Программа дисциплины семейная педагогика



Скачать 141,63 Kb.
Дата18.02.2016
Размер141,63 Kb.
#9069
ТипПрограмма дисциплины
МГУ имени М.В. Ломоносова

факультет педагогического образования

Программа дисциплины
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Составитель: Новикова Галина Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: психология семейного воспитания, функции семьи, семейная педагогика, родительская позиция, стили и методы семейного воспитания, подготовка молодежи к семейной жизни.


  1. Организационно-методический раздел

Модернизация российского образования проводится на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и направлена на активизацию роли участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, семьи, общественности. В этих условиях возрастает необходимость эффективного взаимодействия педагогов, детей и родителей.

В современном обществе все заметнее проявляется кризис семейного воспитания: семьи хуже, чем раньше, выполняют свою главную функцию – воспитание детей. Известно, что воспитательная функция семьи намного превышает воспитательное воздействие школы, СМИ, улицы, друзей, литературы и искусства. Психологи и педагоги вывели следующую зависимость: успешность формирования личности обусловлена прежде всего семьей. Чем более адаптирована к жизни в обществе семья, чем больше родительского тепла и внимания уделяется детям, тем выше результаты физического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания детей. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. По словам В.А. Сухомлинского педагогическая культура родителей «выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека».

Целью курса является ознакомление слушателей с основными научными подходами к изучению семейных взаимоотношений, приобретение умения целостно воспринимать и разрешать конфликтные ситуации в социально-педагогических процессах, опираться на синтез знаний психологии и педагогики семейного воспитания в собственной жизни и будущей преподавательской деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:



  • освоение понятийных средств диагностики и анализа семейных взаимоотношений;

  • изучение воспитательных функций семьи, характеристик оптимальной родительской позиции и типичных ошибок в семейном воспитании;

  • ознакомление с современными формами взаимодействия семьи и образовательных учреждений;

  • моделирование и планирование конструктивных решений конфликтных ситуаций в семейных взаимоотношениях, в том числе трудностей школьного обучения.



Требования к уровню усвоения курса

Слушатель должен уметь:



  • организовать эффективное взаимодействие педагогов и родителей учеников;

  • применять анкеты и тесты, направленные на диагностику особенностей жизнедеятельности семьи учеников в своей педагогической практике;

  • разрабатывать и проводить сюжетно-ролевые игры и социально-психологические тренинги семейной направленности в различных формах школьной и внешкольной воспитательной деятельности, пропагандировать ценности семейного образа жизни;

  • моделировать содержание уроков по подготовке молодежи к семейной жизни, освоить методики проведения конференций, уроков-диспутов по темам подготовки молодежи к семейной жизни;



  1. Содержание курса


Тема 1. Основные закономерности функционирования и развития семьи

Краткая история развития науки о семье. Современные модели семьи. Понятие семьи как системы. Функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Специфически семейные репродуктивная и воспитательная функции.

Структура семьи и её нарушения. Жизненный цикл семьи, семейные подсистемы и границы.
Семинарско-практические занятия по теме 1

Порядок выдвижения гипотез о функциональности или степени дисфункции семьи.

Практикум: диагностика с помощью проективных техник семейной структуры, иерархических отношений, подсистем и границ между ними. Методики «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи».
Вопросы и задания по теме 1


  1. Раскройте понятие семьи как системы.

  2. Определите функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.

  3. Что называется структурой семьи, в чем проявляются её нарушения?

  4. Опишите жизненный цикл семьи, понятие семейных подсистем и границ.

  5. Семья как коммуникативная система: виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия.

  6. В чем могут проявляться особенности семей в зависимости от мотивов вступления в брак, культурного, образовательного и профессионального уровня супругов?



Тема 2. Социально-психологические проблемы современной семьи

Изменение ролей мужа и жены в современной семье. Искажение и нарушение чувства любви, нарушение общения. Виды нарушений жизнедеятельности семьи.

Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи, концепция патологизирующего семейного наследования. Понятия семейного стресса и копинга, латентное семейное нарушение и его причины.
Семинарско-практические занятия по теме 2

Групповая дискуссия по теме «Современные проблемы семьи». Цель – сформировать правильные установки и дать ориентиры в наиболее сложных вопросах семейной жизни. Методическое обеспечение – экспресс-анкета «Твое отношение к семье».


Вопросы и задания по теме 2

  1. Проведите классификацию и охарактеризуйте социально-педагогические проблемы современной семьи.

  2. Почему растет значение семьи в социально-экономической и культурной жизни общества?

  3. Как влияет общество на тип семьи, её структуру и функции?

  4. Каким образом проявляются вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи?

  5. В чем состоит концепция патологизирующего семейного наследования?

  6. Опишите проблемы современной семьи с точки зрения социолога, философа, педиатра, психолога, педагога, демографа, экономиста, юриста.

  7. Какие неблагоприятные тенденции отмечаются в настоящее время в становлении семьи?


Тема 3. Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики

Мотивы воспитания и родительства. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения. Уровень протекции, забота, внимание родителя, удовлетворение потребностей ребенка. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти.

Семейная педагогика и социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество, способы контроля, поощрения и наказания. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Нарушение процесса воспитания в семье. Психологические причины нарушений в семейном воспитании. Диагностика типов патологизирующего воспитания. Основные принципы и методики коррекции семейных отношений. Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка.


Семинарско-практические занятия по теме 3

Цели и задачи коррекционной работы педагога и психолога в области детско-родительских отношений. Знакомство с принципами организации социально-психологических тренингов «Школа для родителей», «Профилактика семейных конфликтов» и др. Использование сюжетно-ролевых игр.


Вопросы и задания по теме 3

  1. Раскройте содержание понятия «воспитательный потенциал семьи».

  2. Какие понятия используются для теоретического и экспериментального анализа детско-родительских отношений?

  3. Каковы причины возможных нарушений в формировании родительской позиции.

  4. Раскройте содержание и опишите стили детско-родительских отношений в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

  5. В чем состоит авторитет родителей?

  6. Опишите методы семейной педагогики: убеждение, требование, упражнение, пример, поощрение, наказание.


Тема 4. Влияние семьи на становление личности ребенка

Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений. Ключевые понятия программ воспитания; методы и приемы воспитательного воздействия. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты родительского отношения. Типичные роли ребенка в семье. Характеристики оптимальной родительской позиции.

Типы семейного воспитания. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка.

Возрастная динамика отношений в семье к ребенку. Особенности формирования родительской позиции в периоды младенчества, раннего детского возраста, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Связь поколений в обществе и семье как механизм культурного наследования.


Семинарско-практические занятия по теме 4

Ознакомление, обсуждение и анализ основных характеристик часто встречаемых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, гиперпротекция, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, гиперсоциализирующее воспитание, жестокое обращение с ребенком, воспитание в культе болезни, воспитание вне семьи.


Вопросы и задания по теме 4

  1. Назовите основные характеристики детско-родительских отношений.

  2. Какими параметрами характеризуются эмоциональные отношения между родителями и детьми?

  3. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных типов воспитания?

  4. Возможно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях?

  5. Каковы причины нарушения семейного воспитания?

  6. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния?

  7. Должны ли родители ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания?

  8. Опишите зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.

  9. Какое влияние на развитие ребенка оказывает доминирующая гиперпротекция? Воспитание по типу повышенной моральной ответственности? Потворствование? Гиперсоциализирующее воспитание?


Тема 5. Взаимодействие в семье: развитие самостоятельности и помощь в учении

Что должны знать родители о школе. Система требований, условий и возможностей школьного образования.

Понятие «нормы» психического развития ребенка. Понятие «норма» воспитания и развития ребенка. Формирование внутренней позиции школьника средствами семейного воспитания. Проблема психологической готовности к обучению в школе. Что значит «уметь учиться». Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников.

Виды нарушений поведения детей. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением. Младшие школьники «группы риска»: часто болеющие, дети с синдромом дефицита внимания, медлительные, демонстративные, тревожные дети, леворукий ребенок в школе. Основные принципы развивающей и коррекционной работы с детьми.


Семинарско-практические занятия по теме 5

Практикум: разработка тематических родительских собраний: «Как воспитывать самостоятельность?», «Как помочь ребенку учить уроки?», «Организация семейного досуга» и др.

Диагностика уровней познавательного развития школьников, комплексная программа изучения поведения школьника.
Вопросы и задания по теме 5


  1. Опишите психическое развитие мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. В чем состоят психологические проблемы неуспеваемости младших школьников?

  3. Опишите способы преодоления трудностей младших школьников в овладении основными учебными навыками (письмо, чтение, счет).

  4. В чем состоят причины интеллектуальной пассивности учащихся? Каковы способы выявления и преодоления интеллектуальной пассивности учащихся?

  5. Составьте рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей.

  6. Составьте рекомендации для родителей по правильному оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий.


Тема 6. Основы социального партнерства семьи и образовательного учреждения

Характеристики, цели и ценности субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, руководства образовательных учреждений. Современные социальные позиции детей и родителей в образовательном пространстве России. Образование и социальное неравенство – подходы к изучению проблемы. Теоретические основы педагогической поддержки семейного воспитания. Сущность социально-педагогической поддержки семей учеников

Направления взаимодействия ОУ с семьями учеников: изучение семей, педагогическое просвещение, развитие воспитательного потенциала, привлечение родителей к участию в деятельности классного коллектива. Содержание работы ОУ с родителями: формирование основ психолого-педагогических знаний родителей; участие родителей в учебно-воспитательном процессе; участие родителей в управлении ОУ. Индивидуальные и групповые формы работы: круглый стол, мини-лекция, брифинг, родительский лекторий, родительское собрание, родительский комитет, праздник, дискуссия, конференция и др.
Семинарско-практические занятия по теме 6

Вопросы организации работы с родителями школьников. Особенности диагностических материалов, используемых в работе с родителями учеников. Методики определения удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.



Проведение семейных досуговых мероприятий, диспутов и дискуссий с родителями школьников. Информационно-методические материалы для подготовки учителя к родительским собраниям.
Вопросы и задания по теме 6

  1. Каковы принципы и правила общения педагога с родителями школьников?

  2. Опишите особенности взаимодействия с семьями воспитанников различных типов учреждений системы образования.

  3. Охарактеризуйте традиционные и инновационные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.


Организация самостоятельной работы
Основной характер учебной деятельности студентов – развивающий, поэтому большое внимание уделяется самостоятельной исследовательской деятельности в целях развития комплексного анализа семейных проблем. Главное условие организации самостоятельной работы – поэтапное развитие способности к рассмотрению сложных педагогических ситуаций с опорой на психологические принципы воспитания, умения управлять собой и принимать грамотные решения в области урегулирования конфликтных взаимоотношений в педагогической деятельности.


  1. Тематика рефератов, курсовых работ




  1. Сравнительный анализ целей воспитания ребенка в различных философских и психологических подходах.

  2. Взаимосвязи целей и методов воспитания в различных моделях детско-родительских отношений.

  3. Модели родительско-детских отношений в «народной педагогике».

  4. Особенности зарубежной практики педагогической поддержки семьи.

  5. Отечественная социокультурная традиция педагогической поддержки семьи.

  6. Особенности стилей воспитания в многодетной, неполной семье и в семье с единственным ребенком.

  7. Механизмы взаимосвязи стиля родительского отношения и сценария жизни ребенка.

  8. Конфликты родителей и подростков: причины, содержание и функции.

  9. Причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции.

  10. Влияние личностных качеств родителя на характер, содержание и эмоциональную окраску детско-родительских отношений.

  11. Содержание и стиль детско-родительских взаимоотношений в подростковом и юношеском возрасте.

  12. Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.

  13. Гипотезы происхождения, исторические типы и национальные особенности семьи в России.

  14. Факторы устойчивости и стабильного развития семьи.

  15. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

  16. Основные виды и специфические особенности семейного консультирования.

  17. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников различных типов учреждений системы образования.

  18. Традиционные и инновационные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

  19. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечивающая реализацию полового воспитания.

  20. Пути и средства формирования нравственных принципов в процессе подготовки молодежи к семейной жизни.

  21. Требования к личности преподавателя курса по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.

  22. Активизация самостоятельной работы учащихся в процессе прохождения курса по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.

  23. Эффективные формы и методы подготовки учащихся к семейной жизни.

  24. Совместная работа образовательного учреждения, семьи и общественности по подготовке школьников к семейной жизни.

  25. Воспитательные возможности курса по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.



  1. Тематическое планирование по курсу




Наименование темы

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекции

семинарско-практические

Тема. 1. Основные закономерности функционирования и развития семьи

6

2

2

2

Тема. 2. Социально-психологические проблемы современной семьи

6

2

2

2

Тема. 3. Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики

6

2

2

2

Тема. 4. Влияние семьи на становление личности ребенка

6

2

2

2

Тема. 5. Взаимодействие в семье: развитие самостоятельности и помощь в учении

6

2

2

2

Тема. 6. Основы социального партнерства семьи и образовательного учреждения

6

2

2

2

Итого

36

12

12

12




  1. Рекомендуемая литература


Основная:


  1. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. 576 с.

  2. Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова и др. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 360 с.

  3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с.

  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. (2009) 192 с.


Дополнительная:


  1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 2009. 304 с.

  2. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 176 с.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2008. 320 с.

  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

  5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

  6. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.ya-roditel.ru

  7. Блог социального педагога, психолога http://mybloginfo.ru

  8. Автономная некоммерческая организация «Семья России» www.semyarossii.ru


Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Программа обсуждена на заседании учебно-методического совета ФПО МГУ и одобрена Отделением по педагогическому образованию УМО по классическому университетскому образованию.
Каталог: media -> courses -> course
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
course -> Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор развития современного общества Москва 2014 г
course -> Программа курса Май, 2014 г. Предмет науки о коммуникации. Феномен и функции медиа
course -> Программа дисциплины современное естествознание для направления подготовки 030900 «Юриспруденция» 4 семестр обучения
course -> Шифр учебной дисциплины
course -> Учебной дисциплины наименование дисциплины Геология полезных ископаемых Рекомендуется для направления подготовки
course -> Рабочая программа методика обучения компьютерной грамотности направление подготовки
course -> Курс лекций «Русский язык и культура речи»
course -> Учебный план программы «Информационные технологии в образовании»

Скачать 141,63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница