Программа дисциплины «Системная семейная терапия субличностей в работе с парой»



Скачать 230.9 Kb.
Дата22.02.2016
Размер230.9 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Рабочая программа дисциплины «Системная семейная терапия субличностей в работе с парой» для образовательной программы "Системная семейная психотерапия" направления 37.04.01 "Психология




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук

Департамент психологии




Рабочая программа дисциплины «Системная семейная терапия субличностей в работе с парой»
для образовательной программы «Системная семейная психотерапия»

направления подготовки магистра 37.04.01 Психология


Разработчики программы

Травкова Марина Рахимжоновна, travkovam@mail.ru

Черников Александр Викторович к.п.н., chernikov-av@mail.ru

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________
Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

А.Я. Варга_________________ [подпись]

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 Психология, уровень подготовки: магистр и Рабочим учебным планом образовательной программы «Системная семейная психотерапия», утвержденным в 2015 г.


1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины " Системная семейная терапия в работе с парой- от субличностей к сексуальным дисгармониям.» являются знакомство с двумя терапевтическими методами. Первый терапевтический метод, получивший название «Терапия Внутренней Семейной Системы» (Internal Family Systems Therapy) был создан Ричардом Шварцем в начале 90-годов и является современной системной интегративной моделью, применимой, как в работе с одним человеком, так и с семейной группой. Работа с внутренними системами супружеской пары позволяет быстро получить доступ к травматическим переживаниям партнеров, лежащих в основе их Цикла уязвимости. В ходе обучения студенты осваивают основные постулаты и методологические принципы подхода, историю его возникновения, знакомятся с видеозаписями работы основателя данного направления и обучаются применять его в терапевтической практике. Обучение проходит в режиме тренинга с элементами супервизии студентов и личной терапии.

Второй метод это основные направления классической системной сексуальной терапии , а также с современным этапом ее развития. Студенты осваивают основные постулаты и методологические принципы подхода, историю его создания, основные методы и техники, которые в нем применяются. Затем в тренинге студенты осваивают на практике методики и техники работы с парами, обратившимися по поводу низкого сексуального влечения. Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системного мышления и системной работы с парами с низким сексуальным влечением, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с низким сексуальным влечением в паре, а также при обращении одного из супругов.



2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать философию, постулаты, методические принципы и историю создания Системной семейной терапии субличностей.

Знать философию, постулаты, методические принципы, историю создания классической терапии сексуального влечения в паре, как например подход Вильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон, а также подход Хелен Каплан, и знать философию, постулаты, методические принципы современных школ системной сексуальной терапии, представленных Ульрихом Клементом, Эстер Перель и Дэвидом Шнархом.

Уметь системно мыслить, выдвигать системные гипотезы относительно типов субличностей и их функций, а так же низкого влечения в паре, формулировать предписания и домашние задания для пары, проводить разъяснительную работу с парой и предлагать интервенции, опираясь на антидифицитарную модель низкого сексуального влечения в паре.

Иметь навыки (приобрести опыт) выявления субличностей, участвующих в проблеме, определять их позитивные цели, проводить дифференцирование центрального Я, работать с травмированными частями и использовать модель субличностей в работе с супружеской парой.

Иметь навыки отработки техник сбора информации о проблеме, приобрести опыт ведения интервью с парой, выдвижения системных гипотез, отслеживания негативного цикла низкого сексуального влечения в паре, предписания техник и домашних заданий, прямых поведенческих ритуалов.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

- Обладает достаточными знаниями для дальнейшего систематического и критического освоения нового материала.

- Способен понять границы своих компетенций, личностные ресурсы и ограничения при работе с низким сексуальным влечением в паре и при работе в модели частей Я.



Интерактивные лекции по системной семейной терапии низкого влечения в парах, терапии субличностей, обсуждения, тренинги, анализ отрывков из видеофильмов, анализ видеосессий лидеров направления, психотерапевтической работы с парами с низким сексуальным влечением.

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М7

- Способен вести и модерировать диалог пары в ситуации ситуации конфликта и эмоциональной напряженности

- Владеет навыками снятия эмоциональной напряженности при взаимодействии с парой, находящейся на консультации.



Повтор и тренинг базовых техник системного консультирования в применении к конфликтным парам и парам, находящимся в дистерссе. Работа с симулированной парой, отработка ситуации клиентского "сопротивления". Отработка в малых группах ситуаций работы с не вовлеченным и слабо мотивированным партнером, работа с симулированной парой. Анализ видеозаписей работы с супругами в остром конфликте.


Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные способы деятельности

СК-М1

- Обладает системным мышлением

- Умеет увидеть и проанализировать контекст отношений и взаимодействия , явные и скрытые коммуникативные послания.

Умеет увидеть и проанализировать типы субличностей и виды поляризации между ними.


Тренинг, позволяющий системно определять место терапевта при работе с низким сексуальным влечением в парах. Отработка в группах навыков определения собственных установок и представлений, которые могут иметь влияние на работу. Групповые дискуссии по итогом ролевых игр, упражнений, супервизии случаев и просмотра отрывков из учебных и художественных фильмов по теме работы с частями Я.

Способен к восприятию, анализу и обобщению устных сообщений (лекций) и письменных (в том числе и интернет)

ИК – М. 2.1.

- Способен концептуализировать данные, полученные из научной и практической литературы.

- Анализирует, сопоставляет и делает самостоятельные выводы с учетом индивидуальных особенностей каждой клиентской пары.

- Способен критически и последовательно изложить свои мысли для обращения за супервизией.


Аутодидактическое изучение научной и прикладной литературы, тренинг формулирования вопросов для дальнейшей их отработки в группах.

Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок.


ИК – М 7.1. (ПС)

- Разрабатывает стратегию работы и обуславливает выбор терапевтических интервенций для каждого конкретного клиента или супружеской пары.

Умеет выделить основные признаки и механизмы проявления низкого сексуального влечения в паре, а также его взаимосвязь с системным циклом пары и межличностными отношениями, способен к построению гипотез для дальнейшей работы.




Тренинг терапевтического взаимодействия в рабочих группах по три человека. Анализ видеоматериалов с получением затем обратной связи в группах. Работа с реальными клиентами – участниками обучения и симулированной парой.



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих _магистерскую подготовку.

.

Для магистерской программы Системная Семейная Психотерапия настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями из области психологии семьи, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, консультативной психологии, клинической психологии.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Конструктивистские подходы в системной терапии семьи

Эмоционально-фокусированная терапия пар

Системная семейная терапия субличностей в работе с парой

Психологическая помощь при разводе

Терапия низкого сексуального влечения в паре

Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар

Супервизорская практика



Клиническая практика

4Тематический план учебной дисциплины


Системная семейная терапия в работе с парой- от субличностей к сексуальным дисгармониям.




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




Раздел 1. Системная семейная терапия субличностей

36







16

20

1.

Введение в Системную семейную терапию субличностей.

8







4

4

2.

Стадии терапевтической работы.

6







2

4

3.

Использование системной семейной терапии субличностей в работе с детскими травмами.

11







5

6

4.

Применение Системной семейной терапии субличностей в работе с супружеской парой.

11







5

6




Раздел 2. Психотерапия низкого сексуального влечения в паре

34







14

20

5

Введение в терапию низкого сексуального влечения в парах

6







2

4

6

Классическая терапия низкого влечения в паре. Подход Мастерс и Джонсон и Хелен Сингер Каплан.

14







6

8

6.1.

История возникновения классической терапии низкого влечения в паре и ранние принципы работы.

4







2

2

6.2.

Циркулярное интервью и сбор информации при работе с низким сексуальным влечением в парах.

5







2

3

6.3.

Способы подачи обратной связи, домашние задания- программа упражнений на "чувственное фокусирование"

5







2

3

7

Современный этап системной семейной терапии низкого влечения в паре.

14







6

8

7.1

Основные модели системной семейной терапии низкого влечения в паре в настоящее время: модели работы по Ульриху Клементу, Эстер Перель и Дэвиду Шнарху.

4







2

2

7.2

Модель Клемента: схема работы с парой с использование индивидуального сексуального профиля.

5







2

3

7.3

Техники работы в современных моделях системной семейной терапии низкого сексуального влечения в паре

5







2

3

8

Итоговая аттестация

2










2




ИТОГО

72







30

42

5Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Параметры




Итоговый

Экзамен

Устный экзамен.

5.1Критерии оценки знаний, навыков


Во время проведения коллоквиума студенты должны продемонстрировать навыки системного мышления при работе с низким сексуальным влечением в парах. Понимание пройденного материала. Уметь четко, логично и последовательно представлять результаты выполненной работы в устной и письменной форме


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Раздаточные материалы высылаются по электронной почте.



Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на интерактивных лекциях и практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий на лекциях, привлечение заданий для самостоятельной работы как аргументов, инициативность в тренингах, высокий уровень профессиональной рефлексии.. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:оценивается полнота и глубина освещения темы в групповых дискуссиях, творческость при оценке клинических случаев. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,3 * Отекущий + 0,4* Оауд + 0,3* Осам.работа


Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена в пользу студента.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,5*·Онакопл + 0,5*·Оитоговый

Способ округления накопленной оценки – арифметический.



6Содержание дисциплины



Раздел 1. Системная семейная терапия субличностей (16 ауд.ч.)


  1. Введение в системную семейную терапию субличностей. (4 ауд. часа)

История возникновения метода. Метафоры множественности психики. Центральное Я (Сэлф) и типы субличностей. Функции «менеджеров» и «пожарных». Шкала диссоциации. Составление карты частей, уменьшение внутренней поляризации и работа с травмой как основные цели в работе с субличностями.
Практические занятия.

Разогрев на клиентскую работу. Использование игрушек и метафорических карт для выделения группы субличностей. Демонстрационные сессии со студентами в роли клиентов. Обсуждение типов выявленных субличностей и их функций.



Темы для самостоятельной работы.

Множественность психики и системное мышление. Составление чернового варианта карты своих субличностей.



Литература.

  1. Шварц Ричард Системная семейная терапия субличностей. М. «Научный мир» 2011г.

  2. Николс М. Шварц. Семейная терапия. Концепции и методы. М. Эксмо 2004г.

  3. Черников А.В. Использование терапии внутренних семейных систем в работе с супругами / Тезисы к Международной конференции ППЛ «Психотерапия и консультирование: технологии и духовное измерение». Москва, 10-11 октября, 2009 // Психотерапия. – № 10. – 2009, с. 111—113. 200 экз.(http://supporter.ru/ru/21-biblioteka/24-terapiya-vnutrennikh-semejnykh-sistem)

  4. Holmes Tom, Holmes Lauri “Parts Work” 2007.




  1. Стадии терапевтической работы. (2 ауд. часа).

Знакомство клиента с методом и введение языка частей. Получение доверия у менеджеров. Выбор субличности для работы и дифференциация центрального Я. Определение функций и позитивных намерений менеджеров и пожарных. Отсоединение от изгнанников.

Практические занятия.

Техника отодвигания вмешивающихся частей и дифференциация самости. Упражнение в малых группах по определению позитивных намерений субличностей – защитников. Открытие наличия субличностей - «изгнанников».

Анализ отрывков из художественных фильмов, иллюстрирующих изменение внутренних состояний.

Темы для самостоятельной работы.

Методы работы с внутренним миром: «Внутренний взор» и «Прямой доступ». Безопасный вход во внутреннюю систему. Сотрудничество с «менеджерами». Типичные страхи «менеджеров». Терапевт как детектор субличностей.



Литература.

  1. Шварц Ричард Системная семейная терапия субличностей. М. «Научный мир» 2011г.

  2. Черников Александр Викторович, Применение Терапии Внутренних семейных систем (Internal Family Systems Therapy) в работе с супругами. http://www.supporter.ru/pages.php?idr=61&id=319&pageid=2

  3. Schwartz Richard, Goulding Regina “The Mosaic Mind” 1995

  4. Sweezy M, Ziskind E. Internal Family Systems Therapy In Clinical Practice: New Dimensions.




  1. Использование системной семейной терапии субличностей в работе с детскими травмами. (5 ауд. часов)

Представления о том, как возникают субличности. Теория структурной диссоциации. Первичная, вторичная и третичная диссоциация личности. Типы внутренних конфликтов и тактика работы с поляризованными субличностями. Техника восстановления «Изгнанников» из прошлого. Освобождение субличностей от груза экстремальных идей, долженствований и семейных ожиданий.

Практические занятия.

Проработка детских травм на примере терапевтических случаев. Технические приемы и возникающие сложности. Учебный фильм «техника рескриптинга» - переписывания сценария травматической сцены. Техника «Аффективно-соматический мост». Упражнения в малых группах.



Темы для самостоятельной работы.

Шаги в освобождении субличности от застревания в прошлом, снятие груза и нахождение для субличности новой роли. Гармонизация внутренней системы вне терапии.



Литература.

  1. Шварц Ричард Системная семейная терапия субличностей. М. «Научный мир» 2011г.

  2. Онно Ван дер Харт и др. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия хронической психической травмы. М.Когито-центр. 2013г.

  3. Sweezy M, Ziskind E. Internal Family Systems Therapy In Clinical Practice: New Dimensions.

  4. Early Jay Working with Anger in Internal Family Systems Therapy.




  1. Применение Системной семейной терапии субличностей в работе с супружеской парой (5 ауд.ч.)

Прослеживание связей между внутренней поляризации частей Я и конфликтами в семейной системе клиента. Выделение субличностей в работе с парой. Организация диалога супругов от лица их самости. Выражение потребностей субличностей вместо их отыгрывания. Работа с травмированным «изгнанником» одного из партнеров перед лицом другого. Планирование сложного разговора с использованием модели субличностей. Техника повышения уверенности в Самости..

Практические занятия.

Анализ учебного фильма - «Работа Ричарда Шварца с супругами». Супервизия преподавателем работы студентов в проведении ролевой игры с симулированной супружеской парой.



Темы для самостоятельной работы.

Семья с точки зрения модели субличностей. Четыре параметра систем у Шварца (развитие, баланс, гармония и руководство). Использование модели субличностей для понимания основ выбора партнера по браку. Сходства и различия ЭФТ пар и супружеской терапии на основе модели Шварца. Реакция субличностей самого терапевта на работу с супругами.



Литература.

  1. Шварц Ричард Системная семейная терапия субличностей. М. «Научный мир» 2011г.

  2. Черников Александр Викторович, Применение Терапии Внутренних семейных систем (Internal Family Systems Therapy) в работе с супругами. http://www.supporter.ru/pages.php?idr=61&id=319&pageid=2

  3. Schwartz Richard “You Are The One You’ve Been Waiting For”. 2008.

  4. Sweezy M, Ziskind E. Internal Family Systems Therapy In Clinical Practice: New Dimensions.

  5. Holmes Tom, Holmes Lauri “Parts Work” 2007.



Раздел 2. Психотерапия низкого сексуального влечения в паре (14 ауд.ч.)


  1. Вводная лекция. 2 ауд. часа. Представление об системной семейной психотерапии низкого влечения в паре. Понятие функции и места симптома. Понятие гипноза проблемы. Понятие культурных и исторических особенностей, обусловивших терапию. Сравнение классической дефицитарной и современной анти-дифицетарной моделей. Основные установки в работе с низким влечением в парах.

Темы для самостоятельной работы – Классическая модель работы с низким влечением в паре.

Литература –

1. И.С.Кон "Введение в сексологию. Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов" "Олимп" , 1999

2. И.С. Кон "Вкус запретного плода. Сексология для всех" "Редакция журнала "Семья и школа", 1997

3. У. Мастерс, В. Джонсон "Мастерс и Джонсон о любви и сексе" "Ретур" 1991

4. В. Доморацкий. "Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств" "Академический проект. Культура" 2006


  1. Классическая терапия низкого влечения в паре. Подход Мастерс и Джонсон и Хелен Сингер Каплан. 6 ауд. часов

2.1. История возникновения классической терапии низкого влечения в паре и ранние принципы работы.

Принципы работы и методологические установки классической системной психотерапии низкого влечение в паре. Понятие функции симптома как центрального концепта в работе Мастерс и Джонсон. Сексуальное просвещение и техники работы с низким сексуальным влечением по Хелен Сингер Каплан.



Практические занятия - Определение функции и места симптома в коммуникативном паттерне пары. Работа с симулированной парой.

    1. Циркулярное интервью и сбор информации при работе с низким сексуальным влечением в парах. Диагностика проблемы, предъявляемой парой. Циркулярное интервью, проясняющие вопросы, клинические карты. Разбор цикла взаимодействия вокруг симптома.

Практические занятия- работа в парах над упражнениями, работа с симулированной парой.

    1. Способы подачи обратной связи, домашние задания- программа упражнений на "чувственное фокусирование". 8-недельная программа Мастерс и Джонсон. Чувственное фокусирование как метод и домашнее задание. Разбор случаев из практики Каплан и Мастерс и Джонсон. .

Практические занятия. Работа с симулированной семьей. Отработка в группе для подачи обратной связи.

Темы самостоятельных занятий. Мифы о сексе и сексуальном развитии. Этапы формирования либидо и некоторые сексологические аспекты, связанные с работой с низким сексуальным влечением в паре. Наиболее часто встречающиеся трудности в работе и критическое осмысление подхода Мастерс и Джонсон.

Литература

  1. А. Варга. Введение в системную семейную психотерапию. М.Когито-Центр, 2011.

  2. Кон И.С. "Клубничка на березке. Сексуальная культура в России" "Время", 2010

  3. Кон И.С. "Подростковая сексуальность на пороге 21 века""Феникс", 2001

  4. Х. С. Каплан "Сексуальная терапия" "Класс" , 2001

  5. Шадрина Анна "Не замужем. Секс, любовь и семья за пределами брака" "Новое литературное обозрение", 2014

  6. М. Яффе, Э. Фенвик "Секс в жизни мужчины" "Медицина", 1990

  7. М. Яффе, Э. Фенвик "Секс в жизни женщины" "Медицина", 1991



  1. Современный этап системной семейной терапии низкого влечения в паре (6 ауд. ч.).


3.1 Основные модели системной семейной терапии низкого влечения в паре в настоящее время: модель работы по Ульриху Клементу, Эстер Перель и Дэвиду Шнарху. Антидифицитарный подход к функции симптома.

3.2 Модель Клемента: Первый, второй и третий этапы системной семейной психотерапии низкого сексуального влечения в паре. Использование индивидуального сексуального профиля. Работа с фантазиями. Шесть уровней дифференциации по Шнарху.

3.3. Техники работы в современных моделях системной семейной терапии низкого влечения в паре. Использование клинических карт и опросников. Шкалирование. Четырехчастная модель работы с фантазиями и желаниями. Техника "закрытых конвертов" как метафора супружеского взаимодействия. Техника "супружеская хореография". Переструктурирование симптома.

Практические занятия

Просмотр и анализ художественного фильма с точки зрения системной семейной терапии низкого сексуального влечения в паре.

Тренинг техник. Работа в тройках с симулированной парой. Работа в группе с использованием рефлексивной команды и подачей обратной связи.

Литература.

  1. Сборник статей "Гендер и общество в истории" "Алетейя", 2007

  2. Л. Щеглов Эрос в зеркале культуры // Русский имаго 2001. Исследования по психоанализу культуры. СПб., 2002, с. 243—251.

  3. Е. Кащенко "Стимулирование сексуального влечения" "Ленанд", 2015

  4. У. Клемент "Хороший секс несмотря на любовь" "Эксмо", 2011

  5. Д. Готтман «Как сохранить любовь в браке" "Питер", 2014

  6. Х. Фишер «Почему мы любим. Природа и химия романтической любви" "Альпина нон-фикшн", 2012

  7. Мэри Роуч «Секс для науки. Наука для секса» "Альпина нон-фикш", 2015

  8. Эстер Перель «Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт" "Манн, Иванов и Фербер", 2015

Темы для самостоятельной работы.

Роль сексуального симптома в коммуникации пары и поддержание "гипноза проблемы" Трансформация представлений о сексуальности и сексуальные мифы в современной России.

Работа с сопротивлением пары и сложности, возникающие в терапии пар с низким сексуальным влечением.

Анализ коммуникации пары вокруг сексуального симптома из выбранного художественного фильма.

7Образовательные технологии


В процессе преподавания данной учебной дисциплины используются: интерактивные формы проведения занятий: ролевые игры в работе с симулированной парой ( «пара», «терапевт», супервизор») психологические тренинги на отработку методик и техник системной семейной терапии пар с низким сексуальным влечением, просмотр и анализ отрывков видеофильмов.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для экзамена

  1. Техники доступа к субличностям и их символизация.

  2. Структура терапевтической сессии в шаги в работе с частями Я.

  3. Методы работы с внутренним миром: «Внутренний взор» и «Прямой доступ».

  4. Сотрудничество с «менеджерами». Типичные страхи «менеджеров».

  5. Стратегии работы с травматическими воспоминаниями.

  6. Первичная, вторичная и третичная диссоциация личности.

  7. Типы внутренних конфликтов.

  8. Освобождение субличностей от груза экстремальных идей, долженствований и семейных ожиданий.

  9. Организация диалога супругов от лица их самости.

  10. Планирование сложного разговора с использованием модели субличностей. Техника повышения уверенности в Самости.

  11. Сходства и различия ЭФТ пар и супружеской терапии на основе модели Шварца.

  12. На какие теоретические основы опиралась классическая системная семейная терапия низкого влечения в паре? Что используется по сей день?

  13. Как проводилась диагностика и классифицировались проблемы?

  14. На какие теоретические основы опирается современная системная семейная терапия низкого влечения в паре?

  15. Каковы диагностические критерии в современной системной семейной терапии низкого влечения в паре?

  16. Чем отличается применение техники "чувственного фокусирования" по Мастерс и Джонсон в классической и современных моделях терапии?

  17. Как определяется место сексуального симптома в коммуникации пары в классической и современной терапии низкого влечения в парах?

  18. В чем разница терапевтических целей и создаваемых для них домашний заданий в классической и современной модели системной семейной терапии низкого влечения в парах?

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


  1. Шварц Ричард Системная семейная терапия субличностей. М. «Научный мир»

2011г.

2. Е. Кащенко "Стимулирование сексуального влечения" "Ленанд", 2015, 224c.

3. У. Клемент "Хороший секс несмотря на любовь" "Эксмо", 2011, 336c.

9.2Основная литература


  1. Schwartz Richard “You Are The One You’ve Been Waiting For”. 2008.
  2. 2 . И.С.Кон "Введение в сексологию. Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов" "Олимп" , 1999, 228 с.


  3. В. Джонсон, Р. Колодни, У. Мастерс "Введение в сексологию", "Мир", 1998, 702с.

  4. В. Доморацкий. "Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств" "Академический проект. Культура" 2006, 480с.

  5. А. Варга. Введение в системную семейную психотерапию. М.Когито-Центр, 2011, 184с.

  6. Х. С. Каплан "Сексуальная терапия" "Класс" , 2001, 160с.

  7. Е. Кащенко "Стимулирование сексуального влечения" "Ленанд", 2015, 224с.

  8. У. Клемент "Хороший секс несмотря на любовь" "Эксмо", 2011, 336с.

  9. Э. Перель «Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт" "Манн, Иванов и Фербер", 2015, 240с

9.3Дополнительная литература


  1. Николс М. Шварц. Семейная терапия. Концепции и методы. М. Эксмо 2004г.

  2. Черников А.В. Использование терапии внутренних семейных систем в работе с супругами / Тезисы к Международной конференции ППЛ «Психотерапия и консультирование: технологии и духовное измерение». Москва, 10-11 октября, 2009 // Психотерапия. – № 10. – 2009, с. 111—113. 200 экз.(http://supporter.ru/ru/21-biblioteka/24-terapiya-vnutrennikh-semejnykh-sistem)

  3. Черников Александр Викторович, Применение Терапии Внутренних семейных систем (Internal Family Systems Therapy) в работе с супругами. http://www.supporter.ru/pages.php?idr=61&id=319&pageid=2

  4. Онно Ван дер Харт и др. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия хронической психической травмы. М.Когито-центр. 2013г.

  1. Schwartz Richard, Goulding Regina “The Mosaic Mind” 1995

  2. Holmes Tom, Holmes Lauri “Parts Work” 2007.

И.С. Кон "Вкус запретного плода. Сексология для всех" "Редакция журнала "Семья и школа",



1997, 464с.

  1. У. Мастерс, В. Джонсон "Мастерс и Джонсон о любви и сексе" "Ретур" 1991, 556с.

  2. Кон И.С. "Сексуальная культура в России. Клубничка на березке" "Айрис-Пресс", 2005, 446с.

  3. Кон И.С. "Подростковая сексуальность на пороге 21 века""Феникс", 2001, 208с.

  4. Шадрина Анна "Не замужем. Секс, любовь и семья за пределами брака" "Новое литературное обозрение", 2014, 240с.

  5. М. Яффе, Э. Фенвик "Секс в жизни мужчины" "Медицина", 1990, 160с.

  6. М. Яффе, Э. Фенвик "Секс в жизни женщины" "Медицина", 1991, 176с.

  7. 8.Сборник статей "Гендер и общество в истории" "Алетейя", 2007, с. 2-242.

  8. Л. Щеглов Эрос в зеркале культуры // Русский имаго 2001. Исследования по психоанализу культуры. СПб., 2002, с. 243-251.

  9. Д. Готтман «Как сохранить любовь в браке" "Питер", 2014, 304с.

  10. Х. Фишер «Почему мы любим. Природа и химия романтической любви" "Альпина нон-фикшн", 2012, 320с.

  11. Мэри Роуч «Секс для науки. Наука для секса» "Альпина нон-фикш", 2015, 320с.



10Материально-техническое обеспечение дисциплины



Проектор для лекций и практических занятий, раздаточные материалы.
Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница