Программа дисциплины «социальная психология»



Скачать 479.8 Kb.
страница1/3
Дата16.02.2016
Размер479.8 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ______________ Е.Г.Елина
"__" _________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Направление подготовки

040100 –«СОЦИОЛОГИЯ»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов, 2011

I. Цели освоения дисциплины «социальная психология»

Основная цель освоения дисциплины «Социальная психология» состоит в изучении теоретических, методических и практических основ социальной психологии в традициях зарубежных и отечественных школ и направлений. Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах. В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе. Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки личности, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.

Основные задачи изучения дисциплины «Социальная психология» формулируются следующим образом:

  1. раскрыть социально-психологическую проблематику изучения личности, показать отличие социально-психологического подхода к личности от социологического и общепсихологического, преемственности различных психологических и социологических подходов в определении предмета социальной психологии личности;

  2. дать основные психологические и социально-психологические понятия и принципы;

  3. ознакомить студентов с методами, методиками и приемами работы социального психолога;

  4. ознакомить студентов с зарубежными и отечественными социально-психологическими теориями личности, теориями социализации личности, экспериментальными исследованиями аттитюдов, с классическими социально-психологическими экспериментами в области социального влияния, с социально-психологическими исследованиями отношений личности;

  5. сформировать у студентов социально-психологическую компетентность в анализе и понимании личности и ее социального поведения.


II. Место дисциплины «Социальная психология»

в структуре ООП бакалавриата 040100 – «Социология»

Учебная дисциплина «Социальная психология» включена в ООП бакалавриата 040100 «Социология» (профиль «Общая социология») Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла, изучается на 1-ом курсе во втором семестре.

Изучение курса предполагает предварительное знакомство студентов с основами философии, психологии и социологии. Обязательный минимум требований, необходимый для освоения данной дисциплины и приобретенный в результате освоения предшествующих дисциплин сводится к следующему. Бакалавр должен:


  • иметь представление о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;

  • знать историю и этапы развития социологии (начальный, позитивистский, классический, современный), основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;

  • знать основные методы социологических исследований (анкетирование, интервью, наблюдение, социометрический метод, контент-анализ);

  • знать основные составляющие структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;

  • иметь представление об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий;

  • знать основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования.

В современной науке существуют два основных подхода к социально-психологическому анализу общественных явлений, социума и личности – психологический и социологический.
Несмотря на то, что данная программа предназначена для студентов-социологов, было бы неправомерно придерживаться в ней только социологического подхода. В целях объективности в курсе освещается как один, так и другой подход, анализируются различные научные позиции, приводятся и психологические и социологические концепции и теории, что позволяет дать студентам более полноценное знание и возможность самостоятельно размышлять о потенциале и перспективах того или иного научного подхода. Однако курс «Социальной психологии» не может быть универсальным сразу для всех специальностей, поэтому в данной программе для социологов значительно расширен раздел по изучению психологии больших социальных общностей.

Предлагаемый курс является обобщающим современные представления о социальной психологии, современных социально-психологических методах работы и, несомненно, послужит дальнейшему углублению знаний студентов. Курс подготавливает студентов к овладению такими дисциплинами ОПП бакалавриата 040100 «Социология» (профиль «Общая социология») как «Социология личности», «Социология организаций», «Социология управления», ассистированию деятельности социального психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности, реализации интерактивных методов, социально-психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников.


III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «социальная психология»

Настоящий курс предполагает овладение студентами такими общекультурными и профессиональными компетенциями как:



  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

  • умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5).

В результате освоения дисциплины «Социальная психология» студенты должны:

  • знать:




  • ключевые понятия и принципы социальной психологии;

  • предметные области социальной психологии;

  • методы, методики и технологии работы социального психолога;

  • основные вехи в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом, а также классические и современные социально-психологические теории и школы;

  • механизмы мышления и поведения людей в социальных группах.

  • уметь:




  • использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

  • активно участвовать в обсуждении вынесенных на семинарское занятие вопросов, делать сообщение, выступать с докладом;

  • формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии.

  • владеть:




  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих социально-психологическое содержание;

  • навыками получения необходимой информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;

  • приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

  • практическими навыками для анализа конкретных социально-психологических ситуаций.


IV. Структура и содержание дисциплины

«Социальная психология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции

практичес занятия

самостоят. работа

итого

Раздел I. «Объект, предмет и методы социальной психологии»

1.1

Тема «Объект и предмет социальной психологии»

второй

1-ая,

2-ая


2

2

4

8

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

1.2

Тема «Методы социальной психологии»

второй

3-ья,

4-ая


2

2

4

8

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

Раздел II. «История социальной психологии»

2.1

Тема «История становления и развития социальной психологии за рубежом»

второй

5-ая,

6-ая


2

2

6

10

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

2.2

Тема «Развитие отечественной социальной психологии»

второй

7-ая,

8-ая


2

2

6

10

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

Раздел III. «Социальная психология групп. Групповая динамика и лидерство»

3.1

Тема «Проблема групп в социальной психологии. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики»

второй

9-ая,

10-ая


2

2

4

8

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

Раздел IV. «Личность и закономерности общения людей»

4.1

Тема «Социально-психологические проблемы личности. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта.Ролевое поведение личности и социальные установки»

второй

11-ая,

12-ая


2

2

4

8

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

4.2

Тема «Психология общения»

второй

13-ая,

14-ая


2

2

4

8

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест

Раздел V. «Прикладные проблемы социальной психологии»

5.1

Тема «Прикладные проблемы социальной психологии»

второй

15-ая,

16-ая,


17-ая


2

4

6

12

оценки посещаемости и активности,

опрос,


реферат, эссе, тест










18-ая













зачет

Итого:

16

18

38

72



Содержание курса включает в себя следующие разделы: «Объект, предмет и методы социальной психологии», «История социальной психологии», «Социальная психология групп. Групповая динамика и лидерство», «Личность и закономерности общения людей», «Прикладные проблемы социальной психологии».



РАЗДЕЛ I. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1.1. «Объект и предмет социальной психологии». Дискуссии о предмете социальной психологии. Социологический и психологический акценты в социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. Личность и группа как объекты изучения в социальной психологии. Основные разделы исследования современной социальной психологии. Психология общения. Проблематика больших и малых социальных групп. Социально-психологические проблемы личности. Межгрупповое взаимодействие. Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой. Место в системе гуманитарных наук. Социальная психология и социальная практика. Значение социально-психологических исследований в социально-политической модернизации России.

Тема 1.2. «Методы социальной психологии». Этические проблемы в работе психолога, его социальная зрелость. Постановка проблемы исследования. Программа исследования, ее структурные компоненты. Типология методов социальной психологии. Методы сбора и анализа информации. Наблюдение, анализ документов, опросы. Методы психодиагностики. Тесты в социальной психологии: стандартизованные и проективные. Личностные тесты. Групповые методы исследования: социометрия. Методы психотерапии и психокоррекции. Социально-психологические тренинги. Игровые методы. Экспериментальные методы исследования и социальный эксперимент.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 2.1. «История становления и развития социальной психологии за рубежом». Первые исторические формы социально-психологического знания. Предпосылки возникновения социальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые социально-психологические концепции: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Взгляды В.Вунда. Концепция Г.Тарда. Работа Г.Лебона «Психология народов и масс». Работа В.Макдугалла «Введение в социальную психологию». Экспериментальный период развития социальной психологии. Фундаментальные теоретические направления социальной психологии: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. История становления бихевиоризма. Работы российского ученого И.И.Павлова и их влияние на психологию бихевиоризма в США. Основные программные положения бихевиоризма в работах Дж.Уотсона. Идеи Ф.Оллпорта, Э.Толмена, К.Халла и Б.Скиннера. Основные понятия теории научения А.Бандуры и их применение в социальной психологии. Представители необихевиористической традиции и проблематика их работ. История становления психоанализа. Структурные компоненты психики и их взаимовлияние. Модель бессознательной мотивации поведения. Тревога и ее роль в психической жизни личности. Влияние раннего детства на формирование характера личности. Подход З.Фрейда к проблематике массовой психологии и психологии группы. Концепция личности К.Хорни. История становления когнитивизма. Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Кофка, В.Келер). Теория поля К.Левина. «Групповая динамика». Когнитивистская ориентация в психологии (Т.Ньюком, Ч.Осгуд, П.Танненбаум, Л.Фестингер). Теории когнитивного диссонанса. Интеракционизм как "социологическая" ориентация в социальной психологии. Символический интеракционизм и проблема социальной структуры личности. Ролевые теории. Концепция "социальной драматургии" И.Гофмана.

Тема 2.2. «Развитие отечественной социальной психологии». Ранний этап развития российской социальной психологии. Идеи Н.К.Михайловского о герое и толпе. Социально-психологическая проблематика в трудах Л.И.Петражицкого. Психология народов и идеи А.А.Потебни. Коллективная рефлексология В.М.Бехтерева. Дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е годы. Позиция Г.И.Челпанова и ее оппоненты. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и его роль в определении предметной области социально-психологической науки. «Перерыв» в развитии советской социальной психологии. Педология и психотехника. Значение трудов А.С.Макаренко для социальной психологии. Развитие отечественной социальной психологии в 60 –90 годы. Исследование социальной психологии личности (И.С.Кон, В.Б.Ольшанский, Ю.А.Замошкин, В.С.Мерлин). Психология групп и коллективов (А.В.Петровский, Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, А.А.Бодалев). Разработка проблем методологии социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.В.Шорохова). Проблемы и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в российской социальной психологии.

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЛИДЕРСТВО

Тема 3.1. «Проблема групп в социальной психологии. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики». История изучения групп. Различные подходы к пониманию групп. Понятие «группа». Признаки группы. Характеристики группы: сплоченность, психологический климат, степень сходства между членами группы. Социально-психологические явления, возникающие в группе. Структура группы. Динамика развития группы. Причины перехода группы на более высокий уровень развития. Признаки зрелой группы. Представления об уровнях развития группы в отечественной психологии. Диффузная группа, группа-ассоциация, группа-корпорация, группа-коллектив. Особенности детского коллектива. Уровни развития детского коллектива. Виды групп, изучаемых в социальной психологии. Классификация групп. Структура, нормативное поведение в малой группе. Малая группа как сфера социализации, самореализации.

Внутригрупповая дифференциация. Социальный статус и роль личности в группе. Субъективные элементы роли. Статус и типы ролей в группе. Официальная и неофициальная структура ролей в группе: от "аутсайдера" до лидера. Ролевые конфликты. Социометрическая концепция Д.Морено. Понятие социометрического статуса члена группы. Социометрические "звезды", предпочитаемые, непредпочитаемые члены группы. Возможности метода социометрии для изучения ролевой структуры группы и особенностей межличностных отношений. Эффекты социального влияния группы: фасилитация, ингибиция, деперсонализация, сдвиг к риску. Взаимовлияние группы и индивида. Идентификация личности с группой. Феномен "группового сознания". Феномен группового давления. Конформизм как социальное явление. Уступчивость и одобрение как виды конформного поведения. Причины конформности. Эксперименты С.Аша и Милграма по исследованию конформизма в лабораторных условиях.

Социальный контроль группы над личностью. Внушаемость, нонконформизм, самостоятельность личности. Социальные и личностные факторы конформности человека. Исследование конформного поведения в отечественной социальной психологии (А.В.Петровский). Групповая сплоченность. Различные подходы к изучению групповой сплоченности в социальной психологии.

РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Тема 4.1. «Социально-психологические проблемы личности. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта. Ролевое поведение личности и социальные установки». Понятие личности. Индивид, человек, индивидуальность, личность. Развитие представлений о личности в социальной психологии. Модели личности в отдельных психологических школах: бихевиористской, психоаналитической, когнитивистской, интеракционистской, марксистской. Социальная природа феномена личности как способа существования человека в обществе. Личность в системе социальных связей. Типы взаимоотношения личности и общества. Влияние общества на личность: привитие духовной культуры, положительных социальных норм, возможности самореализации и развития различных умений, обратная связь как средство получения адекватной информации о себе, удовлетворение эмоциональных потребностей. Проблема социального характера.

Мотивационная структура личности. Критерии уровня личностного развития: позиция, система отношений личности к себе, к людям, к окружающей действительности; социальная зрелость, как способность нести ответственность за принятое решение; умение преодолевать препятствия на пути к реализации целей деятельности. Самосознание, самооценка и самоидентификация личности. Самооценка и уровень притязаний личности. Способности, природные ресурсы, уровень волевого развития личности. Эмоциональное самочувствие личности. Масштабность личности как комплекс межличностных и общественных отношений, персонифицированных в деятельности человека. Теоретические и эмпирические исследования Я-концепции личности.

Социальная установка как механизм взаимовлияния социальной среды и личности. Понятие установки в разных психологических школах. Концепция Д.Н.Узнадзе. Современные западные исследования социальных установок (аттитюдов). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Функции социальной установки в регуляции ролевого поведения. Возможности прогнозирования поведения на основе исследования социальной установки Эксперименты Лапьера. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А.Ядова. Индивидуальные схемы установок в стрессовой ситуации. Ролевое поведение и установка. Расхождение установки и реального поведения. Формирование социальных установок в процессе информационного воздействия. Роль средств массовой информации в формировании установок. Психология пропаганды и контрпропаганды. Устойчивость установок и проблема их изменения.

Тема 4.2. «Психология общения». Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Значение общения для развития индивида и общества. Потребность в общении как фундаментальная потребность человека. Единство общения и деятельности. Виды и функции общения. Вербальные и невербальные средства общения. Структура общения. Коммуникативный компонент общения. Барьеры в общении. Виды невербальной коммуникации. Социальная перцепция. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними. Эффекты межличностного восприятия: "ореола", "первичности", "новизны". Содержание и значение процесса стереотипизации. Феномен "каузальной атрибуции" – интерпретации причин поведения другого человека. Феномен межличностной аттракции – эмоциональная сторона межличностного восприятия. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Интерактивный компонент общения. Типы взаимодействия. Манипулятивное воздействие в процессе общения. Условия, препятствующие манипуляции. Коммуникативные техники. Использование приемов слушания, говорения, взаимодействия в общении. Приемы коммуникации и личность коммуникатора. Эффективность использования коммуникативных приемов в общении.

РАЗДЕЛ V. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 5.1. «Прикладные проблемы социальной психологии». Основные направления прикладной социальной психологии. Сущность социально-психологического воздействия. Социальная психология моды, рекламы, массовых коммуникаций. Особенности социально-психологической диагностики и консультирования. Социальная психология в сфере бизнеса, управления, в банковском деле. Психология маркетинга. Кадровый менеджмент и службы персонала в организациях. Психологическое обеспечение избирательных кампаний. Исследование и психологическая коррекция личности политика. Психологические службы в школе. Исследование социально-психологических факторов отклоняющегося поведения подростков.
V. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040100 «Социология» (квалификация (степень) «бакалавр») и профилю подготовки «Общая социология» реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе разнообразных форм работы студентов: прослушивание лекционного курса в аудитории с написанием подробного конспекта; ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги; внеаудиторная работа с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся (например, чтение и конспектирование рекомендованной литературы; работа над рефератом и эссе по выбранной студентом теме).

Содержание лекций закрепляется и дополняется практическими занятиями (при этом удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50% аудиторных занятий, а занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 50% аудиторных занятий).

Для повышения эффективности восприятия материала рекомендуется, помимо устного изложения, использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции.



VI. Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Социальная психология» предусматривает самостоятельную подготовку студентов к аудиторным занятиям, направленную на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных социально-психологических текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания социально-психологических аспектов различных значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении актуальных проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных психологов. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к предъявляемой аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо тезиса, развития либо опровержения той или иной позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста, посвященное какой-либо значимой классической либо современной социально-психологической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.



Итоговая оценка по учебной дисциплине «Социальная психология» складывается из следующих элементов:

  • текущий контроль – оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль – эссе, тестирование;

  • итоговый рубежный контроль – зачет.


Примерная тематика семинарских занятий

Каталог: sites -> default -> files -> education
education -> Рабочая программа дисциплины
education -> Федеральное государственное бюджетное
education -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
education -> Программа производственной практики (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)
education -> Рабочая программа дисциплины Моделирование экономического роста Направление подготовки Экономика Профиль подготовки
education -> Рабочая программа дисциплины Управленческая экономика Направление магистерской программы 080200 Менеджмент Профиль
education -> Рабочая программа дисциплины Физиология физического воспитания и спорта Направление подготовки
education -> Создание образовательной развивающей среды для одаренных детей
education -> Рабочая программа дисциплины Введение в специальность Направление подготовки
education -> Рабочая программа дисциплины Социальная психология Направление подготовки 050400 -психолого-педагогическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница