Программа дисциплины «Психология развития и возрастная психология»



Скачать 465.8 Kb.
страница1/4
Дата15.02.2016
Размер465.8 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 37.03.01 Психология

тип ООП академический бакалавриат

Владивосток 2015

Рабочая программа дисциплины «Психология развития и возрастная психология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01. «Психология» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367)

Составитель: Гимаева Рита Маснавиовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии, grita1959@yandex.ru

Утверждена на заседании кафедры философии и юридической психологии от 16.05.2015 г., протокол № 9.


Зав. кафедрой ФЮП ______________________ Коротина О.А


«___»_________ 2015 г.

1 Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является - овладение целостным представлением о психическом развитии человека и психологических особенностях каждого возраста от младенчества до старости и аналитическим подходом к современным концепциям развития психики и личности человека, а также, синтетическим подходом к личности конкретного человека, который не является механической суммой психических функций и состояний. Дисциплина относится к базовой части ООП.

Задачи освоения дисциплины - овладение способностью оценивать уровень развития отдельных психических функций и личности в целом;

- знание основные теории психического развития личности;

- факторов определяющих развитие человека;

- знание психологических особенностей развития человека в каждом возрасте,

- принципы и методы диагностики и коррекции развития отдельных психических функций, эмоциональных состояний;

- умение использовать психодиагностические методики для постановки психологического диагноза;



- проектировать и организовывать ситуации совместной деятельности в ситуациях: воспитатель – ребенок – родитель, учитель – ребенок – родитель.

2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемыми результатами обучения по дисциплине, являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.



Таблица 1 – Формируемые компетенции

Название ООП ВО

Компетенции

Название компетенции

Составляющие компетенции

37.03.01. Психология

ПК-4

Способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

Умения:

прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях

Владения:

навыки реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

37.03.01. Психология

ПК-5

Способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

Умения:

умение использовать психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов

Владения:

навыками интерпретации полученных данных

37.03.01. Психология

ПК-7

Способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

Умения:

умение использовать психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов

Владения:

навыками интерпретации полученных данных

37.03.01. Психология

ПК-8

Способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии

Умения:

умение использовать психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов

Владения:

основными приёмами диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп

37.03.01. Психология

ПК-10

Способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий

Знания:

Факторов реализации учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров

Умения:

Оценивать процесс реализации учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров

Владения:

Современными активными и интерактивными методами обучения и инновационными технологиями

3 Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Психология развития и возрастная психология» относится к базовой, общепрофессиональной части ООП, так как предусматривает изучение развития человека, психических функций, особенностей развития личности на протяжении всего жизненного пути человека, что является основой для формирования многих профессиональных компетенций психолога. Широкие междисциплинарные связи данного курса позволяют в рамках изучения возрастной психологии осуществить интеграцию знаний, получаемых в курсах общей психологии, истории психологии, социальной психологии, методологических основ психологии, психологии личности и психодиагностики.



4 Объем дисциплины (модуля)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Общая трудоемкость дисциплины


Название ООП

Форма обучения

Индекс

Семестр курс

Трудоемкость

(З.Е.)


Объем контактной работы (час)

СРС

Форма аттестации

Всего

Аудиторная

внеаудиторная

лек

прак

лаб

ПА

КСР

Психология

ОФО

Б.3.Б.11

3

3

51

17




34







57

З

4

4

60

34




17

9




84

Э

ЗФО

Б.3.Б.11

5

3

48

4

8




36




96

Э

6

4

48

4

8




36




60

Э

ОЗФО

Б.3.Б.11

5

3

48

2

10




36




60

Э

6

4

48

2

10




36




96

Э

5 Структура и содержание дисциплины (модуля)

5.1 Структура дисциплины (модуля)

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Структура дисциплины



Название темы

Вид занятия

Объем час

Кол-во часов в интерактивной и

электронной



форме

СРС

1.

Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология

Лекц.

2

2

2

2.

Проблема возраста. Теории периодизации психического развития

Лекц.

2

2

6

Лаб.

2







3.

Теории развития человека

Лекц.

6

4

10

Лаб.

6







4.

Детская психология. Детство как предмет науки.

Лекц.

2

2

2

Лаб.










5.

Младенчество

Лекц.

2

2

4

Лаб.

2







6.

Ранний возраст

Лекц.

2

4

6

Лаб.

2







7.

Дошкольный возраст

Лекц.

2

4

4

Лаб.

2







8.

Младший школьный возраст

Лекц.

2

4

4

Лаб.

2







9.

Подростковый возраст

Лекц.

2

2

4

Лаб.

2







10.

Психология юношеского возраста

Лекц.

2

4

4

Лаб.

2







11.

Ранняя взрослость

Лекц.

2

4

8

Лаб.

4







12.

Средняя взрослость

Лекц.

2

4

6

Лаб.

2







13.

Поздняя взрослость

Лекц.

2

4

6

Лаб.

2







5.2 Содержание дисциплины (модуля)

Тема №1. Предмет и задачи возрастной психологии (лекция-презентация)

Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Методы возрастной психологии. Специфика психического развития ребёнка. Развитие и рост. Преформированный и непреформированный типы развития. Основные факторы развития человеческой личности: генетические, социальные и культурные. Развитие ребёнка как «присвоение» достижений материальной и духовной культуры человечества.



Тема №2. Проблема возраста (лекция-презентация)

Теории периодизации психического развития. Проблема периодизации психического развития детей в трудах Л.С. Выготского. Возраст, как относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Понятие литических и критических периодов детского развития. Кризисы, их значение. Понятия основных новообразований возраста, центральной линии развития, социальной ситуации развития.



Тема №3. Теории развития человека (лекция-презентация, работа в группах – составление вопросов по материалам темы лекции)

Значение теорий развития личности. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, зрелом возрасте и старости. Биогенетический принцип в психологии, концепция рекапитуляции. Теория детского развития Ст. Холла. Нормативный подход к исследованию детского развития: работы А. Гезелла и Л. Термена.

Психоаналитическая традиция: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон. Представление о пяти стадиях психосексуального развития ребенка по З. Фрейду: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. Вклад А. Фрейд в развитие детского психоанализа: значение структур «Эго» и «Супер-эго» в развитии и социализации детей. Формирование механизмов психологической защиты как важная и необходимая составная часть развития структуры «Эго».

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Новообразования как важнейшая характеристика каждой стадии. Проблема эмоциональных кризисов у взрослых. Современный психоанализ. Понятия индивидуации, сепарации, дифференциации, нового сближения и консолидации в работах М. Малер. Теория триангуляции - концепция отношения «трёх личностей» М. Малер о роли отца в психическом развитии ребёнка.

Когнитивное направление. Теория развития детского интеллекта Ж. Пиаже. Понимание сохранения физических свойств веществ как один из критериев развития детского интеллекта. Понятия ассимиляции и аккомодации, схемы. Стадии когнитивного развития по Пиаже.

Когнитивное развитие в социальном контексте – Л.С. Выготский. Развитие человека как усвоение коллективно используемых значений и смыслов. Теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Проблема сознания в советской психологии.

Психологическая теория деятельности. Периодизация психического развития, на основе выделения ведущего типа деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) как попытки преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно – потребностной и познавательной сфер. Ведущие типы деятельности от младенчества до зрелости.

Теории научения. Бихевиоризм. Концепция реактивных существ. Классическое обусловливание. Оперантное обусловливание. Современный поведенческий анализ. Модификация поведения. Теория социального научения.

Теории «Я». Гуманистическая психология. Человек как нечто большее, чем сумма ролей, связка стимульно – реактивных шаблонов или комок животных влечений. Иерархия потребностей Маслоу. Самоактуализация - врожденная потребность человека в полном развитии своего потенциала. К. Роджерс и его влияние на педагогику и психотерапию. Р. Кеган и его теория развития Я – концепции индивидуума как восприятия им личной идентичности.

Тема №4. Детская психология. Детство как предмет науки (интерактивная лекция, лекция – дискуссия)

Отношение к детям в исторической перспективе. Роль семьи в развитие детей. Типы семейного воспитания. Развитие полоролевой идентичности. Различия между мужчинами и женщинами. Андрогинная личность.



Тема №5. Младенчество (лекция-презентация, интерактивная лекция)

Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Общая характеристика новорожденности. Особенности перехода от пренатального к постнатальному периоду развития. Возможности новорожденного. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества.

Собственно младенчество. Психосоциальное и эмоциональное развитие. Развитие реакций привязанности их значение. Когнитивное развитие. Языковое развитие. Условия раннего когнитивного и языкового развития. Кризис первого года жизни.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница