Программа дисциплины «Социология общественного мнения»



Скачать 154.62 Kb.
Дата23.05.2016
Размер154.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет социологии

Программа дисциплины


«Социология общественного мнения»

Для направления 040200.62 «Социология»

подготовка бакалавра
Авторы: к.т.н. Косова Л.Б.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва, 2008 г.



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами процессов изучения общественного мнения, дать обзор принятых методологий и методик, сформировать общие представления об истории изучения общественного мнения, о процедурах накопления и дистрибуции исследовательского материала.

Задачи преподавания дисциплины

  • Знакомство студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения.

  • Создание у студентов системных представлений о методологии и методах изучения общественного мнения.

  • Формирование знания об основных организациях, проводящих исследования общественного мнения в России и за рубежом, их особенностях и специфике.

  • Первичное ознакомление с международной системой архивирования и дистрибуции накопленного исследовательского материала.

Связь курса с другими дисциплинами

а) Связь курса с дисциплинами, читаемыми в течение первых двух лет обучения

Курс опирается на знания, полученные в рамках дисциплин «Общая социология». В нем, в частности, затрагиваются такие социологические понятия как «общественное мнение», «социальный институты», «структура массового сознания», «нормативно-ценностная система» и пр. Важным элементом успешного усвоения данного курса являются знания, полученные в рамках курса «История социологии», которые позволят встроить новый материал в уже имеющиеся систему «исторических» координат. Необходимой базой для понимания служит также дисциплины «Теоретико-вероятностные модели в социологии» и «Методы социологических исследований», поскольку в курсе затрагиваются вопросы различных подходов к сбору социологической информации и методов ее анализа.



2. Тематический план учебной дисциплины


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия



Общественное мнение: социальный феномен, социальный институт, социальный процесс.

16

2

2

12



Структура общественного мнения. Общественное мнение и массовое сознание.

16

2

2

12



Факторы трансформации общественного мнения. Общественное мнение и социальный контроль. Общественное мнение и СМИ.

16

2

2

12



Общественное мнение как фактор социальных трансформаций.

16

2

2

12



История изучения общественного мнения.

16

2

2

12



Подходы и методы в изучении общественного мнения. Профили ведущих исследовательских компаний.

16

3

3

10



Сохранение и дистрибуция накопленного знания. Международная система архивов социологических данных

12

1

1

10

ИТОГО:

108

28

80

14

14



Формы контроля

Дисциплина оценивается зачетом с оценкой по десятибалльной системе.

Результирующая оценка слагается из оценок:


  • посещаемости лекций

  • контроля на семинарских занятиях (посещение и активное участие в дискуссии)

  • ответа на зачете

Алгоритм формирования оценки следующий:



  • вес посещаемости лекций W посещаемость лекций = 0,2

  • вес посещаемости семинаров, активного участия в дискуссиях и выполнения домашних заданий W п.с.+ выступлений + дом. задания = 0,3

  • ответ на зачете W ответ на экзамене = 0,5

Результирующая оценка в десятибалльной шкале Орез есть сумма трех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), посещаемость семинаров и активное участие в дискуссиях (О п.с.+ выступлений) и ответ на зачете (О ответ на зачете):


Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W п.с.+ выступлений х О п.с.+ выступлений) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)
Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4)
4. Базовые учебники

    1. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004. 558 с.

Необходимое чтение:

    1. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: От Гэллапа до Грушина. М.:Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. 237 с.

    2. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1979.

    3. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. 2001.

    4. Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993

    5. Левада, От мнений к пониманию. М. 2000. (Библиотека Московской школы политических исследований.)

    6. Липпман У. Общественное мнение. М.:Институт Фонда "общественное мнение", 2004.

    7. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996

    8. Childs Harwood. Public Opinion: Nature, Formation, and Role. - N.J., 1965.

5. Содержание программы

Тема 1. Общественное мнение: социальный феномен, социальный институт, социальный процесс.

Исторические и временные границы возникновения феномена общественного мнения. Динамика понимания и употребления теоретического концепта «общественное мнение» в исследовательском и экспертном сообществе. Модернизация как рамка анализа. Буржуазные революции XVII-XVIII вв., становление национального государства и гражданского общества.

Общественное мнение как социальный институт: механизмы нормативного регулирования, ролевые взаимодействия, функциональные особенности. Место в общей структуре социальных институтов. Специфика взаимодействия с другими социальными институтами.

Проблема идентификации агентов общественного мнения. Многообразие подходов. Толпа, публика, масса, народ, электорат, группа, интеллигенция, интеллектуалы, элита. Лидеры мнений и носители мнений. Традиционные и модерные общества: особенности процессов создания, трансляции, репродукции, консервации образца.



Основная литература:

  1. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт СПб, 1995.

  2. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М.,1988.

  3. Силласте Г.Г. Социология общественного мнения. – М., 1999.

  4. Судас Л.Г. Социология общественного мнения // Социально-политический журнал. 1995. №1. С. 83-96.

Дополнительная литература:

1. Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т.3.
2. Мор Т. Утопия. М., 1978.
3. Кампанелла Т. Город солнца. М., 1954.
4. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
5. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М.,1964. Т. 2.
6. Кант И. Критика чистого разума. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant_chr/index.php
7. Гегель Г. Ф.-В. Философия права. М., 1990.


Тема 2. Структура общественного мнения. Общественное мнение и массовое сознание.

Некоторые подходы к структуризации общественного мнения. Статическая структура. Уровни, виды и формы массового сознания. Многомерность общественного мнения: массовые настроения, оценки, стереотипы, установки и т.д. Соотношение социального центра и периферии. Место и значение рациональности, критического анализа, автономной субъективности. Общественное мнение и традиции, нормы, ценности.

Динамическая структура общественного мнения. Единицы измерения социальных процессов (циклы и ритмы). Жизненный цикл.

Деятельностный подход в социологии общественного мнения. Действие и его аналитические типы (аффективное, традиционное, ценностно-рациональное, целерациональное). Система действия и механизмы ее социокультурной репродукции. Групповые и индивидуальные субъекты действия. Жизненные практики как социологический конструкт.



Основная литература:

  1. Возмитель А.А. Формирование и изучение общественного мнения. М., 1987.

  2. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

  3. Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 1986

  4. Г.А.Сатаров. Общественное мнение и общественное сознание: реальность и миф // Общественные науки и современность. 2007.  № 4. С. 5-23.

Дополнительная литература:

  1. Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произведения. М., 1990, сс.602-644

  2. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Глава I.3. Структуры сознания. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mamar_2/04.php

  3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Перевод А. М. Гелескула, 1991 г. http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt

  4. Шелер М. Формы знания и общество // Социологический журнал. 1996. № 1/2.

  5. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986. №1.



Тема 3. Факторы трансформации общественного мнения. Общественное мнение и социальный контроль. Общественное мнение и СМИ.

Возможности формирования общественного мнения: факторы и механизмы. Потребности, ценности, интересы как факторы формирования общественного мнения. Проблема культурного авторитета (классика) и влияния ("звезда").

Механизмы формального и неформального контроля. Каналы циркуляции общественного мнения.

Роль СМИ в процессах циркуляции общественного мнения. Актуализация социальной проблематики посредством СМИ, механизмы воздействия. Основные понятия теории коммуникации.

Роль слухов в процессе формирования, распространения и функционирования общественного мнения.

Опросы общественного мнения. Общественное мнение и управленческая деятельность.

ПР-деятельность.

Основная литература:


  1. Бурдье П. Общественное мнение не существует (Пер. с франц.) / Бурдье П. Социология политики (Сост., общ. ред. и предисловие Н. Шматко). М.: Socio-Logos, 1993. С. 159-177

  2. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995, N3.

  3. Maнгейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М.,1994.

  4. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / Пер. с

  5. франц. М.: Socio-Logos, 1997.326 с.


Дополнительная литература:

1. Андриянов В.И. Слухи как социальный феномен // Социс. 1993. №1. С.82-88.
2. Дубин Б.В., Толстых А
.В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопр. психологии. 1993. №3. С. 77-81.
3. Засурский Я.Н. Роль СМИ в обществе // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. 1995.№2.
С. 45-49.
4. Мейнард Д. Язык и средства массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия.
Казань, 2000. С..54-63.


Тема 4. Общественное мнение как фактор социальных трансформаций.

Общественное мнение в системе факторов социальной динамики. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем: политической, социальной, экономической, культурной. Возможности и диапазон влияния.

Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и «власти»: типология отношений, режимы взаимодействия. Общественное мнение как база социальной политики: зло или благо?

Общественное мнение и становление демократических институтов.



Основная литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

  2. Вебер. Протестанская этика и дух капитализма.

  3. Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антрополо-гии. 1998. Т.1, № 4

  4. Левада Ю. Активы и ресурсы общественного мнения // Экономиче-ские и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. № 4.

  5. Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.-М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с

Дополнительная литература:

  1. Иванов О.И. Общественное мнение и власть // Социально-политический журнал. 1993. № 7.

  2. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.


Тема 5. История изучения общественного мнения.

Место опросных методов в предметном поле социологии. Сферы применения социологических исследований. Адольф Кетле. Лорд Джеймс Брайс. «Соломенные опросы». Середина 1930-х годов – время первых научных опросов общественного мнения. Создатели опросных методов: Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли, Элмо Роупер, Хэдли Кэнтрил. Исследования прессы и рекламы. Электоральные исследования. Выборы 1936 года в США: прогноз Гэллапа – «победа, ставшая триумфом». Появление организаций, профессионально занимающихся изучением общественного мнения.

Появление методов «мягкой» социологии. Роберт Мертон и его работы во время Второй мировой войны. Послевоенный потребительский бум и «победное наступление» фокус-групп.

Пионеры и отцы-основатели опросных методов в Европе.

Первопроходцы изучения общественного мнения в России: Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, Ю.А. Левада, Б.М.Фирсов, В.А.Ядов.

Основная литература:


  1. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: От Гэллапа до Грушина. М.:Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. 237 с.

  2. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1979.

  3. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С.Батыгин - М.: Русский христианский гуманитарный институт.- 1999

  4. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство института социологии РАН. - 1998

Дополнительная литература:

  1. Shlapentokh V. The Politics of the Sociology in the Soviet Union. - Boulder and London: Westviewpress. -1997

Тема 6. Подходы и методы в изучении общественного мнения. Профили ведущих исследовательских компаний.

Методология и методика в исследованиях общественного мнения. Классификация исследовательских методов.

Нормативная модель «количественного» социологического исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных.

Нормативная модель «качественного» социологического исследования: феноменология, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия.

Работа с существующими источниками – особенности вторичного анализа: государственная статистика, биографические записи, кино/фотодокументы, предметы материальной культуры. Герменевтический круг.

Наблюдение. Различия принципов научного наблюдения в естественных и гуманитарных науках. Этические проблемы наблюдения.

Выбор метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании.

Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS.



Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. Аспект Пресс, 1995.

  2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

  4. http://www.levada.ru/

  5. http://wciom.ru/

  6. http://www.isras.ru/

  7. http://www.fom.ru/

  8. http://www.comcon-2.com/

  9. http://www.gfk.ru/

  10. http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp

Дополнительная литература

  1. Вебер. Методология социальных наук. Любое издание

  2. Дюркгейм. Правила социологического метода. Любое издание

  3. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы. (По материалам круглого стола). // Социология: методология, методы, математическое моделирование. (4М). 1995, № 5-6, с.5-15.

  4. Hatt P. Methods in social research. 1952, 386 p.

  5. Layder D. New strategies in social research: An introduction and guide. 1993, 218p.

  6. McNeill P. Research methods. 1990, 150 p.

Тема 7. Сохранение и дистрибуция накопленного знания. Международная система архивов социологических данных

Международная система архивов социологических данных: основные функции и задачи. Ведущие принципы хранения и дистрибуции данных. Профили ведущих архивов. Способы и системы поиска релевантной информации. Каталоги основных архивов данных по социологической тематике. Место и роль российских архивов социологических данных в едином информационном пространстве. Системы поиска информации в Едином архиве социологических данных. Оценка редевантности и качества найденных исследований. Заказ данных. Основные подходы ко вторичному анализу данных.



Основная литература

  1. www.RoperCenter.uconn.edu

  2. www.icpsr.umich.edu

  3. www.gesis.org/en/za

  4. www.data-archive.ac.uk

  5. http://sofist.socpol.ru

Дополнительная литература

  1. Hakim C. Secondary Analysis in Social Research. Allen & Unwin, 1982.

  2. Dale A., Arber S., Procter H. Doing secondary analysis. London, 1988.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Разнообразие подходов к определению феномена "общественное мнение".

  2. Динамика понимая концепта " общественное мнение" в исследовательском и экспертном сообществе.

  3. Национальное государство, гражданское общество и общественное мнение.

  4. Зарождение публичной сферы. Взаимосвязь публичной сферы и общественного мнения.

  5. Общественное мнение как социальный институт. Функциональные особенности и специфика взаимодействия с другими социальными институтами.

  6. Проблема определения субъекта общественного мнения. Многообразие подходов.

  7. Структура общественного мнения.

  8. Уровни, виды и формы массового сознания.

  9. Общественное мнение как социальный процесс. Единицы измерения социальных процессов. Жизненный цикл.

  10. Деятельностный подход в социологии общественного мнения. Вебер о типах социального действия.

  11. Функциональный подход к изучению общественного мнения.

  12. Конструирование социальной реальности. Индивидуальное восприятие и общественное мнение.

  13. Факторы и механизмы формирования общественного мнения.

  14. Культурный авторитет и культурное влияние в процессах формирования общественного мнения.

  15. Общественное мнение как механизм социального контроля.

  16. СМИ и общественное мнение.

  17. Опросы общественного мнения как средство мониторинга общественного мнения и как механизм его формирования.

  18. ПР-деятельность и общественное мнение.

  19. Общественное мнение как фактор социальной динамики.

  20. Общественное мнение и политическая сфера общества.

  21. Место общественного мнения в системе демократических институтов.

  22. "Польза" и "вред" общественного мнения как базы социальной политики.

  23. Познавательные возможности и границы опросных методов.

  24. Опросные методы как инструмент исследования общественного мнения.

  25. История зарождения опросных методов.

  26. Отцы-основатели американской школы опросных методов: Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли, Элмо Роупер. Хэдли Кэнтрил.

  27. Джордж Гэллап: вклад в становление опросных методов как измертельного инструмента социальных наук.

  28. "Качественная" и "количественная" социология. Единство и борьба подходов.

  29. Роберт Мертон – создатель метода фокус-групп.

  30. Становление и развитие методов исследования общественного мнения в Европе.

  31. Первопроходцы изучения общественного мнения в России.

  32. Классификация исследовательских методов. Познавательные возможности различных методов.

  33. Феноменология как научная парадигма. Понятие феномена.

  34. Программа и дизайн исследования.

  35. Нормативная модель количественного исследования.

  36. Нормативная модель качественного исследования.

  37. Гипотеза в социологическом исследовании. Формулировка гипотез, требования к гипотезам.

  38. Структура анкеты. Основные требования. Вопрос как исследовательский инструмент.

  39. Специфика метода наблюдения в социологии.

  40. Источники ошибок на каждом этапе исследования. Ошибки случайные и систематические.

  41. Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр".

  42. Профили ведущих российских исследовательских компаний: ВЦИОМ.

  43. Профили ведущих российских исследовательских компаний: ИС РАН.

  44. Профили ведущих российских исследовательских компаний: ФОМ.

  45. Профили ведущих российских исследовательских компаний: КОМКОН.

  46. Профили ведущих российских исследовательских компаний: "ГФК-Русь".

  47. Профили ведущих российских исследовательских компаний: TNS.

  48. Социологические исследования на базе существующих источников информации.

  49. Вторичный анализ данных – определение, основные понятия. Преимущества и недостатки метода.

  50. Информационные, технические, финансовые, социальные предпосылки возникновения общедоступных архивов данных по социальным наукам.

  51. Профили ведущих архивов социологической информации: Роупер-центр.

  52. Профили ведущих архивов социологической информации: Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований (ICPSR).

  53. Профили ведущих архивов социологической информации: Центральный архив эмпирических данных (Кельнский университет).

  54. Профили ведущих архивов социологической информации: Архив данных Соединенного королевства.

  55. Профили ведущих архивов социологической информации: Единый архив социологических данных.



Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница