МГУ имени М.В. Ломоносова
факультет педагогического образования
Программа дисциплины
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Составитель: Новикова Галина Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент
Ключевые слова: психология семейного воспитания, функции семьи, семейная педагогика, родительская позиция, стили и методы семейного воспитания, подготовка молодежи к семейной жизни.
-
Организационно-методический раздел
Модернизация российского образования проводится на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и направлена на активизацию роли участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, семьи, общественности. В этих условиях возрастает необходимость эффективного взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В современном обществе все заметнее проявляется кризис семейного воспитания: семьи хуже, чем раньше, выполняют свою главную функцию – воспитание детей. Известно, что воспитательная функция семьи намного превышает воспитательное воздействие школы, СМИ, улицы, друзей, литературы и искусства. Психологи и педагоги вывели следующую зависимость: успешность формирования личности обусловлена прежде всего семьей. Чем более адаптирована к жизни в обществе семья, чем больше родительского тепла и внимания уделяется детям, тем выше результаты физического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания детей. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. По словам В.А. Сухомлинского педагогическая культура родителей «выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека».
Целью курса является ознакомление слушателей с основными научными подходами к изучению семейных взаимоотношений, приобретение умения целостно воспринимать и разрешать конфликтные ситуации в социально-педагогических процессах, опираться на синтез знаний психологии и педагогики семейного воспитания в собственной жизни и будущей преподавательской деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:
-
освоение понятийных средств диагностики и анализа семейных взаимоотношений;
-
изучение воспитательных функций семьи, характеристик оптимальной родительской позиции и типичных ошибок в семейном воспитании;
-
ознакомление с современными формами взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
-
моделирование и планирование конструктивных решений конфликтных ситуаций в семейных взаимоотношениях, в том числе трудностей школьного обучения.
Требования к уровню усвоения курса
Слушатель должен уметь:
-
организовать эффективное взаимодействие педагогов и родителей учеников;
-
применять анкеты и тесты, направленные на диагностику особенностей жизнедеятельности семьи учеников в своей педагогической практике;
-
разрабатывать и проводить сюжетно-ролевые игры и социально-психологические тренинги семейной направленности в различных формах школьной и внешкольной воспитательной деятельности, пропагандировать ценности семейного образа жизни;
-
моделировать содержание уроков по подготовке молодежи к семейной жизни, освоить методики проведения конференций, уроков-диспутов по темам подготовки молодежи к семейной жизни;
-
Содержание курса
Тема 1. Основные закономерности функционирования и развития семьи
Краткая история развития науки о семье. Современные модели семьи. Понятие семьи как системы. Функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Специфически семейные репродуктивная и воспитательная функции.
Структура семьи и её нарушения. Жизненный цикл семьи, семейные подсистемы и границы.
Семинарско-практические занятия по теме 1
Порядок выдвижения гипотез о функциональности или степени дисфункции семьи.
Практикум: диагностика с помощью проективных техник семейной структуры, иерархических отношений, подсистем и границ между ними. Методики «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи».
Вопросы и задания по теме 1
-
Раскройте понятие семьи как системы.
-
Определите функции семьи, нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.
-
Что называется структурой семьи, в чем проявляются её нарушения?
-
Опишите жизненный цикл семьи, понятие семейных подсистем и границ.
-
Семья как коммуникативная система: виды внутрисемейных контактов, конфликтные отношения и агрессия.
-
В чем могут проявляться особенности семей в зависимости от мотивов вступления в брак, культурного, образовательного и профессионального уровня супругов?
Тема 2. Социально-психологические проблемы современной семьи
Изменение ролей мужа и жены в современной семье. Искажение и нарушение чувства любви, нарушение общения. Виды нарушений жизнедеятельности семьи.
Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи, концепция патологизирующего семейного наследования. Понятия семейного стресса и копинга, латентное семейное нарушение и его причины.
Семинарско-практические занятия по теме 2
Групповая дискуссия по теме «Современные проблемы семьи». Цель – сформировать правильные установки и дать ориентиры в наиболее сложных вопросах семейной жизни. Методическое обеспечение – экспресс-анкета «Твое отношение к семье».
Вопросы и задания по теме 2
-
Проведите классификацию и охарактеризуйте социально-педагогические проблемы современной семьи.
-
Почему растет значение семьи в социально-экономической и культурной жизни общества?
-
Как влияет общество на тип семьи, её структуру и функции?
-
Каким образом проявляются вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи?
-
В чем состоит концепция патологизирующего семейного наследования?
-
Опишите проблемы современной семьи с точки зрения социолога, философа, педиатра, психолога, педагога, демографа, экономиста, юриста.
-
Какие неблагоприятные тенденции отмечаются в настоящее время в становлении семьи?
Тема 3. Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики
Мотивы воспитания и родительства. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения. Уровень протекции, забота, внимание родителя, удовлетворение потребностей ребенка. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти.
Семейная педагогика и социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество, способы контроля, поощрения и наказания. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Нарушение процесса воспитания в семье. Психологические причины нарушений в семейном воспитании. Диагностика типов патологизирующего воспитания. Основные принципы и методики коррекции семейных отношений. Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка.
Семинарско-практические занятия по теме 3
Цели и задачи коррекционной работы педагога и психолога в области детско-родительских отношений. Знакомство с принципами организации социально-психологических тренингов «Школа для родителей», «Профилактика семейных конфликтов» и др. Использование сюжетно-ролевых игр.
Вопросы и задания по теме 3
-
Раскройте содержание понятия «воспитательный потенциал семьи».
-
Какие понятия используются для теоретического и экспериментального анализа детско-родительских отношений?
-
Каковы причины возможных нарушений в формировании родительской позиции.
-
Раскройте содержание и опишите стили детско-родительских отношений в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
-
В чем состоит авторитет родителей?
-
Опишите методы семейной педагогики: убеждение, требование, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Тема 4. Влияние семьи на становление личности ребенка
Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений. Ключевые понятия программ воспитания; методы и приемы воспитательного воздействия. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты родительского отношения. Типичные роли ребенка в семье. Характеристики оптимальной родительской позиции.
Типы семейного воспитания. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка.
Возрастная динамика отношений в семье к ребенку. Особенности формирования родительской позиции в периоды младенчества, раннего детского возраста, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Связь поколений в обществе и семье как механизм культурного наследования.
Семинарско-практические занятия по теме 4
Ознакомление, обсуждение и анализ основных характеристик часто встречаемых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, гиперпротекция, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, гиперсоциализирующее воспитание, жестокое обращение с ребенком, воспитание в культе болезни, воспитание вне семьи.
Вопросы и задания по теме 4
-
Назовите основные характеристики детско-родительских отношений.
-
Какими параметрами характеризуются эмоциональные отношения между родителями и детьми?
-
Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных типов воспитания?
-
Возможно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях?
-
Каковы причины нарушения семейного воспитания?
-
Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния?
-
Должны ли родители ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания?
-
Опишите зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.
-
Какое влияние на развитие ребенка оказывает доминирующая гиперпротекция? Воспитание по типу повышенной моральной ответственности? Потворствование? Гиперсоциализирующее воспитание?
Тема 5. Взаимодействие в семье: развитие самостоятельности и помощь в учении
Что должны знать родители о школе. Система требований, условий и возможностей школьного образования.
Понятие «нормы» психического развития ребенка. Понятие «норма» воспитания и развития ребенка. Формирование внутренней позиции школьника средствами семейного воспитания. Проблема психологической готовности к обучению в школе. Что значит «уметь учиться». Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников.
Виды нарушений поведения детей. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением. Младшие школьники «группы риска»: часто болеющие, дети с синдромом дефицита внимания, медлительные, демонстративные, тревожные дети, леворукий ребенок в школе. Основные принципы развивающей и коррекционной работы с детьми.
Семинарско-практические занятия по теме 5
Практикум: разработка тематических родительских собраний: «Как воспитывать самостоятельность?», «Как помочь ребенку учить уроки?», «Организация семейного досуга» и др.
Диагностика уровней познавательного развития школьников, комплексная программа изучения поведения школьника.
Вопросы и задания по теме 5
-
Опишите психическое развитие мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста.
-
В чем состоят психологические проблемы неуспеваемости младших школьников?
-
Опишите способы преодоления трудностей младших школьников в овладении основными учебными навыками (письмо, чтение, счет).
-
В чем состоят причины интеллектуальной пассивности учащихся? Каковы способы выявления и преодоления интеллектуальной пассивности учащихся?
-
Составьте рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей.
-
Составьте рекомендации для родителей по правильному оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий.
Тема 6. Основы социального партнерства семьи и образовательного учреждения
Характеристики, цели и ценности субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, руководства образовательных учреждений. Современные социальные позиции детей и родителей в образовательном пространстве России. Образование и социальное неравенство – подходы к изучению проблемы. Теоретические основы педагогической поддержки семейного воспитания. Сущность социально-педагогической поддержки семей учеников
Направления взаимодействия ОУ с семьями учеников: изучение семей, педагогическое просвещение, развитие воспитательного потенциала, привлечение родителей к участию в деятельности классного коллектива. Содержание работы ОУ с родителями: формирование основ психолого-педагогических знаний родителей; участие родителей в учебно-воспитательном процессе; участие родителей в управлении ОУ. Индивидуальные и групповые формы работы: круглый стол, мини-лекция, брифинг, родительский лекторий, родительское собрание, родительский комитет, праздник, дискуссия, конференция и др.
Семинарско-практические занятия по теме 6
Вопросы организации работы с родителями школьников. Особенности диагностических материалов, используемых в работе с родителями учеников. Методики определения удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении.
Проведение семейных досуговых мероприятий, диспутов и дискуссий с родителями школьников. Информационно-методические материалы для подготовки учителя к родительским собраниям.
Вопросы и задания по теме 6
-
Каковы принципы и правила общения педагога с родителями школьников?
-
Опишите особенности взаимодействия с семьями воспитанников различных типов учреждений системы образования.
-
Охарактеризуйте традиционные и инновационные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Организация самостоятельной работы
Основной характер учебной деятельности студентов – развивающий, поэтому большое внимание уделяется самостоятельной исследовательской деятельности в целях развития комплексного анализа семейных проблем. Главное условие организации самостоятельной работы – поэтапное развитие способности к рассмотрению сложных педагогических ситуаций с опорой на психологические принципы воспитания, умения управлять собой и принимать грамотные решения в области урегулирования конфликтных взаимоотношений в педагогической деятельности.
-
Тематика рефератов, курсовых работ
-
Сравнительный анализ целей воспитания ребенка в различных философских и психологических подходах.
-
Взаимосвязи целей и методов воспитания в различных моделях детско-родительских отношений.
-
Модели родительско-детских отношений в «народной педагогике».
-
Особенности зарубежной практики педагогической поддержки семьи.
-
Отечественная социокультурная традиция педагогической поддержки семьи.
-
Особенности стилей воспитания в многодетной, неполной семье и в семье с единственным ребенком.
-
Механизмы взаимосвязи стиля родительского отношения и сценария жизни ребенка.
-
Конфликты родителей и подростков: причины, содержание и функции.
-
Причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции.
-
Влияние личностных качеств родителя на характер, содержание и эмоциональную окраску детско-родительских отношений.
-
Содержание и стиль детско-родительских взаимоотношений в подростковом и юношеском возрасте.
-
Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.
-
Гипотезы происхождения, исторические типы и национальные особенности семьи в России.
-
Факторы устойчивости и стабильного развития семьи.
-
Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
-
Основные виды и специфические особенности семейного консультирования.
-
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников различных типов учреждений системы образования.
-
Традиционные и инновационные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
-
Организация учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечивающая реализацию полового воспитания.
-
Пути и средства формирования нравственных принципов в процессе подготовки молодежи к семейной жизни.
-
Требования к личности преподавателя курса по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.
-
Активизация самостоятельной работы учащихся в процессе прохождения курса по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.
-
Эффективные формы и методы подготовки учащихся к семейной жизни.
-
Совместная работа образовательного учреждения, семьи и общественности по подготовке школьников к семейной жизни.
-
Воспитательные возможности курса по подготовке молодежи к семейной жизни и ответственному родительству.
-
Тематическое планирование по курсу
Наименование темы
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
лекции
|
семинарско-практические
|
Тема. 1. Основные закономерности функционирования и развития семьи
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Тема. 2. Социально-психологические проблемы современной семьи
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Тема. 3. Стили и методы семейного воспитания. Основы семейной педагогики
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Тема. 4. Влияние семьи на становление личности ребенка
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Тема. 5. Взаимодействие в семье: развитие самостоятельности и помощь в учении
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Тема. 6. Основы социального партнерства семьи и образовательного учреждения
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Итого
|
36
|
12
|
12
|
12
|
-
Рекомендуемая литература
Основная:
-
Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. 576 с.
-
Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова и др. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 360 с.
-
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с.
-
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. (2009) 192 с.
Дополнительная:
-
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
-
Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 176 с.
-
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2008. 320 с.
-
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
-
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
-
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.ya-roditel.ru
-
Блог социального педагога, психолога http://mybloginfo.ru
-
Автономная некоммерческая организация «Семья России» www.semyarossii.ru
Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Программа обсуждена на заседании учебно-методического совета ФПО МГУ и одобрена Отделением по педагогическому образованию УМО по классическому университетскому образованию.
Поделитесь с Вашими друзьями: |