельности

Обсуждение первоисточников (2 часа):

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.-324 с.



Тема 8. Драматургическое понимание управления

Обсуждение первоисточников (2 часа):

  1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; Ин-т социологии РАН. – М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. – 302 с.

Тема 9. Прикладные социологические исследования как фактор развития управленческой практики

Дискуссия (2 часа) «Методы социологического исследования управления»

Литература


  1. Белановский С. А. Глубокое интервью: Учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Белановский. – М.: Никколо М, 2001. – 320 с.

  2. Белановский С.А. Метод интервью в исследованиях экономических процессов. Научный доклад на соискание ученой степени доктора социологических наук / С.А. Белановский. – М., 1994; http://socioline.ru/_seminar/library/metod/bel_interv.rar.

  3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: (Учеб.-метод. пособие) / С.А. Белановский ; Рос. АН. Ин-т народнохоз. прогнозирования. – М.: Наука, 1993. – 349 с.

  4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности / В.А. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семеновой. – 7-е изд. – М.: Институт социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596с.

Дискуссия (2 часа) Современные прикладные исследования в области управления в США и Западной Европе (по материалам социологических журналов (рубрика «Социология управления») и Интернет-изданий).

Практическое занятие (4 часа). «Case-study как метод социологического изучения управленческих отношений». Составление программы пилотажного социологического исследования. Форма проведения: работа в группах (7-10 чел).
Практическое занятие (2 часа). Обсуждение результатов социологического исследования.

3. Тематика заданий по различным формам текущего контроля
3.1. Контрольная работа в форме теста (примеры заданий)
1. Кто из социальных философов впервые применил научный социологический метод для изучения общества?

а) О. Конт б) Э. Дюркгейм в) П. Сорокин г) Г. Спенсер



2. Какое из утверждений является верным?

а) Социология управления представляет собой специальную социологическую теорию.

б) Социология управления - это российский аналог Sociology of management в европейской и американской научных традициях.

в) Специальность «Социология управления» в России появилась в 1980-х гг.

г) Предметную область социологии управления необходимо определять с комбинаторной позиции, то есть рассматривать ее как дисциплину, возникающую «на стыке» социологии и теории управления.

3. Что представляет собой координация как одна из моделей социального управления?

а) Отношение между субъектами управленческой деятельности, выражающее непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

б) Форму социального взаимодействия в организации, участники которого занимают равное положение.

в) Выражение вертикальных связей в организации.

г) Социальное подчинение.

4. Что из перечисленного характеризует органическую солидарность (Э. Дюркгейм)?

а) Современное состояние общества, в котором преобладает морально-культурное взаимопонимание.

б) Тип социального взаимодействия, при котором целостность обеспечивается посредством доминирования коллективного сознания над индивидуальным.

в) Тип социального взаимодействия, при котором основой социальных связей между индивидами выступает их различие, обусловленное разделением труда.

г) Социальные нормы, ценности и традиции в обществе.

5. Что характеризует первоначальную форму кооперации труда (по работе К. Маркса «Капитал»)?

а) Общая собственность на условия производства.

б) Договорное распределение обязанностей между членами общины.

в) Сильная привязанность индивида к роду или общине.

г) Имущественное неравенство.

6. Что из перечисленного не является принципом легального типа господства (по работе М. Вебера «Типы господства»)?

а) Наличие государственной иерархии.

б) Выполнение управленческих функций как единственный, или, по крайней мере, основной вид занятий чиновника.

в) Документооборот как основа принятия управленческих решений.

г) Самообучение на рабочем месте.

7. «Предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания “правильного” поведения» – это определение:

а) интересов б) потребностей в) ценностей г) норм



8. Управление как социальное действие характеризует:

а) эквивалентность б) ориентация на значимого другого в) схема «стимул-реакция» г) учет интересов и потребностей подчиненных




3.2. Перечень проблем для разработки программы исследования:

- Социально-управленческий анализ социальных проблем современного российского общества (по выбору студента).

- Социально-управленческий анализ образовательного процесса.

- Социологические исследование проблем функционирования и развития организации или фирмы.


3.3. Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Социология управления как наука. Объект и предмет социологии управления

  2. Методология и методы социологии управления

  3. Социологические законы, и их применение в управленческом процессе

  4. Социологические аспекты исследования управления в социально-управленческих теориях

  5. Модели социального управления: субординация, реординация, координация

  6. Основные формы, методы и принципы управленческой деятельности.

  7. Социологические концепции О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и их влияние на становление науки об управлении

  8. Управление как социальный институт

  9. Концепция М. Вебера и ее роль в социологии управления

  10. Структурный функционализм Т. Парсонса и его влияние на социологический анализ управления

  11. Управление как социальное действие

  12. Социально-драматургическая концепция И. Гофмана и ее использование для анализа управленческой практики

  13. Драматургический подход к управлению

  14. Значение идей Дж. Хоманса и П. Блау для понимания отношений управления

  15. Управление как способ социального обмена

  16. Прикладные социологические исследования (американская школа)

  17. Социология управления в отечественной науке

  18. Понятие социального управления. Объекты, субъекты, методы социального управления

  19. Управления как коммуникативная система

  20. Управленческие отношения как специфический вид социальных отношений

  21. Управление и манипулирование

  22. Интересы в управлении. Механизмы разработки государственного интереса

  23. Среда управления как фактор управленческого процесса

  24. Социальные технологии в системе управления

  25. Управленческая культура: сущность, структура

  26. Прикладное социологическое исследование как инструмент познания социальных процессов и основа принятия управленческого решения

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



4.1. Базовые учебники

1. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. - М.: Изд-во «Кнорус», 2009. – 512 с.

2. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2008. – 190 с.

3. Кашина М.А. Социология для государственных служащих: Учебное пособие для студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006. - 392с.



4.2. Основная литература

  1. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / П. Блау // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 3 – 16.

  2. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.

  3. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

  4. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.

  5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; Ин-т социологии РАН. – М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. – 302 с.

  6. Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологии. / Э. Дюркгейм; Изд. подгот. А. Б. Гофман. – М.: Наука, 1991. – 575 с.

  1. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011. — 238 с.

  1. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д. Норт // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 2. – С. 69-91.

  2. Норт Д. Институты, институциональ­ные изменения и функционирование экономики. / Д. Норт. Пер. с англ. А.Н. Нестеренко, предисл. и на­уч. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Фонд эконо­мической книги «НАЧАЛА», 1997. – 180 с.

  3. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6-17.

  4. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Акад. проект, 2002. – 831 с.

  5. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – 2-е изд. – М.: Акад. проект, 2002. – 877 с.

  6. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; науч. ред. пер. М.С. Ковалева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с

  7. Радаев В.В. Новый институциональный подход и деформализация правил российской экономики / В.В. Радаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 77 с.

  8. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – № 3. – С. 109 – 130.

  9. Скиннер Б. Технология поведения / Б. Скиннер // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 16 – 24.

  10. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 500 с.

  11. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 156 – 163.


4.3. Дополнительная литература

  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс ; Пер. с нем. яз. под ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского. – СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. – 272 с.

  2. Абельс Х. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса / Х. Абельс // http://www.vusnet.ru./biblio/archive/abels_social_order_problem/

  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Р. Арон; Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс. Универс, 1993. – 606 с.

  4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Белановский. – М.: Никколо М, 2001. – 320 с.

  5. Белановский С.А. Метод интервью в исследованиях экономических процессов. Научный доклад на соискание ученой степени доктора социологических наук / С.А. Белановский. – М., 1994; http://socioline.ru/_seminar/library/metod/bel_interv.rar.

  6. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: (Учеб.-метод. пособие) / С.А. Белановский; Рос. АН. Ин-т народнохоз. прогнозирования. – М.: Наука, 1993. – 349 с.

  7. Валантеюс А. Актуальные проблемы плюрализма в современной теории / А. Валантеюс // Социс. – 2004. – № 5. – С. 19-29.

  8. Веселов Ю.В. Классики экономической социологии: Карл Поланьи / Ю. В. Веселов // Социс. – 1999. – № 1. – С. 111-115.

  9. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: Обобщение и рекомендации / Н.Г. Веселова; Под ред. В.А. Трайнева; Междунар. акад. наук информ., информ. процессов и технологий. – М.: Дашков и Кё, 2002. – 337 с.

  10. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности. – М.: РИИС, 2001. – 260 с.

  11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2004. – С. 7 – 23.

  12. Герт Г.П. Сущность и содержание социального управления. Наука управления: Лекция / Г.П. Герт; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Моск. акад. – М.: Моск. акад. МВД, 2001. – 31 с.

  13. Гоптарева И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения / И.Б. Гоптарева // Credo New. 1998. № 2 // http://www.credonew.ru./

  14. Громов И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2003. – 560 с.

  15. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко. – М.: «Аванта плюс», 2003. – 336 с.

  16. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.

  17. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

  18. Иванов Д.В. Социология: теория и история / Д. В. Иванов. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

  19. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2001. – 324 с.

  20. Иванов В.Н. Управленческая парадигма XXI века: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Иванов, А.В. Иванов, А.О. Доронин. – М.: МГИУ, 2002. – 178 с.

  21. Иванов В.Н. Устойчивое развитие в XXI веке: социально- технологическое обеспечение / В.Н. Иванов; Акад. наук социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2006. – 762 с.

  22. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. – 1997. – № 1. – С. 3 – 6.

  23. Иванов О.И. Социология социальных проблем как новое направление российской социологии / О.И. Иванов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. – 2002. – Вып. 2. – С. 54-62.

  24. Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – № 1. – С. 101 – 115.

  25. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 511 с.

  26. Культыгин В. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние / В. Култыгин // Социс. – 2004. – № 1. – С. 27-37.

  27. Кух Н.А. Сравнительная экономика К. Поланьи / Н. А. Кух // Вестник Московского университета. – Серия 6 «Экономика». -1997 – № 3. – С. 21-40.

  28. Меньшикова Г.А. Социология управления в структуре социологического знания / Г.А. Меньшикова, В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1999. – Сер. 6. – № 3. – С. 56-61.

  29. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон; пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. – Москва: АСТ: Хранитель, 2006. – 873 с.

  30. Мертон Р. Фокусированное интервью: Пер. с англ. /Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендалл; Под ред. С.А. Белановского. – М.: Институт Молодежи, 1991. – 345 с.

  31. Неретина Е.А. Управление социальными процессами на федеральном, региональном и организационном уровнях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н.: Спец. 08.00.05 / Е.А. Неретина; Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2000. – 34 с.

  32. Питерс Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотермен. – М.: Прогресс, 1986. – 423 с.

  33. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – № 2. – С. 62–73; http://www.ecsoc.msses.ru

  34. Потемкин В.К. Экономическая психология. Теоретический и эмпирический анализ / В.К.Потемкин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-экон. проблем. – СПб.: Ривьера, 1998. – 124с.

  35. Ракитский Б.В. Социальная рыночная экономика и социальная политика / Б.В. Ракитский // Государственное регулирование экономики. – М., 2000. – 157 с.

  36. Ритцер Дж. Современные социологические теории: учебное пособие / Дж. Ритцер. -5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.- 686 c.

  37. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

  38. Слепенков И.М. Основы теории социального управления: Учеб. пособие для вузов / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. – М.: Высш. школа, 1990. – 302 с.

  39. Социальное управление: Теория и методология: Учеб. пособие: В 2 ч. / А.Г. Гладышев, А.В. Иванов, В.Н. Иванов и др.; Акад. наук социал. технологий и мест. самоупр. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Муницип. мир, 2004.

  40. Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии: материалы Всерос. конф., приуроченной к 75-летию со дня рождения проф. Тамары Моисеевны Дридзе, Москва, 5-6 октября 2005 г. / Под ред. А.В. Тихонова. – М.: Изд-во Ин-та социологии, 2006. – 379 с.

  41. Социальное управление: реалии и проблемы российского общества: сборник научных статей и сообщений: в 2 ч. / редкол.: проф. Р.С. Цейтлин, проф. Л.А. Бурганова и др. – Казань: Новое знание, 2004.

  42. Социальное управление: теория и практика: Сборник статей. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 186 с.

  43. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / Богаевская А.Н. и др. ; под ред. В.А.Ядова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 583 с.

  44. Спенсер Г. Личность и государство / Г. Спенсер; пер. с англ. под ред. В.В. Битнера. – СПб.: «Вестник Знания», 1908; Библиотека института Катона http://www.cato.ru

  45. Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2006 – № 4. - С. 5-20.

  46. Тамбовцев В. Теоретические вопросы институционального проектирования / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 82-94.

  47. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование / Дж. Тернер // THESIS. 1994. Т. 2. №4. С. 119-157.

  48. Удальцова М.В. Социология управления / М.В. Удальцова – М.: ИНФРА-М., 2000. – 142 с.

  49. Управление и власть: Материалы междисциплинарного научного семинара / Под ред. О.Я. Гелиха, В.Н. Мининой. – СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2004. – 304 с.

  50. Хоманс Дж. Возвращение к человеку / Дж. Хоманс // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 24 – 32.

  51. Шилин К.И. Социология управленческого творчества / К.И. Шилин. – М.: Вера плюс, 2003. – 381 с.

  52. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности / В.А.Ядов в сотрудничестве с В.В.Семеновой. – 7-е изд. – М.: Институт социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596 с.

  53. Яковлев А. О причинах бартера, неплатежей и уклонения от уплаты налогов в российской экономике / А. Яковлев // Вопросы экономики. -1999. – № 4. – C. 102-115.

  54. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций / И. Г. Ясавеев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – Т. 9, № 1. – С. 91-102.

  55. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. – 200 с.

  56. Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе / И. Ясавеев // Публикации Фонда «Общественное мнение». – 2006. – № 6 // http://www.fom.ru.

  57. Albrow M. Globalization, knowledge, and society: readings from International sociology / M. Albrow, E. King. – London, Sage Pabl, 1990. – 280 р.

  58. Becker G. S Essays in the economics of crime and punishment / G. S. Becker, W. M. Landes. – New York: National Bureau of Economic Research, 1974. – 268 р.

  59. Becker G. S The economic approach to human behavior / G. S. Becker. – Chicago: University of Chicago Press, 1976. – 314 р.

  60. Blau P.M. Exchange and power in social life. / P. Blau. – N.Y., J. Wiley, 1964. – 463 p.

  61. Camic C. Contemporary development in sociological theory: Current projects and conditions of possibility / C. Camic, N. Gross // Annual Review of Sociology. – 1998. – Vol. 24. – Р. 453-476

  62. Diermeier D. Institutionalism as a Methodology / D. Diermeier, K. Krehbiel // Journal of Theoretical Politics. – 2003. – Vol. 15. – №2. – P.120 – 127.

  63. Fuller, R. C. The Stages of a Social Problem / R. C. Fuller, R. R. Myers // The Study of Social Problems; E. Rubington and M. Weinberg (eds.) – 6th Edition. – New York: Oxford University Press, 2002. – 384 p.

  64. Gurvitch, G. The social frameworks of knowledge / G. Gurvitch; Translated from the French by Margaret A. Thompson and Kenneth A. Thompson. – New York : Harper & Row, 1971. – 292 p.

  65. Homans, G. C. Social Behavior: It’s Elementary Forms / G.C. Homans. – London: Routledge & Kegan, 1961. – 404 p.

  66. Homans G.C. The Human group. / G.C. Homans. – London: Routledge & Kegan, 1951. – 484 р.

  67. Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism and Democracy / J. A. Schumpeter. – New York etc.: Harper Torchbooks, 1976. – 431p.

  68. Spector M. Constructing social problems / M. Spector, J. I. Kitsuse. – New York: Aldine de Gruyter, 1987. – 184 p.

  69. Spencer H. First principles / H. Spencer. – New York: De Witt Revolving Fund, 1958. – 599 p.

  70. Spencer H. Principles of sociology / H. Spencer. – Hamden: Archon Books, 1969. – 821 p.

  71. Spencer H. The principles of ethics / H. Spencer. – Indianapolis: Liberty Classics, 1978. - 170 р.

  72. Turk H. Institutions and social exchange; the sociologies of Talcott Parsons & George C. Homans / H. Turk, R. Simpson. – Indianapolis, Bobbs-Merrill. – 1971. – 417 р.

4. Тематический расчет часов


п/п



Наименование разделов и тем

Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. практические




1.

Социология управления в системе социологического знания

8

4

2

2

2.

Социальная сущность управленческой деятельности

4

2

2

-

3.

Управление как социальный процесс

6

4

2

-

4.

Институциональные предпосылки управления

12

4

2

6

5.

Управление как социальное действие

12

4

2

6

6.

Управление как способ социального обмена

8

2

2

4

7.

Конструктивистские основания управленческой деятельности

8

2

2

4

8.

Драматургическое понимание управления

8

2

2

4

9.

Прикладные социологические исследования как фактор развития управленческой практики

42

4

10

28

Итого:

108

28

26

54


Автор программы: ______________________________ /А.Г.Санина/
Каталог: data -> 2011
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки магистр
2011 -> Давыдова Е. А. Ст преподаватель кафедры экономической теории
2011 -> Кафедра психологии личности (new 2011-2012) Старовойтенко Елена Борисовна
2011 -> Общая психология
2011 -> Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200. 62 «менеджмент»
2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Программа дисциплины Организационная психология
2011 -> Российского философского общества этика и история философии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница